Индивидуальная программа развития ребенка 5 лет

Галина Кущенко
Методические средства по созданию и реализации индивидуальных программ развития ребенка

Одним из условий эффективности обучения детей дошкольного возраста и их интеграции в общеобразовательную среду является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.

В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т. п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Педагоги МБДОУ «Д/с № 3 «Сказка» одним из решений в данной ситуации составили и реализуют индивидуальный образовательный маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.

На детей, требующих особого внимания специалистов и воспитателей составляем индивидуальные коррекционно-развивающие планы и программы работы, в тех направлениях, где ребёнок испытывает трудности.

Совместные комплексные коррекционно-развивающиезанятия специалистов проводятся с детьми всех возрастов:

1. с 1 года до 5 лет – один раз в неделю;

2. с 5 лет до 7 лет – один раз в месяц (по итогам индивидуальных или подгрупповых занятий специалистов).

Занятия проводятся несколькими специалистами сразу, что позволяет добиваться более высоких результатов, осуществлять индивидуальный подход.

Создаётся группа от 3 до 5 детей, нуждающихся в комплексной помощи всех специалистов. Динамика развития ребёнка наблюдается в течение всего учебного года специалистами и воспитателями, анализируется на заседаниях ПМПк.

Профилактические мероприятия включают в себя проведение тренингов с детьми старшего возраста:

1.«Сказкотерапия».Цель: развитие познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер; развитие сенсомоторных и творческих способностей детей. Основная задача – развитиепознавательных процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, установление причинно-следственных связей, способностей к рассмотрению одного явления с нескольких сторон, исследование объектов окружающего мира; знакомство с чувствами, осознание их назначения, важность чувства меры; формирование позитивных коммуникативных моделей, переживание опыта коллективного решения проблем и преодоление трудностей, опыт совместного творчества; развитие творческих возможностей личности с использованием различных видов деятельности.

1 «Учим общению».

Цель: развитие коммуникативных способностей детей. Воспитание доброжелательного и дружеского отношения к окружающим.

Задачи: помочь ребёнку научиться принимать себя, свои достоинства, видеть свою индивидуальность, а также принимать других, осознавая уникальность каждого. Развивать навыки совместной деятельности, умение договариваться. Развивать неречевые средства общения, закреплять эмоциональные состояния. Учить находить выход из ситуации.

Данные занятия-тренинги проводит педагог-психолог во второй половине дня один раз в неделю.

Работа с одарёнными детьми или с детьми с опережением в развитиистроится по следующей схеме:

• выявление таких детей;

• обсуждение на ПМПк;

• собеседование с родителями, при необходимости рекомендации по посещению учреждений дополнительного образования (музыкальная, художественная школы, СДЮШ и др.);

• составление индивидуального плана работы с одарённым или опережающим развитие ребёнком по тому направлению, в котором выявлены способности ребёнка. Работа по плану. Занятия в кружках ДОУ.

Данная работа проводится воспитателями и специалистами ДОУ не один год и помогает развить способности воспитанников.

Совместная работа специалистов ДОУ строится по перспективному плану работы, который включает в себя работу с детьми, с педагогическим коллективом и родителями.

Для правильного построения работы с детьми, имеющими особенности в развитии, огромную роль играет подготовка педагогического коллектива. В этой работе большое внимание уделяется просвещению и консультированию по интересующим вопросам и проблемам, возникающим в процессе деятельности воспитателей. Тематика консультаций отражается в годовом плане учреждения и составляется с учётом интересов воспитателей, актуальных проблем и годовых задач ДОУ.

Для своевременного выявления проблем, возникающих в процессе деятельности, вопросов, интересующих воспитателей, психолого-педагогическая служба ДОУ регулярно проводит анкетирование.Оно может являться:

— одним из этапов подготовки к педсовету;

— завершающим этапом семинара-практикума и т. д.

