Индивидуальная программа развития ребенка с овз школе
обучающихся в общеобразовательной школе в условии инклюзии.
Дубойская Н. А.,
г. Нерюнгри
Инклюзия означает — раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
Предложенные в программе упражнения рассчитаны на пол года работы. Они не единственные, но могут быть полезны для развития познавательной сферы детей с ОВЗ. По аналогии с этими упражнениями учителя, воспитатели и психологи могут составлять задания, используя иной дидактический материал, меняя способы предъявления заданий.
Данные упражнения способствуют развитию познавательных психических процессов ребёнка. И это очень важно, потому что ребёнок получает возможность нормально и полноценно развиваться, входить в мир человеческих отношений и не чувствовать себя ущербным.
Ф. И. ребенка__Артем А._______ ________ _ Период работы по ИКП 1.09.2019 – 31.12.2019
DS РЭП Дата рождения ______________
Цель: повысить уровень общего развития, психических процессов, развить творческие способности, коммуникативные навыки, снизить уровень личностной и школьной тревожности.
Показатели психофизического развития
(зона актуального развития)
Рекомендации психолога, дефектолога педагогам (учителя, воспитатели) работающим над развитием психофизических функций, эмоционально-волевых нарушений (зона ближайшего развития)
Рекомендации учителю физкультуры по использованию комплекса ЛФК, тренажеров, дозированию нагрузки
Система психологических воздействий
Контакт
В контакт вступает легко. При дальнейшем общении ведет себя спокойно вежливо. Улыбка мягкая, открытая и добрая. С ребятами ведет себя адекватно.
Поддерживать при общении благоприятную, доброжелательную обстановки. Проявление внешних позитивных эмоций – улыбка, взгляд.
Использование тренажеров для общего физического развития.
Подбор комплекса упражнений на укрепление общей моторики, а также комплекс на снятие спастики мышечного тонуса.
Отрабатывать на своих уроках пространственную ориентировку (лево-право, назад-вперед), ориентировку на своем теле.
Использовать кинезиологические упражнения для развития общей и мелкой моторики, а также развития высших психических функций (автор Сиротюк)
Учитывая межпредметные связи закреплять понятия «мало-много», «близко-далеко» в двигательной активности.
Ребенку необходимо продолжать развивать коммуникативные навыки:
— игры в группах «Иноходец», «Угадай чувство», «Кто быстрее», «Кляксы», «Имитация».
Эмоционально-волевая сфера
Общий эмоциональный фон положительный. Волевые качества не сформированы.
Артем нуждается в постоянном одобрении своего хорошего поведения, его можно приводить в пример как дисциплинированного.
Волевые качества необходимо развивать, переводя волевые навыки в сознание.
«Я могу, даже если не хочу»
Ребенку надо научиться осознавать свое настроение, свои желания. Здесь помогут такие игры, как: «Нарисуй свое настроение», «Улыбка», «Твой страх», «Бездомный котенок», «Четыре стихии», «Молчанка», «Займи пустой стул», «Кулак-ладонь» и т.д. Игры на привитие навыков саморегуляции поведения: «Мой образ», «Рисуем себя», «Зеркало»/
Уровень развития деятельности
Характер действий с предметами – старается использовать в соответствии с их функциональным назначением. С учебной деятельностью справляется с большим трудом.
Обучаемость
Развитие познавательных процессов на среднем уровне. Круг интересов необходимо расширять.
Использовать игры, направленные на снятие напряженности, концентрацию внимания, проявлять адекватность поощрений и стимуляции деятельности ребенка, мотивировать его при выполнении заданий на успех. Организовать в игровой деятельности жизненные ситуации, в которой происходят те или иные события и участвует в них перенимая правильный стереотип поведения (через обучение). При изучении нового необходимо поэтапно формировать новый навык с опорой на образец.
С ребенком необходимо поработать на формирование навыков, соответствующих учебной деятельности:
— ставить перед собой конкретные задачи
— находить решение этих задач
— укладываться в установленные временные рамки
— стимуляция познавательной активности
А также упражнения: «Продолжи узор», «Платочек», «Составь фигуру», «Светофор», «Лабиринт», «Играем кубиками».
Работоспособность
Периодически отвлекается, недостаточный уровень саморегуляции.
Создавать ситуацию успеха. Организовать частую смену деятельности. Использовать наглядный материал, опора на слуховой анализатор, тактильный. Направляющая помощь взрослого.
