Индивидуальная программа развития ребенка 3 лет образец

Индивидуальная программа развития ребенка 3 лет образец thumbnail

     Дата

      Учет

  Раздел

Основные дидактические

         задачи

Дидактические игры

      и упражнения

  Методическая

      литература

        1

          2

       3

                          4

                     5

               6

Формирование словаря:

   Развивать умение ребенка  по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш»).

Имитировать действия людей и движения  животных.

Обогащать словарь детей:

 — существительными, обозначающими названия игрушек, предметов:

личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок);

одежды, обуви, посуды, мебели, транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;

 — глаголами, обозначающими действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять).

  — прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький)

-наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, медленно, тихо, холодно,

жарко, скользко).

 Д/игры: «Во дворе»

«Отгадай, кто пришел?».

«Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок».

Д/игры: «Кто что делает?», «Побродим по лужам», «За рулем».

Д/игры: «Кто как кричит», «Поспешили – насмешили».

Д/игра «Угостим кукол фруктами».

Д/игры: «Помоги маме сложить обувь на полку», «Что подарим маме?».

Д/игры: «Это чье, мамино или мое?», «Собираем игрушки».

Д/игра «Что нам осень принесла?».

Д/игра «Кукла плачет».

Д/игра «Далеко-близко».

Д/игры: «Считаем пуговки», «Птички поют».

Смотреть: «Рабочая программа -1мл. группа»

Раздел — Речевое развитие,

стр. 70-74

Работа в группе.

Смотреть: «Рабочая программа -1мл. группа»

Раздел — Речевое развитие

стр. 70-74

Смотреть: «Рабочая программа -1мл. группа». Раздел — Речевое развитие

Стр.80

М.Г. Борисенко

«В помощь маленькому мыслителю», стр. 61

М.Г. Борисенко, Н. А. Лукина «Смотрим, видим, запоминаем», стр. 33, стр. 26

М.Г. Борисенко

«В помощь маленькому мыслителю», стр. 60

М.Г. Борисенко

«В помощь маленькому мыслителю», стр. 33

М. Г. Борисенко «Чтобы чисто говорить, надо…», стр. 30

В. Гербова «Зан. по РР»

с.54

М. Г. Борисенко «Учимся слушать и слышать», стр. 54, 82

Грамматический строй речи

Учить пониманию в речи предлогов (в, на, за, под).

Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (Кто? Что? Где?).

Д/игра «Найди и назови».

Д/игра «Соберем овощи  (фрукты)».

Д/игра «Кто в домике живет?».

М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина «Смотрим, видим, запоминаем», стр. 68

М. Г. Борисенко «Учимся слушать и слышать», стр. 75

Н. Карпухина «Конспекты занятий  I мл. группа» стр. 46

Художественная

литература

Приучать слушать и понимать  песенки, потешки, сказки.

Учить  договаривать слова, фразы при чтении

 воспитателем знакомых стихотворений.

Учить называть предметы изображенные на картинках.  

Песенки, потешки, заклички: «Пошел котик на Торжок», «Огуречик, огуречик…», «Из – за леса, из – за гор…».

Сказки: «Маша и медведь», «Теремок».

Д/игры: «Кто ушел?»

«Кто пришел?».

Чтение стихотворения А.Барто «Кто как кричит».

Рассматривание картины «В песочнице».

Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя».

Д/игра «Чья картинка».

Программа «От рождения до школы», под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, стр. 71

В.Гербова «Зан. по РР»

стр. 35

В.В.Гербова  стр. 42

В.Гербова «Зан. по РР»

стр. 40

В.Гербова «Зан. по РР»

стр. 72

Источник

Индивидуальная программа развития Е.А. Стребелева,  д.п.н., профессор 8.499-245-04-52

Индивидуальная программа развития

Е.А. Стребелева,

д.п.н., профессор

8.499-245-04-52

  ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ  ДАША, 2 г. 8 мес. (февраль, 2018г.)    Условия воспитания: 1.Выполнение четкого режима дня. 2. Индивидуальные занятия с ребенком проводить регулярно в первой половине дня. 3.Создать предметно-игровую среду: набор игрушек и пособий: примерный набор: прозрачные пластмассовые бутылочки, музыкальные инструменты (колокольчик, бубен, металлофон, свирель, маракассы, музыкальный центр); пирамидки, мячи, шары (шершавые, мягкие, пластмассовые), воздушные шары, кубики, большой мяч; сыпучие материалы (чечевица, горох, фасоль).

