Индивидуальная программа развития ребенка с зпр младшего школьного возраста
УТВЕРЖДАЮ
к использованию в
образовательном процессе школы
Директор ГБОУ
__________/ФИО/
«____» __________ 2016 г.
Коррекционно-развивающая
программа
для ребенка с ЗПР
ученицы 2 А класса
(индивидуальное обучение)
2016-2017учебный год
Коррекционно-развивающая программа
для _____________ года рождения
на 2016-2017 учебный год.
Диагноз: _______________________________________________________.
Цель программы: обучение, специальное педагогическое и психологическое сопровождение учащегося, с учетом его индивидуальных особенностей.
Задачи:
— отследить динамику работоспособности учащегося;
— формирование у ребенка потребности в общении;
— следить за состоянием здоровья и социальной адаптации;
— развивать внимание и память на занятиях с психологом и на уроках;
— совершенствовать моторное развитие и графический навык;
— развивать речь;
— ознакомление с окружающим миром;
— формировать математические представления.
Ожидаемый результат:
Ребенок должен быть социально-адаптированным, у него в норме должны сформироваться: внимание, математические представления, моторное развитие, речь.
Во 2 классе для индивидуальных занятий 1 час в неделю — занятия с психологом по 40 минут.
ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Направления коррекционной работы
1. Развитие памяти
Тренировка выполнения инструкций;
Что изменилось на картине, на столе и т.д.
Диктанты, включая выборочный, свободный
— игра в «живые слова»,
— веселые запоминалки,
— задания «Послушаем звуки»,
— дидактические ребусы, кроссворды, сказки,
— игровые упражнения на развитие эмоциональной памяти.
2. Развитие внимания
Упражнения на объем внимания,
Упражнения на распределение внимания,
Корректурные пробы;
Упражнения на поиск отсутствующих предметов;
Таблицы Шульте;
3. Социальная адаптация
Совершенствовать навыки общения со сверстниками;
Формировать интерес к обучению.
Работа по формированию социальных норм.
4. Физическое здоровье
Зрительная и дыхательная гимнастика во время уроков
Консультация невролога
Совершенствование мелкой моторики руки;
Витаминизация по рекомендации врача;
Общеукрепляющие физические упражнения;
Контроль за осанкой во время занятий;
Беседы о правилах личной гигиены.
5. Ознакомление с окружающим миром
Уроки окружающего мира;
Формирование представлений о единстве человека и природы, об отношениях людей, об изменениях в природе;
Прививать правила поведения в обществе, на природе, на дороге, на улице.
6. Формирование математических представлений
Игры и задачи на смекалку;
Формирование вычислительных навыков;
Умение решать задачи, ориентироваться во времени;
Счет в прямом и обратном порядке;
Таблица умножения;
Научить сравнивать, развивать геометрические понятия
7. Развитие речи
Развитие устной и письменной речи,
активизация словаря;
Формирование умения составлять предложения и небольшие рассказы;
Устный пересказ прочитанного текста;
Словесные игры.
8. Развитие восприятия
Упражнения на узнавание предметов
Упражнения на поиск отсутствующих предметов
Конструирование по образцу
Рисование
Отработка отношений «часть – целое»
9. Развитие мышления
Упражнения на развитие зрительно-моторных координаций
Упражнения на развитие слухо-моторных координаций,
Задания на развитие логического мышления
«Группировать объекты на основе самостоятельно найденных общих признаков и обозначать образованную группу словом (это действия обобщения и значения)»
Прием «Смысловое соотнесение»
«АССОЦИАЦИИ «(связи)
«СРАВНЕНИЯ»
«ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»
«ПРОДОЛЖИТЕ!» (Вид — вид)
«НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ» (вид-род)
«ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ»
«ПРОДОЛЖИТЕ!» (Часть — целое)
10. Снижение уровня тревожности. Работа с состоянием тревоги через победу над страхами.
«Что нового и хорошего»
«невербальное изображение эмоциональных состояний»
Рисуем влияние семейных проблем на вашу жизнь» — арт-терапия
«Ищем примирение с источником тревожности»
«Рисуем страх» — арт-терапия
«Рисуем победу над страхом» — арт-терапия
Работа над страхами с помощью метафорических карт
Тематический план занятий
— развитие зрительной памяти
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.
2. Основная часть.
— Игра «Что изменилось».
— Игра «Ищи безостоновочно».
— Корректурная проба. Проверка ошибок.
