Индивидуальная программа развития ребенка 8 вида

Индивидуальная программа развития ребенка 8 вида thumbnail

Галина Кущенко
Методические средства по созданию и реализации индивидуальных программ развития ребенка

Одним из условий эффективности обучения детей дошкольного возраста и их интеграции в общеобразовательную среду является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.

В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т. п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Педагоги МБДОУ «Д/с № 3 «Сказка» одним из решений в данной ситуации составили и реализуют индивидуальный образовательный маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.

На детей, требующих особого внимания специалистов и воспитателей составляем индивидуальные коррекционно- развивающие планы и программы работы, в тех направлениях, где ребёнок испытывает трудности.

Совместные комплексные коррекционно-развивающие занятия специалистов проводятся с детьми всех возрастов:

1. с 1 года до 5 лет – один раз в неделю;

2. с 5 лет до 7 лет – один раз в месяц (по итогам индивидуальных или подгрупповых занятий специалистов).

Занятия проводятся несколькими специалистами сразу, что позволяет добиваться более высоких результатов, осуществлять индивидуальный подход.

Создаётся группа от 3 до 5 детей, нуждающихся в комплексной помощи всех специалистов. Динамика развития ребёнка наблюдается в течение всего учебного года специалистами и воспитателями, анализируется на заседаниях ПМПк.

Профилактические мероприятия включают в себя проведение тренингов с детьми старшего возраста:

1.«Сказкотерапия». Цель: развитие познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер; развитие сенсомоторных и творческих способностей детей. Основная задача – развитие познавательных процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, установление причинно-следственных связей, способностей к рассмотрению одного явления с нескольких сторон, исследование объектов окружающего мира; знакомство с чувствами, осознание их назначения, важность чувства меры; формирование позитивных коммуникативных моделей, переживание опыта коллективного решения проблем и преодоление трудностей, опыт совместного творчества; развитие творческих возможностей личности с использованием различных видов деятельности.

1 «Учим общению».

Цель: развитие коммуникативных способностей детей. Воспитание доброжелательного и дружеского отношения к окружающим.

Задачи: помочь ребёнку научиться принимать себя, свои достоинства, видеть свою индивидуальность, а также принимать других, осознавая уникальность каждого. Развивать навыки совместной деятельности, умение договариваться. Развивать неречевые средства общения, закреплять эмоциональные состояния. Учить находить выход из ситуации.

Данные занятия-тренинги проводит педагог-психолог во второй половине дня один раз в неделю.

Работа с одарёнными детьми или с детьми с опережением в развитии строится по следующей схеме:

• выявление таких детей;

• обсуждение на ПМПк;

• собеседование с родителями, при необходимости рекомендации по посещению учреждений дополнительного образования (музыкальная, художественная школы, СДЮШ и др.);

• составление индивидуального плана работы с одарённым или опережающим развитие ребёнком по тому направлению, в котором выявлены способности ребёнка. Работа по плану. Занятия в кружках ДОУ.

Данная работа проводится воспитателями и специалистами ДОУ не один год и помогает развить способности воспитанников.

Совместная работа специалистов ДОУ строится по перспективному плану работы, который включает в себя работу с детьми, с педагогическим коллективом и родителями.

Для правильного построения работы с детьми, имеющими особенности в развитии, огромную роль играет подготовка педагогического коллектива. В этой работе большое внимание уделяется просвещению и консультированию по интересующим вопросам и проблемам, возникающим в процессе деятельности воспитателей. Тематика консультаций отражается в годовом плане учреждения и составляется с учётом интересов воспитателей, актуальных проблем и годовых задач ДОУ.

Для своевременного выявления проблем, возникающих в процессе деятельности, вопросов, интересующих воспитателей, психолого-педагогическая служба ДОУ регулярно проводит анкетирование. Оно может являться:

— одним из этапов подготовки к педсовету;

— завершающим этапом семинара-практикума и т. д.

Анкета для воспитателей

Цель: выявить трудности в работе воспитателей и организовать методическую работу так, чтобы помочь в решении проблемных ситуаций.

