Индивидуальная программа развития ребенка с зпр младшего школьного возраста

Индивидуальная программа развития ребенка с зпр младшего школьного возраста thumbnail

УТВЕРЖДАЮ

к использованию в

образовательном процессе школы

Директор ГБОУ

__________/ФИО/

«____» __________ 2016 г.

Коррекционно-развивающая

программа

для ребенка с ЗПР

ученицы 2 А класса

(индивидуальное обучение)

2016-2017учебный год

Коррекционно-развивающая программа

для _____________ года рождения

на 2016-2017 учебный год.

Диагноз: _______________________________________________________.

Цель программы: обучение, специальное педагогическое и психологическое сопровождение учащегося, с учетом его индивидуальных особенностей.

Задачи:

— отследить динамику работоспособности учащегося;

— формирование у ребенка потребности в общении;

— следить за состоянием здоровья и социальной адаптации;

— развивать внимание и память на занятиях с психологом и на уроках;

— совершенствовать моторное развитие и графический навык;

— развивать речь;

— ознакомление с окружающим миром;

— формировать математические представления.

Ожидаемый результат:

Ребенок должен быть социально-адаптированным, у него в норме должны сформироваться: внимание, математические представления, моторное развитие, речь.

Во 2 классе для индивидуальных занятий 1 час в неделю — занятия с психологом по 40 минут.

ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Направления коррекционной работы

1. Развитие памяти

  • Тренировка выполнения инструкций;

  • Что изменилось на картине, на столе и т.д.

  • Диктанты, включая выборочный, свободный

— игра в «живые слова»,

— веселые запоминалки,

— задания «Послушаем звуки»,

— дидактические ребусы, кроссворды, сказки,

  • — игровые упражнения на развитие эмоциональной памяти.

2. Развитие внимания

  • Упражнения на объем внимания,

  • Упражнения на распределение внимания,

  • Корректурные пробы;

  • Упражнения на поиск отсутствующих предметов;

  • Таблицы Шульте;

3. Социальная адаптация

  • Совершенствовать навыки общения со сверстниками;

  • Формировать интерес к обучению.

  • Работа по формированию социальных норм.

4. Физическое здоровье

  • Зрительная и дыхательная гимнастика во время уроков

  • Консультация невролога

  • Совершенствование мелкой моторики руки;

  • Витаминизация по рекомендации врача;

  • Общеукрепляющие физические упражнения;

  • Контроль за осанкой во время занятий;

  • Беседы о правилах личной гигиены.

5. Ознакомление с окружающим миром

  • Уроки окружающего мира;

  • Формирование представлений о единстве человека и природы, об отношениях людей, об изменениях в природе;

  • Прививать правила поведения в обществе, на природе, на дороге, на улице.

6. Формирование математических представлений

  • Игры и задачи на смекалку;

  • Формирование вычислительных навыков;

  • Умение решать задачи, ориентироваться во времени;

  • Счет в прямом и обратном порядке;

  • Таблица умножения;

  • Научить сравнивать, развивать геометрические понятия

7. Развитие речи

  • Развитие устной и письменной речи,

  • активизация словаря;

  • Формирование умения составлять предложения и небольшие рассказы;

  • Устный пересказ прочитанного текста;

  • Словесные игры.

8. Развитие восприятия

  • Упражнения на узнавание предметов

  • Упражнения на поиск отсутствующих предметов

  • Конструирование по образцу

  • Рисование

  • Отработка отношений «часть – целое»

9. Развитие мышления

  • Упражнения на развитие зрительно-моторных координаций

  • Упражнения на развитие слухо-моторных координаций,

  • Задания на развитие логического мышления

  • «Группировать объекты на основе самостоятельно найденных общих признаков и обозначать образованную группу словом (это действия обобщения и значения)»

  • Прием «Смысловое соотнесение»

  • «АССОЦИАЦИИ «(связи)

  • «СРАВНЕНИЯ»

  • «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»

  • «ПРОДОЛЖИТЕ!» (Вид — вид)

  • «НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ» (вид-род)

  • «ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ»

  • «ПРОДОЛЖИТЕ!» (Часть — целое)

10. Снижение уровня тревожности. Работа с состоянием тревоги через победу над страхами.

  • «Что нового и хорошего»

  • «невербальное изображение эмоциональных состояний»

  • Рисуем влияние семейных проблем на вашу жизнь» — арт-терапия

  • «Ищем примирение с источником тревожности»

  • «Рисуем страх» — арт-терапия

  • «Рисуем победу над страхом» — арт-терапия

  • Работа над страхами с помощью метафорических карт

Тематический план занятий

— развитие зрительной памяти

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

— Игра «Что изменилось».

