Индивидуальная программа развития ребенка с овз в доу для воспитателя
Лаврикова Светлана
Индивидуальная программа сопровождения ребенка с ОВЗ
Индивидуальная программа сопровождения ребенка с ОВЗ
Перспективный план реализации программы сопровождения
ребенка с ОВЗ
Цель: компенсация и коррекция недостатков в развитии, подготовка к обучению в школе.
Задачи:
— развитие познавательного интереса и познавательной активности;
— формирование социальных представлений («Я среди взрослых и сверстников», «Я среди детей»);
— развитие коммуникативного поведения;
— развитие словесной регуляции (в форме словесного отчета) поведения и деятельности;
— развитие коммуникативной функции речи (диалогической с использованием речевых и неречевых средств коммуникации, монологической — рассказ из собственного жизненного опыта, пересказ сказок, коротких рассказов);
— коррекция звукопроизношения и других речевых нарушений;
— развитие сенсорно-перцептивной способности (преимущественно в различных видах деятельности);
— формирование познавательной направленности на установление функциональных связей между объектами и явлениями («Что это?», «Что делает?», «Почему он такой?»);
— развитие способности к замещению, воображению (в игре, в рисовании, в речи);
— формирование пространственных, временных и количественных представлений;
— формирование эстетических предпочтений;
— формирование произвольных движений;
— формирование операционально-технической стороны деятельности (культурно-гигиенических, трудовых, конструктивных и графомоторных навыков, зрительно-двигательной координации, опережающих движений глаз и т. п.);
— формирование игровых навыков в процессе сюжетно-ролевых, театрализованных игр и игр с правилами;
— формирование готовности к обучению в школе.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Ведущий вид деятельности на занятиях: игра
Содержание работы:
РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ И ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ
— формирование познавательных установок «Что это такое?», «Что с ним можно делать?», «Зачем он нужен?», «Почему он такой?», (акцент делается на последней из них).
— знакомство с функциональными, пространственными и качественными признаками объектов.
— обучение анализу, сравнению, классификации, выполнение элементарных обобщений.
— создание партнерских отношений в игре, (социальная сфера «ребенок среди сверстников» становится предметом особого внимания педагогов).
— развитие интереса к собственной жизни во временном аспекте (что было? что будет? каким он будет? и т. д.).
— выполнение элементарных опытов, упражнений, практически ориентировочно-исследовательских действий с предметами, наблюдений, показа натуральных предметов и их моделей, показа видеоматериалов, кинофильмов, диафильмов, фотографий, иллюстраций, картин и картинок, которые сочетаются со словесными объяснениями, рассказом педагога или беседой, чтением художественной литературы.
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
— проведение специальных занятий по физическому воспитанию.
— проведение лечебной физкультуры и массажа.
— проведение коррекционной гимнастики, утренней зарядки, подвижных игр.
— организация спортивного досуга, праздников и развлечений.
— Длительность занятий и физические нагрузки строго индивидуальны и меняются в зависимости от особенностей психофизического состояния ребенка, метеоусловий, времени года и т. п.
ИГРА
Основное внимание обращается на совершенствование игровых действий ребенка с природными, строительными и бросовыми материалами.
— продолжение обучения ребенка сюжетно-ролевым играм
— уточнение и закрепление навыков сюжетно-ролевой игры
— использование сюжетно-ролевой игры в сочетании с сюжетно-дидактической.
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
— совершенствование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков,
— дальнейшее развитие навыков хозяйственно-бытового труда,
— труда в природе и ручного труда,
— активное вовлечение ребенка в посильный повседневный самообслуживающий и хозяйственно- бытовой труд.
КОНСТРУИРОВАНИЕ
— выполнения построек по собственному замыслу,
— совместное конструирование,
— создание графических моделей,
работа с простейшими схемами-планами,
— использование символических средств, предварительного планирования,
— усиление межпредметных связей.
— продолжение формирования у ребенка полных и устойчивых представлений об окружающей действительности, о пространственных свойствах объектов.
— совершенствование сенсорно-перцептивных способностей ребенка, его наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, функции речи, операционально-технических умений, системы «глаз — рука (руки)».
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
— формирования элементарных математических представлений
— расширение, уточнение и закрепление полученных ребенком математических представлений.
— активное использование и закрепление математических представлений на занятиях по конструированию, рисованию, лепке, аппликации и др.