1. В чём заключаются ваши трудности?

а) в общении с детьми;

б) в общении с родителями;

в) в общении с коллегами;

г) в организации педагогического процесса;

д) другое…;

2. В планировании какого раздела работы с детьми вы затрудняетесь?

3. По какой причине возникают затруднения в планирование?

а) из-за недостатка литературы по этому вопросу?

б) из-за недостатка имеющихся базовых знаний?

— по педагогике;

— по психологии;

— по другим наукам (указать каким) (раздел).

4. Каких пособий для эффективной работы с детьми Вам не хватает?

Укажите, какие именно пособия хотели бы Вы иметь?

5. Консультации по каким вопросам и темам хотели бы получить?

Работа с детьми, имеющими особенности в развитии, психолого-педагогической службой ДОУ строится с учётом личностных особенностей ребёнка и родителей, стиля семейного воспитания, а также личности педагога, это позволяет добиваться положительной динамики.

Психолого-педагогическая служба ДОУ осуществляет профилактическую, реабилитационную, коррекционно-развивающую, реабилитационную работу необходимую для полноценного развития детей с участием всех специалистов дошкольного учреждения и семье. Невозможно представить, что у педагога будет время заниматься развитием внимания, памяти, речи, координации слуха, чувства ритма по отдельности. На занятиях с детьми любого возраста используются те упражнения, где в комплексе содержится материал для развития способностей детей.

Разработанные конспекты совместных занятий специалистов ДОУ содержат элементы музыкально-ритмических упражнений, специально подобранные вокально-артикуляционные и дыхательные упражнения, способствующие коррекции движений, развитию дыхания и речи. При построении занятий соблюдаются основные требования:

— последовательность;

— повторяемость;

— доступность;

создание единых игровых ситуаций.

Содержание совместных коррекционно-развивающих занятий изменяется по мере поэтапного усложнения материала. Музыкальный материал используется как организующий момент. Он лежит в основе метода эмоциональной насыщенности.

Темп, ритм и высота музыки используется для упорядочения характера и темпа движений ребенка. Это очень важно для детей, имеющих особенности в развитии, т. к. они часто совершают характерные беспорядочные движения, испытывают беспокойство.

Обязательным направлением нашего сопровождения является работа с родителями. Первое знакомство с родителями происходит еще до поступления ребенка в детский сад на собрании «Клуба молодой семьи», где даются характеристики возрастных способностей детей, рекомендации по созданию домашней детской фонотеки, приобретению музыкальных игр, лото, звучащих игрушек и самодельных музыкальных инструментов.

В дальнейшем родители привлекаются к совместной работе, участвуют в музыкальных занятиях и праздничных развлечениях. С ними проводятся индивидуальные консультации и анкетирование. Родителям одаренных детей советуем посещать вокальные или танцевальные студии, музыкальную школу.

Практика совместной работы специалистов, воспитателей и родителей ДОУ доказала, что она имеет несколько положительных сторон:

позволяет грамотно применять нужные технологии, что повышает эффективность коррекционно-развивающей и индивидуальной работы;

повышается заинтересованность родителей, они становятся компетентны в эстетическом воспитании ребенка;

приближает результаты детей к возрастным показателям развития;

такая работа благотворно сказывается на развитии музыкальных способностей детей.

Индивидуальная коррекционно- развивающая программа, составленная педагогами ДОУ содержит задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.

Содержание каждой программы является предметом обсуждения специалистов ПМПк ДОУ, и воспитателей группы. При этом решаем следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие во время НОД с воспитателями группы, как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.

Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития.

Индивидуальная программа развития ребенка

На 200_ – 200_ учебный год

Фамилия, имя ребенка___

Дата рождения___ дата заполнения

ИПР (название)_или направление развития ___

Состояние здоровья___

___

Выписка из заключения ПМПК ___

Организационно-педагогические условия реализации ИПР:

• Образовательная программа ___

• Инновационные методы и средства ___

• Здоровьесберегающие технологии ___

• Формы контроля и учета достижений ребенка ___

Источник

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

МБОУ «Техтюрская СОШ им. И.М. Романова»

МР «Мегино — Кангаласский улус»

Программа индивидуального сопровождения ребенка  VIII вида как часть адаптированной программы

(психологического сопровождения )

Педагог-психолог: Холмогорова И.Л.

