Индивидуальная программа развития ребенка дошкольника

Индивидуальная программа развития ребенка дошкольника thumbnail

Галина Кущенко
Методические средства по созданию и реализации индивидуальных программ развития ребенка

Одним из условий эффективности обучения детей дошкольного возраста и их интеграции в общеобразовательную среду является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.

В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т. п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Педагоги МБДОУ «Д/с № 3 «Сказка» одним из решений в данной ситуации составили и реализуют индивидуальный образовательный маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.

На детей, требующих особого внимания специалистов и воспитателей составляем индивидуальные коррекционно- развивающие планы и программы работы, в тех направлениях, где ребёнок испытывает трудности.

Совместные комплексные коррекционно-развивающие занятия специалистов проводятся с детьми всех возрастов:

1. с 1 года до 5 лет – один раз в неделю;

2. с 5 лет до 7 лет – один раз в месяц (по итогам индивидуальных или подгрупповых занятий специалистов).

Занятия проводятся несколькими специалистами сразу, что позволяет добиваться более высоких результатов, осуществлять индивидуальный подход.

Создаётся группа от 3 до 5 детей, нуждающихся в комплексной помощи всех специалистов. Динамика развития ребёнка наблюдается в течение всего учебного года специалистами и воспитателями, анализируется на заседаниях ПМПк.

Профилактические мероприятия включают в себя проведение тренингов с детьми старшего возраста:

1.«Сказкотерапия». Цель: развитие познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер; развитие сенсомоторных и творческих способностей детей. Основная задача – развитие познавательных процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, установление причинно-следственных связей, способностей к рассмотрению одного явления с нескольких сторон, исследование объектов окружающего мира; знакомство с чувствами, осознание их назначения, важность чувства меры; формирование позитивных коммуникативных моделей, переживание опыта коллективного решения проблем и преодоление трудностей, опыт совместного творчества; развитие творческих возможностей личности с использованием различных видов деятельности.

1 «Учим общению».

Цель: развитие коммуникативных способностей детей. Воспитание доброжелательного и дружеского отношения к окружающим.

Задачи: помочь ребёнку научиться принимать себя, свои достоинства, видеть свою индивидуальность, а также принимать других, осознавая уникальность каждого. Развивать навыки совместной деятельности, умение договариваться. Развивать неречевые средства общения, закреплять эмоциональные состояния. Учить находить выход из ситуации.

Данные занятия-тренинги проводит педагог-психолог во второй половине дня один раз в неделю.

Работа с одарёнными детьми или с детьми с опережением в развитии строится по следующей схеме:

• выявление таких детей;

• обсуждение на ПМПк;

• собеседование с родителями, при необходимости рекомендации по посещению учреждений дополнительного образования (музыкальная, художественная школы, СДЮШ и др.);

• составление индивидуального плана работы с одарённым или опережающим развитие ребёнком по тому направлению, в котором выявлены способности ребёнка. Работа по плану. Занятия в кружках ДОУ.

Данная работа проводится воспитателями и специалистами ДОУ не один год и помогает развить способности воспитанников.

Совместная работа специалистов ДОУ строится по перспективному плану работы, который включает в себя работу с детьми, с педагогическим коллективом и родителями.

Для правильного построения работы с детьми, имеющими особенности в развитии, огромную роль играет подготовка педагогического коллектива. В этой работе большое внимание уделяется просвещению и консультированию по интересующим вопросам и проблемам, возникающим в процессе деятельности воспитателей. Тематика консультаций отражается в годовом плане учреждения и составляется с учётом интересов воспитателей, актуальных проблем и годовых задач ДОУ.

Для своевременного выявления проблем, возникающих в процессе деятельности, вопросов, интересующих воспитателей, психолого-педагогическая служба ДОУ регулярно проводит анкетирование. Оно может являться:

— одним из этапов подготовки к педсовету;

— завершающим этапом семинара-практикума и т. д.

Анкета для воспитателей

Цель: выявить трудности в работе воспитателей и организовать методическую работу так, чтобы помочь в решении проблемных ситуаций.

1. В чём заключаются ваши трудности?

а) в общении с детьми;

б) в общении с родителями;

в) в общении с коллегами;

г) в организации педагогического процесса;

д) другое…;

2. В планировании какого раздела работы с детьми вы затрудняетесь?

3. По какой причине возникают затруднения в планирование?

а) из-за недостатка литературы по этому вопросу?

б) из-за недостатка имеющихся базовых знаний?

— по педагогике;

— по психологии;

— по другим наукам (указать каким) (раздел).