— Игра «Ищи безостоновочно».

— Корректурная проба. Проверка ошибок.

— Игра «Запомни порядок».

— Игра «Карлики-Великаны».

3. Рефлексия занятия.

2.

— развитие свойств внимания;

— развитие наблюдательности;

— развитие памяти.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

— Найти ошибки в алфавите.

— Игра «Запомни пары слов».

— Корректурная проба.

— Закрашивание кружков.

— Игра «Заметить все».

3. Рефлексия занятия.

3.

— развитие концентрации внимания;

— развитие мелкой моторики;

— развитие мышления;

— работа со страхами

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

— Игра «Какой предмет самый большой».

— Игра «Найди и продолжи закономерность».

— Корректурная проба.

— «Найди лишнюю фигуру».

— «Срисуй фигуру».

— лепим свой страх.

3. Рефлексия занятия.

4.

Работа со страхами

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

— рисуем свой страх

5.

— развитие концентрации внимания;

— развитие устойчивости и произвольности внимания;

— Развитие зрительной памяти;

— развитие мелкой моторики.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

— Игра «Все наоборот».

— Корректурная проба.

— Задача «Нарисуй бусинки правильно».

— «Срисуй фигуру».

— «Запомни фигуры».

3. Рефлексия занятия.

6.

— развитие речи

— развитие концентрации внимания;

— развитие моторики;

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

— Прочитай, что зашифровано

— Игра «Что нового».

— Игра «Нарисуй правильно».

— Игра «Скажи на оборот».

— Закрашивание кружков.

— Графический диктант.

— Упражнение на распределение внимания.

3. Рефлексия занятия.

7.

— Развитие концентрации внимания;

— развитие наблюдательности;

— развитие мелкой моторики;

-работа со страхами с помощью метафорических карт.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

— Найди закономерность.

— Корректурная проба.

— «исключи лишнее».

3. Рефлексия занятия.

8.

— Развитие произвольного внимания.

— Развитие слуховой памяти;

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

— «Запомни ритм».

— «Графический диктант».

— Игра «Повтори».

-Упражнение на распределение внимания.

— «Найди буквы алфавита».

3. Рефлексия занятия.

9.

— Развитие зрительной памяти;

— Развитие зрительного внимания;

— Развитие устойчивости внимания;

— Развитие мелкой моторики.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

— «Что изменилось».

— «Нарисуй правильно».

— Закрашивание кружков.

— «Найди отличия».

— «Срисуй фигуру».

3. Рефлексия занятия.

10.

— Развитие слуховой памяти;

— Развитие концентрации внимания;

— Развитие зрительного внимания;

— Развитие мелкой моторики.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

— Упражнение «Все помню».

— Корректурная проба.

— Графический диктант.

— «Шифровка».

— Лабиринты.

3. Рефлексия занятия.

11.

— Развитие переключаемости внимания;

— Развитие зрительной памяти;

— Развитие зрительного внимания.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

— Упражнение на устойчивость и переключение внимания (животные – растения).

— «Трафареты».

— «Что изменилось».

— «Найди несоответствия на картинке».

— «Раскрась вторую часть картинки».

3. Рефлексия занятия.

12.

— Развитие концентрации и устойчивости внимания.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

— Корректурная проба.

— сравнение

— «Срисуй фигуру».

— Упражнение «Цифровая таблица».

— «Шифровка».

3. Рефлексия занятия.

13.

— Развитие устойчивости внимания;

— Развитие мышления;

— Развитие скорости внимания.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

— Закрашивание кружков.

— Упражнение «Цифровая таблица» (с пропусками).

— Игра «Птица – не птица».

— Графический диктант.

— Игра «Летела корова».

3. Рефлексия занятия.

14.

— Развитие скорости внимания;

— Развитие помехоустойчивости внимания.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

— Игра на внимание «Хлоп – топ».

— Корректурная проба.

— Игра «Маленький жук» (Мысленный графический диктант).

— Упражнение на распределение внимания (рисовать двумя руками).

— «Срисовать фигуру».

3. Заключение.

15.

— Развитие наблюдательности;

— развитие устойчивости внимания;

— развитие помехоустойчивости внимания.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

— Игра «Что изменилось».

— «Найди отличия».

— Графический диктант.

