Индивидуальная программа развития ребенка по русскому языку
Комаровой Снежаны Денисовны.
2019г.
Комаровой Снежаны Денисовны.
Индивидуальный образовательный маршрут — это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении учителями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
Цель: сформировать благоприятные условия обучения и создать психологическую комфортную обстановку в школе для успешного развития индивидуальности ребёнка. Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
Этап 1 – диагностический.
Цель – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.
№
Использованная методика
Сроки
Ответственный
1
Методика «Карта одаренности» (на основе методики Хаана и Кафа). Цель диагностирования: оценит степень выраженности у ребенка различных видов одаренности.
1-2 неделя сентября
школьный психолог Лагерева Наталья Сергеевна
2
Опросник Г.А. Карповой «Учебная мотивация».
Цель: определить характер и наличие учебной мотивации.
1-2 неделя сентября
классный руководитель Тертычная Анна Александровна
3
Методика Климова И.И. «Карта интересов»
3-4 неделя
сентября
школьный психолог Лагерева Наталья Сергеевна
4
Опросник Айзенка. Личностные особенности.
3-4 неделя
сентября
школьный психолог
Лагерева Наталья Сергеевна
5
Тест на определение уровня школьной тревожности. Автор — Филлипс.
3-4 неделя
ноября
школьный психолог Лагерева Наталья Сергеевна
6
Социометрия. Автор — Дж. Морено.
3-4 неделя
декабря
школьный психолог
Лагерева Наталья Сергеевна
Разработка индивидуального учебного плана, программы, маршрута.
1
Разработка индивидуального маршрута одаренного ребенка.
1 неделя октября
Учитель русского языка и литературы Гладких Аэлита Николаевна
2
Составление индивидуального учебного плана по предметам: русскому языку, математике
1 неделя октября
учитель русского языка и литературы Гладких Аэлита Николаевна,
учитель математики Крючкова Вера Андреевна
3
Выбор темы исследовательской работы по русскому языку
2 неделя октября
руководитель
Гладких Аэлита Николаевна
4
Составление плана учеником для учета желаний ребенка.
2 неделя октября
Психолог Лагерева Наталья Сергеевна
5
Беседа с родителями. Цель: учет социального заказа родителей.
2 неделя октября
классный руководитель
Тертычная Анна Александровна
Прогнозирование — индивидуальный учебный план – «Я выбираю предметы для изучения»
Предмет
Причина выбора
Форма работы
Ожидаемые результаты
Русский язык
1.Результативное участие во Всероссийских и международных дистанционных и онлайн-олимпиадах
2.Выраженный интерес к предмету
Индивидуальные и дистанционные консультации.
1.Результативное участие в городском этапе Всероссийской олимпиады.
2.Участие в интеллектуальном марафоне «Волшебная осень».
3. Выступление на Пушкинской конференции.
4. Проба пера. Участие в региональном детском писательском конкурсе.
Математика
1.Результативное участие во Всероссийских и международных дистанционных и онлайн-олимпиадах
2.Выраженный интерес к предмету
Индивидуальные и дистанционные консультации.
Результативное участие в городском этапе Всероссийской олимпиады.
«Интеграция с другими специалистами»
Составление карты познавательной деятельности ребенка психологом, классным руководителем, руководителем МОУ и учителями – предметниками: учителем русского языка и литературы Гладких А.Н., Крючковой В.А.
сентябрь
Карта познавательной деятельности ребенка
Разработка индивидуального образовательного маршрута педагогом Гладких А.Н.
октябрь
Индивидуальный образовательный
маршрут
Прохождение тестов, предметных олимпиад (внутришкольные, муниципальные)
октябрь
Расписание посещений занятий
Диагностирование, рефлексия школьным психологом
Лагеревой Натальей Сергеевной
руководителем МОУ,
педагогом Гладких А.Н.
ежемесячно
Карта наблюдений, рекомендации учителями – предметниками
Беседа с родителями о здоровье ребенка, об эмоциональном состоянии.
Классный руководитель Тертычная Анна Александровна
ежемесячно
Карта наблюдений за состоянием здоровья ребенка,
Проектирование – индивидуальная образовательная программа – «Я составляю программу образовательной деятельности»
Планирование
Мероприятия
Результат
Подготовка к участию на школьном и муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по русскому языку и математике
1. Работа с учителями.
