Индивидуальная программа развития и коррекции ребенка с зпр

Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях современного образования работы с детьми, имеющими ЗПР.

За последние три года отмечается тревожная тенденция роста количества детей с отклонениями физического и психического здоровья, которые обусловлены биологическими, экологическими, социально-психологическими и другими факторами, а также их сочетанием. Значительную часть среди этих детей занимают дети с задержками психического развития (ЗПР).

Задержка психического развития — это замедление темпа развития психических процессов, которое чаще проявляется при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстром перенасыщении в интеллектуальной деятельности. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно продуктивнее в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не резко. В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.

Задержка психического развития у детей может быть обусловлена многими факторами. В частности, это: наследственная предрасположенность, нарушение функционирования мозга в период внутриутробного развития, родовые осложнения, хронические и длительные заболевания в раннем детстве, неподходящие условия воспитания и тому подобное.

В зависимости от этих факторов выделяют различные формы ЗПР.

Конституционального и соматогенного происхождения — ребенок миниатюрный и снаружи хрупкая структура его эмоционально-волевой сферы соответствует более раннему возрасту, частые болезни снижают требовательность родителей, общая слабость организма снижает производительность его памяти, внимания, работоспособности, тормозит развитие познавательной деятельности.

Психогенного происхождения — обусловлена неподходящими условиями воспитания (чрезмерная опека или недостаточная забота о ребенке). Развитие задерживается вследствие ограничения комплекса раздражений, поступающих из окружающей среды.

Церебрально-органического происхождения — самая устойчивая и самая сложная, обусловленная поражением головного мозга ребенка вследствие патологических воздействий (преимущественно во второй половине беременности). Учитывая низкий уровень умственного развития, проявляется в трудностях усвоения учебного материала, отсутствием познавательного интереса и мотивации учения.

Значительная часть детей с задержкой психического развития, получив своевременную коррекционную помощь, усваивает программный материал и «выравнивается» по окончании начальной школы. В то же время, многие дети и в последующие годы обучения требуют особых условий организации педагогического процесса через значительные трудности в усвоении учебного материала.

Ребенок, который имеет подобные трудности, требует тщательного психолого-педагогического изучения для определения оптимальных и эффективных методов обучения.

Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях реального современного образования работы с детьми, имеющими ЗПР.

Поскольку у детей с задержкой психического развития наблюдаются расхождения сенситивных периодов развития психических функций по их отношению к возрасту ребенка, то при создании данной программы и разработке занятий были учтены группы нарушений познавательной сферы у детей с ЗПР и был использован принцип компенсации недостаточного развития качеств, способностей и функций.

Структура коррекционной программы

Цель программы — установление и содействие налаживанию психологического контакта с ребенком, создание и поддержка желания к самоизучению и самовоспитанию, активизация и стимулирование познавательной деятельности, развитие эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики руки, обучение коммуникативному и невербальному поведению, навыкам сотрудничества, воспитанию сочувствия, доброжелательности, взаимопомощи и других положительных черт характера ребенка с задержкой психического развития.

1. Задачи:

— снятие эмоционального напряжения и создание эмоционально-комфортной атмосферы.

— развивать познавательную активность;

— развивать познавательные психические процессы: восприятие, наблюдательность, продуктивные способы запоминания, умение равномерного распределения внимания, процессы мышления (анализа, синтеза, обобщения, классификации, умозаключений, понимание причинно-следственных связей), речи.

— развивать общую и мелкую моторику рук;

— развивать навыки эмоциональной саморегуляции.

Методы и формы работы:

Упражнения на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы.

Коммуникативные, дидактические и подвижные игры.

class=»eliadunit»>

Упражнения на развитие моторики.

Релаксационные упражнения.

Игротерапия.

Психогимнастика.

Материалы и оборудование: песочница, цветные карандаши, простой карандаш, стимульный материал, бумага А4, мячик Су-Джок, кисточка, краски, сумка, магнитофон.

2. Организация занятий

Занятия проводятся индивидуально с ребенком старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Частота занятий — 2 раза в неделю.

Продолжительность 25-30 минут, но необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка с ЗПР.

Количество занятий — 10.

