Индивидуальная программа развития ребенка с моторной алалией

Индивидуальная программа развития ребенка с моторной алалией thumbnail

Капитан Елена
Индивидуальная программа работы с ребенком с моторной алалией

Нефтеюганское районное муниципальное образовательное

бюджетное учреждение «Усть-Юганская СОШ»

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ

С РЕБЕНКОМ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ.

Разработала :

учитель-логопед 1 квалификационной категории

Капитан Елена Юрьевна

Усть-Юганская СОШ, 2017г.

КРАТКАЯ ПСИХОЛОГО — ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЕНКА С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ:

Психолого-логопедическое обследование показывает:

1. При логопедическом обследовании девочка неохотно вступила в контакт с логопедом, не проявила интереса к предложенной игровой деятельности, не поняла условий задания. Заинтересовалась заводными игрушками.

2. Представление о себе нечёткие: откликается на имя. Девочка общается со взрослыми на эмоционально-личностном уровне, экспрессивно-мимическими средствами.

3. Ребёнок понимает речь взрослого, но не говорит. Отмечается системное недоразвитие речи. Девочка не владеет элементарными способами усвоения общественного опыта.

4. Работоспособность низкая, внимание неустойчиво, затруднён перевод из кратковременной в долговременную память.

5. Состояние артикуляционного аппарата:

-носогубные складки норма,

— губы:норма

— зубы: норма.

— челюсти: норма.

— прикус: норма

— нёбо: твёрдое-норма

мягкое-норма:

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

ОНР 1 уровень, моторная алалия.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

I часть: условия коррекции

Всем взрослым необходимо соблюдать единые требования в воспитании и обучении ребёнка.

1. Укреплять здоровье ребёнка, чётко соблюдать режим дня. Занятия проводить в первой и второй половине дня, спустя после сна 30 минут. Продолжительность индивидуальных занятий на начальном этапе 10-15 минут, далее увеличивая время до20 минут. В вечернее время воспитатель проводит индивидуальные занятия с ребёнком по заданию логопеда.

2. При моторной алалии рекомендуется логопедический массаж. Оптимальное время проведения массажа – за некоторое время до еды.

3. При составлении схемы логопедического массажа необходимо соблюдать следующие условия:

-сеанс массажа не должен превышать 15 минут;

-сеанс массажа можно проводить ежедневно или через день;

-при массаже положение ребёнка должно быть максимально удобным и естественным.

4. Перед артикуляционной гимнастикой, которую рекомендуется выполнять после сеанса массажа, необходимо выполнить 1-2 упражнения для развития речевого дыхания. Упражнения выполняются,как в положении сидя, так и в положении стоя. Достаточно 3-5 повторений.

5. При выполнении артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определённую последовательность — от простых упражнений к более сложным. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10-15 раз.

Главное, чтобы упражнения выполнялись правильно.

Подбор материала: Игровой и дидактический материал должен соответствовать возрастным особенностям и уровню речевого развития ребёнка, задачам коррекционно – развивающего обучения.

II часть: содержание развивающего обучения

ЦЕЛЬ:

• Развитие неречевых психических функций:

-слухового восприятия, внимания, памяти,

-зрительного восприятия, внимания, памяти,

психомоторики: общей, ручной, пальчиковой, мимической;

-памяти: слуховой, зрительной, моторной.

• Проведение логопедического массажа.

Работа над дыхательно – голосовой функцией и просодическими сторонами речи.

• Проведение активной артикуляционной гимнастики.

• Развитие понимания обращенной речи.

• Формирование фонетико-фонематического слуха.

РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

• Развивать у девочки слуховое восприятие при различении неречевых звуков, например, звучащих игрушек- сначала контрастных по восприятию, затем сходных

• Способствовать развитию слуховой памяти, слухового внимания в игровых ситуациях (выделять определённо звучащую игрушку из 2-3, девочка должна уметь определять направление звучания, запомнить звучание игрушек в данной последовательности, после изменения порядка звучания предложить восстановить прежний порядок звучания.)

• Продолжать развивать зрительное восприятие на материале игрушек, картинок.

• Развивать зрительное внимание и память девочки, она должна восстановить прежний порядок после того, как логопед за его спиной меняет местами игрушки.

Игры и упражнения: «Что звучит?», «На чем играю?», «Где позвонили?», «Чего не стало?»

