Индивидуальная программа развития ребенка с зпр в 1 классе

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Сосновый Бор

Методическая разработка коррекционно-развивающей работы по формированию школьных навыков учителя-дефектолога для детей 1 класса с задержкой психического развития

на 2019/2020 учебный год

Составила:

Учитель-дефектолог

Губарева Л. И.

Сосновый Бор

2019 г.

Актуальность методической разработки обусловлена тем, что в последние годы в общеобразовательной школе стало учиться всё больше детей испытывающих стойкие трудности в обучении. Причиной школьной не успешности может быть, задержка психического развития (ЗПР), а может быть грубая педагогическая запущенность, двуязычие в семье и другие причины, которые приводят к вторичной задержке психического развития. Эта категория детей нуждается в специальной помощи учителя-дефектолога. Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога, основываясь на принципах коррекционной педагогики, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребенка. В теории и практике обучения детей с ЗПР умственное развитие рассматривается как наиболее значимое направление коррекционной работы.

Важным средством умственного развития и его коррекции является формирование у учащихся приемов умственной деятельности и, в частности, приемов мышления, определяемых как способы, которыми осуществляется умственная деятельность и которые могут быть выражены в перечне соответствующих интеллектуальных действий (Е.Н. Кабанова-Меллер, В.И. Решетников и др). Специальное формирование приемов мыслительной деятельности у детей с ЗПР существенно повышает возможности их обучения в условиях общеобразовательной школы.

В современном обществе идёт тенденция к интеграции детей с какими-либо нарушениями в коллектив нормально развивающихся детей. Представленная программа сопутствует этому направлению.

 Цель разработки: формирование школьно-значимых умений и навыков, а также приёмов умственной деятельности деятельности.

Задачи:

⮚формирование учебных навыков: чтения, письма, счёта;
⮚расширение словарного запаса учащихся при ознакомлении детей с миром вещей, явлений, их свойствами и качествами; развитие связной речи;

⮚формирование и развитие мыслительных операций;

⮚коррекция и развитие восприятия, внимания, памяти;

⮚формирование и развитие пространственной ориентировки;

⮚обучение приёмам планирования деятельности, контроля и самоконтроля, целенаправленности деятельности;

⮚воспитание самостоятельности в работе;

⮚формирование произвольной деятельности и развитие эмоционально-волевой сферы;

⮚формирование сенсомоторных координаций.

Особенности организации работы учителя-дефектолога

Особенностью работы учителя-дефектолога по формированию школьно-значимых навыков и приемов умственной деятельности является использование специальных методов, обеспечивающих особые образовательные потребности детей с ЗПР. Данной разработкой предусматривается перенос формируемых на занятиях умений и навыков в деятельность ребенка на уроке и повседневной жизни, связанность коррекционного материала на занятии специалиста с учебным материалом и требованиями школьной программы.

Формирование приёмов на занятиях учителя-дефектолога обеспечивает постепенный переход мыслительной деятельности учащихся с репродуктивного на продуктивный уровень, предусматривает «пошаговость» при предъявлении материала, дозированную помощь, учитывает индивидуальные возможности ребенка работать самостоятельно, выполнять задание в словесно-логическом плане либо с использованием наглядных опор, воспринимать помощь педагога.

Методическая разработка составлена на основании рекомендаций ЦПМПК, АООП для детей с задержкой психического развития, «Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I-IV). Подготовительный класс/ Под ред. С.Г.Шевченко.- М.:Школьная пресса, 2004. – 176с. («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала»; Вып. 21)» с учётом ФГОС ОВЗ.

Формы, способы, методы и средства реализации разработки

Обязательными условиями при проведении занятий являются:

планирование материала от простого к сложному,

дозирование помощи взрослого,

постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к самостоятельной работе учащегося.

Игры и упражнения, предлагаемые детям выстроены так, что четко прослеживается тенденция к усложнению заданий, словарного материала. С каждым занятием задания усложняются. Увеличивается объём материала для запоминания, наращивается темп выполнения заданий.

Для работы с детьми с ЗПР предусматривается индивидуальная и подгрупповая форма занятий (по 2-4 человека), которые могут иметь коррекционно-развивающую и предметную направленность.

Длительность занятий: 20-30 минут – индивидуальное занятие, 40 минут — подгрупповое. Количество занятий в неделю для детей может отличаться, в зависимости от характера и степени нарушения (от 1-го до 3-х раз в неделю), так как программа является индивидуально ориентированной. Таким образом, количество занятий в год может составлять от 30 до 90.

Структура построения коррекционно-развивающего занятия.