Критерий эффективности программы

Критерием эффективности программы является проведение первичного и вторичного диагностирования с помощью методики Забрамной С.Д. из книги «От диагностики к развитию», по результатам которого составляется коррекционно — развивающая программа. В течение занятий используются психодиагностические упражнения из сборника с помощью которых, можно проследить динамику развития ребенка.

Программа способствует достаточному уровню развития познавательных психических процессов (памяти, мышления, внимания, речи) и сбалансированию эмоционального развития ребенка по результатам диагностики после участия ребенка в коррекционной работе.

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Занятие 5

Занятие 6

Занятие 7

Занятие 8

Занятие 9

Занятие 10

Источник

 Основные направления коррекционно-развивающей  работы.

5.  Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др.).

6.  Развитие речи, владение техникой чтения.

7.  Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.

8.  Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Программа     коррекционно – развивающей работы.

Ф. И. ребенка:  

Срок реализации: 2015-2016 уч.год.

Направление

Задачи

Содержание коррекционно-развивающей работы

Развитие внимания

1) развивать способность к переключению внимания;

2) развивать концентрацию внимания;

3) развивать произвольное внимание;

4) развивать объём внимания;

5) развивать произвольное внимание.

— «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное» (растения, обувь и т.д.);

— «Встань, если услышишь слово, обозначающее растение» (одежда, транспорт и т. д.);

— «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное; встань, если услышишь слово, обозначающее растение».

— «Найди отличия»,

— «Что неправильно?»,

— «Что задумал художник?»,

— «Что недорисовано?»

— «Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3 и 5 треугольники» и т. д.

— «Расставь точки на своей карточке так, как ты видел»,

— «Найди пару», «Найди такой же».

— «Раскрась фигуры» (как только проявляется небрежность, работа прекращается),

— «Копирование образца»,

— «Найди такой же предмет»,

— «Рисую палочки»,

— «Расставь значки»

Развитие   восприятия

1) развивать восприятие геометрических фигур

2) развивать точность восприятия

3) развивать цветоразличение

4) развивать восприятие длительности временного интервала

5) развивать представление о частях суток

6) развивать представления о временах года

7) развивать пространственные представления

8) развивать наблюдательность

— «Назови фигуру»,

— «Геометрическое лото»,

— «Нарисуй фигуру, которую я назову»,

— «Танграм»,

— «Закрой фигуры»,

— «Из каких фигур состоит предмет?» (вариативность),

— «Составь целое из частей (с геометрическими фигурами) (вариативность)»,

— «Рисование картин, состоящих из геометрических фигур»,

— «Кто больше найдет в группе предметов треугольной, круглой формы, в форме куба и т.д.».

— «Дорисуй фигуры»,

— «Угадай, что хотел нарисовать художник?»

— «Радужный хоровод»,

— «Уточним цвет предметов (вариативность)»,

— «Цветное лото»,

— «Найди 5 предметов одного цвета» (вариативность).

— «Рассматривание часов, движения секундной стрелки»,

— «Посиди тихо и встань, когда минута закончится (по мнению ребёнка)»,

— «Сделай за 1 минуту: разрежь бумагу на полоски (заранее разлинованные листы бумаги, ширина полос – 3 см; нарисуй фигуры; сложи палочки в коробку и т.д.)».

— Беседа по картинкам (части суток),

— «Разложи картинки»,

— «Я начну, ты продолжай, дни недели называй!»,

— «Угадай время года по описанию (вариативность)»,

— Отгадывание загадок о временах года

— Заучивание стихотворений,

— Беседа о временах года,

— «Назови время года т.д.»,

— «Нарисуй в центре круг, справа треугольник»

»

— «Посмотри и найди предметы круглой формы»,

— «Кто больше назовёт?»,

— «Назови все предметы, которые были «спрятаны»»

Развитие  мышления

1) развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков

2) развивать гибкость ума и словарный запас

3) развивать сообразительность

— «Расставь по порядку (от самого большого к самому маленькому и т. д.)»,

— «Четвёртый лишний»,

— «Найди отличия».

— «Назови слова, обозначающие деревья; слова, относящиеся к спорту и т. д.»

— «Как это можно использовать?»,

— «Говори наоборот»,

— «Бывает – не бывает»,

— Загадывание загадок.

