Индивидуальная программа развития ребенка по музыкальному развитию

Программа индивидуального сопровождения

                   музыкально — одарённого ребёнка

                                   «Гамма»

Разработала:

Музыкальный руководитель

Гофман Л. В.

Пояснительная записка

Проблема работы с одаренными детьми является очень актуальной в современном мире и интересует многих педагогов.

Очень важно научить ребёнка нестандартно, творчески мыслить. Однообразное повторение одних и тех же действий приводит к потере интереса к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

Способности к музыке начинают проявляться рано. К двум-трем годам одарённые дети различают все мелодии, которые слышат, и точно их интонируют. Некоторые начинают петь раньше, чем говорить.

Развитие ребёнка приведет к первым попыткам (в пять-шесть лет) придумать что-то свое.

Исполнительские и творческие способности могут проявляться у детей по-разному. У одних обнаруживается способность к творческому восприятию музыки, у других – к одному из видов исполнительства. Ребёнка надо обучать не только всему необходимому, но и создавать благоприятную атмосферу для раскрытия его талантов и способностей. Нет сомнения в том, что все дети талантливы, нередко это скрыто от окружающих. Найти, раскрыть, способствовать развитию талантов ребёнка – одна из важнейших задач педагога.

Данная Программа ориентирована на развитие музыкальных способностей Нагоевой Заиры (возраст 6 лет).

Заира посещает подготовительную группу детского сада, начиная со второй младшей группы. Адаптационный период протекал без осложнений. Девочка старательная, активная, общительная, пользуется авторитетом у детей, обладает артистическими способностями. Очень любит петь и танцевать, декламировать стихи. Всегда вежлива и приветлива ко взрослым. Заира всегда опрятна. Родители следят за её внешним видом. Речь чистая, чёткая.

У девочки был выявлен высокий уровень музыкальных способностей и склонность к творчеству. У неё развито чувство ритма, музыкально – слуховые представления, а также развито ладовое чувство. Заира обладает хорошими вокальными данными, сама сочиняет песенки и подбирает их на фортепиано.

Наблюдая за ребёнком, было отмечено, что она очень активна и раскрепощена, когда речь идёт о музыке. Наблюдая за Заирой, я и её родители заметили, что раньше она пела в основном для себя. А сейчас  с удовольствием выступает на концертах, конкурсах, где проявляется и её эмоциональность, актёрские способности.

Цель программы по поддержке музыкальной одаренности Нагоевой Заиры:

создание условий для развития и реализации музыкальных и творческих способностей ребёнка с учетом его возрастных и индивидуальных психологических особенностей.

Задачи для реализации данной программы:

1. Развивать музыкально — сенсорные способности.

2. Обогащать музыкальные впечатления.

3. Формировать потребность к самовыражению в эстетической деятельности.

4. Развивать коммуникативные способности, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни.

5. Обогащать предметно развивающую среду.

6. Стимулировать ребёнка к творческой импровизации.

7. Организовать просветительскую работу с родителями, вовлечь их в процесс в качестве активных участников и партнёров.

В основу программы положены следующие принципы:

Системность занятий. Учет индивидуальных особенностей психики ребёнка. Разнообразие музыкального репертуара и его усложнение по сравнению с типовой программой. Предоставление ребёнку условий для творчества и импровизации. Креативность и эмоциональность педагога. Наглядность (картины, костюмы, видеоматериалы и т. д.) Связь с семьей.

Индивидуальные занятия проходят два раза в неделю по 30 минут в течение трёх лет с 2012 – 2015 годов. В структуру занятия включены такие виды музыкальной деятельности, как восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность, которые развивают продуктивность мышления, помогают ребенку максимально проявить своё воображение, музыкальные способности, а затем стабилизировать свое эмоциональное состояние. Это подбор мелодий, попевок по слуху на фортепиано, сочинение мелодий и песенок на заданный текст, музыкально-двигательные импровизации, речевые импровизации, творческие задания, импровизационно — творческие игры, пластические этюды.