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ДАША, 2 г. 8 мес. (февраль, 2018г.)

  • Условия воспитания:
  • 1.Выполнение четкого режима дня.
  • 2. Индивидуальные занятия с ребенком проводить регулярно в первой половине дня.
  • 3.Создать предметно-игровую среду: набор игрушек и пособий: примерный набор: прозрачные пластмассовые бутылочки, музыкальные инструменты (колокольчик, бубен, металлофон, свирель, маракассы, музыкальный центр); пирамидки, мячи, шары (шершавые, мягкие, пластмассовые), воздушные шары, кубики, большой мяч; сыпучие материалы (чечевица, горох, фасоль).

1.Социально-коммуникативное развитие   1.1 Совершенствовать эмоциональную реакцию ребенка на ласковое обращение к нему знакомого взрослого. Установление эмоциональных контактов, «заражение эмоцией» и поддержание положительных эмоциональных связей. Формировать у ребенка положительный эмоциональный отклик на появление близких взрослых (педагога, воспитателя).

1.Социально-коммуникативное развитие

  • 1.1 Совершенствовать эмоциональную реакцию ребенка на ласковое обращение к нему знакомого взрослого. Установление эмоциональных контактов, «заражение эмоцией» и поддержание положительных эмоциональных связей.
  • Формировать у ребенка положительный эмоциональный отклик на появление близких взрослых (педагога, воспитателя).

Дидактический материал: с

Дидактический материал:

  • с

Формирование невербальных средств общения Специальные игры и упражнения:  «Посмотри мне в глазки», «Поморгаем глазками», игра «Ку-ку», «Прятки», игра «Подуй, ветерок»). Игры - «Дай ручку», «Спрячем глазки», «Подуй на шарик», «Мыльные пузыри», «Хлопаем в ладоши» и др.. (Использовать совместные действия: ребенок сидит на коленях у взрослого, взрослый действует его руками).

Формирование невербальных средств общения

  • Специальные игры и упражнения:
  • «Посмотри мне в глазки», «Поморгаем глазками», игра «Ку-ку», «Прятки», игра «Подуй, ветерок»). Игры — «Дай ручку», «Спрячем глазки», «Подуй на шарик», «Мыльные пузыри», «Хлопаем в ладоши» и др.. (Использовать совместные действия: ребенок сидит на коленях у взрослого, взрослый действует его руками).

Обучать пониманию и воспроизведению пользоваться указательным пальцем , показывая на предметы и картинки (нажимать кнопки). Учить реагировать и откликаться на свое имя и называть себя по имени. Игры: «Покажи, где глазки, ...ушки, ...ротик, ...носик, ...ручки, ...пальчик, ...ножки» Игры на восприятие себя в зеркале: «Посмотри - угадай», «Посмотри - назови». Игры на узнавание себя - «Кто там», «Улыбнись, поклонись», «Помаши ручками», «Привет», «До свидания», «Найди себя на фотографии»). (Оформить альбом – «Наша Даша»). 1.2 Уточнить представление о себе: «Где глазки? – Вот они. Спрятали глазки. - Вот они снова смотрят. Где твои ручки? - Вот твои ручки. Покажи, как они хлопают. Где твои ножки? –Вот они! Покажи, как топают ножки. Где наша Даша? Где наша дочка? – Вот она! (перед зеркалом рука должна лежать на груди ребенка).

  • Обучать пониманию и воспроизведению пользоваться указательным пальцем , показывая на предметы и картинки (нажимать кнопки).
  • Учить реагировать и откликаться на свое имя и называть себя по имени. Игры: «Покажи, где глазки, …ушки, …ротик, …носик, …ручки, …пальчик, …ножки» Игры на восприятие себя в зеркале: «Посмотри — угадай», «Посмотри — назови». Игры на узнавание себя — «Кто там», «Улыбнись, поклонись», «Помаши ручками», «Привет», «До свидания», «Найди себя на фотографии»). (Оформить альбом – «Наша Даша»).
  • 1.2 Уточнить представление о себе: «Где глазки? – Вот они. Спрятали глазки. — Вот они снова смотрят. Где твои ручки? — Вот твои ручки. Покажи, как они хлопают. Где твои ножки? –Вот они! Покажи, как топают ножки.
  • Где наша Даша? Где наша дочка? – Вот она! (перед зеркалом рука должна лежать на груди ребенка).