2. Индивидуальная работа.
3. Посещение занятий по внеурочной деятельности
4. Посещение занятий кружка «Словесность»
1.Школьный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку – 3 место.
2.Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку -участие
Подготовка к участию в дистанционных олимпиадах, онлайн-олимпиадах и конкурсах по русскому языку, математике
1. Индивидуальные консультации.
2. Индивидуальная работа.
3. Посещение занятий по ввнеурочной деятельности
4. Посещение занятий кружка «Словесность»
1.Всероссийская межпредметная олимпиада на сайте «Учи.ру» — 1 место
2. «Учи.ру». — Всероссийский марафон «Волшебная осень»
3.Региональный писательский конкурс (муниципальный этап) – 3 место
4. Школьная пушкинская конференция – 1 место
5. Районные пушкинские чтения «90 лет Московской области» — участие
«Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника»
Самооценка: «Что я хотел?»
«Что я сделал для достижения цели?»
«Чему научился?»
«Что необходимо сделать ещё?»
1.Стать отличником по всем предметам.
2.Заявить о себе на различных уровнях.
3.Опробовать новый для меня вид обучения.
1.Я внимательно слушала педагогов на индивидуальных консультациях и внеурочной деятельности.
2.Я усиленно занималась самостоятельно.
3.Я спланировала графиком в соответствии с режимом.
4.Я не останавливаюсь на достигнутом.
5.Я корректирую свою работу в соответствии с обстоятельствами.
6.Я укрепляю свое здоровье , чтобы мой организм выдерживал большие нагрузки, занимаюсь спортом, много бываю на свежем воздухе, чередую активный отдых с учебной деятельностью.
Я научилась:
1.не отступать от составленного плана;
2.преодолевать трудности;
3.добросовестно работать над собой;
4.общаться с разными людьми в процессе обучения;
5.адекватно оценивать свои достижения и корректировать деятельность в изменяющихся обстоятельствах;
6.адекватно воспринимать как поражения, так и победы;
6.прислушиваться к своему организму и реагировать на его запросы.
Мне необходимо:
1.стать более собранной;
2.активнее участвовать в жизни класса;
3.продолжить повышение уровня своих знаний;
5. участвовать в новых для меня конкурсах, олимпиадах;
6. не останавливаться на достигнутом, идти вперед;
7.следить за своим здоровьем.
Портфолио за 1 полугодие 2019-2020 учебного года
Олимпиады:
1.Школьный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку – 3 место.
2.Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку -участие
3. Живая классика – 1 место ( школьный этап)
Городские конкурсы, форумы.
1.Всероссийская дистанционная олимпиада «учи.ру» -1 место.
2. Региональный детский писательский конкурс – з место.
3. Исследовательская работа «Моя малая родина – село Покровское» ( районные осенние пушкинские чтения. 90 лет Московской области» — участие.
Подпись Гладких А.Н.
Источник
Индивидуальная программа курса «Русский язык»
для детей с ТНР
2019-2020 уч.г.
Преподаванию русского языка отводится чрезвычайно важное место в общей системе образования обучающихся с ТНР. Это обусловлено характером и структурой речевого дефекта у обучающихся с ТНР, с одной стороны, и исключительной ролью речи в психическом развитии ребенка, с другой стороны. Кроме того, от успешного усвоения родного языка во многом зависит и успеваемость обучающихся по всем другим предметам. У обучающихся с ТНР отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения как устной, так и письменной речи. У обучающихся с ТНР оказываются недостаточно сформированными многие уровни и этапы речевой деятельности: мотивационный, смысловой, языковой, сенсомоторный. Однако ведущим в структуре речевого дефекта этих детей является недоразвитие языкового уровня речевой деятельности, которое проявляется в нарушении усвоения языковых единиц и правил их сочетания, комбинирования, в нарушении использования закономерностей языка в процессе речевого общения. Нарушения речевого развития у обучающихся с ТНР проявляются как на уровне практического использования языка, так и на уровне осознания правил языка. Особенно страдает осознание языковых правил, т.е. формирование языковых обобщений: фонематических, лексических, морфологических, синтаксических.
