Индивидуальная программа развития ребенка с дцп дефектолога
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для дошкольника с ДЦП.
Разделы:
Работа с дошкольниками
Коррекционная педагогика
Для детей с церебральным параличем характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами.
Многолетний опыт отечественных и зарубежных специалистов, работающих с детьми с церебральным параличем, показал, что чем раньше начата медико-психолого-педагогическая реабилитация этих детей, тем она эффективнее и лучше ее результаты.
Поэтому своевременно начатая коррекционная работа с больными детьми имеет важное значение в ликвидации дефектов речи, зрительно-пространственных функций, личностного развития.
Но, зачастую многие дети с ограниченными возможностями здоровья, особенно в сельской местности, лишены возможности посещать ДОУ компенсирующего вида и реабилитационные центры по причине их отсутствия. Дети с церебральным параличем (при незначительных нарушениях психо-моторных функций) попадают в детские сады общеразвивающего вида уже в старшем дошкольном возрасте, что значительно снижает эффективность коррекционно-развивающей работы и ее результативность.
Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения дошкольников с ДЦП. Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с ДЦП различной степени тяжести интеллектуального и физического дефекта.
Планирование и определение задач для индивидуальной коррекции осуществляется после комплексной диагностики с участием разных специалистов: врачей, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога. В частности психологическое обследование направлено на изучение личности ребенка, определение уровня развития сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов и анализа мотивационно-потребностной сферы.
С целью диагностики сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов используем комплекс психологических методик, предложенный Мамайчук И.И., а также комплекты Забрамной С.Д., Боровик О.В. и Стребелевой Е.А.
По окончании обследования составляется заключение, в котором детально описываются особенности поведения ребенка в процессе обследования, эмоционально-волевая сфера, особенности развития высших психических функций, общей и мелкой моторики, уровень развития деятельности; составляются рекомендации родителям и воспитателям, разрабатываются групповые и индивидуальные (при необходимости) коррекционно-развивающие программы.
Данная индивидуальная программа разработана в связи cо снижением познавательной активности, недостаточным развитием познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, задержкой речевого развития у ребенка с ДЦП, ранее не посещавшего ДОУ.
Данная индивидуальная программа разработана в связи cо снижением познавательной активности, недостаточным развитием познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, задержкой речевого развития у ребенка с ДЦП, ранее не посещавшего ДОУ.
Цель программы: коррекция и развитие сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов у дошкольника с ДЦП.
Задачи программы:
Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики.
Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.
Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогом с целью профилактики дезадаптации к условиям ДОУ.
Содержание программы. Программа условно делится на 3 блока.
Блок 1. направлен на развитие зрительно-моторного гнозиса на основе представлений о величине, форме, цвете, развитие целостности восприятия, тактильно-кинестетической чувствительности.
Блок 2. Коррекция и развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания, развитие пространственных ориентировок и временных представлений, развитие памяти.
Блок 3. Развитие наглядно-образного мышления, формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения
Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность от 15 минут (в начале учебного года) до 25 минут (в конце учебного года), общее количество занятий – 24 (Приложение 1)
Используемые в начале каждого занятия пальчиковые игры и упражнения («Доброе утро!», «Пальчики здороваются», «Наш малыш» и т.д.), способствуют безбоязненному отношению ребенка к педагогу, развивают координацию движений пальцев рук ребенка. Для развития тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики также используются игры с песком.
Релаксационные игры и упражнения, которые проводятся в конце каждого занятия, снижают психоэмоциональное и мышечное напряжение (Приложение 2).
В результате реализации программы у ребенка повышается познавательная активность, интерес к совместной деятельности со взрослым, развивается потребность ребенка в общении посредством речи.
Предполагаемые результаты:
1. Повышение познавательной активности, повышение работоспособности, развитие произвольности и устойчивости внимания.
2. Возможность использовать полученные знания в групповой коррекционно-развивающей работе.
3. Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения.
Литература:
Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: Книголюб, 2003. – 56 с.
Винник М.О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы / М.О. Винник. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 154 с.
Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. – СПб.: «Детство-пресс», 2004. – 64 с.
Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.
Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. – 400 с.
Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.
Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 232 с.
Титова М. Как сбросить усталость. // Школьный психолог №22 ноябрь, 2008.
Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000. –144 с.
Шанина С.А., Гаврилова А.С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI. 2010. – 249 с.
Шарохина В.Л. Коррекционно-рзвивающие занятия в средней группе: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2004. –
Источник
Для детей с церебральным параличем характерно
своеобразное психическое развитие,
обусловленное сочетанием раннего органического
поражения головного мозга с различными
двигательными, речевыми и сенсорными дефектами
[5].
Многолетний опыт отечественных и зарубежных
специалистов, работающих с детьми с церебральным
параличем, показал, что чем раньше начата
медико-психолого-педагогическая реабилитация
этих детей, тем она эффективнее и лучше ее
результаты.
Поэтому своевременно начатая коррекционная
работа с больными детьми имеет важное значение в
ликвидации дефектов речи,
зрительно-пространственных функций, личностного
развития [6].
