Индивидуальная программа развития ребенка с зпр в начальной школе
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат Павлово-Посадского муниципального района Московской области
«Утверждаю»
Директор МКОУ школы-интерната
_____________Гришина М.Б.
«__03__»_апреля_2017 г.
Рабочая программа
коррекционно-развивающих занятий
для обучающихся с задержкой психического развития 1 – 4 классы
Программу разработала:
Черепенина А. В.
учитель-дефектолог
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий разработана на основе следующих документов:
— Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 21 декабря 2012 г.;
— Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19 декабря 2014 г.,
— Приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (корр.) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
— Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития;
— СанПин ОВЗ 2.4.2.3286 – 15 от 15.07.2015;
— Учебного плана МКОУ школы-интерната.
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с задержкой психического развития составлена для 1- 4 классов. Программа имеет обучающую, образовательную и социальную направленность.
Задания, составляющие основу программы, имеют индивидуальный, подгрупповой и групповой характер занятий. Продолжительность дефектологических занятий не превышает 15-20 минут (индивидуальная и подгрупповая форма) и 40 минут (групповая форма).
В начале каждого занятия в организационный момент включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка: восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышления. Эти упражнения помогают детям сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку. Это могут быть «пальчиковые» упражнения, артикуляционная гимнастика. Перед выполнением каждого задания дается подробная инструкция (для младших школьников повторяется один или несколько раз). Ученик должен сам оценивать качество выполнения задания и уметь контролировать свои действия. Выбирается оптимальный темп деятельности, установка делается не на скорость, а на качество. Оценивая работу, внимание акцентируется на положительном моменте и не заостряется на неудаче. Ученик должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен.
Психолого-педагогическая характеристика
обучающихся с задержкой психического развития
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР–наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
Цель и задачи программы
Целью рабочей программы является: развитие познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления); коррекция недостатков развития учебно-познавательной деятельности учащихся.
Задачи:
— формирование положительной учебной мотивации;
— снятие эмоционального напряжения;
— развитие памяти;
— развитие внимания;
— развитие восприятия;
— развитие мышления.
Программа коррекционно-развивающих занятий включает
следующие основные направления
— Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);
— Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
— Развитие восприятия (пространственного, слухового) и сенсомоторной координации;
— Формирование учебной мотивации;
— Развитие личностной сферы;
— Формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей.
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
1 класс
— ориентироваться в пространстве;
— называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу);
— полно отвечать на поставленные вопросы;
— составлять простые нераспространенные предложения;
2 класс
— анализировать простые закономерности;
— выделять в явлении разные особенности;
— вычленять в предмете разные качества;
— сравнивать предметы с указанием их сходства и различия по заданным признакам
3 класс
— строить простейшие обобщения;
— складывать узоры по образцу и памяти;
— стремиться к размышлению и поиску;
— переключаться с одного действия на другое.
4 класс
— выделять существенные признаки с последующим использованием проведенного обобщения и выявления закономерности;
— сравнивать и отличать от несущественных признаков;
— строить простейшие умозаключения.
