Индивидуальная программа развития ребенка с зпр бланк
Дефициты и ресурсы ребенка с ЗПР
Задержкой психического развития считается замедленный темп развития психики ребенка. Причины ЗПР кроются в нейродинамической недостаточности, особенностях конституции, хронических соматических заболеваниях, неблагополучии семьи. Следствием становятся следующие дефициты развития:
незрелость ЦНС: слабость процессов торможения и возбуждения, отставание в формировании систем межанализаторных связей;
истощаемость психических функций;
отставание в развитии психомоторных функций;
низкая интеллектуальная продуктивность;
недостаточный объем, обобщенность, предметность и целостность восприятия;
низкая прочность запоминания;
неумение применять дополнительные средства запоминания;
эмоциональная неустойчивость;
низкий уровень произвольности познавательных процессов и поведения;
недоразвите речи: задержка формирования, ограниченность словарного запаса, аграмматизмы, затруднения в построении связных высказываний, трудность понимания значения слов;
инертность мыслительной деятельности;
длительный период приема и переработки информации;
нарушения пространственной ориентировки;
стремление избегать трудности;
отсутствие самоконтроля.
Наряду с перечисленными недостатками эти дети обладают хорошей базой внутренних ресурсов, которую способен реализовать индивидуальный маршрут развития ребенка с ЗПР:
- способность пользоваться оказанной помощью;
способность осмысленно воспринимать сюжет услышанного литературного произведения;
способность понимать условие простой задачи;
способность группировать объекты и устанавливать причинно-следственные закономерности;
способность разбираться в учебном материале и выполнять задание, руководствуясь его образцом и целью;
активность в поисках средств, облегчающих выполнение заданий;
заинтересованность в чтении книг и умение логично и скрупулезно пересказывать прочитанное;
способность проявлять глубокие эмоции по поводу прочитанного;
интерес театральному и изобразительному искусству;
стремление к творческому самовыражению;
любовь к фантазиями и вытеснение ими неприятных жизненных ситуаций.
Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут ребенка с ЗПР
Поступившего в ДОУ ребенка с ЗПР всесторонне изучают все специалисты, а затем составляется «Индивидуальная карта сопровождения развития и обучения». Для этого используются «Диагностические карты индивидуального развития ребенка».
Диагностические карты индивидуального развития ребенка. Вторая младшая группа
Опираясь на данные карты, коллектив ДОУ составляет «Индивидуальный коррекционный развивающий маршрут» воспитанника на весь период его пребывания в детском саду. Цель индивидуального маршрута ребенка-дошкольника с ЗПР — обеспечить преемственность дошкольного и начального общего образования, развивая у воспитанника функциональный базис для формирования универсальных учебных действий
Индивидуальный маршрут развития ребенка с ЗПР определяет:
1. Стратегическую цель развития: заложить основы знаний об окружающем мире, сформировать речь, дать самые простые базовые представления о математике, всесторонне развить психические процессы.
2. Принципы прохождения маршрута. Наиболее важные из них
● принцип комплексного подхода к диагностике и коррекции нарушений.
В его основе лежат взаимосвязанные действия всех специалистов ДОУ и родителей. Психолог формирует у ребенка навыки анализа и синтеза, сравнения и классификации, логопед использует их при постановке речи, воспитатель и родители закрепляют в «социальных» ситуациях.
● принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования
Все действия педагогов предупреждают и корректируют нарушения с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма, используя современные специальные ТСО, ИКТ, особую организацию обучения.
Свой «Индивидуальный коррекционный маршрут дошкольника с ЗПР» составляет каждый специалист ДОУ. Познакомимся с ним на примере работы логопеда.
Индивидуальный логопедический маршрут дошкольника с ЗПР
Индивидуальный маршрут для ребенка с ЗПР в ДОУ по развитию речи ставит цель: совершенствовать его речевые возможности, учитывая все специфические особенности. Рассмотрим раздел логопедического маршрута «Связная речь (монологическая и диалогическая речь)» для ребенка ЗПР старшей группы (5-6 лет).
