Индивидуальная программа развития ребенка с онр 1 уровня в доу

Индивидуальная программа развития ребенка с онр 1 уровня в доу thumbnail

Индивидуальная программа

логопедической работы с ребенком

с ОНР (1 уровень речевого развития)

Томляк Наталья Ивановна, учитель-логопед КОУ ВО ЦППРК, г.Воронеж

Важно, чтобы обучение было последовательным. Необходимо использовать большое количество материалов, чтобы формировался навык применения высказываний в различных ситуациях. Громкие (произнесенные не шепотом), четкие высказывания необходимо подкреплять.

Развитие понимания речи

Обучать ребенка:

  1. находить предметы, игрушки по просьбе педагога.

  2. По инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и игрушки.

  3. Показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого.

  4. Понимать обобщающие категории:

    • работа проводится в первую очередь на конкретном материале (а не на картинках) в жизненной ситуации;

    • нужно добиваться истинного понимания, а не механического заучивания: понятие «транспорт» формируется не только по книжке с картинками или по карточкам, но и на улице, на вокзале, и т.д., понятие «овощи» закрепляют на рынке, в овощном магазине и т.п.

  1. Показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией:

    • действия по словесной инструкции: «Покажи, где тетя? Вот она! Покажи, где у тети глазки? Вот они! Покажи, где у тети ручки? – Вот они»;

    • задания по речевой инструкции, включающие 1-2-3 действия (Возьми куклу. Возьми куклу и дай Маше. Возьми куклу, посади за стол, покорми);

    • задания по речевой инструкции, включающие пространственные отношения между предметами: на, под, в, за (пример: «Поставь машинку на стол. Поставь матрешку под стул. Найди куклу, она в шкафу. Принеси машину, она под столом и др.).

  1. Закреплять навык ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает на него).

  2. Дифференцированно воспринимать вопросы: кто?, куда?, откуда?, с кем?.

  3. Понимать категории единственного и множественного числа существительных, глаголов.

  4. Различать на слух обращения к одному или нескольким лицам.

  5. Понимать категории рода глаголов прошедшего времени единственного числа: Валя читала книгу; Валя читал книгу.

  6. Отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию (большой, бурый, косолапый, живет в берлоге, сосет лапу).

  7. Понимать функциональное значение предметов. По просьбе взрослого выбирать предметы для выполнения названных действий (резать — нож, шить — игла, наливать суп — половник).

  8. Определять причинно-следственные связи (снег — санки, коньки, снежная баба).

Лексические темы: «Игрушки», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Продукты питания», «Транспорт».

Развитие активной подражательной речевой деятельности

Учить ребенка:

  1. называть родителей, родственников (мама, папа, баба).

  2. Называть имена друзей, кукол.

  3. Вызывать речевые подражания на гласных звуках и их сочетаниях (Катя поет: а-а-а; Вьют гудит: у-у-у; Петрушка удивляется: о-о-о; Мышка пищит: и-и-и; В лесу кричат: ау; Малыш плачет: уа; Ослик кричит: иа.)

  4. Закрепить произнесение одних и тех же слогов: Да-да-да! Ба-ба-ба-ба! Ма-ма-ма-ма! Па-па-па-па!;

  5. Вызывать звукоподражания голосам животных и звукам окружающего мира

    • на материале открытых слогов: корова — му; мышка — пи; палъчик — бо-бо; машина — би-би; гусъ — га-га-га; курица — ко-ко-ко;

    • на материале закрытых слогов: мячик — бух; собака — ав-ав; гномик — ням-ням; чайник — пых-пых;

    • на материале слогов со стечением согласных: лягушка – ква – ква — ква; уточка — кря, кря-кря; поросенок — хрю, хрю-хрю и т. п.).

Удавшиеся звуковые комплексы повторяются в игровой форме несколько раз (до 5-10 повторений).

  1. Четкому выражению своих желаний:

    • «Да», «Нет».

    • «Хочу», «Не хочу».

    • «Буду», «Не буду».

  1. Указывать на определенные предметы: вот, это, тут.

  2. Отдавать приказания: на, иди, дай

  3. Составлять первые предложения, например: Вот мяч. Это Даня.

