Индивидуальная программа развития ребенка с зпр дефектолога

Индивидуальная программа развития ребенка с зпр дефектолога thumbnail

Дата рождения: 11.10.2005     Фактический возраст: 6 лет     Психический возраст: 4 года

Посещает группу компенсирующей направленности для детей с ЗПР с 01.09.2010 г.

Программно-методическое обеспечение: «Подготовка к школе детей с ЗПР», автор С.Г. Шевченко.

Максим ласковый, доброжелательный, спокойный  ребенок. Охотно вступает в контакт с детьми и взрослыми. Занятия посещает с желанием, помощь принимает. Поведение и реакция на одобрение адекватные. Неудачу самостоятельно не оценивает. Внимание  неустойчивое. Стихи не заучивает. Преобладает зрительная память.

Запас представлений об окружающем низкий. Понимание обращенной речи недостаточное. Словарный запас ниже возрастной нормы. В активной речи – отдельные слова, формируется простая фраза. Звукопроизношение исправлено. Грубо нарушена звуконаполняемость и слоговая структура слов. Фонематическое восприятие развивается – выделяет гласные звуки из ряда других. Связная речь не развита. Формируются простые обобщающие понятия, исключение лишнего предмета пока недоступно. Называет и дифференцирует основные цвета и оттенки, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), группирует предметы по величине (большой-маленький), знает цифры 1-10, счет до 10 механический. Формируются временные и пространственные представления. Максим  складывает разрезные картинки из 3-х частей, конструирование по образцу вызывает затруднение.

Содержание    работы

Результат

I полугодие

II полугодие

ПОЗНАНИЕ

Сенсорное развитие

Различение, называние оттенков цветов спектра

Различение, называние геометрических форм

Различение, называние  величин.  Сравнение и рядообразование по величине

Ознакомление с окружающим миром

Называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, имена родителей

Узнавать и называть предметы домашнего обихода, назначение

Узнавать и называть времена года, последовательность

Узнавать и называть домашних и диких животных

Узнавать и называть птиц

Узнавать и называть транспортные средства

Формирование математических представлений

Прямой и обратный счет в пределах 10

Счет от и до заданного числа

Пересчет предметов, соотнесение цифры с количеством предметов

Соотнесение и сравнение количеств  предметов

Уравнивание количеств  предметов

Состав чисел 2,3,4,5

Порядковое перечисление дней недели

Порядковое перечисление частей суток

Конструирование

Конструирование из строительного материала, палочек, шнурков

КОММУНИКАЦИЯ

Развитие речи

Увеличение активного и пассивного словаря по лексическим темам

Развитие обобщающих значений слов

Изменение существительных по числам

Согласование прилагательных с существительными ед. числа в роде

Согласование притяжательных местоимений с существительными

Подбор действий к предметам и наоборот

Подбор признаков к предметам и наоборот

Учить конструировать простую 2-х словную фразу с опорой на наглядный материал

Учить конструировать простую многословную фразу с опорой на наглядный материал

Формирование предложно-падежной конструкций с предлогами в, на

Пересказ текста с опорой на серию картинок

Коррекция звукопроизношения (автоматизация звуков л,ль,р,рь)

Коррекция слоговой структуры слов

Грамота

Выделение звука в звуковом ряду

Выделение начальных гласных звуков в словах

Дифференциация гласных и согласных звуков

Деление слов на слоги (двусложные, трехсложные слова с открытыми слогами)

Знакомство со звуками и буквами,

Составление и чтение слогов и слов

Подготовка к письму

Обучение удержанию ручки

Формирование навыков пространственной ориентировки в тетради

Написание в строчках различных элементов

КОРРЕКККЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Восприятие

Узнавание перечеркнутых изображений

Узнавание наложенных друг на друга изображений

Восприятие и моделирование пространственных отношений

Восприятие и узнавание неречевых звуков в быту и в природе

Развитие тактильно-двигательного восприятия

Внимание

Игры «Чего не стало?», «Что изменилось?»  с применением 4 элементов на конкретном материале

Лабиринты

Прямое копирование образца при конструировании

Память

Выполнение двухступенчатой инструкции

Заучивание поговорок, стихотворений

Мышление

Складывание из осколочных частей картинок, фигур  (до 4-5 элементов)

Классификация предметов по разным параметрам

Исключение лишнего предмета

Определение последовательности событий

Отгадывание загадок, основанных на перечислении внешних признаков предмета

Обозначения:  + усвоил,    –  не усвоил,          усвоил частично.  

