Индивидуальная программа развития ребенка инвалида с умственной отсталостью
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Архипов Максим Сергеевич
8 год обучения, класс 8
2017-2018 учебный год
Общие сведения о ребёнке.
ФИО | Архипов Максим Сергеевич | |||
Дата рождения | ||||
Адрес проживания | пос. Рублево 2-ая Новорублевская ул. д. 9 кв. 19 | |||
Члены семьи/ответственные за воспитанника | Мать: Бандова Светлана Васильевна | |||
Наличие/отсутствие инвалидности | Инвалид | |||
Заключение ПМПК | ||||
Потребность в уходе и присмотре (нужное подчеркнуть) | Частичная, постоянная | |||
Необходимые технические средства для обеспечения жизнедеятельности ребенка | ||||
Форма обучения (классно-урочная; надомная; комбинированное занятие) | надомная |
Психолого-педагогическая характеристика обучающегося на начало учебного года.
Основные двигательные навыки у ребенка сформированы, значительные нарушения мелкой и общей моторики отсутствуют. Физическое развитие соответствует возрасту.
Максим хорошо переносит физические нагрузки, редко болеет соматическими заболеваниями
Согласно медицинским сведениям, состояние зрения и слуха соответствует норме. Уровень основных мыслительных операций у ребенка значительно снижен. Доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях, устанавливает сугубо конкретные связи между предметами и явлениями. Внимание неустойчивое, истощаемое. Наблюдается нарушение по объёму и концентрации, повышенная отвлекаемость, «соскальзывание». Продуктивность мнестических функций крайне низкая, что приводит к значительным затруднениям в обучении. Степень истощаемости работоспособности высокая, продуктивный период деятельности длится 15-20 минут, далее требуется смена вида деятельности на более простой или отдых.
Значительные затруднения при обучении письму, математике и чтению вызывает то, что у учащегося серьезно страдает запоминание. Объем долговременной памяти критически низок, самостоятельное воспроизведение ранее изученного материала отсутствует и, в связи с этим, система ЗУН практически не формируется.
Максим понимает обращённую речь на бытовом уровне. Выполняет простые и некоторые сложные речевые инструкции в контексте происходящего. Знает названия предметов посуды, одежды, мебели, средств гигиены, продуктов, овощей, фруктов и др., обобщает их в группы с помощью учителя. Понимает названия действий (есть, пить, спать, бежать и др.), признаков действий (большой, маленький, грустный, весёлый и др.), изображенных на фотографиях, предметных картинках.
Активная речь сформирована на уровне простых предложений. Отмечается наличие нарушений звукопроизношения, речевых штампов, эхолалий. Речь малосодержательная, не всегда соотносится с выполняемыми действиями. Максим не читает, но практически не испытывает трудностей в понимании смысла прочитанного учителем. По образцу записывает (копирует) печатными и письменными буквами слова, предложения и небольшие тексты. При анализе детского произведения с помощью картинок выстраивает последовательность событий.
Эмоциональное состояние мальчика неустойчивое. Часто наблюдается повышенная возбужденность, которая может сменяться полной апатией. В возбужденном состоянии Максим много и непоследовательно говорит, поет песни, танцует, ищет тактильный контакт (обнимает, хватает за части тела) с окружающими. В таком состоянии бывает крайне навязчив. В состоянии апатии становится вялым, сонным, неработоспособным. Признаков агрессии Максим не проявляет, на замечания реагирует скорее адекватно, но критичность поведения достаточно низкая.
Мальчик знает названия основных цветов и некоторых оттенков, но часто путает их, различает предметы по величине (большой/маленький), составляет упорядоченный ряд (по убыванию и по возрастанию). Механически считает от 1 до 10-ти, до 20-ти со значительной помощью учителя. Выполняет сложение и вычитание на калькуляторе. Знает простые геометрические фигуры. Пространственные представления формируются с трудом.
Максим различает диких и домашних животных, некоторые грибы, ягоды, насекомых, предметы одежды, обуви, мебели, посуды, бытовой техники. Объединяет объекты в группы по родовому признаку с помощью учителя. С трудом соотносит времена года с характерными признаками.