  4. Выражать свои потребности простой фразой (2-3 слова) в конкретной ситуации: «Тетя, дай!», «Коля, на мяч», «Мама гулять», «идем спать».

  5. Составлять предложения по модели: обращение + глагол повелительного наклонения: Мама, спи.

  6. Преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы настоящего времени единственного числа 3-го лица (спи — спит, иди — идет).

  7. Отражать в речи в доступной для ребенка форме результаты наблюдений в природе и в быту («Где Даниил был? Гулял. Что там видел? Снег. С кем гулял? Няня. Как зовут няню? Тетя Галя. Кого видел? Лену.)

  8. При произнесении взрослым потешек, стихов, считалок выполнять определенные действия, разучивать пальчиковые игры с речевым сопровождением: например, считалки: «Мы делили апельсин, много нас, а он один. Эта долька для ежа, эта долька для чижа, а эта для Маши»; «Вышли мышки как-то раз, посмотреть который час. Раз, два три, четыре, мышки дернули за гири, вдруг раздался страшный звон, убежали мышки вон» и другие.

Игра. «На блины»: Стал (называется имя ребенка) гостей собирать. — Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху. — И Иван приди, И Степан приди, Да Андрей приди, Да и Матвей приди. – Кончик полусогнутого указательного пальца правой руки зацепляет по очереди кончики полусогнутых пальцев левой руки, начиная с большого и мягко покачивает их. — А Митрошечка: Ну, пожалуйста! — указательный палец правой руки четыре раза настойчиво покачивает мизинец левой. Стала Аня гостей угощать: И Ивану блин, И Степану блин, Да и Андрею блин, Да и Матвею блин, А Митрошечке – Мятный пряничек!» — Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху. Левую руку поворачивает ладонью вверх, большой палец правой руки нажимает на подушечки каждого пальца левой, начиная с большого, как бы, кладя блин. Стала Аня гостей провожать: — Прощевай, Иван! – Прощевай, Степан. — Прощевай, Андрей! – Прощевай, Матвей! Пальцы правой руки загибают пальцы левой к ладони, начиная с большого. – А ты, Мирошечка, моя крошечка, да ты побудь со мной еще немножечко! Три первых пальца правой руки ласково поглаживают мизинец левой сверху донизу.

Постепенно ребенок должен начать пытаться самостоятельно называть соответствующее слово. Важно поощрять любое, даже самое искаженное его воспроизведение. В то же время логопед правильно и отчетливо повторяет данное слово вслед за ребенком.

При этом используются специальные приемы, способствующие актуализации речи:

  • появление и внезапное исчезновение предмета, который сначала был назван, а затем задается вопрос — Что это? Кто это? Кто спрятался?;

  • совместное проговаривание слова;

  • отраженное проговаривание;

  • договаривание слова в ситуации, подсказывающей нужное слово.

Развитие общих речевых навыков

Формирование оптимального для речи типа физиологического диафрагмального дыхания.

  1. Формировать речевое дыхание (спокойный короткий вдох и плавный длительный выдох):

    • без речевого сопровождения (например, «Понюхаем цветок», «Кораблики» и др.)

    • с речевым сопровождением (на материале гласных звуков и их сочетаний, изолированных глухих щелевых согласных /Ф/, /X/, слогов с этими согласными, слов, в дальнейшем — постепенно распространяющихся фраз, произношение которых требует непрерывного, длительного выдоха (3-4 слова).

  1. Развивать силу голоса (тихо — громко) и модуляции голоса (высоко — низко).

  2. Вырабатывать правильный умеренный темп речи (речь с движением, пение с движением).

  3. Формировать первичные представления об интонационной выразительности речи посредством эмоционального чтения ребенку потешек, стихов, сказок.

  4. Формировать умение передавать акценты ударами в бубен, хлопками в ладоши и выдерживать паузы.

  5. Обучать интонационному подражанию голосам животных и птиц.

  6. Обучать воспроизводить интонационно-ритмический рисунок слова с одновременным отстукиванием слогов движениями руки.

  7. Обучать выразительному рассказыванию потешек, небольших стихотворений, сказок.

