Индивидуальная программа развития навыков у ребенка с аутизмом

Светлана Орлова
Программа «Коррекционно-развивающие занятия для детей с РАС»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПО ПРЕДМЕТУ «КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ»
Цель:
-преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
-развитие познавательных навыков;
-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
-преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.
Задачи программы:
-ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
-обучение его простым навыкам контакта;
-обучение ребенка более сложным формам поведения;
-развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
-развитие внимания;
-развитие памяти, мышления.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА) (И. И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.
Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:
— недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;
— отгороженность от внешнего мира;
— слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)
— неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;
— недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;
— приверженность к сохранению неизменности окружающего;
— неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;
— однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;
— разнообразные речевые нарушения при РДА;
— у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.
Основные этапы психологической коррекции:
Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Педагог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед педагогом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.
Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от педагога умения почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.
На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов.
Эффективность программы.
Реализация коррекционной программы для детей с РАС дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.
Подготовительный этап: 2.09.2020- 1.10.2020г.
Сбор сведений о ребенке. Беседы с родителями об особенностях развития ребенка. Наблюдение.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет составлен на основе:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для учащихся, Сборник под ред. В. В. Воронковой, М.: Владос, 2011г.
Янушко Е. А. «Игры с аутичным ребенком»
О. Яковлева «Психологическое сопровождение детей- аутистов» Киев,2013г.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. Бгажнокова И. М.
Отведено: 16,5 урока, по 0,5 часу в неделю, 16,5 учебные недели.
4. ЛИЧНОСТНЫЕ И УЧЕБНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
• выполнять произвольные целенаправленные действия;
• фиксировать взгляд на деятельности, стационарных и движущихся предметах;
• выполнять простые подражательные действия по образцу и словесной инструкции;
• обследовать предмет, узнавать его на картинке и находить по словесной инструкции;
• соотносить два одинаковых предмета;
• выполнять практические действия руками по показу и по словесной инструкции;
• выбирать и раскладывать предметы контрастных цветов;
• группировать по форме предметы двух контрастных форм;
• выбирать по образцу и раскладывать контрастные объёмные формы;
• использовать приемы наложения и приложения для их сравнения по величине;
• выполнять постройки из детского строительного материала по образцу
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ»
Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей.
1 часть. Вводная. Организационный момент, настраивающий на работу. Игры и упражнения на развитие произвольности психических процессов.
(приветствие, игра с массажным мячиком, развитие приемов массажа и самомассажа) -2-3 мин; дыхательные упражнения — 2-3 мин;
2 часть. Основная. Выполнение основных заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов (или эмоционально-волевой сферы) у школьников, крупной и мелкой моторики, двигательной координации. В основную часть обязательно включаются релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного напряжения, усталости и активизирующие мыслительную деятельность, упражнения для развития мелкой моторики рук и развивающие игры и упражнения.
3 часть. Заключительная. Упражнения и задания на развитие самоконтроля и адекватной самооценки. Рефлексия занятия, подведение итогов работы.
Форма работы: индивидуальная, подгрупповая.
Основные методы и приемы: игры (дидактические, подвижные, коммуникативные, ролевые, упражнения, рисование, беседы.
• Обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражательности.
• Процесс развития и обучения опирается на развитие у учащихся базовых эмоций для привлечения их внимания и интереса, для повышения мотивации обучения, побуждения познавательных потребностей.
• Большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации.
• Обязательная фиксация и эмоциональная оценка учебных малейших достижений ребенка.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
• игровая деятельность;
• познавательная деятельность;
• практическая деятельность.
6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема Количество часов
1 Установление эмоционального контакта, восприятия 1
2 Развитие эмоционального контакта, моторики, саморегуляции. 1
3 Развитие активности, крупной моторики, тактильных ощущений 1
4 Развитие сенсорных ощущений, мелкой моторики, саморегуляции 1
5 Развитие средств коммуникации, эмоционального контакта. 1
6 Развитие внимания, мышления, мелкой моторики. 2
7 Снятие эмоционального напряжения, развитие саморегуляции, мелкой моторики. 1
8 Развитие слухового восприятия, внимания, эмоциональной сферы. 1
9 Развитие восприятия, тактильных ощущений, мелкой моторики. 1
10 Развитие аналитико-синтетической сферы 2
11 Развитие памяти мышления 2
12 Развитие внимания 2
13 Развитие сюжетной игры. 0,5
Всего 16,5часов
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема Часы Игры и упражнения Дата
1 Установление эмоционального контакта, восприятия 1 Стереотипная игра ребенка.
Игры с мыльными пузырями, «Солнечный зайчик»
2 Развитие эмоционального контакта, моторики, саморегуляции.
