Индивидуальная программа развития ребенка доу с нарушением речи

Индивидуальная программа развития ребенка доу с нарушением речи thumbnail

на ФИ ребенка, ___ лет, логопедическое заключение: ОНР III ур.

на 2015 — 2016 учебный год.

Пояснительная записка.

Индивидуальная образовательная программа предназначена для проведения коррекционно-логопедической работы с воспитанником, имеющим трудности в освоении Программы своей  возрастной группы в связи с имеющимися речевыми нарушениями: ОНР III уровня.

Введение.

В содержание индивидуальной программы включены коррекционно-развивающие задачи в соответствии с уровнем актуального развития воспитанника и его потенциальных возможностей. Для реализации задач по указанной программе сопровождения предусмотрено взаимодействие учителя-логопеда, воспитателей и родителей (законных представителей).

Актуальная проблема.

Речь малопонятна, не разборчива. Полиморфное нарушение звукопроизношения, нарушена слоговая структура слова, фонематический слух, понимание лексической стороны речи, выраженная бедность словаря, несформированность связной речи. Грубые нарушения предложно-падежных конструкций.

 Устранение нарушений речи посредством специального коррекционно-развивающего обучения.

• формирование полноценной связной речи.

Краткая характеристика уровня речевого развития

Направления работы

Задачи коррекционной работы по периодам

Нарушение звукопроизношения; дифференциации звуков. Нарушено произношение свистящих, шипящих, сонорных звуков.

Гипотония мышц артикуляционного аппарата.

Формировать навык четкой артикуляции звуков.

1период

Артикуляционная гимнастика.

Автоматизация шипящих изолированно, в слогах; дифференциация шипящих: Ш – Ж- Ч; подготовительные упражнения для постановки свистящих;

2 период

Работа над четким произношением шипящих звуков; постановка свистящих; изолированная автоматизация;

3 период

Автоматизация свистящих в слогах, словах; постановка Л; подготовительные упражнения к постановке Р.

Понимание речи. Ребенок понимает обращенную речь.

Развитие понимания речи.

1 – 2 — 3 период

Закреплять умение вслушиваться в речь взрослых, находить пропущенный элемент в автоматизированном речевом ряду;

Развивать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных; различение на слух правильного и неправильного употребления личных окончаний глаголов; закреплять умение отвечать на вопросы;

Развивать внимание к слову, к более точному пониманию его значения, умение выбрать из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации (Девочка сломала или разбила стекло?; мама приклеивает или заклеивает конверт?) Решение логических задач. Развитие слухового внимания и логического мышления;

Состояние фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, слоговой структуры.

Трудности в повторении сочетания гласных звуков, при их четкой артикуляции; цепочки слогов.

Не выделяет заданную произносительную единицу, среди других.

Навыки элементарного звукового анализа отсутствуют.

Дифференциация звуков затруднена.

Отмечаются нарушения слоговой структуры слова.

Формировать фонематический слух, фонематическое восприятие.

1 период

Закреплять умение различать неречевые звуки и их направление: постукивание, похлопывание, шуршание бумаги, скрип двери, звуки бубна, металлофона и т п.

Подготовка к усвоению звуко-слогового ряда путем уточнения пространственно временных представлений.

Дифференциация существительных, отличающихся несколькими звуками, сходных по звуко-слоговой структуре (аналогично) осел-козел; ослик — козлик; газон — вагон и т п.

Тренировать умение удерживать в памяти и воспроизводить звуко-слоговой ряд из 3-4 элементов.

Формировать умение выделять элементы ритмического рисунка ударением.

Развитие интонационной выразительности.

2 период

Дифференциация глаголов, сходных по звучанию (логопед задает вопросы к сюжетным картинкам): кто катает — кто купает; кто купает — кто покупает; кого пасут — кого несут и т п.

Тренировать умение дифференцировать правильное и неправильное произношение слов с опорой на наглядность.

Формировать умение находить в ряду слова, отличающиеся от остальных по звуковому составу.

Формирование слоговой структуры слова.

3 период

Развивать звуко-слоговые представления ребенка.

Продолжать формирование слоговой структуры слова.

Состояние мелкой моторики; ведущая рука.

Правая рука — ведущая.

Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических навыков.

1-2-3 периоды

Освоение различных движений пальцев рук. Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами. Работа с графическими заданиями.

Состояние словарного запаса.

Словарный запас ограничен пониманием обиходно-бытовой тематики.