Задачи | Методы | Содержание работы |
Развить диалогическую речь | Свободная беседа о самом себе, семье, друзьях, играх | Попросить ребенка нарисовать то, что любит рисовать и затем ответить на вопросы по рисунку: «Что ты нарисовал?» «Почему ты это нарисовал?» «Как бы ты назвал свой рисунок?» |
Сформировать речевую инициативу и самостоятельность | Игра «Зоологический музей» | Предложить ребенку самостоятельно рассмотреть картинки с животными, самостоятельно придумать и задать познавательные вопросы; затем ответить на вопросы взрослого, чем бы он мог помочь животным |
Сформировать умение говорить от лица другого персонажа | «Игровой диалог» | Попросить ребенка самостоятельно придумать диалог между одушевленными и неодушевленными предметами |
Сформировать умение вести диалог и соблюдать принятые нормы поведения | Игра «Телефонный разговор» | Озвучить ребенку список правил этикета телефонного разговора и попросить от лица двух игрушек озвучить их телефонный разговор |
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ЗПР в ДОУ
Используя стратегический «Индивидуальный маршрут развития дошкольника с ЗПР», педагоги ДОУ ежегодно составляют подробную программу обучения ребенка, или «Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ЗПР». Его тактические шаги соответствуют рекомендациям ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного образования с ЗПР и включают:
●социально-коммуникативное развитие
●познавательное развитие
●речевое развитие
●художественно-эстетическое развитие
●физическое развитие
●сенсорное развитие
●познание окружающего мира.
Педагоги ДОУ определяют задачи и содержание работы с ребенком по «Индивидуальному образовательному маршруту» в соответствии с АООП ДО для детей раннего и дошкольного возраста с ЗПР
Рассмотрим раздел «Физическое развитие», направление «Коррекция и развитие психомоторных функций» для воспитанника с ЗПР средней группы
Задачи | Метод | Содержание |
Развить мелкую моторику | Упражнение «Катание карандаша» | Ребенок катает в руке круглые карандаши и карандаши с гранями |
Игра «Сосулька». Самостоятельный контроль за мышцами на основе контрастных ощущений. | Попросить ребенка представить, что он держит зимой в руках холодную сосульку: — мышцы напряжены; попросить ребенка представить , что он держит весной в руках сосульку -мышцы расслаблены. | |
Оптимизировать речевую моторику | Различные виды массажа рук. Самомассаж рук с использованием массажных мячиков. | Попросить ребенка представить, что в руках у него ниточка. |
Дыхательное упражнение «Растягивание ниточки». | Произносить по очереди гласные и согласные звуки. Просить ребенка их повторять с условием. На гласный звук он раздвигает руки и растягивает «ниточку», на согласный звук он сводит руки и сжимает «ниточку». | |
Восстановить вестибулярно-моторный аппарат | Упражнения «Прыжки» | Попросить ребенка выполнить 5 раз группу прыжков: прыжок назад — пальцы рук сжать, прыжок вперед — пальцы рук разжать. Попросить ребенка выполнить 3 прыжка с одновременным продвижением вперед на одной ноге и хлопком рук. |
Индивидуальный маршрут ребенка с ЗПР в школе
Выпускники ДОУ, имеющие диагноз ЗПР, перед поступлением в школу проходят ППМК. При подтверждении нарушений инклюзивные школы организуют специальное комплексное сопровождение, цель которого — возместить дефициты развития познавательной сферы, откорректировать личностные специфические особенности, обучить самостоятельной деятельности, контролируя этот процесс, наладить тесное сотрудничество с семьей ребенка. В системе сопровождения важное место отводится работе школьного психолога. Он работает со школьником ЗПР по «Индивидуальному маршруту психологической коррекции». Цель маршрута — в первую очередь обеспечить ребенку адаптивность, обучить самостоятельно сознательно удерживать равновесие в отношениях с самим собой и новым школьным окружением, а затем, регулируя происходящие в головном мозге процессы активности и торможения, развить произвольность поведения и осознанность каждого учебного шага своего подопечного.