1 Игра «Ручки»,«Смешиваем краски», «Повтори»
3 Развитие активности, крупной моторики, тактильных ощущений
1 «Поводырь», «Покажи части тела», «Пластилиновые картинки»
4 Развитие сенсорных ощущений, мелкой моторики, саморегуляции
1 Игры с крупами:
«Прячем ручки», «Покормим птичек», «Горизонтальные линии»
2 четверть(4часа)
5 Развитие средств коммуникации, эмоционального контакта.
1 Совместное рисование взрослого и ребенка «Симметричные рисунки», «Собираем головоломки»
6,7 Развитие внимания, мышления, мелкой моторики. 2 Шнуровка, игры с кинестетическим песком
8 Снятие эмоционального напряжения, развитие саморегуляции, мелкой моторики.1 Игры с ватой:
«Снег идет», «Снежки», «Сугробы»
3 четверть (6часов)
9 Развитие слухового восприятия, внимания, эмоциональной сферы. 1
«Послушай звуки», «Игры с ритмами»
10 Развитие восприятия, тактильных ощущений, мелкой моторики. 1
«Погладь Зайку», «Плетем коврик»
11,12 Развитие аналитико-синтетической сферы
2 «Таблица Равенна», Игра «Собери фигурки», «Продолжи ряд»
13,14 Развитие памяти мышления 2 «Запомни слова», «Найди отличия»
4 четверть(
15,16 Развитие внимания 2 «Запомни расположение предметов»
17 Развитие сюжетной игры. 0,5 «Пришёл зайчик поиграть»
Итого 16,5
8. МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТ
1. Бабкина Н. В. Радость познания. Программа занятийпо развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.:АРКТИ, 2000.
2. Варга А. Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников \ Семья в психологической консультации Под редакцией А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М. ,1989.
3. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. — Ярославль, 1997.
4. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.
5. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М., 1997.
6. Янушко Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М.: Теревинф, 2004
5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб. ,2003.
7. Лютова Е. К Монина Г. Б. «Шпаргалка для взрослых» Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детми.
8. Лютова Е. К. Монина Г. Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»
9. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. — М. ,1998
Источник
В современном обществе аутизм встречается все чаще и чаще. Организации медицинского и общественного типа провели десятки исследований, а для человечества по-прежнему остается множество нераскрытых вопросов.
Инициативная родительская группа проекта «Инклюзивная молекула» разработала адаптированную программу для аутистов (версия 8.4).
Прежде чем создать адаптированную программу, родители создали группу закрытого типа в известной социальной сети «Фейсбук», на страницах которой задавались определенные вопросы директорам школ Москвы и Подмосковья, и проводилась консультация со специалистами инклюзивного образования.
Среди самых распространенных тем обсуждения были:
- «Особенности развития аутистов»;
- «Нужно ли аутистов «внедрять» в рамки общеобразовательного процесса»;
- «Может лучше им предоставить расширенное образование, но в рамках коррекционных учреждений»;
- «Какие выгоды сотрудничества в одном коллективе обычных детей с детьми-аутистами»;
- «Будет ли ребенок с РАС допущен к обучению в классе с обычными детьми»;
- «Цели и особенности ресурсных классов»;
- «Суть адаптированной программы для РАС» и т.д.
Ранее нами уже рассматривались вопросы инклюзивного образования в школьных и дошкольных учреждениях, в которых описывали положительные и отрицательные стороны процесса, и трудности, с которыми могут столкнуться родители как здоровых, так и «особенных» детей. Детально с данной информацией можно ознакомиться, перейдя по ссылкам:
https://autizmy-net.ru/inklyuzivnoe-obrazovanie-v-shkole/,
https://autizmy-net.ru/inklyuzivnoe-obrazovanie-v-dou/,
https://autizmy-net.ru/programma-inklyuzivnogo-obrazovaniya/,
В данной статье мы детально остановимся на сути адаптированной программы для детей с аутизмом (АООП НОО РАС), а именно на версии 8.4.
Суть программы 8.4
АООП для детей с аутизмом – это специально разработанная программа, которая максимально адаптирована под обучение детей с особыми потребностями, учитывая их индивидуальные потребности, уровень психического и эмоционального развития, поведенческие навыки, развития речи и т.д.
Основная цель программы – обеспечить коррекционную поддержку навыков и помочь детям социально адаптироваться.
АООП 8.4 направлена на развитие практических навыков и умений, социокультурных и нравственных навыков, иными словами, работа направлена на развитие ребенка, как социальную личность.
Основные задачи программы – это формирование:
- культуры;
- основ мировоззрения;
- семейной нравственности;
- основ образовательной деятельности;
- образовательной и социальной среды.
Также среди основных задач программы стоит отметить:
- укрепление физического, психического и эмоционального здоровья;
- обеспечение разнообразных методов образования, учитывая и возрастные, и индивидуальные особенности.
Иными словами, ребенка с расстройством аутистического спектра вводят в социум планомерно, дозированно увеличивая нагрузку.