  1.Социально-коммуникативное развитие   Задачи 1.3 Формировать подражание действиям взрослого. Продолжать формировать навык самостоятельности в быту: пользоваться туалетом, навык еды (есть ложкой, пить из чашки); навыки самообслуживания - умываться, вытирать руки полотенцем; навыки одевания - снимать колготки, трусы, надевать на себя - трусы, носки, шапку

1.Социально-коммуникативное развитие

Задачи

  • 1.3 Формировать подражание действиям взрослого.
  • Продолжать формировать навык самостоятельности в быту: пользоваться туалетом, навык еды (есть ложкой, пить из чашки); навыки самообслуживания — умываться, вытирать руки полотенцем; навыки одевания — снимать колготки, трусы, надевать на себя — трусы, носки, шапку

2. Познавательное развитие   2.1. Сенсорное воспитание:    Развитие зрительной ориентировки на различные предметы и качество предметов: учить раскладывать предметы на 2 группы (матрешки- елочки); раскладывать предметы на 3 группы (матрешки, грибочки, елочки); учить накрывать коробки (кастрюли) крышками разных размеров: «Спрячь шарики»; прятать игрушки под полые кубики; развитие ориентировки на форму : учить различать кубик – шарик; шарик – «кати»; кубик – ставь, будем строить башню; раскладывать в одну коробку шарики, в другую кубики (здесь все шарики, а здесь кубики).  Развитие слухового восприятия : учить дифференцировать музыкальные инструменты («Угадай на чем играю? – колокольчик, свирель; металлофон – колокольчик и др.(выбор из 2-х)».

2. Познавательное развитие

2.1. Сенсорное воспитание:

Развитие зрительной ориентировки на различные предметы и качество предметов: учить раскладывать предметы на 2 группы (матрешки- елочки); раскладывать предметы на 3 группы (матрешки, грибочки, елочки); учить накрывать коробки (кастрюли) крышками разных размеров: «Спрячь шарики»; прятать игрушки под полые кубики;

развитие ориентировки на форму :

учить различать кубик – шарик; шарик – «кати»; кубик – ставь, будем строить башню; раскладывать в одну коробку шарики, в другую кубики (здесь все шарики, а здесь кубики).

Развитие слухового восприятия : учить дифференцировать музыкальные инструменты («Угадай на чем играю? – колокольчик, свирель; металлофон – колокольчик и др.(выбор из 2-х)».

2.2 Ознакомление с окружающим Учить ребенка обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности: - учить ребенка сличать парные предметные изображения. (Например, «Дай такую»: цыпленок – домик; юла- машинка; собака- паровоз, выбор из 2-х, а позже из 3-х (собака- кошка- цыпленок; домик- цветок- паровоз) и др. учить ребенка выбирать среди других определенные игрушки по слову («Где машина? Где неваляшка?; Где зайка? Где мишка? Где юла? «Возьми паровоз. Возьми машинку»); - учить выделять из нескольких предметов предметы одежды, а затем и посуды («Покажи, где твоя тарелка, ложка? Покажи, где твоя куртка?»)

2.2 Ознакомление с окружающим

Учить ребенка обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности:

— учить ребенка сличать парные предметные изображения. (Например, «Дай такую»: цыпленок – домик; юла- машинка; собака- паровоз, выбор из 2-х, а позже из 3-х (собака- кошка- цыпленок; домик- цветок- паровоз) и др.

учить ребенка выбирать среди других определенные игрушки по слову («Где машина? Где неваляшка?; Где зайка? Где мишка? Где юла? «Возьми паровоз. Возьми машинку»);

— учить выделять из нескольких предметов предметы одежды, а затем и посуды («Покажи, где твоя тарелка, ложка? Покажи, где твоя куртка?»)