• Развивать психомоторику:

-общую (упражнять девочку в ходьбе на полной ступне, на носках, на пятках, учить скакать на правой и левой ногах);

-ручную (поднять руки вверх и покачать ими из стороны в сторону, имитировать крылья ветряной мельницы, имитировать полёт птиц);

-пальчиковую моторику в специальных упражнениях и играх (шнуровка, бусы, игры-застёжки, прищепки); массажировать пальцы рук; проводить пальчиковую гимнастику с ребенком с речевым сопровождением и без него.

• Развивать моторную память (предложить повторить по памяти 2-3 движения, ранее показанных логопедом.)

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ — ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ТЕРАПИЯ

При коррекции моторной алалии можно использовать логопедический массаж.

СХЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА ЛИЦА:

Массаж лба:

1. Направление движения: от середины лба к вискам.

Тип движения: поглаживающий.

2. Направление движения: от бровей к волосистой части головы.

Тип движения: поглаживающий.

3. Направление движения от бровей к волосистой части головы.

Тип движения: разминающий

4. Направление движения: от бровей к волосистой части головы.

Тип движения: вибрационный.

Массаж щёк.

5. Направление движения от уголков рта к вискам по щёчной мышце.

Тип движения: разминающий, растягивающий.

6. Направление движения от скуловой кости вниз на нижнюю челюсть.

Тип движения: растягивающий, поглаживающий.

Массаж носа

7. Направление движения: вдоль крыльной части носовой мышцы.

Тип движения поглаживающий, растирающий, вибрационный.

Массаж носогубной складки

8. Направление движения: от крыльев носа к углам губ.

Тип движения: поглаживающий.

Массаж рта

9. Направление движения от середины верхней губы к углам рта.

Тип движения: поглаживающий, растирающий, вибрационный.

10. Направление движения: от середины нижней губы к углам рта.

Тип движения: растирающий, вибрационный.

Массаж подбородка

11. Направление движения: от подбородка к углу рта.

Тип движения: поглаживающий, разминающий.

Массаж шеи

12. Направление движения:вдоль грудинно -ключично-сосцевидной мышцы.

Тип движения: поглаживающий, разминающий.

Гимнастика для мышц шеи.

Гимнастика для мышц шеи является промежуточным звеном между массажем лица и массажем языка. Она благотворно влияет на мышцы корня языка, расслабляет их. Рекомендуется:

1. Наклоны головы вправо-влево и вперёд -назад с наращиванием нагрузки от 1-3 до 10-12раз.

2. Круговые движения головой- не более 3 раз в каждую сторону.

ЛОГОРЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ ЯЗЫЧНОЙ МУСКУЛАТУРЫ:

Массируемые мышцы

языка Направление движения Тип движения

продольные мышцы от корня или средней части к кончику поглаживающие

вертикальные мышцы от корня языка к кончику и обратно ритмичное надавливание. Проведение щетиной зубной щётки

поперечные мышцы из стороны в сторону, продольно и зигзагообразно поглаживающие

Активизация мышц от корня к кончику вибрирующее с помощью шпателя или щетины зубной щётки

РАБОТА НАД ПРАВИЛЬНЫМ ДЫХАНИЕМ:

Дыхательная гимнастика без использования игровых приёмов.

Проведение с девочкой специальных упражнений, направленных на выработку правильной воздушной струи, в которых вдох и выдох носом чередуется со вдохом и выдохом ртом:

1. Вдох носом – выдох ртом;

2 Вдох-выдох носом

3. Вдох-выдох ртом.

4. Вдох ртом, выдох — носом

Во время проведения дыхательной гимнастики необходимо следить, чтобы ребёнок не поднимал плечи и не напрягался.

Дыхательная гимнастика с использованием игровых приёмов:

Предложить девочке задуть свечу с расстояния 15-20 см, затем с более далёкого расстояния. Предложить попробовать сдуть ватку с ладони.

-Обучать спокойному и плавному выдоху

-Обучать длительному выдоху, плавающие в воде. Этому способствует:

-дутьё на лёгкие пластмассовые игрушки;

-дутьё через трубочку в бутылочку с водой;

-дутьё на шарики и карандаши,

-игра в мыльные пузыри.

Дыхательные упражнения, способствующие выработки плавной и длительной воздушной струи:

«Футбол», «Ветряная мельница», «Снегопад», «Листопад», «Бабочка», «Кораблик»,

«Живые предметы», «Шторм в стакане», «Задуй свечу», «Чей пароход лучше гудит?»,

РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ ОБРАЩЁННОЙ РЕЧИ:

-Учить выполнять действия по словесной инструкции:

«Покажи, где тётя? Вот она, Покажи, где у тёти глазки? Вот они. Покажи, где у тёти ручки? Вот они»;

-Учить выполнять задание по речевой инструкции, включая 1, 2, 3 действия:

Возьми куклу. Возьми куклу и дай Маше. Возьми куклу, посади за стол, покорми»;

-Учить выполнять задания по речевой инструкции, включающей пространственные отношения между предметами: на, под, в, за.