Уточнение и расширение словарного запаса; усвоение первоначальных навыков словообразования (домик — лобик).

1 период

Опора на тематические циклы: «Игрушки»; «Фрукты»; «Овощи»; «Фрукты – овощи»; «Семья»; «Времена года Осень»; «Грибы»; «Домашние птицы»; «Дикие птицы»; «Дикие животные»; «Домашние животные»; «Одежда»; «Обувь»; «Времена года. Зима».

2 период

Опора на тематические циклы: «Город, транспорт»; «Мебель»; «Посуда»; «Человек, части тела»; «Продукты»; «Цветы, мамин праздник»; «Весна»; «Водоемы, рыбы»; «Дом и его части».

Формировать умение произносить имена друзей, кукол (двусложные слова с ударением на первом слоге Катя, Толя, Нина и т п); односложные слова, типа кот, нос, мяч и т п.

3 период

Опора на тематические циклы: «Профессии»; «Инструменты»; «Зоопарк»; «Деревья, кустарники»; «Цветы, травы»; «Ягоды»; «Насекомые»; «Лето».

Формировать умение произносить двусложные слова с ударением на первом слоге: санки, шуба, муха, ухо, каша и т п. Трехсложные слова с ударением на втором слоге (собака, панама, ворона. Машина, лопата), на последнем (голова, пароход, молоко, самолет, телефон). Различение на слух и самостоятельное употребление в речи хорошо знакомых слов с уменьшительным значением (домик, лобик, ручка, ножка).

Состояние грамматического строя речи.

Грамматический строй сформирован на нижней границе нормы. Допускает  ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций; встречаются несогласования слов во фразе, аграмматизмы; не всегда правильно употребляет предлоги; падежи; имеются ошибки при преобразовании им сущ. во мн. ч.; ошибки в согласовании прилагат. и сущ. в косвенных падежах.

Формирование грамматических категорий.

1 – 2 – 3 период

Учить дифференцировать действия, выраженные глаголами ед. и мн. числа (плывет-плывут); действия, выраженные глаголами прошедшего времени ед. числа муж и жен рода (Валя пел — Валя пела, Валя мыл — Валя мыла) и т п.

Падежные формы (где малыш надевает шубу, где малышу надевают шубу); притяжательные местоимения (дай маме карандаш; дай мамин карандаш);

Глаголы, обозначающие голосовые реакции животных;

Усвоение уменьшительно-ласкательной формы слова.

Активизация использования простых форм предлогов (в, на, под, за, над).

Продолжать работу по обучению изменению слов по падежам, согласование существительных и прилагательных в роде, числе. Активизация использования простых предлогов, подведение к употреблению падежных форм. Обучение разным способам словообразования (названия животных, посуды: заяц — зайчата; сахар — сахарница). Упражнять в назывании предмета, его признаков, подводить к его описанию. Учить отвечать на вопросы, не повторяя структуры вопроса. Обучение последовательному рассказу (игры-драматизации). Развивать умение строить разные типы предложений, используя картинки.

Состояние связной речи.

Рассказ.

Наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие смысловые замены. Рассказ производится после минимальной помощи.

Сюжетная серия:

Допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев.

 Картинки разложены со стимулирующей

помощью, рассказ составлен самостоятельно.

Пересказ:

Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями.

Пересказ с помощью взрослого после повторного прочтения.

Формирование связной речи.

1 период

Составление предложений с заданным количеством слов с опорой на наглядность.

Составление предложений по картинке.

Составление рассказа-описания по схеме, плану.

2 период

Составление рассказа-описания по наглядному образцу. Составление рассказа по сюжетной картинке.

3 период

Составление рассказов по простой и сложной сериям сюжетных картинок. Пересказ простых текстов.

  Учитель-логопед                                                                                                                                                          Меликова М.В.

