Индивидуальная программа развития ребенка дефектолог
Алла Терехова
Индивидуальный маршрут развития ребенка с Овзж 4 г. о. Индивидуальный план коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми
Индивидуальный план коррекционной работы учителя- дефектолога с детьми с нарушениями интеллекта
4 г. о.
Направления Задачи Содержание коррекционно-развивающей работы
Познавательное развитие:
Сенсорное воспитание — продолжать учить различать величину предметов
(большой-средний-маленький);
— продолжать учить называть основные цвета; некоторые оттенки,
— продолжать учить показывать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник; прямоугольник, объемные формы (призма, куб, кирпичик, цилиндр,
— учить ассоциировать геометрические формы с предметами (круг-подсолнух, колесо,
— учить складывать одну геометрическую форму из двух других
Упражнения,игры и пособия:
«Геометрическое лото»,
«Разноцветные комнаты»,
«Лото (цвет и форма)»,
«Отбери по цвету и форме»,
«Разноцветные гномы»,
«Доска Сегена»,
«Три медведя»,
Вкладыши с геометрическими фигурами,
«Большой- средний- маленький» (овощи, фрукты,
математические наборы.
«Конструктор»,
«Цветовое и геометрическое лото»,
«Большой-средний-маленький»,
объемные формы (куб, цилиндр, кирпичик, призма,
разноцветные палочки,
«В стране фигурок- человечков»,
«Елочка»,
«Закрой двери в домиках»
Формирование элементарных количественных представлений
— учить считать до 7 (показывать нужное количество на пальцах);
— продолжать учить сравнивать множества на полосе (больше- меньше);уравнивать множества,
— продолжать учитьнаходить и называть части суток: утро, день, вечер, ночь (на картинках); знать их последовательность,
— упражнять в пересчете предметов на слух, на ощупь (в пределах 7,
-продолжать учить сравнивать предметы по длине
(длинный-короткий, длиннее-короче,
-продолжать учитьсравнивать предметы по ширине:
(широкий- узкий, шире- уже,
-продолжать учить сравнивать предметы по высоте
(высокий- низкий, выше- ниже,
— продолжать учитьсравнивать предметы по толщине: толстый- тонкий, толще- тоньше,
— продолжать знакомить с цифрами(1,2,3,
-учить выполнять счетные операции в пределах 5 (на наглядном материале)
Дидактические пособия: раздаточный материал по лексическим темам,
полоски,
математические наборы,
картинки частей суток,
мешочек с объемными фигурами (кубики, кирпичики, призмы,
длинные и короткие полоски,
широкие и узкие полоски,
высокие и низкие елки,
разные по толщине фломастеры
Ознакомление с окружающим
— продолжать учитьклассифицировать предметы по лексическим темам: игрушки, овощи, фрукты, ягоды, цветы; одежда, обувь, домашние животные и птицы, дикие животные и птицы, мебель, посуда, транспорт, зимние забавы, деревья,
— закреплять обобщающие понятия;
— продолжать учить показывать и называть времена года (лето, осень, зима, весна, их основные приметы (по картинкам, знать последовательность
Дидактические упражнения, игры,пособия:
Картинки по лексическим темам, лото «Времена года»,
картинки времен года,
«Во саду ли, в огороде»,
«Соберем урожай»,
«Сад-огород».
«Кто где живет?
«Разложи картинки»
Речевое развитие:
Развитие речи и коммуникативных способностей
Развитие внимания и воображения
— продолжать учить описывать действия по картинкам;
-продолжать учить отвечать полными предложениями на вопросы по схеме описания овощей и фруктов, животных и птиц, мебели и посуды,
-продолжать учитьдифференцировать предлоги: из-за, из-под, использовать их в речи,
-продолжать формировать грамматический строй речи,
-продолжать учить высказывать свои желания в речи,
— продолжать учить заучивать потешки, маленькие стихи
— развивать способность к переключению внимания,
— развивать концентрацию внимания,
— развивать произвольное внимание,
— развивать объем внимания,
— развивать воображение. Дидактические упражнения, игры,пособия:
«Зеленый друг»(ботаническое лото,
«Кто что делает?»,
«Готовим сами»,
«Овощное лото»,
«Помоги Чебурашке» (предлоги,
«Один-пять»,
схема описания фруктов, овощей, животных и птиц, мебели и посуды
«Составь предложение»,
«Чей хвост?»,
Стих-ния А. Барто, потешки
Дидактические упражнения,пособия:
«Чего не стало?»,
«Что изменилось?»,
«Собери фигурку»
(копирование образца,
«Найди пару»,
«Найди такой же предмет».
