Индивидуальная программа развития для ребенка младенческого возраста
Казенное учреждение ХМАО-Югры «Урайский специализированный Дом ребенка»
Примерная индивидуальная программа развития и воспитания
на ребенка от 0 до 3 месяцев.
Подготовила:
Воспитатель второй квалификационной категории
Антоненко Мария Федоровна.
Город Урай.
2014 год.
Индивидуальная программа воспитания.
Дата рождения:
Дата поступления:
Анамнез:
Диагноз основной:
Ведущим видом деятельности на данном этапе выступает эмоциональное общение с взрослым, который ласкает ребенка, разговаривает с ним, показывает различные игрушки.
Ведущими навыками в развитии на данном этапе являются зрительные и слуховые ориентировочные реакции (ориентировочно — исследовательская активность).
Условия воспитания:
Всем сотрудникам необходимо соблюдать единые требования к воспитанию и обучению
Выполнение четкого режима дня (сон на воздухе 3 раза в день по 2 часа).
Игры – занятия в первой и второй половине дня по 2 – 4 минуты ( индивидуально)
В процессе выполнения режимных моментов выполнять массаж лица, рук, пальцев рук, ног.
Массаж рук.
Ручки ребенка, лежащего на спине, слегка поглаживают от кисти к плечу.
Скрещивание рук на груди: очень плавно.
Массаж ног.
Правую ножку ребенка придерживают правой рукой, левую – левой рукой. Массаж производят от стопы к паховой области, при этом не задевая коленную чашечку
Скользящие шаги. Попеременно сгибать, затем скользить по поверхности.
Толкание ножками.
Повороты со спины на живот влево, вправо. Повороты с живота на спину.
Массаж спины, позвоночника, « парение» над столом.
Поднимание головы из положения: лежа на спине.
Массаж стоп.
Социально-эмоциональное развитие.
Дидактические задачи.
С целью формирования у ребенка потребности в общении:
1. Вызывать у ребенка зрительные и слуховые ориентировочные реакции на присутствие рядом с ним взрослого; использовать голосовые, мимические, игровые (двигательные) приемы с целью формирования потребности в общении.
2. Способствовать возникновению у ребенка улыбки в ответ на улыбку взрослого.
3. Способствовать появлению у малыша разнообразных активных действий в качестве средств общения – отыскивание глазами взрослого, поворот головы на его голос, рассматривание его лица.
4. Формировать (к 3 месяцам) « комплекс оживления», в котором выражается удовольствие от общения с близким взрослым.
Игра: «Носик к носику»
Цель: установление и поддержание доверительных отношений с ребенком.
Ход: малыш на ваших руках в позе « на весу». Приближайте свое лицо к его лицу, говоря: « Носик к носику прижмем, улыбнемся и споем, да….,да…, да! (произносить протяжно). На третье «да» прикоснитесь своим носом к носику ребенка, Повторите игру несколько раз, изменяя тон своего голоса, делая его то высоким, то низким. Ребенок будет улыбаться, смотреть вам в глаза, ожидая повторения игры.
Упражнение: «Я на солнышке лежу…».
Цель: установление и поддержание доверительных отношений с ребенком.
Ход: положите ребенка на живот, помогите ему высвободить ручки. Если малыш не пытается приподнять голову, медленно проведите рукой от его шейки к бедрам, слегка надавливая на мышцы по обе стороны позвоночника, напевая мотив известной детской песенки:
Я на солнышке лежу,
Все лежу и лежу
И на маму не гляжу….
Повторите это упражнение несколько раз.
Игра: «Еду – еду».
Цель: стимулирование улыбки в ответ на эмоциональное общение.
Ход: возьмите малыша на руки, в ритме потешки поднимайте и опускайте его:
Еду-еду к бабе, к деду.
На лошадке в красной шапке
По ровной дорожке на одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо,
А потом вдруг….в ямку
Бух!
При последних словах поцелуйте его животик и еще раз шумно выдохните «Бух!» Если малышу понравилась игра, повторите ее несколько раз.
Совершенствование восприятия.
Дидактические задачи.
1.Вызывать ступенчатое слежение глазами за медленно движущейся игрушкой(10 -15 дней); плавного слежения за движущейся игрушкой (1 месяц); следить за разговаривающим и медленно передвигающимся вокруг манежа взрослым (к трем месяцам).
