Индивидуальная программа развития ребенка с тяжелой умственной отсталостью
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Индивидуальные сведения о ребёнке.
ФИО ребенка: И.И.И
Возраст ребенка на момент составления программы и дата рождения:
7 лет (01.01.08г.р.)
Место жительства: город,улица,дом
Мать: И.И.И.
Отец: нет
Год обучения: 1
Форма обучения: на дому
Структура СИПР.
Содержание
Стр.
1. Индивидуальные сведения о ребёнке
1
2. Структура СИПР
1
3. Психолого-педагогическая характеристика на начало и на конец учебного года
2
4. Индивидуальный учебный план
3
5. Базовый учебные действия
4
6. Содержание образования:
4
6.1. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов
4
6.2. Внеурочная деятельность
12
7. Программа сотрудничества с семьей
13
8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
14
9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения
15
3.Психолого-педагогическая характеристика на начало учебного года
С 1 сентября 20.. года мальчик обучается на дому по адаптированной образовательной программе для детей с тяжелой степенью умственной отсталости, на основании коллегиального заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии от 01.01.20..г.
Семья формально полная, проживает в частном неблагоустроенном доме. Мама работает …. Отец – работает…. Младший брат детский сад не посещает. Члены семьи заботливо относятся к мальчику, заинтересованы в успешном развитии ребенка.
Имя (ребенка) передвигается самостоятельно, но крупная моторика не достаточно развита (не может поймать мяч, самостоятельно одеться). Наблюдается гиперсензитивность на громкие резкие звуки, крик (опускает голову, закрывает глаза, прикрывает уши руками).
Эмоциональное состояние мальчика не устойчивое. Наблюдаются перепады настроения, повышенная неконтролируемая двигательная активность. Мальчик часто болеет соматическими заболеваниями.
И… реагирует на имя, понимание обращённой речи ограниченное (ситуативное). Учебное поведение не сформировано. Активная речь не развита. Затрудняется выполнять простые речевые инструкции (повторяет сказанное учителем). Знает названия отдельных предметов окружающего мира, их изображения. Не умеет выполнять действия по подражанию и образцу.Соотнесение предмета с названием представляет трудность, при этом соотносит знакомые предметы одежды с картинками.
Навыки самообслуживания частично сформированы. И…. ест ложкой, пьет из кружки. Одевается и раздевается с частичной помощью взрослого, требуется помощь в определении передней/задней, лицевой/изнаночной сторон, застегивании молнии, верхнюю одежду самостоятельно одеть не может. В туалет ходит самостоятельно. Не умеет пользоваться туалетной бумагой.
Требуется контроль и постоянная помощь.
Приоритетные образовательные предметы:
1. Речь и альтернативная коммуникация.
2. Изобразительная деятельность.
3. Математические представления.
4.Индивидуальный учебный план.
Предметные области
Учебные предметы
Время проведения
занятий (индивидуально на дому)
Ф.И.О. учителя
кол-во
день недели
ФИЛОЛОГИЯ
Речь и альтернативная коммуникация
2
МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА
Математические представления
1
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Окружающий природный мир
1
Человек
1
ИСКУССТВО
Музыка и движение
1
Изобразительная деятельность
2
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Адаптивная физкультура
1
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА
2
5. Базовые учебные действия
Содержание
1 полугодие
2 полугодие
Формирование базовых учебных действий
— направленность взгляда:
на говорящего взрослого
на задание
— выполнение инструкций педагога:
«Возьми»
«Посмотри на меня»
«Покажи»
— использование по назначению учебных материалов
— выполнение действия
по подражанию
по образцу
по инструкции
— выполнение задания от начала до конца
Коррекция поведенческих проблем
— коррекция негативизма
— коррекция агрессии
6. Содержание образования
6.1. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.
