Индивидуальная программа развития ребенка с онр в школе
Наталья Лобода
Индивидуальная программа развития ребёнка с ОНР
программа развития ребёнка с ОНР 1 уровня, осложнённого Зпрр.
1. Пояснительная записка.
1.1. Цель данной программы направлена на коррекцию речевого развития ребёнка с ОНР 1 уровня (с сенсорно-моторной алалией, осложнённого ЗПРР, в условиях логопункта.
1.2. Для реализации данной цели выделяются следующие задачи:
—развитие импрессивного и экспрессивного словаря существительных, прилагательных, глаголов;
-формирование грамматического строя речи;
—развитие фонематической стороны речи;
— развитие психических процессов;
—развитие моторики;
-познавательное развитие.
1.3. Программа выстроена на основе принципа единства коррекции и развития; принципа комплексности методов воздействия; принципа активного привлечения родителей и его ближайшего окружения; принципа деятельностного подхода.
1.4. Ребёнок с такими проблемами в развитии испытывает большие затруднения в классификации по форме, цвету, величине. У него наблюдается истощаемость внимания, замедленное запоминание, возбудимость, негативизм, гиперактивность. Все речевые операции и все этапы производства речи грубо нарушены. Произносит слова облегченной конструкции, звукоподражания животным. Поэтому ведущим направлением в коррекции является развитие психических процессов, познавательной деятельности, моторики с речевым сопровождением.
1.4. Планируемые результаты на конец коррекционного обучения.
Ребёнок должен уметь держать карандаш, обводить с помощью взрослого изображение предмета, работать с конструктором (по принципу лего). Должен научиться понимать сенсорные эталоны (большой-маленький, синий-красный, круглый-некруглый). При благоприятных обстоятельствах воспитанник должен научиться выполнять одноступенчатую инструкцию, иметь больший запас слов и употреблять фразы из двух слов.
II раздел (содержательный)
2. 1. Развитие импрессивного словаря и экспрессивной речи
Содержание работы Методы и средства
Накопление словаря Упражнение «Покажи», игра в мяч, упр «Поручение», чтение худ. лит-ры.
Активизация в речи слов Упр. «Кто это?», «Что делает?» ,«Какой?»
Формирование грамматического строя речи
Содержание работы Методы и средства
Обучение образованию форм ед. и мн. числа сущ., согласование их с глаголами и прилагательными И. «Один-много», «Найди домик», Лото
Развитие фонетической стороны
Содержание работы Методы и средства
Обучить подражанию речевым звукам Упр «Повтори»
Развивать фонем. восприятие Упр «Внимательные ушки»
Развитие психических функций
Содержание работы Методы и средства
Формирование внимания к неречевым звукам И. «Где гремит?», «Что звучит?», «Топай-хлопай»
Развитие моторики
Содержание работы Методы и средства
Развитие моторики тела Подвижные стихотворные игры
Развитие мелкой моторики Упр с массажными предметами, рисование, игры с конструктором.
Познавательное развитие
Содержание работы Методы и средства
Формирование сенсорных эталонов Игры с кубиками, шариками, и т. д
Срок реализации программы с февраля по май 2014 года.
2.2. Работа с семьёй.
Логопед еженедельно поводит беседы о результатах коррекционной работы на занятиях,
ежемесячно знакомить родителей с лексическим материалом используемом на занятии.
Оказывать семье информационную поддержку в виде литературы и интернет ресурсов.
III раздел (организационный)
3.1. Материально-техническое обеспечение.
В логопедической работе используются карандаши с бумагой, массажные предметы, мячи, конструктор, предметные картинки, игрушки.
3.2. Методическое обеспечение.
План-программа коррекционно- развивающей работы в младшей группе Н. В. Нищевой,
дидактический материал «Играй-ка», тетрадь «Занимаемся вместе».
3.3 Режим занятий.