2.Учить ребенка фиксировать взгляд на подвешенной игрушке, на лице ласково разговаривающего с ним взрослого (к 20 дням); длительно сосредотачивать взгляд на лице взрослого (2 месяца)
3.Прислушиваться к голосу взрослого, негромкому пению, разнообразным звукам ближайшего окружения.
4.Вызывать у ребенка « комплекс оживления» (яркая улыбка, гуление и т.п.)
Игра: «Ой, люли – люлюшеньки!»
Цель: удерживать в поле зрения лицо взрослого.
Ход: наклоняйтесь к лицу ребенка и удаляйтесь от него, напевно произнося слова:
Ой, люли – люлюшеньки,
Баиньки – баюшеньки,
Сладко спи по ночам
Да расти по часам.
Пощекочите малыша за ушками, погладьте шейку, потормошите его за грудку, улыбнитесь ребенку, нежно и ласково поговорите с ним.
Игра с фонариком.
Цель: следить взглядом за движущимся предметом.
Ход: в полутемной комнате зажгите ручной фонарик. Поместить его перед лицом ребенка на расстоянии 25 см и медленно ведите его сначала вправо, потом влево, затем вверх и вниз.
Едет, едет солнце И щенка и петуха
В золотой карете И козу с рогами
Видит, видит солнце И как Леночка лежит,
Сверху все на свете Машет кулачками.
Игра: «Рассматривание султанчиков».
Цель: развитие длительного сосредоточения на игрушке.
Ход: вам понадобятся яркие шуршащие султанчики – красный, зеленый, оранжевый. Взрослый привлекает внимание ребенка к султанчику, потряхивает его, вращает, добиваясь от малыша умения зафиксировать игрушку.
Игра: «Колокольчик».
Цель: развивать умение прислушиваться к звучанию различных игрушек и предметов, прослеживать за игрушкой.
Ход: сядьте так, чтобы ваша спина имела опору. Разместите ребенка у себя на коленях в позе «на спине» Потряхивая колокольчик, находящийся на расстоянии 60-70 см. над грудью ребенка, привлеките внимание малыша.
Дили – динь, дили – дон,
Ах, откуда этот звон?
Били – бим, били – бом,
Мы его сейчас найдем!
Перемещайте колокольчик вправо — влево, вверх – вниз, приближая и удаляя его от ребенка. Впоследствии колокольчик можно заменить другой звучащей игрушкой (погремушка, металлофон и др.).
Ю.А.Разенкова. «Игры с детьми…..» стр.58.
Развитие речи.
Дидактические задачи.
1.Побуждать ребенка прислушиваться к ласковому обращению взрослого;
2. Вызывать первые гортанные звуки.
Игра: «Вместе с солнышком встаю».
Цель: прислушиваться к ласковому обращению взрослого.
Ход: возьмите малыша из манежа, где он бодрствует, нежно и ласково прижмите его к себе. Затем положите ребенка на пеленальный стол. Подсуньте свои руки под спинку и шею ребенка так, чтобы малыш полностью лежал на ваших вытянутых руках, покачивайте его с боку на бок, а затем вперед – назад мягко напевая:
Вместе с солнышком встаю,
Вместе с птицами пою:
— С добрым утром!
— С ясным днем! –
Вот так славно мы поём!
(Е. Благинина).
Игра: «Агу – агу»
Цель: следить взглядом за разговаривающим взрослым, прислушиваться к его голосу.
Ход: возьмите малыша на руки так, чтобы одна ваша рука поддерживала его шею и голову, а другая ягодицы. Читая стишок, приближайте лицо малыша к себе и отдаляйте, откланяйтесь сами от лица ребёнка вправо – влево:
Агу – агу, смотреть могу,
Дышать могу, агу – агу,
Сказать могу, пропеть могу,
Агу – агу, агу – агу!
(Сл. и муз. М. Лазарева).
Игра: «Пропеваем звуки на выдохе».
Цель: вызывать произношение первых звуков.