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник

Адаптированная программа для обучающегося 4 класса

с задержкой психического развития

(вариант 7.2)

по предмету

( дефектология)

на 2019-2020 учебный год

2019г.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-Ф3 (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

  • к структуре основной образовательной программы основного общего образования, изложенной в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897), учитывающей образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • действующего Устава образовательного учреждения

  • учебного плана МОУ – СОШ № 6 г. Маркса»

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189;

  • Письма Министерства образования Российской Федерации от 20 июня 2002 г. №29/2194-6 «Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида.

Учитель-дефектолог при разработке опирался на методические системы работы, нашедшие отражение в комплексных программах «Педагогическая коррекция и социальное развитие детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья» под редакцией авторского коллектива: Р.В. Мельникова, А. Н. Косогорова, Т.В. Бареева, И.А. Петрова и др. (2010г.) и «Особый ребёнок» под редакцией Н.В. Верещагиной (2009г.).

Читайте также:  Определение уровень развития ребенка по фгос

Содержание программы коррекционно – развивающей работы определяют следующие принципы:

  • Соблюдение интересов обучающихся. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему обучающихся с максимальной пользой и в его интересах;

  • Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка,участия в данном процессе всех участников образовательного процесса.

  • Непрерывность. Принцип гарантирует обучающимся и его родителям (законным представителям) непрерывность сопровождения до полного решения проблемы или определенного подхода к ее решению.

Цель:

Оказание комплексной коррекционно – психолого – педагогической помощи и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям); осуществление коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Формирование у детей знаний об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений и всестороннее развитие психических процессов, развитие конструктивных навыков. Создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств.

Задачи:

— осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.

— определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребёнка.

— определение способов постановки перед ребёнком воспитательно- образовательных задач, учитывая актуальные и потенциальные его возможности;

— всестороннее развитие всех психических процессов с учётом потребностей и интересов школьников;

-разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов; -развитие коммуникативных компетенции форм и навыков конструктивного личностного общения со сверстниками;

-оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья.

Место курса в учебном плане.

Программа рассчитана на 34 недели,  1 занятие в неделю (34 занятия в год). Для проведения мониторинга используются карта . Цель педагогического мониторинга: оценка индивидуального развития. Результативность работы отслеживается через мониторинг 3 раза в год, промежуточная диагностика проводится в течение учебного года в форме наблюдения, с последующим внесением корректив в содержание коррекционно — образовательного процесса. Сроки проведения мониторинга:

1-я половина сентября — обследование детей;

Январь — промежуточная диагностика.

2-я половина мая – диагностическое обследование по итогам учебного года.

Продолжительность дефектологических занятий не превышает 15-20 минут. В начале каждого занятия в организационный момент включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка: восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышления. Эти упражнения помогают детям сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку. Это могут быть «пальчиковые» упражнения, артикуляционная гимнастика. Перед выполнением каждого задания дается подробная инструкция (для младших школьников повторяется один или несколько раз), возможен показ действия педагогом. Ученик должен учиться сам оценивать качество выполнения задания и уметь контролировать свои действия. Выбирается оптимальный темп деятельности, установка делается не на скорость, а на качество. Оценивая работу, внимание акцентируется на положительном моменте и не заостряется на неудаче. Ученик должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен.

Основные направления коррекционной работы на дефектологических занятиях.

1. Совершенствование движений и сенсо-моторного развития:

  • Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

  • Развитие навыков каллиграфии;

  • Развитие артикуляционной моторики;

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  • Развитие зрительного восприятия и узнавания;

  • Развитие зрительной памяти и внимания;

  • Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

  • Развитие пространственных представлений и ориентации;

  • Развитие представлений о времени;

  • Развитие слухового внимания и памяти;

  • Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

3. Развитие основных мыслительных операций:

  • Навыков соотнесенного анализа;

  • Навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

  • Умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

  • Умения планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:

  • Развитие наглядно-образного мышления;

  • Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать связи между предметами, явлениями и событиями).

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям).

6. Развитие речи, овладение техникой речи.

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Практическое значение:систематизируя и анализируя специфические проявления познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями в здоровье, формулируются психолого-педагогические условия, позволяющие прогнозировать эффективную реализацию потенциальных возможностей у детей.