  8. Активизировать движения артикуляторного аппарата и мимической мускулатуры в процессе выполнения в игровой форме артикуляционных упражнений по подражанию:

    • «Улыбка»- Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

    • «Трубочка» — Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

    • «Улыбка-трубочка». Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

    • «Недовольная лошадка». Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

    • «Толстячки». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

    • «Худышки». Втянуть щеки.

    • «Шарик». Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

    • «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

    • «Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

    • «Иголочка». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

    • «Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

    • «Часики». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

    • «Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

    • «Футбол». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

    • «Почистить зубы». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

    • «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

    • «Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

Читайте также:  Гармоничное развитие личности ребенка как цель предполагает гармонию

Развитие фонематического слуха

  1. Учить ребенка различать неречевые звуки и их направление:

    • постукивание;

    • похлопывание;

    • шуршание бумаги;

    • скрип двери;

    • звуки бубна;

    • звуки металлофона;

    • звуки маракаса;

    • звуки игрушки (пищание).

  1. Обучать дифференциации на слух:

    • существительные, названия которых отличаются одним звуком. Ребенок показывает названные логопедом картинки: мышка — миска; крыша — крыса; дочка — точка;

    • существительные, отличающиеся несколькими звуками, сходные по звуко-слоговой структуре: осел — козел; ослик — козлик; газон — вагон; змея — земля; воз — нос;

    • глаголы, сходные по звучанию (логопед задает вопросы к «сюжетным» картинкам): кто катает — кто купает; кто купает — кто покупает; кого пасут — кого несут; кто везет — кто несет.

  1. Учить ребенка на слух выделять звуковые комплексы «Укачивание куклы (а-а-а-а)», «Больное ушко (о-о-о-о)», «Эхо» (заблудились в лесу — ау), «Плаксивый малыш» (уа-уа) среди других звукосочетаний.

Литература:

  1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. — М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2004.

  2. Баряева Л. Б., Голубева Г. Г., Лопатина Л. В. Программа логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении: сб. метод. рекомендаций и прогр., РГПУ — СПб., 2009.

  3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. «Коррекция нарушения речи». Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. — М.: «Просвещение» 2008.

Источник

Наталья Лобода
Индивидуальная программа развития ребёнка с ОНР

программа развития ребёнка с ОНР 1 уровня, осложнённого Зпрр.

1. Пояснительная записка.

1.1. Цель данной программы направлена на коррекцию речевого развития ребёнка с ОНР 1 уровня (с сенсорно-моторной алалией, осложнённого ЗПРР, в условиях логопункта.

1.2. Для реализации данной цели выделяются следующие задачи:

развитие импрессивного и экспрессивного словаря существительных, прилагательных, глаголов;

-формирование грамматического строя речи;

развитие фонематической стороны речи;

развитие психических процессов;

развитие моторики;

-познавательное развитие.

1.3. Программа выстроена на основе принципа единства коррекции и развития; принципа комплексности методов воздействия; принципа активного привлечения родителей и его ближайшего окружения; принципа деятельностного подхода.

1.4. Ребёнок с такими проблемами в развитии испытывает большие затруднения в классификации по форме, цвету, величине. У него наблюдается истощаемость внимания, замедленное запоминание, возбудимость, негативизм, гиперактивность. Все речевые операции и все этапы производства речи грубо нарушены. Произносит слова облегченной конструкции, звукоподражания животным. Поэтому ведущим направлением в коррекции является развитие психических процессов, познавательной деятельности, моторики с речевым сопровождением.

1.4. Планируемые результаты на конец коррекционного обучения.

Ребёнок должен уметь держать карандаш, обводить с помощью взрослого изображение предмета, работать с конструктором (по принципу лего). Должен научиться понимать сенсорные эталоны (большой-маленький, синий-красный, круглый-некруглый). При благоприятных обстоятельствах воспитанник должен научиться выполнять одноступенчатую инструкцию, иметь больший запас слов и употреблять фразы из двух слов.

II раздел (содержательный)

2. 1. Развитие импрессивного словаря и экспрессивной речи

Содержание работы Методы и средства

Накопление словаря Упражнение «Покажи», игра в мяч, упр «Поручение», чтение худ. лит-ры.

Активизация в речи слов Упр. «Кто это?», «Что делает?» ,«Какой?»

