Индивидуальная программа развития для ребенка с зпр
Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях современного образования работы с детьми, имеющими ЗПР.
За последние три года отмечается тревожная тенденция роста количества детей с отклонениями физического и психического здоровья, которые обусловлены биологическими, экологическими, социально-психологическими и другими факторами, а также их сочетанием. Значительную часть среди этих детей занимают дети с задержками психического развития (ЗПР).
Задержка психического развития — это замедление темпа развития психических процессов, которое чаще проявляется при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстром перенасыщении в интеллектуальной деятельности. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно продуктивнее в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не резко. В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.
Задержка психического развития у детей может быть обусловлена многими факторами. В частности, это: наследственная предрасположенность, нарушение функционирования мозга в период внутриутробного развития, родовые осложнения, хронические и длительные заболевания в раннем детстве, неподходящие условия воспитания и тому подобное.
В зависимости от этих факторов выделяют различные формы ЗПР.
Конституционального и соматогенного происхождения — ребенок миниатюрный и снаружи хрупкая структура его эмоционально-волевой сферы соответствует более раннему возрасту, частые болезни снижают требовательность родителей, общая слабость организма снижает производительность его памяти, внимания, работоспособности, тормозит развитие познавательной деятельности.
Психогенного происхождения — обусловлена неподходящими условиями воспитания (чрезмерная опека или недостаточная забота о ребенке). Развитие задерживается вследствие ограничения комплекса раздражений, поступающих из окружающей среды.
Церебрально-органического происхождения — самая устойчивая и самая сложная, обусловленная поражением головного мозга ребенка вследствие патологических воздействий (преимущественно во второй половине беременности). Учитывая низкий уровень умственного развития, проявляется в трудностях усвоения учебного материала, отсутствием познавательного интереса и мотивации учения.
Значительная часть детей с задержкой психического развития, получив своевременную коррекционную помощь, усваивает программный материал и «выравнивается» по окончании начальной школы. В то же время, многие дети и в последующие годы обучения требуют особых условий организации педагогического процесса через значительные трудности в усвоении учебного материала.
Ребенок, который имеет подобные трудности, требует тщательного психолого-педагогического изучения для определения оптимальных и эффективных методов обучения.
Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях реального современного образования работы с детьми, имеющими ЗПР.
Поскольку у детей с задержкой психического развития наблюдаются расхождения сенситивных периодов развития психических функций по их отношению к возрасту ребенка, то при создании данной программы и разработке занятий были учтены группы нарушений познавательной сферы у детей с ЗПР и был использован принцип компенсации недостаточного развития качеств, способностей и функций.
Структура коррекционной программы
Цель программы — установление и содействие налаживанию психологического контакта с ребенком, создание и поддержка желания к самоизучению и самовоспитанию, активизация и стимулирование познавательной деятельности, развитие эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики руки, обучение коммуникативному и невербальному поведению, навыкам сотрудничества, воспитанию сочувствия, доброжелательности, взаимопомощи и других положительных черт характера ребенка с задержкой психического развития.
1. Задачи:
— снятие эмоционального напряжения и создание эмоционально-комфортной атмосферы.
— развивать познавательную активность;
— развивать познавательные психические процессы: восприятие, наблюдательность, продуктивные способы запоминания, умение равномерного распределения внимания, процессы мышления (анализа, синтеза, обобщения, классификации, умозаключений, понимание причинно-следственных связей), речи.
— развивать общую и мелкую моторику рук;
— развивать навыки эмоциональной саморегуляции.
Методы и формы работы:
Упражнения на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Коммуникативные, дидактические и подвижные игры.
class=»eliadunit»>
Упражнения на развитие моторики.
Релаксационные упражнения.
Игротерапия.
Психогимнастика.
Материалы и оборудование: песочница, цветные карандаши, простой карандаш, стимульный материал, бумага А4, мячик Су-Джок, кисточка, краски, сумка, магнитофон.
2. Организация занятий
Занятия проводятся индивидуально с ребенком старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Частота занятий — 2 раза в неделю.