2017 — 2018 учебный год

Пояснительная записка.

Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых и морально-эстетических понятий и т.д.).
            
            Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни. Для этого психологу, социальному педагогу, учителю необходимо уметь составлять индивидуальную программу развития конкретного ребенка.
        Программа индивидуального сопровождения ребёнка утверждается на заседании психолого-медико-педагогическом консилиуме учреждения. Она состоит из карты исходных данных комплексной диагностики, в которой указываются актуальные проблемы ребенка, цель, задачи, принципы, желаемые результаты программы развития обучающегося. Составление программы индивидуального сопровождения ребенка (психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, адаптационной, профилактической или коррекционно-развивающей) поможет учителю, педагогу-психологу, социальному педагогу, медицинским работникам эффективно реализовать программное содержание.

   Цель: 

  • Обеспечение в образовательном учредении диагностико-коррекционного и психолого-медико-педагогического сопровождение детей с отклонениями в развитии, создание условий для их развития

Задачи

  • Всестороннее комплексное обследование детей
  • Установление характера и причин выявленных отклонений
  • Определение потенциальных возможностей ребенка для оказания ему целенаправленной специальной помощи
  • Разработка комплексно-целевых программ индивидуального развития детей
  • Прослеживание динамики развития (наблюдение, диагностические срезы в начале и в конце года для уточнения образовательного маршрута, внесение соответствующих корректив)
  • коррекции отклонений в развитии, поведении, учебе
  • консультативная работа с педагогами, родителями

При составлении программы индивидуального сопровождения ребенка можно использовать методы и приемы:

  • изучение документов, личных дел;
  • знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;
  • изучение социума (внешкольных связей, семьи, близкого окружения) ребенка;
  • диагностические исследования;
  • наблюдение за ребёнком;
  • индивидуальная и групповая работа с родителями и педагогами.

Направление работ

Содержание

Сроки проведения

1. Диагностика

-изучение интеллектуальной сферы

Определение ведущих способностей учащихся для индивидуализации обучения, выявления одаренных детей, согласно запросу

сентябрь

-определение уровня тревожности

Выявление степени адаптации, эмоционального состояния

сентябрь

-изучение эмоционально-личностной сферы

Определение личностных особенностей детей, согласно запросу

в течение года

-диагностика детско-родительских отношений

Выявление стиля взаимоотношений родителей и детей

в течение года

-проективная диагностика «Рисунок семьи»

Выявление взаимоотношений родителей и детей, личностного статуса ребенка, особенностей развития

декабрь

2.Коррекционная работа

— уроки психологического развития

Развитие психических познавательных процессов (памяти, внимания, мыслительных операций)

сентябрь –май, еженедельно

Изучение психологических особенностей при использование психолого- диагностических методик: наблюдение, тестирование, анкетирование, опрос, беседа и другие.

Работа с родителями

-индивидуальная консультация

Оказание психологической помощи

в течение года

-анкетирование, согласно запросам

Анкета «Типы семейного воспитания»

Анкета «Характер взаимоотношений родителей и детей»

сентябрь-ноябрь

февраль-март

-тренинг (детско-родительский)

«Мы вместе»

апрель

Дневник динамического наблюдения обучающегося

 (заполняется 1 раз в четверть)

Наблюдения

Уровень развития

1четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Психологическое наблюдение

1.Понятийное логическое мышление

2.Понятийное образное мышление

3.Скорость переработки информации

4.Внимательность

5.Кратковременная речевая память

6.Кратковременная зрительная память

Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.