Каждое занятие состоит из 5-ти частей:

I. Организационный момент. (2 мин.).

II. Повторение пройденного на предыдущем занятии. (8 мин.)

III. Основная часть. Включает 4-6 направлений КРО (см. учебно-тематический план), специально подобранные игры и  упражнения, исходя из индивидуальных особенностей ребёнка и потребностей в коррекционном воздействии. На данном этапе занятия проводятся следующие виды работы:

1. Сообщение новых знаний (10 мин.);

2. Закрепление полученных знаний. (15 мин.)

IV. Итог. Обсуждение результатов работы на занятии (2 мин.)

V.Физкультминутка. Проводится 1-3 раза в течение занятия на любом его этапе в зависимости от работоспособности ребёнка. (3 мин.) Может включать:

1. Гимнастику для глаз;

2. Гимнастику для пальцев рук;

3. Психогимнастику;

4. Динамические игры для развития внимания, самоконтроля, произвольной регуляции, коррекции импульсивности.

Критерии оценки результативности работы по методической разработке.

Мониторинг диагностических данных первичной, промежуточной, итоговой диагностики психолого-педагогического обследования обучающихся с ЗПР является критерием эффективности реализации коррекционной работы.

Положительным результатом служит динамика в познавательном и речевом развитии детей; заметные улучшения в формировании волевой регуляции и произвольной деятельности, навыков контроля и самоконтроля, умения общаться и сотрудничать. Данные диагностического исследования фиксируются в заключении специалиста.

Перечисленные направления работы не являются этапами коррекционных занятий, на каждом занятии используются игры и упражнения разных направлений (от 4 до 6 направлений).

Количество часов по направлениям может меняться в зависимости от возможностей ребёнка, и его потребности в коррекционном воздействии.

Примерное календарно-тематическое планирование по развитию познавательной деятельности у детей с ОВЗ (задержкой психического развития) – 72 ч.

1 класс

Тема

Количество часов

1

Входная диагностика

1

1. Сенсомоторное развитие

2

Развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв.

0,5

3

Развитие слухового восприятия и слухового внимания. Развитие тактильных ощущений

0,5

4

Развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ.

0,5

2.Формирование пространственных представлений

5

Формирование умения ориентировки в схеме собственного тела.

0,5

6

Формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (класса)

0,5

7

Формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга)

0,5

8

Развитие пространственного праксиса.

0,5

9

Развитие навыка дифференциации пространственно схоже расположенных объектов

0,5

3. Развитие        мнемических процессов

10

Тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов.

0,5

11

Произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков.

0,5

5. Формирование навыка чтения

12

Заучивание букв, соотнесение буквы и звука, дифференциация сходных по начертанию букв

4

13

Обучение чтению слоговых таблиц; составлению слогов, слов из предложенных букв

3

14

Обучение составлению предложений из слов.

1

15

Обучение схематической записи слов, предложений.

1

6. Формирование навыка письма

16

Развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу.

1

17

Звуко-буквенный анализ слова.

1

18

Формирование навыка внимательного письма.

1

7.Формирование элементарных математических представлений

19

Количество и счёт (прямой и обратный; количественный и порядковый)

1

20

Цвет, форма, размер предметов.

1

21

Состав числа 2.

1

22

Состав числа 3

1

23

Состав числа 4

1

24

Состав числа 5

1

25

Состав числа 6

1

26

Состав числа 7

1

27

Состав числа 8

1

28

Состав числа 9

1

29

Состав числа 10

1

30

Счётные операции.

1

31

Решение и составление задач

1

32

Геометрические фигуры.

1

33

Итоговая диагностика

1

Предполагаемые результаты реализации методической разработки.

У детей должна быть сформирована устойчивая модель поведения в учебных ситуациях, процесс обучения должен стать осознанным. Учащиеся могут испытывать удовольствие от освоения нового, способны обобщать имеющиеся у них знания, использовать их в повседневной жизни и на уроках.

Дети должны научиться:

Проявлять познавательную и творческую активность на всех занятиях, выражать свои мысли и чувства посредством речи.

Соблюдать нормы поведения на уроке.

Самостоятельности и самоконтролю при выполнении учебных заданий.

Планированию собственной деятельности.

Анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки.

Различать понятия «звук», «буква», «слог», слово», «предложение». Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.

Правильно и осознанно читать вслух слова, предложения, короткие тексты.

Разбирать слова по составу, предложения по частям речи. Знать названия составных частей и называть их.

Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тесту.

 Составить рассказ о предмете, по сюжетной картинке.

Писать строчные и прописные буквы.

Списывать прочитанные и разобранные слова и предложения с рукописного и печатного текста.

Составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении.

Определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме.

Называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства, делать обобщения, знать части предметов, устанавливать причинно-следственные

зависимости.

Называть обобщающие названия изученных групп предметов.

Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах программного материала в соответствии с НОО ООП.

Выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания в пределах программного материала в соответствии с НОО ООП, в том числе с переходом через разряд.

Знать смысл арифметических действий умножения и деления и уметь использовать их на практике.

Считать, присчитывая и отсчитывая единицами, десятками, сотнями в пределах программного материала в соответствии с НОО ООП.

Сравнивать числа в пределах программного материала в соответствии с НОО ООП.

Составлять и решать задачи в одно дейтсвие.

Сравнивать предмету по величине, цвету, форме.

Знать меры измерения и уметь пользоваться ими.

Выражать словами местонахождение предмета в пространстве относительно себя, других предметов, на плоскости.

Называть времена года, месяцы времён года, дни недели.

Определять время по часам.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что методическая разработка имеет актуальность и готова для реализации в учебном процессе детей младшего школьного возраста.

Список используемых источников.

1.        Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога. – М.: Школьная пресса, 2006.

2.        Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: Пособие для психологов и специалистов коррекционно- развивающего обучения. – М.: Айрис-пресс, 2006.

3.        Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.: АРКТИ, 2002.

4.        Бабкина Н.В. Радость познания. Логические задачи для детей младшего школьного возраста. – М.: АРКТИ, 2000.

5.        Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. – М., 1991

6.        Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006.

7.        Вильшанская А.Д. Дефектологичесое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в общеобразовательной

школе (Практические материалы) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2008. — No 1. — с. 47 – 54

8.        Вильшанская А.Д. Коррекционно-педагогическая работа с младшими школьниками с задержкой психического развития церебрально-органического генеза в общеобразовательной школе: Автореф. дисс. … канд. педагог. наук. – М., 2005. – 23 с.

9.        9. 8.Вильшанская А.Д. Организация и содержание работы учителя-дефектолога в системе КРО // Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга 1. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 96с. — С. 65–73.

10.        Вильшанская А.Д. Содержание работы дефектолога с учащимися классов КРО // Коррекционная педагогика. – 2003. — No 1. – С. 54 – 56.

11.        Вильшанская А.Д. Содержание работы дефектолога с учащимися классов КРО // Коррекционная педагогика. — 2003. — No 1. — С. 54–56.

12.        Вильшанская А.Д. Формирование приемов умственной деятельности у младших школьников с ЗПР на занятиях дефектолога // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2005. — No 5. — С. 73–77.

12.        Дробинская А.О. «Школьные трудности «нестандартных» детей» (М., изд-во «Школьная пресса»).

13.        Екжанова Е. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста

14.        Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

15.        Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. – М., 1968.

16.        Казанцева О.В. Основные направления психологической помощи учащимся классов коррекционно-развивающего обучения // Коррекционная педагогика. – 2003. — No 1. – С. 51– 53.

17.        Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб., 1998

18.        Лидерс А.Г. Формирование «внимательного письма» у учащихся 3 – 4 классов // В кн. Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева

19.        Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Никашиной. – М., 1981.

20.        Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 No 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

21.        Программа для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение. Начальные классы /сост. А. А. Вохмянина. 2-е изд. Стереотип.-М.: Дрофа, 2001.

22.        Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная щкола: Русский язык. Окружающий мир. Природоведение. Математика. Физическая культура. Ритмика. Трудовое обучение. /Сост. С. Г. Шевченко. – М.:Дрофа, 1998.

23.        Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I – IV). Подготовительный класс/ Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2004.

24.        Рахновская И.В. Вместе: играем, учимся, переживаем. Пособие для практических психологов по адаптации первоклассников. — М.: Школьная Пресса, 2005.

25.         Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.,1995

26.        Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М., 2002

27.        Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь, радуюсь: Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Генезис, 2000.

28.        Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М., 2003

29.        Шамарина Е.В. Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционно- развивающего обучения

30.        Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. – М: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 136с.

31.        Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. – М., 1999.

32.        Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга 1. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 96с.

Источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

      «Средняя общеобразовательная школа п. Нивенское»

Рассмотрено на методическом совете протокол № 5

« 29 » мая 2017г.

Принято на педагогическом совете протокол №8

« 19 » июня 2017г.

Утверждаю

директор школы _________Г.Г.Граховская « 19 » июня  2017г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по русскому языку

для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся интегрировано в 1 классе

на 2017 – 2018 учебный год

(50 часов)

                                                        Составлена  на основании:

АООП НОО МБОУ «СОШ п. Нивенское», ООП НОО МБОУ «СОШ п. Нивенское»,

примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. 3-е изд, -М.: Просвещение, 2011. – 317 – (Стандарты второго поколения);

Авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого и др.:  Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы. 2016 г.