Для повышения работоспособности необходимы:
— пальчиковые упражнения-игры
— кулак-ребро-ладонь
— массаж рук
— массаж ушных раковин
— качание головой
— дыхательная гимнастика
Запас общих представлений
Широкий
Продолжать работу по обогащению словаря с опорой на жизненный опыт ребенка – экскурсии, простые опыты, занятия по развитию речи через ознакомление с окружающим миром
Беседы на общие темы:
— о человеческом организме
— об отношениях между людьми
— совместное изучение научно-популярной литературы
Зрительное восприятие
Знает и называет основные цвета, соотносит предметы по величине, различает геометрические формы, дифференцирует их между собой
Продолжать работу по изучению промежуточного цветого спектра. Продолжить изучение геометрических фигур.
Артему помогут:
— арттерапия
— лепка
— склеивание из цветной бумаги разных фигур
— оригами
— упражнения «Продолжи узор», «Графический диктант», «Платочек».
Восприятие пространственных отношений:
Знает значение частей тела и лица, ориентируется в сторонах собственного тела. Целостный образ предмета не нарушен – собирает разрезные картинки из 3 частей.
Конструирование
Выполняет по представлению (домик). Затруднена дифференциация пространственных ориентаций.
Временные представления
Части суток называет, времена года, месяцы и дни недели немного путает.
Продолжать коррекционную работу в развитии восприятия пространственных отношений своего тела в зеркальном отображении. Продолжать выполнять конструирование по представлению через усложнение заданий. Дифференцировать пространственные понятия можно через уроки рисования, труда и физкультуры. Работа по развитию временных представлений должна проводиться на каждом уроке.
Для развития этих критериев можно использовать:
— пазлы
— конструктор
— собирание разрезных картинок
— упражнения «Разноцветные точки», «Копирование точек», «Составление узоров из геометрических фигур», «Лабиринты».
Количественные представления
Порядковый счет в пределах 20 и обратный. Счетные операции на сложение и вычитание выполняет, при работе с задачами иногда требуется наводящая помощь взрослого
Продолжать работу над прямым и обратным счетом, постепенно увеличивая объемы. Продолжать работу в развитии умения составлять схемы к задачам, мотивировать на конечный результат.
Игры, в которых можно усваивать колличественные понятия:
— запретный номер
— много-мало
Навыки чтения и письма
Читает бегло. Самостоятельно списывает. Письмо под диктовку выполняет, редко с ошибками.
— чтение небольших текстов с разъяснением смысла каждого слова
— продолжать развивать навык письма через списывание небольших текстов
Необходимы упражнения на развитие звуко-буквенного анализа «Хлоп-хлоп», «Играем со словом», «Придумай новое слово», «Игра в слова», «Признак», «Закончи слово», «Объясни слово», «Составь фразу», «Пропавшие слова»
Мышление
Наглядно-образное. Процессы обобщения сформированы, выполняет задания «Четвертый лишний. Не всегда умеет дифференцировать существенные и несущественные признаки. Скрытый смысл картин улавливает, последовательность событий устанавливает по картинкам не более трех, а дальше только с помощью взрослого.
Продолжать работу по установлению причинно-следственных связей через составление сюжета по серии картинок с разъяснением смысла каждой картинки, по классифицированию предметов по основным признакам. Развивать процессы обобщения через другие группы предметов. Работать с простейшими картинками-нелепицами (учить видеть неправильное)
Составление рассказов по картинкам. Беседы на разные темы с целью выработать навыки логического рассуждения. Упражнения «Бег ассоциаций», «Продолжи фразу», «Загадай предмет», «Придумай слова», «Как использовать слова», «классификация предметов», «Сравнение понятий».
Внимание
Нарушение внимания. Не устойчивое, поверхностное, быстро истощаемое внимание, требующее частое переключение с одного вида деятельности на другой
Использовать частую смену видов деятельности на уроках. Использовать физминутки, отдых от основного вида деятельности. Обязателен зрительный контакт с ним для эмоционального реагирования ребенка с обязательным настроем на хорошее внимание.
Развитие внимания через введение «корректурных проб», игры «Чего не стало», «Что лишнее», таблицы Шульте в пределах 5, 10, «Найди цветную полоску по образцу на время», «Найди слова».
Моторика кистей и пальцев рук
Ведущая рука – правая. Нарушена моторика пальцев рук, несогласованность кистей.
Продолжать занятия по развитию моторики рук через
— разучивание гимнастики для пальцев рук, пуговиц, заплетание лент.