Продолжительность 25-30 минут, но необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка с ЗПР.
Количество занятий — 10.
Критерий эффективности программы
Критерием эффективности программы является проведение первичного и вторичного диагностирования с помощью методики Забрамной С.Д. из книги «От диагностики к развитию», по результатам которого составляется коррекционно — развивающая программа. В течение занятий используются психодиагностические упражнения из сборника с помощью которых, можно проследить динамику развития ребенка.
Программа способствует достаточному уровню развития познавательных психических процессов (памяти, мышления, внимания, речи) и сбалансированию эмоционального развития ребенка по результатам диагностики после участия ребенка в коррекционной работе.
Занятие 1
Занятие 2
Занятие 3
Занятие 4
Занятие 5
Занятие 6
Занятие 7
Занятие 8
Занятие 9
Занятие 10
Источник
Основные направления коррекционно-развивающей работы.
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др.).
6. Развитие речи, владение техникой чтения.
7. Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Программа коррекционно – развивающей работы.
Ф. И. ребенка:
Срок реализации: 2015-2016 уч.год.
Направление
Задачи
Содержание коррекционно-развивающей работы
Развитие внимания
1) развивать способность к переключению внимания;
2) развивать концентрацию внимания;
3) развивать произвольное внимание;
4) развивать объём внимания;
5) развивать произвольное внимание.
— «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное» (растения, обувь и т.д.);
— «Встань, если услышишь слово, обозначающее растение» (одежда, транспорт и т. д.);
— «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное; встань, если услышишь слово, обозначающее растение».
— «Найди отличия»,
— «Что неправильно?»,
— «Что задумал художник?»,
— «Что недорисовано?»
— «Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3 и 5 треугольники» и т. д.
— «Расставь точки на своей карточке так, как ты видел»,
— «Найди пару», «Найди такой же».
— «Раскрась фигуры» (как только проявляется небрежность, работа прекращается),
— «Копирование образца»,
— «Найди такой же предмет»,
— «Рисую палочки»,
— «Расставь значки»
Развитие восприятия
1) развивать восприятие геометрических фигур
2) развивать точность восприятия
3) развивать цветоразличение
4) развивать восприятие длительности временного интервала
5) развивать представление о частях суток
6) развивать представления о временах года
7) развивать пространственные представления
8) развивать наблюдательность
— «Назови фигуру»,
— «Геометрическое лото»,
— «Нарисуй фигуру, которую я назову»,
— «Танграм»,
— «Закрой фигуры»,
— «Из каких фигур состоит предмет?» (вариативность),
— «Составь целое из частей (с геометрическими фигурами) (вариативность)»,
— «Рисование картин, состоящих из геометрических фигур»,
— «Кто больше найдет в группе предметов треугольной, круглой формы, в форме куба и т.д.».
— «Дорисуй фигуры»,
— «Угадай, что хотел нарисовать художник?»
— «Радужный хоровод»,
— «Уточним цвет предметов (вариативность)»,
— «Цветное лото»,
— «Найди 5 предметов одного цвета» (вариативность).
— «Рассматривание часов, движения секундной стрелки»,
— «Посиди тихо и встань, когда минута закончится (по мнению ребёнка)»,
— «Сделай за 1 минуту: разрежь бумагу на полоски (заранее разлинованные листы бумаги, ширина полос – 3 см; нарисуй фигуры; сложи палочки в коробку и т.д.)».
— Беседа по картинкам (части суток),
— «Разложи картинки»,
— «Я начну, ты продолжай, дни недели называй!»,
— «Угадай время года по описанию (вариативность)»,
— Отгадывание загадок о временах года
— Заучивание стихотворений,
— Беседа о временах года,
— «Назови время года т.д.»,
— «Нарисуй в центре круг, справа треугольник»
»
— «Посмотри и найди предметы круглой формы»,
— «Кто больше назовёт?»,
— «Назови все предметы, которые были «спрятаны»»
Развитие мышления
1) развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков
2) развивать гибкость ума и словарный запас
3) развивать сообразительность
— «Расставь по порядку (от самого большого к самому маленькому и т. д.)»,
— «Четвёртый лишний»,
— «Найди отличия».
