Индивидуальная программа развития ребенка дошкольника
Галина Кущенко
Методические средства по созданию и реализации индивидуальных программ развития ребенка
Одним из условий эффективности обучения детей дошкольного возраста и их интеграции в общеобразовательную среду является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.
В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т. п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Педагоги МБДОУ «Д/с № 3 «Сказка» одним из решений в данной ситуации составили и реализуют индивидуальный образовательный маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.
На детей, требующих особого внимания специалистов и воспитателей составляем индивидуальные коррекционно- развивающие планы и программы работы, в тех направлениях, где ребёнок испытывает трудности.
Совместные комплексные коррекционно-развивающие занятия специалистов проводятся с детьми всех возрастов:
1. с 1 года до 5 лет – один раз в неделю;
2. с 5 лет до 7 лет – один раз в месяц (по итогам индивидуальных или подгрупповых занятий специалистов).
Занятия проводятся несколькими специалистами сразу, что позволяет добиваться более высоких результатов, осуществлять индивидуальный подход.
Создаётся группа от 3 до 5 детей, нуждающихся в комплексной помощи всех специалистов. Динамика развития ребёнка наблюдается в течение всего учебного года специалистами и воспитателями, анализируется на заседаниях ПМПк.
Профилактические мероприятия включают в себя проведение тренингов с детьми старшего возраста:
1.«Сказкотерапия». Цель: развитие познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер; развитие сенсомоторных и творческих способностей детей. Основная задача – развитие познавательных процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, установление причинно-следственных связей, способностей к рассмотрению одного явления с нескольких сторон, исследование объектов окружающего мира; знакомство с чувствами, осознание их назначения, важность чувства меры; формирование позитивных коммуникативных моделей, переживание опыта коллективного решения проблем и преодоление трудностей, опыт совместного творчества; развитие творческих возможностей личности с использованием различных видов деятельности.
1 «Учим общению».
Цель: развитие коммуникативных способностей детей. Воспитание доброжелательного и дружеского отношения к окружающим.
Задачи: помочь ребёнку научиться принимать себя, свои достоинства, видеть свою индивидуальность, а также принимать других, осознавая уникальность каждого. Развивать навыки совместной деятельности, умение договариваться. Развивать неречевые средства общения, закреплять эмоциональные состояния. Учить находить выход из ситуации.
Данные занятия-тренинги проводит педагог-психолог во второй половине дня один раз в неделю.
Работа с одарёнными детьми или с детьми с опережением в развитии строится по следующей схеме:
• выявление таких детей;
• обсуждение на ПМПк;
• собеседование с родителями, при необходимости рекомендации по посещению учреждений дополнительного образования (музыкальная, художественная школы, СДЮШ и др.);
• составление индивидуального плана работы с одарённым или опережающим развитие ребёнком по тому направлению, в котором выявлены способности ребёнка. Работа по плану. Занятия в кружках ДОУ.
Данная работа проводится воспитателями и специалистами ДОУ не один год и помогает развить способности воспитанников.
Совместная работа специалистов ДОУ строится по перспективному плану работы, который включает в себя работу с детьми, с педагогическим коллективом и родителями.
Для правильного построения работы с детьми, имеющими особенности в развитии, огромную роль играет подготовка педагогического коллектива. В этой работе большое внимание уделяется просвещению и консультированию по интересующим вопросам и проблемам, возникающим в процессе деятельности воспитателей. Тематика консультаций отражается в годовом плане учреждения и составляется с учётом интересов воспитателей, актуальных проблем и годовых задач ДОУ.
Для своевременного выявления проблем, возникающих в процессе деятельности, вопросов, интересующих воспитателей, психолого-педагогическая служба ДОУ регулярно проводит анкетирование. Оно может являться:
— одним из этапов подготовки к педсовету;
— завершающим этапом семинара-практикума и т. д.
Анкета для воспитателей
Цель: выявить трудности в работе воспитателей и организовать методическую работу так, чтобы помочь в решении проблемных ситуаций.
1. В чём заключаются ваши трудности?
а) в общении с детьми;
б) в общении с родителями;
в) в общении с коллегами;
г) в организации педагогического процесса;
д) другое…;
2. В планировании какого раздела работы с детьми вы затрудняетесь?
3. По какой причине возникают затруднения в планирование?
а) из-за недостатка литературы по этому вопросу?
б) из-за недостатка имеющихся базовых знаний?
— по педагогике;
— по психологии;
— по другим наукам (указать каким) (раздел).
4. Каких пособий для эффективной работы с детьми Вам не хватает?