Формирование грамматического строя речи

Содержание работы Методы и средства

Обучение образованию форм ед. и мн. числа сущ., согласование их с глаголами и прилагательными И. «Один-много», «Найди домик», Лото

Развитие фонетической стороны

Содержание работы Методы и средства

Обучить подражанию речевым звукам Упр «Повтори»

Развивать фонем. восприятие Упр «Внимательные ушки»

Развитие психических функций

Содержание работы Методы и средства

Формирование внимания к неречевым звукам И. «Где гремит?», «Что звучит?», «Топай-хлопай»

Развитие моторики

Содержание работы Методы и средства

Развитие моторики тела Подвижные стихотворные игры

Развитие мелкой моторики Упр с массажными предметами, рисование, игры с конструктором.

Познавательное развитие

Содержание работы Методы и средства

Формирование сенсорных эталонов Игры с кубиками, шариками, и т. д

Срок реализации программы с февраля по май 2014 года.

2.2. Работа с семьёй.

Логопед еженедельно поводит беседы о результатах коррекционной работы на занятиях,

ежемесячно знакомить родителей с лексическим материалом используемом на занятии.

Оказывать семье информационную поддержку в виде литературы и интернет ресурсов.

III раздел (организационный)

3.1. Материально-техническое обеспечение.

В логопедической работе используются карандаши с бумагой, массажные предметы, мячи, конструктор, предметные картинки, игрушки.

3.2. Методическое обеспечение.

План-программа коррекционно- развивающей работы в младшей группе Н. В. Нищевой,

дидактический материал «Играй-ка», тетрадь «Занимаемся вместе».

3.3 Режим занятий.

Занятия проводятся в логопедическом кабинете 3 раза в неделю по расписанию:

Вторник с 10:20 до 10:35

Четверг с 16:30 до 17:45

Пятница с 10:10 до 10:25

Источник

Пояснительная записка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад является звеном муниципальной системы образования города, обеспечивающим помощь семье в развитии детей дошкольного возраста с нарушениями речи, в охране и укреплении физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушения развития речи.

Актуальность

Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.

Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида.

Читайте также:  Собрание на тему значение общения в развитии личностных качеств ребенка

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.

Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.

Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 4-5 лет с І уровнем речевого развития.

Характеристика детей с ОНР I уровня.

Первый уровень развития речи характеризуется как отсутствие общеупотребительной речи. Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания, инертность в овладении ребенком новыми для него словами. Такие дети в самостоятельном общении не могут пользоваться фразовой речью, не владеют навыками связного высказывания.

Данная рабочая учебная программа составлена на основании следующих программ:

— «От рождения до школы» основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под.ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.- М.: Мозаика-Синтез. 2010 г.

— «Программы коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада» Нищевой Н. В. издательство «СПб.: Детство – ПРЕСС: 2007.

Цель коррекционного обучения: комплексное развитие всех сторон устной речи.

Основные задачи по выполнению компонентов рабочей учебной программы.

Федерального компонента:

Активизировать речь ребёнка в различных видах деятельности, развивать речевое общение.

Развивать и совершенствовать лексическую сторону речи.

Формировать грамматический строй речи.

Развивать и совершенствовать произносительную сторону речи, навык звукового анализа и синтеза.

Формировать и совершенствовать связную речь (диалогическую и монологическую).

Компонента ДОУ:

1. Выравнивание речевого и психофизиологического развития детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

Национально-региональный компонент:

1.Включение материала по изучению особенностей национально-регионального компонента на основе лексических тем («Осень. Деревья», «Семья» « Дикие животные», «Домашние животные», и т.д.).

Для облегчения процесса коррекции используются сопутствующие формы обучения: консультации для родителей, родительские часы, совместные досуги и развлечения, экскурсии, конкурсы.

Основные формы предварительной работы: беседы, экскурсии, рассматривание картин, дидактические игры, индивидуальные занятия, логопедические игры.

Максимальный объем образовательной нагрузки на основе базисного учебного плана ДОУ

Занятия (непосредственно образовательная деятельность) проводятся, согласно учебному плану и расписанию, в кабинете учителя-логопеда в первой половине дня продолжительностью 15 минут:

в неделю – 3 раза

План индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий учителя-логопеда с детьми с ОНР.

Развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики.

