Индивидуальная программа развития ребенка с овз 1 класс
Предлагаемая программа составлена на основе программы Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов.
Индивидуальная программа развития познавательных процессов предназначена для занятий с учащимся ……., который обучается по программе 1 класса «Школы России». Данная программа разработана с учетом индивидуальных особенностей ребенка. У мальчика наблюдается несформированность мотивационно-волевой сферы, внимания, памяти, позиции школьника. В апреле 2016 года рекомендовано прохождение ПМПК с целью определения дальнейшего маршрута обучения. В августе 2016 года ЦПМПК присвоила …… Алексею статус ребенок с ОВЗ (Заключение ЦПМПК прилагаются)
Программа составлена с учетом и опорой на резервные возможности ребенка: активность, интерес к игровой деятельности, эмоциональный контакт со взрослым.
Основная цель – развитие познавательной сферы учащегося.
— развитие коммуникативных навыков.
1. Диагностический (первичная диагностика). Цель данного этапа — выявить уровень познавательных процессов, коммуникативных навыков.
2. Развивающий блок. Цель — развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, коммуникативных навыков, эмоциональной сферы.
3. Диагностический (вторичная диагностика). Блок оценки эффективности воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у учащейся в результате развивающих воздействий.
Основные приемы и методы работы: психологические игры и упражнения, арттерапия, сказкотерапия, беседа.
• получение информации о содержании того или иного навыка;
• применение полученных знаний в конкретных ситуациях (отработка навыка);
• перенос навыков, освоенных на занятиях, в повседневную жизнь ребенка.
Занятия проводятся два раза в неделю. Длительность каждого занятия 45 минут. Объём материала программы рассчитан на 30 занятий. Занятия проводятся в кабинете психолога.
При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная динамика в развитии познавательной деятельности, а так же в мотивационной, эмоциональной и коммуникативной сферах.
Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, психологического обследования, которое проводиться в начале и в конце развивающих занятий.
№
Тема урока
Методики и задания
Кол-во часов
1
Развитие произвольного внимания.
Развитие слуховой памяти.
Развитие наглядно-образного мышления.
Подсчитай правильно
Повтори цифры
Найди путь
1
2
Развитие умения ориентироваться в пространстве листа.
Развитие наглядно-образного мышления.
Куда ускакал зайчик?
Полянки
1
3
Развитие зрительной памяти.
Развитие пространственных представлений.
Развитие произвольности средних движений.
Летает – не летает
Выполняй правильно
Запомни и нарисуй
1
4
Развитие мышления (установление закономерностей на абстрактном материале).
Развитие вербальной памяти.
Найди фигуры
Слова, начинающиеся с одной буквы
1
5
Развитие умения ориентироваться в пространстве листа.
Развитие логической памяти (установление ассоциативных связей).
Развитие тонко координированных движений.
Выше, слева, правее, снизу
Соседнее, через одно
Объедини слова
Сделаем бусы
Вырежи фигурки
1
6
Развитие наглядно-образного мышления.
Развитие произвольного внимания (устойчивость).
Развитие мышления (процессы синтеза).
Полянки
Назови по порядку
Что здесь изображено?
1
7
Развитие мышления (установление закономерностей на абстрактном материале).
Развитие мышления (процессы анализа).
Развитие точности произвольных движений.
Найди фигуры
Раздели на части
Кто точнее?
1
8
Развитие зрительного восприятия (выделение буквенных форм).
Развитие мышления (процессы анализа).
Развитие слуховых ощущений.
Назови буквы
Какой? Какая? Какие?
Шумящие коробочки
1
9
Развитие произвольного внимания (распределение).
Развитие осязательных ощущений.
Вычеркивай буквы и слушай
Сколько знаков?
Разложи вслепую
1
10
Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза.
Развитие зрительной памяти.
Формирование элементов самоконтроля.
Отгадай слова
Нарисуй по памяти
Запретный номер
1
11
Развитие умения подчиняться словесным указаниям взрослого.
Развитие мышления (нахождение общих признаков в несвязанном материале).
Развитие двигательной сферы.
Графический диктант
Поиск общего
Попади в свой кружок
1
12
Развитие пространственного восприятия.
Развитие наглядно-образного мышления.
Развитие гибкости мыслительной деятельности.
Найди пирамиду
Нарисуй кресло
Полянки
Заселение дома
1
13
Развитие мышления (установление закономерностей).
Развитие непосредственной зрительной памяти.
Развитие мышления (процессы анализа).
Найди фигуры
Точно такие
Раскрашивание фигур
Заполни рисунок
1
14
Развитие пространственных представлений.
Развитие зрительной памяти.
Развитие слуховой памяти.
Шарики в трубочке
Подбери заплатку
Повтори и добавь
Найди образец
1
15
Развитие умения выделять существенные признаки.
Развитие умения соотносить с образцом.
Развитие слуховых ощущений.
Выбери главное
Найди подходящий треугольник
Шумящие коробочки
1
16
Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза.
Развитие пространственных представлений.
Развитие воображения.
Отгадай слова
Диктант пространственных действий
Волшебный лес
1
17
Развитие осязательных ощущений.