Каждая школа, учитывая цели и задачи адаптированной программы версия 8.4, разрабатывает для себя индивидуальную программу, учитывая особенности детей и возможности общеобразовательного учреждения. Как может выглядеть АООП НОО РАС 8.4, можно посмотреть, изучив примерную программу МБОУ СОШ №6 (https://docplayer.ru/71960265-Adaptirovannaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshchego-obrazovaniya-dlya-detey-s-ras-variant-8-4-mbou-sosh-6.html).
Важно отметить: версия 8.4 направлена на развитие детей с тяжелой формой аутизма, сопровождающегося тяжелыми задержками умственного и интеллектуального развития. Длительность обучения – не менее 6 лет. Разработчики утверждают, что большая часть образовательного процесса будет направлена на освоение жизненных и бытовых навыков.
Способы организации образовательного процесса по программе 8.4
Детям с РАС обучение можно организовать в несколько способов:
- Полное инклюзивное образование – овладение всеми навыками, находясь в одном классе с обычными сверстниками.
- Инклюзия с применением так называемых ресурсных классов – иными словами ребенок посещает занятия в обыкновенном классе, с периодической индивидуальной поддержке тьютора в отдельно оборудованном месте (ресурсной зоне).
- Коррекционное обучение в рамках специализированных или общеобразовательных учреждениях – имеются в виду интегрированные классы, в которых собраны дети с определенными дефектами развития.
- Домашнее обучение – порой нарушения психического и поведенческого спектра не позволяют находиться ребенку в социуме. В таких случаях разрабатывается индивидуальная программа обучения для образования на дому.
АООП для РАС 8.4: отзывы
Во многих образовательных школах уже ввели обучение детей с аутизмом по индивидуальной адаптированной программе, и родители сумели оценить все ее преимущества. Отзывы взяты со следующих интернет-площадок:
Положительные | Отрицательные |
Как хорошо, что на наших детей все же обратили внимание, и готовы их социализировать и обучать. Ведь они тоже люди, только со своими особенностями и потребностями. Спасибо разработчикам за возможность изменить наших крох. Кстати, в этом году мы уже начали работу по данной программе. (Светлана) | Адаптированная программа – это, конечно, хорошо, вот только ее внедрять необходимо исключительно в домашних условиях или же в специальных коррекционных учреждениях. От того, что такие дети будут среди нормального общества, ничего хорошего не будет. Тем более аутисты в большей степени всегда агрессивны и крикливы, чем просто будут отвлекать остальных учеников от образовательного процесса. Я бы не согласилась, если бы в классе моего сына появился аутистичный ребенок. (Карина) |
Знакомилась с примерами адаптированных программ 8.4 с логопедическим уклоном разных школ, и знаете, теперь я спокойно могу вести дочь в школу в следующем году, так как уверена, что нужный спектр навыков, которые ей необходимы для дальнейшей жизни, она приобретет. (Лариса) | Программа сама по себе шикарна, в ней все продумано до мелочей, вот только есть одно и очень большое НО, наши школы, педагоги, родители и их крохи не готовы к ее внедрению. Так, для галочки запускают, а потом аутист просто числится в школе, так как никто к нему не может найти подход. Для нашей страны подобного рода практика еще не подходит, рановато… (Люся) |
Так радует, что развитием и адаптацией аутистов занялись так яро. У меня уже взрослый сын с РАС, и в свое время мы самостоятельно пробивались через все препятствия, так как информации не было никакой, да и диагноз «аутизм» нам не ставили, говорили, слабоумие. Так что мамочки и папочки особенных деток, я за вас рада, что у ваших крох появилась надежда на светлое будущее. (Татьяна) | |
Я знакома с двумя детками-аутистами. И кто сказал, что они ненормальные? Да, им сложно находить контакт со всеми, они замкнутые, и со сложностями в речевом навыке. Но они имеют право развиваться и жить полноценной жизнью. Никогда не понимала агрессии относительно обучения аутистов в обычных школах. Тем более новая программа подразумевает не постоянное нахождение в классах, при каких-то сложностях с ними занимаются их тьюторы индивидуально. А нашему обществу реально не хватает сострадания и человечности. (Ирина) | |
Хожу с сыном на занятия по АООП 8.4, в качестве подготовки к первому классу. Это не классическое, и привычное для нас обучение. Там настолько непринужденные занятия, все обучается в игровой форме, даже мне, взрослому человеку, было интересно, а сынуля вообще в восторге. Да, пока занятия индивидуальны, но я уверена, что все трудности с социализацией мы тоже преодолеем. (Катя) |
Вывод
Разработанная адаптированная образовательная программа для детей с аутистическим спектром (версия 8.4) позволяет детям с тяжелыми формами психологических и умственных нарушений, приобретать жизненно важные социальные и бытовые навыки.
Разработчики учли возможность приобретать навыки и знания в различных формах, учитывая все потребности и особенности детей с РАС. И пусть АООП 8.4 только начинают внедрять в общеобразовательные заведения, мы верим, что скоро, каждый ребенок будет пользоваться своим правом на образование и социализацию.
Источник