Индивидуальная программа развития для ребенка с зпр

Индивидуальная программа развития для ребенка с зпр thumbnail

Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях современного образования работы с детьми, имеющими ЗПР.

За последние три года отмечается тревожная тенденция роста количества детей с отклонениями физического и психического здоровья, которые обусловлены биологическими, экологическими, социально-психологическими и другими факторами, а также их сочетанием. Значительную часть среди этих детей занимают дети с задержками психического развития (ЗПР).

Задержка психического развития — это замедление темпа развития психических процессов, которое чаще проявляется при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстром перенасыщении в интеллектуальной деятельности. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно продуктивнее в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не резко. В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.

Задержка психического развития у детей может быть обусловлена многими факторами. В частности, это: наследственная предрасположенность, нарушение функционирования мозга в период внутриутробного развития, родовые осложнения, хронические и длительные заболевания в раннем детстве, неподходящие условия воспитания и тому подобное.

В зависимости от этих факторов выделяют различные формы ЗПР.

Конституционального и соматогенного происхождения — ребенок миниатюрный и снаружи хрупкая структура его эмоционально-волевой сферы соответствует более раннему возрасту, частые болезни снижают требовательность родителей, общая слабость организма снижает производительность его памяти, внимания, работоспособности, тормозит развитие познавательной деятельности.

Психогенного происхождения — обусловлена неподходящими условиями воспитания (чрезмерная опека или недостаточная забота о ребенке). Развитие задерживается вследствие ограничения комплекса раздражений, поступающих из окружающей среды.

Церебрально-органического происхождения — самая устойчивая и самая сложная, обусловленная поражением головного мозга ребенка вследствие патологических воздействий (преимущественно во второй половине беременности). Учитывая низкий уровень умственного развития, проявляется в трудностях усвоения учебного материала, отсутствием познавательного интереса и мотивации учения.

Значительная часть детей с задержкой психического развития, получив своевременную коррекционную помощь, усваивает программный материал и «выравнивается» по окончании начальной школы. В то же время, многие дети и в последующие годы обучения требуют особых условий организации педагогического процесса через значительные трудности в усвоении учебного материала.

Ребенок, который имеет подобные трудности, требует тщательного психолого-педагогического изучения для определения оптимальных и эффективных методов обучения.

Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях реального современного образования работы с детьми, имеющими ЗПР.

Поскольку у детей с задержкой психического развития наблюдаются расхождения сенситивных периодов развития психических функций по их отношению к возрасту ребенка, то при создании данной программы и разработке занятий были учтены группы нарушений познавательной сферы у детей с ЗПР и был использован принцип компенсации недостаточного развития качеств, способностей и функций.

Структура коррекционной программы

Цель программы — установление и содействие налаживанию психологического контакта с ребенком, создание и поддержка желания к самоизучению и самовоспитанию, активизация и стимулирование познавательной деятельности, развитие эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики руки, обучение коммуникативному и невербальному поведению, навыкам сотрудничества, воспитанию сочувствия, доброжелательности, взаимопомощи и других положительных черт характера ребенка с задержкой психического развития.

1. Задачи:

— снятие эмоционального напряжения и создание эмоционально-комфортной атмосферы.

— развивать познавательную активность;

— развивать познавательные психические процессы: восприятие, наблюдательность, продуктивные способы запоминания, умение равномерного распределения внимания, процессы мышления (анализа, синтеза, обобщения, классификации, умозаключений, понимание причинно-следственных связей), речи.

— развивать общую и мелкую моторику рук;

— развивать навыки эмоциональной саморегуляции.

Методы и формы работы:

Упражнения на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы.

Коммуникативные, дидактические и подвижные игры.

class=»eliadunit»>

Упражнения на развитие моторики.

Релаксационные упражнения.

Игротерапия.

Психогимнастика.

Материалы и оборудование: песочница, цветные карандаши, простой карандаш, стимульный материал, бумага А4, мячик Су-Джок, кисточка, краски, сумка, магнитофон.

2. Организация занятий

Занятия проводятся индивидуально с ребенком старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Частота занятий — 2 раза в неделю.