В связи с этим в процессе обучения русскому языку обучающихся с ТНР проводится целенаправленная и систематическая работа по коррекции нарушений речи, развитию фонетико-фонематической и лексико- грамматической стороны речи, формированию диалогической и монологической речи. Преподавание русского языка осуществляется с использованием различных методов, но имеет главной целью коррегировать недостатки речевого развития, создать предпосылки для овладения школьными знаниями, умениями и навыками. Специально разработанная система занятий по русскому языку предусматривает овладение обучающимися различными способами и средствами речевой деятельности, формирование языковых обобщений, правильное использование языковых средств, в процессе общения, учебной деятельности, закрепление речевых навыков в спонтанной речи.
В связи с этим в процессе преподавания русского языка ставятся следующие задачи:
— сформировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— осуществлять профилактику специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок;
— закреплять практические навыки правильного использования языковых средств, в речевой деятельности;
— формировать осознание некоторых правил языка на уроках русского языка;
— формировать «чувство» языка;
— вырабатывать навыки правильного, сознательного чтения и аккуратного, разборчивого письма;
— развивать умение выражать свои мысли в устной и письменной форме;
— расширять опыт коммуникации обучающихся в ближнем и дальнем окружении;
— обеспечить условия для коррекции нарушений устной речи, профилактики и коррекции дислексий, дисграфий и дизорфографий.
На всех уроках обучения русскому языку и дополнительных развивающих занятиях ставятся и решаются как образовательные, развивающие, так и коррекционные задачи.
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Чтение. Понимание учебного, художественного, научно-популярного текстов. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Овладение технической стороной процесса чтения.
Письмо. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.
— Создание (с помощью взрослого) небольших собственных текстов (рассказов) по тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин)
— правописание глухих и звонких согласных в корне слова (в конце и в середине),
— правописание безударной гласной в корне слова,
— Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании-
— Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.
— Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
— Проверка написанного при помощи сличения с текстом — образцом и послогового чтения написанных слов.
— Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка навыка писать большую букву в именах людей и кличках животных.
Слово и предложение.
— Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. — Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка
— знаки препинания в конце предложения.
— изучение родственных слов
— выделение корня слова
— ознакомление с грамматическими значениями существительных (род, число, падеж и т. д.)
— знакомство с изменением глаголов по числам, временам, глаголов прошедшего времени по родам, видов глаголов (морфологический состав которых включает корень и окончание (ходит, прыгает, бросает, ест).
— первоначальные наблюдения над изменением прилагательных
— закреплять навыки нахождения главных членов предложения, ставить вопросы к главным членам предложения
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Предполагаемые результаты обучения.
Развитие речи: умение составлять предложение на заданную тему; умение составлять текст из 3 – 5 предложений.
Русский язык: сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками, различение ударных и безударных гласных звуков, различение звонких и глухих звуков, запоминание простейших правил правописания слов с этими звуками (при списывании).
Источник
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №22
Красноармейский район
Ст. Ивановская
Утверждаю: Директор_________Н.Ф.Шепелева |
Индивидуальная программа работы
с одарёнными детьми по русскому языку и литературе
на 2018-2019 учебный год.
Составила: Ежебокова Н.А.
учитель русского языка и литературы.
Пояснительная записка.
Приоритетный национальный проект «Образование», национально-образовательная инициатива «Наша новая школа» предусматривают мероприятия по государственной поддержке способной и талантливой молодёжи, что актуализирует проблему методического сопровождения деятельности педагогов, работающих со способными и одарёнными детьми в условиях общеобразовательной школы. Анализ результатов предметных олимпиад на муниципальном, региональном уровнях показал необходимость в разработке программы по работе с одаренными детьми в области филологии.