Методы работы

— методика психолого – педагогического обследования по Е. А. Стребелевой; — игровой метод (развивающее, обучающее, воспитательные игровые занятия);

Читайте также:  Что является отклонением в развитии ребенка

-метод контроля достижений (метод включает в себя задания и последующий контроль их выполнения );

— метод развития ручной моторики;

— методы работы на развитие зрительного восприятия;

— методы работы на развитие слухового внимания;

— методы работы на развитие моторно – двигательного внимания;

— с целью развития артикуляционной и мимической мускулатуры: Артикуляционная гимнастика;

— пальчиковая гимнастика;

— кинезеологические упражнения.

2.Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

  2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

  4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.

  5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить вы­ходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

  1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятель­ности, находить средства её осуществления.

  3. Умение включаться в обсуждение ситуаций проблемно-поискового характера, усваивать способы их решения.

  4. Способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

  5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.

  6. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве — Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

  7. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание ре­чевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации.

  8. Овладение следующими действиями:

  • сравнение;

  • анализ;

  • синтез;

  • классификация и обобщение по родовидовым признакам;

  • установление аналогий и причинно-следственных связей;

  • построение рассуждений;

  • отнесение к известным понятиям.

  1. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные результаты:

  1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

  2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

  3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные еди­ницы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.

4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.

5. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

4 класс

Развитие аналитико-синтетической сферы

Формирование наглядно-образного мышления: развитие предпосылок функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования в развитии математических и речевых навыков.

Упражнения на проведение классификации предметов, чисел, понятий по заданному основанию классификации, на поиск закономерности, обобщение; решение логических задач, используя помощь педагога, требующих построения цепочки логических рассуждений; составление формулировок, задания с недостающими данными; по возможности логическое обоснование предполагаемого результата (самостоятельно или с помощью педагога, (“Подбери пару”, “Угадай слово”, “Дорисуй девятое”, “Продолжи закономерность”).

Развитие внимания

Развитие всех видов внимания и умения работать самостоятельно или с небольшой помощью педагога( использование наводящих вопросов) при выполнении заданий. Упражнения на планирование этапов деятельности.

Развитие воображения

Развитие творческого воображения и элементов конструктивного мышления.

Формирование общей способности искать и находить новые решения, способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Упражнения, требующие нетрадиционного подхода.

Развитие памяти

Развитие слуховой и зрительной памяти, кратковременной и долговременной памяти при заучивании наизусть понятий, стихов, проз.

Упражнения с использованием увеличения объема, сложности и времени хранения запоминаемой информации.

Развитие личностно-мотивационной сферы

Развитие личности в целом, развитие познавательных интересов, уверенности в своих силах и навыков совместной и индивидуальной деятельности

3.Календарно- тематическое планирование занятий

Формирование математических навыков, стойких знаний цифр от 1 до 10, написание

Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять

Читайте также:  Вся правда о раннем развитии ребенка

2.«Продолжи закономер-ность».

Меры длины

Формирование знаний мер длины

(см, дм, м)

Санти-метр, деци-метр, метр

3.«Зашифрованный рисунок»

Ч. Природа осенью.

Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, изменения в живой природе

Похолодание, листо-пад

4.«Мозаика».

РЯ. Овощи, фрукты, ягоды. Словарные слова.

Формирование знаний об овощах, фруктах, ягодах; их классификация и дифференциация

Овощи фрукты

ягоды

5.«Подбери пару».

Умножение на 2, на 3, на 4, на 5

Формирование умения умножать на 2, на 3, на 4, на 5

Умно-жение

6.«Графический диктант».

М.Многоугольники

Формирование знаний о многоугольниках

Многоугольник

7.«Исключи лишнее».

Ч.Грибы. Отработка техники чтения.

Формирование знаний о грибах, узнавание, называние, различение съедобных и несъедобных

Мухо-мор, поганка, опёнок, груздь

8.«Запутанные дорожки». Деление на 2, на 3, на 4, на 5

Формирование умения делить на 2, на 3, на 4, на 5

Деление

9.«Дорисуй».Мебель,

Посуда.Отработка навыков чтения.

Формирование знаний о мебели, узнавание, их отличия, функции

Формирование знаний о посуде

Стол, стул,

кастрюля, ложка, кружка

10.«Продолжи числовой ряд». М.Умножение и деление чисел.

Формирование умения умножать и делить число

Умно-жение, деление

11.«Зашифрованный рисунок».

М.Геометрические фигуры

Закрепление знаний о геометрических фигурах

Круг, квадрат

Треуголь

ник

12.«Найди отличия».