— Упражнение на распределение внимания (рисовать и одновременно считать хлопки).

— «Найди буквы алфавита».

3. Рефлексия занятия.

16.

— Развитие помехоустойчивости внимания;

— Развитие концентрации внимания;

— Развитие слуховой памяти.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

— Корректурная проба.

— Упражнение на распределение внимания (рисовать и одновременно решать примеры).

— Игра «Повтори».

— Решение арифметических задачек в уме.

3. Рефлексия занятия.

17.

— Развитие концентрации и устойчивости внимания.

— развитие мелкой моторики.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

— Корректурная проба.

— «Нанизывание бусинок».

— Игра «Пары слов»

— Игра «Дотронься до…»

— «Продолжи ряд фигур»

3. Рефлексия занятия.

18.

— Развитие концентрации внимания;

— развитие ассоциативной памяти.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2.Основная часть.

— Графический диктант.

— «Срисуй фигуру»

— Упражнение «Пары слов».

— Шифровка.

— «Найди лишнее»

3.Рефлексия занятия.

19.

— Развитие слуховой памяти;

— Развитие концентрации внимания;

— Развитие зрительного внимания;

— Развитие мелкой моторики.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2.Основная часть:

— Корректурная проба.

— Игра «Мозайка»

— Игра «Запомни фигуры»

— Лабиринты.

— «Зашифрованные цвета»

3. Рефлексия занятия.

20.

— Развитие скорости переключения внимания;

— Развитие логического мышления;

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть:

— Парные корректурные пробы;

— Логические задачи;

-Парные шифровки;

— Загадки;

— «Найди лишнюю фигуру»;

3. Рефлексия занятия.

21.

— Развитие наблюдательности;

— развитие устойчивости внимания;

— развитие помехоустойчивости внимания.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть:

— Упражнение «Хлопни в ладоши»;

— Игра «Что изменилось»;

— Параллельные корректурные пробы;

— «Срисовка»;

— Графический диктант.

3. Рефлексия занятия.

22.

— развитие устойчивости и концентрации внимания;

— развитие памяти.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2.Основная часть:

— Продолжи ряд фигур;

— Игра «Хлопни в ладоши»;

— «Расшифруй поговорку»;

— Закрашивание кружков;

— «Прослушай рассказ и ответь на вопросы»

23.

— Развитие концентрации внимания;

— Развитие мышления.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2.Основная часть:

— «Составь рассказ из предложений»;

— «Определи чувства человека на картинке»;

— Графический диктант;

— «Найди лишнее слово»;

— «Назови общим словом».

3.Рефлексия занятия.

24.

— Развитие скорости переключения внимания;

— Развитие концентрации внимания;

— развитие устойчивости внимания.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2.Основная часть:

— Упражнение «Докрась вторую половину»;

— Упражнение «Числовой квадрат»;

— Упражнение «Арифметические задачи в уме»;

— Корректурная проба;

— Загадки;

3. Рефлексия занятия.

25.

— развитие мелкой моторики рук;

— развитие концентрации внимания;

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2.Основная часть:

— Упражнение «Перепиши без ошибок»;

— Мозайка;

— «Срисуй правильно»;

— Упражнение «Бусинки»;

3.Рефлексия занятия.

26.

— развитие концентрации и устойчивости внимания;

— развитие мелкой моторики;

— развитие наблюдательности.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2.Основная часть:

— Игра «Что нового».

— Игра «Нарисуй правильно».

— Игра «Скажи на оборот».

— Закрашивание кружков.

— Графический диктант.

— Упражнение на распределение внимания.

3. Рефлексия занятия.

27.

— Развитие мышления;

-развитие наблюдательности;

— развитие концентрации и устойчивости внимания.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть:

— Корректурная проба.

— Упражнение «Тренируем пальчики».

— Упражнение «Лабиринты».

— Упражнение «Метод словесных ассоциаций»

— Упражнение «Дорисуй вторую половину»

— Упражнение «Зашифрованный рисунок»

— Упражнение «Составь рассказ»

— Упражнение «Рассказ по цифрам»

— Упражнение «Угадай-ка»

3. Рефлексия занятия.

28.

— Развитие концентрации и устойчивости внимания;

— Развитие мелкой моторики;

— Развитие воображения.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть:

— Игра «Шнуровка»;

— Упражнение «Дорисуй вторую половину»;

— Упражнение «Срисуй правильно»;

— Упражнение «Расшифруй поговорку»;

— Игра «Трафареты»;

3. Рефлексия занятия.