Продолжительность 25-30 минут, но необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка с ЗПР.

Количество занятий — 10.

Критерий эффективности программы

Критерием эффективности программы является проведение первичного и вторичного диагностирования с помощью методики Забрамной С.Д. из книги «От диагностики к развитию», по результатам которого составляется коррекционно — развивающая программа. В течение занятий используются психодиагностические упражнения из сборника с помощью которых, можно проследить динамику развития ребенка.

Программа способствует достаточному уровню развития познавательных психических процессов (памяти, мышления, внимания, речи) и сбалансированию эмоционального развития ребенка по результатам диагностики после участия ребенка в коррекционной работе.

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Занятие 5

Занятие 6

Занятие 7

Занятие 8

Занятие 9

Занятие 10

Источник

 Основные направления коррекционно-развивающей  работы.

5.  Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др.).

6.  Развитие речи, владение техникой чтения.

7.  Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.

8.  Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Программа     коррекционно – развивающей работы.

Ф. И. ребенка:  

Срок реализации: 2015-2016 уч.год.

Направление

Задачи

Содержание коррекционно-развивающей работы

Развитие внимания

1) развивать способность к переключению внимания;

2) развивать концентрацию внимания;

3) развивать произвольное внимание;

4) развивать объём внимания;

5) развивать произвольное внимание.

— «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное» (растения, обувь и т.д.);

— «Встань, если услышишь слово, обозначающее растение» (одежда, транспорт и т. д.);

— «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное; встань, если услышишь слово, обозначающее растение».

— «Найди отличия»,

— «Что неправильно?»,

— «Что задумал художник?»,

— «Что недорисовано?»

— «Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3 и 5 треугольники» и т. д.

— «Расставь точки на своей карточке так, как ты видел»,

— «Найди пару», «Найди такой же».

— «Раскрась фигуры» (как только проявляется небрежность, работа прекращается),

— «Копирование образца»,

— «Найди такой же предмет»,

— «Рисую палочки»,

— «Расставь значки»

Развитие   восприятия

1) развивать восприятие геометрических фигур

2) развивать точность восприятия

3) развивать цветоразличение

4) развивать восприятие длительности временного интервала

5) развивать представление о частях суток

6) развивать представления о временах года

7) развивать пространственные представления

8) развивать наблюдательность

— «Назови фигуру»,

— «Геометрическое лото»,

— «Нарисуй фигуру, которую я назову»,

— «Танграм»,

— «Закрой фигуры»,

— «Из каких фигур состоит предмет?» (вариативность),

— «Составь целое из частей (с геометрическими фигурами) (вариативность)»,

— «Рисование картин, состоящих из геометрических фигур»,

— «Кто больше найдет в группе предметов треугольной, круглой формы, в форме куба и т.д.».

— «Дорисуй фигуры»,

— «Угадай, что хотел нарисовать художник?»

— «Радужный хоровод»,

— «Уточним цвет предметов (вариативность)»,

— «Цветное лото»,

— «Найди 5 предметов одного цвета» (вариативность).

— «Рассматривание часов, движения секундной стрелки»,

— «Посиди тихо и встань, когда минута закончится (по мнению ребёнка)»,

— «Сделай за 1 минуту: разрежь бумагу на полоски (заранее разлинованные листы бумаги, ширина полос – 3 см; нарисуй фигуры; сложи палочки в коробку и т.д.)».

— Беседа по картинкам (части суток),

— «Разложи картинки»,

— «Я начну, ты продолжай, дни недели называй!»,

— «Угадай время года по описанию (вариативность)»,

— Отгадывание загадок о временах года

— Заучивание стихотворений,

— Беседа о временах года,

— «Назови время года т.д.»,

— «Нарисуй в центре круг, справа треугольник»

»

— «Посмотри и найди предметы круглой формы»,

— «Кто больше назовёт?»,

— «Назови все предметы, которые были «спрятаны»»

Развитие  мышления

1) развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков

2) развивать гибкость ума и словарный запас

3) развивать сообразительность

— «Расставь по порядку (от самого большого к самому маленькому и т. д.)»,

— «Четвёртый лишний»,

— «Найди отличия».