Индивидуальный образовательный маршрут школьника с ЗПР
Индивидуальный образовательный маршрут школьника с ЗПР — это его собственный поход за знаниями, «путь героя», преодолевающего на своем пути множество трудностей, к заслуженной награде, которой в перспективе станет аттестат зрелости и возможность получить интересную, востребованную, высокооплачиваемую профессию. Школьный консилиумом, учитывая предложения ППМК и запросы семьи ребенка, на основании ФОГС и АООП НОО 7.1 или 7.2 разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут для детей с ЗПР с учетом всех особых образовательных потребностей. Этим потребностям соответствуют базовые учебники для здоровых школьников и специальные приложения, иллюстративные наглядные дидактические материалы, рабочие тетради, как печатные, так и электронные, для варианта обучения в течение 4-х лет по программе 7.1.
- Т. Н. Ситникова. Математика. 1 класс.
- С. С. Минаева, Л.О. Рослова, Л. И. Федорова, В.А. Булычева Математика. 1 класс. Часть1.
- Т. Н. Максимова. Литературное чтение.1 класс.
- И. Ф. Яценко. Обучение грамоте. 1 класс.
- Сборник интернативных тестов по русскому языку. Интерактивный тренжер
Маршрут ребенка с ЗПР по программ 5-летнего обучения 7.2. требует к базовым учебникам добавить специальные электронные программные приложения
Пример. Индивидуальный образовательный маршрут 1 класс, ЗПР
I Организационный компонент
1. Пояснительная записка с информацией о ЗПР по ФОГС.
2. Перечень использованных нормативных документов.
3. Цель «Индивидуального образовательного маршрута». Образовательный маршрут ребенка с ЗПР в 1-м классе должен обеспечить продвижение школьника в освоении учебных предметов и развить способность обучаться не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с педагогом и одноклассниками.
4. Цели учителя.
● Обеспечить ребенку освоение адаптированной основной образовательной программы начального общего образования, корректируя недостатки его физического и психического развития
● Своевременно выявлять трудности прохождения образовательного маршрута и гибко его редактировать.
5. Задачи, которые ставит перед учителем индивидуальный маршрут для ребенка с ЗПР, изложены в «АООП НОО для ЗПР» вариант 7.1
Самые важные из них:
● Создать темп учебной работы, соответствующий возможностям ученика и скорости формирование у него обобщенных знаний
● Создать охранительный педагогический режим
● Использовать здоровьесберегающие технологии
● Развить общеинтеллектуальные умения
● Сформировать основы социальных компетениций и умение ими целенаправленно и осознанно пользоваться
● Поощрять и стимулировать работу ребенка, используя только качественную оценку
6. Психолого-педагогическая характеристика на ученика 1 класса. Указывается диагноз, главные проблемы обучения и уровень знаний по основным учебным предметам.
II Недельный индивидуальный план с количеством часов на каждый предмет
Заполняется в соответствии с выбранным видом АООП НОО для ЗПР. 7.1 или 7.2
III Образовательный компонент индивидуального маршрута
1. Пояснительная записка с анализом соответствия выбранной программы индивидуальным особенностям ребенка
2. Планируемые результаты освоения учеником АООП НОО ЗПР, 1 класс.
● Описать по каждому учебному предмету (АООП НООО ЗПР 7.1) , например, по математике, результаты к концу учебного года:
— чему ребенок научится
Называть числа от 1 до 20 и проговаривать их последовательность. Оперировать словами «сложение», «вычитание». Определять разрядный состав чисел от 11 до 20. Сравнивать группы предметов , составляя из них пары. Определять длину отрезка.
— чему будет учиться:
Решать примеры, имеющие 1-2 действия. Решать простые задачи на сложение и вычитание в педелах 20-ти. Узнавать геометрические фигуры. Работать с математической таблицей из двух строк.
