Индивидуальная программа развития особого ребенка
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Майнский детский сад № 5 «Теремок»
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
РЕБЁНКА С ОВЗ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Обучающийся — мальчик Еремеев Иван, возраст- 4года.
Адаптация к группе детского сада прошла в тяжёлой степени. Ребенок расторможенный, гиперактивный. Находится в постоянном движении, натыкаясь на предметы и сметая всё с полок. Отказывается от приёма пищи. На занятиях с педагогами в контакт вступает тяжело.
Устную инструкцию к заданиям не принимает, действует по желанию, постоянно срываясь с места. При контакте с педагогом отводит взгляд и отворачивается. В выполнении заданий не заинтересован. Манипуляции с предметами сводятся к тому, чтобы схватить предмет и бросить его на пол. Действия характеризуются хаотичностью с последующим отказом от выполнения задания. Отрицательно реагирует на музыку: начинает громко кричать и убегать из музыкального зала.
Состояние ручной моторики нарушено. Самостоятельно пользоваться столовыми предметами не умеет.
Пассивный словарь не соответствует возрасту. Активный словарь состоит из звуков: «г», «а», «ы».
Навыки самообслуживания не сформированы.
Сюжетно-игровая деятельность отсутствует.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с ребенком с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности, а также с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития. СИПР составлена на основе «Адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ».
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Целью реализации СИПР является достижение ребенком максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах.
Цель коррекционной работы: Создание оптимальных условий развития.
ЗАДАЧИ:
-развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики.
-обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.
-снижение эмоционального и мышечного напряжения. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.
-развитие общей и ручной моторики.
-стимуляция речевого развития ребенка.
-развитие коммуникативных навыков, необходимых для успешного развития процесса общения.
-развитие пространственных представлений.
-оказание психологической помощи и поддержки родителям.
Организационно-педагогические условия реализации адаптированной программы:
-форма проведения коррекционно-развивающей работы:
-индивидуальные занятия.
-форма контроля и учета достижений ребенка: промежуточная диагностика.
-коррекционно-развивающие технологии и программы:
«Учимся слушать и слышать» Борисенко М.Г., ДатешидзеТ.А., Лукина Н.А.
«Система коррекционного воздействия при моторной алалии» Т.В.Пятница, Т.В. Башинская;
«Методика формирования начального детского лексикона» О.Е.Громова
«Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: картотека пальчиковых игр» Г.А.Османова
«Коррекционно-развивающая работа с умственно-отсталыми детьми в дошкольном учреждении» Стребелева, Екжанова.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Инвариативная часть | Образовательные области | Виды НОД | Объём нагрузки НОД | ||
4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | |||
Познавательное развитие | Математические представления | 15-20 мин. | 20-25 мин. | 25-30 мин. | |
Формирование целостной картины мира | 15-20 мин. | 20-25 мин. | 25-30 мин. | ||
Речевое развитие | Развитие речи | 15-20 мин. | |||
Развитие речи и начал грамоты | 20-25 мин. | 25-30 мин. | |||
Художественная литература | 15-20 мин. | 20-25 мин. | 25-30 мин. | ||
Социально-коммуникативное развитие | |||||
Художественно-эстетическое развитие | Музыкальное занятие | 15-20 мин. | 20-25 мин. | 25-30 мин. | |
Рисование | 15-20 мин. | 20-25 мин. | 25-30 мин. | ||
Лепка/Аппликация/Конструирование | 15-20 мин. | 20-25 мин. | 25-30 мин. | ||
Физическое развитие | Физическая культура | 15-20 мин. | 20-25 мин. | 25-30 мин. | |
Коррекционное направление | Логопедия Психолог | 15-20 мин. | 20-25 мин. | 25-30 мин. | |
Общее время образовательной деятельности | 2ч.15 мин.- 3ч. | 3ч. – 3ч.45 мин. | 3ч. 45 мин.- 4ч. 30 мин. |
Форма организации коррекционной работы:
индивидуальные занятия с педагогом – психологом, учителем – логопедом 2- раза в неделю по 15 – 20 минут с обязательной динамической паузой 10 минут.
Расписание индивидуальных занятий
ребенка — инвалида обучающегося на дому
(длительность 1 занятия 20 мин.)