— «Назови слова, обозначающие деревья; слова, относящиеся к спорту и т. д.»
— «Как это можно использовать?»,
— «Говори наоборот»,
— «Бывает – не бывает»,
— Загадывание загадок.
Развитие памяти
1) увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях
2) развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности
— «Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же» (выкладывание из палочек одного цвета или нескольких цветов),
— «Я положил в мешок» (первый игрок называет слово, второй повторяет предыдущее слово и называет своё и т д.),
— «Я — фотоаппарат».
— «Пиктограмма» (запоминание слов и фраз),
— «Перескажи сказку (небольшой рассказ)», беседа по произведению с уточняющими вопросами,
— «10 слов» (запоминание слов с использованием смысловой системы: связывание слов в один сюжет)
Развитие воображения и творческих способностей
1) развивать воображение и творческие способности
— «Пантомима» (изобразить жестами, мимикой какой – либо предмет),
— «Дорисуй»,
— «Рисование по точкам»,
— «Комбинирование» (рисование или конструирование предметов из геометрических фигур),
— «Что будет, если …»
Источник
Индивидуальная программа
коррекционно – развивающего обучения
и воспитания детей с ограниченными
возможностями здоровья (средний возраст ЗПР)
Направление
Задачи
Содержание коррекционно – развивающей работы
Социальное развитие
1)Формирование у ребёнка представлений о себе;
2)формирование самостоятельности в быту;
3)формирование интереса к взрослому и совместной деятельности с ним, средств ком- муникации со взрослым;
4)формирование интереса к сверстнику и совместной деятельности с ним, средств коммуникации со сверстником.
Развивающие игры: — «Умываемся»;
— «Мыльные перчатки»;
— «Чистим зубы»;
— «Посмотри мне в глазки»;
— «Кто спрятался?»;
— «Ку — ку»;
— «Подуй, ветерок»;
— «Хлопаем в ладоши».
Физическое развитие
1)Совершенствование имеющихся двигательных функций ребёнка;
2)развитие и коррекция основных движений, а также двигательных навыков;
3)развитие мелкой моторики пальцев рук;
4)развитие зрительно – двигательной координации;
Упражнения, игры:
— элементы игровой гимнастики (или зарядки);
— динамические и статические упражнения с предметами (погремушками, флажками, колокольчиками, мячами и др.);
— динамические элементы спортивных упражнений (например, ходьба под музыку, ползание, лазание, прыжки и др.);
— подвижные игры (сюжетные).
Познавательная линия развитие
1)Формирование интереса к окружающему миру и умения ориентироваться в нём: формирование сенсорного восприятия (умения различать свойства и качества предметов по форме, величине, цвету), зрительного, слухового, тактильно – двигательного, вкусового восприятия, ориентировочно – исследовательских реакций и действий;
2)формирование наглядно – действенного мышления и умений использовать вспомогательные средства или орудия для разрешения проблемной ситуации (формирование целенаправленных действий с предметами, в том числе вспомогательного назначения, орудийных действий, представлений о функциональном назначении бытовых предметов; обучение практическим задачам с использованием известных способов их решения в проблемных ситуациях);
3)формирование количественных представлений и умений выполнять элементарные арифметические действия;
4)ознакомление с окружающим миром (развитие целостного восприятия и представлений о живой и неживой природе), развитие чувственного опыта ребёнка;
5)развитие речи, её культуры и языковых способностей.
Игры и упражнения:
— «Собери (сложи) картинку»;
— «Назови предметы красного, жёлтого… цвета»;
— «Угадай, какой формы»;
— «Чудесный мешочек»;
— «Узнай по описанию»;
— «Найди пару»;
— «Какое время года?»;
— «Что изменилось?»;
— «Когда это бывает?»;
— «С какой ветки детки?»;
— «Лото – вкладыши»;
— «Зоологическое домино»;
— «Четвёртый лишний»;
— «Одень Наташу».
