Индивидуальная программа развития ребенка в доу психолог

Благоприятные условия для развития познавательной деятельности и положительных личностных качеств у детей с ОВЗ создаются за счет реализации индивидуальных коррекционно-развивающих программ, предполагающих разные уровни усвоения материала.
При этом совместное воспитание детей с разными уровнями психического развития оказывает стимулирующее воздействие на детей с тяжелыми нарушениями, способствует их социальной адаптации, а у детей, не имеющих отклонений в психическом развитии, формируются гуманные личностные качества и коммуникативные умения, полезные в дальнейшей жизни.
Психолого-педагогическая работа начинается с углубленной диагностики.
Индивидуальная диагностика психического развития.
На протяжении всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении осуществляется психолого-педагогическая диагностика его развития. В процессе диагностики выявляется актуальный уровень развития психических функций, способности к усвоению нового, оптимальный вариант дальнейшего обучения в школе.
Уровень развития психических функций выявляется для того, чтобы определить, какие функции развиваются наиболее успешно и какие — отстают в развитии. Это необходимо, чтобы максимально опираться на сохранные функции в процессе учебно-воспитательной работы и стимулировать развитие отстающих функций с помощью специальных приемов. В связи с этим важно обнаружить у каждого ребенка именно сохранные звенья, с помощью которого можно сформировать начальную коммуникацию, или, например, механическая память, с помощью которой ребенок может усвоить элементарные знания.
Целью этих занятий является максимальное развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой и личностной сфер детей, т.е. всестороннее развитие личности ребенка.
Педагог-психолог при этом решает следующие задачи:
- развитие сохранных сторон познавательной деятельности;
- коррекция отклонений в психическом развитии;
- формирование компенсаторных способов познания окружающей действительности;
- формирование предпосылок учебной деятельности.
Основные направления в развитии познавательной деятельности на занятиях:
- развитие сенсомоторной сферы,
- развитие речи, развитие мышления,
- развитие внимания и памяти.
В процессе занятий должно проводиться формирование рациональных способов познания окружающего, целенаправленной деятельности, развитие мотивационного компонента, саморегуляции и самооценки.
На занятиях задания объединяются игровым или занимательным сюжетом, обеспечивающим целостность воспринимаемого материала.
Планирование работы осуществляется с учетом выявленныхв процессе обследования особенностей познавательной деятельности, развития эмоционально-волевой и личностной сферы детей.
Программа развития сенсомоторной сферы включает:
- развитие зрительного восприятия цветов: различение, называние цветов, классификация по цвету, рядообразование по интенсивности цвета;
- развитие зрительного и осязательного восприятия форм: различение, называние, классификация, трансформация форм;
- развитие зрительного и осязательного восприятия величин: различение, называние, классификация, трансформация, сравнение по величине, рядообразование по величине;
- развитие зрительного и осязательного восприятия фактуры предметов: различение, называние, классификация;
- развитие зрительного и осязательного восприятия пространственных отношений: понимание, называние, ориентирование, трансформация;
Развитие памяти и внимания:
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие зрительного внимания и памяти;
- следовое конструирование по образцу.
Развитие мышления:
- Сравнение и установление тождества объектов;
- развитие способности соотносить часть и целое;
- классификация объектов по 2-м признакам.
Развитие речи.
- развитие речевого общения с окружающими;
- увеличение пассивного и активного словарного запаса;
- формирование связной речи.
Развитие эмоционально-личностной сферы:
- умения выражать и понимать чувства окружающих людей;
- развитие коммуникативных навыков;
- формирование эмоциональной устойчивости, произвольной регуляции деятельности;
- формирование самооценки;
- обучение навыкам саморасслабления.
Подготовка к овладению учебной деятельностью:
- развитие мотивации к овладению чтением и письмом;
- индивидуальный подбор оптимальной позы для работы с книгой и с тетрадью;
- использование букв при проведении работ на развитие зрительного восприятия;
- обучение правильному удержанию карандаша, ручки или подбор индивидуального приема удержания;
- формирование навыков пространственной ориентировки в книге и тетради;
- формирование направления письма (сверху вниз и слева направо) на примере написания в строчках палочек, кружков, т.п.;
- формирование зрительно-моторной координации при письме (размер изображаемого, соблюдение интерваловмежду изображениями и т.п.). Вспомогательные приемы:
- использование карандашей и ручек с отягощением;
- «пассивное» письмо: педагог пишет рукойребенка;
- письмо в рамках, ограниченных трафаретом; обводка написанного;
- письмо в жирно очерченной рамке; обводка пунктирного изображения;
- письмо по опорным точкам.