Укажите, какие именно пособия хотели бы Вы иметь?
5. Консультации по каким вопросам и темам хотели бы получить?
Работа с детьми, имеющими особенности в развитии, психолого-педагогической службой ДОУ строится с учётом личностных особенностей ребёнка и родителей, стиля семейного воспитания, а также личности педагога, это позволяет добиваться положительной динамики.
Психолого-педагогическая служба ДОУ осуществляет профилактическую, реабилитационную, коррекционно-развивающую, реабилитационную работу необходимую для полноценного развития детей с участием всех специалистов дошкольного учреждения и семье. Невозможно представить, что у педагога будет время заниматься развитием внимания, памяти, речи, координации слуха, чувства ритма по отдельности. На занятиях с детьми любого возраста используются те упражнения, где в комплексе содержится материал для развития способностей детей.
Разработанные конспекты совместных занятий специалистов ДОУ содержат элементы музыкально-ритмических упражнений, специально подобранные вокально-артикуляционные и дыхательные упражнения, способствующие коррекции движений, развитию дыхания и речи. При построении занятий соблюдаются основные требования:
— последовательность;
— повторяемость;
— доступность;
— создание единых игровых ситуаций.
Содержание совместных коррекционно-развивающих занятий изменяется по мере поэтапного усложнения материала. Музыкальный материал используется как организующий момент. Он лежит в основе метода эмоциональной насыщенности.
Темп, ритм и высота музыки используется для упорядочения характера и темпа движений ребенка. Это очень важно для детей, имеющих особенности в развитии, т. к. они часто совершают характерные беспорядочные движения, испытывают беспокойство.
Обязательным направлением нашего сопровождения является работа с родителями. Первое знакомство с родителями происходит еще до поступления ребенка в детский сад на собрании «Клуба молодой семьи», где даются характеристики возрастных способностей детей, рекомендации по созданию домашней детской фонотеки, приобретению музыкальных игр, лото, звучащих игрушек и самодельных музыкальных инструментов.
В дальнейшем родители привлекаются к совместной работе, участвуют в музыкальных занятиях и праздничных развлечениях. С ними проводятся индивидуальные консультации и анкетирование. Родителям одаренных детей советуем посещать вокальные или танцевальные студии, музыкальную школу.
Практика совместной работы специалистов, воспитателей и родителей ДОУ доказала, что она имеет несколько положительных сторон:
позволяет грамотно применять нужные технологии, что повышает эффективность коррекционно-развивающей и индивидуальной работы;
повышается заинтересованность родителей, они становятся компетентны в эстетическом воспитании ребенка;
приближает результаты детей к возрастным показателям развития;
такая работа благотворно сказывается на развитии музыкальных способностей детей.
Индивидуальная коррекционно- развивающая программа, составленная педагогами ДОУ содержит задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.
Содержание каждой программы является предметом обсуждения специалистов ПМПк ДОУ, и воспитателей группы. При этом решаем следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие во время НОД с воспитателями группы, как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.
Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития.
Индивидуальная программа развития ребенка
На 200_ – 200_ учебный год
Фамилия, имя ребенка___
Дата рождения___ дата заполнения
ИПР (название)_или направление развития ___
Состояние здоровья___
___
Выписка из заключения ПМПК ___
Организационно-педагогические условия реализации ИПР:
• Образовательная программа ___
• Инновационные методы и средства ___
• Здоровьесберегающие технологии ___
• Формы контроля и учета достижений ребенка ___
Источник
Индивидуальная программа развития воспитанников ДОУ.
Познавательное развитие:
Цель: Продолжать формировать навыки порядкового счета до 10, развивать познавательные процессы: произвольного внимания, способности к запоминанию, установление причинно-следственных связей, способностей к рассмотрению одного явления с нескольких сторон, исследование объектов окружающего мира;
10.01.2018.
Формирования понятий
17.01.2018.
Счет до 10
24.01.2018.
Ориентировка во времени
31.01.2018г
Счет до 10.
«Разложи по размеру»;
«Найди предмет» (по заданному признаку)
(Пальчиковая гимнастика «Мы считаем»)
Д/и «Собери из частей»; «Продолжи ряд».
Д/и «Сутки»; «Когда это бывает?
(Артикуляционная гимнастика «Шарик, мышка»)
Д/И «Подбери по форме», Д/И «Посчитай птичек».
Работа с родителями. Домашнее задание: Соотнести картинки по признакам. Раскрасить раскраску — пропись.
Февраль
07.02.2018г
Ориентировка в пространстве
14.02.2018г.