Формирование ведущей (игровой деятельности)
1)Формирование предметных действий;
2) формирование сюжетной игры;
3) формирование элементов сюжетно — ролевой игры.
Игры и упражнения по формированию предметных действий:
— «Ёлочки – грибочки»;
— «Покатай мячи» и др..
Примерный перечень сюжетов для использования в игровых ситуациях:
— «Наша семья (кукла – мама, кукла – дочка, и т.д.)»;
— «Дочки – матери»;
— «Готовим обед для кукол» и др..
Примерный перечень сказок – драматизаций:
— «Репка»;
— «Теремок»;
— «Три медведя» и др..
Формирование продуктив –
ных видов деятельности
1)Формирование интереса к изобразительной деятельности, элементам операционно – технических умений (в рисовании, лепке, аппликации);
2)формирование интереса к конструктивной деятельности, разнообразным способам моделирования (с помощью деревянного строительного конструктора, мягких модулей, готовых конструкций, палочек, мозаики, сюжетных игрушек, геометрических фигурок и др.);
3) формирование ручной умелости, хозяйственно – бытовых навыков.
Предлагаются следующие задания:
. в изобразительной деятельности:
— в рисовании: «Дождик – кап-кап», «Тучи», «Травка», «Ручеёк» и др.;
— в лепке: «Колбаски», «Колобок», «Колечки» и др.;
— в аппликации: «Воздушные шары», «Яблоко» и др.;
. в конструировании:
«Дорожки», «Башни» и др.;
. в ручном труде:
задания, направленные на выполнение поделок – работа с бумагой, картоном, природным материалом;
. в хозяйственно – бытовом труде:
«Подметём комнату», «Пылесосим», «Вытрем пыль», «Искупаем куклу», «Помоем посуду» и др.
Речевое развитие
1)Расширение и систематизация словаря;
2)обучение построению высказыва – ния (совершенствование грамматического строя, построение предложения);
3)развитие связной речи.
1)Проведение активной артикуляционной гимнастики;
2)развитие понимания обращённой речи;
3)формирование фонетико – фонематического слуха;
Рекомендации для
родителей
1)Завести «Дневник наблюдений»;
2)оформить «Фотоальбом»;
3)создать «Папку детских поделок».
Проведение тематических лекций:
— Возрастные закономерности развития детей раннего возраста;
— особенности развития детей с ОВЗ;
— организация и содержание педагогической работы по активизации познавательной деятельности у детей;
— дидактическая игра как средство психического развития ребёнка.
Источник
Индивидуальная коррекционная программа воспитания, обучения и развития детей на I полугодие с ЗПР 5 -6 лет.
Здоровье и условия воспитания.
Ответственные: все педагоги.
- Выполнять режим дня.
- Всем взрослым соблюдать единые требования к обучению и воспитанию.
- Способствовать соблюдению социально-принятых норм поведения в быту и на занятиях:
- слушать взрослых,
- выполнять аккуратно действия, связанные с навыками самообслуживания: проситься в туалет, мыть руки перед едой;
- убирать за собой игрушки и одежду и др.;
- здороваться при встречах с взрослыми и детьми, смотреть в глаза;
- во время еды – пользоваться салфеткой, правильно держать ложку, пользоваться ножом, убирать за собой посуду;
- во время занятий и игр – слушать взрослого, не вертеться на стуле, не хватать игрушки или пособия без разрешения и т.д.);
- Закреплять у ребенка называние себя в первом лице «Я буду», «Я поел», «Я иду гулять», «Я слепил», «Почитай мне сказку», «Дай мне пить» и обращение к воспитателю на «вы»;
- В процессе выполнения режимных моментов воспитатель и специалисты выполняют пальчиковую гимнастику, речедвигательные упражнения, массаж на эмоциональном и вербальном общении взрослого с ребенком.
Навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки.
Ответственные: все педагоги.