«Поставь машинку на стол. Поставь матрёшку под стул. Найди куклу, она в шкафу. Принеси машинку, она под столом»

РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА:

-Побуждать повторять звуки, слоги, простые слова.

-Прослушивать звуки живой и неживой природы, звуки речи.

-Петь песенки со звукоподражанием.

ВОСПИТАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ НАВЫКОВ:

Активная артикуляционная гимнастика

Для развития подвижности артикуляционных органов необходимо проводить с девочкой активную артикуляционную гимнастику. Активная гимнастика предполагает проведение следующих ниже упражнений:

1. Собирание губ в «Трубочку».

2. Растягивание губ в улыбку.

3. Поднимание верхней губы с обнажением верхних дёсен

4. Опускание нижней губы с обнажением дёсен.

5. Приподнимание кончика языка шпателем к твёрдому нёбу или верхней губе.

6. Подтягивание языка вперёд: язык захватывается с помощью марлевой салфетки, осторожно подтягивается на нижнюю губу и отводится в сторону.

Начальный комплекс артикуляционной гимнастики

1. ОКОШКО- на счёт «раз» широко открыть рот, на счёт «два» закрыть рот.

2. ЛЯГУШКА- улыбнуться с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до 5.

Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.

3. ХОБОТОК -губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой. Удерживать их в таком положении на счёт до 5.

4. ЛЯГУШКА -на счёт «раз»«два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок»

5. ЛОПАТОЧКА -улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти.

6. ТРУБОЧКА-открыть рот, язык свернуть трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.

7. ТОЛСТЯЧОК-

а) Надувание обеих щёк одновременно.

б) Надувание правой и левой щёк попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую)

8. ХУДЫШКА-втягивание щёк в ротовую полость при опущенной нижней челюсти сомкнутых губах.

9. НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК-губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая.

10. ПРИЧЕШЕМ ЯЗЫЧОК-губы в улыбке, зубы сомкнуты. Широкий язык

протискивается наружу между зубами, так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка

11. ЧАСИКИ -улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остаётся неподвижной.

12. КАЧЕЛИ -улыбнуться, открыть рот. На счёт «раз-два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

III ЧАСТЬ: РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:

1. Массаж рекомендуется выполнять через день.

2. Массаж необходимо сочетать с дыхательной и артикуляционной гимнастикой.

3. Перед артикуляционной гимнастикой, которую рекомендуется выполнять после сеанса массажа, необходимо выполнить 1-2 упражнения для развития речевого дыхания.

4. Дыхательные упражнения выполняются в положении стоя в естественной позе, не напрягаясь.

5. При выполнении комплекса артикуляционных упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность – от простых упражнений к более сложным.

6. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом.

7. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10-15 раз

Главное, чтобы упражнения выполнялись правильно.

ЛИТЕРАТУРА:

Волкова Г. А. Психолого – педагогическая коррекция развития и воспитания

детей.

Е. Краузе Логопелический массаж. Артикуляционная гимнастика.

Мелехова Л. В., Фомичёва М. Ф Речь дошкольника и её исправление.

Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелёва, Г. В. Чиркина Основы логопедии.

Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона.

Источник

«Индивидуальная программа сопровождения учащегося с ОВЗ (моторная алалия)»

Одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права детей

с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на образование. Российское законодательство – прежде всего, Федеральный закон

Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов

в Российской Федерации», предусматривает гарантии прав на получение образования детьми с ОВЗ. Впервые в Законе «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья определен как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Группа детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития. В данную группу можно отнести как детей — инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Итак, дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

Индивидуальная программа сопровождения учащегося с ОВЗ Курочкина Дмитрия, 26.04.2008 г.р. была составлена после обследования социальных условий проживания ребёнка, педагогического, дефектологического, психологического и логопедического обследования, и на основе заключения невропатолога.