«Что не дорисовано?»,
«Мир вокруг нас» (силуэты овощей, фруктов, игрушек, одежды, обуви,
«Чей силуэт?»,
«Осенние листья»,
«Подбери силуэт»,
«Построй дорожку»,
«Узнай, что это?»(по контуру)
Развитие восприятия — развивать зрительное восприятие (объемные формы, величина, цвета, пространственные отношения,
— развивать слуховое восприятие,
— развивать тактильно-двигательное восприятие,
— развивать вкусовую чувствительность
Дидактические упражнения,пособия:
«Звуковая коробка»,
Объемные формы (шар, куб, брусок, треугольная призма, цилиндр,
Упражнения по сенсорному воспитанию (см. выше,
Музыкальные инструменты,
Пластилин и дерево,
Теплые и холодные предметы
(вода-лед,
«Закрой фигуру, которую назову»,
«Зрительный диктант»(геометрические фигуры)
Развитие мышления — развивать мыслительные процессы
(классификация, обобщение, сравнение,
— развивать наглядно-действенное и наглядно- образное мышление,
— учить находить игрушки, геометрические фигуры и др. по словесному описанию,
— учить определять последовательность событий, употребляя слова «сначала, потом»,
— учитьсоотносить текст с соответствующей иллюстрацией Дидактические упражнения и пособия:
Разрезные картинки, пазлы по лексическим темам,
«Разложи картинки» (части суток,
«Угадай по описанию»
«Когда это бывает?» (времена года,
«Расставь по порядку»,
«Во саду ли, в огороде»,
«Четвертый лишний»,
«Мастерская одежды»,
«Вершки- корешки»
Развитие памяти
— увеличивать объем памяти,
— развивать процессы памяти (запоминание, воспроизведение….,
-развивать различные виды памяти
(зрительную, слуховую,
Дидактические упражнения и пособия:
«Запомни и назови»( 4-5картинки из разных лексических тем,
«Оденем кукол на прогулку»,
Пересказывание сказки «Теремок»,и др.
«Звуковая коробка»,
«Расскажи, что делал в выходные»,
заучивание потешек, небольших стих-ний
Развитие мелкой моторики рук — развивать тонкую моторику рук,
— знакомить с тетрадью в крупную клетку,
-учить обводить клетки, пропуская 1-2 клетки,
— учить проводить прямые линии в две клетки (вертикальные и горизонтальные,
— учить проводить чередование вертикальных и горизонтальных линий в тетради,
— учить изображать орнамент в тетради в клетку Оборудование,упражнения:
Пальчиковая гимнастика по лексическим темам
(см. картотеку,
Мозаика, массажный шарик «су-джок»,
тетрадь в крупную клетку,
простой карандаш
Результаты коррекционной работы:
Источник
Дата рождения: 11.10.2005 Фактический возраст: 6 лет Психический возраст: 4 года
Посещает группу компенсирующей направленности для детей с ЗПР с 01.09.2010 г.
Программно-методическое обеспечение: «Подготовка к школе детей с ЗПР», автор С.Г. Шевченко.
Максим ласковый, доброжелательный, спокойный ребенок. Охотно вступает в контакт с детьми и взрослыми. Занятия посещает с желанием, помощь принимает. Поведение и реакция на одобрение адекватные. Неудачу самостоятельно не оценивает. Внимание неустойчивое. Стихи не заучивает. Преобладает зрительная память.
Запас представлений об окружающем низкий. Понимание обращенной речи недостаточное. Словарный запас ниже возрастной нормы. В активной речи – отдельные слова, формируется простая фраза. Звукопроизношение исправлено. Грубо нарушена звуконаполняемость и слоговая структура слов. Фонематическое восприятие развивается – выделяет гласные звуки из ряда других. Связная речь не развита. Формируются простые обобщающие понятия, исключение лишнего предмета пока недоступно. Называет и дифференцирует основные цвета и оттенки, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), группирует предметы по величине (большой-маленький), знает цифры 1-10, счет до 10 механический. Формируются временные и пространственные представления. Максим складывает разрезные картинки из 3-х частей, конструирование по образцу вызывает затруднение.