В приложениях представлено распределение материала по возрастным группам. Разумеется, индивидуальная программа должна быть составлена, в первую очередь, с учетом актуального уровня развития ребенка. Мониторинг и анализ усвоения данной программы является основанием для корректировки программы.
Контингент воспитанников ДОУ для детей с ОВЗ разнообразен. Благоприятные условия для максимально возможного развития разных в психологическом отношении детей создаются за счет сочетания в образовательном процессе индивидуальных коррекционно-развивающих программ узконаправленных специалистов.
- Приложение 1
- Приложение 2
- Приложение 3
- Приложение 4
Источник
Коррекционно-развивающая работа в нашем ДОУ осуществляется мной
в следующих направлениях:
- Проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы по результатам диагностики
психологической готовности к школьному обучению
- Проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий с детьми старших групп по результатам диагностики познавательных
процессов
- Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий по коррекции и развитию эмоционально-волевой и личностной сферы детей старших и
подготовительных групп
* с детьми младшего и среднего дошкольного возраста провожу психопрофилактическую
работу
По результатам проведенного мониторинга я определяю группу детей, нуждающихся в индивидуальной
корекционно-развивающей помощи. На каждого из них составляю индивидуальный образовательный маршрут психолого-педагогического сопровождения.
Индивидуальный образовательный маршрут психолого-педагогического сопровождения ребенка подг. группы
ИОМ.pdf
Adobe Acrobat Document
504.1 KB
На подгруппу детей создается рабочая программа по развитию, коррекции или профилактики выявленных проблем. Сколько
подгрупп, столько и программ. Один из вариантов предлагаю вам для ознакомления.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для работы с подгруппой детей
Раб программа подг. гр.pdf
Adobe Acrobat Document
488.2 KB
Коррекционно-развивающую работу я строю на основе
ряда методических пособий и программ:
Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе
Sharokhina_starshaya_gruppa.PDF
Adobe Acrobat Document
557.2 KB
Раздаточный материал
razdat__material.PDF
Adobe Acrobat Document
1.1 MB
Куражева Н.Ю. и др.
Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников Цветик семицветик (5-6 лет)
Куражева_dlya_detey_5-6_let_.PDF
Adobe Acrobat Document
909.3 KB
Рабочая тетрадь Куражева_5-6_let_.pdf
Adobe Acrobat Document
4.4 MB
Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет
_priklyucheniya_budushih_pervoklas.pdf
Adobe Acrobat Document
1.6 MB
Рабочая тетрадь Куражева_6-7_let.pdf
Adobe Acrobat Document
7.1 MB
Катаева Л.И.
Работа психолога с застенчивыми детьми
Катаева Работа с застенчивыми.pdf
Adobe Acrobat Document
3.5 MB
Арцишевская И.Л.
Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду
Арцишевская Раота с гиперактивными.pdf
Adobe Acrobat Document
3.3 MB
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми
Лютова, Монина Тренинг.pdf
Adobe Acrobat Document
3.3 MB
Источник
Индивидуальный план работы
на межаттестационный период по повышению профессионального уровня Масленниковой Любовь Владимировны педагога-психолога муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №11 «Планета детства» Менделеевского муниципального района Республики Татарстан на 2013-2018 год
Содержание
Личная карта воспитателя
Пояснительная записка
Методическая тема
Программа профессионального развития педагога в межаттестационный период
Разделы программы профессионального развития педагога
Формы представления результатов педагогической деятельности
План самообразования
Предполагаемый результат
Формы отчета
Личная карта воспитателя
Фамилия
Масленникова
1.2.
Имя
Любовь
1.3.
Отчество
Владимировна
1.4.
Должность, по которой аттестуется работник
Педагог-психолог
1.5.
Место работы (полное наименование учреждения в соответствии с Уставом, с какого года работает в данном учреждении)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 11 «Планета детства» Менделеевского муниципального района Республики Татарстан, с 2011 года
1.6.