2.3. Формирование предметно-игровых действий Учить выполнять предметно-игровые действия с игрушками: «Кати-лови», «Уложи спать мишку», «Заинька, баиньки», «Машина поехала», «Машина би-би», «Ах, какой хороший» (обыгрывание мягкой игрушки), «Успокой лялю», «Споем деткам песенку», «Колыбельная для Ванечки», «Я люблю свою лошадку», «Баю-бай, засыпай». Элементарные предметно-игровые манипуляции и действия с игрушками. Задания: «Разбери пирамидку», «Собери матрешку», «Сложи кубики», «Построй башню», «Прокати шарик», «Надень колечко», «Налей водички», «Пусти рыбку в аквариум», «Опусти игрушки в сосуд», «Закрой коробочку», «Накрой кастрюлю крышкой», «Поставь грибочки на место», «Собери грибы», «Построй башенку».  Выполнять действия: опускать мелкие предметы в сосуд (фасоль в прозрачную бутылочку); пересыпать ложкой чечевицу (горох, фасоль) из одного сосуда в другой, опускать в бутылку фасоль.

2.3. Формирование предметно-игровых действий

Учить выполнять предметно-игровые действия с игрушками: «Кати-лови», «Уложи спать мишку», «Заинька, баиньки», «Машина поехала», «Машина би-би», «Ах, какой хороший» (обыгрывание мягкой игрушки), «Успокой лялю», «Споем деткам песенку», «Колыбельная для Ванечки», «Я люблю свою лошадку», «Баю-бай, засыпай».

Элементарные предметно-игровые манипуляции и действия с игрушками.

Задания: «Разбери пирамидку», «Собери матрешку», «Сложи кубики», «Построй башню», «Прокати шарик», «Надень колечко», «Налей водички», «Пусти рыбку в аквариум», «Опусти игрушки в сосуд», «Закрой коробочку», «Накрой кастрюлю крышкой», «Поставь грибочки на место», «Собери грибы», «Построй башенку».

Выполнять действия: опускать мелкие предметы в сосуд (фасоль в прозрачную бутылочку); пересыпать ложкой чечевицу (горох, фасоль) из одного сосуда в другой, опускать в бутылку фасоль.

2.4.Формирование ПРЕДМЕТНО- Орудийных действий Совершенствовать целенаправленные действия с предметами-орудиями и вспомогательными средствами

2.4.Формирование ПРЕДМЕТНО- Орудийных действий

  • Совершенствовать целенаправленные действия с предметами-орудиями и вспомогательными средствами

3. РАЗВИТИЕ РЕЧИ   3.1. Развитие понимания обращенной речи:  - Учить выделять предметы, объекты в ближайшем окружении: Покажи, где окно? Где дверь? Покажи носик? Где твоя кроватка? Где твоя чашка? И др. Учить выполнять простую инструкцию: «Возьми машину», «Посади зайку в коляску», «Покатай матрешку в машинке» и т.д. Петь песенки: например, Серая кошечка; Уточка и т.д.; (Взрослый поет, а ребенок смотрит на лицо взрослого, на артикуляцию).

3. РАЗВИТИЕ РЕЧИ

  • 3.1. Развитие понимания обращенной речи:
  • — Учить выделять предметы, объекты в ближайшем окружении: Покажи, где окно? Где дверь? Покажи носик? Где твоя кроватка? Где твоя чашка? И др.
  • Учить выполнять простую инструкцию: «Возьми машину», «Посади зайку в коляску», «Покатай матрешку в машинке» и т.д.
  • Петь песенки: например, Серая кошечка; Уточка и т.д.; (Взрослый поет, а ребенок смотрит на лицо взрослого, на артикуляцию).