Перспективное планирование
Направление работы | Цель проводимых мероприятий | Сроки выполнения |
1. Диагностика (учебно-познавательная деятельность) | 1.Определение актуального уровня развития ребенка, 2.Определение “зоны ближайшего развития”, индивидуальных путей коррекции. 3.Выявление учащихся, нуждающихся в специализированной помощи. | 3- 20 апреля |
2. Коррекционная деятельность (проведение индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий) | 1.Коррекция нарушений психического развития. 2.Формирование у учащихся необходимых для усвоения программного материала умений и навыков. | Апрель — Май |
3. Педагогическое просвещение Педагоги (индивидуальные консультации) Родители (индивидуальные консультации) | 1.Повышение компетентности педагогов в вопросах коррекционной педагогики и специальной психологии. 2.Составление рекомендаций учителям по применению специальных приемов в работе с учащимися. 1.Пропаганда знаний о возрастных и индивидуальных особенностях детей с нарушениями развития. 2.Рассмотрение частных вопросов, касающихся проблем воспитания и развития ребенка. | Апрель – Май Апрель — Май |
Список учащихся, зачисленных на коррекционно-развивающие занятия по результатам первичной диагностики
Класс | Индивидуальные | Подгрупповые | Групповые |
1 «А» | Кияница Алексей | ||
2 «А» | Серегина Ольга | ||
3 «А» | Зубарев Егор, Сысоенко Ксения | ||
3 «Б» | Некрасов Константин, Сидоров Алексей, Владимиров Алексей | ||
4 «А» | Дмитриев Александр, Иванилов Егор |
Календарно – тематическое планирование
коррекционно-развивающих занятий 1-4 классы
Дата | Тема занятия | Содержание работы | Участники | Содержание коррекционно-развивающего процесса |
3-6.04.17 | — Наблюдение за учащимися во время уроков и внеурочное время; — Беседа с учителями. | 1-4 классы, учителя | Выбор учащихся, нуждающихся в помощи учителя — дефектолога | |
10-20. 04.17 | — Диагностическое обследование | 1-4 классы, учителя | Заполнение индивидуальных дефектологических карт; Формирование групп (по схожему нарушению); Разработка перспективного плана работы |
1 класс
Дата | Тема занятия | Содержание коррекционно-развивающего процесса |
24.04.17 | «Бери осторожно»; Числа и цифры | Развитие умения правильно называть предметы, развитие слуховой памяти; Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций |
25.04.17 | «Пишущая машинка»; Заглавная и строчная буква Кк,Гг | Развитие произвольного внимания, зрительных ощущений; Анализ написания букв Г,К. Составление схемы к словам. Подбор имён. |
26.04.17 | «Закончи рисунок»; Прямой и обратный счет в пределах10. | Развитие артикуляции, пространственных представлений; Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание. |
2.05.17 | «Запомни сочетание фигур»; Заглавная и строчная буква Пп | Развитие фонетико-фонематического восприятия, пространственных представлений; Анализ написания буквы п. Гласные и согласные буквы. |
3.05.17 | «Назови четвёртое слово»; Сложение и вычитание в пределах 10. | Развитие умения выполнять словесные поручения, формирование элементов самоконтроля, развитие слуховых ощущений; Состав числа, порядок числа, операции с числами. |
10.05.17 | «Запретное движение»; Заглавная и строчная буква Тт,Дд | Развитие объема внимания, развитие осязательных ощущений; Анализ написания букв Т,Д. Написание предложений. Подбор слов на букву Т. |
15.05.17 | «Одинаковое, разное»; Устное сложение чисел в пределах 10. | Развитие непосредственной вербальной памяти, пространственных представлений; Закрепление навыков выполнения устного сложения. |
16.05.17 | «Не путай цвета»; Геометрические фигуры | Развитие слухового внимания, непосредственной вербальной памяти; Закрепление знаний о геометрических фигурах. |
17.05.17 | «Что это»; Заглавная и строчная буква Зз | Развитие памяти на последовательность действий, пространственных представлений, понятийного мышления; Анализ написания буквы З. |
22.05.17 | «Объедини по смыслу»; Заглавная и строчная буква Вв и Фф | Развитие умения анализировать и сравнивать образец, произвольного внимания; Расширение знаний, развитие словаря, развитие мыслительных процессов, развитие памяти, развитие речи. |
23-24.05.17 | Повторение пройденного материала |