Развитие опосредованной памяти.
Развитие мышления (установление закономерностей).
Развитие мышечных ощущений (чувство усилия).
Шершавые дощечки
Подбери картинку
Найди фигуры
рукопожатие
1
18
Развитие слуховых ощущений.
Развитие произвольного внимания (устойчивость, переключение).
Развитие наглядно-образного мышления.
Шумящие коробочки
Крестики, точки
Раздели квадрат
1
19
Развитие осязательных ощущений.
Развитие опосредованной памяти.
Развитие зрительных ощущений.
Тяжелые коробочки
Подбери картинку
Цветовая угадай-ка
1
20
Развитие произвольного внимания (распределение внимания в условиях коллективной деятельности).
Развитие мышления (умение сравнивать).
Развитие мышления (установление закономерностей).
Делаем вместе
Найди отличающиеся
Найди девятый
1
21
Развитие опосредованной памяти.
Развитие наглядно-образного мышления.
Развитие слухового восприятия.
Зашифруй предложение
Ленточки
Назови и проверь постукиванием
1
22
Развитие словесной памяти и произвольного внимания.
Развитие пространственных представлений.
Что изменилось?
Что не изменилось?
Превращение фигур
1
23
Развитие умения воспроизводить образец.
Развитие мышления (процессы синтеза).
Развитие двигательной сферы (макродвижения).
Дорисуй рисунок
Что здесь изображено?
Иголка и нитка
1
24
Развитие мышления (процессы анализа).
Развитие наглядно-образного мышления.
Развитие осязательных ощущений.
Найди футболистов в одинаковой форме
Цирк
Раздели квадрат
Шершавые дощечки
1
25
Развитие опосредованной памяти.
Развитие зрительных ощущений.
Развитие двигательной сферы (подчинение поведения внешним сигналам).
Зашифруй предложение
Цветовая угадай-ка
зеваки
1
26
Развитие мышления (операция сравнения).
Развитие зрительной непосредственной памяти.
Развитие мышления (установление закономерностей).
Развитие мышечных ощущений (чувство усилия).
Найди одинаковые
Одинаковое, разное
Точно такие
Найди девятый
рукопожатие
1
27
Развитие мышления (обобщение наглядного материала).
Развитие мышления (установление закономерностей).
Развитие осязательных ощущений.
Четвертый лишний
Найди фигуры
Тяжелые коробочки
1
28
Развитие внутреннего плана действия.
Развитие зрительной опосредованной памяти.
Развитие двигательной сферы (умение быстро затормозить свои движения).
Совмести фигуры
Запомни фигуры
Замри!
1
29
Развитие произвольного внимания (распределение).
Развитие мышления (абстрагирование)
Развитие умения ориентироваться в пространстве листа.
Вычеркивай буквы и слушай
Посмотри вокруг
Где находится чайник?
1
30
Развитие мышления (умение сравнивать).
Развитие мышления (установление закономерностей).
Развитие зрительного восприятия формы.
Найди отличающиеся
Найди девятый
Загадочные контуры
1
Итого
30 ч.
Источник
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения Руководитель МО ___________/ / «31» августа 2016 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Лицей № 7» ____________ / / «_____»____________ 2016 г. |
Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий
для учащейся (Ребёнок ОВЗ тип 5.1)
Автор — составитель:
Педагог – психолог Аношкина Наталья Викторовна
2016 г.
Пояснительная записка
Планируемые результаты усвоения курса:
Универсальные компетенции ребенка с ограниченными возможностями здоровья, формирующиеся в процессе реализации программы коррекционной работы:
- умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению состояния индивидуального благополучия (соматического, психологического и социального) с учетом возможностей своего злоровья;
- умение активно включаться в совместную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для сохранения и укрепления личного и общественного здоровья как социокультурного феномена;
- умение воспринимать и переводить в личностные смыслы информацию по здоровьесберегающей тематике в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья в результате реализации программы коррекционной работы:
- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья;
- проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях риска нарушения здоровья в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;
- проявление дисциплинированности и упорства в образовательной деятельности для достижения значимых личных результатов при условии сохранения и укреплении личного здоровья.
Метапредметные результаты ребенка, с ограниченными возможностями здоровья в результате реализации программы коррекционной работы, является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных, личностных универсальных учебных действий).
Регулятивные УУД
- Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
- Принимать и сохранять учебную задачу.
- Определять цель выполнения заданий на занятиях, в жизненных ситуациях под руководством психолога.
- Планировать совместно с психологом свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
- Переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную.
- Осваивать правила планирования, контроля способа решения.
- Осваивать способы итогового, пошагового контроля по результату.
- Овладевать способами самооценки выполнения действия, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные УУД
1. Ориентироваться в заданиях: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
2. Отвечать на простые вопросы психолога.
3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему, устанавливать последовательность основных событий в тексте.
6. Выделять и формулировать познавательную цель с помощью психолога.
7. Использовать знаково-символические действия.
8.Формулировать проблемы с помощью психолога.
Коммуникативные УУД
1. Отвечать на вопросы психолога, товарищей по классу, уметь слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою
2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Уметь договариваться.