3. РАЗВИТИЕ РЕЧИ   3.2. Формирование активной речи:  учить дуть на лицо, играть на дудочке, подражать действиям губами: па-па-па; ба-ба-ба; ма-ма-ма; да-да-да; действиям языка – делать щелчок; надувать щечки «Надуем шарики»; хлопать ручками по лицу взрослого – вот, вот, вот. дуть на бабочки «бабочки летят»; дуть на снежинки «снежинки летят»; активизировать звукоподражания: игры –«Кто в домике живет?» , «Кто в гости пришел? (прискакал)?» и т.д.; активизировать простую фразу: «Дай», «На», «Возьми», «Так», «Вот»; учить высказывать свои желания и потребности: «Хочу пить», «Хочу кушать», «Дай сок», «Хочу спать» и др.; обыгрывать эпизоды из сказок: «Колобок», «Теремок», «Кто сказал мяу» и др.  3.3. Логопедический массаж

3. РАЗВИТИЕ РЕЧИ

  • 3.2. Формирование активной речи:
  • учить дуть на лицо, играть на дудочке, подражать действиям губами: па-па-па; ба-ба-ба; ма-ма-ма; да-да-да; действиям языка – делать щелчок; надувать щечки «Надуем шарики»; хлопать ручками по лицу взрослого – вот, вот, вот.
  • дуть на бабочки «бабочки летят»; дуть на снежинки «снежинки летят»;
  • активизировать звукоподражания: игры –«Кто в домике живет?» , «Кто в гости пришел? (прискакал)?» и т.д.;
  • активизировать простую фразу: «Дай», «На», «Возьми», «Так», «Вот»;
  • учить высказывать свои желания и потребности: «Хочу пить», «Хочу кушать», «Дай сок», «Хочу спать» и др.;
  • обыгрывать эпизоды из сказок: «Колобок», «Теремок», «Кто сказал мяу» и др.
  • 3.3. Логопедический массаж

4.Формирование ПРЕДПОСЫЛОК  К ПРОДУКТИВНЫМ ВИДАМ ДЕТСКОЙ деятельности Условия для интереса к рисованию 4.1.Формирование интереса к рисованию Рисует взрослый, а затем вместе с ребенком: Рисовать на бумаге фломастером различные линии: «Дождик-кап, кап», «Лучики от солнца», «Дорожки для колобка», «Веселые ладошки», «Радуга» и т.д. Давать возможность рисовать клубочки на доске, бумаге (мелом на доске, фломастером).

4.Формирование ПРЕДПОСЫЛОК К ПРОДУКТИВНЫМ ВИДАМ ДЕТСКОЙ деятельности

Условия для интереса к рисованию

4.1.Формирование интереса к рисованию

  • Рисует взрослый, а затем вместе с ребенком: Рисовать на бумаге фломастером различные линии: «Дождик-кап, кап», «Лучики от солнца», «Дорожки для колобка», «Веселые ладошки», «Радуга» и т.д. Давать возможность рисовать клубочки на доске, бумаге (мелом на доске, фломастером).

4.Формирование ПРЕДПОСЫЛОК  К ПРОДУКТИВНЫМ ВИДАМ ДЕТСКОЙ деятельности 4.2. Формирование интереса к конструированию Строит взрослый, привлекая внимание ребенка к постройкам из различного строительного материала (мягкие формы, конструктор лего, деревянные наборы, и т.д.); дорожки, башенки, лесенки, гаражи, домики и т.д.

4.Формирование ПРЕДПОСЫЛОК К ПРОДУКТИВНЫМ ВИДАМ ДЕТСКОЙ деятельности

  • 4.2. Формирование интереса к конструированию
  • Строит взрослый, привлекая внимание ребенка к постройкам из различного строительного материала (мягкие формы, конструктор лего, деревянные наборы, и т.д.); дорожки, башенки, лесенки, гаражи, домики и т.д.

5. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Задачи: Совершенствовать навыки ходьбы: ходить по прямой дорожке, перешагивая через палочки, учить ходить по лесенке – вверх и вниз, учить ребенка удерживать мячи, шары в руке, бросать их в корзину, говорить: «Бах!»; вначале бросать вместе с ребенком, затем по показу действиям взрослого; учить бросать мяч целенаправленно другому человек и ловить его.

5. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Задачи:

  • Совершенствовать навыки ходьбы:
  • ходить по прямой дорожке, перешагивая через палочки,
  • учить ходить по лесенке – вверх и вниз,
  • учить ребенка удерживать мячи, шары в руке, бросать их в корзину, говорить: «Бах!»; вначале бросать вместе с ребенком, затем по показу действиям взрослого; учить бросать мяч целенаправленно другому человек и ловить его.