Занятия проводятся в логопедическом кабинете 3 раза в неделю по расписанию:
Вторник с 10:20 до 10:35
Четверг с 16:30 до 17:45
Пятница с 10:10 до 10:25
Источник
Марина Тимофеева
Индивидуальная программа развития (ИПР) ребенка с ОНР
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (ИПР) РЕБЕНКА С ОНР
Имя, возраст ребенка: П. Саша
Заключение ПМПК: ОНР-3 уровень
Группа: «Звездочка» (логопедическая подготовительная) Год обучения:2-год
Выявленные нарушения:
1. Развитие и совершенствование лексико-грамматического строя речи.
Не образовывает правильно слова с ласкательными и увеличительными суффиксами;Не соотносит прилагательные со значением соотнесённости с продуктами питания, материалами, растениями;
Затрудняется в образовании сложных слов с помощью суффиксов;
Неправильно образовывает притяжательные прилагательные; относительные прилагательные.
Неправильное согласование существительного и прилагательного; сущ. и числительного; сущ. и глагола ед. и мн. числа.
2. Развитие самостоятельной связной речи.
Составление предложений: по вопросам; демонстрации действий, с помощью педагога.
Пересказ: с изменением времени действий; от имени другого действующего лица составляет с трудом.
Составляет рассказ-описание предметов по плану, с помощью наводящих вопросов.
3. Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков звукового анализа и синтеза.
Не дифференцирует звуки по твёрдости, звонкости-глухости;
Путает выделение звука из слова, подбор слов с заданным звуком
Коррекция произносительной стороны речи:
-автоматизация поставленных звуков [ш, ж, л];
-дифференциация [с-ш, з-ж];
— постановка [р, р’] и автоматизация их в речи.
4. Подготовка к обучению грамоте.
-Не определяет количество и порядок слов в предложении;
— Не сформированы: слоговой анализ и синтез (стол, кошка, стакан, капуста);
— звукобуквенный анализ и синтез (ам, ма, мак).
Рекомендации для родителей:
-закрепление поставленных звуков;
-выполнение домашних заданий по развитию лексико-грамматического строя, связной речи;
-совместные игры на развитие звукобуквенного анализа и синтеза;
-развитие внимания и памяти.
Рекомендации для работы во втором периоде обучения:
Задачи коррекционной работы:
Развивать умение образовывать правильную уменьшительно-ласкательную форму имен существительных.
Развивать умение подбирать прилагательные к существительным, образовывать относительные прилагательные.
Обогащать и активизировать представления детей о действиях людей. Активизировать глагольный словарь.
Формировать умение употреблять глагольную форму в назывании действий.
Развивать умение употреблять правильную падежную форму р. п. мн. числа
Формировать умение отвечать на вопрос развернутой фразой, составлять предложение по картинке из 3-4 слов.
Cоставлять небольшой пересказ знакомой сказки, передавая содержание и смысл текста.
Упражнять в дифференциации звуков (раннего онтогенеза) на слух по твердости-мягкости, звонкости-глухости в текстах, фразах, словосочетаниях, словах, слогах.
Развивать артикуляционную моторику при помощи артикуляционных упражнений для свистящих и шипящих звуков.
Развивать мимическую мускулатуру с помощью массажа лица – повысить тонус мышц.
Вызвать шипящие звуки «Ш», «Ж», «Щ» изолированно в речи, закрепить их правильное произношение в речи.
Развивать умение выделять слова в предложении, считать количество слов. Упражнять в выделении предлогов в предложениях.
Познакомить с буквами: А, О, У, Ы, И, П, Т, К, М, С, З
Выкладывание слогов, слов из кассы букв (АУ, АМ, МА, КОТ).
Рекомендуемые игры и игровые упражнения
«Назови ласково», «Сосчитай», «Четвёртый лишний», «Магазин», «Чего много
в корзине?», «Что с чем рядом?», «Чего не хватает?», «Исправь ошибку»,
«Один-много», «Какой лист, какая ветка?», «Что приготовим?», «Кто, чем питается?», «Кто кем будет?», «Сравни животных», игра «Как улетают птицы?»
«Почемучки», «Продолжи предложение», «Что было, что будет?», «Чудесный
мешочек», «1, 2, 3 рассказываешь ты», «В гостях у сказки».