— механизм определения уровня знаний и умений:
Тесты, контрольные и проверочные работы.
IV Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов
«Математика».
Универсальные познавательные действия.
● Развитие навыка работы с информацией: умение с помощью учителя отличать новое от известного; умение ориентироваться в учебнике.
● Развитие исследовательских способностей: умение находить ответы на вопросы, используя учебник, полученные на уроке знания и свой жизненный опыт; умение осознанно взаимодействовать с информацией, делая собственные выводы о работе класса
● Развитие способностей классифицировать и обобщать: умение сравнивать и группировать числа, числовые выражения, равенства и неравенства, плоские геометрические фигуры.
Т.Н. Максимова. Математика. 1 класс.
Начиная проходить свой индивидуальный маршрут в ДОУ и продолжая учебное «путешествие» в школе, ребенок с ЗПР имеет все шансы успешно освоить вариант АООП НОО. И тогда первым достижением «особого» школьника может стать решение ППМК считать его здоровым ребенком, не нуждающемся в особых образовательных условиях.
Источник
Ольга Зайцева
Шаблон составления индивидуальной программы развития ребенка старшего дошкольного возраста с ЗПР
Титульный лист.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель и задачи индивидуальной программы развития ребенка.
ЦЕЛЬ: Оказание ребенку необходимой коррекционной помощи командой специалистов с целью повышения эффективности педагогического воздействия и оптимизации личностного развития дошкольника.
Особенности образовательного процесса в группе (отразить особенности).
1 РАЗДЕЛ: «ЗДРАВСТВУЙ, МАЛЫШ!»
2 РАЗДЕЛ: «ОБО МНЕ И МОЕЙ СЕМЬЕ»
3 РАЗДЕЛ: «РАСТУ СИЛЬНЫМ И ЗДОРОВЫМ»
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА (физическое развитие)
Содержание программы.
Социально-коммуникативное развитие.
Учить взаимодействовать с новым взрослым в новых условиях.
Закреплять невербальные (жестовые) и вербальные (речевые) способы общения: показывать приветствие (прощание) рукой, показать жестом –«это, так, дай, на»; называть словом – «привет, пока, на, дай, это, то».
Продолжать формировать представления о себе: называть и показывать части тела и лица, их функции («Что твои руки умеют делать?», «Чем ты смотришь? и т. д.); дифференцировать имя и фамилию; узнавать себя на разных фотографиях, говорить «Это Я, ….». Учить говорить «моя», «мое» по отношению к своим вещам, игрушкам. Учить обращаться к другому человеку на «ты» и «Вы», по имени. Показывать на себя рукой и говорить: «Это, я …».
Закрепить представление о том, что она девочка (мальчик). Учить обозначать себя словом: «Я — девочка, меня зовут ….». Учить узнавать своих сверстников по полу на картинках и фотографиях, а также узнавать пол другого человека.
Формировать представления о своей семье, выделять состав семьи с помощью фотографий, определять свою позицию в семье («Я — дочка»). Учить задавать вопросы: «Как тебя зовут?», «Где тетя?», «Кто пришел?», «Где мама?», Почему?» и т. п.
(Оформить альбом с фотографиями ребенка о его деятельности (играет, пишет, читает, рисует) и членов ее семьи).
Формировать представления у ребенка об окружающем предметном мире, продолжать учить выделять, называть и узнавать предметы и их изображение на картинке: это стол, стул, шкаф, кровать, также обозначать предметы обобщающим словом (например, мебель и т. д.). (Группы окружающих предметов – игрушки, посуда, мебель, транспорт, животные домашние и дикие, птицы, насекомые и т. д.).
Учить адекватно использовать предметы окружения и знать их назначение: ручка, чтобы писать; стул, чтобы сидеть, книга, чтобы читать, игрушка, чтобы играть и т. д.