Ход: ритмично, легко надавливайте обеими руками на передние и боковые отделы грудной клетки малыша, обходя грудину. При выдохе пропевайте различные звуки гуления. Услышав, что ребенок произносит
звуки, не оставляйте это без внимания: наклоняйтесь к нему и удаляйтесь от него, тормошите за грудку, пропевайте звуки, ожидая от него ответа.
Развитие движений.
Дидактические задачи.
1.Упражнять в умении удерживать голову при укладывании на живот и на руках у взрослого (в вертикальном положении).
2.Длительно удерживать голову, лежа на животе и опираясь на предплечья.
3.Развивать кисть руки (хватательные движения).
4.Вызывать отталкивание ногами от твердой поверхности с целью развития упора ног, поддерживая его под мышки в вертикальном положении.
5.Для развития мышц проводим массаж, а также многократные повторения движений ( поочередное медленное сгибание рук, ног в бедре и колене и др.)
Игра – упражнение: «По улице мостовой».
Цель: развитие мышц рук, ног, взаимодействие с взрослым.
Ход: малыш на пеленальном столе. Обхватив его руки в запястье, осторожно сгибаем и разгибаем их в ритме неторопливой песенки.
По улице мостовой
Шла девица за водой
Шла девица за водой,
За холодной, ключевой.
Повторяем песенку, выполняя действия с ножками ребенка: Сгибаем-разгибаем их в коленях, затем поочередно постукиваем пяточками по поверхности пеленальника.
Упражнение: «Подъем головы»
Цель: удерживать голову при укладывании на живот.
Ход: положите ребенка на живот, помогите ему высвободить ручки из — под своего тельца. Если малыш не пытается приподнять голову, подложите ладонь своей руки под грудь ребенка. Этот прием также поможет малышу научиться поднимать голову, лежа на животе, и более длительно лежать в этом положении.
Упражнение: « Клубочек»
Цель: тренировка поднимания и кратковременного удерживания головы в положении « на спине».
Ход: руки ребенка скрещивают на груди или вокруг коленей с супинацией предплечий малыша. Ноги сгибают и приводят к животу. Пояс верхних конечностей выводят вперед и слегка отрывают от опоры, ожидая, что ребенок приподнимет голову. В такой позе полного сгибания (эмбриональная поза) малыша можно покачать вперед – назад:
Ой, качь, качь, качь,
Привезет отец калач,
Дочке – саечку,
Сыну – балалаечку!
Упражнение: «Рыбка».
Цель: тренировка поднимания и длительного удерживания головы в положении « на животе».
Ход: малыш находится в позе « на животе». Взрослый становится сбоку, кладет руку малышу под грудь на уровне подмышечной впадины или локтевых суставов, разгибает позвоночный столб, поднимая грудную клетку над опорой, другой рукой фиксирует таз ребенка. Подбородок малыша может вначале находиться на руке взрослого, но после достижения торможения тонуса руку можно отодвинуть. В таком положении малыш должен самостоятельно поднять и удержать голову. Выполняя упражнение, читайте малышу пестушку:
Сети тяну, рыбу ловлю
В кошель кладу, домой несу:
Щурки и щучки, плотички и полички.
Один ершок-
Да и тот в горшок.
Упражнение: «На мяче».
Цель: поднимание и длительное удержание головы в положении «на животе»
Ход: ребенка кладут на большой мяч, один взрослый фиксирует таз малыша. Другой удерживает вытянутые вперед ручки ребенка в области кистей, при этом ребенка раскачивают вперед – назад:
Вырасту, буду
Летчиком смелым.
Нет для мальчишки (девчонки)
Лучшего дела.
(сл. Л. Дымовой, муз. Е. Тиличеевой).
Упражнение: «Топы – топы по лавочке».
Цель: тренировка упора ног.
Ход: погладьте ножки малыша, его ступни. Читая ему стишок, выполняйте скользящие движения по поверхности пеленальника. Чтобы ступни хорошо скользили, нанесите на ножки ребенка крем:
Три – та – та, три – та – та,
Вышла кошка за кота:
Ходит кот по лавочке,
Водит кошку за лапочки.
Топы, топы по лавочке,
Цапы, цапы за лапочки.
Развитие действий с предметами.
Дидактические задачи.
1.Способствовать появлению попыток ребенка наталкиваться на низко подвешенные игрушки и прикасаться к ним.