Содержание
1 полугодие
2 полугодие
Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация
Коммуникация
Установление контакта
— обращение по имени к собеседнику
— приветствие собеседника в ответ на его приветствие:
жестом (помахать рукой из стороны в сторону)
словом «Привет»
Поддержание контакта
— выражение своих желаний («Дай»)
— выражение просьбы о помощи («Помоги»)
— выражение согласия:
жестом (кивок головы)
словом («Да»)
— выражение несогласия:
жестом (покачать головой из стороны в сторону)
словом («Нет»)
Завершение контакта
— прощание с собеседником:
жестом (помахать рукой)
словом («Пока»)
Развитие речи
Устная речь
Импрессивная речь
— понимание имен:
педагогов класса
учащихся класса
— понимание названий предметов по темам:
«Семья»
«Игрушки»
«Овощи»
«Фрукты»
«Одежда»
— понимание названий действий
— понимание простых нераспространенных предложений (Девочка сидит.Он спит и др.)
Экспрессивная речь
— употребление отдельных звуков (а, у и др.)
— употребление звукоподражаний животным
— употребление простых слов (дай и др.)
— называние своего имени
— употребление простых просьб («Олеся, дай» и др.)
Математические представления
Количественные представления
— нахождение одинаковых объектов:
предметов
изображений
— различение множеств
один
много
пусто
Пространственные представления
— составление упорядоченного ряда из однородных предметов
— составление предмета (изображения):
из 2-х частей
из 3-х частей
Представления о форме
— группировка предметов по форме
-различение предметов по форме
круг
квадрат
— соотнесение объемных форм с геометрическими фигурами
Представления о величине
— группировка предметов по величине
-различение предметов по величине
большой
маленький
Окружающий природный мир
Животный мир
— различение диких животных:
лиса
заяц
волк
медведь
— различение домашних животных:
корова
свинья
лошадь
кот
собака
Растительный мир
— различение отдельных фруктов:
яблоко
груша
банан
лимон
апельсин
— различение отдельных овощей:
помидор
огурец
капуста
морковь
картофель
лук
Человек
Самообслуживание
Прием пищи
— еда вилкой
Обращение с одеждой и обувью
Раздевание
— снятие отдельных предметов одежды:
свитер
футболка
— расстегивание:
молнии
кнопок
Одевание
— застегивание:
липучек
кнопок
пуговиц
молнии
— надевание предмета одежды:
шапка
свитер
футболка
Туалет
— сообщение о желании сходить в туалет
— пользование туалетной бумагой
Гигиена тела
Уход за полостью рта
— чистка зубов
— полоскание полости рта
— соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта:
открывание тюбика с зубной пастой
намачивание щетки
выдавливание зубной пасты на зубную щетку
чистка зубов
полоскание рта
мытье щетки
закрывание тюбика с зубной пастой
Уход за волосами
— расчесывание волос
Представление о себе
— различение частей тела:
рука
нога
туловище
живот
голова
шея
волосы
уши
— различение частей лица:
нос
рот
глаза
брови
зубы
язык
Музыка и движение
— узнавание музыкальных инструментов по звучанию:
барабан
маракас
бубенцы
бубен
— различение тихого и громкого звучания музыки
Игра на музыкальных инструментах
— освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд:
барабан
маракас
бубенцы
бубен
— передача тихого и громкого звучания игрой на музыкальном инструменте:
барабан
маракас
бубенцы
бубен
— сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте:
барабан
маракас
бубенцы
бубен
Движение под музыку
— выполнение отдельных танцевальных движений под музыку:
топанье
хлопанье
покачивание с одной ноги на другую
прыганье
кружение
приседание
— выполнение под музыку действий с предметами (платок, кукла, погремушка)
— соблюдение последовательности простейших танцевальных движений
— ведение хоровода
Изобразительная деятельность
Рисование
Приемы работы с карандашом и кистью
— соблюдение последовательности действий при работе с красками:
опускание кисти в баночку с водой
снятие лишней воды с кисти
опускание ворса кисти в краску
снятие лишней краски о край баночки
рисование на листе бумаги
опускание кисти в воду и т.д.