Формирование основных способов усвоения общественного опыта:
продолжать учить выполнять действия со взрослыми совместно, по подражанию с речевым сопровождением, по образцу (3-4 детали, по речевой инструкции.
Трудовое воспитание.
— продолжать формировать навыки опрятности и гигиены (следить за чистотой своих рук, одежды, чистить обувь, стирать носовые платки, убирать за собой посуду, мыть ее и т. д.);
— учить использовать бытовые приборы для хозяйственных нужд семьи: пылесосом, микроволновой печью, чайником, телевизором, музыкальным центром, а также соблюдать чистоту в комнате – вытирать пыль тряпкой, поливать цветы, выбрасывать мусор, застилать свою постель и т. д.).
Навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки.
Учить действовать самостоятельно в быту:
• В спальне (приучать расправлять одеяло после сна, складывать пижаму в определенное место);
• В ванной (умываться; чистить зубы; пользоваться туалетом; учить расчесывать волосы; обращать внимание на действия по уходу за своим телом и одеждой);
• Во время еды.
• одеваться и раздеваться; надевать и снимать предметы одежды (обуви); продолжать учить выполнять различные способы застегивания и расстегивания одежды, пользоваться молнией и «липучками», кнопками и пр.
• приучать класть вещи на место (учить вешать одежду и ставить обувь в свой шкафчик);
• продолжать формировать навыки опрятности и гигиены (следить за чистотой своих рук, одежды, чистить обувь, стирать носовые платки, трусы; убирать за собой посуду, мыть ее и т. д.);
• учить использовать бытовые приборы для хозяйственных нужд семьи: пылесосом, микроволновой печью, чайником, телевизором, музыкальным центром, а также соблюдать чистоту в комнате – вытирать пыль тряпкой, поливать цветы, выбрасывать мусор, застилать свою постель и т. д.).
Физическое развитие — развитие общих движений:
— учить делать вдох через нос, а выдох — через рот;
— развивать движения рук (общие движения – взмахи руками в стороны, вверх, за спину, впереди груди, круговые движения);
— совершенствовать ручную и мелкую моторику (пальчиковая гимнастика, катать между ладонями палочки, шарики с неровной или шершавой поверхностью и др.);
— учить ходить «гусиным шагом» (приподнимая высоко колени);
— учить перешагивать (перепрыгивать) через один, два предмета (кирпичики из конструктора, веревку, обруч и т. п.);
— учить ходить на пятках, носочках, а также наружной стороне стопы;
— учить ударять по мячу ногой из положения стоя, попадая в «ворота»;
— учить подниматься и спускаться с лестницы, попеременно поднимая ноги;
— чередовать ходьбу на пятках и носках (до 3-х кругов на каждый вид ходьбы);
— учить выполнять различные движения (бег, ходьба) под музыку, ориентируясь на музыкальное сопровождение;
— учить бросать мячи в цель двумя руками;
— учить ловить мячи разного размера;
— учить прыгать на двух ногах; прыгать на одной ноге, передвигаясь вперед.
Познавательное развитие:
Сенсорное воспитание и ознакомление ребенка с окружающим миром рекомендуем проводить по следующим разделам: формирование восприятия формы (учить соотносить предметы по форме – телевизор, квадрат; зеркало – овал и т. д. ; по цвету; величине.
— учить находить предметы и игрушки, учитывая их расположение в комнате (найди машинку за стулом; положи мяч в корзину и т. д.)
— учить целостно воспринимать предметы и игрушки, состоящие из нескольких частей (3-5 частей);
— учить находить в предметах окружающего мира известные формы (круг, треугольник, квадрат, овал, учить различать плоскостные и объемные формы (круг и шар, квадрат и кубик и т. д.);
— учить выполнять группировку предметов: по форме, цвету, величине (2 группы, затем 3 группы);
— учить находить отличия двух предметов, картинок (увеличить до 3 — 4-х отличий, сравнивая зрительно оба предмета и по памяти (1-2 отличия);
— учить находить место предмета в ряду других (из 4 -5 -6-ти, раскладывать по порядку 5-6 предметов, отличающихся друг от друга (по нарастанию) новыми элементами;
— учить находить все предметы на «зашумленной» картинке, когда изображения нескольких предметов накладываются друг на друга.