2 класс
Дата | Тема занятия | Содержание коррекционно-развивающего процесса |
24.04.17 | «За одну минуту»; Сложение однозначных чисел с переходом через десяток. | Развитие произвольного внимания, слуховой памяти, наглядно-образного мышления; Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание. |
25.04.17 | «Письмо инопланетянина»; Действие и его название. | Развитие умения ориентироваться в пространстве листа, наглядно-образного мышления; Правильная постановка вопроса что делает? |
27.04.17 | «Объедини по смыслу»; Прямой и обратный счет в пределах10. | Развитие зрительной памяти, пространственных представлений, произвольности средних движений; Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание. |
2.05.17 | «Поверни квадрат»; Предлог как отдельное слово. | Развитие мышления, вербальной памяти; Предлоги – в, на ,в, с, из, у. |
4.05.17 | «Добавь слово»; Разложение двузначного числа на десятки и единицы. | Развитие умения ориентироваться в пространстве листа, логической памяти, тонко координированных движений; Состав числа, порядок числа, операции с числами. |
11.05.17 | «Раскрась фигуру»; Слова с непроверяемыми гласными. | Развитие наглядно-образного мышления, произвольного внимания, мышления; Правописание словарных слов. |
15.05.17 | «Флажок»; Простая арифметическая задача. | Развитие мышления, точности произвольных движений; Решение задач. |
16.05.17 | «Муха»; Написание гласных в словах-родственниках. | Развитие зрительного восприятия, мышления, слуховых ощущений; Формирование навыков звукоподражания. Умение подбирать родственные слова. |
18.07.17 | «Что здесь изображено»; Решение задач в одно действие. | Развитие произвольного внимания, осязательных ощущений; Выделение главной мысли в задаче. Определение вопроса. |
22.05.17 | «Отыщи числа»; Геометрические фигуры. | Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза, зрительной памяти. Формирование элементов самоконтроля; Закрепление знаний о геометрических фигурах. |
23-25.05.17 | Повторение пройденного материала |
3 «А» класс
Дата | Тема занятия | Содержание коррекционно-развивающего процесса |
24.04.17 | «Расположи слова»; Домашние животные. | Развитие логики, опосредованной памяти; Формирование знаний о внешнем виде, питании, пользе, жизни совместно с человеком, уходе. |
25.04.17 | «Замри»; Инструменты. | Развитие логики, устойчивости внимания, формирование внутреннего плана действий; Формирование знаний об инструментах, используемых на уроке. |
26.04.17 | «Расположи слова»; Правило перестановки слагаемых. | Развитие воображения, ассоциативного мышления; Формирование знаний о перестановке слагаемых. |
2.05.17 | «Форма – цвет»; Дикие животные. | Формирование внутреннего плана действий, произвольности движений; Формирование знаний о внешнем виде, питании, пользе, местообитании, питании. |
3.05.17 | «Разноцветный коробок»; Цвет. | Развитие зрительной памяти, пространственных представлений; Формирование навыка дифференцировать предметы по цвету. |
10.05.17 | «Назови слова»; Зоопарк. | Развитие словесно-логического мышления; Формирование знаний о животных, которые живут в зоопарке, их питание, уход за ними. |
15.05.17 | «Закончи рисунок»; Части тела. | Формирование внутреннего плана действий, произвольности движений; Формирование знаний частей тела человека. |
16.05.17 | «Подбери общее понятие»; Неделя. | Развитие воображения; Формирование знаний названий дней недели, их последовательности. |
17.07.17 | «Не путай цвета»; Многоугольники. | Развитие опосредованной памяти; Формирование знаний о многоугольниках. |
22.05.17 | «Найди девятый»; Насекомые. | Развитие вербально-смыслового мышления; Формирование знаний о насекомых, их разнообразии. |
23-24.05.17 | Повторение пройденного материала |
3 «Б» класс
Дата | Тема занятия | Содержание коррекционно-развивающего процесса |
24.04.17 | «Расположи слова»; «Невидящие и не слышащие»; Зоопарк. | Развитие логики, опосредованной памяти; Развитие произвольного внимания; Формирование знаний о животных, которые живут в зоопарке, их питание, уход за ними. |