Анкета для воспитателей

Цель: выявить трудности в работе воспитателей и организовать методическую работу так, чтобы помочь в решении проблемных ситуаций.

1. В чём заключаются ваши трудности?

а) в общении с детьми;

б) в общении с родителями;

в) в общении с коллегами;

г) в организации педагогического процесса;

д) другое…;

2. В планировании какого раздела работы с детьми вы затрудняетесь?

3. По какой причине возникают затруднения в планирование?

а) из-за недостатка литературы по этому вопросу?

б) из-за недостатка имеющихся базовых знаний?

— по педагогике;

— по психологии;

— по другим наукам (указать каким) (раздел).

4. Каких пособий для эффективной работы с детьми Вам не хватает?

Укажите, какие именно пособия хотели бы Вы иметь?

5. Консультации по каким вопросам и темам хотели бы получить?

Работа с детьми, имеющими особенности в развитии, психолого-педагогической службой ДОУ строится с учётом личностных особенностей ребёнка и родителей, стиля семейного воспитания, а также личности педагога, это позволяет добиваться положительной динамики.

Психолого-педагогическая служба ДОУ осуществляет профилактическую, реабилитационную, коррекционно-развивающую, реабилитационную работу необходимую для полноценного развития детей с участием всех специалистов дошкольного учреждения и семье. Невозможно представить, что у педагога будет время заниматься развитием внимания, памяти, речи, координации слуха, чувства ритма по отдельности. На занятиях с детьми любого возраста используются те упражнения, где в комплексе содержится материал для развития способностей детей.

Разработанные конспекты совместных занятий специалистов ДОУ содержат элементы музыкально-ритмических упражнений, специально подобранные вокально-артикуляционные и дыхательные упражнения, способствующие коррекции движений, развитию дыхания и речи.При построении занятий соблюдаются основные требования:

— последовательность;

— повторяемость;

— доступность;

создание единых игровых ситуаций.

Содержание совместных коррекционно-развивающих занятий изменяется по мере поэтапного усложнения материала. Музыкальный материал используется как организующий момент. Он лежит в основе метода эмоциональной насыщенности.

Темп, ритм и высота музыки используется для упорядочения характера и темпа движений ребенка. Это очень важно для детей, имеющих особенности в развитии, т. к. они часто совершают характерные беспорядочные движения, испытывают беспокойство.

Обязательным направлением нашего сопровождения является работа с родителями. Первое знакомство с родителями происходит еще до поступления ребенка в детский сад на собрании «Клуба молодой семьи», где даются характеристики возрастных способностей детей, рекомендации по созданию домашней детской фонотеки, приобретению музыкальных игр, лото, звучащих игрушек и самодельных музыкальных инструментов.

В дальнейшем родители привлекаются к совместной работе, участвуют в музыкальных занятиях и праздничных развлечениях. С ними проводятся индивидуальные консультации и анкетирование. Родителям одаренных детей советуем посещать вокальные или танцевальные студии, музыкальную школу.

Практика совместной работы специалистов, воспитателей и родителей ДОУ доказала,что она имеет несколько положительных сторон:

позволяет грамотно применять нужные технологии, что повышает эффективность коррекционно-развивающей и индивидуальной работы;

повышается заинтересованность родителей, они становятся компетентны в эстетическом воспитании ребенка;

приближает результаты детей к возрастным показателям развития;

такая работа благотворно сказывается на развитии музыкальных способностей детей.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа, составленная педагогами ДОУ содержит задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.

Содержание каждой программы является предметом обсуждения специалистов ПМПк ДОУ, и воспитателей группы.При этом решаем следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие во время НОД с воспитателями группы, как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.

Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития.