ВЫВОД: Индивидуальная программа   I часть:  общие рекомендации к созданию условий воспитания ребенка III часть: рекомендации для родителей  II часть: содержание коррекционной работы

ВЫВОД: Индивидуальная программа

I часть:

общие рекомендации к созданию условий воспитания ребенка

III часть:

рекомендации

для родителей

II часть:

содержание

коррекционной работы

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

  • СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Источник

Галина Кущенко
Методические средства по созданию и реализации индивидуальных программ развития ребенка

Одним из условий эффективности обучения детей дошкольного возраста и их интеграции в общеобразовательную среду является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.

В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т. п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Педагоги МБДОУ «Д/с № 3 «Сказка» одним из решений в данной ситуации составили и реализуют индивидуальный образовательный маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.

На детей, требующих особого внимания специалистов и воспитателей составляем индивидуальные коррекционно- развивающие планы и программы работы, в тех направлениях, где ребёнок испытывает трудности.

Совместные комплексные коррекционно-развивающие занятия специалистов проводятся с детьми всех возрастов:

1. с 1 года до 5 лет – один раз в неделю;

2. с 5 лет до 7 лет – один раз в месяц (по итогам индивидуальных или подгрупповых занятий специалистов).

Занятия проводятся несколькими специалистами сразу, что позволяет добиваться более высоких результатов, осуществлять индивидуальный подход.

Создаётся группа от 3 до 5 детей, нуждающихся в комплексной помощи всех специалистов. Динамика развития ребёнка наблюдается в течение всего учебного года специалистами и воспитателями, анализируется на заседаниях ПМПк.

Профилактические мероприятия включают в себя проведение тренингов с детьми старшего возраста:

1.«Сказкотерапия». Цель: развитие познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер; развитие сенсомоторных и творческих способностей детей. Основная задача – развитие познавательных процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, установление причинно-следственных связей, способностей к рассмотрению одного явления с нескольких сторон, исследование объектов окружающего мира; знакомство с чувствами, осознание их назначения, важность чувства меры; формирование позитивных коммуникативных моделей, переживание опыта коллективного решения проблем и преодоление трудностей, опыт совместного творчества; развитие творческих возможностей личности с использованием различных видов деятельности.

1 «Учим общению».

Цель: развитие коммуникативных способностей детей. Воспитание доброжелательного и дружеского отношения к окружающим.

Задачи: помочь ребёнку научиться принимать себя, свои достоинства, видеть свою индивидуальность, а также принимать других, осознавая уникальность каждого. Развивать навыки совместной деятельности, умение договариваться. Развивать неречевые средства общения, закреплять эмоциональные состояния. Учить находить выход из ситуации.

Данные занятия-тренинги проводит педагог-психолог во второй половине дня один раз в неделю.

Работа с одарёнными детьми или с детьми с опережением в развитии строится по следующей схеме:

• выявление таких детей;

• обсуждение на ПМПк;

• собеседование с родителями, при необходимости рекомендации по посещению учреждений дополнительного образования (музыкальная, художественная школы, СДЮШ и др.);

• составление индивидуального плана работы с одарённым или опережающим развитие ребёнком по тому направлению, в котором выявлены способности ребёнка. Работа по плану. Занятия в кружках ДОУ.

Данная работа проводится воспитателями и специалистами ДОУ не один год и помогает развить способности воспитанников.

Совместная работа специалистов ДОУ строится по перспективному плану работы, который включает в себя работу с детьми, с педагогическим коллективом и родителями.

Для правильного построения работы с детьми, имеющими особенности в развитии, огромную роль играет подготовка педагогического коллектива. В этой работе большое внимание уделяется просвещению и консультированию по интересующим вопросам и проблемам, возникающим в процессе деятельности воспитателей. Тематика консультаций отражается в годовом плане учреждения и составляется с учётом интересов воспитателей, актуальных проблем и годовых задач ДОУ.

Для своевременного выявления проблем, возникающих в процессе деятельности, вопросов, интересующих воспитателей, психолого-педагогическая служба ДОУ регулярно проводит анкетирование. Оно может являться:

— одним из этапов подготовки к педсовету;

— завершающим этапом семинара-практикума и т. д.