В контакт мальчик вступает легко. Быстро подключается к совместной деятельности. Чутко реагирует на похвалу и нуждается в ней. В свободной деятельности предпочитает стереотипные игры (конструктор, выстраивание башен из кубиков), стереотипные рисунки, собирает паззлы. Умеет пользоваться планшетом, играет в компьютерные игры.
Знакомые предметы использует в соответствии с их функциональным назначением. Без труда выполняет действия с мелкими предметами. Выкалывает шилом по контуру, рисует мелкие предметы и объекты.
Навыки самообслуживания, в целом, сформированы. Одевается и раздевается самостоятельно. Не различает лицевую и изнаночную стороны одежды, левый и правый предметы обуви. Необходим контроль внешнего вида.
3. Базовые учебные действия.
Сформированость (формировать, продолжить формирование,сформировано) | Конкретизация | |
Освоение социальной роли ученика (ориентировка на своем рабочем месте, в портфеле и пр.) | сформировано | |
Формирование учебного поведения (направленность взгляда, умение выполнять инструкции, использование учебных материалов, умение выполнять действия по образцу, по подражанию, по инструкции и т.п | сформировано | |
Формирование умения выполнять задание | продолжить формирование | Формировать умение выполнять задание в течение определенного периода времени, заданного учителем. |
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания к другому в соответствии с расписанием, алгоритмом действия и т.п. | продолжить формирование | Формировать умение выполнять самостоятельно задания, аналогичные выполненным с помощью учителя, получать результат и оценивать его. |
Индивидуальный учебный план (кол-во часов в неделю) учащегося.
Образовательные области | Предметы (компоненты обучения) | Кол-во часов в неделю/год |
1. Язык и речевая практика | 1.1Развитие речи | |
1.2Чтение | 2 | |
1.3Письмо | 2 | |
2.Математика | 2.1 Математические представления | |
2.2Математика | 2 | |
3.Естествознание | 3.1 Ознакомление с окружающим миром | |
3.2 Окружающий мир | ||
3.3 Мир животных | ||
3.4 Мир растений | ||
3.5 Мой край | ||
4.Человек | 4.1 Социально-бытовая и пространственная ориентировка | 1 |
4.2 Человек | 1 | |
4.3 Основы социальной жизни | ||
4.4Основы религиозных культур и светской этики | ||
5.Искусство | 5.1Музыка и движение | |
5.2 Изобразительная деятельность | 1 | |
5.3 Ручное творчество | ||
6.Физическая культура | 6.1 Адаптивная физкультура | |
7.Технологии | 7.1 Гигиена, самообслуживание. | |
7.2 Ручной труд | ||
7.3 Домашний труд | ||
7.4 Обслуживающий труд | 1 | |
Итого: максимальная нагрузка учащихся | 10 | |
Коррекционные технологии | 8.1. Двигательная коррекция | |
8.2.Логопедия | ||
8.3.Ритмика | ||
8.4.Развитие психомоторики и сенсорных процессов | ||
Итого: к финансированию: | 10 |
Содержание учебных предметов
Предметная область | Предметы | Формируемые представления/знания, умения, навыки |
Язык и речевая практика | Речь и альтернативная коммуникация | |
Письмо | Основные направления коррекционной работы:
— рисовать контурные и цветные изображения по трафаретам; — рисование («писание») контурных линий, штрихов; — обводить по точкам и пунктирным линиям, дорисовывать части изображения с целью создания целого (двухмерное изображение предмета); — написание печатных букв («печатание» букв); — написание письменных букв по трафаретам; — рисования плакатов, коллажей с доступной тематикой с использованием предметно-практической деятельности (рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового материала); — списывать буквы, слоги, слова с печатного или письменного текста. | |
Русский язык | ||
Чтение | Основные направления коррекционной работы:
— внимательно слушать чтение учителем доступных к пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей; — анализировать в доступной форме произведение по вопросам учителя, правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме; — составлять самостоятельный рассказ по иллюстрации, ряду иллюстраций; — проявлять личное отношение к действиям и характерам героев, формируя нравственные качества и способствуя социализации учащегося. | |
Устная речь | ||
Развитие речи | ||
Математика | Математические представления | |
Математика | Основные направления коррекционной работы:
— количественные представления; — пространственные представления, ориентацию на плоскости; — временные представления; — представления о форме, геометрический материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, овал; — умение выполнения арифметических действий с помощью калькулятора. | |