Чтобы ребёнок легче запоминал и усваивал материал используется метод контрастных сопоставлений, который побуждает ребёнка к осознанию своих впечатлений, проявлениям самостоятельности и творческой активности. На занятиях дается дополнительный теоретический материал, проводится практическая часть, звучит разнообразная музыка в живом исполнении. Использование такого метода, как беседа позволяет расширить представление о некоторых явлениях действительности, при этом учитывается личный опыт ребенка. Применяется также такой вид обучения, как творческий.

Для реализации программы в дошкольном учреждении созданы необходимые условия: имеется музыкальный зал с музыкальным оборудованием, организована работа театрального кружка, взаимодействие с детской школой искусств. Стараемся поддерживать полученные знания на различных мероприятиях, создаём условия в группе для развития музыкальных способностей девочки.

Одним из условий осуществления индивидуального подхода к ребёнку является единство требований к нему не только музыкального руководителя, но и родителей. С родителями Заиры проводятся индивидуальные консультации, на которых даются рекомендации по развитию ребёнка. Для формирования положительной мотивации к занятиям музыкой предусмотрена экскурсия в детскую школу искусств.
Образовательные задачи:

развитие эмоциональности ребенка, как важнейшей основы его внутреннего мира и способности воспринимать, переживать и понимать музыку; умение пользоваться голосовым аппаратом, петь без напряжения, легко, напевно, выразительно. Передавать в позе, жестах, движениях чувства, исходя из музыки и содержания песни. Проявление музыкального творчества, любовь к импровизации в пении, движениях, игре на музыкальных инструментах.
Воспитательные задачи:

формирование знаний основ музыкальной культуры; проявление самостоятельности, инициативы, яркой индивидуальности в музыкальной деятельности.

Развивающие задачи:

развитие потенциальных возможностей ребенка. Развитие умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

Содержание программы.

1. Введение.

Ознакомление с содержанием работы по программе

2. Развитие музыкально – слуховых представлений.

Подбор мелодий, песен по слуху, на фортепиано. Сочинение мелодий и песенок на заданный текст. Развитие звуко – высотного слуха, музыкальной памяти. Вокально — речевые игры. Знакомство с музыкальной грамотой, динамическими оттенками, тембровым разнообразием в музыке, упражнения в различении сенсорных свойств в музыке.

3. Развитие музыкально — ритмического восприятия.

Развитие чувства ритма при помощи музыкальных игр. Развитие способности активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать музыкальную выразительность ритма и точно воспроизводить последний в движениях. Понятие о длительности звуков, ритмодекламации, эксперименты с шумовыми и музыкальными звуками, игры на развитие ритмической памяти, ритмопластика и импровизация. Творческие задания с ритмическими карточками, знакомство с рифмой, игра на детских музыкальных инструментах, составление ритмических сказок.

4. Восприятие музыки.

Игровые действия и творческие игры в процессе восприятия музыки Выражение характера и образа посредством движений. Совершенствование культуры своих движений. Передача интонации музыки и её образ в пластике движений, жанровое разнообразие, разнохарактерность в музыке, темп в музыке. Подбор соответствующих образов к услышанной музыке. Развитие реакции на смену темпа. Многочастные музыкальные произведения.

5. Творчество ребёнка.

Музыка как форма самовыражения. Творческие задания: Выражение своего «Я» средствами музыкальной выразительности; создание своего собственного музыкально – творческого продукта. Импровизация в музыкально – творческом процессе как условие для свободы творческой деятельности. Формирование музыкального мышления ребёнка через творческие задания: создаём музыкально — игровой образ, придумываем композицию музыкальной игры Согласование своих действий с характером звучащей мелодии, сменой настроения. Музыкальные игры — драматизации, ассоциативное мышление, игра на музыкальных инструментах, импровизация и творческая деятельность.

Результаты программы:

Итоговая диагностика по дополнительной программе показала следующие результаты: Заира умеет дать развернутый ответ эмоционально образных характеристик своих переживаний музыки, умеет образно мыслить, умеет выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая как контрастны, так и нюансы.

Сочиняет собственные оригинальные мелодии, очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, всегда вслушивается в них, передает в движении темповые и динамические изменения. При игре на детских музыкальных инструментах передает ритмическую пульсацию и ритмический рисунок. Развита творческая интуитивность: придумывает свои комбинации танцев, передает чувства и эмоциональные переживания.