Населенный пункт (город, район)
Город Менделеевск Менделеевского муниципального района
1.7.
Стаж (педагогический)
10 год
1.8.
Стаж (по специальности)
6 год
1.9.
Образование (уровень образования, наименование учреждения высшего, среднего профессионального образования, квалификация по диплому, реквизиты диплома с указанием даты выдачи)
Ученая степень, год присвоения (при наличии) (реквизиты удостоверяющего документа)
Высшее профессиональное образование.
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Набережночелнинский государственный педагогический институт», педагогика и психология, педагог-психолог.
(Диплом ВСГ№2261505, 2008 г.)
1.10
Курсы повышения квалификации (не менее 72 часа за последние 5 лет) (тематика курсов, количество учебных часов, место проведения, наименование образовательного учреждения, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи
Профессиональная переподготовка
не менее 500 час, (при наличии) (наименование образовательного учреждения, где проводилось профессиональная переподготовка, количество учебных часов, полученная квалификация, реквизиты документа по итогам обучения с указанием дата выдачи)
Курсы повышения квалификации для психологов дошкольных образовательных учреждений по программе: «Методический инструментарий педагога-психолога в реализации ПООП дошкольной образовательной организации», 2018 год, 64 часа (удостоверение № 001854 от 27 .04.2018 г.)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Институт дополнительного профессионального образования».
Профессиональная переподготовка по программе «Дошкольная педагогика и психологи» федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов».
Диплом 040012526, 2014 год
1.11
Квалификационная категория (имеющаяся), дата присвоения и окончания срока действия квалификационной категории
Первая квалификационная категория
Дата присвоения с 30.12.2013 года до 30.12.2018 года
1.12
Государственные и отраслевые награды, включая Почетные грамоты (полное наименование награды, год награждения)
Иные поощрения (Благодарственные письма и др.)
Почетная грамота МКУ «Управление образования исполнительного комитета Менделеевского муниципального района РТ за достигнутые успехи, активную общественную деятельность, высокий профессионализм,2018 г
Почетная грамота администрации муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №11 «Планета детства» Менделеевского муниципального района РТ за подготовку детей к школьному обучению,2017 г
Благодарственное письмо Муниципального казенного учреждения «Управление культуры Исполнительного комитета Менделеевского муниципального района РТ за патриотическое воспитание детей, а так же за активное участие в подготовке торжественных мероприятий посвященных 73-годовщине Победы в Великой Отечественной Войне, 2018 г
Благодарственное письмо Муниципального казенного учреждения «Управление культуры Исполнительного комитета Менделеевского муниципального района РТ за добросовестный труд в системе образования, достигнутые успехи в воспитании и обучении подрастающего поколения и в связи с празднованием Дня психолога, 2018 г
Сертификат ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально педагогических технологий и ресурсов» за высокий уровень подготовки участников конкурса «Радуга идей-2014», 2014г.;
Благодарность проекта «Инфоурок» за существенный вклад в методическое обеспечение учебного процесса по преподаваемой дисциплине в рамках крупнейшей онлайн- библиотеки методических разработок для учителей, 2019 г..
Тема самообразования: «Практика работы педагога-психолога в ДОУ с детьми ОВЗ»
Пояснительная записка
Происходящие в последнее время существенные изменения в сфере образования Российской Федерации связаны с новым отношением к инвалидам и детям с ОВЗ.
Одной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от социального статуса, психофизиологических и личностных особенностей.
Отталкиваясь от государственной программы РФ «Доступная среда» мною был разработан проект «Понимаю, принимаю, поддерживаю»
В нашем дошкольном образовательном учреждении большое внимание уделяется изучению и внедрению интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
В международной конвенции о правах ребенка сказано, что каждый ребенок имеет право на воспитание и образование.
Педагогический коллектив детского сада отработал и успешно использует следующие модели интеграции:
Полной интеграции, когда ребенок с проблемами в развитии воспитывается в массовой группе. Овладеть программой обучения помогают специалисты, воспитатели группы, которую посещают ребенок.
Частичной интеграции, когда ребенок по состоянию здоровья посещает лишь некоторые занятия, и другие мероприятия проводимые в ДОУ.