Источник

Индивидуальная программа развития речи дошкольника с ОВЗ
на 2017 – 2018 учебный год

Ф.И. ребенка: ______________________________________________________ Дата рождения:___ ___ 20___ г..Заключение ПМПК: ______________________

Цель программы: Устранение нарушений речи посредством специального коррекционно-развивающего обучения.
Задачи: Развитие понимания речи.
Развитие мелкой моторики
Развитие речевого дыхания
Формирование правильного звукопроизношения
Развитие фонематических процессов
Развитие артикуляционной моторики
Уточнение, обогащение словаря по лексическим темам.
Коррекция слоговой структуры слова.
Совершенствование грамматического строя речи.
Развитие связной речи
Совершенствование психологической базы речи: расширение объема зрительной и слуховой памяти; Развитие мышления, счётных операций
Срок реализации индивидуальной программы сопровождения – _________________

Содержание работы:
Сентябрь – декабрь
Развитие понимания речи
Развивать умение вслушиваться в обращённую речь.
Учить выделять названия предметов, действий, некоторых признаков. (Использовать наглядные ситуации режимных и игровых моментов. Важным условием является многократность повторений в различных наглядных ситуациях)
Формировать понимание обобщающего значения слов.
Готовить к овладению диалогической и монологической речью.
Развитие артикуляционной моторики: артикуляционные упражнения.
Познакомить с речевыми органами, которые находятся во рту.
Совершенствовать функции артикуляционного аппарата: развивать подвижность языка, губ, щёк.
Подготовка к постановке звуков «Основной комплекс»
Развитие речевого дыхания
Учить длительному, плавному выдоху, не надувая щёк, не поднимая плеч.
Усложнение: потом во время выдоха высунуть язык «лопаточкой».
Развитие мелкой моторики
Развивать мелкую моторику с помощью пальчиковой гимнастики, согласно лексической теме.
Развивать мелкую моторику с помощью дидактических игр: мозаика, «Волшебные верёвочки», «Шнуровка».
Уточнение, обогащение словаря по лексическим темам.
Расширять, уточнять и активизировать словарь по лексическим темам: «Помещение детского сада», «Игрушки», «Золотая осень», «Овощи», «Одежда», «Фрукты», «Обувь», «Профессии людей», «Посуда», «Поздняя осень», «Продукты питания», «Зима», «Новый год».
Работа над слоговой структурой слов
Учить называть слова одно -, двух -, трёхсложной слоговой структуры (кот, мак, муха, бумага) .
Совершенствование грамматического строя речи.
1. Учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами – ик, — к (домик, ручка)
2. Учить дифференцировать названия предметов по категории одушевлённости/неодушевлённости.
3. Учить подбирать определения к предметам и объектам (вопросы: какой по цвету? Какой по форме) подбор определений (вопрос: какой по величине) .
4. Учить навыку согласования местоимений «мой», «моя» с существительными.
5. Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения (Миша идёт. Вова стоит) .
6. Практическое усвоение родительного падежа существительных в единственном числе без предлога и с предлогом У.
7. Упражнение в образовании приставочных глаголов.
Развитие связной речи.
1. Закреплять навык составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что? ».
2. Учить запоминать короткие двустишия и потешки.
3. Формировать навык ведения диалога, умения выслушать вопрос, понять его содержание, адекватно ответить на заданный вопрос, переадресовать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты)
4. Учить самостоятельному формулированию вопросов (Кто гуляет? Можно взять) .
5. Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам.
6. Закреплять умение заканчивать предложение, начатое логопедом.
7. Формировать навык употребления в речи личных местоимений (я, ты, он, она, они) .
8. Учить составлять первые простые рассказы из двух – трёх предложений (по вопросному плану) .
Совершенствование психологической базы речи: расширение объема зрительной и слуховой памяти; развитие мышления

Развивать внимание и память с помощью игр: «Хлопни в ладоши», «Что изменилось? », «Чего не стало? », «День – ночь», «Запомни, повтори», «Чьи это детёныши? »

Развивать мышление с помощью игр: «Что лишнее? », загадки, «Разложи картинки: что сначала, что потом», «Противоположности», «Подбери по смыслу», «Лото», мозаики, конструктор, «Собери картинку», «Времена года», «Геометрические формы», «Что перепутал художник? », «Найди одинаковые узоры».

Развивать счётные операции с помощью игровых упражнений и книжек с цифрами.