27.04.17 | «Форма – цвет»; «Объясни значение» Части тела. | Развитие логики, устойчивости внимания, формирование внутреннего плана действий; Формирование пространственных представлений; Формирование знаний частей тела человека. |
4.05.17 | «Разноцветный коробок»; «Целое- часть»; Неделя. | Развитие воображения, ассоциативного мышления; Развитие логического мышления; Формирование знаний названий дней недели, их последовательности. |
11.05.17 | «Назови слова»; «Палочка- узнавалочка»; Геометрические фигуры. | Формирование внутреннего плана действий, произвольности движений; Развитие аналитико-синтетических способностей; Закрепление знаний о геометрических фигурах. |
15.05.17 | «Закончи рисунок»; «Запомни сочетание фигур»; Птицы. | Развитие зрительной памяти, пространственных представлений; Формирование чувства времени, внутреннего плана действий; Формирование знаний о птицах, их разнообразии, о строении тела. |
18.05.17 | «Подбери общее понятие»; «Подбери пословицу»; Многоугольники. | Развитие словесно-логического мышления; Развитие вербальной опосредованной памяти; Формирование знаний о многоугольниках. |
22.05.17 | «Не путай цвета»; «Раскрась кубики»; Нумерация чисел в пределах 20. | Формирование внутреннего плана действий, произвольности движений; Формирование произвольности движений (преодоление гиперакивности); Формирование знаний порядкового счёта до 20. |
25.05.17 | Повторение пройденного материала |
4 класс
Дата | Тема занятия | Содержание коррекционно-развивающего процесса |
25.04.17 | «Поезд»; Неделя. | Развитие абстрактного мышления; Формирование знаний названий дней недели, их последовательности. |
27.04.17 | «Пишущая машинка»; Геометрические фигуры. | Развитие абстрактного мышления; Закрепление знаний о геометрических фигурах. |
2.05.17 | «Слово, противоположное по смыслу»; Состав чисел в пределах 20. | Развитие вербально-понятийного мышления; Формирование знаний состава двузначного числа в пределах 20. |
4.05.17 | «Найди одинаковые»; Дикие животные. | Формирование пространственных представлений; Формирование знаний о внешнем виде, питании, пользе, местообитании, питании. |
11.05.17 | «Только одно свойство»; Геометрическая форма. | Развитие понятийного мышления; Формирование навыка дифференцировать предметы по форме. |
16.05.17 | «Какого цвета»; Величина. Строчные и прописные буквы. | Развитие способностей сравнивать, устанавливать закономерности; Формирование навыка дифференцировать предметы по величине. |
18.05.17 | «Вордбол»; Цвет | Развитие воображения; Формирование навыка дифференцировать предметы по цвету. |
23-25.05.17 | Повторение пройденного материала |
Литература
1. В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, А. А. Еремина
“Основы олигофренопедагогика”: учеб.пособие для студ. сред. учеб. заведений /. – М.: Издательский центр Академия”, 2006 г.
2. И. А. Морозова, М. А. Пушкарева “Ознакомление с окружающим миром” Москва. 2006 г.
3. Т. Б. Епифанцева, Т. Е. Киселенко, И. А. Могилева “Настольная книга педагога – дефектолога”. — Москва 2005 г.
5. Бабкина Н. В. “Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития”. – Москва. 2006 г.
6. Бабкина Н. В. “Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе” Начальная школа. – 1998 г. — № 4.
Источник
Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с учащимся _____класса
Краткие сведения: поступил в первый класс в 20___г., на диспансерном учете специалистов не состоит.
Проблемы: низкий уровень сформированности познавательных процессов, произвольности деятельности и поведения; компетенций коммуникативной и эмоционально-волевой сфер; стойкие трудности формирования навыков чтения и письма.
Результаты обследования: см. протоколы обследования специалистов.
Планируемые сроки реализации программы: _________г. _______г.
с периодичностью занятий 2 раза в неделю по 25 минут.
Цель программы: оказание содействия по коррекции познавательной деятельности; формированию компетенций коммуникативной и эмоциональной сфер; развитие произвольной регуляции деятельности и поведения; по устранению нарушений письменной и устной речи, создание социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальным особенностям обучающихся с ЗПР и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения в условиях образовательного процесса.