Усвоение понятий.
21.02.2018г.
Количество и счет.
28.02.2018.
Геометрические фигуры.
Д/И «Кто где».
(Пальчиковая гимнастика « Утята»)
Д/И «Много- мало»
помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну».
Д/И «Украсим коврик» формировать умение группировать предметы по заданным признакам, определять количество предметов.
Д/И «Подбери по форме»
учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков.
(Артикуляционная гимнастика Кошка, лошадка)
Работа с родителями. Домашнее задание: Раскрасить раскраску — пропись.
Март
07.03.2018.
Ориентировка на листе бумаги.
14.03.2018.
Сравнение геометрических фигур.
21.03.2018. Сопоставление формы предметов с геометрическими образцами.
28.03.2018
Продолжение предыдущей темы.
Д/И. «Картина» учить располагать предметы на листе бумаги (вверху, внизу, по сторонам); развивать внимание, подражание; закреплять восприятие целостных предметов и различать их между собой.
(Пальчиковая гимнастика «Воздушные щелчки»)
Д/И Раздели фигуры. Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, классифицировать по признаку размера, умение соотносить цифры с признаками образованных групп, объяснять свой выбор.
Д/И «Найди предмет».
( Артикуляционная гимнастика «Зайка и барабан»)
Д/И «Соберем бусы» формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.
Работа с родителями. Домашнее задание: Развитие мелкой моторики «Продолжи дорожку».
Апрель
04.04.2018.Соотношение картинок.
11.04.2018г.
Предметно-пространственное воображение.
18.04.2018
Соотношение геометрических фигур.
25.04.2018.
Д/И «Прогулка в сад». Игра «Зарядка по карточкам». (Пальчиковая гимнастика « Жук»)
Д/И «Улица». «Время года»
Игра «Найди своё место».
Д/И «Составь предмет» упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур).
(Артикуляционная гимнастика «Осы»)
Работа с родителями. Играть с ребёнком в игры на ориентировку в пространстве относительно своего тела.
Май
16.05.2018. Счет до 10.
23.05.2018.Порядковый и обратный счет.
30.05.2018. Развитие памяти, мышления, воображения; закрепление навыков прямого и обратного счета до восьми и обратно.
Сюжетно-дидактическая игра «Магазин» Упражнять в присчитывании и отсчитывании предметов, их условных изображений (палочек, кружков, камешков в пределах шести); побуждение интереса к занятиям математикой; развитие творческого воображения.
Игры «Сосчитай- не ошибись», «Пары слов» Закрепление усвоения порядка следования чисел натурального ряда; формирование понятия «замкнутая кривая»; развитие памяти, мышления, сообразительности.
Игра «Раскрась шары». Игра «Кто больше увидит».
(Пальчиковая гимнастика «Человек»)
Работа с родителями. Домашнее задание: Нарисовать и раскрасить геометрические фигуры.
Найти и соотнести предметы .
Речевое развитие:
Цель: обогащать, расширять и активизировать словарный запас на основе углубления представлений о предметах, явлениях и событиях окружающей действительности; упражнять в потреблении имен существительных во множественном числе (по принципу «один — много») и образовании формы родительного падежа множественного числа существительных (чего нет?) с предлогом ; учить употреблять название животных и их детенышей в ед.ч. и мн.ч. (не используя трудные формы слов), в Род.п мн.ч.; упражнять в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов (-ищ-, — иц-, — ец-);
12.01.2018.
Диалогическая речь,
19.01.2018.
Произношение гласных, согласных звуков, различение звуков на слух.
26.01.2018 Развитие свободного общения.
Развитие грамматического строя речи. Учить согласовывать слова в предложении,
Д/и «Кто как двигается?»
(Артикуляционная гимнастика, упражнение для губ и щек. «Слоник», »Хрюшка»)
Развитие связной речи. игровое упражнение «Вопрос – ответ», «Какой он? Какая она?»
Формирование звуковой культуры речи, Д/и «Определи первый звук в слове», «Цепочка слов»
Работа с родителями. Домашние задание: заучить чисто говорки,
Февраль
02.02.2018
Формирование связной речи.
09.02.2018.
Звуковая культура речи.
16.02.2018
Грамматика и словарь.
23.02.2018 Формирование связной речи.
Рассказывание по картинке «Кошка с котятами»
(Упражнений для губ и щек: Уточка, лошадка)
Упражнение «Есть звук или нет?»
Д/И «Кого не стало».