В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы могут рассматриваться:

— динамика индивидуальных достижений учащийся с ОВЗ по освоению предметных программ;

— создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (формы обучения, оптимизирующие коррекционную работу, и наличие соответствующих материально-технических условий);

— увеличение доли педагогических работников образовательного учреждения, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;

— сравнительная характеристика данных медико-психологической и педагогической диагностики учащихся с ОВЗ на разных этапах обучения;

— другие соответствующие показатели.

Источник

Галина Захарова
Программа индивидуального развития учащихся младших классов коррекционной школы 8 вида «Цветик-пятицветик»

Девиз программы: «Дети цветы – и пусть они растут в нашем саду!»

Цель программы: развитие креативных способностей учащихся младших классов коррекционной школы.

Эпиграф:

«Лети, лети лепесток!

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли –

Быть по – моему вели».

Актуальность: В коррекционной школе я уже работаю двадцать семь лет. Из них 19 лет классным руководителем в начальных классах. Все мы большое значение придаём классному коллективу. Мне кажется, чтобы воспитать полноценного гражданина своей Родины, надо обратить внимание на его личностные качества. Ведь обучающийся коррекционной школы, такой же ученик, как и в любой другой школе. Он – личность. Существует психологическая закономерность: если у обучающихся нет внутреннего стимула к саморазвитию, то нет и воспитания – целенаправленного процесса формирования и развития личности. И мне, как классному руководителю, надо воспитывать, развивать положительные качества этой личности. И я думаю моя задача: помочь учащимся младших классов коррекционной школы стать достойными гражданами своей страны. Поэтому мы с ребятами разработали программу «Цветик –пятицветик».

Программа индивидуального развития учащихся младших классов коррекционной школы 8 вида «Цветик-пятицветик»

В нашем проекте на земле растут цветики – пятицветики. Их тринадцать, так как количество учащихся в классе 13. У каждого ученика свой цветик-пятицветик. Каждый лепесток обозначает определённое направление. Например:

здоровье – красный лепесток,

общение – жёлтый,

учёба – зелёный,

образ жизни – синий,

досуг – белый.

Лепестки могут быть любого цвета. ТРУД – это земля. Какой труд мы вложим в эту землю, такие будут цветики – пятицветики. Наш труд будет определён по пяти направлениям: пение; рисование, вышивание (шитьё, вязание, изготовление поделок (конструирование, оригами, аппликации, работы из солёного теста, природного материала и т. д.); танцы; спортивные игры (теннис, шашки, чтение. В этой программе мы выделили пять подпрограмм, в которых (или хотя бы в одной из них) может проявить себя каждый учащийся коррекционной школы.

Перечень подпрограмм:

1. «Чтение» (чтение чувашской литературы, чтение русской литературы, внеклассное чтение, пантомима, классный театр)

— конкурс стихов и сказок, исследовательская работа

2. «Рисование»(рисование, вышивание, поделки)

— конкурс рисунков, вышивок, поделок

3. «Пение» (чувашские песни и частушки; русские песни и частушки; инсценирование песен и частушек)

— конкурс песен, частушек

4. «Танцы» (чувашские народные танцы, русские народные танцы, спортивные танцы, современные танцы)

— конкурс танцев

5. «Спорт»(теннис, шашки, подвижные игры)

— соревнования по шашкам, теннису

Задачи программы:

1. Признать личность развивающегося человека высшей социальной ценностью, уважать её уникальность и своеобразие.

2. Учитывать особенности учащихся, изучать и воспитывать индивидуально – личностные свойства школьника.

3. Использовать в программе национальные традиции народа, его культуру.

4. Организовать интересную жизнедеятельность.

5. Развивать уважительные отношения между педагогами и учащимися.

6. Вовлечь каждого ученика в деятельность (по всем пяти направлениям).

Перечень основных мероприятий:

1. Индивидуальная работа с каждым учащимся (по всем пяти направлениям).

2. Проведение соревнований.

3. Проведение конкурсов.

4. Проведение выставок.

5. Ведение исследовательской работы.

Для общения классного руководителя с обучаемыми подходит модель активного взаимодействия («Союз»). Педагог постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. В этом случае возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивна.