29.

— Развитие концентрации внимания;

— Развитие воображения;

— Развитие мелкой моторики.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть:

— Игра «Умный коврик»;

— Упражение «Срисовка»;

— Игра «Мозайка»;

— Тест Торренса.

3. Рефлексия занятия.

30.

— развитие концентрации внимания;

— развитие мыслительной операции «сравнение»

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть:

— Шифровка;

— Графический диктант;

— Упражнение «Что лишнее»;

— Упражнение «Скажи наоборот»;

— Загадки;

3. Рефлексия занятия.

31.

— развитие мыслительной операции «классификация»

— развитие мелкой моторики.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть:

— Графический диктант.

— Упражнение «Найди общее».

— Упражнение «Дай определение»

— Упражнение «Найди лишнее»

— Упражнение «Раскрась по образцу»

3. Рефлексия занятия.

32.

— развитие мелкой моторики;

— развитие воображения.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть:

— «Свободный рисунок».

— «Составь рассказ по картинке».

— «Придумай название».

— Аппликации.

3. Рефлексия занятия.

С программой ознакомлены:

Классный руководитель _______________________

Родители___________________________________

Источник

Программа психолого-педагогического сопровождения детей

младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Миронова К.С. педагог – психолог

Специальной коррекционной школы – интернат города Моздока.

Пояснительная записка.

(Программа индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР как часть адаптированной образовательной программы).

Введение:

Дети с задержкой психического раз вития, так же как все другие дети с ОВЗ, реализовывают свой потенциал социального развития.

 При условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания — образования, обеспечивающего удовлетворение, особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития.

Особые образовательные потребности  детей с ЗПР включают общие, свойственные всем детям с ОВЗ, и специфические:

Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых понятий и т.д.).

 — в обеспечении коррекционно-развивающей направленности обучения в рамках основных образовательных областей;

 — в организации процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков детьми с ЗПР («по шаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему раз витию ребенка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);

 — в обеспечении непрерывного контроля над становлением учебно-познавательной деятельности ребенка, продолжающегося до достижения ее минимально достаточного уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;

 — в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состоянии ЦНС и нейродинамики психических процессов у детей с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного обще го тонуса и др.);

Организация взаимодействия психолога с родителями.

 Для успешного осуществления коррекционно-развивающей работы необходимо не только взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения, но и активные помощь и поддержка со стороны родителей. Но на практике оказывается, что родители большей частью относятся к процедуре взаимодействия с психологом и другими специалистами безразлично, игнорируя проблемы, или даже негативно. Форма и содержание работы с родителями определяется степенью их готовности к сотрудничеству. На начальном этапе взаимодействия наиболее продуктивной формой работы является индивидуальное консультирование. Оно проводится в несколько этапов. Задачей первого этапа является установление до-  верительных отношений с родителями, отрицающими возможность и необходимость сотрудничества. Следующий этап индивидуального консультирования проводится по итогам всестороннего обследования ребенка.

Психолог в доступной форме рассказывает родителям об особенностях их ребенка, указывает на его положительные качества, объясняет, какие специальные занятия ему необходимы, к каким специалистам нужно обратиться дополнительно, как заниматься в домашних условиях, на что следует обратить внимание. Очень важно дать понять родителям, что не следует осознавать трудности детей как неудачи и стыдиться проблем, что они должны стараться помочь своим детям, поддержать их. На этапе собственно коррекционно — развивающей работы родители привлекаются к выполнению конкретных рекомендаций и заданий психолога. На индивидуальных и групповых консультациях проводится совместное обсуждение, хода и результатов коррекционной работы. Анализируются факторы положительной динамики,  развития ребенка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем в частности, связанных с адаптацией детей к школе, взаимодействием с одноклассниками в учебной работе и во внеурочное время). Работа с родителями осуществляется также в групповой форме на тематических консультациях, семинарах — практикумах.

Основные задачи и цели:

При реализации данной программы учитываются следующие общие принципы и правила коррекционно-развивающей работы  с обучающимися с задержкой психического развития:

—           осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку на занятиях;

—           предотвращение утомления во время занятий, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средства наглядности и т.п.);

—           использование методик и технологий, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь и формировать необходимые навыки учебной деятельности;

—           постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей;

—           проявление во время работы с детьми особого педагогического такта.

Подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.

 Сочетать требования с индивидуальным подходом к ребенку, учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий.