Информатика | ||
Естествознание | Окружающий природный мир | |
Человек | Формировать представления: — представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других; — умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей; — умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами; — представления о своей семье, взаимоотношениях в семье. | |
Домоводство | ||
Окружающий социальный мир | ||
Ознакомление с окружающим миром | ||
Окружающий мир | ||
Мир животных | ||
Мир растений | ||
Мой край | ||
Мир природы и человека | ||
Развитие речи и окружающий мир | ||
Природоведение | ||
Биология | ||
География | ||
Человек | Социально-бытовая и пространственная ориентировка | Формировать умение: — совершать вечерний туалет в определенной последовательности, выбирать прическу и причесывать волосы, стричь ногти на руках и ногах, стирать индивидуальные вещи и содержать их в чистоте, беречь зрение, корректно отказаться от предлагаемых первых папирос, глотка алкоголя, проявив силу воли; — — различать одежду и обувь в зависимости от их назначения, подбирать одежду и обувь, головной убор по сезону, сушить и чистить одежду, подготавливать одежду и обувь к хранению, подбирать крем и чистить кожаную обувь; — нарезать хлеб, сырые и вареные овощи, строго соблюдать правила безопасной работы режущими инструментами; — назвать Ф.И.О. членов семьи, выполнять правила поведения в семье. — назвать свой домашний адрес. |
Человек | ||
Основы социальной жизни | ||
ОРКСЭ | ||
История отечества | ||
Обществоведение | ||
Социально-бытовая ориентировка | ||
Этика | ||
Искусство | Музыка и движение | |
Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация) | Закрепление навыка: — различения материалов и инструментов, используемых для рисования; — соблюдения последовательности действий при работе с красками; — освоения приемов рисования; — предметного рисования, рисования в контуре; — передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении; — подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь); — работы с пластичными материалами (пластилин, тесто); — составления аппликаций из двх и более деталей. | |
Ручное творчество | ||
Музыка | ||
Рисование | ||
Изобразительное искусство | ||
Музыкально-ритмические занятия | ||
Физическая культура | Адаптивная физическая культура | |
Технология | Профильный труд | |
Гигиена, самообслуживание | ||
Ручной труд | ||
Домашний труд | ||
Обслуживающий труд | Формирование умения: — обращения с кухонным инвентарем; — совершать покупки; — различать виды пищевых продуктов, способы их приготовления; — выбирать и осуществлять способы уборки территории и помещения; — выбирать и осуществлять способы ухода за одеждой и обувью. | |
Труд | ||
Профильный труд | ||
Черчение | ||
Содержание курсов коррекционно – развивающей области.
Курсы коррекционно – развивающей области | Постановка конкретных задач на учебный год по коррекции и развитию функций центральной нервной деятельности и моторики |
Сенсорное развитие | |
Предметно-практические действия | |
Двигательное развитие | |
Альтернативная коммуникация | |
Коррекционно-развивающие занятия | |
Логопедия | |
Ритмика | |
Развитие психомоторики и сенсорных процессов | |
Психокоррекционные занятия | |
Двигательная коррекция |
Коррекция поведенческих проблем.
Проблемы поведения | Методы коррекции поведения, формы коррекционной работы |
«Полевое» поведение | |
Агрессивное поведение (агрессия на других, самоагрессия) | |
Гиперактивность/заторможенность | Излишняя навязчивость и эмоциональная неустойчивость в период возбуждения: переключение внимания на другой объект или вид деятельности, воспитательная беседа о поведении. Отсутствие желания осуществления деятельности в период апатии: смена вида деятельности на более простую и интересную для ребенка, возможность выбора вида работы ребенком самостоятельно, пассивная деятельность (слушание сказки, наблюдение за работой учителя), подвижные игры. |
Трудности коммуникации | |
Аффективные реакции (для достижения цели; для привлечения внимания и пр.) | |
Асоциальное поведение | |
Другое |
Организация реализации потребности в уходе и присмотре.
Так как Максим находится на надомной форме обучения, уход и присмотр за ребенком осуществляют родители в домашних условиях.
Во время занятий с ребенком используются здоровьесберегающие технологии.
Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.
От ГБПОУ КГТиТ № 41 с ребёнком работают:
Учитель-дефектолог Щербакова Ирэн Леонидовна
Необходимые технические средства и дидактические материалы.
Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Времена года», «Праздники», «Человек и его тело», «Древесина», «Огонь», «Воздух», «Мальчики и девочки», «Календарь», «Погода», «Средства гигиены», «Одежда и обувь», «Дом и двор», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Бытовая техника», «Город», «Музыкальные инструменты»; муляжи внутренних органов человека, пособие «Скелет человека».
Набор мнемокартинок.
Набор геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник); игровые наборы, логические блоки, « Цветные счётные палочки Кюизенера», конструктор «Лего», счетный материал; настольный калькулятор, оснащенный крупными клавишами и дисплеем большего размера; циркуль, линейка без шкалы, линейка.
Пылесос, швабра, тряпки, ведро для мытья пола, перчатки для уборки, таз, ковшик, мерный стакан, моющие средства для стирки руками (мыло, стиральный порошок), прищепки, напольная вешалки для сушки белья, вешалка для сушки носков; утюг, гладильная доска, резиновый коврик, «плечики» для одежды, коробка и чехол для хранения одежды; щётки с ворсом и с липкой поверхностью для одежды; электросушилка для обуви; средства для чистки обуви; щетки различной жесткости, фланелевая и шерстяная тряпочки, поролоновая и металлизированная губки.
Набор посуды для занятий по приготовлению пищи.
Инструменты и материалы для занятий ИЗО: краски, кисточки, стаканчик-непроливайка, цветные карандаши, ножницы, цветная бумага, цветной картон, влажные салфетки, фартук для рисования.
Крема для рук и лица; маникюрные набор (ножницы, пилочки); тканевые и бумажные носовые платки; лосьон для лицо; расчёска; шампунь; фен;ватные палочки с ограничителем; мыло, гель для душа, полотенце, дезодорант, туалетная вода.
Магнитофон, компьютер, проектор, видеоматериалы.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Мониторинг осуществляется в форме промежуточного и итогового контроля по учебным предметам. В ходе мониторинга оценивается уровень сформированности представлений (знаний), действий/операций (умений) и навыков, внесенных в данную СИПР.
Фиксирование происходящих изменений в когнитивной, поведенческой сфере и личностном развитии осуществляется в итоговой характеристике ребенка за учебный год.
Программы имеют четко выраженную практическую направленность на приобретение жизненно необходимых адаптивных знаний, умений и навыков. Учебный материал максимально связывается с реальной жизнью ребенка.
СИПР составлена в соответствии с зоной актуального развития ребенка и утверждена психолого-медико педагогическим консилиумом Подразделения «Давыдково» ГБПОУ КГТиТ № 41.
Учитель надомного обучения: _______________________________
Родители (законные представители) ______________________________
обучающегося:
________________________________
01.09.2017
Источник
Ольга Лачугина
Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для ребенка-инвалида с легкой степенью умственной отсталости
Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для ребенка-инвалида с легкой степенью умственной отстал ости
Программа составлена на основе Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 7».
Цель: психолого-педагогическое сопровождение ребенка-инвалида в рамках реализации работы по индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалидов (ребенка-инвалида).
Срок реализации программы: программа включает 26 занятий; занятие проводится один раз в неделю. Продолжительность занятия составляет 25-30 минут.
Возраст ребенка: программа рассчитана на ребенка-инвалида 7-8лет с ограниченными возможностями здоровья с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Направления коррекционно-развивающей работы: развитие психических процессов; эмоционально-волевой, регулятивной и коммуникативных функций.
В занятиях используется разнообразный наглядный и диагностический материал.
Формы работы — игры на развитие внимания, зрительной памяти, мышления, воображения, мелкой моторики; игры и задания, направленные на развитие произвольности; релаксационные методы; обсуждение различных чувств; беседы, ролевые, коммуникативные игры и упражнения, психогимнастика, методы арттерапии (рисование, песочная терапия, цветотерапия, музыкотерапия, мандалы (созерцание, рисование).
Результат диагностики: выписка из индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.
Прогнозируемый результат: оказание психологической помощи, включенность родителей в коррекционный процесс и дальнейшую работу с ребенком.
Тематический план занятий по реализации ИПРА с ребенком-инвалидом
Дата Задачи Содержание занятий Примечание
Октябрь 1
2
3 Развитие словарного запаса, активного внимания.
