Индивидуальная программа развития ребенка с овз тнр
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Майнский детский сад № 5 «Теремок»
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
РЕБЁНКА С ОВЗ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Обучающийся — мальчик Еремеев Иван, возраст- 4года.
Адаптация к группе детского сада прошла в тяжёлой степени. Ребенок расторможенный, гиперактивный. Находится в постоянном движении, натыкаясь на предметы и сметая всё с полок. Отказывается от приёма пищи. На занятиях с педагогами в контакт вступает тяжело.
Устную инструкцию к заданиям не принимает, действует по желанию, постоянно срываясь с места. При контакте с педагогом отводит взгляд и отворачивается. В выполнении заданий не заинтересован. Манипуляции с предметами сводятся к тому, чтобы схватить предмет и бросить его на пол. Действия характеризуются хаотичностью с последующим отказом от выполнения задания. Отрицательно реагирует на музыку: начинает громко кричать и убегать из музыкального зала.
Состояние ручной моторики нарушено. Самостоятельно пользоваться столовыми предметами не умеет.
Пассивный словарь не соответствует возрасту. Активный словарь состоит из звуков: «г», «а», «ы».
Навыки самообслуживания не сформированы.
Сюжетно-игровая деятельность отсутствует.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с ребенком с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности, а также с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития. СИПР составлена на основе «Адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ».
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Целью реализации СИПР является достижение ребенком максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах.
Цель коррекционной работы: Создание оптимальных условий развития.
ЗАДАЧИ:
-развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики.
-обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.
-снижение эмоционального и мышечного напряжения. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.
-развитие общей и ручной моторики.
-стимуляция речевого развития ребенка.
-развитие коммуникативных навыков, необходимых для успешного развития процесса общения.
-развитие пространственных представлений.
-оказание психологической помощи и поддержки родителям.
Организационно-педагогические условия реализации адаптированной программы:
-форма проведения коррекционно-развивающей работы:
-индивидуальные занятия.
-форма контроля и учета достижений ребенка: промежуточная диагностика.
-коррекционно-развивающие технологии и программы:
«Учимся слушать и слышать» Борисенко М.Г., ДатешидзеТ.А., Лукина Н.А.
«Система коррекционного воздействия при моторной алалии» Т.В.Пятница, Т.В. Башинская;
«Методика формирования начального детского лексикона» О.Е.Громова
«Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: картотека пальчиковых игр» Г.А.Османова
«Коррекционно-развивающая работа с умственно-отсталыми детьми в дошкольном учреждении» Стребелева, Екжанова.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Инвариативная часть | Образовательные области | Виды НОД | Объём нагрузки НОД | ||
4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | |||
Познавательное развитие | Математические представления | 15-20 мин. | 20-25 мин. | 25-30 мин. | |
Формирование целостной картины мира | 15-20 мин. | 20-25 мин. | 25-30 мин. | ||
Речевое развитие | Развитие речи | 15-20 мин. | |||
Развитие речи и начал грамоты | 20-25 мин. | 25-30 мин. | |||
Художественная литература | 15-20 мин. | 20-25 мин. | 25-30 мин. | ||
Социально-коммуникативное развитие | |||||
Художественно-эстетическое развитие | Музыкальное занятие | 15-20 мин. | 20-25 мин. | 25-30 мин. | |
Рисование | 15-20 мин. | 20-25 мин. | 25-30 мин. | ||
Лепка/Аппликация/Конструирование | 15-20 мин. | 20-25 мин. | 25-30 мин. | ||
Физическое развитие | Физическая культура | 15-20 мин. | 20-25 мин. | 25-30 мин. | |
Коррекционное направление | Логопедия Психолог | 15-20 мин. | 20-25 мин. | 25-30 мин. | |
Общее время образовательной деятельности | 2ч.15 мин.- 3ч. | 3ч. – 3ч.45 мин. | 3ч. 45 мин.- 4ч. 30 мин. |
Форма организации коррекционной работы:
индивидуальные занятия с педагогом – психологом, учителем – логопедом 2- раза в неделю по 15 – 20 минут с обязательной динамической паузой 10 минут.
Расписание индивидуальных занятий
ребенка — инвалида обучающегося на дому
(длительность 1 занятия 20 мин.)