Анкета для воспитателей

Цель: выявить трудности в работе воспитателей и организовать методическую работу так, чтобы помочь в решении проблемных ситуаций.

1. В чём заключаются ваши трудности?

а) в общении с детьми;

б) в общении с родителями;

в) в общении с коллегами;

г) в организации педагогического процесса;

д) другое…;

2. В планировании какого раздела работы с детьми вы затрудняетесь?

3. По какой причине возникают затруднения в планирование?

а) из-за недостатка литературы по этому вопросу?

б) из-за недостатка имеющихся базовых знаний?

— по педагогике;

— по психологии;

— по другим наукам (указать каким) (раздел).

4. Каких пособий для эффективной работы с детьми Вам не хватает?

Укажите, какие именно пособия хотели бы Вы иметь?

5. Консультации по каким вопросам и темам хотели бы получить?

Работа с детьми, имеющими особенности в развитии, психолого-педагогической службой ДОУ строится с учётом личностных особенностей ребёнка и родителей, стиля семейного воспитания, а также личности педагога, это позволяет добиваться положительной динамики.

Психолого-педагогическая служба ДОУ осуществляет профилактическую, реабилитационную, коррекционно-развивающую, реабилитационную работу необходимую для полноценного развития детей с участием всех специалистов дошкольного учреждения и семье. Невозможно представить, что у педагога будет время заниматься развитием внимания, памяти, речи, координации слуха, чувства ритма по отдельности. На занятиях с детьми любого возраста используются те упражнения, где в комплексе содержится материал для развития способностей детей.

Разработанные конспекты совместных занятий специалистов ДОУ содержат элементы музыкально-ритмических упражнений, специально подобранные вокально-артикуляционные и дыхательные упражнения, способствующие коррекции движений, развитию дыхания и речи. При построении занятий соблюдаются основные требования:

— последовательность;

— повторяемость;

— доступность;

создание единых игровых ситуаций.

Содержание совместных коррекционно-развивающих занятий изменяется по мере поэтапного усложнения материала. Музыкальный материал используется как организующий момент. Он лежит в основе метода эмоциональной насыщенности.

Темп, ритм и высота музыки используется для упорядочения характера и темпа движений ребенка. Это очень важно для детей, имеющих особенности в развитии, т. к. они часто совершают характерные беспорядочные движения, испытывают беспокойство.

Обязательным направлением нашего сопровождения является работа с родителями. Первое знакомство с родителями происходит еще до поступления ребенка в детский сад на собрании «Клуба молодой семьи», где даются характеристики возрастных способностей детей, рекомендации по созданию домашней детской фонотеки, приобретению музыкальных игр, лото, звучащих игрушек и самодельных музыкальных инструментов.

В дальнейшем родители привлекаются к совместной работе, участвуют в музыкальных занятиях и праздничных развлечениях. С ними проводятся индивидуальные консультации и анкетирование. Родителям одаренных детей советуем посещать вокальные или танцевальные студии, музыкальную школу.

Практика совместной работы специалистов, воспитателей и родителей ДОУ доказала, что она имеет несколько положительных сторон:

позволяет грамотно применять нужные технологии, что повышает эффективность коррекционно-развивающей и индивидуальной работы;

повышается заинтересованность родителей, они становятся компетентны в эстетическом воспитании ребенка;

приближает результаты детей к возрастным показателям развития;

такая работа благотворно сказывается на развитии музыкальных способностей детей.

Индивидуальная коррекционно- развивающая программа, составленная педагогами ДОУ содержит задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.

Содержание каждой программы является предметом обсуждения специалистов ПМПк ДОУ, и воспитателей группы. При этом решаем следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие во время НОД с воспитателями группы, как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.

Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития.

Индивидуальная программа развития ребенка

На 200_ – 200_ учебный год

Фамилия, имя ребенка___

Дата рождения___ дата заполнения

ИПР (название)_или направление развития ___

Состояние здоровья___

___

Выписка из заключения ПМПК ___

Организационно-педагогические условия реализации ИПР:

• Образовательная программа ___

• Инновационные методы и средства ___

• Здоровьесберегающие технологии ___

• Формы контроля и учета достижений ребенка ___

Источник