На каждого ребёнка-инвалида, воспитанника МБДОУ, составлен план индивидуального социально-психолого-медико-педагогического сопровождения с учётом медицинского диагноза и результатов психолого-педагогического обследования, запросов родителей; ведется карта развития и здоровья ребенка, дневник наблюдений за ребёнком.
В процесс работы вовлечен весь коллектив детского сада. С детьми работают такие специалисты как: педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель. Медицинский персонал осуществляет оздоровительные и профилактические мероприятия. Но самая большая ответственность лежит на воспитателях группы, которую посещает такой ребенок.
Большое внимание уделено созданию развивающей среды. Разнообразная среда сенсорной комнаты, спортивного зала, логопедического кабинета и др. позволяет нам сделать процесс обучения интересным и наиболее эффективным.
Особая роль в организации данной работы мы отводим работе с родителями. Родители таких детей зачастую закомплексованы, боятся первых посещений детского сада, испытывают страх и неловкость за своего больного ребёнка. Наша задача показать и рассказать, что все сотрудники детского сада чутко, дружелюбно и заботливо относятся ко всем детям, и «особые» дети не исключение.
Родители воспитанников с ОВЗ посещают заседания клуба «Успешные родители», которым руковожу я. Клуб создан с целью расширения возможности вовлечения родителей в образовательное пространство, обучения их навыкам совместной с детьми деятельности, повышение уровня коммуникабельности, как детей, так и родителей, проведения просветительской работы с семьями воспитанников.
Практические занятия проводят специалисты: педагоги-психологи, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.
Такая работа позволяет формировать педагогическую культуру родителей; ориентировать родителей на создание оптимальных педагогических условий в семье, путем обучения родителей специфическим способам и приемам взаимодействия с ребенком на основе разработанного плана индивидуального социально-психолого-медико-педагогического сопровождения.
Атмосфера доверия в стенах детского сада способствует наращиванию личностного, познавательного и социального потенциала детей.
Дети-инвалиды, выпускники детского сада, успешно осваивают программный материал, комфортно чувствуют себя в группе сверстников.
Так же нами проводимые различные форумы и фестивали такие как «Каждый талантлив по своему», «Здоровая семья – сильная Россия», «Эко 2016 – моя планета», и ежегодные новогодние театрализованные представления дети в них активно участвуют. Родители избавились от депрессивных состояний, разделив груз забот о больном ребенке с педагогами, сотрудниками детского сада.
Надеемся, что наши воспитанники, получив многостороннюю квалифицированную помощь в детском саду, будут успешно обучаться в обычных массовых школах города.
Реализуя на практике процесс интеграции детей-инвалидов в сообщество своих сверстников, мы тем самым вносим свой вклад в гуманизацию нашего общества.
И хочется завершить свое выступление словами нашего президента: «…Из того, как общество относится к инвалидам делают выводы о том, насколько оно цивилизовано. И России здесь есть чему учиться»
Цели самообразования:
Адаптация и социализация детей с ОВЗ
Задачи:
Создание условий для успешной адаптации и социализации
Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
Основные направления самообразования:
профессиональное (образовательная деятельность) и методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения, информационно-компьютерные технологии);
психолого-педагогическое (ориентированное на детей и родителей),
охрана здоровья
Источники самообразования:
Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, выставки.
Формы самообразования:
Индивидуальная – через индивидуальный план, групповая – через участие в деятельности районных методических объединений педагогов — психологов , а также через участие в жизни детского сада.
Ожидаемый результат самообразования:
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
пополнение предметно — развивающей среды;
разработка и проведение открытых занятий, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;
участие во всероссийских конкурсах.
выступление на Педагогическом совете.
работа в творческой группе.
обобщение педагогического опыта.
открытый просмотр.
представление опыта в СМИ.
участие в конференциях, семинарах, выставках.
Программа профессионального развития педагога в межаттестационный период
Разделы программы профессионального развития:
1 Изучение психолого-педагогической литературы.
2 Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.
3.Освоение педагогических технологий; выстраивание собственной методической системы (отбор содержания, методов, форм, средств обучения).
4.Выбор критериев и показателей результата образования, разработка диагностического инструментария.
5. Участие в реализации программы развития дошкольного образовательного учреждения в системе методической работы.
6. Обучение на курсах повышения квалификации.