Рисование основных элементов
— рисование точек
— соединение точек
— рисование линий
вертикальных
горизонтальных
Предметное рисование
— рисование контура предмета:
по контурным линиям
по опорным точкам
Выполнение работы в контуре
— закрашивание внутри контура
Лепка
Подготовка материала к работе
— разминание материала
Деление на части
— отрывание куска материала от целого куска
— откручивание куска материала от целого куска
Придание формы
— катание шарика
— катание колбаски
— выдавливание формы формочками
Видоизменение формы
— сгибание колбаски в кольцо
Аппликация
Работа с бумагой
— сминание бумаги
— разрывание бумаги
Работа с клеем
— намазывание всей поверхности клеем
Работа с шилом
— выкалывание шилом по контуру
Составление аппликации
— сборка изображения объекта из нескольких деталей
Адаптивная физическая культура
Физическая подготовка
Построение и перестроение
— принятие основной стойки для построения и перестроения
— построение в колонну по одному
— размыкание на вытянутые руки в стороны
— ходьба в колонне по одному
— бег в колонне
Общеразвивающие упражнения
— вдох и выдох через рот
— вдох и выдох через нос
— сжимание и разжимание кистей рук
— одновременное сгибание в кулак пальцев на одной руке, разгибание на другой
— круговые движения кистью
— движения руками в разных направлениях в положении «стоя»
— круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам»
— наклоны головы вперед, назад, в стороны, повороты и круговые движения.
— наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук и в положении «руки на затылок», вверх, в стороны.
— наклоны туловища вперед, назад, в стороны
— ходьба с высоким подниманием колен вверх
— полуприсед
— поднимание на носках в положении «стоя»
— ходьба:
по доске, положенной на пол
ходьба по гимнастической скамейке
— прыжки на двух ногах:
на месте
с продвижением вперед
— стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке
— ходьба по кругу, взявшись за руки
— ходьба в умеренном темпе
— спокойный бег с правильной координацией движений
— ползание:
на четвереньках
на животе
— лазание по гимнастической стенке:
вверх
вниз
— броски мяча двумя руками:
вверх
о пол
— ловля мяча двумя руками
— передача в шеренге:
мяча
гимнастической палки
Санки
— передвижение санок за веревку
— сидение на санках с сохранением равновесия во время передвижения
— удержание равновесия при спуске санок с горы
— подъем после падения с санок
Спортивные и подвижные игры
— соблюдение правил игры «Выше ноги от земли»:
бег вокруг батута
запрыгивание на батут
— соблюдение правила игры «Жмурки», «Лиса и зайцы»: убегание от водящего
— соблюдение правил игры «Строим дом»:
соблюдение очередности при переносе модулей
составление «башни»
Велосипедная подготовка
— посадка на трехколесный велосипед
— управление велосипедом:
по прямой
поворот по большому радиусу
вращение педалей
6.2. Внеурочная деятельность.
Название мероприятия
Планируемая деятельность ребенка в мероприятии
Участие ребенка в мероприятии
«1 сентября – День Знаний»
присутствие на торжественной линейке, классном часе
«День матери»
присутствие на мероприятии
«Неделя доброты»
присутствие на мероприятии
«Новый год»
участие в новогоднем празднике
Спортивный праздник, посвященный Дню защитника отечества
присутствие на мероприятии
Игра
сенсорные игры в шариковом бассейне
Торжественная линейка по окончанию учебного года
присутствие на мероприятии
Прогулки на улице
экскурсия в лес, парк
7. Программа сотрудничества с семьей
Задачи
Мероприятия
Отчет о проведении
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка
индивидуальные консультации родителей со специалистами (по запросу родителей)
индивидуальные консультации родителей по темам: «Реализация СИПР в домашних условиях », «Кинестетическое развитие ребенка»
обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и со стороны учителя
участие родителей в разработке СИПР
присутствие родителей на уроках/занятиях;
консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы;
домашнее визитирование
организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения
информирование электронными средствами;
личные встречи, беседы;
организация участия родителей во внеурочных мероприятиях
привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий
8. Перечень необходимых технических средств и
дидактических материалов.
Игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек.
Гимнастические мячи разного диаметра, коврики.
Пена, тесто, пластилин, пальчиковые краски, крупы, природный материал (каштаны, желуди, шишки)
Подвесные качели.