Развитие памяти

1) увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях

2) развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности

— «Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же» (выкладывание из палочек одного цвета или нескольких цветов),

— «Я положил в мешок» (первый игрок называет слово, второй повторяет предыдущее слово и называет своё и т д.),

— «Я — фотоаппарат».

— «Пиктограмма» (запоминание слов и фраз),

— «Перескажи  сказку (небольшой рассказ)», беседа по произведению с уточняющими вопросами,

— «10 слов» (запоминание слов с использованием смысловой системы: связывание слов в один сюжет)

Развитие  воображения  и творческих способностей

1) развивать воображение и творческие способности

— «Пантомима» (изобразить жестами, мимикой какой – либо предмет),

— «Дорисуй»,

— «Рисование по точкам»,

— «Комбинирование» (рисование или конструирование предметов из геометрических фигур),

— «Что будет, если …»

Источник

2.2. Коррекционно-развивающая работа с ребёнком с ЗПР.

 Справка о современных формах и методах работы с воспитанниками разных категорий.

Подготовила  Канакаева Марина Маевна, воспитатель старшей группы МБДОУ №15 «Берёзка».

     Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ЗПР

Цели и задачи реализации индивидуального образовательного маршрута дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования создание благоприятных условий для: коррекционно-развивающей работы полноценного проживания ребенком с задержкой психического развития дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями социальной адаптации.                                                                                            

 Основная цель – формирование у детей знаний об окружающем мире, развитие речи,  формирование элементарных математических представлений и всестороннее развитие психических процессов.

Задачи:

1. Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.

2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы педагога в соответствии с программным содержанием.

3. Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников.

Принципы:

1. Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.

2. Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

3. Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников.

Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя является залогом успеха коррекционной работы. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей. Воспитатель закрепляет сформированные умения, создает условия для активизации познавательных навыков.

4. Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.

5. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие.

Характеристика ребёнка с ЗПР

Особенности развития детей с задержкой психического развития

  • Внимание неустойчивое, рассеянное, плохо концентрируемое, кратковременное. Снижается при умственной и физической нагрузке.
  • Недостаточная прочность запоминания, кратковременность. Таким детям требуется постоянное подкрепление, повторение.
  • Наблюдается недостаточная сформированность таких мыслительных процессов как синтез, анализ, сравнение, обобщение.
  • Дети испытывают трудности в выделении главных, существенных признаков предметов и явлений, а второстепенные признаки замечают быстрее, иногда «застревают» на этом.
  • У большинства детей с задержкой психического развития имеет место повышенная утомляемость, истощаемость, что проявляется в снижении работоспособности, в быстром выключении из деятельности. Наблюдаются колебания внимания, вялость, а у некоторых наоборот – возбудимость, суетливость. Всё это сказывается на снижении обучаемости ребенка.
  • Эмоционально-волевая незрелость сочетается с негрубыми нарушениями познавательной деятельности, речи, повышенной истощаемостью и пресыщаемостью активности внимания. У детей ослаблен контроль и регуляция деятельности.
  • Нарушения речи при задержке психического развития носят системный характер (недоразвитие звуковой и смысловой сторон речи: нарушен лексико-грамматический строй речи, фонематический слух и фонематическое восприятие, недостатки звукопроизношения, проблемы в формировании связной речи) и входят в структуру дефекта. Дети имеют ограниченный словарный запас, плохо понимают содержание рассказа со скрытым смыслом.

Индивидуальный образовательный маршрут — это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании.

Использование индивидуального образовательного маршрута в педагогической деятельности создаёт наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого воспитанника.

Индивидуальный образовательный маршрут включает следующие разделы:

1.Общие данные (Дата рождения, домашний адрес, контактный телефон родителей, дата поступления в МБДОУ, заключение ППК: диагноз, срок пребывания в ДОУ.

2. Сведения о родителях (законных представителях)

3. Психологическое сопровождение при поступлении в ДОУ (адаптационная карта)

4.Медицинская карта ребенка (вес, рост, группа здоровья, группа для занятий по физкультуре, хронические заболевания, аллергические реакции, противопоказания)

5. Эмоционально-волевое развитие ребенка (Психическое состояние, тревожность, страхи, самооценка, волевая сфера, статус в группе (общение)

6. Развитие психических функций ребенка (восприятие, мышление, мыслительные операции, память, внимание)

7. Разделы по образовательной деятельности (ФЭМП, Коммуникация, Ознакомление с окружающим миром, Конструирование, Художественное творчество, Музыка, Труд и т. д.)