на 2018 – 2019 учебный год
Дни недели | Время | Место проведения | Вид оказываемых услуг | Специалист |
Понедельник | 9.40- 10.00 | Майнский д/с № 5 Изостудия. | Рисование | Воспитатель |
Вторник | 9.40 – 10.00 | Майнский д/с № 5 Каб. логопеда | Развитие речи/Познава-тельное развитие | Учитель-логопед |
10.10 – 10.30 | Майнский д/с № 5 Муз. зал | Музыка. | Музыкаль-ный руководитель | |
Среда | 9.40- 10.00 | Майнский д/с № 5 Физкультур-ный зал | Физическая культура | Руководи-тель по физ.воспи-танию |
10.10 – 10.30 | Майнский д/с № 5 Изостудия | Лепка | Воспитатель | |
Четверг | 9.40- 10.00 | Майнский д/с № 5 Каб. логопеда | Коррекцион-ное занятие | Учитель-логопед |
Пятница | 9.40 – 10.00 | Майнский д/с № 5 Методич. кабинет | Коррекцион-но-развивающие занятия | Педагог-психолог |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Учить ребенка обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности, выделять игрушки, предметы повседневного обихода (посуда, одежда, средства личной гигиены и т.д.), действовать с ними.
Обогащать представления ребенка об окружающей действительности, знакомить с основными социальными и бытовыми объектами, необходимыми ребенку для максимальной адаптации в жизненном пространстве (магазин, больница, аптека, детский сад, школа и т.д.).
Обращать внимание на животных, птиц, растения, природные явления. Формировать элементарные представления о временах года, их признаках.
Формировать представления о себе и ближайшем окружении. Учить показывать и по возможности называть членов семьи на фотографии, в процессе игровой деятельности с родителями. Расширять представления о себе, собственном лице и теле, учить показывать на себе и на кукле основные части тела и лица (голова, руки, ноги, живот, глаза, нос, рот, уши).
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество с педагогом. Учить понимать элементарную инструкцию, выполнять действия в соответствии с речевой инструкцией. Учить адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением. Учить выполнить орудийные действия с предметами: набирать крупу в ложку, пересыпать ее в коробочку; ударять молоточком по коробочке, забивать деревянные гвоздики; доставать палочкой далеко закатившиеся игрушки; доставать сачком из воды камешки (шарики); тянуть игрушки (тележку, шарики) за веревочку; играть деревянными ложками; перекладывать предметы (шарики, кубики, мячики) ложкой, сачком из тарелки в коробочку.
Учить выполнять предметно-игровые действия: катать мячики через ворота; катать игрушки в тележке; возить в машине кубики, играть с воздушными шариками; махать ленточкой; кормить куклу, используя совместные действия взрослого с ребенком или подражать действиям взрослого, снимать колечки с пирамидки и нанизывать их на стержень; строить из кубиков лесенку, обыгрывая ее (по лесенке шагает кукла «топ-топ», «прыг-прыг»); учить играть в прятки (накрывать и открывать платочком головку ребенка (взрослого); учить прятать и искать игрушки (под салфеткой, в коробочке) и т.д.
Развивать мелкую моторику: обучать перекладывать игрушки различной величины, кидать и ловить различные предметы, развивать соотносящие действия и движения пальцев и кистей рук. Учить работать с пластилином, тестом, другим пластическим материалом (разминать, разрывать на крупные куски, раскатывать круговыми движениями, размазывать, придавливать и т.д). Учить рисовать кистью, применяя методы примакивания и касания кончиком кисти, осушать кисть, ритмично наносить штрихи, точки, прямые и округлые линии. Учить выполнять простые аппликации (наклеивание готовых форм), выполнять работу в технике обрывной аппликации. Формировать интерес к конструированию из кубиков, конструктора и т.д.
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Развитие ориентировки на цвет, величину, форму. Учить брать маленькие предметы одной рукой, большие – двумя руками. Учить выделять признаки цвета, формы, величины в окружающих предметах по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции. Развитие зрительного и слухового восприятия. Побуждать ребенка реагировать на появившиеся в его поле зрения предметы. Стимулировать реагирование на возникшие в помещении (за его пределами) звуки. Формировать целостный образ предмета. Развивать восприятие пространства и ориентировку в нем. Развивать внимание, фиксацию взгляда на предмете, слежение взглядом за перемещающимся предметом. Учить выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого.
