Индивидуальная программа развития ребенка с овз 1 класс

Предлагаемая программа составлена на основе программы Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов.

Индивидуальная программа развития познавательных процессов предназначена для занятий с учащимся ……., который обучается по программе 1 класса «Школы России». Данная программа разработана с учетом индивидуальных особенностей ребенка. У мальчика наблюдается несформированность мотивационно-волевой сферы, внимания, памяти, позиции школьника. В апреле 2016 года рекомендовано прохождение ПМПК с целью определения дальнейшего маршрута обучения. В августе 2016 года ЦПМПК присвоила …… Алексею статус ребенок с ОВЗ (Заключение ЦПМПК прилагаются)

        Программа составлена с учетом и опорой на резервные возможности ребенка: активность, интерес к игровой деятельности, эмоциональный контакт со взрослым.

        Основная цель – развитие познавательной сферы учащегося.

— развитие коммуникативных навыков.

1. Диагностический (первичная диагностика). Цель данного этапа — выявить уровень познавательных процессов, коммуникативных навыков.

2. Развивающий блок. Цель — развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, коммуникативных навыков, эмоциональной сферы.

3. Диагностический (вторичная диагностика). Блок оценки эффективности воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у учащейся в результате развивающих воздействий.

Основные приемы и методы работы: психологические игры и упражнения, арттерапия, сказкотерапия, беседа.

• получение информации о содержании того или иного навыка;
• применение полученных знаний в конкретных ситуациях (отработка навыка);
• перенос навыков, освоенных на занятиях, в повседневную жизнь ребенка.

Занятия проводятся два раза в неделю. Длительность каждого занятия 45 минут. Объём материала программы рассчитан на 30 занятий. Занятия проводятся в кабинете психолога.

При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная динамика в развитии познавательной деятельности, а так же в мотивационной, эмоциональной и коммуникативной сферах.

Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, психологического обследования, которое проводиться в начале и в конце развивающих занятий.

Тема урока

Методики и задания

Кол-во часов

1

Развитие произвольного внимания.
Развитие слуховой памяти.
Развитие наглядно-образного мышления.

Подсчитай правильно
Повтори цифры
Найди путь

1

2

Развитие умения ориентироваться в пространстве листа.
Развитие наглядно-образного мышления.

Куда ускакал зайчик?
Полянки

1

3

Развитие зрительной памяти.
Развитие пространственных представлений.
Развитие произвольности средних движений.

Летает – не летает
Выполняй правильно
Запомни и нарисуй

1

4

Развитие мышления (установление закономерностей на абстрактном материале).
Развитие вербальной памяти.

Найди фигуры
Слова, начинающиеся с одной буквы

1

5

Развитие умения ориентироваться в пространстве листа.
Развитие логической памяти (установление ассоциативных связей).
Развитие тонко координированных движений.

Выше, слева, правее, снизу
Соседнее, через одно
Объедини слова
Сделаем бусы
Вырежи фигурки

1

6

Развитие наглядно-образного мышления.
Развитие произвольного внимания (устойчивость).
Развитие мышления (процессы синтеза).

Полянки
Назови по порядку
Что здесь изображено?

1

7

Развитие мышления (установление закономерностей на абстрактном материале).
Развитие мышления (процессы анализа).
Развитие точности произвольных движений.

Найди фигуры
Раздели на части
Кто точнее?

1

8

Развитие зрительного восприятия (выделение буквенных форм).
Развитие мышления (процессы анализа).
Развитие слуховых ощущений.

Назови буквы
Какой? Какая? Какие?
Шумящие коробочки

1

9

Развитие произвольного внимания (распределение).
Развитие осязательных ощущений.

Вычеркивай буквы и слушай
Сколько знаков?
Разложи вслепую

1

10

Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза.
Развитие зрительной памяти.
Формирование элементов самоконтроля.

Отгадай слова
Нарисуй по памяти
Запретный номер

1

11

Развитие умения подчиняться словесным указаниям взрослого.
Развитие мышления (нахождение общих признаков в несвязанном материале).
Развитие двигательной сферы.

Графический диктант
Поиск общего
Попади в свой кружок

1

12

Развитие пространственного восприятия.
Развитие наглядно-образного мышления.
Развитие гибкости мыслительной деятельности.

Найди пирамиду
Нарисуй кресло
Полянки
Заселение дома

1

13

Развитие мышления (установление закономерностей).
Развитие непосредственной зрительной памяти.
Развитие мышления (процессы анализа).

Найди фигуры
Точно такие
Раскрашивание фигур
Заполни рисунок

1

14

Развитие пространственных представлений.
Развитие зрительной памяти.
Развитие слуховой памяти.