8.Общие результаты педагогического наблюдения

9. Готовность к школе (физическая, педагогическая, психологическая, общий вывод)

10. Индивидуальная программа коррекционной работы, которая строится на основе проведенного диагностического обследования.

Индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается в несколько этапов:

1. Диагностический (сбор анамнестических данных, педагогическое наблюдение и диагностическое обследование).

Цель этапа – выявление уровня развития, сформированности знаний, умений и навыков ребенка.

2. Составление индивидуальной программы коррекционной работы на полугодие. Цель этапа — построение индивидуальных программы коррекционной работы, на основе выявленных проблем. Определение методов педагогической поддержки, содержания работы.

3. Реализация индивидуальной программы коррекционной работы. Индивидуальная программа может реализовывается во всех видах деятельности, как на специально организованных занятиях, так и в нерегламентированное время. Реализация выделенных в индивидуальной образовательной программе образовательных областей осуществляется на основе основной образовательной программы ДОУ с использованием авторских технологий и практического опыта специалистов.

4. Аналитический (завершающая диагностика).

Цель этапа: выявить результаты действия индивидуальной коррекционной программы.

ПРОГРАММА

по коррекционно-развивающей работе с ребёнком с ЗПР

Направление

Задачи

Содержание коррекционно-развивающей работы

Развитие внимания

1) развивать способность к переключению внимания;

2) развивать концентрацию внимания;

3) развивать произвольное внимание;

4) развивать объём внимания;

5) развивать произвольное внимание.

— «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное» (растения, обувь и т.д.);

— «Встань, если услышишь слово, обозначающее растение» (одежда, транспорт и т. д.);

— «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное; встань, если услышишь слово, обозначающее растение».

— «Найди отличия»,

— «Что неправильно?»,

— «Что задумал художник?»,

— «Что недорисовано?»

— «Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3 и 5 треугольники» и т. д.

— «Расставь точки на своей карточке так, как ты видел»,

— «Найди пару», «Найди такой же».

— «Раскрась фигуры» (как только проявляется небрежность, работа прекращается),

— «Копирование образца»,

— «Найди такой же предмет»,

— «Рисую палочки»,

— «Расставь значки»

Развитие восприятия

1) развивать восприятие геометрических фигур

2) развивать точность восприятия

3) развивать цветоразличение

4) развивать восприятие длительности временного интервала

5) развивать представление о частях суток

6) развивать представления о временах года

7) развивать пространственные представления

8) развивать наблюдательность

— «Назови фигуру»,

— «Геометрическое лото»,

— «Нарисуй фигуру, которую я назову»,

— «Танграм»,

— «Закрой фигуры»,

— «Из каких фигур состоит предмет?» (вариативность),

— «Составь целое из частей (с геометрическими фигурами) (вариативность)»,

— «Рисование картин, состоящих из геометрических фигур»,

— «Кто больше найдет в группе предметов треугольной, круглой формы, в форме куба и т.д.».

— «Дорисуй фигуры»,

— «Угадай, что хотел нарисовать художник?»

— «Радужный хоровод»,

— «Уточним цвет предметов (вариативность)»,

— «Цветное лото»,

— «Найди 5 предметов одного цвета» (вариативность).

— «Рассматривание часов, движения секундной стрелки»,

— «Сделай за 1 минуту: разрежь бумагу на полоски (заранее разлинованные листы бумаги, ширина полос – 3 см; нарисуй фигуры; сложи палочки в коробку и т.д.)».

— Беседа по картинкам (части суток),

— «Разложи картинки»,

— «Я начну, ты продолжай, дни недели называй!»,

— «Угадай время года по описанию (вариативность)»,

— Отгадывание загадок о временах года

— Заучивание стихотворений,

— Беседа о временах года,

— «Назови время года»

— «Покажи правую, левую руку, ногу ухо и т.д.»,

— «Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед (слева, справа, позади) мишкой? И т. д.»

— «Нарисуй в центре круг, справа треугольник и т. д.»,

-«Расскажи, где, какая игрушка стоит?»