— Игра «Запомни порядок».
— Игра «Карлики-Великаны».
3. Рефлексия занятия.
2.
— развитие свойств внимания;
— развитие наблюдательности;
— развитие памяти.
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.
2. Основная часть.
— Найти ошибки в алфавите.
— Игра «Запомни пары слов».
— Корректурная проба.
— Закрашивание кружков.
— Игра «Заметить все».
3. Рефлексия занятия.
3.
— развитие концентрации внимания;
— развитие мелкой моторики;
— развитие мышления;
— работа со страхами
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2. Основная часть.
— Игра «Какой предмет самый большой».
— Игра «Найди и продолжи закономерность».
— Корректурная проба.
— «Найди лишнюю фигуру».
— «Срисуй фигуру».
— лепим свой страх.
3. Рефлексия занятия.
4.
Работа со страхами
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2. Основная часть.
— рисуем свой страх
5.
— развитие концентрации внимания;
— развитие устойчивости и произвольности внимания;
— Развитие зрительной памяти;
— развитие мелкой моторики.
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2. Основная часть.
— Игра «Все наоборот».
— Корректурная проба.
— Задача «Нарисуй бусинки правильно».
— «Срисуй фигуру».
— «Запомни фигуры».
3. Рефлексия занятия.
6.
— развитие речи
— развитие концентрации внимания;
— развитие моторики;
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2. Основная часть.
— Прочитай, что зашифровано
— Игра «Что нового».
— Игра «Нарисуй правильно».
— Игра «Скажи на оборот».
— Закрашивание кружков.
— Графический диктант.
— Упражнение на распределение внимания.
3. Рефлексия занятия.
7.
— Развитие концентрации внимания;
— развитие наблюдательности;
— развитие мелкой моторики;
-работа со страхами с помощью метафорических карт.
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2. Основная часть.
— Найди закономерность.
— Корректурная проба.
— «исключи лишнее».
3. Рефлексия занятия.
8.
— Развитие произвольного внимания.
— Развитие слуховой памяти;
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2. Основная часть.
— «Запомни ритм».
— «Графический диктант».
— Игра «Повтори».
-Упражнение на распределение внимания.
— «Найди буквы алфавита».
3. Рефлексия занятия.
9.
— Развитие зрительной памяти;
— Развитие зрительного внимания;
— Развитие устойчивости внимания;
— Развитие мелкой моторики.
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2. Основная часть.
— «Что изменилось».
— «Нарисуй правильно».
— Закрашивание кружков.
— «Найди отличия».
— «Срисуй фигуру».
3. Рефлексия занятия.
10.
— Развитие слуховой памяти;
— Развитие концентрации внимания;
— Развитие зрительного внимания;
— Развитие мелкой моторики.
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2. Основная часть.
— Упражнение «Все помню».
— Корректурная проба.
— Графический диктант.
— «Шифровка».
— Лабиринты.
3. Рефлексия занятия.
11.
— Развитие переключаемости внимания;
— Развитие зрительной памяти;
— Развитие зрительного внимания.
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2. Основная часть.
— Упражнение на устойчивость и переключение внимания (животные – растения).
— «Трафареты».
— «Что изменилось».
— «Найди несоответствия на картинке».
— «Раскрась вторую часть картинки».
3. Рефлексия занятия.
12.
— Развитие концентрации и устойчивости внимания.
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2. Основная часть.
— Корректурная проба.
— сравнение
— «Срисуй фигуру».
— Упражнение «Цифровая таблица».
— «Шифровка».
3. Рефлексия занятия.
13.
— Развитие устойчивости внимания;
— Развитие мышления;
— Развитие скорости внимания.
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2. Основная часть.
— Закрашивание кружков.
— Упражнение «Цифровая таблица» (с пропусками).
— Игра «Птица – не птица».
— Графический диктант.
— Игра «Летела корова».
3. Рефлексия занятия.
14.
— Развитие скорости внимания;
— Развитие помехоустойчивости внимания.
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2. Основная часть.
— Игра на внимание «Хлоп – топ».
— Корректурная проба.
— Игра «Маленький жук» (Мысленный графический диктант).
— Упражнение на распределение внимания (рисовать двумя руками).
— «Срисовать фигуру».
3. Заключение.
15.
— Развитие наблюдательности;
— развитие устойчивости внимания;
— развитие помехоустойчивости внимания.
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2. Основная часть.
— Игра «Что изменилось».