Индивидуальная программа развития ребенка

На 200_ – 200_ учебный год

Фамилия, имя ребенка___

Дата рождения___ дата заполнения

ИПР (название)_или направление развития ___

Состояние здоровья___

___

Выписка из заключения ПМПК ___

Организационно-педагогические условия реализации ИПР:

• Образовательная программа ___

• Инновационные методы и средства ___

• Здоровьесберегающие технологии ___

• Формы контроля и учета достижений ребенка ___

Источник

Оксана Баяшкина
Образовательная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (5–6 лет)

Информационный паспорт

образовательной программы для детей дошкольного возраста

(5-6 лет)

Название программы образовательная программа для детей дошкольного возраста

(5-6 лет)

Разработчики программы Баяшкина О. Н. педагог-психолог

Направленность программы Программа направлена на профилактику проявлений различных форм дошкольной дезадаптации и на создание предпосылок для успешного овладения программным материалом.

Цель программы Создание условий для полноценного психического и личностного развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями.

Форма занятий Психологическая диагностика, психологическое консультирование, методическая работа.

Адресная аудитория

Обучающиеся МБОУ ДОД «Центр детского творчества» (5-6 лет)

Ожидаемые результаты 1. Развитие наглядно-образного мышления.

2. Формирование предпосылок овладения учебной деятельностью.

3. Обучение умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью.

4. Сформированные умения реагирования на критику, уверенного поведения.

5. Развитие коммуникативных навыков.

6. Повышение уровня психологической готовности к школе.

7. Привлечение к психолого-педагогическому процессу педагогов-специалистов и родителей.

1. Пояснительная записка

Дошкольное детство — период познания мира человеческих отношений, ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.

Дошкольное детство – период творчества. Ребенок творчески осваивает речь, у него появляется творческое воображение. У дошкольника своя, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений.

В дошкольном детстве появляется сложность представлений о жизненном мире, определяемая соподчинением мотивов. Происходит дифференциация линий онтогенеза, ведущих к тому или иному типу представлений жизненного мира; формируются устойчивые (надситуативные) мотивы и начинает складываться направленность личности. У большинства детей проявляется значимость представлений о сложности и трудности мира.

В дошкольном возрасте в современных социальных условиях появляется много случаев детей с диагнозами: ОНР и дизартрия,нарушениями: билингвизма. Это может влиять на психическое развитие детей, в интеллектуальной, эмоциональной сфере и поведенческой сферах.

Комплексная психолого-педагогическая задача дошкольного обучения состоит в том, чтобы обеспечить усвоение не только совокупности конкретных знаний по дошкольным дисциплинам, но и сформировать у воспитанников представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных действий, что, в свою очередь, обеспечит усвоение конкретного предметно-учебного содержания. (Эльконин Д. Б. Психология игры. — М., 1978.)

В последнее время отмечается увеличение числа детей с трудностями в усвоении нового материала, создаваемыми недостаточным уровнем их познавательного и личностного развития и в большей степени в основании нарушений психического развития является педагогическая запущенность и детско-родительские отношения. Поэтому оказание действенной психологической помощи в развитии детей дошкольного возраста в настоящее время становится особенно актуальной задачей.

С обучающимися проводится диагностика психического развития у детей в возрасте 5-6-ти лет, направленная на выявление уровня развития логического мышления, внимания, памяти, воображения и моторики. После чего уже проводятся индивидуальные коррекционно – развивающие занятия.

Направленность программы:

программа направлена на профилактику проявлений различных форм дошкольной дезадаптации и на создание предпосылок для успешного овладения программным материалом.

Актуальность программы:

в последнее время отмечается увеличение числа детей с трудностями в усвоении нового материала, создаваемыми недостаточным уровнем их познавательного и личностного развития. Поэтому оказание действенной психологической помощи в развитии детей дошкольного возраста в настоящее время становится особенно актуальной задачей.

Цель: Создание условий для полноценного психического и личностного развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями.

Задачи:

1. Отслеживание социально-психологического статуса и динамики развития ребёнка.

2. Развитие познавательной, эмоциональной и двигательной сфер.