— «Назови слова, обозначающие деревья; слова, относящиеся к спорту и т. д.»

— «Как это можно использовать?»,

— «Говори наоборот»,

— «Бывает – не бывает»,

— Загадывание загадок.

Развитие памяти

1) увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях

2) развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности

— «Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же» (выкладывание из палочек одного цвета или нескольких цветов),

— «Я положил в мешок» (первый игрок называет слово, второй повторяет предыдущее слово и называет своё и т д.),

— «Я — фотоаппарат».

— «Пиктограмма» (запоминание слов и фраз),

— «Перескажи  сказку (небольшой рассказ)», беседа по произведению с уточняющими вопросами,

— «10 слов» (запоминание слов с использованием смысловой системы: связывание слов в один сюжет)

Развитие  воображения  и творческих способностей

1) развивать воображение и творческие способности

— «Пантомима» (изобразить жестами, мимикой какой – либо предмет),

— «Дорисуй»,

— «Рисование по точкам»,

— «Комбинирование» (рисование или конструирование предметов из геометрических фигур),

— «Что будет, если …»

Источник

Индивидуальная программа

коррекционно – развивающего обучения

и воспитания детей с ограниченными

возможностями здоровья (средний возраст ЗПР)

Направление

Задачи

Содержание коррекционно – развивающей работы

Социальное развитие

1)Формирование у ребёнка представлений о себе;

2)формирование самостоятельности в быту;

3)формирование интереса к взрослому и совместной деятельности с ним, средств ком- муникации со взрослым;

4)формирование интереса к сверстнику и совместной деятельности с ним, средств коммуникации со сверстником.

Развивающие игры: — «Умываемся»;

— «Мыльные перчатки»;

— «Чистим зубы»;

— «Посмотри мне в глазки»;

— «Кто спрятался?»;

— «Ку — ку»;

— «Подуй, ветерок»;

— «Хлопаем в ладоши».

Физическое развитие

1)Совершенствование имеющихся двигательных функций ребёнка;

2)развитие и коррекция основных движений, а также двигательных навыков;

3)развитие мелкой моторики пальцев рук;

4)развитие зрительно – двигательной координации;

Упражнения, игры:

— элементы игровой гимнастики (или зарядки);

— динамические и статические упражнения с предметами (погремушками, флажками, колокольчиками, мячами и др.);

— динамические элементы спортивных упражнений (например, ходьба под музыку, ползание, лазание, прыжки и др.);

— подвижные игры (сюжетные).

Познавательная линия развитие

1)Формирование интереса к окружающему миру и умения ориентироваться в нём: формирование сенсорного восприятия (умения различать свойства и качества предметов по форме, величине, цвету), зрительного, слухового, тактильно – двигательного, вкусового восприятия, ориентировочно – исследовательских реакций и действий;

2)формирование наглядно – действенного мышления и умений использовать вспомогательные средства или орудия для разрешения проблемной ситуации (формирование целенаправленных действий с предметами, в том числе вспомогательного назначения, орудийных действий, представлений о функциональном назначении бытовых предметов; обучение практическим задачам с использованием известных способов их решения в проблемных ситуациях);

3)формирование количественных представлений и умений выполнять элементарные арифметические действия;

4)ознакомление с окружающим миром (развитие целостного восприятия и представлений о живой и неживой природе), развитие чувственного опыта ребёнка;

5)развитие речи, её культуры и языковых способностей.

Игры и упражнения:

— «Собери (сложи) картинку»;

— «Назови предметы красного, жёлтого… цвета»;

— «Угадай, какой формы»;

— «Чудесный мешочек»;

— «Узнай по описанию»;

— «Найди пару»;

— «Какое время года?»;

— «Что изменилось?»;

— «Когда это бывает?»;

— «С какой ветки детки?»;

— «Лото – вкладыши»;

— «Зоологическое домино»;

— «Четвёртый лишний»;

— «Одень Наташу».

Формирование ведущей (игровой деятельности)

1)Формирование предметных действий;

2) формирование сюжетной игры;

3) формирование элементов сюжетно — ролевой игры.