- Учить действовать самостоятельно:
- одеваться и раздеваться. Учить выполнять различные способы застегивания и расстегивания одежды, пользоваться молнией и «липучками», кнопками. Завязывать шнурки. Воспитывать самоконтроль;
- приучать аккуратно класть вещи на место (учить вешать и складывать одежду и ставить обувь в свой шкафчик, убирать игрушки);
- умываться (мыть руки и лицо, удерживая воду в руках – руки делать как лодочка, намыливать руки с тыльной и внутренней сторон, аккуратно смывать мыло водой, а затем вытирать руки после умывания полотенцем). Чистить зубы. Пользоваться туалетной бумагой, сливать воду из бачка. Учить расчесывать самостоятельно волосы перед зеркалом. Обращать внимание на действия по уходу за своим телом и одеждой;
- во время еды: закреплять навыки правильного удержания ложки во время еды и есть, не проливая суп; пользоваться вилкой, аккуратно накалывая еду; пить из чашки и из стакана; пользоваться салфеткой во время и после еды;
- приучать расправлять кровать: складывать покрывало пополам и класть его на стул; складывать пижаму в определенное место.
Социальное развитие:
Ответственные: все педагоги.
- закреплять представления о себе и о своей семье. Учить называть свое имя и фамилию, половую принадлежность («Я — мальчик, Я — Саша»). Называть имена своих близких, понимать родственные связи («Я маме сын, а бабушке внук);
- учить с ребенком адрес, по которому он проживает. Дать представление о городе, в котором он живет.
- учить соотносить свои вещи, игрушки, с местоимениями – (Моя куртка, мои вещи, мой карандаш);
- продолжать совершенствовать представления о своих частях тела и лица, их назначении
- формировать представления о своих желаниях и потребностях: «Я хочу пить», «Я устал, я хочу спать», «Я не хочу пить», «Я не хочу суп», «Я хочу играть» и т.д.
- приучать ребенка обращать внимание на просьбы других людей;
- продолжать формировать способы взаимодействия со сверстниками: здороваться при встрече, задавать вопросы при встрече, спрашивать «Как у тебя дела?», «Какие у тебя игрушки?»; «Как тебя зовут?» «Кто ты?»; «Давай играть в строитель» и т.д.
- воспитывать бережное отношение к игрушкам, вещам, продуктам питания;
- формировать эмоциональные и деловые способы общения и взаимодействия с взрослыми (смотреть в глаза, обращаться к взрослым по имени и отчеству);
- формировать эмоции радости, удовольствия, удовлетворения и поддерживать состояние психологического комфорта, укреплять положительные эмоциональные связи;
- удерживать внимание на собеседнике, предмете, деятельности.
Физическое воспитание:
Ответственные: педагог по физической культуре, воспитатель.
- Воспитывать интерес к физкультурным занятиям.
- Формировать привычку к выполнению утренней гимнастики.
- Формировать у ребенка правильное дыхание (например, вдох носом, — руки вверх; выдох через рот – руки вниз);
- учить перешагивать через веревку, обруч, ручеек, порог и т.д.
- продолжать учить подползать под ворота, через обруч.
- продолжать учить прыгать на двух ногах: ноги вместе, руки на поясе, прыжки на месте
- делать приседания вместе с мячом или куклой (вначале с поддержкой взрослого); ходить по скамейке, удерживая равновесие с помощью рук в стороны;
- Продолжать развивать движения рук и совершенствовать ручную и мелкую моторику:
- учить ловить мячи разного размера; бросать в цель; бросать большой надувной мяч двумя руками, из-за головы вперед;
- доставать предметы, находящиеся вверху, становясь на носочки;
- формировать пространственные отношения: «влево» — «вправо», «вперед» — «назад», «вниз» — «вверх»;
- воспитывать волевые (умение ждать, действовать по правилам) и нравственные качества личности (честность, сочувствие к товарищам).
Развитие познавательной деятельности
Ответственные: учитель-дефектолог, воспитатель, учитель-логопед и др. педагоги.
Сенсорное воспитание.
Продолжать развивать ориентировки на величину, форму, цвет, целостное восприятие предметов, способствовать развитию психических процессов и эмоциональной сферы.