К основным целям деятельности специалистов школы относятся:

— диагностическая деятельность;

— консультативная деятельность;

— коррекционно-развивающая работа;

Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что еще предстоит ему освоить.

 Форма организации:

 Работа с детьми в малых подгруппах. На каждого ребенка составляется индивидуальный образовательный маршрут.

Результаты коррекционно-развивающей работы выявляются в ходе проведения первичной,

промежуточной и

итоговой  диагностик.

Условия организации коррекционно-образовательного процесса являются:

— коррекционно-развивающие занятия, продолжительностью 30 минут;

— комплексный подход и тесная взаимосвязь в работе команды специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социального педагога;

— взаимодействие с семьёй ребенка, интегрируемого в общеобразовательное учреждение;

— оснащение необходимым оборудованием и наглядными пособиями.

Этапы реализации программы:

1. Подготовительный

Подготовительный этап программы предполагает обновление нормативно-правовой базы школы по направлению «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ»; обновление материально-технической базы; оформление информационных, правовых уголков; обучение молодых специалистов. Главными составляющими являются психолого-педагогические, социально-педагогические и медицинские обследования участников образовательного процесса на предмет изучения уровня актуального развития, медицинского и психологического статуса ребенка, ведущих мотивов деятельности, взаимоотношений с окружающими в процессе интегрированного обучения, разработка критериев для формирования классов интегрированного обучения. Первичный диагностический срез психолога на данном этапе проводится с целью выявления психолого — педагогического статуса. Результаты диагностик обобщаются специалистами за «круглым столом», в соответствии, с чем осуществляется планирование работы по сопровождению детей данной категории.

2. Практический

Практический этап реализации программы включает работу психолога по составленным планам индивидуальной траектории развития ребенка; активное взаимодействие школы с представителями общественности (родителями), расширение социальных связей школы; обмен опытом по данной проблеме между специалистами. Повышение компетентности педагогических кадров осуществляется через семинары-практикумы; дискуссии, деловые игры. Осуществление коррекционной работы педагогов с детьми с ОВЗ, основанной на составленных индивидуальных программ развития. Второй диагностический срез психолога с целью корректировки образовательного маршрута.

3.Заключительный

Завершение непосредственной коррекционной работы на начальном этапе обучения. Отслеживание динамики в уровне развития детей специалистами. Психодиагностическое обследование детей и родителей. Определение эффективности программы психологического сопровождения детей с ОВЗ. Определение приоритетных направлений дальнейшей работы.

Программа рассчитана на детей от 7 до 14 лет.

Примерный план работы с обучающимися ограниченными возможностями здоровья. 
Диагностическая работа
Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.

Задачи
(направления деятельности)

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности,
мероприятия

Сроки

Ответственные

Медицинская диагностика

Определить состояние физического и психического здоровья детей.

Выявление состояния физического и психического здоровья детей.

Изучение истории развития ребенка, беседа с родителями,
наблюдение классного руководителя,
анализ работ обучающихся

сентябрь

Педагог-психолог

Классный    руководитель
Медицинский   работник

Психолого-педагогическая диагностика

Первичная диагностика для выявления группы «риска»

Создание банка данных  обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи

Наблюдение, логопедическое и психологическое обследование;
анкетирование  родителей, беседы с педагогами

сентябрь

Классный руководитель
Педагог-психолог
логопед

Углубленная  диагностика детей с ЗПР, детей-инвалидов

Получение объективных сведений об обучающемся.

Диагностирование.

сентябрь

Педагог-психолог
логопед

Проанализировать причины возникновения трудностей в обучении.
Выявить резервные возможности

Индивидуальная коррекционная программа, соответствующая выявленному уровню развития обучающегося

Разработка коррекционной программы

До 10.10

Педагог-психолог
логопед

Социально – педагогическая диагностика

Определить уровень организованности ребенка, особенности эмоционально-волевой  и личностной сферы;

Получение объективной информации

об организованности ребенка, умении учиться, особенности личности,


Выявление нарушений в поведении (гиперактивность, замкнутость, обидчивость и т.д.)

Подбор материалов для коррекционной и просветительской работы

Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, посещение семьи. Составление характеристики.

Сентябрь — октябрь

Классный руководитель

Педагог-психолог

Социальный педагог

Коррекционно-развивающая работа

Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Задачи (направления) деятельности

Виды и формы деятельности, мероприятия.