«Сказка о Весёлом Язычке»,
«Послушай-повтори», «Звуковая дорожка»
«Повтори звуки», «Эхо», «Найди звук», «Подарок Звуковичку», «Тим и Том»,
«Громко-тихо»
«Добавь слог», «Слоговой поезд», «Прошагай слово», «Слово в домик»
«Построй предложение», «Подбери слово», «Цепочка слов», «Сложи букву»,
«Подружи буквы»
Результат
o Красный. Этим знаком обозначаются значительные трудности при выполнении задания.
o Синий. Этот знак означает, что ребенок выполняет
задания с помощью.
o Зеленый. Этот знак означает, что ребенок выполняет
задания самостоятельно, правильно.
Источник
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Школа № 77 имени Героя Советского Союза
Мыльникова Владимира Васильевича»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МАОУ «Школа № 77»
__________И. В. Паркина
Приказ № ___ от 30.08.2017
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
(указать учебный предмет, курс)
Программа разработана на основе: «Программы
коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи»
Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и «Примерная адаптированная основная
образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями
речи» под редакцией профессора Л.В. Лопатиной.
(указать примерную программу/ авторскую программу, издательство, год издательства)
Учитель-логопед: Рассказова Екатерина Витальевна.
«СОГЛАСОВАНО»
Протокол заседания методического совета
МАОУ «Школа №77»
от 30.08. 2017 №1
____________Захватаева Л.В.
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
_____________Сорокина Л.Е.
от 30.08.2017
Ростов-на-Дону
2017/2018
Индивидуальная программа логопедического сопровождения
ФИО ребёнка ___________________________________
Дата рождения ____________________________
Логопедическое заключение: __________________________________
Цель программы:
Устранение нарушений всех компонентов речи посредством коррекционно-
развивающего обучения. Активизация речевой деятельности и развитие
лексико-грамматических средств языка.
Задачи:
1. Развитие понимания речи.
2. Развитие общей и мелкой моторики.
3. Развитие мимики и эмоций.
4. Развитие артикуляционной моторики.
5. Формирование речевого дыхания.
6. Развитие интонационной стороны.
7. Развитие фонематического восприятия, звукобуквенного анализа и
синтеза.
8. Формирование правильного произношения звуков.
9. Формирование слоговой структуры слова
10. Формирование лексико-грамматических средств языка: развитие словаря, развитие грамматического строя речи
11. Развитие связной речи.
Форма логопедического воздействия – индивидуальная.
Методы логопедического воздействия:
Словесные;
Наглядные;
Практические.
Направления реализации программы
Логопедическая диагностика.
Логопедическая коррекция устной и предпосылок к формированию
письменной речи ребёнка.
Работа с родителями.
Формы работы с родителями:
Индивидуальные консультации.
Открытые индивидуальные логопедические занятия.
Объяснение особенностей выполнения домашних заданий.
Программа рассчитана на индивидуальные занятия с ребёнком.
Занятия проходят 3 раза в неделю (длительность 15-20 минут).
Содержание логопедической деятельности:
1. Развитие понимания речи
• Развивать у детей умение вслушиваться в обращённую речь;
• Учить выделять названия предметов, действий, некоторых признаков;
• Формировать понимание обобщающего значения слов;
• Готовить детей к овладению диалогической и монологической речью
2. Развитие общей и мелкой моторики:
• Логоритмические упражнения под музыку.
• Игры и упражнения на развитие общей и мелкой моторики.
• Развивать зрительно-моторную координацию
• Развивать графические навыки.
3. Развитие мимики и эмоций:
• Формирование мимических поз по картинкам: радость, удивление,
печаль, обида.
4. Развитие артикуляционной моторики
• Учить точно и в полном объеме воспроизводить артикуляционные позы и
удерживать их.
• Вырабатывать точные плавные, координированные движения органов
артикуляции, учить переключаться с одной позы на другую, с одного
движения на другое.
5. Формирование речевого дыхания:
• Формирование целенаправленной воздушной струи.
6. Развитие интонационной стороны:
• Учить воспринимать и воспроизводить ритмы.
• Формировать интонационную выразительность в экспрессивной речи:
развивать силу, высоту голоса.
7. Развитие фонематического восприятия, звукобуквенного анализа и
синтеза:
• Учить узнавать и воспроизводить гласные и согласные звуки громко-
тихо, близко-далеко, со сменой артикуляционных укладов.