Индивидуальная программа учителя русского языка и литературы по работе с одарёнными детьми нацелена на одарённых учащихся 6-7 классов. Благодаря занятиям, учащиеся могут углубить свои знания по лингвистике, по теории литературы, стилистике. Кроме того, курс ставит своей задачей привить навыки наиболее рациональной работы с текстом. Учащиеся зачастую слабо владеют навыками серьезного, вдумчивого чтения, логического и литературного анализа текста. Курс способствует развитию эстетического вкуса, формирует их духовную культуру, гражданскую позицию, развивает творческие способности и склонности учащихся, их фантазию, образное мышление, творческую инициативу.
Программа способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения; формирует у учащихся высокую гражданскую позицию; способствует воспитанию речевой культуры школьников.
Нормативная база.
В основу программы положены:
Конституция РФ;
Закон РФ об образовании;
Постановление президента РФ № 322 от 10.11.1992 г. «Об активизации работы по выявлению и социально-экономической поддержке одаренных детей и подростков»;
Президентская программа «Дети России» (1995г.);
Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 3 апреля 2012 года.
Целью программы является: создание системы условий, направленных на поддержку и развитие одарённых учащихся 6-7 классов в области филологии.
Задачи:
1. Оказать педагогическую поддержку талантливым учащимся 6-7 классов.
Стимулировать интеллектуальное развитие обучающихся.
Создать условия, обеспечивающие развитие системы исследовательской деятельности обучающихся в целях повышения эффективности образовательной деятельности в области филологической направленности.
Обеспечить участие одаренных учащихся 6 и 7 классов в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе всех уровней.
Обеспечить участие одарённых учащихся в различных творческих конкурсах по русскому языку и литературе.
При реализации направлений программы применяются различные формы и методы.
Формы занятия данного курса как традиционные – это практические занятия, лекции с элементами беседы, так и нетрадиционные: устный журнал, литературная гостиная, презентация, защита творческого проекта и другие.
Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной деятельности учащихся. Это исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др.
Формы контроля в ходе занятий курса могут быть различные: кроссворды, викторины, творческие проекты, презентации, сочинения, чтение наизусть и другие.
Индивидуальная программа работы с одарёнными детьми по русскому языку и литературе
рассчитана на 1год — 34 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Программа работы с одарёнными детьми спланирована для учащихся 6-7-ых классов на 2018-2019 учебный год.
Основные направления программы.
Реализация настоящей программы предполагает комплекс мероприятий:
1) подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе;
2) исследовательская деятельность учащихся в области филологии;
3) интеллектуальные и творческие конкурсы.
Этапы и сроки реализации:
I. Организационный этап ( сентябрь — октябрь )
Данный этап включает в себя программное обоснование работы с одаренными детьми, анализ банка «Участники олимпиадного движения», повышение компетенции педагога в работе с одарёнными детьми через самообразование, курсы повышения квалификации.
II. Практический этап (ноябрь — апрель .)
Данный этап предполагает:
реализацию программы по работе с одаренными учащимися;
расширение форм работы с одарённым учащимся.
III. Обобщающий этап ( май)
На данном этапе предполагается: соотнесение результатов реализации программы с поставленными целями, распространение опыта работы педагога, проектирование перспектив, путей и способов дальнейшей работы по поддержке и развитию одаренных учащихся.
Результатом реализации программы должно стать положительное изменение качественных характеристик участия обучающихся в:
предметных олимпиадах;
НПК;
интеллектуальных конкурсах.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе | 13 | 5 | 8 |
2 | Исследовательская деятельность учащихся | 14 | 4 | 10 |
3 | Интеллектуальные и творческие конкурсы | 6 | 6 | |
4 | Заключительное занятие | 1 | 1 | |
ИТОГО | 34 | 10 | 24 |
Содержание работы.
Подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и
литературе
Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Поэтому, прежде всего, необходимо:
составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности, психические особенности;
определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам;
выбрать форму отчета обучающегося по предмету (тесты, вопросы, задания и т.д.) за определенные промежутки времени;
предоставить ученику:
название темы;
план изучения темы;
основные вопросы;
понятия и термины, которые он должен усвоить;
практические работы;
список необходимой литературы;
формы контроля;
задания для самопроверки.
Для анализа результатов работы оформить таблицу:
Предмет;
Дата и время консультаций;
Главные рассматриваемые вопросы;
Время работы с темой по программе;
Дополнительные вопросы, не предусмотренные программой;
Невыясненные вопросы.