Счетные операции:
— учить воспринимать количество предметов в пределах 3-х – 5и всеми анализаторами, соотносить с количеством пальцев, предметов, выделять по слову заданное количество;
— учить использовать при сравнении количества приемы наложения и приложения, выделения по слову;
— продолжать формировать понятия: «поровну, больше, меньше; при сравнении определять – «больше на., меньше на.»;
— учить пересчитывать предметы в прямом и обратном порядке с подведением итогового числа;
— учить считать от заданного числа до заданного числа;
— учить решать задачи с открытым результатом в пределах 5-и, с закрытым в пределах 4-х – 5-и;
— формировать счетные операции путем умственных действий (например, в коробке 5 карандашей – 3 синих, остальные красные. Сколько красных карандашей в коробке).
Формирование наглядно-образного мышления и элементов логического мышления:
— формировать умение выполнять классификацию (4-й лишний – зрительно и на слух, разложи картинки – какая к какой подходит: игра «Логический поезд»);
— игры «съедобное – несъедобное», «летает – не летает».
Ознакомление с окружающим.
Продолжать формировать представления об явлениях окружающей действительности, обращать внимание на причинно-следственные связи (дует ветер – качаются ветки деревьев; ручьи текут — тает снег; дождь идет — на улицах лужи и т. д.);
— на изменения погоды и природные явления (сегодня день солнечный (пасмурный, идет снег и т. д.).
Речевое развитие
В работе по формированию у Ребенка фонетико-фонематического слуха рекомендуем начать с повторения за педагогом слогов (на парные согласные и чередование гласных: па – ба – па;
по – пы – по и т. д.) и простых слов.
Далее проводится работа по уточнению слогового состава разных слов (от простых к сложным).
При необходимости упражнения сопровождаются игровыми действиями (отхлопывание, отстукивание молоточком и т. д.).
Следует особо обратить внимание на дифференцирование слогов и слов, близких по звучанию, со стечением согласных, сложных по своей слоговой структуре.
Также предлагается прослушивание звуков живой, неживой природы и звуков речи (течет вода из крана, звенит колокольчик и т. д.).
Формирование активной речи:
• делать артикуляционный массаж лица (пальцами, щетками);
• учить выражать свои потребности фразой в конкретной ситуации: «Тетя, дай куклу!», «Коля, на мяч», «Мама идем гулять», «идем спать»;
• при произнесении фразы обращать внимание на окончания слов (работа над глагольным словарем): «Давай играть с куклой», «Будем рисовать солнце», «Будем строить красный дом», «Мы готовим обед для куклы», «Аня рисовала грибок» и т. д.
• обогащать словарь, включая в речь новые существительные, глаголы, прилагательные, числительные;
• учить согласовывать существительное с глаголом и прилагательным;
• учить использовать (отраженно и самостоятельно) существительные в различных падежах;
• вводить в активную речь знакомые свойства и качества предметов (пример: «Мяч круглый, резиновый; шарф длинный, мягкий; мандарин сладкий, сочный);
• учить отвечать на простые вопросы взрослого по демонстрации предметов и картинок 2-мя – 3-мя фразами.
• учить совместно с взрослым с опорой на иллюстрации рассказывать знакомые сказки: «Кто сказал мяу», «Колобок», «Теремок», «Три медведя», участвовать в драматизации этих сказок.
• Побуждать ребенка самостоятельно задавать вопросы: Тетя, что это? Что у тебя в сумке? Что у тебя в мешочке? И т. д.
• продолжать учить выражать свои потребности словом: «Я хочу пить чай. Я буду играть (рисовать, писать, читать и т. д. …; отвечать на вопросы: «Что ты хочешь? Что ты будешь делать?