— накопление чувственного и информативного опыта.
– проведение дидактических игр и разнообразных игровых упражнений с математическим содержанием: игр с водой, песком, различными сыпучими материалами, бумагой, предметами, плоскостными и объемными моделями, многофункциональным дидактическим оборудованием.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
— уделение большего внимания развитию самостоятельности ребенка в процессе деятельности, которая не только приносит ребенку удовольствие, удовлетворяет его потребности в активности, творчестве, но и приобретает социальную мотивацию (нарисовать открытку для мамы, сделать альбом для малышей и т. п.).
— создание условий для самостоятельных занятий ребенка изобразительной деятельностью в свободное время.
— поощрение даже слабых попыток ребенка к созданию изображений.
— помощь ребенку в определении содержания будущего рисунка, реализации задуманного.
— расширение тематики изобразительной деятельности ребенка и накопление им изобразительного опыта.
— способствование развитию общения между детьми, умению налаживать деловые отношения друг с другом, действовать сообща и добиваться общего результата.
— расширение и обогащение содержания детских работ.
— совершенствование умений ребенка передавать связное содержание изобразительными средствами.
— совместная деятельность педагога и ребенка, а также деятельность ребенка под руководством педагога.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
— совершенствование способности эмоционально, адекватно воспринимать музыку различного характера,
— дальнейшее развитие его слухового внимания, музыкального слуха (звуко-высотного, ритмического, динамического, тембрового,
— развитие умения участвовать в различных видах музыкальной деятельности (пении, танцах, музыкально-дидактических и хороводных играх, игре на детских музыкальных инструментах).
— организация работы по следующим направлениям: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах.
— осваивание навыков звукообразования, дыхания, дикции, чистоты интонирования, элементы ансамбля.
— развитие музыкально-ритмических движений, пантомимики, театрально-игровой деятельности.
— использование элементов музыкально-ритмических движений разными специалистами в процессе групповых и индивидуальных коррекционных занятий с детьми.
— обучение дошкольника играм с музыкальными игрушками и инструментами.
— применение музыкальных инструментов на других занятиях: во время рисования, конструирования, аппликации, игр, направленных на развитие координации движений и т. д.
Календарный план индивидуально ориентированной коррекционной работы с ребенком с ОВЗ
На основании диагностики (наблюдения) было выявлено недоразвитие словарного запаса и общей осведомленности, низкий уровень восприятия, нарушение памяти, недоразвитие пространственных отношений, недостаточный уровень логического мышления.
Занятие 1
Цель:
— содействовать развитию интеллектуальных способностей: активного словарного запаса и общей осведомленности.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Дидактическая игра «Знание названий предметов».
Перед ребенком раскладывается 9 картинок: яблоко, морковь, роза, груша, тюльпан, капуста, подсолнух, вишня, гвоздика. Потом просят назвать каждый предмет. При ответе, например, «Это цветок», просят уточнить, какой именно. Если ребенок называет предмет неверно, то педагог в конце задания должен исправить его ошибки.
2. Словесная игра «Угадай по описанию».
Педагог описывает предмет, находящийся в комнате, обращая внимание на его отличительные свойства и признаки. Ребенок угадывает. Затем ребенок загадывает свой предмет
Занятие 2
Цель:
— развивать такие свойства внимания, как направленность, распределение и переключение.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Словесная игра «Угадай по описанию».
Усложнение: загадывается предмет, не находящийся в комнате.
2. Дидактическая игра «Найди одинаковые предметы».
Ребенку раздаются картинки с пятью предметами, два из них одинаковые. Их и нужно отыскать.
3. Игра «Делай по заданию».
Педагог называет различные слова: стол, чашка, банан, змея, ручка и т. д. Ребенок должен, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Например, хлопнуть, когда встретится слово, обозначающее растение.
Занятие 3
Цель:
— развивать основные свойства внимания (сосредоточенность, устойчивость, переключение).
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Игра «Делай по заданию».
Другой список слов. Другое задание, например, когда названо животное, надо топнуть.
2. Дидактическая игра «Найди отличия».
Даются две одинаковые на первый взгляд картинки. Надо найти 10 различий между ними.
3. Настольная игра «Лабиринты».
Дается карточка с изображением лабиринта. Необходимо выполнить задание.