Игры и упражнения по формированию предметных действий:

— «Ёлочки – грибочки»;

— «Покатай мячи» и др..

Примерный перечень сюжетов для использования в игровых ситуациях:

— «Наша семья (кукла – мама, кукла – дочка, и т.д.)»;

— «Дочки – матери»;

— «Готовим обед для кукол» и др..

Примерный перечень сказок – драматизаций:

— «Репка»;

— «Теремок»;

— «Три медведя» и др..

Формирование продуктив –

ных видов деятельности

1)Формирование интереса к изобразительной деятельности, элементам операционно – технических умений (в рисовании, лепке, аппликации);

2)формирование интереса к конструктивной деятельности, разнообразным способам моделирования (с помощью деревянного строительного конструктора, мягких модулей, готовых конструкций, палочек, мозаики, сюжетных игрушек, геометрических фигурок и др.);

3) формирование ручной умелости, хозяйственно – бытовых навыков.

Предлагаются следующие задания:

. в изобразительной деятельности:

— в рисовании: «Дождик – кап-кап», «Тучи», «Травка», «Ручеёк» и др.;

— в лепке: «Колбаски», «Колобок», «Колечки» и др.;

— в аппликации: «Воздушные шары», «Яблоко» и др.;

. в конструировании:

«Дорожки», «Башни» и др.;

. в ручном труде:

задания, направленные на выполнение поделок – работа с бумагой, картоном, природным материалом;

. в хозяйственно – бытовом труде:

«Подметём комнату», «Пылесосим», «Вытрем пыль», «Искупаем куклу», «Помоем посуду» и др.

Речевое развитие

1)Расширение и систематизация словаря;

2)обучение построению высказыва – ния (совершенствование грамматического строя, построение предложения);

3)развитие связной речи.

1)Проведение активной артикуляционной гимнастики;

2)развитие понимания обращённой речи;

3)формирование фонетико – фонематического слуха;

Рекомендации для

родителей

1)Завести «Дневник наблюдений»;

2)оформить «Фотоальбом»;

3)создать «Папку детских поделок».

Проведение тематических лекций:

— Возрастные закономерности развития детей раннего возраста;

— особенности развития детей с ОВЗ;

— организация и содержание педагогической работы по активизации познавательной деятельности у детей;

— дидактическая игра как средство психического развития ребёнка.

Источник

Индивидуальная  коррекционная программа  воспитания, обучения и развития детей  на I полугодие с ЗПР 5 -6 лет.

Здоровье и условия воспитания.

Ответственные: все педагоги.

  • Выполнять режим дня.
  • Всем взрослым соблюдать единые требования к обучению и воспитанию.
  • Способствовать соблюдению социально-принятых норм поведения в быту и на занятиях:
  • слушать взрослых,
  • выполнять аккуратно действия, связанные с навыками самообслуживания: проситься в туалет, мыть руки перед едой;
  • убирать за собой игрушки и одежду и др.;
  •  здороваться при встречах с  взрослыми и детьми, смотреть в глаза;
  • во время еды – пользоваться салфеткой, правильно держать ложку, пользоваться ножом, убирать за собой посуду;
  • во время занятий и игр – слушать взрослого, не вертеться на стуле, не хватать игрушки или пособия без разрешения и т.д.);
  •  Закреплять у ребенка называние себя в первом лице «Я буду», «Я поел», «Я иду гулять», «Я слепил», «Почитай мне сказку», «Дай мне пить» и обращение к воспитателю на «вы»;
  •  В процессе выполнения режимных моментов воспитатель и специалисты выполняют  пальчиковую гимнастику, речедвигательные  упражнения,  массаж  на эмоциональном и вербальном общении взрослого с ребенком.

Навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки.

Ответственные: все педагоги. 