РЯ. Знаки препинания в конце предложения.

Формирование понятий пунктуация, выразительность речи.

Ворона

сорока, крылья, хвост

13.«Запутанные дорожки».

М. Правило перестановки слагаемых и множителей.

Формирование знаний о перестановке слагаемых и множителей.

Слагаемое, сумма

14.«Зрительный диктант».

РР.Составление рассказа «Зимние забавы».

Формирование знаний о фруктах

Яблоко

груша

15.«Графический диктант»

РЯ, Строчные и прописные буквы.

Формирование навыка дифференцировать предметы по величине

Большой, маленький, средний, больше, меньше

16.«Зашифрованный рисунок».Город Безударные гласные.

Формирование знаний о городе

Улицы, дома

17.«Внимательный художник»

.Ч. Природа зимой

Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, изменения в живой природе

Снего-пад, голо-лёд

18.«Подбери пару».

М.Умножение и деление многозначных чисел.

Формирование умения умножать и делить числа

Умноже-ние, деле-

ние

19.

«Лабиринты».

М.Углы

Формирование знаний об углах, их виды

Тупой, острый, прямой

20.«Продолжи закономерность».

РР.«Моя семья»

Формирование знаний и представлений о членах семьи

Родители, родственники

21.«Найди отличия».

РЯ.Овощи и фрукты — разные продукты

Формирование навыков классификации и дифференциации понятий овощи и фрукты

Овощи, фрукты

22.«Сходство и различие». М. Доли, дроби.

Формирование знаний о долях и дробях.

Первый

второй

23.«Мозаика».

М. Порядок действий в примерах.

Формирование умения выполнять математические действия в определенном порядке.

Действия первой и второй ступени.

24.«Внимательный художник». Дикие животные.

РЯ. Правописание.

Формирование знаний о внешнем виде, питании, пользе, местообитании животных.

Берлога, дупло

25.«Запутанные дорожки» М.Решение задач.

Формирование умения решать арифметические задачи.

Условие задачи, вопрос, решение, ответ.

26.«Зашифрованный рисунок».

РЯ. Части речи.

Формирование знаний о внешнем виде, питании, пользе, местообитании домашней птицы. Закрепление знаний о частях речи.

Насест

27.«Продолжи числовой ряд»

М. Деление и умножение на 0 и 1

Формирование умения делить на 0

Деление

28.«Исключи лишнее».

РР. Написание сочинения о весне.

Формирование умения писать сочинения описательного характера.

Вступле-ние, заключе-ние.

29.«Найди отличия».

РЯ. Знаки в конце предложения.

Формирование знаний о постановке знаков в конце предложения.

Точка, вопроси-тельный, восклица-тельный знаки.

30.«Мозаика».

.М.Часы и циферблат.

Формирование умения определять время по часам

Цифер-блат, стрелка

32.«Лабиринты». .РР.

Природа летом

Жара

33-34.Развитие связной речи

5. Планируемые результаты освоения программы

4 класс

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

— выделять существенные признаки с последующим использованием проведенного обобщения и выявления закономерности;

— сравнивать и отличать от несущественных признаков;

— строить простейшие умозаключения.

6. Материально-техническое обеспечение

1. Цветные счётные палочки.

2. Демонстративный материал «Кто, как устроен?».

3. Настольная игра « Подбери по цвету и форме».

5. Развивающая игра « Предметы и контуры».

6. Лото « Времена года».

7. Развивающая игра « Животные и птицы».

8. Многоразовая рабочая тетрадь « Подготовка руки к письму».

9.Демонстрационный и раздаточный материал:

Геометрические фигуры ,цвет,семья, фрукты,овощи ,растения,цветы ,грибы, деревья,животные (домашние, дикие, разных стран) ,птицы (домашние, перелетные и зимующие) рыбы,водный мир,насекомые ,времена года,одежда,обувь,головные уборы.

Мебель

Литература.

1. В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина “Основы олигофренопедагогики”: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений /. – М.: Издательский центр Академия”, 2006 г.

2. Е.Худенко, Е.Останина 1-2 часть “Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии”. Издательство “Школа”. 1992 г.

3. И.А.Морозова, М.А.Пушкарева “Ознакомление с окружающим миром” Москва. 2006 г.

4. Г.С.Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва. 1988 г.

5. Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко, И.А.Могилева “Настольная книга педагога – дефектолога” Москва 2005 г.

6. Пузанов Б.П. “Обучение детей с нарушением интеллектуального развития”.

Источник