Индивидуальная работа.

В программе «Цветик – пятицветик» мы исходили из положения о том, что развитие человека осуществляется в его деятельности. Следовательно, объектом коррекционной индивидуальной работы должна быть деятельность учащихся. Целью индивидуальной работы является повышение готовности учащихся к самостоятельной организации своей умственной и физической деятельности в ситуациях, которые включают элементы нового.

Индивидуальная работа в коррекционной школе направлена на преодоление недостатков учащихся, обусловленных отставанием в интеллектуальном развитии. Поэтому деятельность учащихся я стараюсь организовать в соответствии с требованиями режима, соблюдение которых охраняет и укрепляет неполноценную нервную систему. В практической деятельности всегда опираюсь на наглядные образы предметов и явлений. Изучаю личность каждого учащегося. Для этого:

1) я ознакомилась с личными делами учащихся;

2) выяснила состояние здоровья каждого учащегося;

3) наблюдала за учащимися с момента его прихода в школу (отношение с родителями, товарищами и учителями, его роль в коллективе, развитие навыков поведения);

4) веду дневники наблюдения;

5) наблюдаю за особенностями моторики, речи, которые в первую очередь подлежат коррекции;

6) выявляю особенности характера каждого учащегося;

7) организую индивидуальные занятия – повседневно, последовательно, длительно;

8) провожу индивидуальные занятия со слабоуспевающими на уроках и во внеурочное время;

9) постоянно держу связь с родителями, родными учащихся, помогаю им в воспитании детей;

10) по итогам учебных четвертей провожу индивидуальные беседы, раскрывая способности и возможности каждого ученика;

11) провожу работу по выработке каллиграфии (проверка тетрадей, конкурсы)

12) веду карты развития ребёнка;

Работа с родителями.

1. Работу с родителями строю на основе глубокого и систематического изучения семьи.

2. Внимание родителей направляю на формирование у детей трудовых навыков, привычек культурного поведения.

3. Держу тесную связь с родителями учащихся путём личного контакта.

4. По окончании каждой четверти сообщаю родителям об успехах и труде ребёнка.

5. Провожу индивидуальные беседы с родителями, родными о режиме школьников, гигиене школьников на морально – эстетические и психологические темы.

6. Особое внимание обращаю на работу с родителями, родными «трудных» детей. Трудновоспитуемых вовлекаю в работу кружков.

7. Провожу консультации с родителями по охране здоровья детей.

Исследовательская работа.

Итогом всей работы по этому проекту является исследовательская работа всей нашей классной семьи (учитель, родители, учащиеся) по темам:

1)развитие мелкой моторики рук учащихся младших классов коррекционной школы 8 вида,

2)развитие мелкой моторики ног учащихся младших классов коррекционной школы 8 вида,

3)развитие артикуляционного аппарата учащихся младших классов коррекционной школы 8 вида,

4)что раньше: яйцо или курица?

5)русская народная сказка «Колобок»,

6)русская народная сказка «Теремок»,

7)мини – проект клумба «Лебеди»,

8)проект ««Нет войне!»,

9)навстречу 70 – летию Победы в Великой Отечественной войне,

10)проект «Зелёный класс»,

11)мини — проект «Комнатные растения».

Результаты:

1. Участие в общешкольных, сельских, районных, республиканских, Российских, международных выставках, конкурсах, соревнованиях.

2. Достижения личных результатов учащихся в мероприятиях разного

уровня.

3. Положительная динамика успеваемости учащихся.

4. Положительная динамика техники чтения учащихся.

5. По итогам учебного года класс победил в номинации «Самый зелёный класс».

6. На школьных олимпиадах учащиеся занимали призовые места.

Предполагаемый риск:

1. Смена классного руководителя.

2. Несогласованность педагогического коллектива.

В нашем проекте нет солнца. Я стараюсь учить детей быть маленькими солнышками, светиться хорошими, добрыми поступками, согревать окружающих своим теплом и радоваться жизни.

Источник