на 2018 – 2019 учебный год
Дни недели | Время | Место проведения | Вид оказываемых услуг | Специалист |
Понедельник | 9.40- 10.00 | Майнский д/с № 5 Изостудия. | Рисование | Воспитатель |
Вторник | 9.40 – 10.00 | Майнский д/с № 5 Каб. логопеда | Развитие речи/Познава-тельное развитие | Учитель-логопед |
10.10 – 10.30 | Майнский д/с № 5 Муз. зал | Музыка. | Музыкаль-ный руководитель | |
Среда | 9.40- 10.00 | Майнский д/с № 5 Физкультур-ный зал | Физическая культура | Руководи-тель по физ.воспи-танию |
10.10 – 10.30 | Майнский д/с № 5 Изостудия | Лепка | Воспитатель | |
Четверг | 9.40- 10.00 | Майнский д/с № 5 Каб. логопеда | Коррекцион-ное занятие | Учитель-логопед |
Пятница | 9.40 – 10.00 | Майнский д/с № 5 Методич. кабинет | Коррекцион-но-развивающие занятия | Педагог-психолог |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Учить ребенка обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности, выделять игрушки, предметы повседневного обихода (посуда, одежда, средства личной гигиены и т.д.), действовать с ними.
Обогащать представления ребенка об окружающей действительности, знакомить с основными социальными и бытовыми объектами, необходимыми ребенку для максимальной адаптации в жизненном пространстве (магазин, больница, аптека, детский сад, школа и т.д.).
Обращать внимание на животных, птиц, растения, природные явления. Формировать элементарные представления о временах года, их признаках.
Формировать представления о себе и ближайшем окружении. Учить показывать и по возможности называть членов семьи на фотографии, в процессе игровой деятельности с родителями. Расширять представления о себе, собственном лице и теле, учить показывать на себе и на кукле основные части тела и лица (голова, руки, ноги, живот, глаза, нос, рот, уши).
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество с педагогом. Учить понимать элементарную инструкцию, выполнять действия в соответствии с речевой инструкцией. Учить адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением. Учить выполнить орудийные действия с предметами: набирать крупу в ложку, пересыпать ее в коробочку; ударять молоточком по коробочке, забивать деревянные гвоздики; доставать палочкой далеко закатившиеся игрушки; доставать сачком из воды камешки (шарики); тянуть игрушки (тележку, шарики) за веревочку; играть деревянными ложками; перекладывать предметы (шарики, кубики, мячики) ложкой, сачком из тарелки в коробочку.
Учить выполнять предметно-игровые действия: катать мячики через ворота; катать игрушки в тележке; возить в машине кубики, играть с воздушными шариками; махать ленточкой; кормить куклу, используя совместные действия взрослого с ребенком или подражать действиям взрослого, снимать колечки с пирамидки и нанизывать их на стержень; строить из кубиков лесенку, обыгрывая ее (по лесенке шагает кукла «топ-топ», «прыг-прыг»); учить играть в прятки (накрывать и открывать платочком головку ребенка (взрослого); учить прятать и искать игрушки (под салфеткой, в коробочке) и т.д.
Развивать мелкую моторику: обучать перекладывать игрушки различной величины, кидать и ловить различные предметы, развивать соотносящие действия и движения пальцев и кистей рук. Учить работать с пластилином, тестом, другим пластическим материалом (разминать, разрывать на крупные куски, раскатывать круговыми движениями, размазывать, придавливать и т.д). Учить рисовать кистью, применяя методы примакивания и касания кончиком кисти, осушать кисть, ритмично наносить штрихи, точки, прямые и округлые линии. Учить выполнять простые аппликации (наклеивание готовых форм), выполнять работу в технике обрывной аппликации. Формировать интерес к конструированию из кубиков, конструктора и т.д.
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Развитие ориентировки на цвет, величину, форму. Учить брать маленькие предметы одной рукой, большие – двумя руками. Учить выделять признаки цвета, формы, величины в окружающих предметах по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции. Развитие зрительного и слухового восприятия. Побуждать ребенка реагировать на появившиеся в его поле зрения предметы. Стимулировать реагирование на возникшие в помещении (за его пределами) звуки. Формировать целостный образ предмета. Развивать восприятие пространства и ориентировку в нем. Развивать внимание, фиксацию взгляда на предмете, слежение взглядом за перемещающимся предметом. Учить выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого.