Подобная работа может выполняться и с группой учеников, но при этом должна быть ориентирована все же на каждого индивидуально.
В качестве практических заданий рекомендуется использовать задания предметных олимпиад по русскому языку и литературе разных уровней.
В работе с учащимися основной школы используются доступные
сборники олимпиадных задач.
Тестовые и олимпиадные задания для старшеклассников и абитуриентов /ред. Т. В. Губернская, И. И. Коган. – СПб.: Азбука, 2004
Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. – М.: Просвещение, 1994.
Сборники «Русский медвежонок».
Умникам и умницам. – ТОИПКРО, 2005
Книги из серии «Занимательно о русском языке» и т.п., рекомендуемые ребятам для самостоятельного чтения.
Одинцов, В. В. Лингвистические парадоксы/ В. В. Одинцов. – М.: Просвещение, 1988.
Большую роль играет в самоподготовке к олимпиадам возможность пользоваться Интернетом. Здесь существует более 3000 адресов, где публикуются олимпиадные задания. И, конечно же, учащийся выполняет задания олимпиад прошлых лет (как муниципального, так и регионального уровня).
Программа работы с одаренными детьми предусматривает и так называемый «олимпиадный тренинг», цели и задачи которого следующие:
формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся;
развитие логического мышления в олимпиадных тренингах;
формирование общеучебных умений – работы с научно-популярной книгой, со справочной литературой;
расширение кругозора, развитие творческих способностей.
Тренинг включает работу с понятиями из области
фонетики, орфоэпии (представлены все акцентологически трудные слова);
лексики (калькирование, типы диалектизмов, говоры, вопросы о контекстуальных синонимах и антонимах);
фразеологии (стилистическая окраска, синтаксическая роль устойчивых сочетаний);
морфемики и словообразования (этимология морфем);
морфологии (различие частей речи, отглагольные образования, предикативы, грамматическая категория рода, категория вида, категория состояния, категория залога, несогласованное глагольное сказуемое и т.д.);
синтаксиса (номинативное предложение, обращение, пауза, период, приложения и т.д.).
Усвоение теоретических понятий осуществляется в практической деятельности учащегося при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении разных видов языкового разбора.
2. Исследовательская деятельность учащегося.
Работа педагога по организации исследовательской деятельности направлена на:
развитие рефлексивной деятельности учащегося по осмыслению основных проблем исследования;
координацию направлений научно-исследовательской деятельности;
подготовку к участию в научно-исследовательских конференциях.
Приобщение к школьной исследовательской практике начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные свои результаты. Но для того, чтоб иметь эти результаты, следует обладать определенной интеллектуальной культурой. Исходя из этого, учитель планирует работу по подготовке учащегося к исследовательской деятельности.
На первом этапе работы педагог должен научить:
а) проведя анализ данных, находить взаимосвязи и взаимозависимости между ними;
б) исходя из имеющихся суждений, делать логические правильные умозаключения,
в) облекать догадки и предположения в форму гипотез.
На втором этапе формируется умение исследовать проблемные ситуации, используя универсальный метод – метод моделирования.
На третьем этапе происходит знакомство с методикой обработки информационных данных. Такая деятельность, в особенности на своих начальных порах, должна быть направлена на достижение понятных школьнику целей, он сам должен почувствовать «вкус» к такой работе, занимаясь конкретными исследованиями, решая понятные для него творческие задачи.
Желательно чтобы учащийся, приобщаясь к научно-исследовательской работе, двигался по своеобразной лестнице. На первой ее ступеньке, изучая конкретную проблему, фиксируется, исходя из литературного обзора, достигнутый уровень знаний по ней. Здесь же учащийся, используя метод сравнения, может аргументированно высказать свое собственное мнение об изучаемой проблеме. Итогом такой исследовательской деятельности является соответствующая реферативная работа.
На следующей ступеньке этой лестницы находятся исследовательские работы, т.е. творческие работы, выполненные с помощью корректной, с научной точки зрения, методики, имеющие свои собственные исходные данные, на основании которых и делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.
