Индивидуальная программа развития ребенка с онр в школе

Индивидуальная программа развития ребенка с онр в школе thumbnail

Наталья Лобода
Индивидуальная программа развития ребёнка с ОНР

программа развития ребёнка с ОНР 1 уровня, осложнённого Зпрр.

1. Пояснительная записка.

1.1. Цель данной программы направлена на коррекцию речевого развития ребёнка с ОНР 1 уровня (с сенсорно-моторной алалией, осложнённого ЗПРР, в условиях логопункта.

1.2. Для реализации данной цели выделяются следующие задачи:

развитие импрессивного и экспрессивного словаря существительных, прилагательных, глаголов;

-формирование грамматического строя речи;

развитие фонематической стороны речи;

развитие психических процессов;

развитие моторики;

-познавательное развитие.

1.3. Программа выстроена на основе принципа единства коррекции и развития; принципа комплексности методов воздействия; принципа активного привлечения родителей и его ближайшего окружения; принципа деятельностного подхода.

1.4. Ребёнок с такими проблемами в развитии испытывает большие затруднения в классификации по форме, цвету, величине. У него наблюдается истощаемость внимания, замедленное запоминание, возбудимость, негативизм, гиперактивность. Все речевые операции и все этапы производства речи грубо нарушены. Произносит слова облегченной конструкции, звукоподражания животным. Поэтому ведущим направлением в коррекции является развитие психических процессов, познавательной деятельности, моторики с речевым сопровождением.

1.4. Планируемые результаты на конец коррекционного обучения.

Ребёнок должен уметь держать карандаш, обводить с помощью взрослого изображение предмета, работать с конструктором (по принципу лего). Должен научиться понимать сенсорные эталоны (большой-маленький, синий-красный, круглый-некруглый). При благоприятных обстоятельствах воспитанник должен научиться выполнять одноступенчатую инструкцию, иметь больший запас слов и употреблять фразы из двух слов.

II раздел (содержательный)

2. 1. Развитие импрессивного словаря и экспрессивной речи

Содержание работы Методы и средства

Накопление словаря Упражнение «Покажи», игра в мяч, упр «Поручение», чтение худ. лит-ры.

Активизация в речи слов Упр. «Кто это?», «Что делает?» ,«Какой?»

Формирование грамматического строя речи

Содержание работы Методы и средства

Обучение образованию форм ед. и мн. числа сущ., согласование их с глаголами и прилагательными И. «Один-много», «Найди домик», Лото

Развитие фонетической стороны

Содержание работы Методы и средства

Обучить подражанию речевым звукам Упр «Повтори»

Развивать фонем. восприятие Упр «Внимательные ушки»

Развитие психических функций

Содержание работы Методы и средства

Формирование внимания к неречевым звукам И. «Где гремит?», «Что звучит?», «Топай-хлопай»

Развитие моторики

Содержание работы Методы и средства

Развитие моторики тела Подвижные стихотворные игры

Развитие мелкой моторики Упр с массажными предметами, рисование, игры с конструктором.

Познавательное развитие

Содержание работы Методы и средства

Формирование сенсорных эталонов Игры с кубиками, шариками, и т. д

Срок реализации программы с февраля по май 2014 года.

2.2. Работа с семьёй.

Логопед еженедельно поводит беседы о результатах коррекционной работы на занятиях,

ежемесячно знакомить родителей с лексическим материалом используемом на занятии.

Оказывать семье информационную поддержку в виде литературы и интернет ресурсов.

III раздел (организационный)

3.1. Материально-техническое обеспечение.

В логопедической работе используются карандаши с бумагой, массажные предметы, мячи, конструктор, предметные картинки, игрушки.

3.2. Методическое обеспечение.

План-программа коррекционно- развивающей работы в младшей группе Н. В. Нищевой,

дидактический материал «Играй-ка», тетрадь «Занимаемся вместе».

3.3 Режим занятий.