2.Стимулировать развитие умений захватывать и удерживать низко висящую игрушку обеими руками (к 3 месяцам).
Игра: «Поглаживание пальчиков».
Цель: стимулирование раскрытия кулачка и разведения пальчиков.
Ход: сядьте на пол на коврик так, чтобы ваша спина имела хорошую опору, а ноги были согнуты. Ребенок на коленях в позе « на спине». Поглаживайте ручки ребенка от кулачка к плечу, потрите кулачки друг о друга и, когда пальчики раскроются, погладьте их по очереди от кончиков к ладони:
Раз, два, три, четыре, пять!
Хотят пальчики все спать
Этот пальчик – хочет спать.
Этот пальчик – лег в кровать,
Этот пальчик – чуть вздремнул,
Этот пальчик – уж заснул,
Этот пальчик – крепко спит.
Тише, тише не шумите,
Пальчики вы не будите.
Игра: «Похлопаем по маминой ладошке»
Цель: стимулирование раскрытия кулачка.
Ход: потрите кулаки или ладошки малыша друг о друга, а потом в ритме потешки похлопайте ладошкой ребенка о свою руку:
Детка хлопать так умеет,
Своих ручек не жалеет.
Вот так, вот так, вот так,
Своих ручек не жалеет.
Игра: «Мамин пальчик».
Цель: активизация хватательного рефлекса.
Ход: погладьте ручки малыша, добиваясь разведения его пальчиков. Вложите свои большие пальцы в ладошки малыша, стимулируя хватательный рефлекс. Спойте песенку:
Гуля, гуля – голубок,
Гуля сизенький,
Сизокрыленький,
Всем миленький.
Игра: «Натолкнись на игрушку»
Цель: активизация хватательного рефлекса, вывод большого пальчика наружу.
Ход: положите малыша под подвешенную игрушку. Покачайте игрушку, для того, чтобы привлечь внимание ребенка. Погладьте ручки ребенка и подтолкните их по направлению к игрушке. Если ребенок не пытается захватить их, поднимите руки ребенка так, чтобы кулачки ребенка прикоснулись к игрушке. Если при прикосновении ребенок не раскрывает ладонь, раскройте кулачки ребенка, погладьте их и помогите захватить игрушку. Понаблюдайте за ребенком. Если ребенок не повторяет попытки дотронуться до игрушки, повторите все игровые приемы.
Музыкальное воспитание.
Дидактические задачи.
1.Вызывать слуховое сосредоточение у ребенка, побуждать находить источник звука (погремушки, колокольчика, шумовой коробочки, поющего взрослого)
2.Способствовать формированию умения вслушиваться в звук, положительно и эмоционально реагировать на него (улыбка, гуление и др.)
Прослушивание музыки произведений Бетховена, Свиридова, Шумана и др.
Прослушивание русских народных мелодий.
Прослушивание колыбельных песен.
Прослушивание мелодий «Звуки природы»
Прослушивание потешек, пестушек, прибауток.
Литература:
- Игры и упражнения для самых маленьких. Т. Стробыкина. Москва.
Айрис-Пресс 2004.
- Ребенок от рождения до года. С.Н.Теплюк. Мозаика-Синтез Москва 2005.
- Играем в памперсах. Н. Ильина. Москва. Айрис-Пресс 2003.
- Игры с детьми младенческого возраста. Ю.А. Разенкова. Москва. Школьная Пресса 2005.
- Играем с малышами. Г.Г.Григорьева. Москва Просвещение 2003.
- Наш малыш от рождения до года. О.Жукова. Аст-Сова Москва 2005.
- 125 развивающих игр для детей до 1 года. Д.Сиберг. Попурри Минск 2003.
- Развитие речи малыша. Е.Ляско. Москва. Айрис-Пресс 2004.
Источник
Казенное учреждение ХМАО-Югры «Урайский специализированный Дом ребенка»
Примерная индивидуальная программа развития и воспитания
на ребенка от 6 до 9 месяцев.
Подготовила:
Воспитатель второй квалификационной категории
Антоненко Мария Федоровна.
Город Урай.
2014 год
Индивидуальная программа воспитания.
Дата рождения:
Дата поступления:
Анамнез:
Диагноз основной:
Ведущим видом деятельности является развитие целенаправленного действия с предметами.