• Развитие восприятия цвета, формы и величины,

• развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности, воображения, речевой активности,

• эмоционально-волевой сферы,

• координации движений и реализация двигательной активности,

• формирование коммуникативных навыков.

3. Координация программных тем со смежными педагогами-специалистами и родителями.

4. Методическое и материально-техническое обеспечение психологического сопровождения.

Форма занятий:

Психологическая диагностика, психологическое консультирование, методическая работа.

Адресная аудитория:

Обучающиеся МБОУ ДОД «Центр детского творчества» (5-6 лет)

Оформление кабинета:

— приобретение учебных пособий, методик, коррекционно-развивающих программ;

— изготовление и приобретение наглядно-дидактического и демонстрационного материала.

Организация и содержание деятельности:

Программа рассчитана на 1 год психологического сопровождения, срок реализации программы – 36 часов (дети 5-6 лет, 1 час в неделю, посещающих учреждения дополнительного образования. Программа разработана с учетом психологических особенностей подросткового возраста. Тематические блоки программы подобраны в соответствии с актуальными проблемами дошкольника, возникающими в процессе формирования личностных качеств, важных для эффективной самореализации, самоактуализации и самоопределения в этом возрасте, а так же с проблемами, связанными с социально-психологической адаптацией, взаимодействием со сверстниками и взрослыми, усвоением общественных норм и правил.

В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога,которые объединены в блоки: диагностический, развивающий, консультативный и методический, что способствует активному вовлечению в учебно-воспитательный процесс и более быстрому достижению педагогических целей за счет приобретения участниками собственного опыта в игровых и тренинговых формах работы.

Диагностический блок:

Диагностический блок включает известные методики выявления уровня психического развития детей дошкольного возраста (классификация предметов, “4-ый лишний”, 10 картинок, 10 пар слов и другие).

I этап – Первичная диагностика. С вновь пришедшими детьми и их родителями проводится собеседование с целью выявления уровня психического и физического развития ребёнка, индивидуальных особенностей поведения, социально-бытовых условий семьи. Диагностические данные каждого ребёнка фиксируются в карте индивидуального развития. После распределения детей по группам для проведения развивающих занятий составляется сводная схема анализа данных диагностического обследования детей.

II этап – Мониторинг динамики развития. Динамика развития детейпрослеживается в течение учебного года по 3 направлениям:

Развитие психических процессов;

Развитие эмоционально-волевой сферы;

Индивидуальные особенности.

В начале и в середине года показатели динамики развития выявляются на основе наблюдения за детьми в процессе проведения занятий педагогом-психологом и педагогами-специалистами, в конце года – в процессе проведения индивидуального диагностического обследования.

III этап – Констатирующая диагностика. В конце года с детьми проводится индивидуальное психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития ребёнка.

Прогнозируемые результаты.

Диагностический и развивающий блок.

К 6 годам ребёнок:

Вступает в контакт со взрослым;

Называет свои имя, фамилию, возраст, имена родителей, домашний адрес и телефон;

Собирает предметную разрезную картинку из 4 ровных частей без помощи взрослого;

Знает и активно использует в словаре название основных, нейтральных цветов и их оттенков (красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный, голубой, розовый, оранжевый и т. д., геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, различает по величине до 7 предметов;

Знает и использует в речи обобщающие понятия “игрушки”, “фрукты”, “овощи”, “мебель”, “обувь”, “посуда”, “одежда”, “домашние и дикие животные”, “части суток”, “времена года” и название предметов и явлений обобщённых в данных понятиях;

Выделяет один из 4-х предметов с грубой и тонкой дифференциацией, объясняет свой выбор;

Собирает из частей целое, может назвать составляющие части предмета.

Развивающий блок.

Развивающий блок основан на сочетании коррекционно-развивающих программ.

С сентября по апрель с детьми проводятся специально организованные развивающие занятия в игровой форме, которые помогают ребёнку адаптироваться и развиваться в детском коллективе.