— «Найди отличия».
— Графический диктант.
— Упражнение на распределение внимания (рисовать и одновременно считать хлопки).
— «Найди буквы алфавита».
3. Рефлексия занятия.
16.
— Развитие помехоустойчивости внимания;
— Развитие концентрации внимания;
— Развитие слуховой памяти.
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2. Основная часть.
— Корректурная проба.
— Упражнение на распределение внимания (рисовать и одновременно решать примеры).
— Игра «Повтори».
— Решение арифметических задачек в уме.
3. Рефлексия занятия.
17.
— Развитие концентрации и устойчивости внимания.
— развитие мелкой моторики.
1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2. Основная часть.
— Корректурная проба.
— «Нанизывание бусинок».
— Игра «Пары слов»
— Игра «Дотронься до…»
— «Продолжи ряд фигур»
3. Рефлексия занятия.
18.
— Развитие концентрации внимания;
— развитие ассоциативной памяти.
1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2.Основная часть.
— Графический диктант.
— «Срисуй фигуру»
— Упражнение «Пары слов».
— Шифровка.
— «Найди лишнее»
3.Рефлексия занятия.
19.
— Развитие слуховой памяти;
— Развитие концентрации внимания;
— Развитие зрительного внимания;
— Развитие мелкой моторики.
1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2.Основная часть:
— Корректурная проба.
— Игра «Мозайка»
— Игра «Запомни фигуры»
— Лабиринты.
— «Зашифрованные цвета»
3. Рефлексия занятия.
20.
— Развитие скорости переключения внимания;
— Развитие логического мышления;
1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2. Основная часть:
— Парные корректурные пробы;
— Логические задачи;
-Парные шифровки;
— Загадки;
— «Найди лишнюю фигуру»;
3. Рефлексия занятия.
21.
— Развитие наблюдательности;
— развитие устойчивости внимания;
— развитие помехоустойчивости внимания.
1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2. Основная часть:
— Упражнение «Хлопни в ладоши»;
— Игра «Что изменилось»;
— Параллельные корректурные пробы;
— «Срисовка»;
— Графический диктант.
3. Рефлексия занятия.
22.
— развитие устойчивости и концентрации внимания;
— развитие памяти.
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2.Основная часть:
— Продолжи ряд фигур;
— Игра «Хлопни в ладоши»;
— «Расшифруй поговорку»;
— Закрашивание кружков;
— «Прослушай рассказ и ответь на вопросы»
23.
— Развитие концентрации внимания;
— Развитие мышления.
1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2.Основная часть:
— «Составь рассказ из предложений»;
— «Определи чувства человека на картинке»;
— Графический диктант;
— «Найди лишнее слово»;
— «Назови общим словом».
3.Рефлексия занятия.
24.
— Развитие скорости переключения внимания;
— Развитие концентрации внимания;
— развитие устойчивости внимания.
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2.Основная часть:
— Упражнение «Докрась вторую половину»;
— Упражнение «Числовой квадрат»;
— Упражнение «Арифметические задачи в уме»;
— Корректурная проба;
— Загадки;
3. Рефлексия занятия.
25.
— развитие мелкой моторики рук;
— развитие концентрации внимания;
1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2.Основная часть:
— Упражнение «Перепиши без ошибок»;
— Мозайка;
— «Срисуй правильно»;
— Упражнение «Бусинки»;
3.Рефлексия занятия.
26.
— развитие концентрации и устойчивости внимания;
— развитие мелкой моторики;
— развитие наблюдательности.
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2.Основная часть:
— Игра «Что нового».
— Игра «Нарисуй правильно».
— Игра «Скажи на оборот».
— Закрашивание кружков.
— Графический диктант.
— Упражнение на распределение внимания.
3. Рефлексия занятия.
27.
— Развитие мышления;
-развитие наблюдательности;
— развитие концентрации и устойчивости внимания.
1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2. Основная часть:
— Корректурная проба.
— Упражнение «Тренируем пальчики».
— Упражнение «Лабиринты».
— Упражнение «Метод словесных ассоциаций»
— Упражнение «Дорисуй вторую половину»
— Упражнение «Зашифрованный рисунок»
— Упражнение «Составь рассказ»
— Упражнение «Рассказ по цифрам»
— Упражнение «Угадай-ка»
3. Рефлексия занятия.
28.
— Развитие концентрации и устойчивости внимания;
— Развитие мелкой моторики;
— Развитие воображения.