• Учить выделять звук из ряда звуков.
8. Формирование правильного произношения звуков:
• Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков и массаж
языка;
• Артикуляционные упражнения для губ;
• Артикуляционные упражнения для языка;
• Постановка и автоматизация звуков;
9. Формирование слоговой структуры слова:
• Произнесение 3,4,5-ти сложных слов с закрытыми и открытыми слогами
• Произнесение слов со стечением согласных.
10. Формирование лексико-грамматических средств языка:
— Развитие словаря: уточнять, активизировать, обогащать словарь по
лексическим темам, уточнять значение обобщающих понятий, развивать
синонимию, антонимию, работать над многозначными словами.
• Развитие грамматического строя речи:
— Формировать словообразования
• Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными
суффиксами -ик, -ин;
• Понимать и использовать в речи некоторые наиболее часто
употребляемые глаголы.
— Формирование словоизменения:
• Изменять существительные по числам
• Изменять существительные в Д., Р., Т. падежах
• Употреблять в речи простые предлоги на, под, в
• Согласовать притяжательные местоимения мужского и среднего рода с
существительными
• Формировать первоначальные навыки согласования прилагательных с
существительными
• Формировать первоначальные навыки согласования личных
местоимений с глаголами.
11 . Развитие самостоятельной фразовой речи
• Закреплять у детей навыки составления простых предложений по
модели: «Кто? Что делает? Что?»
• Учить детей запоминать короткие стишки и потешки.
• Формировать навыки ведения диалога, умения выслушать вопрос, понять
его содержание, адекватно ответить на вопрос, переадресовать его
товарищу.
• Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам.
• Формировать у детей навык употребления в речи личных местоимений
(я, ты, он, она, они).
• Учить составлять первые простые рассказы из двух-трёх предложений
(по вопросному плану).
• Расширять объём предложений за счёт введения однородных
подлежащих, сказуемых, дополнений.
• Продолжать формировать навыки составления коротких рассказов из
двух, — трёх, -четырёх простых предложений (по картинному и
вопросному плану).
• Совершенствовать умения заканчивать одним-двумя словами
предложение, начатое логопедом.
• Лексические темы: «Помещение детского сада», «Одежда», «Обувь»,
«Посуда», «Фрукты», «Овощи», «Игрушки», «Времена года», «Животные и
птицы», «Транспорт», «Профессии» и. др.
Тематическое планирование занятий
Развитие понимания речи
Развитие лексико-грамматических средств языка.
3
8
Порядковые числительные 1, 2, много
2
9
Распространение предложений путем введения однородных сказуемых
2
10
Распространение предложений путем введения однородных дополнений
2
11
Р.п. существительных
1
12
Д.п. существительных
1
13
Т.П. существительных
1
14
Предлог «в»
1
15
Предлог «на»
1
16
Предлог «под»
1
17
Приставочные глаголы
2
18
Существительные с уменьшительно-ласкательным значением
2
19
Согласование личных местоимений с глаголами (я, он, они)
2
20
Части предметов
2
всего
36
Развитие самостоятельной фразовой речи.
2
2
Разучивание стихов, потешек
3
3
Составление предложений по демонстрации действий
2
4
Составление предложений по вопросам
3
5
Употребление в речи личных местоимений (я, ты, он, она, они)
2
6
Составление простых рассказов по вопросному плану
3
7
Составление простых предложений по вопросному плану «Кто? Что делает? Что?»
3
8
Однородные подлежащие, сказуемые
2
9
Однородные дополнения
2
10
Составление коротких рассказов из 2-4 предложений (по картинному и вопросному плану)
3
всего
25
Развитие произносительной стороны речи.
Ожидаемые результаты.
В итоге логопедической работы ребёнок должен научиться:
-соотносить предметы с их признаками и функциональным назначением;
-узнавать по словесному описанию знакомые предметы;
-понимать простые грамматические категории;
-фонетически правильно оформлять согласные звуки (п, б, м, т, д, н, к, х, г),
гласные звуки первого ряда (а, о, у, ы, и);
-воспроизводить ритмико-интонационную структуру двух- и трёхсложных
слов из сохранных и усвоенных звуков;
-правильно употреблять в речи отдельные падежные окончания слов,
используемых в рамках предложенных конструкций;
-общаться, используя в самостоятельной речи предложения.