Занятия проводятся в логопедическом кабинете 3 раза в неделю по расписанию:

Вторник с 10:20 до 10:35

Четверг с 16:30 до 17:45

Пятница с 10:10 до 10:25

Источник

Марина Тимофеева
Индивидуальная программа развития (ИПР) ребенка с ОНР

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (ИПР) РЕБЕНКА С ОНР

Имя, возраст ребенка: П. Саша

Заключение ПМПК: ОНР-3 уровень

Группа: «Звездочка» (логопедическая подготовительная) Год обучения:2-год

Выявленные нарушения:

1. Развитие и совершенствование лексико-грамматического строя речи.

Не образовывает правильно слова с ласкательными и увеличительными суффиксами;Не соотносит прилагательные со значением соотнесённости с продуктами питания, материалами, растениями;

Затрудняется в образовании сложных слов с помощью суффиксов;

Неправильно образовывает притяжательные прилагательные; относительные прилагательные.

Неправильное согласование существительного и прилагательного; сущ. и числительного; сущ. и глагола ед. и мн. числа.

2. Развитие самостоятельной связной речи.

Составление предложений: по вопросам; демонстрации действий, с помощью педагога.

Пересказ: с изменением времени действий; от имени другого действующего лица составляет с трудом.

Составляет рассказ-описание предметов по плану, с помощью наводящих вопросов.

3. Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков звукового анализа и синтеза.

Не дифференцирует звуки по твёрдости, звонкости-глухости;

Путает выделение звука из слова, подбор слов с заданным звуком

Коррекция произносительной стороны речи:

-автоматизация поставленных звуков [ш, ж, л];

-дифференциация [с-ш, з-ж];

— постановка [р, р’] и автоматизация их в речи.

4. Подготовка к обучению грамоте.

-Не определяет количество и порядок слов в предложении;

— Не сформированы: слоговой анализ и синтез (стол, кошка, стакан, капуста);

— звукобуквенный анализ и синтез (ам, ма, мак).

Рекомендации для родителей:

-закрепление поставленных звуков;

-выполнение домашних заданий по развитию лексико-грамматического строя, связной речи;

-совместные игры на развитие звукобуквенного анализа и синтеза;

-развитие внимания и памяти.

Рекомендации для работы во втором периоде обучения:

Задачи коррекционной работы:

Развивать умение образовывать правильную уменьшительно-ласкательную форму имен существительных.

Развивать умение подбирать прилагательные к существительным, образовывать относительные прилагательные.

Обогащать и активизировать представления детей о действиях людей. Активизировать глагольный словарь.

Формировать умение употреблять глагольную форму в назывании действий.

Развивать умение употреблять правильную падежную форму р. п. мн. числа

Формировать умение отвечать на вопрос развернутой фразой, составлять предложение по картинке из 3-4 слов.

Cоставлять небольшой пересказ знакомой сказки, передавая содержание и смысл текста.

Упражнять в дифференциации звуков (раннего онтогенеза) на слух по твердости-мягкости, звонкости-глухости в текстах, фразах, словосочетаниях, словах, слогах.

Развивать артикуляционную моторику при помощи артикуляционных упражнений для свистящих и шипящих звуков.

Развивать мимическую мускулатуру с помощью массажа лица – повысить тонус мышц.

Вызвать шипящие звуки «Ш», «Ж», «Щ» изолированно в речи, закрепить их правильное произношение в речи.

Развивать умение выделять слова в предложении, считать количество слов. Упражнять в выделении предлогов в предложениях.

Познакомить с буквами: А, О, У, Ы, И, П, Т, К, М, С, З

Выкладывание слогов, слов из кассы букв (АУ, АМ, МА, КОТ).

Рекомендуемые игры и игровые упражнения

«Назови ласково», «Сосчитай», «Четвёртый лишний», «Магазин», «Чего много

в корзине?», «Что с чем рядом?», «Чего не хватает?», «Исправь ошибку»,

«Один-много», «Какой лист, какая ветка?», «Что приготовим?», «Кто, чем питается?», «Кто кем будет?», «Сравни животных», игра «Как улетают птицы?»

«Почемучки», «Продолжи предложение», «Что было, что будет?», «Чудесный

мешочек», «1, 2, 3 рассказываешь ты», «В гостях у сказки».