КОММУНИКАЦИЯ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Формировать интерес детей к предметному миру, миру социальных отношений посредством обогащения социально-бытового опыта ребенка.
Обучать детей сигнализировать о своих потребностях и состоянии с помощью речевых и неречевых средств.
Приобщать детей к использованию невербальных и вербальных средств общения окружающих людей.
Формировать алгоритм восприятия лица и тела.
Обучать способам ориентировки «на себе», «от себя».
Развивать органы артикуляции с целью активизации звукопроизношения;
Развивать и совершенствовать общую и мелкую моторику.
Формировать у учащихся потребность к речевой активности в процессе общения ребенка с окружающими взрослыми и сверстниками; Способствовать развитию потребности в сопереживании.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел программы | № темы | Тема | Количество занятий |
1. Диагностическое обследование | 4 | ||
2. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи | Тема 1 | Представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, их движениях. | 2 |
Тема 2 | Представления о ближайшем окружении, членах семьи. | 2 | |
Тема 3 | Предметное окружение | 4 | |
Тема 4 | Временные представления | 2 | |
Тема 5 | Мир животных | 2 | |
Тема 6 | Мир растений | 2 | |
Тема 7 | Ориентировка в пространстве | 2 | |
3. Формирование предметно-практической деятельности | Тема 1 | Формирование способности понимать просьбы, команды | 4 |
Тема 2 | Предметно-практическая деятельность с игрушками, конкретными предметами и дидактическим пособием. | 6 | |
Тема 3 | Сюжетная игра | 6 | |
4. Сенсорное развитие | Тема 1 | Представления о величине, группировка предметов относительно размера. | 4 |
Тема 2 | Представления о форме. | 3 | |
Тема 3 | Представления о количестве (много-мало, один-много, пусто). | 3 | |
Тема 4 | Основные цвета. Соотнесение предметов по цвету. | 3 | |
Тема 5 | Сравнение предметов по форме, количеству, величине, используя приемы приложения, наложения. | 3 | |
5. Коммуникация и развитие речи | Тема 1 | Зрительная стимуляция | 4 |
Тема 2 | Обучение пониманию значения слов, простых инструкций | 4 | |
Тема 3 | Формирование умения обращаться к взрослому. | 4 | |
Тема 4 | Употребление слов/жестов. | 4 | |
ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ | 68 |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Система коррекционно-развивающих мероприятий, направленная на развитие познавательных процессов у ребенка с умеренной и тяжелой степенью нарушения интеллекта, ТМНР будет способствовать улучшению психофизического состояния, формированию определенных умений и навыков, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Основным ожидаемым результатом освоения СИПР является развитие жизненной компетенции ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития и умеренной и тяжелой степенью нарушения интеллекта.
Ожидаемые личностные результаты:
1. Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я.
2.Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности с педагогом.
3. Уважительное отношение к окружающим, овладение начальными навыками адаптации в социуме; освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя, пациента и т.д.).
4. Установка на безопасный здоровый образ жизни, учебная мотивация и т.д.
Предметные результаты:
1. Предполагается сформировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество.
2. Предполагается сформировать положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, предметными изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности.
3. Предполагается сформировать элементарные сенсорные представления и следующие умения:
— выделять признаки цвета, формы, величины в предметах по подражанию действиям взрослого, по образцу действия взрослого;
— выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого;
— узнавать на ощупь знакомые предметы, адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением.
4. В контексте представлений о себе и окружающей среде предполагается сформировать у ребенка следующие умения:
— показывать и по возможности называть членов своей семьи на фотографии, в процессе игровой деятельности с родителями;
— показывать на себе части тела и лица;
— выполнять простые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела по подражанию действиям взрослого.
5. Предполагается сформировать у ребенка коммуникативные навыки: эпизодически адекватно реагируют на простую инструкцию педагога:
— при общении использовать мимику и жесты;
— определять источник речевых и неречевых звуков, направление звука в пространстве;
— понимать и выполнять действия с игрушкой;
— показывать иллюстрации в соответствии с содержанием;
— вслушиваться в речь взрослых, отвечать на вопросы о себе, об окружающих людях, предметах (использование символов, предметов-заместителей);
— повторять один и тот же слог, подражая взрослому;
— адекватно реагировать на простую инструкцию педагога.