Заира участвует в Московских городских конкурсах, занимает призовые места.

Источник

Как оформить документацию

Эмилия, В условиях применения ФГОС план индивидуальной работы расписывается помесячно. У нас есть журналы, в которые заносятся 1)посещаемость детей, 2) тема каждого занятия. Далее, в конце месяца мы смотрим, кто из детей пропустил больше 2-х занятий — с теми детьми проводится индивидуальная работа по тем темам, которые указаны в месячном плане . Также индивидуальные занятия нужны детям с низким уровнем по диагностическому обследованию. Со слабыми детками нужно смотреть, какой вид деятельности «западает» и наметить индивидуальное сопровождение ребенка по этому виду музыкальной деятельности. Индивидуальные занятия также нужны и одаренным детям — в план вносите все, чем вы будете заниматься с ребенком — это может быть индивидуальное разучивание песен, танцев, стихов к праздникам, конкурсам и др., а также проектная деятельность (если вы пишете проекты) с одаренными детьми .
И самое главное — ваши планы должны быть взаимосогласованны с общим календарно-тематическим планом ОУ.

Анджела, Очень хочется увидеть само оформление этого журнала. Если можно, скиньте пожалуйста

Как надо полагать, журнал оформляется в СВОБОДНОЙ форме, по усмотрению педагога.

СПАСИБО !!! Успеха, удовлетворения, усовершенствования!!!

Анжела Валентиновна! Подскажите пожалуйста в какое время проводится индивидуальная работа,сколько времени она должна длиться, и как эта работа отображается в циклограмме музыкального руководителя.

Марина, согласно методике, индивидуальные музыкальные занятия проводятся в свободное от других занятий время. Проблема в том — как найти это свободное время? Режим дня детей в ДОУ и так перегружен различными мероприятиями, например, у нас много дополнительных образовательных услуг. Мы нашли такие варианты. Нам удобнее индивидуальные занятия проводить сразу после основного муз. занятия — особенно с «отстающими» детьми, например, по причине пропусков занятий или болезни. Оставляем таких детей на 5-10-15 мин. Но много свободного времени у наших детей в вечернее время. Несколько дней в неделю у меня вечерняя смена — до 19 часов, поэтому нам удобно проводить индивидуальную работу сразу после ужина — после 17 час. и до 19 час. И дети свободны, и педагоги не слишком заняты.
Частенько вечерами консультирую родителей по вопросам муз. развития их ребенка — есть возможность практически показать муз. достижения сына или дочки. В вечернее время удается позаниматься подольше — никто не торопит и не подгоняет…!! Сколько по времени получается? Это зависит от детей, от их работоспособности, но не более 15 — 20 минут, все очень индивидуально. Включаю разные виды деятельности: пение, игра на муз. инструментах, муз. творчество, музицирование на фортепиано, дидакт. игры, движение под музыку и т.д.
В процессе индивидуальных муз. занятий заметила, что дети лучше «раскрываются» в этих условиях: педагог — ребенок. Детям особенно нравится, когда им персонально взрослый уделяет свое внимание!! Видимо, современные дети тоже остро ощущают «дефицит общения — глаза в глаза», они сами напрашиваются пойти в муз. зал…!! А в циклограмме так и указывается время инд. работы. В теплое время года мы занимаемся индивидуально на улице.

Музицирование на фортепиано под «Музыку дождя» — пример индивидуального занятия с Соней (старшая гр)

Анжела Валентиновна,большое спасибо за такое понятное обьяснение.Но к сожалению мой график работы 8.00 — 14.30 не позволяет заниматься инд.раб. вечером.

Марина, у меня тоже рабочий день до 15.00,поэтому беру детей с прогулки. А куда деваться? Это,разумеется, нарушение режима, но приходится….Иногда успеваю позаниматься до основных занятий,до 9.00. С 8 часов до 9.00.Целый час!!!

Фарида, Фарида, для меня проблема правильно отразить это в циклокрамме. Поделитесь пожалуйста как вы происываете.Заранее благодарю.