Январь – июнь
Развитие артикуляционной моторики: артикуляционные упражнения.
Продолжать совершенствовать функции артикуляционного аппарата: развивать подвижность языка, губ, щёк.
Дополнительные упражнения: «Толстячок», «Худышка», «Фокус», «Моторчик», «Перекати шарик», «Бублик»
Развитие речевого дыхания
1. Учить длительному, плавному, сильному выдоху с высунутым языком в виде «трубочки», не надувая щёк, не поднимая плеч.
2. Учить сильному выдоху с высунутым языком в форме «чашечки», примыкающей к верхней губе, не поднимая плеч.
Развитие мелкой моторики
1. Продолжать развивать мелкую моторику с помощью пальчиковой гимнастики, согласно лексической теме.
2. Развивать мелкую моторику с помощью дидактических игр: мозаика, «Волшебные верёвочки», «Шнуровка».
Формирование правильного звукопроизношения
Уточнять правильное произношение звуков, имеющихся в речи.
Вызывать отсутствующие шипящие звуки.
Автоматизировать поставленные звуки на уровне слогов, слов, предложений.
Развитие фонематических процессов
1. Узнавание неречевых звуков (упражнения №1 — №5 по методике Ткаченко Т. А.) . Различение речевых и неречевых звуков. Определение источник а звука.
2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру (упражнения № 6 — № 10 по методике Ткаченко Т. А.)
3. Различение слов, близких по звуковому составу (упражнения № 11 — № 23 по методике Ткаченко Т. А.)
4. Дифференциация слогов:
— воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога,
— воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками,
— воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками, — воспроизведение слоговых сочетаний со стечением согласных звуков (та – кта, по – пто и т. д.)
Уточнение, обогащение словаря по лексическим темам.
Расширять, уточнять и активизировать словарь по лексическим темам: «Части тела», «Головные уборы», «Дикие животные и их детёныши», «Домашние животные и их детёныши», «Зимующие птицы», «День защитника отечества», «Начало весны», «8 Марта», «Перелётные птицы», «Мебель», «Весна», «Профессии», «Межсезонная одежда», «Труд людей весной», «Сад – огород», «Транспорт», «Лето».
Работа над слоговой структурой слов
1. Дифференцировать короткие и длинные слова.
2. Отхлопывать предложенный ритмический рисунок слова.
Совершенствование грамматического строя речи.
1. Учить использовать в речи отдельные порядковые числительные (один, два, много).
2. Учить распространять предложения путём введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений.
3. Употребление дательного падежа существительных в единственном числе.
4. Употребление творительного падежа существительных в единственном числе.
5. Знакомство с предлогом НА.
6. Знакомство с предлогом ПОД.
7. Дифференциация предлогов НА и ПОД.
8. Знакомство с предлогом В.
9. Формировать первоначальные навыки согласования личных местоимений с глаголами. 10. Учить называть части предмета для определения целого (спинка- стул и т. д.) .
11. Упражнение в образовании относительных прилагательных (вопрос: какой по материалу).
12. Упражнение в употреблении предлогов В, НА, ПОД.
13. Учит подбирать слова к названному слову по ассоциативно – ситуативному принципу (санки – зима) .
14. Согласование прилагательного с существительным в роде.
15. Учить подбирать существительные к названию действия (кататься – велосипед) .
16. Учить употреблять в самостоятельной речи некоторые названия геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник, основных цветов (красный, синий, зелёный, черный) и наиболее распространённых материалов (резина, дерево, железо, камень и т. п.) .Развитие связной речи.
1. Закрепить навыки составления простых предложений по модели:»КТО? Что делает? Что? »; «Кто? Что делает? Чем? ».
2. Расширять объём предложений за счёт введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений (Тата и Вова играют.) .
3. Закрепить навыки ведения диалога: умения адекватно отвечать на вопросы и самостоятельно их формулировать, переадресовывать вопрос товарищу.
4. Продолжать формировать навыки составления коротких рассказов из двух – трёх – четырёх простых предложений (по картинному и вопросному плану) .
5. Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам.
6. Совершенствовать умения заканчивать одним- двумя словами предложение, начатое логопедом.

Логопедическое обследование ребёнка: сентябрь, май.
Анализ результатов логопедической работы, согласно мониторингу динамики развития ребёнка.

Программно-методическое сопровождение:
1. Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 2-е изд., испр. и доп. -М. : Мозаика-Синтез, 2011 г.
2. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Тетрадь логопедических заданий. Вторая младшая группа. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2013.
3. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Логопедические занятия в детском саду. Вторая младшая группа. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2013.
4. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Тетрадь логопедических заданий. Средняя группа. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2013.
5. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Логопедические занятия в детском саду. Средняя группа. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2013.
6. Методы обследования речи детей. / Под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. – М. : АРКТИ, 2005.
7. Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. –– М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005. — 32 с
8. Филичева Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно – методические рекомендации/Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина. – М. : Дрофа, 2009.
9. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М. : Айрис – пресс, 2004.
10. Яцель О. С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах/О. С. Яцель. – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2006.

Источник