Формирование навыков речевого общения:

а) правильного физиологического и речевого дыхания;

б) силы голоса, ритма и темпа речи.

Развитие фонематического восприятия.

Расширение, обогащение и активизация пассивного и активного словаря.

Формирование лексико-грамматических категорий.

Формирование слоговой структуры слов.

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза.

Формирование навыков чтения.

Развитие связной речи.

    Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса

    Индивидуальная программа развития ребенка с онр 1 уровня в доу

    Педагогический коллектив ДОУ представлен воспитателями, младшим воспитателем, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, педагогом-психологом, старшим воспитателем, заведующей и другими специалистами. Эта модель позволяет обеспечить комплексный подход к устранению у ребенка общего недоразвития речи, поскольку таким образом объединяются усилия педагогов разного профиля – логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и др.

    Для достижения оптимальных результатов используется календарно-тематическое планирование, в котором отражены: базовая программа, компонент ДОУ и национально-региональный компонент.

    Срок реализации учебной программы по образовательной области «Коммуникация» (раздел «Развитие речи») – один год.

    Требования к уровню подготовки воспитанников.

    К концу года дети должны: I. Понимать:

    обобщающие слова (игрушки, туалетные принадлежности, одежда, обувь, мебель, продукты питания, посуда, домашние птицы, дикие птицы, животные, цветы);

    личные местоимения (я, мы, ты, вы, он, она, они), и местоимения мой, наш.;

    прилагательные, обозначающие признаки и качества предметов: цвет (красный, синий, желтый, зеленый), свойства (сладкий, кислый), величину (большой, маленький), оценку (хороший, плохой);

    предлоги и наречия, выражающие пространственныеотношения (в, на, у, здесь, вот, тут, туда, вверху, внизу, впереди, сзади, высоко, низко, слева, справа).

    II. Уметь:

    различать гласные звуки по прин­ципу контраста: [а] — не [а], [у] [а], [и] — [у], [э] — [о], [и] — [о], [э] — [у]; гласные, близкие по артикуляции [у] — [о];

    согласовывать:

    — прилагательные с существительны­ми мужского и женского рода единственного числа в имени­тельном падеже (большой мяч, маленькая груша);

    — числительные один, два, три с существительными в роде и числе в именительном падеже (один жук, одна кукла, одно ведерко, два жука, две куклы, два ведерка, три жука, три куклы, три ведерка);

    — притяжательные местоимения с су­ществительными (моя книжка, мой мяч), правильно употреб­лять местоимения меня, мне;

    образовывать и использовать в речи существитель­ные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-к, -ик, -ник, -ок, -чек, -очк, -ечк, ~ен, -ят);

    образовывать и использовать в речи формы единственного и множественного числа имен существительных мужского и женского родов в

      именительном падеже (кот — коты, мяч — мячи, дом — дома, кукла — куклы, нога — ноги);

      отвечать на вопросы по прослушан­ным сказкам.

        Способы проверки знаний, умений и навыков

        Мониторинг развития детей (обследование) проводится 2 раза в год (в сентябре и в мае)

        Форма проведения: опрос с использованием альбома для логопеда.

        Цель: исследование состояния: — звукопроизношения

        — лексико-грамматических категорий

        — связной речи

        Основные задачи диагностики:

        Получить информацию об уровне интеллектуального и речевого развития каждого ребёнка.

        Создать условия для обучения и коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста.

        Диагностика проводится с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка.

        Методики: — О.С. Ушакова, Е.М. Струнина «Методики обследования развития речи дошкольников»;

        — Марийский институт образования «Диагностика в коррекционном образовательном учреждении»;

        — Н.В. Серебрякова «Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста»;

        Тестовый материал:

        О.Б. Иншакова «Альбом для логопеда», М, 1998 г.

        Закревская О.В. Развивайся, малыш! Предметные картинки по развитию речи. К системе работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.

        Критерии оценки:

        1 балл – требуется внимание специалиста;

        2 балла – требуется корректирующая работа педагога;

        3 балла – средний уровень развития;

        4 балла – уровень развития выше среднего;

        баллов – высокий уровень развития.

          В начале года на каждого ребенка заполняются речевые карты — схема обследования ребенка раннего и младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет) Составители: Н.В. Серебрякова, Л.С. Соломаха.