а мне запрещают брать детей для индивидуальных занятий, кроме музыкальных занятий .НЕЛЬЗЯ и всё!!!!»занимайтесь только в установленное время 2 раза в неделю»-такой ответ.Как ?в какое время ?разучивать индивидуальные танцы,пожалуйста, подскажите!как по правилам????

Скажите,пожалуйста, есть точные карты индивидуального мониторинга по музыкальной деятельности по программе «От рождения до школы» и Костиной Э.П.

Простите, пожалуйста. А где такие индивидуальные занятия проводятся? Если в саду? За дополнительную плату или музыкального руководителя? Я мама, и у моей дочери есть вопросы и с ритмом и с восприятием музыки, в анамнезе -заикание. Музыка ей очень нужна. Музыкальный руководитель дополнительно занимается только с одаренными детьми и не хочет брать дочь, даже за деньги(

Анджела, Это что ? музыкальная школа? Это ведь не детский сад? Или ребенок ходит в музыкальную школу!

Настя, это самый обычный детский сад. Это не муз. школа. На видео ребенок не посещает муз. школу, а занимается гимнастикой. Сразу два учреждения посещать — это большая нагрузка на ребенка.

Источник

Лариса Степанова
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с проблемами в музыкальном развитии

Пояснительная записка

Сегодняшняя действительность требует от человека активности и успешности. Хорошо понимая, что задатки будущего закладываются уже в детстве, взрослые стремятся приобщить своих детей к занятиям, которые развивают не только способности, но и активность, самостоятельность, коммуникабельность.

Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах в жизни. Содержание Основной общеобразовательной программы, по которой работает наш детский сад, направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Приоритетное направление нашей работы с детьми – познавательно-речевое развитие. Но также большое внимание уделяем художественно-эстетическому развитию детей, используем индивидуальный подход к каждому ребёнку, помогаем создать условия для развития личности, и основываемся на знании индивидуальных особенностей дошкольника. В ходе диагностики мы выделяем группы детей с недостаточным развитием и способные дети. На каждую группу детей ведется индивидуальная документация – диагностическая карта. Диагностическое обследование проводится два раза в год (согласно годового плана): сентябрь-октябрь и апрель-май. Для детей, показавших низкие результаты, проводится дополнительная диагностика в январе. Используется 3-х уровневая оценка (высокий уровень-3, средний -2, низкий уровень-1, которая позволяет качественно определить уровень развития каждого ребенка, отследить динамику индивидуального развития. Подсчет ведется по 3-х бальной системе. Ребенок обследуется как со стороны родителей, так и со стороны музыкального руководителя: заполняются анкеты с целью выявления проблем в развитии музыкальных способностей. Для проведения диагностики по развитию музыкальных способностей детей используются методики обследования: наблюдение, беседа, экспертная оценка, задания и другие методы, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных. По материалам диагностики составляется индивидуальный план работы с ребенком.

Психолого-педагогический портрет ребенка

Анкетные данные

Имя: Илья

Возраст: 6 лет

Проблема в развитии

Обследование Ильи показало, что мальчик мало интересуется музыкой, испытывает трудности при пении и выполнении музыкально-ритмических движений. Илья не может определить жанр прослушанного произведения и инструмент, на котором оно исполняется, характер музыкального произведения. Ребенок не владеет игрой на детских музыкальных инструментах, не проявляет себя в творческой, танцевальной и музыкально-игровой импровизации. Илья очень замкнутый мальчик, не проявляет творческой активности.

Рекомендации.

Для преодоления проблем к ребенку требуется индивидуальный подход. Ведущим направлением в работе является развитие музыкально-творческой активности в образовательной деятельности и в свободное время, потребности к восприятию музыки.

Цель и задачи.

На основе выводов и рекомендаций, полученных при анализе ситуации развития ребенка, считаем, что целью является формирование у ребенка интереса к музыке, творческой активности в разных видах музыкальной деятельности.

Чтобы осуществить эту цель, поставили следующие задачи:

• Вызывать интерес к разным видам музыкальной деятельности.

Развивать и совершенствовать музыкальные способности.