КОММУНИКАЦИЯ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Формировать интерес детей к предметному миру, миру социальных отношений посредством обогащения социально-бытового опыта ребенка.
Обучать детей сигнализировать о своих потребностях и состоянии с помощью речевых и неречевых средств.
Приобщать детей к использованию невербальных и вербальных средств общения окружающих людей.
Формировать алгоритм восприятия лица и тела.
Обучать способам ориентировки «на себе», «от себя».
Развивать органы артикуляции с целью активизации звукопроизношения;
Развивать и совершенствовать общую и мелкую моторику.
Формировать у учащихся потребность к речевой активности в процессе общения ребенка с окружающими взрослыми и сверстниками; Способствовать развитию потребности в сопереживании.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел программы | № темы | Тема | Количество занятий |
1. Диагностическое обследование | 4 | ||
2. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи | Тема 1 | Представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, их движениях. | 2 |
Тема 2 | Представления о ближайшем окружении, членах семьи. | 2 | |
Тема 3 | Предметное окружение | 4 | |
Тема 4 | Временные представления | 2 | |
Тема 5 | Мир животных | 2 | |
Тема 6 | Мир растений | 2 | |
Тема 7 | Ориентировка в пространстве | 2 | |
3. Формирование предметно-практической деятельности | Тема 1 | Формирование способности понимать просьбы, команды | 4 |
Тема 2 | Предметно-практическая деятельность с игрушками, конкретными предметами и дидактическим пособием. | 6 | |
Тема 3 | Сюжетная игра | 6 | |
4. Сенсорное развитие | Тема 1 | Представления о величине, группировка предметов относительно размера. | 4 |
Тема 2 | Представления о форме. | 3 | |
Тема 3 | Представления о количестве (много-мало, один-много, пусто). | 3 | |
Тема 4 | Основные цвета. Соотнесение предметов по цвету. | 3 | |
Тема 5 | Сравнение предметов по форме, количеству, величине, используя приемы приложения, наложения. | 3 | |
5. Коммуникация и развитие речи | Тема 1 | Зрительная стимуляция | 4 |
Тема 2 | Обучение пониманию значения слов, простых инструкций | 4 | |
Тема 3 | Формирование умения обращаться к взрослому. | 4 | |
Тема 4 | Употребление слов/жестов. | 4 | |
ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ | 68 |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Система коррекционно-развивающих мероприятий, направленная на развитие познавательных процессов у ребенка с умеренной и тяжелой степенью нарушения интеллекта, ТМНР будет способствовать улучшению психофизического состояния, формированию определенных умений и навыков, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Основным ожидаемым результатом освоения СИПР является развитие жизненной компетенции ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития и умеренной и тяжелой степенью нарушения интеллекта.
Ожидаемые личностные результаты:
1. Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я.
2.Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности с педагогом.
3. Уважительное отношение к окружающим, овладение начальными навыками адаптации в социуме; освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя, пациента и т.д.).
4. Установка на безопасный здоровый образ жизни, учебная мотивация и т.д.
Предметные результаты:
1. Предполагается сформировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество.
2. Предполагается сформировать положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, предметными изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности.
3. Предполагается сформировать элементарные сенсорные представления и следующие умения:
— выделять признаки цвета, формы, величины в предметах по подражанию действиям взрослого, по образцу действия взрослого;
— выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого;
— узнавать на ощупь знакомые предметы, адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением.
4. В контексте представлений о себе и окружающей среде предполагается сформировать у ребенка следующие умения:
— показывать и по возможности называть членов своей семьи на фотографии, в процессе игровой деятельности с родителями;
— показывать на себе части тела и лица;
— выполнять простые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела по подражанию действиям взрослого.
5. Предполагается сформировать у ребенка коммуникативные навыки: эпизодически адекватно реагируют на простую инструкцию педагога:
— при общении использовать мимику и жесты;
— определять источник речевых и неречевых звуков, направление звука в пространстве;
— понимать и выполнять действия с игрушкой;
— показывать иллюстрации в соответствии с содержанием;
— вслушиваться в речь взрослых, отвечать на вопросы о себе, об окружающих людях, предметах (использование символов, предметов-заместителей);
— повторять один и тот же слог, подражая взрослому;
— адекватно реагировать на простую инструкцию педагога.