Музыкальные игрушки, музыкальный центр, аудиозаписи, музыкальные инструменты
Набор предметов для группировки по цвету, форме и величине, вкладыши по форме и величине, геометрическое и цветовое домино, геометрическое лото, матрешка, пирамидка, счетный материал, разрезные картинки для составления изображения из 2-3 частей.
Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Грибы», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Профессии», «Музыкальные инструменты».
Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши треугольного сечения, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, шило, войлочный коврик, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки.
9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Условные обозначения
Уровни освоения (выполнения) действий / операций
1. Пассивное участие / соучастие.
— действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним).
+;-
_
2. Активное участие.
действие выполняется ребёнком:
— со значительной помощью взрослого
зп
— с частичной помощью взрослого
чп
— по последовательной инструкции (изображения или вербально)
пи
— по подражанию или по образцу
по
— самостоятельно с ошибками
со
— самостоятельно
с
Сформированность представлений
1. Представление отсутствует
—
2. Не выявить наличие представлений
н
3. Представление на уровне:
— использования по прямой подсказке
пп
— использование с косвенной подсказкой (изображение)
кп
— самостоятельное использование
с
Подписи:
Учитель: Родители:
Источник
ПРОЕКТ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ножовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»
Специальная индивидуальная программа развития
обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития на 2016 – 2017 учебный год
СОГЛАСОВАНА
заявлением родителей учащегося
от ______________ рег. № _____
с. Ножовка
2016
Структура специальной индивидуальной программы развития
(СИПР)
1. Пояснительная записка _____________________________________________
2. Индивидуальные сведения о ребёнке __________________________________
3. Психолого-педагогическая характеристика _____________________________
4. Индивидуальный учебный план _______________________________________
5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре ___________________
6. Содержание образования:
6.1. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий ______________
6.2. Содержание внеурочной деятельности _______________________________
7. Специалисты, участвующие в реализации СИПР ________________________
8. Программа сотрудничества с семьёй ___________________________________
9. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов __
10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения ____________________
11. Планируемые результаты освоения обучающимися СИПР________________
Пояснительная записка
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработанана основе программы «Особый ребёнок» для обучения детей с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественныминарушениями развития в соответствии с ФГОС для обучающихся сумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (4-й вариант) и нацелена наобучения ребенка на дому.
Нормативными правовыми документами для разработки СИПР являются:
— Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Обутверждении федерального государственного образовательного стандартаобразования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями)», зарегистрированный в Минюсте России 03.02.2015 № 35850;
— постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно–эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», зарегистрированное в Минюсте России 14.08.2015 № 38528;
— Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
— Программа «Обучения и воспитания детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» (ред. И. М. Бгажноковой, 2010).
Целью реализации СИПР являетсяобретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяютему достигать максимально возможной самостоятельности в решенииповседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизньобщества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширенияжизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных длянего пределах.
Общим результатом образования обучающегосяявляется набор компетенций, позволяющих соразмерно психическим ифизическим возможностям при помощи окружающих решать задачи,направленные на нормализацию его жизни.
По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализарезультатов обучения составляется развернутая характеристика учебнойдеятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненныхкомпетенций.
Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающегося специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения.
2. Общие сведения о ребёнке
ФИО ребёнка ______________Екатерина _______________________________
Возраст ребёнка ____________12 лет___________________________________
Место жительства __________Пермский край, Частинский район, с. Бабка, …
ФИО матери ребёнка ________________________________________________
ФИО отца ребёнка _________________________________________________
Год обучения _______________четвертый______________________________
Уровень обучения __________________________________________________
Группа (особые потребности) __вторая_________________________________
3. Психолого-педагогическая характеристика ребёнка
Екатерина обучается на дому с 2013 года. Семья полная, состоит из 3-х человек. Папа работает вахтовым способом, мама находится дома по уходу за Екатериной, ребёнком-инвалидом.Родители заинтересованы в развитии ребёнка. Семья проживает в частном доме со всеми удобствами. В селе проживают дедушка и бабушка по отцовской линии, которые часто навещают внучку. В гости приезжает старшая сестра и бабушка по материнской линии. Все члены семьи заботливо и доброжелательно относятся в девочке.