Величина:
- выделять три-четыре предмета по величине: большой, средний, маленький, самый маленький;
- учить группировать предметы по величине;
- учить различать и соотносить по величине плоскостное изображение предметов.
Форма:
- учить пользоваться методом проб при решении сенсорных задач: опускать различные формы в прорези;
- выделять различные формы среди других;
- группировать предметы по форме;
- сравнивать 2 предмета по форме.
Цвет:
- продолжать учить называть основные цвета (желтый, красный, зеленый, синий) и их оттенки.
- учить соотносить цвет с предметом;
- учить группировать предметы по одному свойству — по цвету.
Целостное восприятие:
- продолжать учить складывать разрезную картинку из трех-четырех частей;
- собирать сборно-разборные игрушки (машинку, пирамидку, матрешку),
- складывать картинку из разрезных кубиков (6 — 9).
Тактильно-двигательное восприятие
- продолжать формировать ориентировку на свойства и качества предметов, через тактильное восприятие (твердый — мягкий, холодный – теплый, шершавый — гладкий, мокрый — сухой);
- продолжать учить различать на ощупь разные по форме предметы и продукты питания (овощи, фрукты, игрушки, посуда).
Слуховое восприятие:
- учить ориентироваться на звук в знакомом пространстве: что звучит? – за ширмой колокольчик, барабан и др.;
- различать по голосу взрослых и знакомых детей: «Угадай, кто позвал?»;
Формирование наглядно-действенного и наглядно — образного мышления:
- учить решать простейшие проблемно-практические задачи, пользоваться предметами-орудиями при выполнении определенных действий (карандаш для рисования, ложка для супа, носовой платок для носа и др.).
- учить находить картинку с изображением предмета-орудия к изображенному сюжету: Что нужно мальчику для рисования? Что нужно девочке, чтобы покатать куклу? Что нужно девочке, чтобы покататься с горки? и т.д.
- учить находить четвертый лишний предмет и аргументировать свой ответ;
- учить располагать серию сюжетных картинок (3-4), объединенных одним сюжетом и составлять небольшой рассказ. Учить устанавливать простые причинно-следственные связи и закономерности.
Ознакомление с окружающим:
- уточнить представления о явлениях природы о временах года: осенью — меняют цвет листья и они опадают, день становится короче, а ночь длиннее, птицы улетают на юг, убирают урожай овощей и фрукт; зимой – идет снег, дети катаются на лыжах, санках, коньках; выделять сюжетные картинки «Времена года» среди других картинок;
- продолжать формировать умения наблюдать за изменениями природы, за явлениями природы (солнце, дождь, ветер), отвечать на вопрос: «Какая сегодня погода?», отмечая их в уголке погоды;
- закрепить представления о домашних животных, познакомить с их детенышами; о домашних и зимующих птицах;
- продолжать обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности: учить выделять группу однородных предметов: игрушки — посуда, фрукты — овощи, ягоды — фрукты на картинках. Затем обобщать в слове: «Вот посуда», «Вот игрушки» и т.д.
- учить группировать картинки по функциональному назначению: в одну сторону — игрушки, в другую – посуду;
- знакомить с овощами, фруктами, ягодами, продуктами питания;
- учить различать некоторые предметы живой природы: цветы, ягоды, деревья, кусты,
- знакомить с профессиями работников детского сада;
- учить называть картинки с изображением движений и действий людей: «Дядя читает книгу? Мальчик катается на лыжах? Мальчик катается на санках? Девочка танцует? и т.д.
- на прогулке продолжать развивать движения и игровые действия: лепить куличики из песка, убирать песок в песочницу и сгребать листву; строить из песка и снега узкие и широкие дороги, замки, лепить снеговика; лепить снежные куличики; обращать внимание на явления природы: солнышко светит; листья опадают, идет дождь, птицы улетают, снег идет, вокруг много снега – на елках, на веранде, на машинах; ветер дует — холодно, деревья качаются, снег падает с деревьев.