          Полученные результаты обследования позволят сделать выводы и наметить перспективы нового подхода к коррекционной работе для более успешного обучения детей.

          Список средств обучения

          Технические средства обучения: магнитофон.

          Учебно-наглядные пособия: — муляжи фруктов, овощей, животных;

          — схемы артикуляционных упражнений;

          — картинный материал по изучаемым темам;

          — пособия для развития мелкой моторики (пазлы, мозаика, шнуровка и т. д)

          3. Оборудование: настенное и индивидуальные зеркала, магнитная доска.

          Список литературы

          Для педагогов:

          Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС: 2006. — 192 с.

          Читайте также:  Развитие ребенка до года программа дошкольного образования

          Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой 2010 г.

          Нищева Н. В. Картинный материал к речевой карте ребенка младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС: 2007.

          Речевая карта ребенка младшего дошкольного возраста. — СПб., 2003

          М.Ф.Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения» — М.: Просвещение, 1981.

          Развитие речи. Вторая младшая группа. Разработки занятий. Жукова Р. А. – Волгоград: ИТД «Корифей».

          Логопедия. Младшая группа. Разработка занятий. О. И. Бочкарева. – Волгоград: ИТД «Корифей».

          Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. Пособие/ Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. -4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007.

          Для воспитанников:

          Учебная:

          Колесникова Е. В. Раз – словечко, два – словечко: Рабочая тетерадь для детей 3-4 лет. – Изд. 2-е, перераб. – м.: Издательство «Ювента», 2006.

          Детская художественная литература

          Барто А. Л. Стихи. – М., 1998.

          Золотые русские сказки. Колобок. – М., 2002.

          Золотые русские сказки. Курочка Ряба. – М., 2002.

          Золотые русские сказки. Репка. – М., 2002.

          Золотые русские сказки. Теремок. – М., 2002.

          Золотые русские сказки. Маша и Медведь. – М., 2002.

          Календарно- тематический

          план по образовательной области

          Коммуникация

          (раздел «Развития речи»)

          В средней группе ОНР (от 4 до 5 лет)

          Содержание программы

           

          Звуковая культура речи (21 часов)

          Лексико-грамматический строй (21 часов)

          Связная речь (21 часов)

          Развитие импрессивной речи

          Воспитывать внимание к звукослоговой структуре слова. Учить различать на слух длинные и короткие слова.

          Воспитывать внимание к звуковой стороне речи.

          Формировать умение различать гласные звуки по прин­ципу контраста: [а] — не [а], [у] — [а], [и] — [у], [э] — [о], [и] — [о], [э] — [у]; гласные, близкие по артикуляции:

          [у] — [о].

          Учить дифференцировать согласные раннего онтогенеза, отличающиеся по артикуляции, в открытых слогах: [6] — [н], [и] — [т], [п] — [г] и т.п.

          Формировать умение различать слова, сходные по звуча­нию (кот — кит, дом — ком, миска — киска).

          Развивать внимание к звукослоговой структуре слова в уп­ражнениях на различение длинных и коротких слов, на про­стукивание, прохлопывание, протопывание слогового рисунка слова.

          Работать над накоплением пассивного словаря, усвоением слов, обозначающих части тела и лица человека, предметы ближайшего окружения, простейшие игровые и бытовые дей­ствия, признаки предметов. Формировать умение соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением.

          Учить понимать обобщающие слова (игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда, домашние птицы, дикие птицы, животные, цветы).

          Уточнять понимание личных местоимений (я, мы, ты, вы, он, она, они), определительного местоимения такой же, притяжательных прилагательных (мамин, папин) и местоимений мой, наш.

          Учить различать глаголы и прилагательные, противопо-иожные по значению (надевать — снимать, завязывать — раз­вязывать, большой — маленький, длинный — короткий, широ­кий узкий, высокий — низкий).

          Учить понимать предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения (в, на, у, здесь, вот, тут, туда, вверху, внизу, впереди, сзади, высоко, низко, слева, справа).

          Формировать различение количественных числительных один, два, три).