— соблюдать очередность в выполнении предметно-игровых действий;
— использовать звукоподражания, лепетные и простые слова для называния объектов окружающего мира;
— выполнять движения по инструкции, когда она сопровождается жестом («встань, сядь»);
Результаты индивидуальной коррекционно-развивающей работы
Динамика состояния ребёнка:
В конце первого полугодия _________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результативность обучения (на конец учебного года) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Рекомендации по дальнейшей работе _________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата начала обучения____________________________________
Дата окончания обучения ______________
Подпись родителя ____________________
Подпись специалиста__________________
Источник
Юлия Петрунёва
Адаптированная образовательная программа «Ребёнок ОВЗ (ТНР)»
НАЗВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Принята в содержании Адаптированной
образовательной программы
МБДОУ №
Педагогическим советом
Протокол № __ от ___2015г.
Приказ от ___ №___
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКА С ОВЗ (ЗПР, ТНР)
Составил: педагог-психолог МБДОУ №
ФИО
Город, 2016 год
Содержание рабочей программы
Разделы Содержание разделов Страница
1. Целевой 1.1. Пояснительная записка
1.2. Психологические особенности развития детей с ЗПР
1.3. Возрастные особенности детей с ЗПР и с ТНР 3-4 лет
1.4. Психологические особенности развития детей с ТНР
1.5. Планируемые результаты освоения детьми Программы
1.6. Критерии результативности коррекционно-развивающих занятий для дошкольников 3-4 лет
2. Содержательный 2.1. Образовательная деятельность с детьми по направлению деятельности педагога-психолога
2.2. Основные и вариативные формы, способы, методы, средства реализации программы
2.3. Общие коррекционные цели, направленные на формирование психических процессов детей с ОВЗ
2.4. Содержание коррекционных мероприятий для детей с ОВЗ
2.5 Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательной сферы на воспитанника младшего дошкольного возраста 3-4 лет
3. Организационный 3.1. Материально-техническое обеспечение рабочей Программы
3.2. Развивающая предметно-пространственная среда
3.3. Перспективное планирование деятельности педагога-психолога
Использованная и рекомендованная литература
Приложение
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Коррекционно-развивающая программа разработана для детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Коррекционно-развивающая программа направлена на психолого- педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации, развитие личности детей дошкольного возраста, коррекцию развития детей с задержкой психического развития с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Для успешной деятельности по реализации коррекционно-развивающей программы необходимо:
— учитывать особенности психофизического развития и возможности воспитанника, индивидуальные потребности ребенка с ОВЗ;
— осуществлять построение коррекционно-развивающей работы на основе индивидуальных особенностей каждого воспитанника;
— использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов;
— осуществлять необходимую квалифицированную коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии ребенка;
— выстроить взаимодействие с семьей воспитанника для обеспечения его полноценного развития;
— оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития воспитанника.
Цель программы: создание специальных условий для психологического развития ребенка с задержкой психического развития, способствующих освоению основной образовательной программы дошкольного образования и предупреждению возможных трудностей в освоении программы начальной ступени образования.
Задачи программы:
1. Способствовать развитию коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
2. Способствовать освоению разных способов взаимодействия со взрослым и сверстником в игре и повседневном общении.
3. Развивать эмоциональную сферу. Вводить ребенка в мир человеческих эмоций. Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости. Восприимчивости. Развивать первые «нравственные эмоции»: хорошо — плохо.
4. Развивать личностную сферу – способствовать формированию позитивной самооценки, повышению уверенности в себе.
5. Создавать условия для развития восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения. 6. Сохранять и поддерживать индивидуальность ребенка, развивать его индивидуальные способности и творческий потенциал.
7. Способствовать обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах коррекции, формирования и развития детей с задержкой психического развития.
8. Способствовать осуществлению преемственности в работе с родителями воспитанника и сотрудниками образовательной организации, оказание необходимой консультативной помощи педагогам
Основными принципами коррекционной работы:
1. Индивидуализация психолого-педагогического воздействия достигается за счет тщательного динамического изучения педагогом-психологом особенностей нарушений каждого ребенка, объективного анализа причин наблюдаемых отклонений и особенностей в его психическом развитии. Коррекционная работа с детьми осуществляется в ходе индивидуальных занятий и в самостоятельной деятельности детей. Педагог-психолог имеет возможность оказывать направленную помощь детям и предлагать индивидуальные задания. Задачи и содержание занятий определяются исходя из клинического диагноза, структуры, степени выраженности нарушения у детей, их индивидуально-типологических особенностей.