3. Слушать и понимать речь других.
4.Обсуждать в ходе совместной деятельности возникающие проблемы, правила
5.Уметь задавать учебные вопросы.
6. Иметь первоначальные навыки работы в группе:
распределить роли, распределить обязанности, уметь выполнить работу;
осуществлять контроль;
7.Понимать смысл простого текста; знать и применить первоначальные способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника, посмотреть в словаре).
Личностные УУД
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
2. Уважать свою семью, и своих родственников, любовь к родителям.
3. Освоить роли ученика (формирование интереса (мотивации) к учению).
4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Содержание курса
Количество часов в учебном году – 66 . Методика предусматривает проведение занятий в индивидуальной форме. Занятия проводятся в течение учебного года 2 раза в неделю 30-35 минут в 1 классе.
Данная программа заключается в том, что в ней выстраивается единая линия занятий по целенаправленному развитию познавательной сферы ребёнка, начиная с 1 класса и заканчивая 4 классом.
Отличительной особенностью программы «Учись учиться» является развитие познавательных способностей через задания не учебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности. Ведь именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу. Но в то же время систематическое выполнение данных заданий готовят учащихся к участию в интеллектуальных марафонах и конкурсах.
Реализация программы рассчитана не на один год, а на четыре, т.е. познавательные процессы ребёнка развиваются на всём протяжении обучения его в начальной школе.
Все задания условно можно разбить на несколько направлений:
— задания на развитие внимания;- задания на развитие памяти;
— задания на развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, умения копировать образец;
— задания на развитие мышления;
— задания на развитие речи, обогащение словарного запаса.
Эта классификация является условной, поскольку все познавательные процессы представляют собой единую систему и, следовательно, развиваются в комплексе. Одним заданием развивается и внимание, и память, и мышление.
Основные принципы, на которых построена программа:
* Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить школьников начальной школы умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.
* Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся:
— системность: задания располагаются в определённом порядке – один вид деятельности сменяет другой;
— принцип «спирали»: в занятиях задания повторяются;
— принцип «от простого — к сложному»: задания постепенно усложняются по мере их овладения. Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.
— увеличение объёма материала от класса к классу.
* Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.
* Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка. Ученик сам оценивает свою деятельность в конце каждого занятия в специальной таблице.
Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Форма организации занятий.
Занятия имеют определённую структуру, которая включает вводную часть, основную и заключительную.
Задача вводной части – направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности, на создание у учащихся определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно.
«Разминка» вводной части занимает 5 минут, в течение которых в быстром темпе дети отвечают на достаточно лёгкие вопросы, которые способны вызвать интерес, и рассчитаны на сообразительность (шарады, загадки, ребусы, логические задачи, «хитрые» вопросы. Например, «Какая ветка не растёт на дереве?», «В какое время суток ты ужинаешь?», «Что общего у всадника и у петуха?» и т.п.).
Задача основной части – диагностика, коррекция и развитие познавательных процессов проводится по УМК «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения». Продолжительность основной части – 30-35 минут.
Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов и в самооценивании учащихся. В конце каждого занятия предлагается таблица для оценки выполненных заданий. Детям следует закрасить прямоугольники. Если ученик считает, что выполнил задание правильно, то он закрашивает прямоугольник зелёным цветом. Если сомневается в правильности решения – красным. При оценивании занятия учителем: задание выполнено верно – прямоугольник также закрашивается зелёным, если допущена ошибка – красным. Ребёнок самостоятельно ищет свои ошибки, или учитель объясняет, в чём они заключаются. Так формируются навыки контроля и самоконтроля, которые делают ученика субъектом учебной деятельности. Чем чаще ученик занимается самооценкой, тем увереннее он становится субъектом обучения. Ребёнок самостоятельно ищет в своей работе ошибки, или учитель объясняет, в чём они заключаются. В конце пособия даны ответы к заданиям. Сверяя свои действия или конечный результат своей работы с эталоном, ученик учится оценивать свою деятельность. Продолжительность заключительной части – 5-10 минут.
Календарно — тематическое планирование.
№ № | Тема занятий | Всего часов | Виды занятий | Дата проведения занятия (планируемая) | Дата проведения занятия (фактическая) |
Вводное занятие. Начальная диагностика и тестирование. | 1 | самостоятельное | |||
Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие зрительно-моторной координации. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие зрительно-моторной координации. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие зрительно-моторной координации. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие внимания, наблюдательности, навыков устного счёта. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие внимания. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие зрительно-моторной координации. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза. | 1 | практическое | |||
Промежуточная диагностика и тестирование. | 1 | самостоятельное | |||
Работа над ошибками. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие зрительно-моторной координации. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие зрительно-моторной координации. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие зрительно-моторной координации. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие внимания, наблюдательности, навыков устного счёта. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие внимания. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза. | 1 | практическое | |||
Упражнения на развитие зрительно-моторной координации. | 1 | практическое | |||
| Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти. | 1 | практическое | ||
Упражнения на развитие умения устанавливать связи меж? |