— соблюдать очередность в выполнении предметно-игровых действий;
— использовать звукоподражания, лепетные и простые слова для называния объектов окружающего мира;
— выполнять движения по инструкции, когда она сопровождается жестом («встань, сядь»);
Результаты индивидуальной коррекционно-развивающей работы
Динамика состояния ребёнка:
В конце первого полугодия _________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результативность обучения (на конец учебного года) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Рекомендации по дальнейшей работе _________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата начала обучения____________________________________
Дата окончания обучения ______________
Подпись родителя ____________________
Подпись специалиста__________________
Источник
Галина Кущенко
Методические средства по созданию и реализации индивидуальных программ развития ребенка
Одним из условий эффективности обучения детей дошкольного возраста и их интеграции в общеобразовательную среду является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.
В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т. п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Педагоги МБДОУ «Д/с № 3 «Сказка» одним из решений в данной ситуации составили и реализуют индивидуальный образовательный маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.
На детей, требующих особого внимания специалистов и воспитателей составляем индивидуальные коррекционно-развивающие планы и программы работы, в тех направлениях, где ребёнок испытывает трудности.
Совместные комплексные коррекционно-развивающиезанятия специалистов проводятся с детьми всех возрастов:
1. с 1 года до 5 лет – один раз в неделю;
2. с 5 лет до 7 лет – один раз в месяц (по итогам индивидуальных или подгрупповых занятий специалистов).
Занятия проводятся несколькими специалистами сразу, что позволяет добиваться более высоких результатов, осуществлять индивидуальный подход.
Создаётся группа от 3 до 5 детей, нуждающихся в комплексной помощи всех специалистов. Динамика развития ребёнка наблюдается в течение всего учебного года специалистами и воспитателями, анализируется на заседаниях ПМПк.
Профилактические мероприятия включают в себя проведение тренингов с детьми старшего возраста:
1.«Сказкотерапия».Цель: развитие познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер; развитие сенсомоторных и творческих способностей детей. Основная задача – развитиепознавательных процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, установление причинно-следственных связей, способностей к рассмотрению одного явления с нескольких сторон, исследование объектов окружающего мира; знакомство с чувствами, осознание их назначения, важность чувства меры; формирование позитивных коммуникативных моделей, переживание опыта коллективного решения проблем и преодоление трудностей, опыт совместного творчества; развитие творческих возможностей личности с использованием различных видов деятельности.
1 «Учим общению».
Цель: развитие коммуникативных способностей детей. Воспитание доброжелательного и дружеского отношения к окружающим.
Задачи: помочь ребёнку научиться принимать себя, свои достоинства, видеть свою индивидуальность, а также принимать других, осознавая уникальность каждого. Развивать навыки совместной деятельности, умение договариваться. Развивать неречевые средства общения, закреплять эмоциональные состояния. Учить находить выход из ситуации.
Данные занятия-тренинги проводит педагог-психолог во второй половине дня один раз в неделю.
Работа с одарёнными детьми или с детьми с опережением в развитиистроится по следующей схеме:
• выявление таких детей;
• обсуждение на ПМПк;
• собеседование с родителями, при необходимости рекомендации по посещению учреждений дополнительного образования (музыкальная, художественная школы, СДЮШ и др.);
• составление индивидуального плана работы с одарённым или опережающим развитие ребёнком по тому направлению, в котором выявлены способности ребёнка. Работа по плану. Занятия в кружках ДОУ.
Данная работа проводится воспитателями и специалистами ДОУ не один год и помогает развить способности воспитанников.
Совместная работа специалистов ДОУ строится по перспективному плану работы, который включает в себя работу с детьми, с педагогическим коллективом и родителями.
Для правильного построения работы с детьми, имеющими особенности в развитии, огромную роль играет подготовка педагогического коллектива. В этой работе большое внимание уделяется просвещению и консультированию по интересующим вопросам и проблемам, возникающим в процессе деятельности воспитателей. Тематика консультаций отражается в годовом плане учреждения и составляется с учётом интересов воспитателей, актуальных проблем и годовых задач ДОУ.