Формирование количественных представлений:
- продолжать учить различать количества «много» — «мало»; употреблять в речи слова «много» — «мало»;
- Совершенствовать прямой до 10 и обратный счет от 5 до 1;
- учить выделять от 1 до 10 предметов из группы по подражанию, образцу;
- соотносить количество 1-5 с количеством пальцев, отвечать на вопрос сколько?
- учить находить заданное количество однородных предметов 1- 5 в окружающей обстановке;
- закрепить умение показывать и называть единичные и парные части тела и лица (две руки и ноги, один нос и т.п.);
- учить выполнять счетные операции в пределах 5;
- учить составлять равные по количеству множества предметов и понимать выражение столько…, сколько…. (Например: “Сколько елочек, столько грибочков”; Сколько вагончиков, столько матрешек; где больше, где меньше);
- учить сопоставлять численности множеств, воспринимаемых различными анализаторами без пересчета в пределах 5-ти;
- формировать пространственные отношения: «слева» — «справа», «впереди» — «сзади», «внизу» — «наверху», «под», «над», «между»;
- формировать умение сравнивать предметы по признакам: цвету, форме, величине (путем наложения и приложения). Группировать предметы по двум признакам;
- формировать умение сравнивать предметы по количеству, пользуясь методом приложения одного предмета к другому. Использовать слова в речи «больше», «меньше», «одинаково» и использовать знаки « >», « >», «=»;
- учить пользоваться порядковым счетом и отвечать на вопросы: «Который по счету?», «На каком месте?»
- формировать временные представления: времена года, части суток, дни недели. Их последовательность.
- формировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение и аналогию (сделай так же).
Развитие речи:
Ответственные: учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатель и др. педагоги.
Формирование звуковой культуры речи:
- Проводить активную артикуляционную гимнастику: растягивать губы в улыбке, вытягивать их в трубочку, широко открывать рот и показывать зубы и др.; удерживать язык в определенной позе: во рту – неподвижно (под счет до 5 раз), делать «часики», пощелкивания языком, облизывать губы по часовой и против часовой стрелки и др.;
- отраженно произносить набор звуков и слогов русского языка;
- развивать воздушную струю: дуть на легкие предметы – шарики, бабочки и т.д.
- начать работу по произношению и постановке звуков по традиционным методикам.
Развитие понимания обращенной речи:
- учить выполнять действия по словесной инструкции: «Принеси простые карандаши. Дай карандаш Вове».
- учить выполнять задания по речевой инструкции, включающие 1-2-3 действия (Принеси пластилин и разложи на столы детям).
- учить выполнять задания по речевой инструкции, включающую пространственные отношения между предметами: на, под, в, за (пример: «Поставь чашку на блюдце. Положи шапку на верхнюю полку, а сапоги поставить на нижнюю полку).
Формирование фонетико-фонематического слуха:
- за педагогом звуки, слоги и простые слова;
- повторять проводить работу по уточнению слогового состава разных слов (от простых к сложным), сопровождая игровыми действиями (отхлопывание, отстукивание молоточком, мячом и т.д.).
- слушать звуки живой, неживой природы и звуков речи. Петь песенки со звукоподражанием, читать стихи, побуждать к воспроизведению недостающих слогов и слов в потешках и стихотворениях (например, уронили Мишку (на пол).
- формировать четкое произношение и различение гласных звуков: а, у, о, и, ы;
- выделять первый ударный и безударный звук, выделять из потока гласных заданный звук;
- анализировать звукосочетания (АУ, УА, ИАУ, ОИА, ЫОУ);
- формировать понятия «слово», «звук», «гласный», «буква».
Формирование активной речи:
- уточнить и расширить предметный словарь по изучаемым темам;
- учить выражать свои потребности простой фразой (2-3 слова) в бытовых ситуациях («Помогите пожалуйста»).
- учить произносить элементарные фразы, обращая внимания на окончания слов (работа над глагольным словарем): «Давай играть», «Давайте играть», «Я буду рисовать», «Мы будем рисовать», «Я рисовала», «Миша рисовал»;
- обогащать словарь, включая в речь новые существительные, глаголы, прилагательные, числительные;
- учить согласовывать существительное с глаголом и прилагательным;
- учить использовать (отраженно и самостоятельно) существительные в различных падежах;
- вводить в активную речь знакомые свойства и качества предметов (пример: «Мяч круглый, резиновый; шарф длинный, мягкий; мандарин сладкий, сочный);
- формировать потребность высказывать свои желания в речи: «Что будем делать: лепить или рисовать?» «Я хочу рисовать»; «Во что будем играть? В лото или домино?»