Занятие 4.
Цель:
— развивать распределение внимания, его объем, переключение.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Настольная игра «Лабиринты».
2. Игра «Делай по заданию».
Усложнение: объединяются два задания (растение – хлопнуть, животное – топнуть).
3. Дидактическая игра «Что изменилось?».
Ребенок должен внимательно посмотреть на ряд предметов на картинке, рассказать, что за предметы он видит, назвать каждый предмет. Затем ему предъявляется другая картинка с изображением тех же предметов плюс еще один и предлагается ответить на вопрос: «Что появилось?». Можно предъявлять картинки наоборот и спрашивать: «Чего не стало?».
4. Дидактическая игра «Что не дорисовано?».
Ребенку даются картинки и достаточное время (1-2 минуты) для того, чтобы ребенок смог найти недостающую деталь.
Занятие 5.
Цель:
— развивать зрительное и слуховое восприятие.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Дидактическая игра «Разложи по порядку».
Раздаются серии карточек с рисунками. Надо выложить их перед собой в заданной логической последовательности.
2. Задание в тетрадях «Дорисуй до образа».
В тетради или на отдельной карточке простым карандашом нарисованы контуры. Ребенок должен придумать, кто или что из этого может получиться и дорисовать.
3. Слушаем музыку.
Ребенок прослушивает запись музыкального отрывка (Чайковский П. И. «Времена года») и рассказывает о своих впечатлениях. Можно зарисовать.
Занятие 6.
Цель:
— развивать основные виды восприятия.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Приметы времен года.
Дошкольник рассказывает о приметах всех времен года. Зарисовывает в тетрадях приметы осени (ранней и поздней) – включена музыка.
2. Дидактическая игра «Зашиваем ковер».
У ребенка карточка-коврик с дырками и несколько «заплаток». Надо выбрать только те заплатки, которые могут закрыть дырки на ковре.
Занятие 7.
Цель:
— развивать двигательную, зрительную, словесно-логическую память.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Упражнение «Воспроизведи по памяти».
Последовательно показываются карточки с изображением геометрических фигур (время предъявления – 10 секунд). После демонстрации каждой карточки ребенок зарисовывают в тетрадь увиденные геометрические фигуры в том же порядке. Карточки предъявляются от простого к сложному.
2. Игра «Кто больше запомнит».
Педагог и ребенок садятся напротив друг друга. Первый называет любое слово. Следующий участник игры повторяет названное слово и произносит любое свое. Первый участник игры повторяет уже два предыдущих слова и добавляет свое и т. д. Победителем становится тот, кто сможет воспроизвести большее количество слов.
3. Игра «Двигательная память».
Взрослый в течение 15 секунд должен показывать танцевальные движения. Затем ребенок повторяет их как можно точнее.
Занятие 8.
Цель:
— развивать зрительную, долговременную и словесно-логическую память.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Словесная игра «Цвета».
Ведущий предлагает назвать пять предметов одного цвета. Если ребенок за одну минуту не сможет припомнить пять предметов названного цвета, выбывает из игры.
2. Игра «Рисуем по памяти узоры».
На листе бумаги нарисован узор. Ребенок две минуты смотрит на этот узор. После этого рисунок убирается, и дошкольник воспроизводит его по памяти в тетрадях.
3. Игра-соревнование «Слова».
Надо вспомнить как можно больше слов, относящихся к заданной теме: школа, математика, музыка, книга, искусство, зима, лето и т. д. На каждую тему дается 5-10 минут. На одном занятии дается 2-3 темы.
Занятие 9.
Цель:
— развивать основные виды памяти.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Воспроизведение рассказа.
Ребенку читается короткий текст. Затем он пересказывает текст.
2. Игра-соревнование «Чей предмет?».
Игра заключается в том, что на глазах у ребенка педагог кладет на стол по одному предмету. Ребенок смотрит и старается запомнить, в какой последовательности были положены предметы. Оцениваются ответы дошкольника. В роли водящего должен выступить и сам ребенок.
Занятие 10.
Цель:
— развивать восприятие пространственных соотношений.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Игра «Большой – маленький».
Ребенок рассматривает различные предметы, плоские фигуры, изображения на картинках и определяет, какие из них большие, какие маленькие.
То же – высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий, толстый – тонкий.
2. Игра «Сравни предмет».