2. Разносторонность (интегрально-личностный характер) психологической работы предполагает обязательный учет в коррекционном процессе индивидуально-типологических особенностей дошкольников. При этом обязательно должны быть приняты во внимание закономерности общего психического развития, нацеленность педагога-психолога на целостное развитие его личности.
3. Комплексность коррекционного воздействия и возможность проведения соответствующей развивающей работы не только непосредственно, но и опосредованно, используя для этого резервы различных видов детской деятельности. На основе рекомендаций педагога-психолога и в тесном сотрудничестве с ним педагоги и родители создают обогащенную предметно- развивающую и поддерживающую речевую среду в дошкольном учреждении и в семье. Это позволяет оказывать коррекционную помощь детям как параллельно образовательному процессу, так и в его контексте за счет активного привлечения внимания к развитию ребенка близких ему взрослых и их равноправного партнерства в коррекционно-образовательном процессе.
Все перечисленные условия могут быть сведены на «нет» в том случае, если при оказании коррекционной помощи детям не будет соблюдаться систематичность. Только проведение хорошо продуманной, рационально спланированной, скоординированной и ежедневной работы дает основание говорить о реальном достижении положительных результатов.
Программа включает в себя:
1. Проведение обследования детей с целью разработки индивидуальной программы развития.
2. Создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению имеющихся нарушений.
3. Проведение непосредственно коррекционно-развивающей работы.
4. Оказание консультативной помощи педагогам, родителям.
В процессе коррекционно-развивающей деятельности на первое место выходит личностно-ориентированный подход, использование таких видов психолого-педагогической деятельности, как поддержка, помощь, адаптация, коррекция, формирование и развитие.
1.2. Психологические особенности развития детей с ЗПР
1.3. Психологические особенности развития детей с ТНР
1.4. Возрастные особенности детей с ЗПР и с ТНР 3-4 лет
1.5. Планируемые результаты освоения детьми Программы
Планируемые результаты освоения программыдетей младшего и среднего дошкольного возраста:
Главной идеей программы является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания психического развития детей с особенностями развития (ЗПР). В связи с этим выделяются планируемые результаты освоения программы в соответствии с поставленными задачами образовательной деятельности и соответствующие социально-нормативным характеристикам возможных достижений ребенка в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО (возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу учебного года по образовательным областям, выделяемые в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО)
Планируемые результаты Показатели сформированности
Владение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Саморегуляция психофизиологического состояния.
Познавательная любознательность и активность.
Способен решать интеллектуальные и личностные задачи.
Владение умениями и навыками для осуществления различных видов деятельности.
Первичные социальные представления.
Эмоциональная отзывчивость.
Способен управлять своим поведением.
1.6. Критерии результативности коррекционно-развивающих занятий для дошкольников 3-4 лет
2. Содержательный раздел
2.1. Образовательная деятельность с детьми по направлению деятельности педагога-психолога
Психолого-педагогическое обследование
В качестве источников диагностического инструментария используются научно-практические разработки С. Д. Забрамной, Е. А. Стребелевой, М. М. Семаго. По результатам проведенных обследований проводится качественный анализ, который предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребенком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей.
Качественные показатели,характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребенка:
Качественные показатели,характеризующие деятельность ребенка:
Качественные показатели,характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребенка:
В комплексной оценке психического развития и потенциальных возможностей детей с комплексными нарушениями для определения содержания дальнейшего обучения проводится педагогическое обследование.