7.Участие в работе творческих, экспериментальных групп; проведение индивидуальной исследовательской, экспериментальной работы.
8.Обобщение собственного опыта педагогической деятельности (статьи, рекомендации, доклады, педагогическая мастерская, мастер-класс и т.д.)
Формы представления результатов педагогической деятельности
Серия учебных занятий
Методическая продукция
Портфолио
Собеседование
Творческий отчет
Представление результатов педагогической деятельности
Мастер-класс
Творческая мастерская
Педагогический проект
Отчет о результатах (ходе) экспериментальной, инновационной деятельности
Профессиональные конкурсы
Схема самоооценки занятия
оценка содержания учебного материала.
оценка эффективности способов деятельности на занятии
оценка основных характеристик деятельности, дошкольника на занятии.
оценка целей и результатов проведенного занятия.
оценка содержания игрового материала на занятии:
научность, доступность изучаемого учебного материала;
актуальность материала и его связь с жизнью;
степень новизны, проблемности и привлекательности полученной информации;
оптимальность объема предложенного для усвоения материала.
Методическая продукция педагога (учебно-программная документация)
● Рабочая программа
● тематические планы, технологические карты изучения тем курса.
● Описание методических особенностей преподавания отдельных вопросов программы, тем, разделов,
● Программно-методическое обеспечение
● Модель технологии обучения, описание методической системы.
● Проекты (конспекты) учебных, внеклассных занятий, семинаров, деловых игр, лабораторных и практических работ; сценарии предметных праздников, турнирных, конкурсных форм и т.д.
План самообразования.
Изучение литературы по профессиональной самоподготовке
Период изучения
1
Развитие ребенка в алкогольной семье. Возможности психокоррекции и реабилитации.
журнал: Школа здоровья
М.: Генезис, 1998 г. №1
2017
2
Жить с агрессивными детьми
Бютнер К.
Ленинград: Педагогика, 1991 г.
2018
3
Работа с детьми группы риска
Хананашвили Н.Л.
М.: НАН, 1999 г.
2018
4
Работа с детьми группы риска.
Ширгалин Б
М.: РБФ «НАН», 1999 г.
2018
Изучение литературы по диагностической и коррекционной работе
Период изучения
1
Психология формирования и развития личности
Л.И. Анциферовой. —
М.: Просвещение, 1961 г
2013
2
Методология и методика социально-педагогического исследования.
Загвязинский В.И.
М.: 1995.
2014
3
Практикум по детской психологии.
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.,
М.: Генезис, 1995 г
2015
4
Диагностика развития ребенка
А. А. Потапчук
М.: Генезис, 2007 г.
2016
5
Мотивация поведения
Асеев В. С.
М.: Просвещение, 1976 г
2016
6
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
Ирина Левченко, София Забрамная
М.: Академия , 2011 г.
2017
7
Ступеньки творчества или развивающие игры.
Никитин Б.П.
СПб, 1991.
2018
8
Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников
О. В. Хухлаева
М. «Академия», 2003 г
2018
10
Неврологические нарушения у детей. Причины, профилактика, коррекция
А. Ф. Тумашенко
М.: Детство-Пресс
2011 г.
2018
Результаты работы над темой
Предполагаемый результат: повышение качества обучения, рост мотивации и творческого потенциала воспитанников
Вывод: результатом моей работы является умение развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе поисково-исследовательской деятельности, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.
Список литературы:
1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
2. Деркунская В.А., Поведенок Н.П., Тимофеева Н.Н. Инновационные формы активизации профессионального творчества воспитателей ДОУ в условиях опытно-экспериментальной работы // Управление ДОУ. – 2005. — № 5. – с. 24.
3. Лебедева С.С. Косарева Л.К. Личностное и профессиональное развитие педагогов ДОУ // Управление ДОУ. – 2003. — № 1. – с. 23.
4. Поздняк Л.В. Основы управления дошкольным образовательным учреждением. – М.: АПО, 1994. – 125 с.
5. Сафонова О.А. Системный подход в управлении ДОУ // Управление ДОУ. – 2003. — № 1. – с. 24.
6. Третьякова П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. – М.: Новая школа, 2003. – 304 с.
7. Трошкина А.В. Программно-целевой подход в управлении ДОУ // Управление ДОУ. – 2003. — № 5. – с. 15.
Источник