Ребенку дается карточка с заданием, направленным на развитие понятий: больше, меньше, короче, длиннее, шире, уже, выше, ниже. Можно менять карточки и задания к ним.
3. Подвижная игра «Стань по заданию».
Дошкольник выполняет команды ведущего: встать слева от стола, стула и т. д., сзади, спереди и т. п. Педагог и ребенок все время меняются. Обучается и тот, кто выполняет команды и тот, кто подает их.
Занятие 11.
Цель:
— развивать восприятие пространственных отношений, умение ориентироваться на листе бумаги.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Игра «Большой – маленький».
Другие варианты.
2. Дидактическая игра «Составь картинку».
Ребенку дается цветная предметная картинка, разрезанная на 4-6 частей. Он должен узнать изображение и составить целую картинку.
Усложнение – использовать картинки с изображением 2-3 предметов, сюжетные картинки, пазлы.
3. Подвижная игра «Стань по заданию».
4. Дидактическая игра-рисование «Разноцветный коврик».
У ребенка белый альбомный лист бумаги и набор цветных карандашей, где обязательно есть красный, синий, зеленый и желтый.
Педагог диктует задание: «Нарисуй в центре листа большой желтый круг и закрась его. В правом верхнем углу – красный квадрат. В левом нижнем углу – желтый квадрат. По левой стороне – длинный синий прямоугольник. В правом нижнем углу – большой зеленый треугольник и закрась его. Под большим желтым кругом – маленький красный круг и закрась его. В верхнем левом углу – красный овал. Слева от красного квадрата – маленький зеленый треугольник. Слева от большого зеленого закрашенного треугольника – маленький красный квадрат».
Задания могут быть любые, но у педагога обязательно должен быть образец для проверки.
Занятие 12.
Цель:
— развивать логическое мышление.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Дидактическая игра «Классификация предметов».
Ребенку дается набор картинок с изображением цветов (3, овощей (3, фруктов (3). Нужно разложить их на три части и объяснить, почему именно так разложил.
Можно использовать и другие картинки – мебель, посуда, одежда, транспорт, дикие и домашние животные и т. д.
2. Дидактическое задание «История в картинках».
При первом проведении игры ребенку дается 3-4 картинки, а он должен разложить их так, чтобы получился связный рассказ.
3. Игра «Как это можно использовать?».
Задание: как можно использовать…карандаш (кирпич, бумагу и т. п.). За правильный ответ – фишка.
Источник
Татьяна Ноздрачева
Технологии индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ в ДОУ
При построении индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья мы используем модульный принцип. Он позволяет реализовать коррекционно-развивающую направленность педагогического процесса, индивидуализировать работу по содержанию, темпам, технологиям, способам взаимодействия с ребенком, эффективности коррекционно-развивающего воздействия. Используемая нами модель индивидуальной коррекционно-развивающей программы состоит из пяти модулей: базисного, диагностико-оценочного, коррекци-онно-развивающего,лечебно-профилактического,социально-педагогического.
Базисный модуль определяет стратегию построения индивидуальной образовательной программы, ее направленность на реализацию задач коррекционно-развивающей работы с учетом клинической и психолого-педагогической неоднородности контингента воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Диагностико-оценочный модуль направлен на всестороннее динамическое изучение и комплексную оценку развития ребенка.
По окончании обследования составляется экспертное заключение, в котором дается детальная характеристика речи ребенка, указываются особенности его познавательной деятельности, характеризуются внимание, мыслительные процессы, даются рекомендации родителям, проектируется индивидуальная образовательная программа по коррекции выявленных нарушений данного ребенка.
Основные задачи коррекционно-развивающего модуля — создание оптимальных условий для динамичного развития ребенка в соответствии с его возрастными, клиническими и индивидуально-психологическими особенностями. Важно, чтобы специалисты детского сада, одновременно каждый на своем уровне решали коррекционно-образовательные задачи. Только в этом случае коррекция недостатков психофизического развития у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья будет осуществляться системно.
Эффективность коррекционно-развивающей работы с дошкольниками определяется своевременностью и преемственностью в работе психолого-педагогического и медицинского персонала. Лечебно-профилактический модуль разрабатывается с целью осуществления взаимосвязи восстановительного лечения и психолого-педагогического сопровождения. С помощью медикаментозной терапии улучшаются обменные процессы в головном мозге; физиотерапевтическое лечение, массаж, ЛФК повышают общий тонус и работоспособность ребенка.