Дмитрий вступает в контакт со взрослыми. Проявляет интерес к занятиям, но быстро утомляется. Хорошо принимает помощь при затруднении в выполнении задания. Объём слуховой памяти низкий, запоминания имеют механический характер, объём смысловой памяти снижен. Внимание неустойчивое, в связи с быстрым утомлением, трудности произвольной концентрации внимания. Темп мыслительной деятельности заниженный. Низкий уровень развития мышления. Мышление имеет конкретно-ситуативный характер. Временные и пространственные представления сформированы недостаточно. Формы, цвета знает, различает. Речевое развитие ниже возрастной нормы. Речь малопонятна для окружающих. Дыхание и голос имеют отклонения от нормы. В речи не соблюдаются словесные ударения. Речь слитная, не скандированная. Однако, невыразительна, монотонна, логическое ударение почти отсутствует, деление речи паузами не всегда соответствует смыслу, наблюдаются нарушения темпа речи; в речи не соблюдаются орфоэпические правила. Звукопроизношение нарушено, возникают трудности в произношении слов сложной слоговой структуры. Снижен фонематический слух, процессы звукового анализа и синтеза сформированы недостаточно. В процессах словообразования и словоизменения допускает ошибки. Дмитрий испытывает незначительные затруднения в определении правильной последовательности серии картинок и составлении рассказа по ним. Пересказ прослушанного текста практически недоступен. Чтение у Дмитрия послоговое, монотонное, эмоционально неокрашенное. Читает охотно, но быстро утомляется от процесса чтения. Не всегда может осуществить простейшие мыслительные операции в уме, без опоры на наглядный материал. Затрудняется в выделении лишнего предмета. Слабо владеет обобщающими понятиями, не классифицирует. Наблюдается стабильное эмоциональное состояние. Выраженных признаков неадекватных эмоций не выявлено. Навыки самообслуживания сформированы.

Алалия – это отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Алалия – это языковое расстройство, при котором нарушается усвоение языковых единиц и правил их функционирования, что проявляется в нарушении лексико-грамматических и фонетико-фонематических операций в процессе порождения речевого высказывания. Иными словами, нарушаются все подсистемы языка.

Моторная алалия представляет собой сложный синдром, комплекс речевых и неречевых симптомов, отношения между которыми являются неоднозначными. В структуре речевого дефекта при моторной алалии ведущими являются языковые нарушения.

На основании заключений была разработана Индивидуальная программа сопровождения для данного ребёнка.

Цель логопедической программы – создание оптимальных условий для динамического речевого развития, определение наиболее эффективных приемов логопедического воздействия на разных этапах коррекционно-педагогического процесса с учетом образовательных потребностей, индивидуально-психологических особенностей и структуры дефекта ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание и формы работы в данном направлении следующие:

— наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);

— поддержание постоянной связи с учителем, школьным психологом, учителем-логопедом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;

— разработка индивидуального маршрута сопровождения обучающегося (каждым из специалистов ПМПк), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;

— контроль успеваемости и поведения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в классе;

— формирование комфортного микроклимата в классе для обучающийся с ограниченными возможностями здоровья;

— ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за обучающимися и др.);

— организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов обучающихся, их общее развитие.

При разработке программы придерживались следующих принципов коррекционной работы:

 Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

 Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

 Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

 Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

 Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в другие образовательные учреждения.

Подробнее хотелось остановиться на содержании логопедической программы.

У ребёнка с моторной алалией наблюдаются следующие нарушения:

  • просодической стороны речи;

  • фонематического анализа и синтеза;

  • звукопроизношения;

  • пространственно-временных представлений;

  • лексико-грамматического строя речи;

  • недостаточный объём словарного запаса;

  • недостаточно развита связная речь;

  • темп чтения не соответствует возрастной норме;

  • многочисленные дисграфические ошибки при письме по слуху.

Цель программы индивидуального логопедического сопровождения: устранение нарушений устной речи, устранение нарушений письменной речи; социальная адаптация и интеграция в общество.

Учитывая индивидуальные особенности развития Дмитрия, его образовательные потребности, решаются основные задачи коррекционно-логопедического сопровождения:

  • нормализация артикуляционной моторики;

  • развитие речевого дыхания и голоса, а также коррекция их нарушения;

  • нормализация просодических компонентов речи (мелодико-интонационной и темпово-ритмической стороны);

  • развитие зрительного гнозиса;

  • коррекция звукопроизношения;

  • развитие фонематической системы: дифференциации звуков, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений; 

  • увеличение пассивного и активного словарного запаса;

  • развитие лексико-грамматического строя речи;

  • коррекция процессов чтения и письма;

  • развитие связной речи: диалогической и монологической;

  • развитие коммуникативных навыков посредством повышения уровня общего речевого развития.

Важным требованием к логопедическим занятиям является учёт основных дидактических принципов: быть регулярными, систематическими и последовательными; проводиться в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка; опираться на сознательность и активность его; содействовать прочности воспитываемых навыков правильной речи и поведения.