Для своевременного выявления проблем, возникающих в процессе деятельности, вопросов, интересующих воспитателей, психолого-педагогическая служба ДОУ регулярно проводит анкетирование.Оно может являться:
— одним из этапов подготовки к педсовету;
— завершающим этапом семинара-практикума и т. д.
Анкета для воспитателей
Цель: выявить трудности в работе воспитателей и организовать методическую работу так, чтобы помочь в решении проблемных ситуаций.
1. В чём заключаются ваши трудности?
а) в общении с детьми;
б) в общении с родителями;
в) в общении с коллегами;
г) в организации педагогического процесса;
д) другое…;
2. В планировании какого раздела работы с детьми вы затрудняетесь?
3. По какой причине возникают затруднения в планирование?
а) из-за недостатка литературы по этому вопросу?
б) из-за недостатка имеющихся базовых знаний?
— по педагогике;
— по психологии;
— по другим наукам (указать каким) (раздел).
4. Каких пособий для эффективной работы с детьми Вам не хватает?
Укажите, какие именно пособия хотели бы Вы иметь?
5. Консультации по каким вопросам и темам хотели бы получить?
Работа с детьми, имеющими особенности в развитии, психолого-педагогической службой ДОУ строится с учётом личностных особенностей ребёнка и родителей, стиля семейного воспитания, а также личности педагога, это позволяет добиваться положительной динамики.
Психолого-педагогическая служба ДОУ осуществляет профилактическую, реабилитационную, коррекционно-развивающую, реабилитационную работу необходимую для полноценного развития детей с участием всех специалистов дошкольного учреждения и семье. Невозможно представить, что у педагога будет время заниматься развитием внимания, памяти, речи, координации слуха, чувства ритма по отдельности. На занятиях с детьми любого возраста используются те упражнения, где в комплексе содержится материал для развития способностей детей.
Разработанные конспекты совместных занятий специалистов ДОУ содержат элементы музыкально-ритмических упражнений, специально подобранные вокально-артикуляционные и дыхательные упражнения, способствующие коррекции движений, развитию дыхания и речи.При построении занятий соблюдаются основные требования:
— последовательность;
— повторяемость;
— доступность;
— создание единых игровых ситуаций.
Содержание совместных коррекционно-развивающих занятий изменяется по мере поэтапного усложнения материала. Музыкальный материал используется как организующий момент. Он лежит в основе метода эмоциональной насыщенности.
Темп, ритм и высота музыки используется для упорядочения характера и темпа движений ребенка. Это очень важно для детей, имеющих особенности в развитии, т. к. они часто совершают характерные беспорядочные движения, испытывают беспокойство.
Обязательным направлением нашего сопровождения является работа с родителями. Первое знакомство с родителями происходит еще до поступления ребенка в детский сад на собрании «Клуба молодой семьи», где даются характеристики возрастных способностей детей, рекомендации по созданию домашней детской фонотеки, приобретению музыкальных игр, лото, звучащих игрушек и самодельных музыкальных инструментов.
В дальнейшем родители привлекаются к совместной работе, участвуют в музыкальных занятиях и праздничных развлечениях. С ними проводятся индивидуальные консультации и анкетирование. Родителям одаренных детей советуем посещать вокальные или танцевальные студии, музыкальную школу.
Практика совместной работы специалистов, воспитателей и родителей ДОУ доказала,что она имеет несколько положительных сторон:
позволяет грамотно применять нужные технологии, что повышает эффективность коррекционно-развивающей и индивидуальной работы;
повышается заинтересованность родителей, они становятся компетентны в эстетическом воспитании ребенка;
приближает результаты детей к возрастным показателям развития;
такая работа благотворно сказывается на развитии музыкальных способностей детей.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа, составленная педагогами ДОУ содержит задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.
Содержание каждой программы является предметом обсуждения специалистов ПМПк ДОУ, и воспитателей группы.При этом решаем следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие во время НОД с воспитателями группы, как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.
Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития.
Индивидуальная программа развития ребенка
На 200_ – 200_ учебный год
Фамилия, имя ребенка___
Дата рождения___ дата заполнения
ИПР (название)_или направление развития ___
Состояние здоровья___
___
Выписка из заключения ПМПК ___
Организационно-педагогические условия реализации ИПР:
• Образовательная программа ___
• Инновационные методы и средства ___
• Здоровьесберегающие технологии ___
• Формы контроля и учета достижений ребенка ___
Источник