В процессе исследовательской деятельности обучающегося используются следующие
учебные приемы:
выделение основной проблемы в предложенной ситуации;
определение темы и цели исследования;
формулирование и отбор полезных гипотез;
определение пригодности выбранной для проверки гипотезы;
разграничение допущений и доказанных положений;
планирование проверки гипотезы;
планирование результата;
составление схем, таблиц для выявления закономерностей, обобщений, систематизации полученных результатов исследования;
установление связи полученных данных с поставленной проблемой;
систематизация фактов, явлений;
интерпретация данных;
использование обобщений и абстрагирования, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции;
установление аналогий;
формулирование определений и выводов на основе теоретических и фактических исследований;
решение задачи в новой ситуации;
написание творческого сочинения, реферата.
3. Интеллектуальные и творческие конкурсы
На развитие одаренности направлена и работа по подготовке обучающихся к интеллектуальным и творческим конкурсам:
филологический чемпионат;
конкурс «Проба пера»;
конкурсы проекта «Познание и творчество»;
участие в различных сетевых конкурсах: intolimp.org, и других;
дистанционная олимпиада «Летописец».
Подготовка предполагает анализ заданий предыдущих конкурсов, систематизацию ЗУН обучающихся по всем разделам школьного курса русского языка и литературы, а также за рамками школьной программы по предметам.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Формы организации учебного занятия | Количест во часов | Творческие работы |
1 | Подготовка учащихся к предметным олимпиадам по русскому языку и литературе. Фонетика. Орфоэпия. | Учебная лекция. Практическое занятие. | 1 | Составление кроссворда |
2 | Лексика. Фразеология. | Практическое занятие. | 1 | Презентация |
3-5 | Морфемика. | Презентация + практические занятия | 3 | Практическая работа |
6-7 | Морфология | Лекция с элементами беседы + практическое занятие | 2 | Составление вопросов викторины по теме |
8 | Синтаксис | Практическое занятие | 1 | Практическая работа |
9-10 | Стили и типы текстов | Практическое занятие | 2 | Творческий проект |
11-12 | Творчество писателей- классиков: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя | Устный журнал | 2 | Творческий проект, чтение наизусть |
13 | Работа над сочинением по произведениям писателей-классиков | Практическое занятие | 1 | Сочинения |
14-15 | Основные виды творческо-исследовательских работ и особенности их выполнения. Подготовка доклада.Правила составления аннотации, тезисов, научной статьи, эссе.Реферат. | Практические занятия | 2 | Составление аннотации, тезисов. Написание эссе. |
16-18 | Исследовательские умения: анализ, обобщение, выявление закономерностей, сравнение, причинно – следственные связи. Выдвижение и обоснование гипотезы. Оценка собственной деятельности, рецензирование работ. | Практические занятия | 3 | Решение исследовательских задач. Написание рецензии. |
19 | Работа с литературными источниками | Практическая работа в школьной библиотеке и в компьютерном классе. | 1 | |
20-21 | Этапы выполнения научно- исследователь- ской работы. Выбор темы исследования, определение ее актуальности. Постановка цели и задач исследования. Определение объекта и предмета исследования. Выдвижение гипотезы | Беседа | 2 | Представление результатов работы |
22-23 | Изучение научной литературы по теме исследования. Выполнение практической части исследовательской работы. Анализ результатов. Выводы. | Беседа + практическое занятие | 2 | Защита творческого проекта, презентация |
24-25 | Основные требования к структуре и оформлению научно-исследовательских работ. | Практическое занятие | 2 | Демонстрация оформленной работы |
26-27 | Научный доклад – итог исследовательской работы школьника | 2 | Защита научно-исследовательской работы | |
28 | Интеллектуальные и творческие конкурсы. Филологический чемпионат | Соревнование знатоков | 1 | Защита проекта |
29 | Конкурс «Проба пера» | Сочинение | 1 | Сочинение |
30 | Выполнение конкурсного задания проекта «Познание и творчество» | Практическая работа | 1 | |
31 | Выполнение задания сетевого конкурса infolimp.org | Практическая работа | 1 | |
32 | Выполнение задания сетевого конкурса infourok.ru | Практическая работа | 1 | |
33 | Выполнение заданий олимпиады «Ле? |