(Статические упражнения для языка: сердитая кошка)
Д/И «Прятки»
Работа с родителями. Домашнее задание: чтение сказок, с последующим пересказом по иллюстрациям. Раскрашивание картинки.
Март
02.03.2018
Связная речь, словарь.
16.03.2018.
Формирование связной речи.
23.03.2018.
Словарь, звуковая культура речи.
30.03.2018.
Активизировать в речи усвоенных ранее слов. Словарь.
Д/И « У кого такой предмет».
Пальчиковая гимнастика «Дождик»
Д/И «Назови ласково».
Динамические упражнения для языка «Достать нос».
Д/И « Что умеют делать звери».
Динамические упражнения для языка «Тик-так».
Д/И «Какая? Какой? Какое?».
Работа с родителями. Домашнее задание: заучить чисто-говорки, скороговорки.
Апрель
06.04.2018.
Словарь и грамматика.
13.04.2018.
Связная речь.
20.04.2018.
Связная речь.
27.04.2018
Звуковая культура речи.
Д/И « Задумай слово»
Пальчиковая гимнастика «Зайчик»
Д/И « Послушай мое слово и нарисуй»
Проговаривание скороговорок.
Д/И « Закончи предложение».
Д/И «Самолет»
Артикуляционная гимнастика. Упражнение для нижней челюсти «Корова жует травку, Экскаватор»
Работа с родителями. Домашнее задание: Выполни упражнение «Закончи предложения».
Май
11.05.2018.
Связная речь.
18.05.2018
Словарь.
Д/И «Что делает буратино?»
Пальчиковая гимнастика «Улитка».
Д/И « Продолжи цепочку слов»
Упражнений для губ и щек: Хомячок, шарик.
Работа с родителями. Домашнее задание: Игры, направленные на обобщение и расширение словарного запаса. Раскраска — пропись.
Коммуникативное развитие:
Цель: Развить навыки общения, обеспечить чувством психологической защищенности, доверия к миру; Развить умения общаться друг с другом, со взрослыми, развить умения получать радость от общения. Создать атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и любви.
11.01.2018.Повышение самооценки.
18.01.2018.
Развития способности передавать свои чувства и переживания не вербально.
25.01.2018.
Развивать умения работать в группах, в парах.
Упражнение «Прошепчи имя».
Д/И «Кинолента»
Д/И «Рукавчики»
Работа с родителями. Домашнее задание. Раскрасить картинку – эмоций.
Февраль
01.02.2018.
Сплочение детей.
08.02.2018.
Формировать навыки общения со сверстниками.
15.02.2018.
Развитие внимания, наблюдательности.
Упражнение « Робость»
Упражнение «Расскажи о себе»
Д/И «Меняются местами те кто…»
Март
01.03.2018. Развитие воображения, общения.
15.03.2018. Развитие умения работать в коллективе.
22.03.2018. Воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям, развивать коммуникативные способности.
29.03.2018.Продолжать воспитывать добродушное отношение к друг другу.
Упражнение «Хороший друг».
Упражнение «Гусеница».
Упражнение «Пирамида забот»
Д/И « Я бросаю тебе мяч»
Работа с родителями. Домашнее задание: Выполнить упражнение «Найди пару»
Апрель
05.04.2018.Развитие воображения, внимания.
12.04.2018.Сплочение детей.
19.04.2028. Игра направлена на развитие воображения и расслабления.
26.04.2018. Учить навыкам общения и выбора.
Д/И «Интервью».
Игра. «Зайчик и лиса».
Д/И «Водопад»
Д/И «Друг дружке»
Работа с родителями. Домашнее задание: Раскрасить картинку – пропись, нарисовать эмоции.
Май
10.05.2018. Раскрепощение участников; Объединение их в группу.
17.05.2018.Развивать умение договариваться ,распределять роли.
24.05.2018. Развитие мимики, пантомимики у детей. Развитие адекватных форм появления эмоции.
31.05.2018. Развитие волевых качеств.
Д/И «Музыканты».
Д/И «Транспорт».
Д/И «Золотая рыбка»
Д/И «Да, нет, не говори».
Работа с родителями. Домашнее задание: порекомендовать совместные игры детей и взрослых.
Список литературы
Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников. Сборник игр и упражнений. — М.: Книголюб, 2006. — 64 с.
Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. Пособие для педагогов.-М:ООО «Издательство КАРО» 2006.
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» / под ред. В.Т. Кудрявцева. – М. : Вентана — Граф, 2015.
Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. — М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
Ушакова О.С. Речевое развитие детей 3-7 лет. Методическое пособие –М.: Вентана-Граф,2018г -480с.( Тропинки)
Источник