По заключению ПМПК у Екатерины глубокая умственная отсталость, ДЦП, процесс общения затруднен из-за невозможности овладения средствами речи.Девочка самостоятельно не передвигается, сидит на коляске с полной фиксацией. В течение 2-3 секунд удерживает вложенный в руку предмет, взгляд на предмете фиксирует непостоянно, звук локализует непродолжительно.
Чаще Екатерина спокойна, на шум и разговор может реагировать вокализацией, иногда эмоционально с хаотическими движениями рук. Она воспринимает происходящее вокруг продолжительно наблюдая и посредством тактильных ощущений. Предметно-практическая деятельность несформирована.
Не определяется понимание ребёнком обращённой речи, на интонацию говорящего с ней иногда реагирует эмоционально: улыбается, смеётся, вокализирует. Характерно полное отсутствие звуковых и словесных средств общения. Кате нравится, когда окружающие с ней взаимодействуют через тактильные прикосновения.
Девочка болеет редко, так как мать регулярно гуляет с ребёнком и проводит профилактические мероприятия.
Ребёнок относится ко 2 группе: во время приёма пищи, одевания и раздевания требуется полная помощь взрослого.
Приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка:
Сенсорное развитие.
Двигательное развитие.
4. Индивидуальный учебный план на 2016 – 2017 учебный год
Количество часов в неделю
Количество часов в год
учитель
родитель
учитель-логопед
педагог-психолог
Обязательная часть
Речь и альтернативная коммуникация
0,25
8,5
Математические представления
Окружающий природный мир
Человек
0,25
8,5
Домоводство
Окружающий социальный мир
Музыка и движение
1
34
Изобразительная деятельность
Адаптивная физкультура
Профильный труд
Коррекционно-развивающие занятия
1
34
Итого
2,5
85
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Коррекционные курсы
учитель
родитель
учитель-логопед
педагог-психолог
Количество часов в год
Сенсорное развитие
1
34
Предметно-практические действия
0,5
17
Двигательное развитие
1
34
Альтернативная и дополнительная коммуникация
Внеурочная деятельность
5
170
Итого
2,5
5
85
Максимальная нагрузка учащегося в неделю(при 5-дневной учебной неделе)
5
5
340
Продолжительность коррекционногозанятия варьируется с учетом психофизического состояния ребенка до 25минут.
5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре
12.00-12.55
12.55-13.25
13.35-14.05
14.05-15.00
Пн.
Завтрак
уход (родители)
Гигиени-ческие процедуры
уход (родители)
Прогулка на воздухе
уход (родители)
Учебные занятия
присмотр (родители)
Учебные занятия
присмотр (родители)
Обед
уход (родители)
Гигиени-ческие процедуры
уход (родители)
Вт.
Завтрак
уход (родители)
Гигиени-ческие процедуры
уход (родители)
Прогулка на воздухе
уход (родители)
Учебные занятия
присмотр (родители)
Учебные занятия
присмотр (родители)
Обед
уход (родители)
Гигиени-ческие процедуры
уход (родители)
Ср.
Завтрак
уход (родители)
Гигиени-ческие процедуры
уход (родители)
Прогулка на воздухе
уход (родители)
Учебные занятия
присмотр (родители)
Учебные занятия
присмотр (родители)
Обед
уход (родители)
Гигиени-ческие процедуры
уход (родители)
Чт.
Завтрак
уход (родители)
Гигиени-ческие процедуры
уход (родители)
Прогулка на воздухе
уход (родители)
Учебные занятия
присмотр (родители)
Учебные занятия
присмотр (родители)
Обед
уход (родители)
Гигиени-ческие процедуры
уход (родители)
Пт.
Завтрак
уход (родители)
Гигиени-ческие процедуры
уход (родители)
Прогулка на воздухе
уход (родители)
Учебные занятия
присмотр (родители)
Учебные занятия
присмотр (родители)
Обед
уход (родители)
Гигиени-ческие процедуры
уход (родители)
Перечень необходимых специальных материалов и средств для ухода:
одноразовые влажные салфетки, бумажные салфетки, индивидуальное полотенце, мыло, зубная щетка и паста, индивидуальный нагрудник.