1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2. Основная часть:
— Игра «Шнуровка»;
— Упражнение «Дорисуй вторую половину»;
— Упражнение «Срисуй правильно»;
— Упражнение «Расшифруй поговорку»;
— Игра «Трафареты»;
3. Рефлексия занятия.
29.
— Развитие концентрации внимания;
— Развитие воображения;
— Развитие мелкой моторики.
1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2. Основная часть:
— Игра «Умный коврик»;
— Упражение «Срисовка»;
— Игра «Мозайка»;
— Тест Торренса.
3. Рефлексия занятия.
30.
— развитие концентрации внимания;
— развитие мыслительной операции «сравнение»
1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2. Основная часть:
— Шифровка;
— Графический диктант;
— Упражнение «Что лишнее»;
— Упражнение «Скажи наоборот»;
— Загадки;
3. Рефлексия занятия.
31.
— развитие мыслительной операции «классификация»
— развитие мелкой моторики.
1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2. Основная часть:
— Графический диктант.
— Упражнение «Найди общее».
— Упражнение «Дай определение»
— Упражнение «Найди лишнее»
— Упражнение «Раскрась по образцу»
3. Рефлексия занятия.
32.
— развитие мелкой моторики;
— развитие воображения.
1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2. Основная часть:
— «Свободный рисунок».
— «Составь рассказ по картинке».
— «Придумай название».
— Аппликации.
3. Рефлексия занятия.
С программой ознакомлены:
Классный руководитель _______________________
Родители___________________________________
Источник
Программа психолого-педагогического сопровождения детей
младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Миронова К.С. педагог – психолог
Специальной коррекционной школы – интернат города Моздока.
Пояснительная записка.
(Программа индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР как часть адаптированной образовательной программы).
Введение:
Дети с задержкой психического раз вития, так же как все другие дети с ОВЗ, реализовывают свой потенциал социального развития.
При условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания — образования, обеспечивающего удовлетворение, особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития.
Особые образовательные потребности детей с ЗПР включают общие, свойственные всем детям с ОВЗ, и специфические:
Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых понятий и т.д.).
— в обеспечении коррекционно-развивающей направленности обучения в рамках основных образовательных областей;
— в организации процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков детьми с ЗПР («по шаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему раз витию ребенка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
— в обеспечении непрерывного контроля над становлением учебно-познавательной деятельности ребенка, продолжающегося до достижения ее минимально достаточного уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
— в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состоянии ЦНС и нейродинамики психических процессов у детей с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного обще го тонуса и др.);
Организация взаимодействия психолога с родителями.
Для успешного осуществления коррекционно-развивающей работы необходимо не только взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения, но и активные помощь и поддержка со стороны родителей. Но на практике оказывается, что родители большей частью относятся к процедуре взаимодействия с психологом и другими специалистами безразлично, игнорируя проблемы, или даже негативно. Форма и содержание работы с родителями определяется степенью их готовности к сотрудничеству. На начальном этапе взаимодействия наиболее продуктивной формой работы является индивидуальное консультирование. Оно проводится в несколько этапов. Задачей первого этапа является установление до- верительных отношений с родителями, отрицающими возможность и необходимость сотрудничества. Следующий этап индивидуального консультирования проводится по итогам всестороннего обследования ребенка.
Психолог в доступной форме рассказывает родителям об особенностях их ребенка, указывает на его положительные качества, объясняет, какие специальные занятия ему необходимы, к каким специалистам нужно обратиться дополнительно, как заниматься в домашних условиях, на что следует обратить внимание. Очень важно дать понять родителям, что не следует осознавать трудности детей как неудачи и стыдиться проблем, что они должны стараться помочь своим детям, поддержать их. На этапе собственно коррекционно — развивающей работы родители привлекаются к выполнению конкретных рекомендаций и заданий психолога. На индивидуальных и групповых консультациях проводится совместное обсуждение, хода и результатов коррекционной работы. Анализируются факторы положительной динамики, развития ребенка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем в частности, связанных с адаптацией детей к школе, взаимодействием с одноклассниками в учебной работе и во внеурочное время). Работа с родителями осуществляется также в групповой форме на тематических консультациях, семинарах — практикумах.