Содержание работы
Результат
I полугодие
II полугодие
ПОЗНАНИЕ
Сенсорное развитие
Различение, называние оттенков цветов спектра
Различение, называние геометрических форм
Различение, называние величин. Сравнение и рядообразование по величине
Ознакомление с окружающим миром
Называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, имена родителей
Узнавать и называть предметы домашнего обихода, назначение
Узнавать и называть времена года, последовательность
Узнавать и называть домашних и диких животных
Узнавать и называть птиц
Узнавать и называть транспортные средства
Формирование математических представлений
Прямой и обратный счет в пределах 10
Счет от и до заданного числа
Пересчет предметов, соотнесение цифры с количеством предметов
Соотнесение и сравнение количеств предметов
Уравнивание количеств предметов
Состав чисел 2,3,4,5
Порядковое перечисление дней недели
Порядковое перечисление частей суток
Конструирование
Конструирование из строительного материала, палочек, шнурков
КОММУНИКАЦИЯ
Развитие речи
Увеличение активного и пассивного словаря по лексическим темам
Развитие обобщающих значений слов
Изменение существительных по числам
Согласование прилагательных с существительными ед. числа в роде
Согласование притяжательных местоимений с существительными
Подбор действий к предметам и наоборот
Подбор признаков к предметам и наоборот
Учить конструировать простую 2-х словную фразу с опорой на наглядный материал
Учить конструировать простую многословную фразу с опорой на наглядный материал
Формирование предложно-падежной конструкций с предлогами в, на
Пересказ текста с опорой на серию картинок
Коррекция звукопроизношения (автоматизация звуков л,ль,р,рь)
Коррекция слоговой структуры слов
Грамота
Выделение звука в звуковом ряду
Выделение начальных гласных звуков в словах
Дифференциация гласных и согласных звуков
Деление слов на слоги (двусложные, трехсложные слова с открытыми слогами)
Знакомство со звуками и буквами,
Составление и чтение слогов и слов
Подготовка к письму
Обучение удержанию ручки
Формирование навыков пространственной ориентировки в тетради
Написание в строчках различных элементов
КОРРЕКККЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Восприятие
Узнавание перечеркнутых изображений
Узнавание наложенных друг на друга изображений
Восприятие и моделирование пространственных отношений
Восприятие и узнавание неречевых звуков в быту и в природе
Развитие тактильно-двигательного восприятия
Внимание
Игры «Чего не стало?», «Что изменилось?» с применением 4 элементов на конкретном материале
Лабиринты
Прямое копирование образца при конструировании
Память
Выполнение двухступенчатой инструкции
Заучивание поговорок, стихотворений
Мышление
Складывание из осколочных частей картинок, фигур (до 4-5 элементов)
Классификация предметов по разным параметрам
Исключение лишнего предмета
Определение последовательности событий
Отгадывание загадок, основанных на перечислении внешних признаков предмета
Обозначения: + усвоил, – не усвоил, усвоил частично.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Источник
Индивидуальная образовательная программа
учителя-дефектолога
МБОУ Козульской СОШ №2
Кукарцевой Светланы Владимировны.
Педагогический стаж 19 лет
Стаж работы учителем в учреждении – 19 лет
Стаж работы дефектологом-0
Классы, в которых преподает учитель- 1-3
Тема самообразования учителя:
«Формирование навыков учебной деятельности у
учащихся с нарушением интеллекта»
Курсы переподготовки:
2011-2012 год «Олигофренопедагогика и олигофренопсихология»
Педагогические технологии:
Использование ИКТ на уроках и занятиях с уч-ся VIII вида
Игровая технология
Введение
Программа коррекционной работы в школе направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Коррекционной работы учителя может предусматривать как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе или в специальном (коррекционном) классе по общей образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной или дистанционной формы обучения.
Анализ собственной деятельности
В 2011-2012 учебном году я стала работать учителем коррекционного класса. Опыта работы по данной специальности у меня совсем нет. С октября 2011 года я пошла на переподготовку в ИПК по курсу «Олигофренопедагогика и олигофренопсихология» по итогам этих курсов я получу специальность учитель-дефектолог.
Цель моей деятельности – развивать профессиональную компетентность в области специальной педагогике для обеспечения коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса, и сформировать учительские компетенции в индивидуализации и дифференциации обучения детей с нарушением интеллекта.