6. Содержание образования
6.1. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий
на уровне уха (справа/слева)
на уровне плеча (справа/слева)
Кинестетическое восприятие
адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновение человека (поглаживание, похлопывание, щекотание и др.)
адекватная реакция на соприкосновение с различными материалами:
по температуре (холодный, тёплый, горячий)
по фактуре (гладкий, колючий, шероховатый и др.)
по консистенции (жидкий, твёрдый, вязкий, сыпучий)
адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов
адекватная реакция на давление поверхности тела
Восприятие своего тела в статике и движении
адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей
адекватная реакция на различные продукты:
по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, солёный)
по консистенции (жидкий, твёрдый, вязкий, сыпучий)
Восприятие запаха
адекватная реакция на запахи
Двигательное развитие
Удерживание головы в положении:
лёжа на спине
лёжа на животе
лёжа на боку (правом, левом)
сидя
Выполнение движений головой:
наклоны (вправо, влево, вперёд/назад из положения лёжа на спине/животе, сидя или стоя)
Повороты (вправо, влево, вперёд/назад из положения лёжа на спине/животе, сидя или стоя)
«круговые движения» (по часовой стрелке и против часовой стрелки)
Выполнение движений руками:
вперёд
назад
вверх
в стороны
«круговые»
Выполнение движений пальцами рук:
сгибать фаланги пальцев
разгибать фаланги пальцев
сгибать пальцы в кулак
удерживать пальцы в кулаке
разгибать пальцы
Выполнение движений плечами:
вверх
вперёд
назад
«круговые»
Опора:
на предплечье
на кисти рук
Изменение позы в положении лёжа:
поворот со спины на живот
поворот с живота на спину
6.2. Содержание внеурочной деятельности
Экскурсия в парк
<…>
7. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР
Учитель, имеющий высшее образование по специальности «Логопедия» с квалификацией «Учитель-логопед», прошедший курсы повышения квалификации «ФГОС образования для детей с ОВЗ в условиях образовательной и специальной (коррекционной) школы» (2015, 108 часов).
8. Программа сотрудничества с семьёй обучающегося
Индивидуальные беседы с родителями (1 раз в четверть)
Организовать обмен информацией об обучающемся, ходе реализации СИПР и результатах её освоения во время каникул, болезни обучающегося, карантина и других случаях
Ведение электронной переписки
Организация личных встреч
Организовать участие родителей в реализации внеурочной деятельности
Контроль исполнения плана внеурочной деятельности
Психологическая поддержка семьи
Индивидуальные консультации с педагогом-психологом
9. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
Кресло-коляска
Игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами
Сенсорные панели
Набор аромобаночек
Образцы материалов, различных по фактуре, консистенции, температуре
Массажёр
Гимнастический мяч большого диаметра, коврик
Музыкальные игрушки, музыкальные инструменты (бубен, маракасы, металлофон, барабан)
10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Мониторингрезультатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.
Цель мониторинга — оценка уровня сформированности представлений, действий/операций
Представление отсутствует
незнание объекта
—
2.
Не выявить наличие представлений
нп
3.
Представление на уровне
3.1
узнавание и использование по прямой подсказке (ситуативно)
пп
3.2
узнавание и использованиепо косвенной подсказке (изображению)
п
3.3
узнавание объекта, самостоятельное использование
+
Уровни освоения (выполнения) действий (операций)
1.
Пассивное участие (соучастие):
действие не выполняет, но позволяет делать взрослому вместе с ним
—
2.
Активное участие:
действие выполняется ребёнком
2.1
со значительной помощью
дд
2.2
с частичной помощью
д
2.3
по вербальной инструкции
дви
2.4
по невербальной инструкции
дни
2.5
по подражанию или образцу
до
2.6
самостоятельно
+
11. Планируемые результаты освоения обучающимися СИПР
Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом; использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых,
речеподражательных реакций для выражения индивидуальных
потребностей;
<…>
Источник