Коррекционно — логопедическую работу с ребёнком, имеющим заключение моторная алалия, строю поэтапно, и опираюсь на онтогенетическую последовательность речевого развития по А. Н. Гвоздеву:

  • однословное предложение;

  • предложение из слов корней;

  • первые формы слов;

  • усвоение флексий;

  • усвоение предлогов;

  • наличие развернутой фразовой речи с проблемами в формировании лексики, грамматики, фонетики.

I этап — концентр «Звук». «Слог»

Цель – формирование первоначальных речевых навыков в системе речевого общения. Первый этап логопедической работы длится примерно до появления фразовой речи.

II этап — II концентр «Слово»

Цель – развитие словаря и фразовой речи.

III этап — III концентр «Фраза»

Цель – развитие речевого высказывания, как основной единицы речевого действия.

IV этап — IV концентр «Связная речь»

Цель – умение строить предложение из нескольких слов. Научить, грамматически правильно строить предложения из 3-5 слов.

V этап — V концентр «Звукопроизношение»

 Формирование звукопроизношения.

 Формирование слоговой структуры слов.

Представляю вашему вниманию фрагмент Индивидуальной программы логопедического сопровождения «Обогащение пассивного и активного словаря. Развитие лексико-грамматического строя речи. Развитие связной речи».

ИГРА «ГНОМИКИ»

Цели: 1.Тренировать в образовании существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения.

2. Развивать тонкую моторику пальцев рук.

3. Закреплять знания различения цвета.

Оборудование: Картинки, изображающие большого и маленького гномика (рядом с каждым гномиком крепится разноцветный шнурок); парные картинки с изображением больших и маленьких предметов с отверстиями.

Задания: большие предметы «отдай» большому гному, маленькие – маленькому.

Ребёнок нанизывает картинки на шнурки. Например, у большого гнома на розовом шнурке огурец, стул, карандаш; у гномика на голубеньком шнурочке огурчик, стульчик, карандашик.

ИГРА «СОСЧИТАЙ И ПРИШНУРУЙ»

Цели: 1. Тренировать в согласовании числительных с существительным.

2. Развивать тонкую моторику пальцев рук.

3. Закреплять математические представления.

Оборудование: Цифры с соответствующим количеством кружков (рядом с каждой цифрой прикреплён цветной шнурок); предметные картинки с изображением разного количества предметов с отверстиями.

Задание: сосчитай, сколько предметов на картинке, и прикрепи картинку к нужной цифре. Ребёнок «прошнуровывает» картинки и отвечает на вопросы:

Про какие предметы можно сказать один? (один апельсин), одна? (одна груша), два? Две? Логопед следит за правильным изменением окончаний.

Фрагмент программы учителя-дефектолога.

Фрагмент программы педагога-психолога.

Между всеми направлениями работы прослеживается тесная взаимосвязь: так над речью работают и дефектолог, и психолог; над развитием психических процессов — и логопед, и психолог; над пространственно-временными представлениями – все специалисты и учитель начальных классов.

В итоге логопедической работы Дмитрий должен научиться:

  • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

  • четко дифференцировать все звуки речи;

  • выполнять звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез;

  • правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

  • пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями;

  • владеть навыками пересказа и составления рассказа по сюжетной картинке;

  • владеть навыками словообразования и словоизменения;

  • грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка; предложно-падежные формы строить правильно и проговаривать четко; простые и сложные предлоги — употребляться адекватно;

  • использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.);

  • в письменных работах допускать меньшее количество дисграфических и орфографических ошибок.

Результативность логопедического сопровождения ребенка с моторной алалией отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования 2 раза в год с внесением последующих корректив в содержание логопедической работы.

Мониторинговая деятельность предполагает отслеживание:

  • эффективности Плана индивидуального логопедического сопровождения;

  • перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.

Примерный прогноз развития ребенка: При соблюдении специальных условий в организации коррекционно-образовательного процесса и стабильного состояния здоровья, ребенок сможет стабильно развиваться и обучаться в школе по общеобразовательной программе.

Заключение:

Планируемый результат — достижение ребёнком с моторной алалией уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе. Тесное взаимодействие педагогов ПМПк и родителей, комплексная диагностика ребенка всеми специалистами помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных возрасту и структуре дефекта ребенка с моторной алалией, его образовательным потребностям, чем достигается эффективность и стабильность результатов. Своевременность принятых мер, сотрудничество специалистов обеспечивают речевое развитие ребёнка с моторной алалией, в чём можно убедиться, сопоставив результаты стартового, промежуточного, итогового логопедического обследования.

Источник