4. Каких пособий для эффективной работы с детьми Вам не хватает?

Укажите, какие именно пособия хотели бы Вы иметь?

5. Консультации по каким вопросам и темам хотели бы получить?

Работа с детьми, имеющими особенности в развитии, психолого-педагогической службой ДОУ строится с учётом личностных особенностей ребёнка и родителей, стиля семейного воспитания, а также личности педагога, это позволяет добиваться положительной динамики.

Психолого-педагогическая служба ДОУ осуществляет профилактическую, реабилитационную, коррекционно-развивающую, реабилитационную работу необходимую для полноценного развития детей с участием всех специалистов дошкольного учреждения и семье. Невозможно представить, что у педагога будет время заниматься развитием внимания, памяти, речи, координации слуха, чувства ритма по отдельности. На занятиях с детьми любого возраста используются те упражнения, где в комплексе содержится материал для развития способностей детей.

Разработанные конспекты совместных занятий специалистов ДОУ содержат элементы музыкально-ритмических упражнений, специально подобранные вокально-артикуляционные и дыхательные упражнения, способствующие коррекции движений, развитию дыхания и речи. При построении занятий соблюдаются основные требования:

— последовательность;

— повторяемость;

— доступность;

создание единых игровых ситуаций.

Содержание совместных коррекционно-развивающих занятий изменяется по мере поэтапного усложнения материала. Музыкальный материал используется как организующий момент. Он лежит в основе метода эмоциональной насыщенности.

Темп, ритм и высота музыки используется для упорядочения характера и темпа движений ребенка. Это очень важно для детей, имеющих особенности в развитии, т. к. они часто совершают характерные беспорядочные движения, испытывают беспокойство.

Обязательным направлением нашего сопровождения является работа с родителями. Первое знакомство с родителями происходит еще до поступления ребенка в детский сад на собрании «Клуба молодой семьи», где даются характеристики возрастных способностей детей, рекомендации по созданию домашней детской фонотеки, приобретению музыкальных игр, лото, звучащих игрушек и самодельных музыкальных инструментов.

В дальнейшем родители привлекаются к совместной работе, участвуют в музыкальных занятиях и праздничных развлечениях. С ними проводятся индивидуальные консультации и анкетирование. Родителям одаренных детей советуем посещать вокальные или танцевальные студии, музыкальную школу.

Практика совместной работы специалистов, воспитателей и родителей ДОУ доказала, что она имеет несколько положительных сторон:

позволяет грамотно применять нужные технологии, что повышает эффективность коррекционно-развивающей и индивидуальной работы;

повышается заинтересованность родителей, они становятся компетентны в эстетическом воспитании ребенка;

приближает результаты детей к возрастным показателям развития;

такая работа благотворно сказывается на развитии музыкальных способностей детей.

Индивидуальная коррекционно- развивающая программа, составленная педагогами ДОУ содержит задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.

Содержание каждой программы является предметом обсуждения специалистов ПМПк ДОУ, и воспитателей группы. При этом решаем следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие во время НОД с воспитателями группы, как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.

Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития.

Индивидуальная программа развития ребенка

На 200_ – 200_ учебный год

Фамилия, имя ребенка___

Дата рождения___ дата заполнения

ИПР (название)_или направление развития ___

Состояние здоровья___

___

Выписка из заключения ПМПК ___

Организационно-педагогические условия реализации ИПР:

• Образовательная программа ___

• Инновационные методы и средства ___

• Здоровьесберегающие технологии ___

• Формы контроля и учета достижений ребенка ___

Источник

Индивидуальная программа развития воспитанников ДОУ.

Познавательное развитие:

Цель: Продолжать формировать навыки порядкового счета до 10, развивать познавательные процессы: произвольного внимания, способности к запоминанию, установление причинно-следственных связей, способностей к рассмотрению одного явления с нескольких сторон, исследование объектов окружающего мира;

10.01.2018.

Формирования понятий

17.01.2018.

Счет до 10

24.01.2018.

Ориентировка во времени

31.01.2018г

Счет до 10.

«Разложи по размеру»;

«Найди предмет» (по заданному признаку)

(Пальчиковая гимнастика «Мы считаем»)

Д/и «Собери из частей»; «Продолжи ряд».

Д/и «Сутки»; «Когда это бывает?

(Артикуляционная гимнастика «Шарик, мышка»)

Д/И «Подбери по форме», Д/И «Посчитай птичек».

Работа с родителями. Домашнее задание: Соотнести картинки по признакам. Раскрасить раскраску — пропись.

Февраль

07.02.2018г

Ориентировка в пространстве

14.02.2018г.