Основные задачи и цели:
При реализации данной программы учитываются следующие общие принципы и правила коррекционно-развивающей работы с обучающимися с задержкой психического развития:
— осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку на занятиях;
— предотвращение утомления во время занятий, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средства наглядности и т.п.);
— использование методик и технологий, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь и формировать необходимые навыки учебной деятельности;
— постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей;
— проявление во время работы с детьми особого педагогического такта.
Подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.
Сочетать требования с индивидуальным подходом к ребенку, учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий.
К основным целям деятельности специалистов школы относятся:
— диагностическая деятельность;
— консультативная деятельность;
— коррекционно-развивающая работа;
Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что еще предстоит ему освоить.
Форма организации:
Работа с детьми в малых подгруппах. На каждого ребенка составляется индивидуальный образовательный маршрут.
Результаты коррекционно-развивающей работы выявляются в ходе проведения первичной,
промежуточной и
итоговой диагностик.
Условия организации коррекционно-образовательного процесса являются:
— коррекционно-развивающие занятия, продолжительностью 30 минут;
— комплексный подход и тесная взаимосвязь в работе команды специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социального педагога;
— взаимодействие с семьёй ребенка, интегрируемого в общеобразовательное учреждение;
— оснащение необходимым оборудованием и наглядными пособиями.
Этапы реализации программы:
1. Подготовительный
Подготовительный этап программы предполагает обновление нормативно-правовой базы школы по направлению «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ»; обновление материально-технической базы; оформление информационных, правовых уголков; обучение молодых специалистов. Главными составляющими являются психолого-педагогические, социально-педагогические и медицинские обследования участников образовательного процесса на предмет изучения уровня актуального развития, медицинского и психологического статуса ребенка, ведущих мотивов деятельности, взаимоотношений с окружающими в процессе интегрированного обучения, разработка критериев для формирования классов интегрированного обучения. Первичный диагностический срез психолога на данном этапе проводится с целью выявления психолого — педагогического статуса. Результаты диагностик обобщаются специалистами за «круглым столом», в соответствии, с чем осуществляется планирование работы по сопровождению детей данной категории.
2. Практический
Практический этап реализации программы включает работу психолога по составленным планам индивидуальной траектории развития ребенка; активное взаимодействие школы с представителями общественности (родителями), расширение социальных связей школы; обмен опытом по данной проблеме между специалистами. Повышение компетентности педагогических кадров осуществляется через семинары-практикумы; дискуссии, деловые игры. Осуществление коррекционной работы педагогов с детьми с ОВЗ, основанной на составленных индивидуальных программ развития. Второй диагностический срез психолога с целью корректировки образовательного маршрута.
3.Заключительный
Завершение непосредственной коррекционной работы на начальном этапе обучения. Отслеживание динамики в уровне развития детей специалистами. Психодиагностическое обследование детей и родителей. Определение эффективности программы психологического сопровождения детей с ОВЗ. Определение приоритетных направлений дальнейшей работы.
Программа рассчитана на детей от 7 до 14 лет.
Примерный план работы с обучающимися ограниченными возможностями здоровья.
Диагностическая работа
Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.
Задачи | Планируемые результаты | Виды и формы деятельности, | Сроки | Ответственные |
Медицинская диагностика | ||||
Определить состояние физического и психического здоровья детей. | Выявление состояния физического и психического здоровья детей. | Изучение истории развития ребенка, беседа с родителями, | сентябрь | Педагог-психолог Классный руководитель |
Психолого-педагогическая диагностика | ||||
Первичная диагностика для выявления группы «риска» | Создание банка данных обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи | Наблюдение, логопедическое и психологическое обследование; | сентябрь | Классный руководитель |
Углубленная диагностика детей с ЗПР, детей-инвалидов | Получение объективных сведений об обучающемся. | Диагностирование. | сентябрь | Педагог-психолог |
Проанализировать причины возникновения трудностей в обучении. | Индивидуальная коррекционная программа, соответствующая выявленному уровню развития обучающегося | Разработка коррекционной программы | До 10.10 | Педагог-психолог |
Социально – педагогическая диагностика | ||||