Задачи программы
- Научиться выявлять детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
- Создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
- Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и физического развития, индивидуальных возможностей детей в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
- Разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуально-групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и психическом развитии.
- Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
1.Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию учителя, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
2.Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
3.Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
4.Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии.
5.Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Направления моей работы
Моя коррекционно-развивающая работа должна обеспечивать своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствовать формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). Для этого мне необходимо будет:
- выбрать оптимальные для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
- организовывать и проводить индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, необходимые для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
- проводить внеклассные мероприятия на развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;
- социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Описание педагогических технологий, которые позволяют достичь поставленных задач:
1. Использование ИКТ на уроках и занятиях с уч-ся VIII вида
Состояние современного образования и тенденции развития общество требует новых подходов к развитию образовательной и воспитательной сред для достижения успеха в 21 веке уже не достаточно знаний и умений критически мыслить, а необходимо некоторая техническая квалификация.
Общеизвестно, что информационные технологии могут сделать процесс обучения и воспитания более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Использование новых информационных технологий может преобразить проведение занятий, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимание и запоминания учебного материала, а главное, подняв на более высокий уровень интерес к учёбе. Грамотное использование компьютера могло бы решить проблему дефицита подвижной наглядности, например, на занятиях по работе с бумагой: детям намного интереснее сначала увидеть, как выглядит поделка и как её изготовить, и только потом приступать к работе. Компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при работе в классе.
Я считаю, что преимущества компьютера как инструмента обучения школьников с нарушением интеллекта состоят в том, что с его помощью становится возможным:
— мотивировать детей к трудным для них видам учебной деятельности;
— моделировать продуктивные виды совместной и индивидуальной деятельности детей (конструирование, экспериментирование, прогнозирование и др.), необходимые для освоения поставленных развивающих и коррекционных задач;
— создавать дополнительные визуальные динамические опоры для анализа ребенком собственной деятельности в режиме реального и отсроченного времени;
— расширять возможности качественной индивидуализации специального обучения.
2. Игровая технология
Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры — помочь серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся.
В связи с особенностями развития умственно отсталые дети нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии педагога. Спонтанного усвоения общественного опыта у них практически не происходит. Для организации обучения и воспитания необходимо развить у таких детей интерес к предмету. И здесь неоценимы дидактические игры, которые должны привлекать внимание, заинтересовывать. Педагогу необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношения к деятельности.
Я думаю, что умственно отсталому ребенку для усвоения способов ориентировки в социуме, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся.
Основная задача дидактических игр состоит в том, чтобы развить у умственно отсталых детей поисковые способы ориентировки при выполнении задания, а на этой основе создать интерес к свойствам и отношениям предметов, к их использованию в деятельности и, таким образом, подвести их к подлинной зрительной ориентировке.
Многие дидактические игры ставят перед умственно отсталыми детьми задачу рационального использования имеющихся знаний в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.
Этапы реализации программы
этап | результат | срок | Образовательный ресурс |
Сбор и изучение теоретической литературы по теме «Обучение детей с нарушением интеллекта » | Создание методической копилки | 2011-2012 год | Интернет, материалы коллег |
Выступление на МО | Представление своей методической копилки | Май 2012 год |
Курсовая переподготовка подготовка по теме «Олигофренопедагогика и олигофренопсихология» | Диплом о высшем образовании по специальности «Дефектолог» | 2011-2012 год | ИПК |
Этап сбора и анализа информации | Оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей. Написание характеристик. | Август-сентябрь (каждого уч. года) |
Этап планирования | Составленная рабочая программа, имеющая коррекционно-развивающую направленность | Август-сентябрь (каждого учебного года) | Программа коррекционного обучения, интернет. |
Этап регуляции и корректировки | Результатом является внесение необходимых изменений в процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка форм обучения, методов и приёмов работы. | Сентябрь-ноябрь |
Этап введение информационных технологий | Создание презентаций, коллекций картинок, фильмов, музыкальных произведении | 2011-2013 год | Интернет. Собственные ресурсы |
Этап введения игровых технологий | Банк дидактических игр в обучении младших школьников с нарушениями интеллекта | 2011-2013 год | Интернет. Собственные ресурсы |
Выступление на МО | Представление своего банка дидактических игр | Май 2013 год |
Прохождение аттестации | Подтверждение I категории | 2014-2015 учебный год |
Источник