Усвоение понятий.

21.02.2018г.

Количество и счет.

28.02.2018.

Геометрические фигуры.

Д/И «Кто где».

(Пальчиковая гимнастика « Утята»)

Д/И «Много- мало»

помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну».

Д/И «Украсим коврик» формировать умение группировать предметы по заданным признакам, определять количество предметов.

Д/И «Подбери по форме»

учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков.

(Артикуляционная гимнастика Кошка, лошадка)

Работа с родителями. Домашнее задание: Раскрасить раскраску — пропись.

Март

07.03.2018.

Ориентировка на листе бумаги.

14.03.2018.

Сравнение геометрических фигур.

21.03.2018. Сопоставление формы предметов с геометрическими образцами.

28.03.2018

Продолжение предыдущей темы.

Д/И. «Картина» учить располагать предметы на листе бумаги (вверху, внизу, по сторонам); развивать внимание, подражание; закреплять восприятие целостных предметов и различать их между собой.

(Пальчиковая гимнастика «Воздушные щелчки»)

Д/И Раздели фигуры. Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, классифицировать по признаку размера, умение соотносить цифры с признаками образованных групп, объяснять свой выбор.

Д/И «Найди предмет».

( Артикуляционная гимнастика «Зайка и барабан»)

Д/И «Соберем бусы» формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

Работа с родителями. Домашнее задание: Развитие мелкой моторики «Продолжи дорожку».

Апрель

04.04.2018.Соотношение картинок.

11.04.2018г.

Предметно-пространственное воображение.

18.04.2018

Соотношение геометрических фигур.

25.04.2018.

Д/И «Прогулка в сад». Игра «Зарядка по карточкам». (Пальчиковая гимнастика « Жук»)

Д/И «Улица». «Время года»

Игра «Найди своё место».

Д/И «Составь предмет» упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур).

(Артикуляционная гимнастика «Осы»)

Работа с родителями. Играть с ребёнком в игры на ориентировку в пространстве относительно своего тела.

Май

16.05.2018. Счет до 10.

23.05.2018.Порядковый и обратный счет.

30.05.2018. Развитие памяти, мышления, воображения; закрепление навыков прямого и обратного счета до восьми и обратно.

Сюжетно-дидактическая игра «Магазин» Упражнять в присчитывании и отсчитывании предметов, их условных изображений (палочек, кружков, камешков в пределах шести); побуждение интереса к занятиям математикой; развитие творческого воображения.

Игры «Сосчитай- не ошибись», «Пары слов» Закрепление усвоения порядка следования чисел натурального ряда; формирование понятия «замкнутая кривая»; развитие памяти, мышления, сообразительности.

Игра «Раскрась шары». Игра «Кто больше увидит».

(Пальчиковая гимнастика «Человек»)

Работа с родителями. Домашнее задание: Нарисовать и раскрасить геометрические фигуры.

Найти и соотнести предметы .

Речевое развитие:

Цель: обогащать, расширять и активизировать словарный запас на основе углубления представлений о предметах, явлениях и событиях окружающей действительности; упражнять в потреблении имен существительных во множественном числе (по принципу «один — много») и образовании формы родительного падежа множественного числа существительных (чего нет?) с предлогом ; учить употреблять название животных и их детенышей в ед.ч. и мн.ч. (не используя трудные формы слов), в Род.п мн.ч.; упражнять в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов (-ищ-, — иц-, — ец-);

12.01.2018.

Диалогическая речь,

19.01.2018.

Произношение гласных, согласных звуков, различение звуков на слух.

26.01.2018 Развитие свободного общения.

Развитие грамматического строя речи. Учить согласовывать слова в предложении,

Д/и «Кто как двигается?»

(Артикуляционная гимнастика, упражнение для губ и щек. «Слоник», »Хрюшка»)

Развитие связной речи. игровое упражнение «Вопрос – ответ», «Какой он? Какая она?»

Формирование звуковой культуры речи, Д/и «Определи первый звук в слове», «Цепочка слов»

Работа с родителями. Домашние задание: заучить чисто говорки,

Февраль

02.02.2018

Формирование связной речи.

09.02.2018.

Звуковая культура речи.

16.02.2018

Грамматика и словарь.

23.02.2018 Формирование связной речи.

Рассказывание по картинке «Кошка с котятами»

(Упражнений для губ и щек: Уточка, лошадка)

Упражнение «Есть звук или нет?»

Д/И «Кого не стало».