- учить отражать в речи результаты наблюдений в природе и в быту;
- учить при произнесении взрослым потешек, стихов, считалок выполнять определенные действия, разучивать игры с пальчиками с речевым сопровождением;
- учить отвечать на простые вопросы логопеда по демонстрации предметов и картинок: что это? – это дом; что это? – это мяч и т.д.
- учить отвечать на вопросы логопеда, описывать действия по их демонстрации и по картинкам, изображающим действия (построение фразы из 2- 3– 4 –х слов: например, «Что делает девочка? — Девочка едет. Девочка едет на велосипеде»;
- учить совместно с взрослым с опорой на иллюстрации рассказывать знакомые сказки: «Репка», К. Чуковский «Мойдодыр», «Цыпленок», С. Маршак «Усатый полосатый», В. Сутеев «Цыпленок и утенок», А. Барто «Игрушки» участвовать в драматизации этих сказок.
- побуждать ребенка самостоятельно задавать вопросы.
Формирование игровой деятельности:
Ответственные: все педагоги.
- учить воспроизводить цепочку игровых действий (3-4 действия): строительные игры – нагружаем кубики, везем их строить дом;
- включать знакомые игровые действия в простой сюжет, постепенно усложняя его (игры: Магазин, Доктор, Повар и др.).
- учить выполнять роли в процессе простой сюжетно-ролевой игры: в повара, доктора, музыкального руководителя, няни, шофера и др.
Формирование продуктивных видов деятельности:
Ответственные: воспитатель и педагог по ручному труду.
- Сформировать у ребенка интерес к продуктивным видам деятельности.
- Учить узнавать в изображениях (лепке, рисунке, аппликации, постройке) реальные предметы окружающей действительности.
- Учить ребенка использовать материалы и принадлежности по назначению, правильно держать карандаш, кисточку, ножницы, соблюдая технику безопасности.
- Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
- Формировать технические навыки.
- Способствовать развитию воображения.
Лепка
- формировать способы обследования предметов перед лепкой, выполнять лепные поделки с использованием различных приемов («огурец», «апельсин», «банан», «мандарины», «помидор»);
- учить делить пластилин на 2 части; раскатывать пластилин прямыми, круговыми движениями, сплющивать пластилин, применять стеку;
- учить лепить предметы по подражанию («Баранки», «Колобок»).
Рисование
- вызывать интерес к рисованию: взрослый на глазах у ребенка рисует и учит рисовать различными изобразительными средствами (краски, фломастеры, карандаши) прямые, круговые линии, действуя рукой ребенка, давая образец на другом листе.
- учить дорисовывать картинку: ленточки к шарику, веревочку к машинке и т.д.; учить раскрашивать картинки , не выходя за край рисунка;
- учить рисовать знакомые предметы по образцу; соотносить цвета изображаемых предметов с реальными.
Конструирование и ручной труд
- Развивать согласованность действий обеих рук, формировать захват предметов (ладонный захват, ладонно-пальцевой захват, щепоть, пальцевой)
- учить строить конструкции по показу, образцу и речевой инструкции.
Аппликация:
- познакомить с тем, что плоские предметы можно наклеить на бумагу: учить наклеивать простые предметы по показу — «Шары на ниточках», «Рыбки в аквариуме»;
- учить Ребенка располагать предметы на бумаге, пользоваться кисточкой, клеем, тряпкой, наклеивать простые предметы — мячик, грибок, домик, чашку, зайчика, морковку, яблоко, шарики и т.д.
Музыкальное воспитание.
Ответственные: музыкальный руководитель, воспитатель, дефектолог, логопед.
- Воспитывать интерес к музыкальным занятиям, желание ?