Шарики в трубочке
Подбери заплатку
Повтори и добавь
Найди образец

1

15

Развитие умения выделять существенные признаки.
Развитие умения соотносить с образцом.
Развитие слуховых ощущений.

Выбери главное
Найди подходящий треугольник
Шумящие коробочки

1

16

Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза.
Развитие пространственных представлений.
Развитие воображения.

Отгадай слова
Диктант пространственных действий
Волшебный лес

1

17

Развитие осязательных ощущений.
Развитие опосредованной памяти.
Развитие мышления (установление закономерностей).
Развитие мышечных ощущений (чувство усилия).

Шершавые дощечки
Подбери картинку
Найди фигуры
рукопожатие

1

18

Развитие слуховых ощущений.
Развитие произвольного внимания  (устойчивость, переключение).
Развитие наглядно-образного мышления.

Шумящие коробочки
Крестики, точки
Раздели квадрат

1

19

Развитие осязательных ощущений.
Развитие опосредованной памяти.
Развитие зрительных ощущений.

Тяжелые коробочки
Подбери картинку
Цветовая угадай-ка

1

20

Развитие произвольного внимания (распределение внимания в условиях коллективной деятельности).
Развитие мышления (умение сравнивать).
Развитие мышления (установление закономерностей).

Делаем вместе
Найди отличающиеся
Найди девятый

1

21

Развитие опосредованной памяти.
Развитие наглядно-образного мышления.
Развитие слухового восприятия.

Читайте также:  Индивидуальные программы развития ребенка с проблемами в обучении

Зашифруй предложение
Ленточки
Назови и проверь постукиванием

1

22

Развитие словесной памяти и произвольного внимания.
Развитие пространственных представлений.

Что изменилось?
Что не изменилось?
Превращение фигур

1

23

Развитие умения воспроизводить образец.
Развитие мышления (процессы синтеза).
Развитие двигательной сферы (макродвижения).

Дорисуй рисунок
Что здесь изображено? 
Иголка и нитка

1

24

Развитие мышления (процессы анализа).
Развитие наглядно-образного мышления.
Развитие осязательных ощущений.

Найди футболистов в одинаковой форме
Цирк
Раздели квадрат
Шершавые дощечки

1

25

Развитие опосредованной памяти.
Развитие зрительных ощущений.
Развитие двигательной сферы (подчинение поведения внешним сигналам).

Зашифруй предложение
Цветовая угадай-ка
зеваки

1

26

Развитие мышления (операция сравнения).
Развитие зрительной непосредственной памяти.
Развитие мышления (установление закономерностей).
Развитие мышечных ощущений (чувство усилия).

Найди одинаковые
Одинаковое, разное
Точно такие
Найди девятый
рукопожатие

1

27

Развитие мышления (обобщение наглядного материала).
Развитие мышления (установление закономерностей).
Развитие осязательных ощущений.

Четвертый лишний
Найди фигуры
Тяжелые коробочки

1

28

Развитие внутреннего плана действия.
Развитие зрительной опосредованной памяти.
Развитие двигательной сферы (умение быстро затормозить свои движения).

Совмести фигуры
Запомни фигуры 
Замри!

1

29

Развитие произвольного внимания (распределение).
Развитие мышления (абстрагирование)
Развитие умения ориентироваться в пространстве листа.

Вычеркивай буквы и слушай
Посмотри вокруг
Где находится чайник?

1

30

Развитие мышления (умение сравнивать).
Развитие мышления (установление закономерностей).
Развитие зрительного восприятия формы.

Найди отличающиеся
Найди девятый
Загадочные контуры

1

Итого

30 ч.

Источник

Рассмотрена и одобрена

на  заседании  

методического объединения

Руководитель МО

___________/ /                                  

«31» августа  2016 г.

         «Утверждаю»

         Директор МОУ «Лицей № 7»

          ____________ / /

           «_____»____________ 2016 г.

Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий

для  учащейся (Ребёнок ОВЗ  тип 5.1)

Автор — составитель:  

Педагог – психолог Аношкина Наталья Викторовна

2016 г.

Пояснительная записка

Планируемые результаты усвоения курса:

Универсальные компетенции ребенка с ограниченными возможностями здоровья, формирующиеся в процессе реализации программы коррекционной работы:

  • умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению состояния индивидуального благополучия (соматического, психологического и социального) с учетом возможностей своего злоровья;
  • умение активно включаться в совместную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для сохранения и укрепления личного и общественного здоровья как социокультурного феномена;
  • умение воспринимать и переводить в личностные смыслы информацию по здоровьесберегающей тематике в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья в результате реализации программы коррекционной работы:

  • активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья;
  • проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях риска нарушения здоровья в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;
  • проявление дисциплинированности и упорства в образовательной деятельности для достижения значимых личных результатов при условии сохранения и укреплении личного здоровья.