«Сказка о Весёлом Язычке»,

«Послушай-повтори», «Звуковая дорожка»

«Повтори звуки», «Эхо», «Найди звук», «Подарок Звуковичку», «Тим и Том»,

«Громко-тихо»

«Добавь слог», «Слоговой поезд», «Прошагай слово», «Слово в домик»

«Построй предложение», «Подбери слово», «Цепочка слов», «Сложи букву»,

«Подружи буквы»

Результат

o Красный. Этим знаком обозначаются значительные трудности при выполнении задания.

o Синий. Этот знак означает, что ребенок выполняет

задания с помощью.

o Зеленый. Этот знак означает, что ребенок выполняет

задания самостоятельно, правильно.

Источник

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Школа № 77 имени Героя Советского Союза

Мыльникова Владимира Васильевича»

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МАОУ «Школа № 77»

__________И. В. Паркина

Приказ № ___ от 30.08.2017

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

(указать учебный предмет, курс)

Программа разработана на основе: «Программы

коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи»

Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и «Примерная адаптированная основная

образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями

речи» под редакцией профессора Л.В. Лопатиной.

(указать примерную программу/ авторскую программу, издательство, год издательства)

Учитель-логопед: Рассказова Екатерина Витальевна.

«СОГЛАСОВАНО»

Протокол заседания методического совета

МАОУ «Школа №77»

от 30.08. 2017 №1

____________Захватаева Л.В.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

_____________Сорокина Л.Е.

от 30.08.2017

Ростов-на-Дону

2017/2018

Индивидуальная программа логопедического сопровождения

ФИО ребёнка ___________________________________

Дата рождения ____________________________

Логопедическое заключение: __________________________________

Цель программы:

Устранение нарушений всех компонентов речи посредством коррекционно-

развивающего обучения. Активизация речевой деятельности и развитие

лексико-грамматических средств языка.

Задачи:

1. Развитие понимания речи.

2. Развитие общей и мелкой моторики.

3. Развитие мимики и эмоций.

4. Развитие артикуляционной моторики.

5. Формирование речевого дыхания.

6. Развитие интонационной стороны.

7. Развитие фонематического восприятия, звукобуквенного анализа и

синтеза.

8. Формирование правильного произношения звуков.

9. Формирование слоговой структуры слова

10. Формирование лексико-грамматических средств языка: развитие словаря, развитие грамматического строя речи

11. Развитие связной речи.

Форма логопедического воздействия – индивидуальная.

Методы логопедического воздействия:

  • Словесные;

  • Наглядные;

  • Практические.

Направления реализации программы

  • Логопедическая диагностика.

  • Логопедическая коррекция устной и предпосылок к формированию

письменной речи ребёнка.

Работа с родителями.

Формы работы с родителями:

  • Индивидуальные консультации.

  • Открытые индивидуальные логопедические занятия.

  • Объяснение особенностей выполнения домашних заданий.

Программа рассчитана на индивидуальные занятия с ребёнком.

Занятия проходят 3 раза в неделю (длительность 15-20 минут).

Содержание логопедической деятельности:

1. Развитие понимания речи

• Развивать у детей умение вслушиваться в обращённую речь;

• Учить выделять названия предметов, действий, некоторых признаков;

• Формировать понимание обобщающего значения слов;

• Готовить детей к овладению диалогической и монологической речью

2. Развитие общей и мелкой моторики:

• Логоритмические упражнения под музыку.

• Игры и упражнения на развитие общей и мелкой моторики.

• Развивать зрительно-моторную координацию

• Развивать графические навыки.

3. Развитие мимики и эмоций:

• Формирование мимических поз по картинкам: радость, удивление,

печаль, обида.

4. Развитие артикуляционной моторики

• Учить точно и в полном объеме воспроизводить артикуляционные позы и

удерживать их.

• Вырабатывать точные плавные, координированные движения органов

артикуляции, учить переключаться с одной позы на другую, с одного

движения на другое.

5. Формирование речевого дыхания:

• Формирование целенаправленной воздушной струи.

6. Развитие интонационной стороны:

• Учить воспринимать и воспроизводить ритмы.

• Формировать интонационную выразительность в экспрессивной речи:

развивать силу, высоту голоса.