• Формировать культуру слушания музыки.

• Формировать певческие и музыкально-ритмические умения и навыки.

• Вовлекать родителей в образовательный процесс и установить с ними сотрудничество.

Материально-техническое обеспечение:

• Наглядно-дидактические пособия;

• Аудиотека;

• Альбом, иллюстрации;

Музыкальные дидактические игры;

Музыкальные подвижные игры;

• Детские музыкальные инструменты.

Ожидаемые результаты:

Ребенок:

• Проявляет интерес к музыке

• Владеет навыками слушания музыки

• Владеет певческими и музыкально-ритмическими умениями и навыками

• Проявляет творческую активность в разных видах музыкальной деятельности

Родители активно участвуют в образовательном процессе.

Для дальнейшей работы с мальчиком составлен план индивидуальной коррекционной работы совместно с воспитателями, подобраны доступные упражнения для развития музыкальных способностей, организована деятельность для закрепления навыков и умений в самостоятельной деятельности.

Месяц Основные направления в работе, игры, упражнения с ребенком Взаимодействие с семьей Участники

Сентябрь Развитие тембрового и динамического восприятия.

М/игры: «Угадай, на чем играю?», «Тихо-громко», «Музыкальный магазин».

Игра на детских музыкальных инструментах: ложки, бубен, колокольчик, металлофон. Консультация «Как создать условия для музыкального воспитания в семье»

Музыкальный руководитель, воспитатели, родители

Октябрь Формирование навыков культуры слушания музыки.

Слушание произведений из детского альбома П. И. Чайковского: «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла» и др. Беседа «Музыкален ли ваш ребенок».

Подбор аудиотеки по теме «Детский альбом П. И. Чайковского» Музыкальный руководитель, воспитатели, логопед, родители.

Ноябрь Обогащение музыкальных впечатлений путем восприятия разных жанров музыки. Советы как научить ребенка слушать классическую музыку и высказывать своё мнение о ней. Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

Декабрь Работа над звуковысотным восприятием.

Д/игры: «Мама и детки», «Птица и птенчики», «Кто в домике живет» Подбор музыкальных игр по развитию звуковысотного восприятия Музыкальный руководитель, воспитатели, родители

Январь Развитие психических процессов (памяти, мышления, внимания):

«Яблоко»;

«Восстанови рисунок»;

— Запомни и нарисуй»;

«Соедини фигуры»;

«Дорисуй по клеткам»;

— «Составь предмет из фигур. Рекомендации «Особенности психических процессов»

Игры на закрепление психических процессов:

«Чего не достает»;

«Что лишнее»;

«Найди различия»;

«Парные предметы». Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

Февраль Совершенствование музыкально-ритмических движений:

развивать умение двигаться в соответствии с характером музыки;

— передавать музыкальный образ в играх и танцах.

— выразительно выполнять движения танцев, игр. Советы «Музыкальные подвижные игра и их использование в домашних условиях» Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

Март Развитие и совершенствование ритмического слуха:

«Ритмическая мозаика»

«Подними нужный символ»

«Раз, два, три, за мною повтори»

— Игра на одной пластине металлофона.

Консультация «Особенности ритмического восприятия у детей»

Игры с ребенком на развитие ритмического слуха:

«Сыграй и повтори»

«Запомни, повтори»

«Морзянка»

«Музыкальные брусочки». Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

Апрель Развитие певческих умений и навыков:

— чисто интонировать мелодию;

— четко проговаривать слова песни;

— правильно брать певческое дыхание

-петь коллективно и индивидуально. Беседа «Развитие певческих умений и навыков»

Вместе с ребенком петь песни, импровизировать их. Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

Май Побуждение к элементарному музыкальному творчеству:

— Выполнение дыхательной гимнастики;

— Использование знакомых плясовых движений в импровизации;

-Выразительная передача музыкальных образов в игре;

— Песенное творчество.

— Придумывание мелодий на металлофоне. Памятка «Приемы развития музыкального творчества у дошкольников»

Игры на развитие творческих способностей:

«Придумай и покажи»;

«Нарисуй музыку»;

«Выхожу я поплясать»;

«Музыкальная лесенка». Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

Источник