Но, зачастую многие дети с ограниченными
возможностями здоровья, особенно в сельской
местности, лишены возможности посещать ДОУ
компенсирующего вида и реабилитационные центры
по причине их отсутствия. Дети с церебральным
параличем (при незначительных нарушениях
психо-моторных функций) попадают в детские сады
общеразвивающего вида уже в старшем дошкольном
возрасте, что значительно снижает эффективность
коррекционно-развивающей работы и ее
результативность.
Психологическая помощь является одной из
составных частей комплексного
психолого-медико-педагогического и социального
сопровождения дошкольников с ДЦП.
Индивидуальная психологическая коррекция
является одним из важных звеньев в системе
психологической помощи детям с ДЦП различной
степени тяжести интеллектуального и физического
дефекта.
Планирование и определение задач для
индивидуальной коррекции осуществляется после
комплексной диагностики с участием разных
специалистов: врачей, учителя-дефектолога,
учителя-логопеда, педагога-психолога. В
частности психологическое обследование
направлено на изучение личности ребенка,
определение уровня развития
сенсорно-перцептивных и интеллектуальных
процессов и анализа мотивационно-потребностной
сферы.
С целью диагностики сенсорно-перцептивных и
интеллектуальных процессов используем комплекс
психологических методик, предложенный Мамайчук
И.И. [6], а также комплекты Забрамной С.Д., Боровик
О.В. и Стребелевой Е.А.
По окончании обследования составляется
заключение, в котором детально описываются
особенности поведения ребенка в процессе
обследования, эмоционально-волевая сфера,
особенности развития высших психических
функций, общей и мелкой моторики, уровень
развития деятельности; составляются
рекомендации родителям и воспитателям,
разрабатываются групповые и индивидуальные (при
необходимости) коррекционно-развивающие
программы.
Данная индивидуальная программа разработана в
связи cо снижением познавательной активности,
недостаточным развитием познавательных
процессов: восприятия, памяти, внимания,
мышления, задержкой речевого развития у ребенка
с ДЦП, ранее не посещавшего ДОУ.
Заключение по результатам обследования
Саши Т., 5л. 5 мес.
В процессе психологического обследования
отмечены следующие особенности
эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка:
в контакт вступает не сразу, в последующем
контакт носит нестабильный характер из-за
высокой утомляемости, низкой работоспособности.
Эмоциональная реакция на ситуацию обследования
проявляется в виде волнения, настороженности.
Поощрение вызывает окрашенную положительными
эмоциями реакцию. После замечания сначала
отказывается от дальнейших действий, замыкается,
затем старается исправить ошибку.
Эмоциональный фон на протяжении всего
обследования тревожный. Наблюдается слабая
выраженность эмоций, частая смена настроений.
Общение пассивное при сниженной психической
активности. Критичность снижена.
Деятельность ребенка характеризуется
следующими показателями: проявляет выраженный
интерес в начале задания, но пропадающий из-за
повышенной отвлекаемости, низкой
работоспособности. Принимается общая цель
задания и элементы инструкции. Не может
самостоятельно выполнить задания вследствие
низкой концентрации внимания, неумения
построить программу действий. Характер
деятельности носит нестабильный характер:
целенаправленность и активность резко падают
из-за высокой истощаемости внимания. Динамика
деятельности неравномерная, темп крайне
медленный. Работоспособность снижена. При
выполнении заданий ребенку требуется
организующая, наглядно-действенная и обучающая
помощь взрослого.
Результаты изучения психических функций
Зрительное восприятиеразвито
недостаточно: различает цвета (выбор по
названию): желтый, синий, зеленый, черный, белый,
наблюдаются трудности в различении оттеночных
цветов; соотносит и дифференцирует предметы по
величине; частично соотносит предметы по форме
(круг, квадрат). Наблюдаются значительные
искажения в передаче формы целостного образа и
его частей.
Временные представления не сформированы,
пространственные представления сформированы
частично: называет и показывает части тела и
лица, не дифференцирует правую и левую стороны.
Внимание рассеянное, истощаемое, волевое
усилие минимально, неустойчивое. Взгляд
фиксирует на предмете ненадолго, наблюдается
механическое скольжение внимания с одного
объекта на другой, максимально концентрирует
внимание на задании в течение 3-5 минут. Объем
зрительного внимания намного ниже средних
показателей возрастной группы. При выполнении
заданий требуется постоянная индивидуальная
обучающая помощь взрослого, внешняя стимуляция.
Память.Медленное запоминание и
быстрое забывание. Преобладает непроизвольное,
механическое запоминание. Объем слуховой и
зрительной памяти снижен.
Кругозор ограничен, знания отрывочны,
бессистемны. Мышление наглядно-действенное.
При выполнении заданий, требующих анализа,
синтеза, сравнения, выделения главного,
требуется обучающая помощь взрослого, хотя и она
зачастую не дает должного эффекта.
Мелкая моторика.Нарушение
координации движений. Недостаточная
согласованность действий рук. Тремор правой
руки, движения ограничены; движения левой руки
резкие, угловатые, нет плавности, карандаш
удерживает с трудом.