Указанные модули представлены в качестве основных. Необходимо учитывать, что речь идет о системном сопровождении, ориентированном на наиболее характерные, общие проявления дизонтогенеза у детей с особыми образовательными потребностями, следовательно, не исключаются возможности их уточнения в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
Цели программы: создание оптимальных психолого-педагогических условий для обеспечения коррекции недостатков в физическом и психическом развитии дошкольника с ОВЗ и оказании помощи в освоении программы дошкольного образования.
Задачи:
Создание условий, способствующих освоению ребенком с ОВЗ программы и их интеграции в ДОУ.
Осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи с учетом особенностей развития, индивидуальных возможностей ребенка.
Разработка и реализация плана коррекционной работы.
Организация индивидуальных и групповых занятий для детей
с выраженными нарушениями в развитии.
Реализация системы мероприятий по социальной адаптации ребенка с ОВЗ и формированию здорового образа жизни;
Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по медицинским, правовым, социальным и другим вопросам.
Участниками комплексного сопровождения являются:
— логопед
— психолог
— воспитатель
— родитель (законный представитель)
-инструктор по физ. воспитанию
— муз работник.
— медицинский работник.
Содержательная часть индивидуальной программы включает:
— Введение.
— Диагностические данные на ребенка.
— Мониторинг.
— Оздоровительный маршрут.
— Сетка занятости ребенка.
— Ведется динамический лист наблюдения.
— Отмечены рекомендации по работе с родителями.
Итак, важное место в работе с детьми с ОВЗ занимает обследование ребенка, беседа с родителями и подготовительный период обучения.
От того как он пройдет во многом будет зависеть план дальнейшей работы с малышом. Логопедическая работа с такими детьми предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом.
Для реализации поставленных задач в своей работе активно использую игровые технологии. В игре и через игровое общение у детей проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее.
Игры помогают уточнить и расширить представления детей об окружающем мире, систематизируют знания, развивает мыслительные процессы. В таких играх появляется азарт, дух соревнования, который помогает закрепить произношение звуков. Эти игры способствуют развитию логического мышления. Для реализации поставленных задач в своей работе использую коврограф, лэпбуки, звуковые кубики Зайцева и Смирнова.
Большое внимание уделяю сказкотерапии и театрально-игровой деятельности. Это любимый детьми жанр. Он несёт в себе важное психологическое содержание «любовь, добро и счастье», переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения.
Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в мудрого, этим самым открывает ребёнку перспективы собственного роста, способствует развитию сценического мастерства и речевой деятельности: мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.
Снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма детей мы стараемся с помощью арттерапии. В детском саду широко применяется работа с глиной, красками, солёным тестом, которая увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций. Детям нравится заниматься живописью с помощью пальцев, рисовать на песке, крупе, делать отпечатки рук на прохладном или теплом песке.
Также большое внимание уделяю артикуляционной гимнастике. Упражнения для неё подбираю исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияют на центры развития речи, развивают ручную умелость, помогают снять напряжение.
С этой целью нами используются на занятиях игры и упражнения на формирование движений пальцев руки.
— пальчиковые игры с мелкими предметами;
— пальчиковые игры со стихами;
— пальчиковая гимнастика;
— самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна»;
Составной частью комплексного метода преодоления речевых нарушений у дошкольников является игровая гимнастика (логоритмика, которая используется для усвоения детьми различных движений, общеукрепляющих и коррекционно-развивающих.
Логоритмические занятия вызывают у детей естественные положительные эмоциональные реакции, которые находят своё отражение в мимике.
Чтобы научить малыша сдерживать, контролировать свои эмоции, мы стараемся дать ему почувствовать этот «контроль» и как он «работает» в игровой форме. Прежде всего, такие занятия показаны замкнутым детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения во время занятий проводится мышечная релаксация.
Для достижения поставленных перед нами целей обязательна слаженность в работе всех специалистов детского сада и родителей.
Реализация индивидуальной коррекционной программы для ребенка с ОВЗ создает комфортную развивающую образовательной среду, воспитание, обучение, социальную адаптацию и интеграцию ребенка с ограниченными возможностями здоровья к окружающему миру.
Источник