— «Посмотри и найди предметы круглой формы»,

— «Кто больше назовёт?»,

— «Назови все предметы, которые были «спрятаны»

Развитие мышления

1) развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков

2) развивать гибкость ума и словарный запас

3) развивать сообразительность

— «Расставь по порядку (от самого большого к самому маленькому и т. д.)»,

— «Четвёртый лишний»,

— «Найди отличия».

— «Назови слова, обозначающие деревья; слова, относящиеся к спорту и т. д.»

— «Как это можно использовать?»,

— «Говори наоборот»,

— «Бывает – не бывает»,

— Загадывание загадок.

Развитие памяти

1) увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях

2) развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности

— «Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же» (выкладывание из палочек одного цвета или нескольких цветов),

— «Я положил в мешок» (первый игрок называет слово, второй повторяет предыдущее слово и называет своё и др

— «Я — фотоаппарат».

— «Пиктограмма» (запоминание слов и фраз),

— «Перескажи сказку (небольшой рассказ)», беседа по произведению с уточняющими вопросами,

— «10 слов» (запоминание слов с использованием смысловой системы: связывание слов в один сюжет)

Развитие воображения и творческих способностей

1) развивать воображение и творческие способности

— «Пантомима» (изобразить жестами, мимикой какой – либо предмет),

— «Дорисуй»,

— «Рисование по точкам»,

— «Комбинирование» (рисование или конструирование предметов из геометрических фигур)

— «Что будет, если …»

Развитие тонкой моторики рук

1) Развивать тонкую моторику рук упражнения для кистей рук:

— развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют дифференцированных движений; 
— учат напрягать и расслаблять мышцы; 
— развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время; 
— учат переключаться с одного движения на другое. 
2) Упражнения условно статические

3) Упражнения для пальцев динамические.

— Комплекс № 1 (гимнастический): выпрямление кисти, сжимание пальцев, присоединение пальцев друг к другу и т. д.

— Комплекс № 2 (рисуночный): «Обведи контур», «Угадай, кто я», «Самолёты за облаками» и т. д.

— Комплекс № 3 (развитие тонкой моторики пальцев рук): «Гребешок», «Лесенка», «Бег», «Колечки» и т. д.

«Фонарики», «Моем руки», «Заготавливаем капусту», «Печем блины» и другие.

Зайчик,Ножницы, Вилка, Колечко, Человечек и др.

Семья,Домик, Пальчики ложатся спать, Дружные ребята и др.

Сенсорное развитие

— на выделение предметов из фона

— на идентификацию предметов и движений

— на развитие представлений о форме предметов

— на развитие восприятия отношений по величине

«Посмотри и назови», «Цветные фоны», «Одинаковые игрушки», «Предметы и картинки», «Собери в корзинки шарики красного цвета», «Веселый зоопарк» и др.

«У кого такая картинка?», «Найди пару», «Какой сюда подходит?», «Кто что делает?», «Веселые человечки», «Нравится – не нравится», «Зеркальце, скажи…», «Что звучит?» и др.

«Что катится, что не катится?», «Цветные шарики», «Лоток с шарами и кубиками», «Закрой коробочки разной формы», «Узнай, что  нарисовано», «Почтовый ящик» и др.

«Розовая башня», «Цветные цилиндры» «Гаражи и машины», «Закрой коробочки», «Матрешки», «Пирамидки», «Гриб под елкой» и др.

Упражнения по ознакомлению с окружающим миром

«Матрешка», «Найди мишку», «Дорожка для зайчиков», «Шумит лес», «Рисуем клубок», «Найди игрушки», «История о ручках и ножках», «Где же наши пальчики?», «Что изменилось?», «Разрезные картинки», «Найди пару», «Чего не хватает?» и т.д.

Рекомендации для родителей

1. Постоянно практиковать пальчиковые игры.

2. При проведении занятий с ребенком учитывать следующее:

— инструкции к заданиям должны быть краткими и понятными;

— все действия должны сопровождаться пояснением (комментарием, доступным для понимания смысла этих действий;

— важно использовать игровую форму занятия или упражнения;

— при затруднениях следует использовать совместные действия, жесты с речевым сопровождением, действия по подражанию и образцу, а также речевую инструкцию.

Заведующий МБДОУ № 15 «Березка»                                                          Т. Г.   Шваб

Источник