7. Развитие фонематического восприятия, звукобуквенного анализа и

синтеза:

• Учить узнавать и воспроизводить гласные и согласные звуки громко-

тихо, близко-далеко, со сменой артикуляционных укладов.

• Учить выделять звук из ряда звуков.

8. Формирование правильного произношения звуков:

• Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков и массаж

языка;

• Артикуляционные упражнения для губ;

• Артикуляционные упражнения для языка;

• Постановка и автоматизация звуков;

9. Формирование слоговой структуры слова:

• Произнесение 3,4,5-ти сложных слов с закрытыми и открытыми слогами

• Произнесение слов со стечением согласных.

10. Формирование лексико-грамматических средств языка:

— Развитие словаря: уточнять, активизировать, обогащать словарь по

лексическим темам, уточнять значение обобщающих понятий, развивать

синонимию, антонимию, работать над многозначными словами.

• Развитие грамматического строя речи:

— Формировать словообразования

• Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными

суффиксами -ик, -ин;

• Понимать и использовать в речи некоторые наиболее часто

употребляемые глаголы.

— Формирование словоизменения:

• Изменять существительные по числам

• Изменять существительные в Д., Р., Т. падежах

• Употреблять в речи простые предлоги на, под, в

• Согласовать притяжательные местоимения мужского и среднего рода с

существительными

• Формировать первоначальные навыки согласования прилагательных с

существительными

• Формировать первоначальные навыки согласования личных

местоимений с глаголами.

11 . Развитие самостоятельной фразовой речи

• Закреплять у детей навыки составления простых предложений по

модели: «Кто? Что делает? Что?»

• Учить детей запоминать короткие стишки и потешки.

• Формировать навыки ведения диалога, умения выслушать вопрос, понять

его содержание, адекватно ответить на вопрос, переадресовать его

товарищу.

• Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам.

• Формировать у детей навык употребления в речи личных местоимений

(я, ты, он, она, они).

• Учить составлять первые простые рассказы из двух-трёх предложений

(по вопросному плану).

• Расширять объём предложений за счёт введения однородных

подлежащих, сказуемых, дополнений.

• Продолжать формировать навыки составления коротких рассказов из

двух, — трёх, -четырёх простых предложений (по картинному и

вопросному плану).

• Совершенствовать умения заканчивать одним-двумя словами

предложение, начатое логопедом.

• Лексические темы: «Помещение детского сада», «Одежда», «Обувь»,

«Посуда», «Фрукты», «Овощи», «Игрушки», «Времена года», «Животные и

птицы», «Транспорт», «Профессии» и. др.

Тематическое планирование занятий

Развитие понимания речи

Развитие лексико-грамматических средств языка.

3

8

Порядковые числительные 1, 2, много

2

9

Распространение предложений путем введения однородных сказуемых

2

10

Распространение предложений путем введения однородных дополнений

2

11

Р.п. существительных

1

12

Д.п. существительных

1

13

Т.П. существительных

1

14

Предлог «в»

1

15

Предлог «на»

1

16

Предлог «под»

1

17

Приставочные глаголы

2

18

Существительные с уменьшительно-ласкательным значением

2

19

Согласование личных местоимений с глаголами (я, он, они)

2

20

Части предметов

2

всего

36

Развитие самостоятельной фразовой речи.

2

2

Разучивание стихов, потешек

3

3

Составление предложений по демонстрации действий

2

4

Составление предложений по вопросам

3

5

Употребление в речи личных местоимений (я, ты, он, она, они)

2

6

Составление простых рассказов по вопросному плану

3

7

Составление простых предложений по вопросному плану «Кто? Что делает? Что?»

3

8

Однородные подлежащие, сказуемые

2

9

Однородные дополнения

2

10

Составление коротких рассказов из 2-4 предложений (по картинному и вопросному плану)

3

всего

25

Развитие произносительной стороны речи.

Ожидаемые результаты.

В итоге логопедической работы ребёнок должен научиться:

-соотносить предметы с их признаками и функциональным назначением;

-узнавать по словесному описанию знакомые предметы;

-понимать простые грамматические категории;

-фонетически правильно оформлять согласные звуки (п, б, м, т, д, н, к, х, г),

гласные звуки первого ряда (а, о, у, ы, и);

-воспроизводить ритмико-интонационную структуру двух- и трёхсложных

слов из сохранных и усвоенных звуков;

-правильно употреблять в речи отдельные падежные окончания слов,

используемых в рамках предложенных конструкций;

-общаться, используя в самостоятельной речи предложения.