Упражнения:
— обучение самомассажа с использованием ребристого карандаша или резиновых шаров
— шнуровка различных предметов
— штриховка и обводка по трафарету
— закрашивание предметов не выходя за линию с использованием только карандашей
— эспандер для укрепления мышц кистей рук
— застегивание и растегивание пуговиц
— нанизывание бусин
Навыки самообслуживания, санитарно-гигиенических норм
Самостоятельно одевается, раздевается, чистит зубы и умывается
Совершенствовать навыки самообслуживания через подготовку и уборку рабочего места на уроках
Развитие речи
Системное недоразвитие речи II – III уровня. Словарь ограничен, на уровне обиходно-бытовой речи. Связная речь – преобладают в речи простые двусоставные предложения. Составляет рассказ по очень простому сюжету.
Обогащать словарь прилагательными, наречиями, существительными и вводить в активную речь. Учиться распространять предложения до 3-4-5 слов через описательные рассказы, составление рассказа по сюжету. Развитие артикуляционной моторики через специальные игры, упражнения (артикуляционная гимнастика). Закреплять умение правильно согласовывать слова в словосочетаниях и предложениях. Осуществлять формирование функций словоизменения и словообразования как в устной, так и в письменной речи.
— Упражнения «Подбери противоположное слово», «Сюжетные картинки», «Разучивание стихотворений», «Пересказ сказки»
— игры в слова
— придумывать короткие рассказы о школе, друзьях, семье, животных
1. Инклюзивное образование. Выпуск №1 / Фадина А.К., Семаго Н.Я., Алехина С.В. — М.: Центр «Школьная книга», 2010. — С.132
2. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов. — М.: ВЛАДОС, 2004. — С. 126
3. Сорокоумова С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12. — №3. — 2010. — С.136.
4. Шипицина Л.М. Интеграция и инклюзия: проблемы и перспективы // Материалы российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» 20-21 сентября 2010 г. — СПб, 2010. — С. 200
Источник
Печуева Ольга Владимировна
Индивидуальная программа развития ребенка с ОВЗ
индивидуальная программа развития ребенка с ОВЗ
(ЗРВПФ смешанного типа с преобладанием когнитивного и вербального компонентов, низкий уровень познавательной активности, ТНР, ОНР 1уровня, моторная алалия).
Иванов Иван
6 лет 3 группа ДОУ
Цель :
Развитие коммуникативных навыков, речи, познавательных процессов, восприятия времени. Развитие межполушарного взаимодействия, мелкой моторики рук, познавательной активности, слухового восприятия, развитие речевой активности, побуждение к фразовой речи; воспитание интереса и потребности к речевому общению;
применение в практике умений выражать свои мысли и желания в любых доступных средствах коммуникации;
повышение познавательной активности, воспитание положительных привычек и навыков.
Задачи:
• Создание благоприятных для развития речи ребенка условий
• Работа над речью с предметно-практической и игровой деятельностью
• Использование возможно большего числа анализаторов: слухового, зрительного, осязательного, двигательного.
• Развитие мотивации к обучению.
Общие принципы работы:
Системность, комплексность, опора на сохраненные анализаторы, создание ситуации успеха, индивидуальный подход, эмоциональный комфорт, помощь психолога в преодолении сложных задач.
Занятие
Содержание работы примечание материалы
1
Задания:
1. «Я-ты» (Психолог называет определения: маленький, темноволосый, взрослый, ребенок и т. д. Ребенок показывает на того, к кому подходит определение и пытается произнести Я-ты)
2. «Перепутанные линии» — Ребенок пальцем должен проследить путь каждой линии.
3. «Точки» — В течение 1-2 сек. ребенку показываем 1карточку с точками и просим запомнить. Закрываем 1. карточку и в пустой просим нарисовать так же точки
4. «Какое время года»- Перед ребенком лежат картинки. Ребенку задаем вопросы (какое время года, когда бывает снег, когда цветут цветы и т. д.)
5. Ребенку дается задание нарисовать одновременно двумя руками солнышко.
3. На воспроизведение не более 15 сек. 1. картинка с линиями.
3. карточки с точками и с пустыми квадратами
4. Картинки с изображением времен года.
2.
Задания:
1. «Кто как разговаривает»- Ребенку показываем картинки с изображением животных и спрашиваем кто как разговаривает. Ребенок пытается произнести (муу. -мяу, шии и т. д.).
2. Называем ребенку различные слова (стол, кровать, дерево, конфета и т. д.) Ребенок должен внимательно слушать и хлопнуть в ладоши, когда встретится слово обозначающее, например животное.
3. «Продолжи линию» -ребенок должен одновременно двумя руками продолжить нарисованную линию.