Метапредметные  результаты ребенка,  с ограниченными возможностями здоровья в результате реализации программы коррекционной работы,  является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных, личностных универсальных учебных действий).

   Регулятивные УУД

  1. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
  2. Принимать и сохранять учебную задачу.
  3. Определять цель выполнения заданий на занятиях, в жизненных ситуациях под руководством психолога.
  4. Планировать совместно с психологом свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
  5. Переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную.
  6. Осваивать правила планирования, контроля способа решения.
  7. Осваивать способы итогового, пошагового контроля по результату.
  8. Овладевать способами самооценки выполнения действия, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные УУД

1. Ориентироваться в заданиях: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения               данного раздела.

2. Отвечать на простые вопросы психолога.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему, устанавливать последовательность основных событий в тексте.

6. Выделять и формулировать познавательную цель с помощью психолога.

7. Использовать знаково-символические действия.

8.Формулировать проблемы с помощью психолога.

Коммуникативные УУД

1. Отвечать на вопросы психолога, товарищей по классу, уметь слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою

2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Уметь договариваться.

3. Слушать и понимать речь других.

4.Обсуждать в ходе совместной деятельности возникающие проблемы, правила

5.Уметь задавать учебные вопросы.

6. Иметь первоначальные навыки работы в группе:

распределить роли, распределить обязанности, уметь выполнить работу;

Читайте также:  Ребенок 1 год 3 месяца речевое развитие

осуществлять контроль;

7.Понимать смысл простого текста; знать и применить первоначальные способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника, посмотреть в словаре).

Личностные УУД

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

2. Уважать  свою семью, и своих родственников, любовь к родителям.

3. Освоить  роли  ученика (формирование интереса (мотивации) к учению).

4. Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Содержание курса

 Количество часов в учебном году – 66  . Методика предусматривает проведение занятий в  индивидуальной форме. Занятия проводятся в течение учебного года 2 раза в неделю 30-35 минут в 1 классе.

Данная программа заключается в том, что в ней выстраивается единая линия занятий по целенаправленному развитию познавательной сферы ребёнка, начиная с 1 класса и заканчивая 4 классом.

 Отличительной особенностью программы «Учись учиться» является развитие познавательных способностей через задания не учебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности. Ведь именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу.   Но в то же время систематическое выполнение  данных заданий готовят учащихся к участию в интеллектуальных марафонах и конкурсах.      

     Реализация программы  рассчитана не на один год, а на четыре, т.е. познавательные процессы ребёнка развиваются на всём протяжении обучения его в начальной школе.

 Все задания условно можно разбить на несколько направлений:

— задания на развитие внимания;- задания на развитие памяти;

— задания на развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной      координации, умения копировать образец;

— задания на развитие  мышления;

— задания на развитие речи, обогащение словарного запаса.

       Эта классификация является условной, поскольку все познавательные процессы представляют собой единую систему и, следовательно, развиваются в комплексе. Одним заданием развивается и внимание, и память, и мышление.

Основные принципы, на которых построена программа:

* Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить школьников начальной школы умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.

* Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся:

— системность: задания располагаются в определённом порядке – один вид деятельности сменяет другой;

— принцип «спирали»: в занятиях задания повторяются;

— принцип «от простого — к сложному»: задания постепенно усложняются по мере их овладения. Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

— увеличение объёма материала от класса к классу.

* Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.

* Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка. Ученик сам оценивает свою деятельность в конце каждого занятия в специальной  таблице.

Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Форма организации занятий.

     Занятия имеют определённую структуру, которая включает вводную часть, основную и заключительную.

    Задача вводной части – направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности, на создание у учащихся определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно.

  «Разминка» вводной части занимает 5 минут, в течение которых в быстром темпе дети отвечают на достаточно лёгкие вопросы, которые способны вызвать интерес, и рассчитаны на сообразительность  (шарады, загадки, ребусы, логические задачи, «хитрые» вопросы. Например, «Какая ветка не растёт на дереве?», «В какое время суток ты ужинаешь?», «Что общего у всадника и у петуха?» и т.п.).

    Задача основной части – диагностика, коррекция и развитие познавательных процессов проводится по УМК «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения». Продолжительность основной части – 30-35 минут.