В процессе коррекционно-развивающего обучения у ребёнка

расширяется понимание обращённой речи, развивается речевая активность.

Источник

Индивидуальная коррекционно- развиваюая программа ребёгнка с общим недоразвитием речи 3 уровня

Скачать:

Предварительный просмотр:

Индивидуально коррекционно-развивающая программа

Фамилия, имя    Лапикова Вероника             Возраст  7 л. 4м.

МБДОУ     «Золотая рыбка» № 31     Группа    старшая логопедическая

Ведущий специалист  Понуровская О. Н . учитель — логопед

Рекомендации по коррекционной работе:

Занятия по программе Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей 5- летнего возраста с общим недоразвитием речи».

ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Специалист

Содержание коррекционной работы

Продолжительность

Учитель — логопед

1 Развитие артикуляционной и мелкой моторики (в течении года)

2 Развитие слухового внимания и фонематического слуха (в течении года)

3 Постановка звуков С,З, автоматизация изолированного звука, автоматизация звуков в слогах, словах.

4 Развитие умения образовывать существительные мн. ч. И.п. и Рп., существительные с уменьшительно – ласкательным значением (в течении года)

5 Формирование умение правильно составлять простые и сложные предложения (в течении года)

6 Обогащения словаря в соответствии с лексическими темами в данный период (в течении года)

7 Развитие связной речи в процессе работы над пересказом, по мнемотаблице, по демонстрируемым действиям.

3 месяца

1 период обучения (сентябрь — ноябрь)

1 Развитие фонематический представления: звукового анализа и синтеза (в течении года).

Автоматизация звуков С, З в предложениях, фразовой речи.

2 Постановка звуков Ш, Ж, автоматизация изолированного звука, автоматизация звуков в слогах, словах, в предложениях. Дифференциация звуков(с-з). Постановка звука Л.

3 Формирование умения правильно употреблять в речи местоимения, числительные, простые и сложные предлоги. (2-3 период)

4 Развитие связной речи в процессе работы над пересказом по мнемотаблице, по схеме, рассказы – описания (в течении года)

5 Обучение грамоте: знакомство со звуками. И умение определять местоположение звука в слове (начало, конец).

4 месяца

2 период обучения (декабрь — март)

1 Введение звуков (С,З, Ш,Ж) во фразовую речь. Автоматизация изолированного звука Л в слогах, в словах.

2 Формирование правильного употреблять в речи притяжательные прилагательные.

3 Обучение грамоте: знакомство со звуками( перечислить), звуковой анализ и синтез слогов и коротких слов.

2 месяца

3 период обучения

(апрель — май)

ИТОГИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Специалист

Результаты

Рекомендации

Учитель — логопед

Четко произносит звуки С,З,Ш,Ж в словах при предъявлении требования логопеда. Функция самоконтроля за звукопроизношением развита недостаточно. В самостоятельной речи часто пропускает С,З. В словаре присутствует большинство обобщающих понятий, использует в речи прилагательные. Правильно употребляет предлоги в, на , под. Текст пересказывает с помощью логопеда. При составлении рассказа необходимы наводящие вопросы. Мелкая моторика развита недостаточно.

Продолжать работу по автоматизации звуков С,З,Ш,Ж в словах, фразах, текстах, самостоятельной речи. Развивать навык самоконтроля за произношением. Развивать артикуляционную и мелкую моторику. Учить составлять рассказы-описания, рассказы по картине, по серии картин, по схеме, по плану, по представлению. Упражнять в способах словообразования.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

Продолжать работу в соответствии с программой Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей 5- летнего возраста с общим недоразвитием речи».

Развивать фонематический слух, автоматизировать поставленные звуки С,З,Ш,Ж, развивать артикуляционную и мелкую моторику, развивать словарь, грамматический строй, связную речь.

Ведущий специалист:

__________________                                                               ________________

(число)                                                                                          (подпись)

Источник