Сроки

Психолого-педагогическая работа

Обеспечить педагогическое сопровождение детей с ЗПР, детей-инвалидов

 Планы, программы

Проведение диагностики обучающихся 1-6 кл.

С.Д.Забрамная ,        О.В. Боровик «практический материал для проведения псих.- пед. Обследования детей»

сентябрь

Обеспечить психологическое и логопедическое сопровождение детей с ЗПР, детей-инвалидов

Позитивная динамика развиваемых параметров

1.Формирование групп для коррекционной работы.
2.Составление расписания занятий.
3. Проведение коррекционных занятий.
4. Отслеживание динамики развития ребенка

В течение уч.года

Диагностика межличностных отношений

Позитивная динамика развиваемых параметров

Диагностика межличностных отношений

Тест «Луиза Дюсс»

Сентябрь — октябрь

Диагностика межличностных отношений

Работа с родителями

Опросник «Мера заботы»

Сентябрь — октябрь

Внеклассное мероприятие по пропаганде здорового образа жизни

ответственные

 Соц.пед.

Пед. психолог

«круглый стол» с участием мед. Работника,

Инспектора ПДН

ноябь

Развитие высших психических функций.

Развитие мышления. Развитие речи

Развитие эмоционально- волевой сферы

Конспект занятия по сказкотерапии

Ответственные: педагог-психолог

Игры на развитие качеств внимания (устойчивости, переключения, распределения)

«Скажи «Нет!» — опасным ситуациям. Игры на развитие быстроты и точности при действии наглядных звуковых или вербальных сигналов

«Путешествие в сказочную страну»

ноябрь — декабрь

Коррекция двигательной активности

Развитие творческих способностей. Развитие воображения

Конспект занятия

«Давайте жить дружно!»

Игры на развитие умения выполнять совместные действия, развитие коммуникативных навыков общения.

«Рисование с помощью шаблонов» — нарисовать картину с помощью шаблонов геометрических фигур; аппликация из цветной бумаги в виде сюжета из геометрических фигур – развитие мелкой моторики.

Январь-февраль

Психолого-педагогическая работа

Развитие словесной регуляции. Формирование и развитие связной речи.

Развитие эмоционально-  волевой сферы и компонентов личности. Развитие связной речи

 План – конспект занятий

по сказкотерапии (либо занятие по развитию компонентов речи)

Ответственные: педагог-психолог

«Заяц — хвастун» или Я хочу быть успешным! Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера; игры с условиями: «да» и «нет» не говорите; игры по карточкам.

«Мир эмоций» психологическая игра  для  уч-ся 2 класса.

март

Игры по развитию эмоционально-  волевой сферы. Рекомендации

Развитие эмоционально-  волевой сферы. Развитие произвольности при выполнении движений и действий. Анкетирование

План – конспект занятий

«Давайте жизнь свою любить!» Игры на развитие умения соблюдать совместные действия, развитие коммуникативных навыков общения.

апрель

Итоговая диагностика

Обеспечить педагогическое сопровождение детей с ЗПР, детей-инвалидов

Диагностика межличностных отношений

Дифференциация предметов по цвету, форме, величине. Прилагательные – антонимы

План — программа

Проведение диагностики обучающихся 1-6 кл.

С.Д.Забрамная ,       О.В. Боровик «практический материал для проведения псих.- пед. Обследования детей»

Диагностика межличностных отношений

Тест «Луиза Дюсс»

«Сравнения» развивает способность сравнивать предметы и явления, активизирует словарь; «Очередь» — расположи геометрические фигуры разного цвета и разной величины от меньшего к большему; «Игра в мячи» — разложены мячи разного цвета и величины, выполняются инструкции взрослого «разложи мячи от меньшего к большему слева на право…»;

май

Данная работа не исчерпывает всей полноты рассмотренной темы. Дальнейшее ее развитие необходимо. Необходимость коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного  и среднего школьного возраста вытекает из аксеоматического положения, согласно которому период детства – важнейший в развитии человека, поэтому следует использовать его в полной мере для всестороннего развития личности ребенка.

Список использованной литературы

1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. – М.: «Академия», 2000. – 160 с.

 2. Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения.// Вопросы психологии, 1993. № 1. – с. 47-53.

3. Антипина А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития.// «Начальная школа», 1997. № 6. – с. 60-64.

 4. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М., Яблонова Л.В. Как помочь ребенку стать внимательнее: нейропсихологический подход к коррекции и развитию навыков программирования и контроля.// «Школа здоровья», 1996. № 1. – с. 24-26.