  • Учить  действовать самостоятельно:
  • одеваться и раздеваться. Учить выполнять различные способы застегивания и расстегивания одежды,  пользоваться молнией и «липучками», кнопками. Завязывать шнурки. Воспитывать самоконтроль;
  • приучать аккуратно класть вещи на место (учить вешать и складывать  одежду и ставить обувь в свой шкафчик, убирать игрушки);
  • умываться (мыть руки и лицо, удерживая воду в руках – руки делать как лодочка, намыливать руки с тыльной и внутренней сторон, аккуратно смывать мыло водой, а затем вытирать руки после умывания полотенцем). Чистить зубы. Пользоваться туалетной бумагой, сливать воду из бачка. Учить расчесывать самостоятельно волосы перед зеркалом. Обращать внимание на действия по уходу за своим телом и одеждой;
  • во время еды: закреплять навыки правильного удержания ложки во время еды и есть, не проливая суп; пользоваться вилкой, аккуратно накалывая еду; пить из чашки и из стакана;  пользоваться салфеткой во время и после еды;
  • приучать расправлять кровать: складывать покрывало пополам и класть его на стул; складывать пижаму в определенное место.

Социальное развитие:

Ответственные: все педагоги.

  • закреплять представления о себе и о своей семье.  Учить называть свое имя и фамилию, половую принадлежность («Я — мальчик, Я — Саша»). Называть имена своих близких, понимать родственные связи («Я маме сын, а бабушке внук);
  • учить с ребенком адрес, по которому он проживает. Дать представление о городе, в котором он живет.
  • учить соотносить свои вещи, игрушки, с местоимениями – (Моя куртка, мои вещи, мой карандаш);
  • продолжать совершенствовать представления  о своих частях тела и лица, их назначении
  • формировать представления о своих желаниях и потребностях: «Я хочу пить»,  «Я устал, я хочу спать», «Я не хочу пить», «Я  не хочу суп», «Я хочу играть» и т.д.
  • приучать ребенка  обращать внимание на просьбы других людей;
  • продолжать формировать способы взаимодействия со сверстниками: здороваться при встрече, задавать вопросы при встрече, спрашивать «Как у тебя дела?», «Какие у тебя игрушки?»; «Как тебя зовут?» «Кто ты?»; «Давай играть в строитель» и т.д.
  • воспитывать бережное  отношение к  игрушкам, вещам, продуктам питания;
  • формировать эмоциональные и деловые способы общения и взаимодействия с взрослыми  (смотреть в глаза, обращаться к взрослым  по имени и отчеству);
  • формировать эмоции радости, удовольствия, удовлетворения и поддерживать состояние психологического комфорта, укреплять положительные эмоциональные связи;
  • удерживать внимание на собеседнике, предмете, деятельности.

                         Физическое воспитание:

Ответственные: педагог по физической культуре, воспитатель.

  • Воспитывать интерес к физкультурным занятиям.
  • Формировать привычку к выполнению утренней гимнастики.
  • Формировать у ребенка правильное дыхание (например, вдох носом, — руки вверх; выдох через рот – руки вниз);
  • учить перешагивать через веревку, обруч, ручеек, порог и т.д.  
  • продолжать учить подползать под ворота, через обруч.
  • продолжать учить прыгать на двух ногах: ноги вместе, руки на поясе, прыжки на месте
  • делать приседания вместе с мячом или куклой (вначале с поддержкой взрослого); ходить по скамейке, удерживая равновесие с помощью рук в стороны;
  • Продолжать развивать движения рук и совершенствовать ручную и мелкую моторику:
  • учить ловить мячи разного размера; бросать в цель; бросать большой надувной мяч двумя руками, из-за головы вперед;
  • доставать предметы, находящиеся вверху, становясь на носочки;
  • формировать пространственные отношения: «влево» — «вправо», «вперед» — «назад», «вниз» — «вверх»;
  • воспитывать волевые (умение ждать, действовать по правилам) и нравственные качества личности (честность, сочувствие к товарищам).

Развитие познавательной деятельности

Ответственные:  учитель-дефектолог, воспитатель, учитель-логопед и др. педагоги.

       Сенсорное воспитание.

Продолжать развивать ориентировки на величину, форму, цвет, целостное восприятие предметов, способствовать развитию психических процессов и эмоциональной сферы.

Величина: 

  • выделять три-четыре предмета по величине: большой, средний, маленький, самый маленький;
  • учить группировать предметы по величине;
  • учить различать и соотносить по величине плоскостное изображение предметов.