Диагностика проблем психического развития
Образовательная область Проблема психического развития
Социально-коммуникативное
развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно — эстетическое
развитие
Физическое развитие
Развивающая работа и психологическая коррекция
Образовательная область Задачи
Социально-коммуникативное
развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно — эстетическое
развитие
Физическое развитие
Направления коррекционной работы психолога
Коррекционно-развивающая работа
Сфера развития Диагностический критерий Задачи коррекционно-развивающей работы
Моторная Произвольная регуляция
движений —
Коммуни-кативная Компоненты
Структуры общения
(перцепция, коммуника-ция, интеракция)
Навыки деятельности Навыки самоорганизации в обучающей ситуации
Личностная Саморегуляция эмоций
Познавательная Восприятие: зрительный анализ и синтез
Внимание: самоконтроль
Память: мнемичес. прием
Мышление: логические формы
Воображение: операции воображения —
Речевая Связь мышления и речи
2.2. Основные и вариативные формы, способы, методы, средства реализации программы
Основными формами организации психолого-педагогического сопровождения в детском саду являются подгрупповая и индивидуальная образовательная деятельность, осуществляемая с точки зрения деятельностного подхода и принципа событийности.
В основе планирования лежат событийный, тематический и концентрический подходы. При
Условия:
1. Образовательная деятельность должна быть значима для детей.
2. Образовательная деятельность должна быть динамичной.
3. Обязательно включаются игровые фрагменты и сюрпризные моменты.
4. Предусматривается частая смена различных видов деятельности.
5. Обязательна коммуникативная и познавательная направленность деятельности.
6. Должны предоставляться право выбора партнеров по деятельности и материалов для творчества.
7. Содержание деятельности должно быть ориентировано на зону ближайшего развития детей, потенциальные возможности развития мыслительной деятельности, сложных форм восприятия и воображения.
8. Используется разнообразный дидактический материал, красочный и удобный.
9. Технологии, используемые на занятиях, разнообразны и располагаются в порядке возрастающей сложности.
Индивидуальные формы работы направлены на коррекцию эмоциональных и поведенческих нарушений, сферы самосознания, определяется индивидуально, в соответствии с особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом.
Вариативные формы образовательной деятельности
2.3. Общие коррекционные цели, направленные на формирование психических процессов детей с ОВЗ
Коррекционные цели необходимо вводить в каждое занятие, правильно подбирать их (в соответствии с целью занятия) и точно формулировать цель, направленную на коррекцию того или иного психического процесса.
Коррекция внимания
Коррекция памяти
Коррекция ощущений и восприятия
Коррекция речи
1. Развивать фонематическое восприятие.
2. Развивать функции фонематического анализа и синтеза.
3. Формировать коммуникативные функции речи.
4. Учить дифференцировать звуки речи.
5. Совершенствовать просодическую сторону речи.
6. Расширять пассивный и активный словарь.
7. Совершенствовать грамматический строй речи.
8. Развивать навыки словоизменения, словообразования.
9. Формировать диалогическую речь.
10. Развивать связную речь. Работать над понятийной стороной речи.
11. Способствовать преодолению речевого негативизма.
Коррекция мышления
Коррекция эмоционально – волевой сферы
2.4. Содержание коррекционных мероприятий для детей с различными нарушениями
Коррекционные мероприятия для детей с нарушениями слуха (глухота, тугоухость, состояние после кохлеарной имплантации):
Коррекционные мероприятия для детей с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость, задержка психического развития):
Коррекционные мероприятия для детей с нарушениями речи (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, заикание):
Коррекционные мероприятия для детей с нарушениями поведения и общения (синдром дефицита внимания с гиперактивностью; аутизм):
2.5. Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательной сферы на воспитанника младшего дошкольного возраста 3-4 лет
Пояснительная записка
Описание группы:
— Общая характеристика работы психолога в этой группе: работа с ребенком будет проводиться по программе В. Л. Шарохиной «Коррекционно – развивающие занятия в младшей группе», А. Е. Катаевой, Е. А. Стребелевой «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии».
— Количество занятий: 44 занятия (2 раза в неделю).
— Форма работы: индивидуальная
— Длительность: 15-20 минут.
Цель: создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка и формирование его позитивных личностных качеств.
Задачи программы:
1. Развитие познавательной сферы (памяти, внимания, мышления);
2. Развитие мелкой моторики рук;
3. Развитие звукопроизношения, слухового внимания, моторики, артикуляции, силы
голоса, дыхания;
4. Повышение осведомлённости ребёнка в процессах увеличения (уменьшения) размеров
предметов;
5. Развитие навыков продуктивной деятельности.
Номера занятий Содержание занятий Кол-во часов Сроки проведения
1 э т а п (Наблюдение)
1 1
2 1
1
3 1
4 1
2 э т а п (Формирование эмоционального контакта со взрослыми)
5 1
6