Определить уровень организованности ребенка, особенности эмоционально-волевой и личностной сферы; | Получение объективной информации об организованности ребенка, умении учиться, особенности личности, . | Подбор материалов для коррекционной и просветительской работы Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, посещение семьи. Составление характеристики. | Сентябрь — октябрь | Классный руководитель Педагог-психолог Социальный педагог |
Коррекционно-развивающая работа
Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Задачи (направления) деятельности | Виды и формы деятельности, мероприятия. | Сроки | |||
Психолого-педагогическая работа | |||||
Обеспечить педагогическое сопровождение детей с ЗПР, детей-инвалидов | Планы, программы | Проведение диагностики обучающихся 1-6 кл. С.Д.Забрамная , О.В. Боровик «практический материал для проведения псих.- пед. Обследования детей» | сентябрь | ||
Обеспечить психологическое и логопедическое сопровождение детей с ЗПР, детей-инвалидов | Позитивная динамика развиваемых параметров | 1.Формирование групп для коррекционной работы. | В течение уч.года | ||
Диагностика межличностных отношений | Позитивная динамика развиваемых параметров | Диагностика межличностных отношений Тест «Луиза Дюсс» | Сентябрь — октябрь | ||
Диагностика межличностных отношений | Работа с родителями | Опросник «Мера заботы» | Сентябрь — октябрь | ||
Внеклассное мероприятие по пропаганде здорового образа жизни | ответственные Соц.пед. Пед. психолог | «круглый стол» с участием мед. Работника, Инспектора ПДН | ноябь | ||
Развитие высших психических функций. Развитие мышления. Развитие речи Развитие эмоционально- волевой сферы | Конспект занятия по сказкотерапии Ответственные: педагог-психолог | Игры на развитие качеств внимания (устойчивости, переключения, распределения) «Скажи «Нет!» — опасным ситуациям. Игры на развитие быстроты и точности при действии наглядных звуковых или вербальных сигналов «Путешествие в сказочную страну» | ноябрь — декабрь | ||
Коррекция двигательной активности Развитие творческих способностей. Развитие воображения | Конспект занятия | «Давайте жить дружно!» Игры на развитие умения выполнять совместные действия, развитие коммуникативных навыков общения. «Рисование с помощью шаблонов» — нарисовать картину с помощью шаблонов геометрических фигур; аппликация из цветной бумаги в виде сюжета из геометрических фигур – развитие мелкой моторики. | Январь-февраль |
Психолого-педагогическая работа | |||
Развитие словесной регуляции. Формирование и развитие связной речи. Развитие эмоционально- волевой сферы и компонентов личности. Развитие связной речи | План – конспект занятий по сказкотерапии (либо занятие по развитию компонентов речи) Ответственные: педагог-психолог | «Заяц — хвастун» или Я хочу быть успешным! Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера; игры с условиями: «да» и «нет» не говорите; игры по карточкам. «Мир эмоций» психологическая игра для уч-ся 2 класса. | март |
Игры по развитию эмоционально- волевой сферы. Рекомендации Развитие эмоционально- волевой сферы. Развитие произвольности при выполнении движений и действий. Анкетирование | План – конспект занятий | «Давайте жизнь свою любить!» Игры на развитие умения соблюдать совместные действия, развитие коммуникативных навыков общения. | апрель |
Итоговая диагностика Обеспечить педагогическое сопровождение детей с ЗПР, детей-инвалидов Диагностика межличностных отношений Дифференциация предметов по цвету, форме, величине. Прилагательные – антонимы | План — программа | Проведение диагностики обучающихся 1-6 кл. С.Д.Забрамная , О.В. Боровик «практический материал для проведения псих.- пед. Обследования детей» Диагностика межличностных отношений Тест «Луиза Дюсс» «Сравнения» развивает способность сравнивать предметы и явления, активизирует словарь; «Очередь» — расположи геометрические фигуры разного цвета и разной величины от меньшего к большему; «Игра в мячи» — разложены мячи разного цвета и величины, выполняются инструкции взрослого «разложи мячи от меньшего к большему слева на право…»; | май |
Данная работа не исчерпывает всей полноты рассмотренной темы. Дальнейшее ее развитие необходимо. Необходимость коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного и среднего школьного возраста вытекает из аксеоматического положения, согласно которому период детства – важнейший в развитии человека, поэтому следует использовать его в полной мере для всестороннего развития личности ребенка.
Список использованной литературы
1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. – М.: «Академия», 2000. – 160 с.
2. Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения.// Вопросы психологии, 1993. № 1. – с. 47-53.
3. Антипина А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития.// «Начальная школа», 1997. № 6. – с. 60-64.
4. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М., Яблонова Л.В. Как помочь ребенку стать внимательнее: нейропсихологический подход к коррекции и развитию навыков программирования и контроля.// «Школа здоровья», 1996. № 1. – с. 24-26.