Форма:

  • учить пользоваться методом проб при решении сенсорных задач: опускать различные формы в прорези;
  • выделять различные формы среди других;
  • группировать предметы по форме;
  • сравнивать 2 предмета по форме.

Цвет: 

  • продолжать учить называть основные цвета (желтый, красный,  зеленый, синий) и их оттенки.
  • учить соотносить цвет с предметом;
  • учить группировать предметы по одному свойству —  по цвету.

Целостное восприятие:

  • продолжать учить складывать разрезную картинку из трех-четырех частей;
  • собирать сборно-разборные игрушки (машинку, пирамидку, матрешку),
  • складывать картинку из разрезных кубиков (6 — 9).

       Тактильно-двигательное восприятие

  • продолжать формировать ориентировку на свойства и качества предметов, через тактильное восприятие (твердый — мягкий, холодный – теплый, шершавый — гладкий, мокрый — сухой);
  • продолжать учить различать на ощупь разные по форме предметы и продукты питания (овощи, фрукты, игрушки, посуда).   

           Слуховое восприятие:

  • учить ориентироваться на звук в знакомом пространстве: что звучит? – за ширмой колокольчик, барабан и др.;
  • различать по голосу взрослых и знакомых детей: «Угадай, кто позвал?»;

 Формирование наглядно-действенного и наглядно — образного мышления:

  • учить решать простейшие проблемно-практические задачи, пользоваться предметами-орудиями при выполнении определенных действий  (карандаш для рисования, ложка для супа, носовой платок для носа и др.).
  • учить находить картинку с изображением предмета-орудия к изображенному сюжету: Что нужно мальчику для рисования? Что нужно девочке, чтобы покатать куклу?  Что нужно девочке, чтобы покататься с горки? и т.д.
  • учить находить четвертый лишний предмет и аргументировать свой ответ;
  • учить располагать серию сюжетных картинок (3-4), объединенных одним сюжетом и составлять небольшой рассказ. Учить устанавливать простые причинно-следственные связи и закономерности.

           Ознакомление с окружающим:

  • уточнить представления о явлениях природы о временах года: осенью — меняют цвет листья и они опадают, день становится короче, а ночь длиннее, птицы улетают на юг, убирают урожай овощей и фрукт; зимой – идет снег, дети катаются на лыжах, санках, коньках;  выделять сюжетные  картинки «Времена года» среди других картинок;
  • продолжать формировать умения наблюдать за изменениями природы, за явлениями природы (солнце, дождь, ветер), отвечать на вопрос: «Какая сегодня погода?», отмечая их в уголке погоды;
  • закрепить представления  о домашних животных, познакомить с их детенышами; о домашних и зимующих птицах;
  • продолжать обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности: учить выделять группу однородных предметов: игрушки — посуда, фрукты — овощи, ягоды — фрукты на картинках. Затем обобщать в слове: «Вот посуда», «Вот игрушки» и т.д.
  • учить группировать картинки по функциональному назначению: в одну сторону — игрушки, в другую – посуду;
  • знакомить  с овощами, фруктами, ягодами, продуктами питания;
  • учить различать некоторые предметы живой природы: цветы, ягоды, деревья, кусты,
  • знакомить с профессиями работников детского сада;
  • учить называть картинки с изображением движений и действий людей: «Дядя читает книгу? Мальчик катается на лыжах?  Мальчик катается на санках?  Девочка танцует?  и т.д.
  • на прогулке продолжать развивать движения и игровые действия: лепить куличики из песка, убирать песок в песочницу и сгребать листву; строить из песка и снега узкие и широкие дороги, замки, лепить снеговика; лепить снежные  куличики; обращать внимание на явления природы: солнышко светит;  листья опадают, идет дождь, птицы улетают, снег идет, вокруг много снега – на елках, на веранде, на машинах; ветер дует — холодно, деревья качаются, снег падает с деревьев.