Развитие зрительной памяти и внимания. Развитие мелкой моторики.
Развитие мышления (классификация,
обобщение). Игра «Овощи».
Игра «Запомни картинки»
Игра «Фрукты».
Игра «Шнуровки».
Игра «Подбери картинки» (овощи, фрукты – классификация, обобщение).
Ноябрь 1
2
3
4 Развитие зрительной памяти.
Развитие воображения.
Развитие восприятия формы и цвета. Развитие мелкой моторики
Развитие эмоциональной сферы ребенка. Игра «Запоминай-ка».
Игра «Геометрическое лото».
Игра «Цвет и форма», «Мозаика»
Упражнения «Эмоциональный словарь», «Волшебные шарики».
Декабрь 1
2
3
4 Развитие словарного запаса, слухового внимания.
Развитие воображения.
Развитие мелкой моторики.
Развитие навыков анализа и обобщения в процесс проведения классификации по
родовым понятиям.
Развитие слуховой памяти.
Формирование чувства эмпатии, установлению взаимопонимания между взрослым и ребенком. Игра «Посуда».
Игра «На что это похоже?».
«Шнуровки»
Игра «Подбери картинку к
паре».
Игра «Придумай движение». Игра «Четвертый лишний».
Игра «В тридевятом царстве»
Январь 2
3
4 Развитие словарного запаса, слухового
внимания.
Развитие восприятия цвета.
Развитие внимания, координации движений.
Развитие памяти.
Обучение эффективным способам общения. Игра «Дикие-домашние
животные».
Игра «Веселая палитра».
Упражнение «Выполни
движение, как показано на
карточке».
Игра «Слушай хлопки».
Игра «Попроси игрушку» – вербальный вариант. «Попроси игрушку» – невербальный вариант.
Февраль 1
2
3
4 Развитие воображения.
Развитие логического мышления.
Развитие внимания.
Развитие зрительного внимания.
Развитие наглядно-образного мышления.
Развитие произвольности действий, регулирование поведения в группе сверстников. Игра «Забавные
превращения».
Игра «Четвертый лишний».
Упражнения «Найди два
одинаковых», «Найди такой же».
Упражнение «Найди и соедини».
Упражнение «Собери
квадрат».
Упражнения: «Сосредоточенность», «Любопытный», «Добрый мальчик»
Март 1
2
3
4 Развитие восприятия и мышления.
Развитие внимания, координации движения.
Развитие мелкой моторики.
Обучение ребенка самоконтролю своих
движений.
Учить быть менее обидчивым. Игра «Угадай игрушку».
Игра «Запоминай-ка». Упражнение «Повтори позу»
«Шнуровки»
Игры: «Толкалки».
«Жужа».
«Рубка дров».
Апрель 1
2
3
4 Развитие наглядно-образного мышления.
Развитие зрительной памяти.
Снизить беспокойство и напряжение, войти в новый ритм работы. Помочь ребенку обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.
Снятие излишнего мышечного напряжения, привитие доверия к окружающим. Игра «Собери картинку»
Задание «Посмотри и
нарисуй».
Игра «Звук, цвет, вода».
Игры: «Бумажные мячики».
«Дракон».
«Глаза в глаза».
Работа с песком «В гостях у песочной Феи»
Работа с родителями: Ознакомление родителей (законных представителей) с результатами диагностики. Проведение консультаций по психологической поддержки и профилактики социальной адаптации семьи родителей, воспитывающего ребенка-инвалида с ОВЗ. Обучение родителей способам взаимодействия с ребенком. Рекомендации воспитателям: Включать данные игры и упражнения для ребенка-инвалида в индивидуальную работу с ребенком.
Список литературы
1. «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» Л. Б. Баряевой, О. П. Гаврилушкиной, А. П. Зарин, Н. Д. Соколовой г. — СПб. «КАРО» 2009.
2. «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева — Москва, изд. «Просвещение», 2011.
3. Баряева Л. Б. «Обучение игре детей с проблемами в интеллектуальном развитии» — СПб, Союз, 2001.
4. Гаврилушкина О. П. «Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников». Методическое пособие для воспитателя — М., Просвещение, 1985.
5. Шапкова Л. В. «Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии». Методическое пособие, СПб, Детство-пресс, 2005.
Источник