Задачи программы:
- создание коррекционных условий с опорой на сохранные функции и личностные особенности учащегося;
- осуществление сенсорного, психомоторного развития в процессе освоения содержательных видов деятельности;
- развитие психических функций внимания, памяти, восприятия, воображения;
- формирование умения сравнивать, анализировать, делать несложные самостоятельные выводы;
- формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
- развитие работоспособности, умения сосредоточиваться на заданном действии;
- формирование положительной мотивации к обучению;
- воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков;
- воспитание самостоятельности при выполнении заданий, умение доводить начатое дело до конца.
- оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ЗПР консультативной и методической помощи по вопросам, связанным с их развитием, обучением и воспитанием
Представление на учащегося
_____________________________________________
Отделение _______________ _____ класс
Эмоциональное реагирование в ситуации обследования (проявления негативизма, наличие аффективных реакций): в контакт вступает легко, адекватно реагирует на предлагаемые задания.
Развитие общей и мелкой моторики: недоразвитие скоординированности целенаправленных движений.
Понимание инструкции, воспринятой на слух и прочитанной самостоятельно (после повтора, после разъяснения): испытывает трудности понимания многозвеньевых учебных инструкций, требуется их разъяснение, уточнение; навык чтения к моменту обследования сформирован недостаточно, самостоятельно инструкцию прочесть может.
Обучаемость:
— восприимчивость к помощи (стимулирующая, направляющая помощь): нуждается в помощи направляющего и стимулирующего характера;
— способность переноса на аналогичные задания: перенос осуществляет, но требуется дополнительное время на закрепление навыка.
Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций (целенаправленность деятельности под руководством педагога, наличие ориентировочного этапа, импульсивность/инертность действий: основные трудности обусловлены низким уровнем сформированности осознанной саморегуляции учебно-познавательной деятельности, не может организовать самостоятельно деятельность, произвольно сосредоточенно работать.
Темп работы (на учебном материале): снижен в результате слабой организованности.
Работоспособность (на индивидуальных и фронтальных занятиях): средняя, часто отвлекается, при интеллектуальных нагрузках быстро истощаем.
Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация: соответствует средней границе нормы.
Сформированность пространственно-временных представлений: сформированы недостаточно.
Особенности восприятия (зрительное восприятие, слухомоторная координация, стереогноз): отмечается снижение показателей объема, скорости.
Особенности внимания: трудности произвольной организации функции, снижена устойчивость внимания.
Особенности памяти: незначительное сужение объема слухоречевой памяти, ошибки при воспроизведении, наличие привнесений, слабо сформирован произвольный компонент мнемической деятельности.
Особенности мышления:
- уровень развития наглядных форм мышления: незначительное снижение показателей развития, допускает много ошибок, обусловленных неорганизованностью и невнимательностью, создание внешних организующих условий приводит к повышению результативности;
- словесно-логическое мышление: уровень развития ниже возрастной нормы.
Особенности конструктивной деятельности: испытывает трудности при анализе и синтезе элементов узора, ошибается в определении правильного пространственного расположения частей, недостаточно руководствуется образцом.
Общая характеристика речевого развития: бедность словаря, низкая грамотность речи, трудности построения и оформления связного высказывания.
Сформированность учебных навыков: затруднения в формировании и закреплении учебных навыков осложняются низким уровнем сформированности познавательной деятельности и произвольной регуляции деятельности и поведения.
Математика:
- сформированность понятий числа, числовой последовательности: навык сформирован;
- вычислительный навык: навык сформирован на уровне средней границы программных требований;
- навык решения задач: испытывает значительные трудности при составлении программы решения;
Русский язык:
— навык каллиграфического письма: не сформирован (не отвечает требованиям программы), испытывает трудности при воспроизведении образа букв;
- навык орфографического письма под диктовку: не сформирован;
- списывание текста: наличие большого количества ошибок при списывании;
- выполнение грамматических заданий: испытывает трудности при выполнении;
- характерные ошибки: специфические трудности формирования навыка письма.