Читайте также:  Развитие ребенка пятого месяца жизни

    Задача  заключительной части занятия состоит в подведении итогов и в самооценивании учащихся. В конце каждого занятия  предлагается таблица для оценки выполненных заданий. Детям следует закрасить прямоугольники. Если ученик считает, что выполнил задание правильно, то он закрашивает прямоугольник зелёным цветом. Если сомневается в правильности решения – красным. При оценивании занятия учителем: задание выполнено верно – прямоугольник также закрашивается зелёным, если допущена ошибка – красным. Ребёнок самостоятельно ищет свои ошибки, или учитель объясняет, в чём они заключаются. Так формируются навыки контроля и самоконтроля, которые делают ученика субъектом учебной деятельности. Чем чаще ученик занимается самооценкой, тем увереннее он становится субъектом обучения. Ребёнок самостоятельно ищет в своей работе ошибки, или учитель объясняет, в чём они заключаются. В конце пособия даны ответы к заданиям. Сверяя свои действия или конечный результат своей работы с эталоном, ученик  учится оценивать свою деятельность. Продолжительность заключительной части – 5-10 минут.

Календарно — тематическое планирование.

                            Тема занятий

Всего часов

Виды занятий

Дата проведения занятия (планируемая)

Дата проведения занятия (фактическая)

    Вводное занятие. Начальная диагностика и тестирование.

    1

    самостоятельное

      Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова.

      1

      практическое

        Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия.

        1

        практическое

          Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.

          1

          практическое

            Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

            1

            практическое

              Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

              1

              практическое

                Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию.

                1

                практическое

                  Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

                  1

                  практическое

                    Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

                    1

                    практическое

                      Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

                      1

                      практическое

                        Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

                        1

                        практическое

                          Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

                          1

                          практическое

                            Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

                            1

                            практическое

                              Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию.

                              1

                              практическое

                                Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

                                1

                                практическое

                                  Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

                                  1

                                  практическое

                                    Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

                                    1

                                    практическое

                                      Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия.

                                      1

                                      практическое

                                        Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию.

                                        1

                                        практическое

                                          Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

                                          1

                                          практическое

                                            Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

                                            1

                                            практическое

                                              Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова.

                                              1

                                              практическое

                                                Упражнения на развитие  внимания, наблюдательности, навыков устного счёта.

                                                1

                                                практическое

                                                  Упражнения на развитие внимания.

                                                  1

                                                  практическое

                                                    Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

                                                    1

                                                    практическое

                                                      Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.

                                                      1

                                                      практическое

                                                        Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

                                                        1

                                                        практическое

                                                          Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти.

                                                          1

                                                          практическое

                                                            Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

                                                            1

                                                            практическое

                                                              Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

                                                              1

                                                              практическое

                                                                Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.

                                                                1

                                                                практическое

                                                                   Промежуточная диагностика и тестирование.

                                                                  1

                                                                  самостоятельное

                                                                    Работа над ошибками.

                                                                              1

                                                                    практическое

                                                                      Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова.

                                                                      1

                                                                      практическое

                                                                        Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия.

                                                                        1

                                                                        практическое

                                                                          Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.

                                                                          1

                                                                          практическое

                                                                            Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

                                                                            1

                                                                            практическое

                                                                              Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

                                                                              1

                                                                              практическое

                                                                                Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию.

                                                                                1

                                                                                практическое

                                                                                  Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

                                                                                  1

                                                                                  практическое

                                                                                    Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

                                                                                    1

                                                                                    практическое

                                                                                      Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

                                                                                      1

                                                                                      практическое

                                                                                        Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

                                                                                        1

                                                                                        практическое

                                                                                          Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

                                                                                          1

                                                                                          практическое

                                                                                            Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

                                                                                            1

                                                                                            практическое

                                                                                              Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию.

                                                                                              1

                                                                                              практическое

                                                                                                Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

                                                                                                1

                                                                                                практическое

                                                                                                  Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

                                                                                                  1

                                                                                                  практическое

                                                                                                    Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

                                                                                                    1

                                                                                                    практическое

                                                                                                      Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия.

                                                                                                      1

                                                                                                      практическое

                                                                                                        Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию.

                                                                                                        1

                                                                                                        практическое

                                                                                                          Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

                                                                                                          1

                                                                                                          практическое

                                                                                                            Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

                                                                                                            1

                                                                                                            практическое

                                                                                                              Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова.

                                                                                                              1

                                                                                                              практическое

                                                                                                                Упражнения на развитие  внимания, наблюдательности, навыков устного счёта.

                                                                                                                1

                                                                                                                практическое

                                                                                                                  Упражнения на развитие внимания.

                                                                                                                  1

                                                                                                                  практическое

                                                                                                                    Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

                                                                                                                    1

                                                                                                                    практическое

                                                                                                                      Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.

                                                                                                                      1

                                                                                                                      практическое

                                                                                                                        Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

                                                                                                                        1

                                                                                                                        практическое

                                                                                                                        1. 1

                                                                                                                        Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти.

                                                                                                                        1

                                                                                                                        практическое

                                                                                                                          Упражнения на развитие умения устанавливать связи меж?