Состояние речи. Артикуляционный аппарат:
тремор языка, девиация вправо; словарь –
звукоподражания «кис», «му-му», «мяу», «би-би»,
«баба», «мама», «папа», «дай» ,звукопроизношение
грубо нарушено, фонематический слух нарушен,
слоговая структура слова не сформирована,
грамматический строй не сформирован.. Понимает
простые инструкции. Ответы односложные, речь
невнятна, в речи использует отдельные слоги и
односложные слова: «Да», «Нет». Связная речь не
развита.
Уровень усвоения учебного материала:
запас общих представлений низкий, представления
о количестве сформированы недостаточно,
дифференцирует понятия «один» – «много»,
ребенок обучаем, помощь взрослого использует
недостаточно, перенос знаний затруднен.
Заключение: ДЦП, диплегическая форма,
средней степени тяжести, резидуальная стадия.
Симптоматическая эпилепсия, внеприступный
период. Задержка речевого развития, сочетающаяся
с задержкой интеллектуального развития. Общее
недоразвитие речи I – II уровня. Дизартрия.
Данная индивидуальная программа разработана в
связи cо снижением познавательной активности,
недостаточным развитием познавательных
процессов: восприятия, памяти, внимания,
мышления, задержкой речевого развития у ребенка
с ДЦП, ранее не посещавшего ДОУ.
Цель программы: коррекция и развитие
сенсорно-перцептивных и интеллектуальных
процессов у дошкольника с ДЦП.
Задачи программы:
- Развитие познавательных процессов: восприятия,
памяти, мыслительных операций, коррекция
внимания, развитие пространственно-временных
представлений, общей и мелкой моторики. - Обучение игровым навыкам, навыкам
произвольного поведения. - Снижение эмоционального и мышечного
напряжения, развитие коммуникативных навыков,
навыков взаимодействия с педагогом с целью
профилактики дезадаптации к условиям ДОУ.
Содержание программы. Программа
условно делится на 3 блока.
Блок 1. направлен на развитие
зрительно-моторного гнозиса на основе
представлений о величине, форме, цвете, развитие
целостности восприятия,
тактильно-кинестетической чувствительности.
Блок 2. Коррекция и развитие устойчивости,
объема, концентрации и произвольности внимания,
развитие пространственных ориентировок и
временных представлений, развитие памяти.
Блок 3. Развитие наглядно-образного мышления,
формирование мыслительных операций: анализа,
синтеза, сравнения, исключения, обобщения
Занятия проводятся 1 раз в неделю,
продолжительность от 15 минут (в начале учебного
года) до 25 минут (в конце учебного года), общее
количество занятий – 24 (Приложение
1)
Используемые в начале каждого занятия
пальчиковые игры и упражнения («Доброе утро!»,
«Пальчики здороваются», «Наш малыш» и т.д.),
способствуют безбоязненному отношению ребенка к
педагогу, развивают координацию движений
пальцев рук ребенка. Для развития
тактильно-кинестетической чувствительности и
мелкой моторики также используются игры с
песком.
Релаксационные игры и упражнения, которые
проводятся в конце каждого занятия, снижают
психоэмоциональное и мышечное напряжение (Приложение 2).
В результате реализации программы у ребенка
повышается познавательная активность, интерес к
совместной деятельности со взрослым,
развивается потребность ребенка в общении
посредством речи.
Предполагаемые результаты:
1. Повышение познавательной активности,
повышение работоспособности, развитие
произвольности и устойчивости внимания.
2. Возможность использовать полученные знания в
групповой коррекционно-развивающей работе.
3. Снижение психоэмоционального и мышечного
напряжения.
Литература:
- Арцишевская И.Л. Работа психолога с
гиперактивными детьми в детском саду. – М.:
Книголюб, 2003. – 56 с. - Винник М.О. Задержка психического развития
у детей: методологические принципы и технологии
диагностической и коррекционной работы / М.О.
Винник. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 154 с. - Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.
Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. –
СПб.: «Детство-пресс», 2004. – 64 с. - Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое
изучение детей с нарушениями развития. – М.:
Издательство «Книголюб», 2008. - Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии
обучения и воспитания детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для
студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.:
Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с. - Мамайчук И.И. Психокоррекционные
технологии для детей с проблемами в развитии. –
СПб.: Речь, 2006. – 400 с. - Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное
воспитание детей с отклонениями в развитии:
сборник игр и игровых упражнений. – М.:
Издательство «Книголюб», 2008. - Семенович А.В. Нейропсихологическая
диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб.
пособие для высш. учеб заведений. – М.:
Издательский центр «Академия», 2002. – 232 с. - Титова М. Как сбросить усталость. //
Школьный психолог №22 ноябрь, 2008. - Тихомирова Л.Ф. Познавательные
способности. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия
развития, 2000. –144 с. - Шанина С.А., Гаврилова А.С. Пальчиковые
упражнения для развития речи и мышления ребенка.
– М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI. 2010. – 249 с. - Шарохина В.Л. Коррекционно-рзвивающие
занятия в средней группе: Конспекты занятий. – М.:
Книголюб, 2004. – 72.
Источник