В процессе коррекционно-развивающего обучения у ребёнка
расширяется понимание обращённой речи, развивается речевая активность.
Источник
Индивидуальная коррекционно- развиваюая программа ребёгнка с общим недоразвитием речи 3 уровня
Скачать:
Предварительный просмотр:
Индивидуально коррекционно-развивающая программа
Фамилия, имя Лапикова Вероника Возраст 7 л. 4м.
МБДОУ «Золотая рыбка» № 31 Группа старшая логопедическая
Ведущий специалист Понуровская О. Н . учитель — логопед
Рекомендации по коррекционной работе:
Занятия по программе Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей 5- летнего возраста с общим недоразвитием речи».
ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Специалист | Содержание коррекционной работы | Продолжительность |
Учитель — логопед | 1 Развитие артикуляционной и мелкой моторики (в течении года) 2 Развитие слухового внимания и фонематического слуха (в течении года) 3 Постановка звуков С,З, автоматизация изолированного звука, автоматизация звуков в слогах, словах. 4 Развитие умения образовывать существительные мн. ч. И.п. и Рп., существительные с уменьшительно – ласкательным значением (в течении года) 5 Формирование умение правильно составлять простые и сложные предложения (в течении года) 6 Обогащения словаря в соответствии с лексическими темами в данный период (в течении года) 7 Развитие связной речи в процессе работы над пересказом, по мнемотаблице, по демонстрируемым действиям. | 3 месяца 1 период обучения (сентябрь — ноябрь) |
1 Развитие фонематический представления: звукового анализа и синтеза (в течении года). Автоматизация звуков С, З в предложениях, фразовой речи. 2 Постановка звуков Ш, Ж, автоматизация изолированного звука, автоматизация звуков в слогах, словах, в предложениях. Дифференциация звуков(с-з). Постановка звука Л. 3 Формирование умения правильно употреблять в речи местоимения, числительные, простые и сложные предлоги. (2-3 период) 4 Развитие связной речи в процессе работы над пересказом по мнемотаблице, по схеме, рассказы – описания (в течении года) 5 Обучение грамоте: знакомство со звуками. И умение определять местоположение звука в слове (начало, конец). | 4 месяца 2 период обучения (декабрь — март) | |
1 Введение звуков (С,З, Ш,Ж) во фразовую речь. Автоматизация изолированного звука Л в слогах, в словах. 2 Формирование правильного употреблять в речи притяжательные прилагательные. 3 Обучение грамоте: знакомство со звуками( перечислить), звуковой анализ и синтез слогов и коротких слов. | 2 месяца 3 период обучения (апрель — май) |
ИТОГИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Специалист | Результаты | Рекомендации |
Учитель — логопед | Четко произносит звуки С,З,Ш,Ж в словах при предъявлении требования логопеда. Функция самоконтроля за звукопроизношением развита недостаточно. В самостоятельной речи часто пропускает С,З. В словаре присутствует большинство обобщающих понятий, использует в речи прилагательные. Правильно употребляет предлоги в, на , под. Текст пересказывает с помощью логопеда. При составлении рассказа необходимы наводящие вопросы. Мелкая моторика развита недостаточно. | Продолжать работу по автоматизации звуков С,З,Ш,Ж в словах, фразах, текстах, самостоятельной речи. Развивать навык самоконтроля за произношением. Развивать артикуляционную и мелкую моторику. Учить составлять рассказы-описания, рассказы по картине, по серии картин, по схеме, по плану, по представлению. Упражнять в способах словообразования. |
РЕКОМЕНДАЦИИ:
Продолжать работу в соответствии с программой Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей 5- летнего возраста с общим недоразвитием речи».
Развивать фонематический слух, автоматизировать поставленные звуки С,З,Ш,Ж, развивать артикуляционную и мелкую моторику, развивать словарь, грамматический строй, связную речь.
Ведущий специалист:
__________________ ________________
(число) (подпись)
Источник