Чтение:
- темп чтения: техника чтения не соответствует возрастному нормативу;
- способ чтения — послоговой
- понимание прочитанного — недостаточное
- навыки работы с текстом — сформированы на среднем уровне
- характерные ошибки: специфические трудности формирования навыка чтения.
Общая характеристика учебной деятельности (мотивация, способы учебной работы): не сформирована внутренняя позиция школьника, учебная мотивация средняя, произвольность сформирована недостаточно; учебные задачи принимает выборочно (вызывающие интерес), не проявляет поисковой и познавательной активности.
Заключение: специфические трудности формирования учебных навыков, обусловленные дефицитарностью отдельных высших психических функций, снижением темпов развития познавательной деятельности, нарушением произвольного компонента деятельности.
Планируемые мероприятия специалистов: занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом, учителем-дефектологом в условиях индивидуальной комплексной программы развития и коррекции.
Направления коррекционной работы
Занятия с учителем-дефектологом: формирование пространственно-временных отношений; умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты); формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления; нормализация ведущей деятельности возраста; формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи; готвность к восприятию учебного материала; формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.
Занятия с педагогом-психологом: формирование учебной мотивации,
стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных
процессов; гармонизация психоэмоционального состояния, формирование
позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля; развитие
способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов
Занятия с учителем-логопедом: формирование и развитие различных видов
устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на
основе обогащения знаний об окружающей действительности; обогащение и
развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической
системности, формирование семантических полей; развитие и
совершенствование грамматического строя речи, связной речи; коррекция
недостатков письменной речи (чтения и письма).
1. Сенсомоторное развитие:
- развитие зрительного анализа и пространственного восприятия;
- развитие тонкости и дифференцированного анализа зрительно воспринимаемых объектов;
- развитие тактильных ощущений;
- развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ;
- развитие кинестетических основ движения;
- развитие межполушарного взаимодействия.
Средства: дидактические игры и упражнения (узнавание контурных, силуэтных, перечеркнутых изображений, недорисованных предметов; фигурно-фоновое различение предметов; анализ сложного образца: нахождения сходства и различия двух изображений; установление соответствия фоновых элементов, узоров (игра «Подбери узор»); вычленение зрительно воспринимаемого элемента буквы в фигурах сложной конфигурации; нахождение в рядах повторяющихся фигур, букв, их заданного сочетания; нахождение букв с заданным элементом; нахождение заданного элемента в ряду; графические диктанты; перерисовывание фигур по точкам; «Кулак — ладонь — ребро», «Зеркальное рисование», «Ухо-нос», игра «Волшебный мешочек»; игра «Узнай и напиши» (модифицированный буквенный вариант игры «Волшебный мешочек»).
2. Формирование пространственных представлений:
- формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;
- формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (классной комнаты);
- формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);
- развитие пространственного праксиса;
- развитие навыка дифференциации схоже расположенных в пространстве объектов.
Средства: дидактические игры и упражнения (ориентировка в схеме собственного тела; ориентировка в пространстве комнаты, на плоскости; определение пространственного расположения предметов; пространственный праксис (наглядный и речевой варианты проб Хеда); определение правильно и неправильно написанных букв; графические диктанты).
3. Развитие мнемических процессов:
- тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;
- произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;
- развитие тактильной и кинестетической памяти.
Средства: дидактические игры и упражнения (слуховые диктанты; игра «Запомни звуки»; игра «Забытый предмет (буква)»; зрительные диктанты; запоминание и воспроизведение многозвеньевых инструкций; заучивание букв).
4. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия:
- развитие зрительно-моторной координации;
- развитие слухозрительной и зрительно-двигательной координации.
Средства: дидактические игры и упражнения (двигательное воспроизведение ритмических структур; графические диктанты (по словесной инструкции); выбор из предложенных вариантов условных графических изображений, выстукивание ритмической структуры