         Формирование количественных представлений:

  • продолжать учить  различать количества  «много» — «мало»; употреблять в речи слова «много» — «мало»;
  • Совершенствовать  прямой до 10 и обратный счет от 5 до 1;
  • учить выделять от 1 до 10 предметов из группы по подражанию, образцу;
  • соотносить количество 1-5  с количеством пальцев, отвечать на вопрос сколько?
  • учить находить заданное количество однородных предметов 1- 5 в окружающей обстановке;
  • закрепить умение показывать и называть единичные и парные части тела и лица (две руки и ноги, один нос и т.п.);
  • учить выполнять счетные операции в пределах 5;
  • учить составлять равные по количеству множества предметов и понимать выражение столько…, сколько…. (Например: “Сколько елочек, столько грибочков”; Сколько вагончиков, столько матрешек; где больше, где меньше);
  • учить сопоставлять численности множеств, воспринимаемых различными анализаторами без пересчета в пределах 5-ти;
  • формировать пространственные отношения: «слева» — «справа», «впереди» — «сзади», «внизу» — «наверху», «под», «над», «между»;
  • формировать умение сравнивать предметы по признакам: цвету, форме, величине (путем наложения и приложения). Группировать предметы по двум признакам;
  • формировать умение сравнивать предметы по количеству, пользуясь методом приложения одного предмета к другому. Использовать слова в речи «больше», «меньше», «одинаково» и использовать знаки « >», « >», «=»;
  • учить пользоваться порядковым счетом и отвечать на вопросы: «Который  по счету?», «На каком месте?»
  • формировать временные представления: времена года, части суток, дни недели.  Их последовательность.
  • формировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение и аналогию (сделай так же).

Развитие речи:

Ответственные: учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатель и др. педагоги.

             Формирование звуковой культуры речи:

  • Проводить активную артикуляционную гимнастику: растягивать губы в улыбке, вытягивать их в трубочку, широко открывать рот и показывать зубы и др.; удерживать язык в определенной позе: во рту – неподвижно (под счет до 5 раз), делать «часики», пощелкивания языком, облизывать губы по часовой  и против часовой стрелки и др.;
  • отраженно произносить набор звуков  и слогов русского языка;
  • развивать воздушную струю: дуть на легкие предметы – шарики, бабочки и т.д.
  • начать работу по произношению и постановке звуков по традиционным методикам.

            Развитие понимания обращенной речи:

  • учить выполнять действия по словесной инструкции: «Принеси простые карандаши.  Дай карандаш Вове».
  • учить выполнять задания по речевой инструкции, включающие 1-2-3 действия (Принеси пластилин и разложи на столы детям).
  • учить выполнять задания по речевой инструкции, включающую пространственные отношения между предметами: на, под, в, за (пример: «Поставь чашку на блюдце. Положи шапку на верхнюю полку, а сапоги поставить на нижнюю полку).

           Формирование фонетико-фонематического слуха: 

  • за педагогом звуки, слоги и простые слова;
  • повторять проводить работу по  уточнению слогового состава разных слов (от простых  к сложным), сопровождая игровыми действиями (отхлопывание, отстукивание молоточком, мячом и т.д.).
  • слушать  звуки  живой, неживой природы и звуков речи. Петь песенки со звукоподражанием, читать стихи, побуждать к воспроизведению недостающих слогов и слов в потешках и стихотворениях (например, уронили Мишку (на пол).
  • формировать четкое произношение и различение гласных звуков: а, у, о, и, ы;
  • выделять первый ударный и безударный звук, выделять из потока гласных заданный  звук;
  • анализировать звукосочетания (АУ, УА, ИАУ, ОИА, ЫОУ);
  • формировать понятия «слово», «звук», «гласный», «буква».

Формирование активной речи:

  • уточнить и расширить предметный словарь по изучаемым темам;
  • учить выражать свои потребности простой фразой (2-3 слова) в бытовых ситуациях («Помогите пожалуйста»).
  • учить произносить элементарные фразы, обращая внимания на окончания слов (работа над глагольным словарем): «Давай играть», «Давайте играть», «Я буду рисовать», «Мы будем рисовать», «Я рисовала», «Миша рисовал»;
  • обогащать словарь, включая в речь новые существительные, глаголы, прилагательные, числительные;
  • учить согласовывать существительное с глаголом и прилагательным;
  • учить использовать (отраженно и самостоятельно) существительные в      различных падежах;
  • вводить в активную  речь знакомые свойства и качества предметов (пример: «Мяч круглый, резиновый; шарф длинный, мягкий; мандарин сладкий, сочный);
  • формировать  потребность высказывать свои желания в речи: «Что будем делать: лепить или рисовать?» «Я хочу рисовать»; «Во что будем играть? В лото или домино?»
  • учить отражать в речи результаты наблюдений в природе и в быту;
  • учить при произнесении взрослым потешек, стихов, считалок выполнять определенные действия, разучивать  игры с пальчиками с речевым сопровождением;
  • учить отвечать на простые вопросы логопеда по демонстрации предметов и картинок: что это? – это дом; что это? – это мяч и т.д.
  • учить отвечать на вопросы логопеда, описывать действия по их демонстрации и по картинкам, изображающим действия (построение фразы из 2- 3– 4 –х слов: например, «Что делает девочка? — Девочка едет. Девочка едет на велосипеде»;
  • учить совместно с взрослым с опорой на иллюстрации рассказывать знакомые сказки: «Репка», К. Чуковский «Мойдодыр», «Цыпленок», С. Маршак «Усатый полосатый», В. Сутеев «Цыпленок и утенок», А. Барто «Игрушки» участвовать в драматизации этих сказок.
  • побуждать ребенка самостоятельно задавать вопросы.

Формирование игровой деятельности:

Ответственные: все педагоги. 

  • учить воспроизводить цепочку игровых действий (3-4 действия): строительные игры – нагружаем кубики,  везем их строить дом;
  • включать знакомые игровые действия в  простой сюжет, постепенно усложняя его (игры: Магазин, Доктор, Повар и др.).
  • учить выполнять роли в процессе простой сюжетно-ролевой  игры: в повара, доктора, музыкального руководителя, няни, шофера и др.

Формирование продуктивных видов деятельности:

Ответственные:  воспитатель и педагог по ручному труду.

  • Сформировать у ребенка интерес к продуктивным видам деятельности.
  • Учить узнавать в изображениях (лепке, рисунке, аппликации, постройке)  реальные предметы окружающей действительности.
  • Учить ребенка использовать материалы и принадлежности по назначению, правильно держать карандаш, кисточку, ножницы, соблюдая технику безопасности.
  • Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
  • Формировать технические навыки.
  • Способствовать развитию воображения.

Лепка

  • формировать способы обследования предметов перед лепкой, выполнять лепные поделки с использованием различных приемов («огурец», «апельсин», «банан», «мандарины», «помидор»);
  • учить делить пластилин на 2 части; раскатывать пластилин прямыми, круговыми движениями, сплющивать пластилин, применять стеку;
  • учить лепить предметы по подражанию («Баранки», «Колобок»).

         Рисование

  • вызывать интерес к рисованию: взрослый  на глазах у ребенка рисует и учит рисовать различными изобразительными средствами (краски, фломастеры, карандаши) прямые, круговые линии, действуя  рукой ребенка, давая образец на другом листе.
  • учить дорисовывать картинку: ленточки к шарику, веревочку к машинке и т.д.;  учить раскрашивать картинки , не выходя за край рисунка;
  • учить рисовать знакомые предметы по образцу; соотносить цвета изображаемых предметов с реальными.

      Конструирование и ручной труд

  • Развивать согласованность действий обеих рук, формировать захват предметов (ладонный захват, ладонно-пальцевой захват, щепоть, пальцевой)
  • учить строить конструкции по показу, образцу и речевой инструкции.

       Аппликация:

  • познакомить с тем, что плоские предметы можно наклеить на бумагу: учить наклеивать  простые предметы по показу — «Шары на ниточках», «Рыбки в аквариуме»;
  • учить Ребенка располагать предметы на бумаге, пользоваться кисточкой, клеем, тряпкой, наклеивать простые предметы — мячик, грибок, домик, чашку, зайчика, морковку, яблоко, шарики  и  т.д.

Музыкальное воспитание.

Ответственные:  музыкальный руководитель, воспитатель, дефектолог, логопед.

  • Воспитывать интерес к музыкальным занятиям, желание ?