          Учить дифференцировать формы единственного и множественного числа имен существительных мужского и женского рода, понимать падежные окончания имен существи­тельных мужского и женского рода единственного числа в винительном, родительном, дательном, творительном, пред­ложном падежах; имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-к, -ик, -чик, -ок, -чек, -очк, -ечк, -ен, -ят).

          Учить дифференцировать формы единственного и мно­жественного числа глаголов, глаголы прошедшего времени по родам, возвратные и невозвратные глаголы.

          Работать над различением падежных форм личных место­имений (меня, мне, тебя, тебе).

          Формировать умение вслушиваться в речь. Развивать в ситуативной речи понимание простых предло­жений и коротких текстов (сказок, потешек).

          Развитие экспрессивной речи

          Формировать правильное речевое диафрагмальное дыха­ние и длительный ротовой выдох. Развивать длительность ре­чевого выдоха. Развивать силу, динамику и модуляцию голоса.

          Развивать подражание речевым звукам.

          Активизировать движения артикуляционного аппарата с помощью специальных упражнений и уточнить артикуляцию (четкость произношения) гласных звуков [а], [о], [у], [и] и согласных раннего онтогенеза: [м], [м’], [н], [н’], [п], [п`], [т],

          Воспитывать правильный умеренный темп речи. Развивать интонационную выразительность, ритмичность речи.

          Расширять, уточнять, активизировать номинативный сло­варь на основе обогащения представлений об окружающем по лексическим темам: семья, игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда, домашние птицы и животные, дикие птицы и животные, транспорт, цветы, насекомые. Активизировать использование слов, обозначающих существенные части, детали предметов и объектов.

          Расширять и уточнять словарь за счет активного усвоения глаголов по изучаемым лексическим темам.

          Ввести в речь прилагательные, обозначающие признаки и качества предметов: цвет, свойства), величину, оценку.

          Ввести в речь личные местоимения (я, мы, ты, вы, он, она, они).

          Обогатить активной словарь наречиями, обозначающими местонахождение предметов, сравнение, количество, оценку действий, ощущения.

           

          Учить образовывать и использовать в речи формы единственного и множественного числа имен существительных мужского и женского родов в именительном падеже. Формировать умение образовывать и использовать в речи формы имен существительных мужского и женского родов в винительном, родительном, дательном, творительном, предложном падежах сначала в беспредложных конструкциях, затем предложных конструкциях с простыми предлогами со значение пространственного расположения, направления действия (в, на, у).

          Учить образовывать и использовать в речи существитель­ные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-к, -ик, -ник, -ок, -чек, -очк, -ечк, -ен, -ят).

          Формировать умение образовывать и использовать в речи формы повелительного наклонения глаголов в единственном и множественном числе, инфинитива, глаголов изъявительного наклонения в единственном и множе­ственном числе настоящего времени.

          Учить различать, образовывать и использовать формы гла­голов прошедшего времени мужского и женского рода, един­ственного и множественного числа.

          Обучать согласованию прилагательных с существительны­ми мужского и женского рода единственного числа в имени­тельном падеже.

          Формировать умение образовывать, использовать в речи и согласовывать с именами существительными мужского и жен­ского рода притяжательные прилагательные (мамин, папин).

          Формировать умение согласовывать числительные один, два, три с существительными в роде и числе в именительном падеже.

          Учить согласовывать притяжательные местоимения с су­ществительными (моя книжка, мой мяч), правильно употреб­лять местоимения меня, мне.

          Формировать двусловное предложение, фразы с прямым до­полнением. Фор­мировать умение отвечать на поставленные вопросы по про­стым сюжетным картинкам (Кто это? Что он делает? Что это? Какая игрушка? Какие птички?), составлять предложения по небольшой сюжетной картинке с одним действующим лицом.

          Воспитывать потребность в речевом общении.

          Формировать умение заканчивать фразу, учить договари­вать за взрослым слова и словосочетания в потешках, упраж­нениях, стихотворениях.

          Формировать умение отвечать на вопросы по прослушан­ным сказкам.

          Учить отвечать на вопросы по предметной, сюжетной кар­инкам, по демонстрации действий.

          Развивать умение передавать содержание знакомой сказки но серии картинок с помощью логопеда.

          Заучивать небольшие песенки, потешки, стихотворения с опорой на картинки.

          Развивать эмоционально-выразительные жесты и мимику.

          Источник