(Статические упражнения для языка: сердитая кошка)

Д/И «Прятки»

Работа с родителями. Домашнее задание: чтение сказок, с последующим пересказом по иллюстрациям. Раскрашивание картинки.

Март

02.03.2018

Связная речь, словарь.

16.03.2018.

Формирование связной речи.

23.03.2018.

Словарь, звуковая культура речи.

30.03.2018.

Активизировать в речи усвоенных ранее слов. Словарь.

Д/И « У кого такой предмет».

Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Д/И «Назови ласково».

Динамические упражнения для языка «Достать нос».

Д/И « Что умеют делать звери».

Динамические упражнения для языка «Тик-так».

Д/И «Какая? Какой? Какое?».

Работа с родителями. Домашнее задание: заучить чисто-говорки, скороговорки.

Апрель

06.04.2018.

Словарь и грамматика.

13.04.2018.

Связная речь.

20.04.2018.

Связная речь.

27.04.2018

Звуковая культура речи.

Д/И « Задумай слово»

Пальчиковая гимнастика «Зайчик»

Д/И « Послушай мое слово и нарисуй»

Проговаривание скороговорок.

Д/И « Закончи предложение».

Д/И «Самолет»

Артикуляционная гимнастика. Упражнение для нижней челюсти «Корова жует травку, Экскаватор»

Работа с родителями. Домашнее задание: Выполни упражнение «Закончи предложения».

Май

11.05.2018.

Связная речь.

18.05.2018

Словарь.

Д/И «Что делает буратино?»

Пальчиковая гимнастика «Улитка».

Д/И « Продолжи цепочку слов»

Упражнений для губ и щек: Хомячок, шарик.

Работа с родителями. Домашнее задание: Игры, направленные на обобщение и расширение словарного запаса. Раскраска — пропись.

Коммуникативное развитие:

Цель: Развить навыки общения, обеспечить чувством психологической защищенности, доверия к миру; Развить умения общаться друг с другом, со взрослыми, развить умения получать радость от общения. Создать атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и любви.

11.01.2018.Повышение самооценки.

18.01.2018.

Развития способности передавать свои чувства и переживания не вербально.

25.01.2018.

Развивать умения работать в группах, в парах.

Упражнение «Прошепчи имя».

Д/И «Кинолента»

Д/И «Рукавчики»

Работа с родителями. Домашнее задание. Раскрасить картинку – эмоций.

Февраль

01.02.2018.

Сплочение детей.

08.02.2018.

Формировать навыки общения со сверстниками.

15.02.2018.

Развитие внимания, наблюдательности.

Упражнение « Робость»

Упражнение «Расскажи о себе»

Д/И «Меняются местами те кто…»

Март

01.03.2018. Развитие воображения, общения.

15.03.2018. Развитие умения работать в коллективе.

22.03.2018. Воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям, развивать коммуникативные способности.

29.03.2018.Продолжать воспитывать добродушное отношение к друг другу.

Упражнение «Хороший друг».

Упражнение «Гусеница».

Упражнение «Пирамида забот»

Д/И « Я бросаю тебе мяч»

Работа с родителями. Домашнее задание: Выполнить упражнение «Найди пару»

Апрель

05.04.2018.Развитие воображения, внимания.

12.04.2018.Сплочение детей.

19.04.2028. Игра направлена на развитие воображения и расслабления.

26.04.2018. Учить навыкам общения и выбора.

Д/И «Интервью».

Игра. «Зайчик и лиса».

Д/И «Водопад»

Д/И «Друг дружке»

Работа с родителями. Домашнее задание: Раскрасить картинку – пропись, нарисовать эмоции.

Май

10.05.2018. Раскрепощение участников; Объединение их в группу.

17.05.2018.Развивать умение договариваться ,распределять роли.

24.05.2018. Развитие мимики, пантомимики у детей. Развитие адекватных форм появления эмоции.

31.05.2018. Развитие волевых качеств.

Д/И «Музыканты».

Д/И «Транспорт».

Д/И «Золотая рыбка»

Д/И «Да, нет, не говори».

Работа с родителями. Домашнее задание: порекомендовать совместные игры детей и взрослых.

Список литературы

  1. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников. Сборник игр и упражнений. — М.: Книголюб, 2006. — 64 с.

  2. Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. Пособие для педагогов.-М:ООО «Издательство КАРО» 2006.

  3. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» / под ред. В.Т. Кудрявцева. – М. : Вентана — Граф, 2015.

  4. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. — М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.

  5. Ушакова О.С. Речевое развитие детей 3-7 лет. Методическое пособие –М.: Вентана-Граф,2018г -480с.( Тропинки)

Источник