4. Песочная терапия. Ребенку предлагается песок и набор мелких игрушек. Ребенку предлагается сюжет игры.
5. «Угадай» — На столе разложены пластмассовые фигурки. Ребенок рассматривает их, затем завязываем ему глаза и даем одну из игрушек. Ребенок должен на ощупь понять какая у него игрушка. После этого развязываем глаза. ребенок показывает ее.
1. Картинки с животными.
3. Карточки с нарисованными линиями.
4. стол с песком, набор мини игрушек.
5. Набор пластмассовых фигурок.
3. Задания:
1. «Эмоции»- Ребенку показываем картинки с различными эмоциями и предлагаем изобразить эту эмоцию самому.
2. «Рассели карандаши»- Ребенку предлагаем одновременно двумя руками расставить карандаши двух цветов в разные стаканы.
3. «Найди букву»- Ребенку предлагается найти в каждой строчке, и зачеркнуть букву «А» либо другую (букву, цифру).
4. «Запомни картинки»- Перед ребенком выкладываются картинки с различными изображениями. В течение 1-2 сек. он должен их запомнить. Затем картинки смешиваются с другими и ребенку предлагается выбрать те, что он видел.
5. «Предметы с различной фактурой поверхности». — Покажите, назовите и дайте потрогать ребенку материалы и предметы с разной фактурой поверхности (гладкие, шершавые, ребристые, колючие, мягкие и т. п.). Затем предложите ему ощупать вслепую материал двумя руками, потом — одной рукой и найти этот же материал или предметы из него, действуя сначала этой же рукой, а затем другой.
3. Время выполнения по 30 секунд.
4. Время запоминания 1-2 секунды 1. Картинки с изображением эмоций.
2. Карандаши 10 красных и 10 синих, два стакана.
3. Таблица с буквами.
4. Набор картинок.
5. Разнофактурные предметы, материалы.
4.
Задания:
1. «Звуки на слух»- Перед ребенком разложены картинки названия которых различаются только одним звуком (мишка-миска). Взрослый (называя в разной последовательности). просит показать, где (мишка, ребенок -показывает.
2. «Золушка» — Ребенок должен двумя руками одновременно, разобрать. смешанные между собой зерна гороха и бобов в разные стаканы.
3. «Что лишнее» — Ребенку демонстрируются две одинаковые картинки, на которых есть не значительные различия. Ребенок должен показать их и пытаться назвать.
4. «Соедини линиями» — Ребенку предлагается соединить линией картинки, названия которых оканчиваются на один и тот же звук.
5. «Песочная терапия» — Стол световой с песком. Ребенку предлагаем рисовать песком на любую тему.
1. Картинки: мишка-миска
санки-танки
свет-цвет
чаша-чаща
рожки-ножки
марина-малина
корка-горка
лук-люк
мышка-мишка
банка-банька
круг-крюк
осы-козы, кот-крот и т. д.
2. тарелка с зернами гороха и бобов. 2стакана.
3. две картинки с изображением.
4. Картина с различными изображениями, оканчивающимися на один и тот же звук.
5. Световой стол с песком.
5 Задания:
1. «Собери»- Ребенку предлагается картинка, разрезанная на разные части. Ребенок должен ее собрать.
2. «Цифры заблудились»- Ребенку предлагаем вписать в пустые окошки недостающие цифры.
3. «Переселение»- Предлагаем ребенку коробку с мини-фигурками домашних и диких животных. Он должен одновременно двумя руками разложить их на две группы.
4. «Найди клоуна»- Психолог просит ребенка показать на картинке того клоуна, о котором он говорит. (У него желтый колпак, Он веселый и т. д.)
5. «Ежик» — При помощи пластилина и арбузных семян ребенок лепит ежика, психолог проговаривает его действия.
1. Разрезанная картинка.
2. Карточки с окошками в которых парно точки и цифры, в некоторых окошках пропуски.
3. 3 коробки. Набор фигурок животных.
4. Картина с изображением нескольких клоунов.
5. Пластилин, семена арбуза.
6. Задания:
1. «Дорисуй фигуру» -Ребенку предлагается карточка с 9квадратами в каждом из которых кроме одного нарисованы фигуры в определенном порядке. Ребенок должен определить закономерность расположения фигур и дорисовать недостающую.
2. «Подбери картинку» — Ребенку предлагаются картинки с изображением времени года и картинки с изображением следующих предметов: саней, лыж, лодки и тому подобное. Ребенок должен назвать предмет и подложить к картинкам с изображением временем года.
3. «Покажи ладони»- Называем ребенку различные слова (окно, яблоко, мальчик и т. д.) Ребенок должен внимательно слушать и показывать психологу ладони, когда встретится слово обозначающее, например растение
4. «Арттерапия» — Ребенку предлагается с помощью пальчиков нарисовать картину красками. Т
1. Карточки с изображением фигур.
2. Картинки с изображением времен года +мелкие картинки.
3. Краски, ватман.
7 Задания:
1. «Логические связи» — Ребенку предлагается несколько картинок с рисунками между которыми есть логическая последовательность (гнездо птицы-в гнезде яйца птицы-в гнезде птенцы и т. д.). Ребенку предлагаем расположить картинки в определенной последовательности.
2. «Художник» — ребенку выдается рисунок, состоящий из точек. Он должен обвести его и раскрасить.
3. «Камешки-ракушки» — Перед ребенком стоит коробка с ракушками и камешками. Задание одновременно двумя руками разобрать ракушки отдельно, камешки отдельно в две коробки.
4. «Сосчитай» — Ребенку выдается коллекция мини овощей. По заданию психолога (положи в ряд четыре яблока) ребенок выполняет то или иное действие.
1. Наборы картинок.
2. Точечный рисунок.
3. 3 коробки, морские камешки и ракушки.
4. Набор овощей.
8 Задания:
1. «Художник перепутал» — Ребенку предлагается картинка, на которой изображены нелепицы (Зимняя деревня и цветет яблоня). Задание обвести кружком то, чего не могло произойти (зимой, летом и. т. д., Посчитай кружков должно быть четыре (три).
2. «Фигуры» — Ребенку предлагаются изображения фигур и рисунок, состоящий из этих фигур. Задание закрасить те фигуры, из которых состоит рисунок.
3. «Ухо-нос» Исходное положение: стоя. Левой рукой ребенок держится за кончик носа, правой – за мочку левого уха. По хлопку ребенок меняет положение рук: правой рукой он должен взяться за кончик носа, левой – за мочку правого уха.
2-й уровень сложности.
То же, но в быстром темпе.
4. «Повтори слова» — Психолог называет ребенку 10 слов, ребенок их должен запомнить и повторить.
5. «Буквы» — Психолог показывает ребенку букву и просит ее произнести.
4. Проигрывается несколько раз. 1. Картинки. Карандаш.
2. Фигуры, картинки из фигур карандаши цветные.
5. Набор букв.
9 Задания:
1. «Животные» — Ребенку предлагаем поиграть в игру: психолог называет любое животное, а ребенок должен его показать (как оно движется, гримаса и т. д., озвучить.
2. «Лишнее»- Ребенку предлагаются картинки, на которых изображены группы предметов. Ребенок должен показать какие из них не подходят в данную группу.
3. «Елочка»- Ребенок должен двумя руками одновременно нарисовать елочку.
4. «Звуки»- Психолог показывает ребенку картину, на которой изображены различные предметы, животные и т. д. и проговаривает название каждого нарисованного предмета с выделением последнего звука в названии. Затем ребенок должен соединить линиями изображения, которые заканчиваются на один и тот же звук.
5. «Мяч»- Психолог просит ребенка поиграть в мяч по правилам. Правила таковы: психолог называет слово и бросает мяч ребенку, если слово обозначает предмет-ловим мяч, если что-то живое – не ловим мяч (кукла, стол, девочка, солнце, котенок и т. д.)
2. набор картинок.
3.2листа бумаги, 2карандаша.
4. Картина.
5. мяч.
10. Задания:
1. «Сказкотерапия» — Психолог предлагает ребенку разыграть сказку. Для этого берем куклы, психолог проговаривает сказку и одновременно с ребенком при помощи кукол показывают действие сказки. (Репка, Теремок и т. д.).
2. «Крупа» — Перед ребенком ставим емкость с крупами (греча, рис, чечевица). Задание разобрать крупу одновременно двумя руками на три емкости.
3. «Внимательные руки»- Психолог читает ряд слов, в которых есть звуки «И», «Й» или без них (Лифт, йод, инженер, воробей стол, прогулка, аллея, буйвол, климат и т. д.). Ребенок держит руки на коленях, когда слышит звук «И» поднимает правую руку, когда «Й» левую. Когда не той не другой-руки остаются на коленях.
4. Арттерапия- Работа с кинетическим песком. Фантазируем с ребенком тема «Волшебный город».
1. Куклы и другие элементы (теремок, репка и т. д.) сказки.
2. Крупа, емкости для крупы.
4. Кинетический песок.
Источник