Занятия ориентированы:

— на развитие двигательной сферы, сенсорного восприятия и психологическое раскрепощение;

— на развитие высших психических функций и речевой активности, формирования коммуникативных навыков;

— на развитие произвольного внимания и мотивации к обучению.

I этап – в сентябре каждого года с детьми проводятся занятия на развитие двигательной сферы с элементами релаксации.

II этап – в период октябрь – март проводятся общеразвивающие занятия на развитие психических процессов и функций, эмоциональной и двигательной сфер, коммуникативных навыков.

III этап – продолжаются общеразвивающие занятия.

Занятия разработаны с учётом возрастных особенностей и основных видов деятельности, способствующих развитию детей дошкольного возраста, которыми являются общение и игра, поэтому взаимодействие ребёнка и взрослого в процессе занятий построено в форме игрового общения. Для поддержания интереса детей в процессе занятий предусмотрено музыкальное сопровождение упражнений и игр,чередование видов деятельности: упражнения и беседы сменяются подвижными играми.

Консультативный блок.

Работа в данном блоке ведется по двум направлениям:

• Работа с родителями.

• Работа с педагогами дополнительного образования.

I направление. Работа с родителями заключается в проведение групповых, индивидуальных консультаций и открытые занятия.

— Групповые консультации определены учебным планом и проводятся с целью приобщенияродителей к учебно-воспитательному процессу: знакомство родителей с содержанием занятия, объяснение выполнения домашних упражнений, ответы на вопросы родителей.

— Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения ребёнка, взаимоотношений педагог – родитель – ребёнок).

II направление. Работа со смежными педагогами-специалистами включает индивидуальные консультации, открытые занятия.

— Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам педагогов для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребёнка, взаимоотношения педагог – родитель, педагог – ребёнок).

— Открытые занятия проводятся как педагогом-психологом, так и с педагогами дополнительного образования. Проведение открытых занятий позволяет познакомиться с работой коллег, скоординировать методы воздействия на развитие и воспитание детей.

Прогнозируемые результаты.

Консультативный блок.

— Привлечение к психолого-педагогическому процессу педагогов-специалистов и родителей.

— Информирование педагогов дополнительного образования и родителей о возрастных особенностях детей.

— Организация развивающей детско-взрослой общности.

Методический блок.

Участие в педагогических и методических советах, плановых и оперативных совещаниях, родительских собраниях.

Оформление документации:

— оформление журналов консультативно-просветительской работы, коррекционно-развивающей работы;

— разработка и оформление мониторинга развития детей дошкольного возраста;

— анализ и обработка диагностических данных;

— разработка рекомендаций для родителей и педагогов;

— разработка и оформление карт индивидуального развития ребенка, схем анализа диагностических данных;

— разработка и оснащение бланками для проведения диагностических исследований;

— разработка анкет для родителей, педагогов.

Прогнозируемые результаты.

Методический блок.

Методическое и материально-техническое обеспечение процесса психологического сопровождения.

Сочетание блоков позволяет выявить и развить индивидуальные возможности и способности ребёнка с учётом его психо-физиологических особенностей. Психологически грамотное сопровождение естественного развития ребёнка обеспечивает максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей и позволяет избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развит

Структура занятия:

1. пальчиковая гимнастика;

2. работа по теме;

3. физкультминутка;

4. закрепление пройденного материала;

5. подведение итогов занятия.

Тематический план для детей в возрасте от 5-6 лет (25 минут)

№ занятия Цель занятия Часы

С 1 по 12 занятие Коррекция устойчивости внимания 300 минут (5 часов)

С 13 по 19 занятие Коррекция памяти и воображения 200 минут (3.3 часа)

С 20 по 27 занятие Коррекция логического мышления и воображения 175 минут (2.9 часа)

С 28 по 36 занятие Развитие причинно-следственных и пространственно временных связей 200 минут (3.3 часа)

Итого:36 занятий 875 минут (14.5 часа)

Источник