• учить выражать свой опыт в слове: «Я могу писать, рисовать и т. д.»;
• учить использовать в речи сложную фразу (потому что, чтобы, когда и т. д., использовать местоимения, наречия, союзы, сложные предлоги (из-за, из-под, предлоги при ответах на вопросы (с, у, за, над и т. д., обращать внимание на правильное употребление падежных окончаний имен существительных при ответах на вопросы.
Постановка звуков осуществляется по традиционным методикам, при этом учитывается работа по выше указанным разделам.
Развитие грамматического строя языка:
— отработка предложно-падежной конструкции слов по лексическим темам (употребление предлогов — за, на, под, над, перед, около, позади, впереди);
— отработка номинативного словаря (слова-предметы);
— отработка слов-эпитетов;
— отработка в речи слов-действий;
— количественных и порядковых числительных
— формирование простой фразы из 2-4 слов (составление простого предложения по картинке. Подкладывание палочек заменяющих наглядно одно слово: Корова жует траву.
Подготовка руки к письму:
— пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением (пальчики поздоровались, колечки – Зайчики, надуваем воздушный шарик и т. д. ;
— работа с мелким сыпучим материалом – чечевицей, фасолью, горохом, орехами (перекладывание крупы в различные емкости, выкладывать их по заданной линии и т. д.);
— учить работать на альбомном листе бумаги – определять середину, верх, низ, право, лево;
— формировать элементарные графические умения: рисовать геометрические формы и штриховать их;
— рисовать линии: дорожки слева направо; сверху вниз, прямые, ломаные, волнистые, прерывистые;
— познакомить с тетрадью в клетку и линейку.
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование — рисовать зимние сюжеты: «Снег идет», «Огоньки зажглись», «Украсим снег», «Метель», «Дождик» (новогодний, «Снежинки». Учить рисовать круглые предметы: «снежный ком», «снеговик», «шарики» для елки, «апельсины», «яблоки» и т. п. Рисовать фломастерами, красками (приемы наращивания от центра, примакивания, легкого прикосновения кончиком кисти). Проводить линии прямые, волнистые, перекрещивать. Рисовать по подражанию.
Учить раскрашивать картинки разнообразно, используя не только основные цвета, но и оттенки.
Лепка — лепить предметы круглой формы разной величины, развивать кругообразные движения руки («Снеговик», «Снежный ком», прямые движения («Палочка для снеговика», «Столбики»). Учить соединять части предмета, прижимая их друг другу.
Аппликация — создавать зимние сюжеты: «Нарядим елочку», «Елочка», «Фонарики», «Флажки», «Снеговик», «Снежинки». Учить приклеивать разные формы, чередовать их (бусы, треугольники, части домика и др.). Продолжать учить резать ножницами: резать полоску на квадратики, делать надрезы по сторонам «салфетки», «снежинки».
Конструирование — учить выкладывать узоры из геометрических форм по образцу (по чередованию с учетом форм, цвета, величины);
— учить строить из плоскостных палочек постройки по образцу и памяти;
Воспитывать аккуратность, целеустремленность, усидчивость. Воспитывать аккуратность, целеустремленность, усидчивость. Учить готовить и убирать рабочее место.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
В конце учебного года (май) проводится педагогическая (учителем-дефектологом, воспитателями) и психологическая (педагогом-психологом) диагностика. В случае слаженной работы команды специалистов, к моменту поступления в школу, ребенок может овладеть следующими навыками и умениями (по Образовательным областям в соответствии с задачами).
4 РАЗДЕЛ: «ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ!»
Ожидаемые результаты освоения программы ___ уч. год ___ уч. год
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
на ___год:
Индивидуализация темпа:
Объем работы:
Индивидуализация видов помощи:
Индивидуализация наглядности:
Индивидуализация места работы с ребенком:
Рекомендации специалистов по психолого-педагогическому сопровождению индивидуального развития ребенка на ___год (заполняют все специалисты):
Воспитателям Родителям
Источник