Учебник “Русский язык для 1 класса начальной школы”, авторы В. П. Канакина и др. Москва,  “ Просвещение”,    2012год.

                                                                                              Составила:

                                                                учитель начальных классов

                                                                         Мельникова Юлия Валерьевна

Пояснительная записка

Программа детализирует и раскрывает базовое содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитания учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены  ФГОС,  с учётом  индивидуальных психофизических особенностей и возможностей обучающихся интегрированно в  общеобразовательном  классе.

    Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения для учащихся с задержкой психического развития в программе даются дифференцированно. Одни языковые  явления  изучаются таким образом, чтобы ученики могли опознавать их, опираясь на существенные признаки. По другим вопросам учащиеся получают только общее представление. Ряд сведений о языке познается школьниками в результате практической деятельности. Программа учитывает следующие психические особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, неточность и затруднение при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа; синтеза, сравнения, обобщения, нарушения речи.

  Программа определяет базовые знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся и составлена с учетом того, чтобы сформировать прочные базовые орфографические и грамматические умения и навыки учащихся с ЗПР.  Программа предусматривает уроки по развитию речи. В рабочей программе также предусмотрены  резервные  часы на проведение проверочных работ.

 I.Планируемые результаты освоения учебной программы   по курсу «Русский язык» к концу 1-го года обучения.

        Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

• внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

• положительного отношения к урокам русского языка;

• уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;

• интереса к языковой и речевой деятельности;

• представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;

• представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);

• первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.

        Метапредметные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:

• принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;

• понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;

• высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;

• проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);

• оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:

• целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

• ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);

• осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

• понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);

• работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;

• понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;

• преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;

• понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

• составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);

• анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);

• осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);

• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

• подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);

• осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).

Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:

• слушать собеседника и понимать речь других;

• оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

• принимать участие в диалоге;

• задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

• принимать участие в работе парами и группами;

• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

• признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;

• оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

Предметные результаты

Раздел «Фонетика и графика»

Обучающиеся научатся:

  • Различать звуки и буквы;
  • Различать буквы и их основные звуковые значения;
  • Различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие твѐрдые согласные; парные звонкие-глухие согласные; только твѐрдые и только мягкие согласные;
  • Делить слова на слоги, определять ударный слог;
  • Пользоваться способом обозначения твѐрдых согласных с помощью гласных первого ряда и способами обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда и мягкого знака;
  • Пользоваться способом обозначения звука [й’] в начале слова;
  • Пользоваться алфавитом, быстро находить нужную букву в алфавитном столбике; использовать последовательность букв в русском алфавите для расположения заданных слов и фамилий в алфавитном порядке.

Раздел «Синтаксис»

Обучающиеся научатся:

  • Различать предложение и слово;
  • Определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи (без применения терминологии).

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Обучающиеся научатся:

  • Определять границы предложения как в устной, так и в письменной речи; правильно обозначать на письме границы предложения;
  • Писать прописную букву в именах собственных;
  • Делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строки на другую;
  • Писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, ци-це под ударением;
  • Писать словарные слова определѐнные программой;
  • Писать под диктовку текст объѐмом 18-20 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
  • Списывать небольшой текст по правилам списывания;
  • Читать и составлять простейшую графическую схему слова и предложения.

Планируемые результаты освоения программы коррекционного курса

  • Умение различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для еѐ разрешения, с ситуациями, в которых можно найти решение самому.
  • Умение обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи (повторите, пожалуйста, задание; можно, я пересяду, мне не видно и т. п.).
  • Умение использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю.
  • Умение точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз для ее определения.
  • Умение преодолевать стеснительность или пассивность при необходимости обратиться за помощью в решении проблем жизнеобеспечения.
  • Адекватные представления об устройстве школьной жизни. Освоение установленных норм школьного поведения (на уроке, на перемене, в школьной столовой, на прогулке).
  • Умение ориентироваться в реалиях природных явлений. Умение устанавливать взаимосвязь между объектами и явлениями окружающей природной и социальной действительности.
  • Развитие у ребѐнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность.
  • Владение навыками звукового анализа и синтеза;
  • Расширение  словарного запаса;

Умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности; осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и результат деятельности;

  • Развитие тонкой моторики;
  • Владение навыками письма.
  • Повышение уровня развития произвольности.
  • Умение работать по правилу

II.Содержание учебного предмета

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких ?