Индивидуальная программа развития ребенка с овз психолог

Благоприятные условия для развития познавательной деятельности и положительных личностных качеств у детей с ОВЗ создаются за счет реализации индивидуальных коррекционно-развивающих программ, предполагающих разные уровни усвоения материала.
При этом совместное воспитание детей с разными уровнями психического развития оказывает стимулирующее воздействие на детей с тяжелыми нарушениями, способствует их социальной адаптации, а у детей, не имеющих отклонений в психическом развитии, формируются гуманные личностные качества и коммуникативные умения, полезные в дальнейшей жизни.
Психолого-педагогическая работа начинается с углубленной диагностики.
Индивидуальная диагностика психического развития.
На протяжении всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении осуществляется психолого-педагогическая диагностика его развития. В процессе диагностики выявляется актуальный уровень развития психических функций, способности к усвоению нового, оптимальный вариант дальнейшего обучения в школе.
Уровень развития психических функций выявляется для того, чтобы определить, какие функции развиваются наиболее успешно и какие — отстают в развитии. Это необходимо, чтобы максимально опираться на сохранные функции в процессе учебно-воспитательной работы и стимулировать развитие отстающих функций с помощью специальных приемов. В связи с этим важно обнаружить у каждого ребенка именно сохранные звенья, с помощью которого можно сформировать начальную коммуникацию, или, например, механическая память, с помощью которой ребенок может усвоить элементарные знания.
Целью этих занятий является максимальное развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой и личностной сфер детей, т.е. всестороннее развитие личности ребенка.
Педагог-психолог при этом решает следующие задачи:
- развитие сохранных сторон познавательной деятельности;
- коррекция отклонений в психическом развитии;
- формирование компенсаторных способов познания окружающей действительности;
- формирование предпосылок учебной деятельности.
Основные направления в развитии познавательной деятельности на занятиях:
- развитие сенсомоторной сферы,
- развитие речи, развитие мышления,
- развитие внимания и памяти.
В процессе занятий должно проводиться формирование рациональных способов познания окружающего, целенаправленной деятельности, развитие мотивационного компонента, саморегуляции и самооценки.
На занятиях задания объединяются игровым или занимательным сюжетом, обеспечивающим целостность воспринимаемого материала.
Планирование работы осуществляется с учетом выявленныхв процессе обследования особенностей познавательной деятельности, развития эмоционально-волевой и личностной сферы детей.
Программа развития сенсомоторной сферы включает:
- развитие зрительного восприятия цветов: различение, называние цветов, классификация по цвету, рядообразование по интенсивности цвета;
- развитие зрительного и осязательного восприятия форм: различение, называние, классификация, трансформация форм;
- развитие зрительного и осязательного восприятия величин: различение, называние, классификация, трансформация, сравнение по величине, рядообразование по величине;
- развитие зрительного и осязательного восприятия фактуры предметов: различение, называние, классификация;
- развитие зрительного и осязательного восприятия пространственных отношений: понимание, называние, ориентирование, трансформация;
Развитие памяти и внимания:
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие зрительного внимания и памяти;
- следовое конструирование по образцу.
Развитие мышления:
- Сравнение и установление тождества объектов;
- развитие способности соотносить часть и целое;
- классификация объектов по 2-м признакам.
Развитие речи.
- развитие речевого общения с окружающими;
- увеличение пассивного и активного словарного запаса;
- формирование связной речи.
Развитие эмоционально-личностной сферы:
- умения выражать и понимать чувства окружающих людей;
- развитие коммуникативных навыков;
- формирование эмоциональной устойчивости, произвольной регуляции деятельности;
- формирование самооценки;
- обучение навыкам саморасслабления.
Подготовка к овладению учебной деятельностью:
- развитие мотивации к овладению чтением и письмом;
- индивидуальный подбор оптимальной позы для работы с книгой и с тетрадью;
- использование букв при проведении работ на развитие зрительного восприятия;
- обучение правильному удержанию карандаша, ручки или подбор индивидуального приема удержания;
- формирование навыков пространственной ориентировки в книге и тетради;
- формирование направления письма (сверху вниз и слева направо) на примере написания в строчках палочек, кружков, т.п.;
- формирование зрительно-моторной координации при письме (размер изображаемого, соблюдение интерваловмежду изображениями и т.п.). Вспомогательные приемы:
- использование карандашей и ручек с отягощением;
- «пассивное» письмо: педагог пишет рукойребенка;
- письмо в рамках, ограниченных трафаретом; обводка написанного;
- письмо в жирно очерченной рамке; обводка пунктирного изображения;
- письмо по опорным точкам.
В приложениях представлено распределение материала по возрастным группам. Разумеется, индивидуальная программа должна быть составлена, в первую очередь, с учетом актуального уровня развития ребенка. Мониторинг и анализ усвоения данной программы является основанием для корректировки программы.
Контингент воспитанников ДОУ для детей с ОВЗ разнообразен. Благоприятные условия для максимально возможного развития разных в психологическом отношении детей создаются за счет сочетания в образовательном процессе индивидуальных коррекционно-развивающих программ узконаправленных специалистов.
- Приложение 1
- Приложение 2
- Приложение 3
- Приложение 4
Источник
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №62»
Согласовано:
____________
Утверждаю:
Директор МКОУ СОШ№62
_____________________
Лобанец Н.Н
Программа
индивидуального психологического сопровождения
ребенка с ОВЗ (с задержкой психического развития)
8 «Г»
Ответственные: педагог-психолог 1 категории
Аршинова Ирина Яковлевна
Срок реализации: 2016-2017 учебный год
2016г
Пояснительная записка
Данная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ (задержка психического развития) создана для решения проблемы инклюзивного образования данного ребенка. Программа позволяет организовать обучение ребенка с учётом его особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения его развития и оценить полученные результаты. Под сопровождением понимается комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Технология педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения образования ребенка с ОВЗ. Индивидуальная программа сопровождения направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации. Обучение в связи с ограниченными возможностями здоровья ребенка происходит на дому, путем интеграции очного и дистанционного обучения.
Цель программы: создание системы комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (задержка интеллектуального развития) в развитии, обучении, воспитании, социальной адаптации.
Задачи определены с учетом этапов коррекционно-развивающей работы с ребенком и включенности участников психолого-педагогического сопровождения:
1) предупреждение возникновения проблем развития ребенка с ОВЗ;
2) помощь (содействие) ребенку с ОВЗ в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);
3) развитие психолого-педагогической компетентности ребенка с ОВЗ в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями;
4) психологическое обеспечение образовательных программ;
5) обеспечение адаптации к школе;
6) развитие учебной и познавательной мотивации;
7) развитие самостоятельности и самоорганизации.
Содержание программы психологического сопровождения определяют следующие принципы:
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования ребенком, имеющим недостатки в физическом и психическом развитии.
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) ребенка с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения ребенком образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями).
Направления работы в рамках реализации программы.
Данная Программа включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:
диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Адресат данной программы:
Дата рождения – 19.05.2002г.
Ребенок — инвалид
Выписка из заключения ПМПК: Рекомендуется обучение по адаптированной образовательной программе для детей с 2015 -2016 учебного года. Наблюдение врача психиатра, невролога. Занятия с логопедом, психологом.
Рекомендации по психологической коррекции: Коррекционную работу вести по направлениям:
— Развитие познавательных процессов (индивидуальные занятия 2 раза в неделю); использовать игры на развитие внимания, памяти, мышления;
— Развитие коммуникативных навыков через работу в малой группе;
Характеристика данного ребенка (актуальный уровень интеллектуального развития): Сформированы навыки опрятности, частично сформированы навыки самообслуживания, ориентировки в окружающем пространстве.
Характерно недоразвитие всех нервно-психических процессов, в большей степени страдает интеллектуальная сфера, в меньшей – сенсомоторная.
Особенности психического развития: недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности – это проявления, вытекающие из особенностей нейропсихологических процессов, протекающих в головном мозге.
Особенности ВНД:
Значительно медленнее, чем в норме, формируются новые условные связи, которые лежат в основе обучения и воспитания. Плохая ориентировка в окружающей обстановке, неумение применять на практике те или иные правила. Слабость, инертность нервных процессов (слабость процесса возбуждения обусловливает плохое замыкание новых условных связей, слабость торможения приводит к плохому качеству дифференцировок), нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения, склонность к частому охранительному торможению, снижение пластичности ЦНС. Особенности ВНД проявляются в дефектах познавательных процессов – внимания, памяти, восприятия, мышления, речи.
Краткая характеристика семьи и семейно-бытовых условий проживания ребенка. Ребенок воспитывается в полной семье. Созданы все необходимые условия для проживания и воспитания ребенка, жилищно-бытовые условия семьи – удовлетворительные
.
Таблица 1.
Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения
Этап
Содержание
Сроки
Ответствен-ные
1этап
Диагнос-тический
-диагностическое сопровождение ребенка и его семьи;
-установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка;
-психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития;
-определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик (составление социально — психологической карты семьи);
сентябрь 2016г. – октябрь 2016 г.
Педагог-психолог
социальный педагог
2 этап
Реализа-ции
програм-мы
-реализация индивидуальной программы психологического сопровождения;
-оказание необходимой помощи родителям ребенка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсужде-ние);
-просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком;
— коррекционно-развивающие занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы;
-проведение совместных мероприятий с родителями и детьми;
-разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей;
ноябрь 2016 г.-апрель 2017г.
Педагог-психолог социальный педагог
3 этап
Анализа и коррек-ции
-проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы;
-анализ эффективности процесса и результатов сопровождения;
— мониторинг удовлетворенности результатами работы за учебный год (ребенок, родители, педагоги).
май 2017 г.
Педагог-психолог
социальный педагог,
Данная программа реализуется посредством следующих методов и методик:
— Дискуссия, обсуждение, беседа;
— Наблюдение;
— Эксперимент;
— Анкетирование, опрос;
— Консультирование;
— Методы групповой и индивидуальной работы;
— Проективные методы;
-Тренинговые занятия с использованием здоровьесберегающих и инновационных технологий;
— Развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы.
Особенности реализации программы: Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью ученика, повышенной утомляемостью и истощаемостью, нарушением функционирования крупной и мелкой моторики, нарушением внимания и восприятия.
Организационно-педагогические условия реализации Программы индивидуального психологического сопровождения:
— Использование здоровьесберегающих технологий: динамических пауз, пальчиковой гимнастики;
— Использование инновационных технологий, методов и средств: библиотерапии, игровой терапии, метафорических карт.
— Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных средств;
— Наличие контроля и учета достижений ребенка: входная диагностика (сентябрь 2016 г.), итоговая диагностика (май 2017г.), заседание ПМПк (итоговое).
Материально-технические и программно-методические условия реали-зации программы: мебель для занятий (стол, стул), канцелярские принадлежности, психологические методики, дидактические материалы.
Кадровое обеспечение: педагог-психолог, социальный педагог
Механизмы реализации Программы психологического сопровождения. Основной механизм реализации Программы — оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения и взаимодействие с родителями (законным представителем) ребенка, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.
Режим занятий: Психологическое сопровождение осуществляется во внеурочное время, с 15 сентября 2016г. по 15 мая 2017г., в течение 30 учебных недель. Периодичность занятий – 2 раза в неделю, длительностью 30 минут, в первой половине дня. Занятия не проводятся в каникулярное время.
Критерии оценки эффективности программы:
— повышение уровня теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с учебной программой;
— повышение учебной мотивации (наличие устойчивой мотивации к учению);
— развитие личности обучающегося с ОВЗ;
— повышение уровня произвольной регуляции эмоций;
— социализация ребенка с ОВЗ, повышение жизненной компетенции;
Прогнозируемый результат:
— восстановление (компенсация) функций общения, контроля своего поведения;
— коррекция несформированных психических функций;
— успешная адаптация к школьному обучению;
— развитие познавательной и учебной мотивации;
— развитие познавательных процессов;
— развитие самостоятельности и самоорганизации.
Таблица 2
Содержательное планирование курса коррекционно-развивающих занятий
№/
№
Сроки
Коли-чество
заня-
тий
Содержание
деятельности
Примеры используемых методик и упражнений
1.
Сентябрь
3
Входная диагностика
уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления)
«10 слов»,
«4-й лишний»,
«Последовательные
картинки» и др.
2.
Октябрь
2
Диагностика уровня школьной мотивации
Методика А.Г. Лускановой «Что мне нравится в школе»
3.
Октябрь
2
Коррекция учебной мотивации, удовлетворенности учебной деятельностью (коррекционно-развивающие занятия). Профилактика социальной дезадаптации
Игровые методы формирования учебной мотивации (проигрывание школьных ситуаций).
4.
Ноябрь
4
Развитие познавательных процессов. Развитие наглядно-образной памяти, произвольного внимания.
Различные игры на развитие памяти и внимания (например, «Найди отличия», Таблицы Шульте, перепутанные линии, игра «Кто это?Что это?» и др.)
5.
Декабрь
4
Развитие познавательных процессов: наглядно-образного мышления. Развитие временных и пространственных пред-ставлений
«Последовательные картинки», «Составь рассказ по картинкам», «Разрезные картинки», «Истории в картинках» и т.д.
6.
Январь
4
Формирование адекватной самооценки и коррекция эмоционально-волевой сферы
«Я и мое тело», «Я и другие», «Мой жизненный путь» (этапы жизни человека в рисунках). Игры с правилами на развитие самоконтроля.
7.
Февраль
4
Развитие пространственного мышления и мелкой моторики
«Танграм», «Волшебный круг», «Собери квадрат», конструкторская деятельность: игры на построение различных фигур и узоров из геометрического материала, из элементов конструктора
8.
Март
4
Развитие познавательных процессов.
Кубики Коса, «Разрезные картинки», «4-й лишний» и др.
9.
Апрель
4
Развитие познавательных процессов и эмоционально-волевой регуляции поведения
Настольные и ролевые игры на расширение кругозора, игры с правилами на развитие самоконтроля.
10.
Май
4
Итоговая диагностика уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления)
«10 слов», «Перепутанные линии»,
«4-й лишний»,
«Последовательные картинки» и др.
Источник