Ведущим навыком является овладение ползанием.
Условия воспитания.
Выполнение четкого режима дня. Сон 2 раза по 1.5- 2часа. Прогулка по 1.5- 2часа 3 раза в день.
Занятия проводить регулярно в первой и второй половине дня по 10-12 минут.
Массаж проводить 2-3 раза в день на эмоциональном и вербальном общении взрослого с ребенком в ходе выполнения массажа.
Виды упражнений.
1.Поглаживание взрослым обеих поверхностей рук (внутренней и наружной) до локтя по направлению от периферии к центру 6-8 раз отдельно по каждой руке.
2.Сгибание и разгибание взрослым всех пальцев руки ребенка одновременно (за исключением большого пальца) от 4 до 10 раз на каждой руке отдельно.
3.Спиралевидные движения пальца взрослого на раскрытой ладони ребенка, от ее середины до основания пальцев, с переходом на движение по внутренней стороне большого пальца 2-3 по каждой ладони (рисуем клубочек)
4.Точечные нажатия большим пальцем и указательным на середину каждой фаланги пальцев ребенка по направлению от его кончика к основанию в двух плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой. Все пальцы кисти массируются по очереди 1-2 раза.
5.Отведение и приведение взрослым большого пальца ребенка в трех направлениях вперед-назад, в бок – в сторону, по кругу.
6.Ласковое поглаживание взрослым каждой руки ребенка по направлению от периферии к центру 5-6 раз.
Социально-эмоциональное развитие.
Дидактические задачи.
Усиливать содержательную сторону общения взрослого с ребенком впроцессе игрового взаимодействия.
Способствовать появлению потребности в совместных действиях (сотрудничестве) с взрослым
Давать малышу образцы новых действий с дидактическими и образными игрушками.
Игры и упражнения.
Игра: « Наша птичка».
Цель: установление доверительных отношений во время переодевания.
Во время переодевания малыша приговариваем:
Как у нашей птички,
Темные реснички,
Как у нашей крошки
Тепленькие ножки,
Как у нашей лапк
Ноготки – царапки.
Разенкова. Стр.10
Игра: « Не боимся мы воды».
Цель: установление и поддерживание доверительных отношений во время купания малыша.
Купая малыша, обливая его водичкой, напеваем:
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!
Разенкова. Стр10.
Игра: «Жил – был у деточки маленький носик».
Цель: формировать потребность в общении, вызывать улыбку, двигательное оживление у ребенка.
Положить ребенка к себе на колени . Превратить песенку «Серенький козлик» в забавную игру. Наклониться над ребенком и пропеть: « Жил – был у……..маленький носик, вот как, вот как, маленький носик.» Перед последним словом сделать паузу и дотронуться до носика ребенка.
Игра: « Идет коза рогатая».
Цель: развитие умения узнавать близких взрослых, радоваться им.
Взрослый ласково говорит с ребенком, взяв его ручки, проводит по своему лицу, дует на шейку, играет в «бодашки», читает стишок:
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ – топ!
Глазками хлоп – хлоп!
Кто кашки не ест,
Того забодает, забодает!
Совершенствование восприятия.
Дидактические задачи.
Продолжать расширять зону восприятия ребенка посредством зрения, слуха, осязания.
Предлагать предметы разной формы (круглые, прямоугольные), из разного материала.
Продолжать развивать зрительно-моторную координацию рук. Способствовать формированию умения брать и удерживать игрушку из любого положения (сбоку, над головой), дотягиваться до игрушки, предмета.
Способствовать развитию эстетического восприятия красочно оформленных
игрушек, красивой посуды, цветущего растения.
Игры и упражнения.
Игра-упражнение: « Вынимание разноцветных игрушек из ведерка».
Цель: развитие восприятия предметов, различных по цвету.
Ход: Вам понадобится пластмассовое ведерко и разноцветные предметы: (шары, кубики, брусочки). Вместе с малышом вынимайте предметы из ведерка, называя их, ощупывая, перекладывая из руки в руку.
Игра-упражнение: «Постукивание».
Цель: развитие восприятия предметов, различных по форме, способствовать накоплению сенсорных впечатлений в процессе манипулирования предметами, разными по форме.
Ход: Приготовьте кубик, брусок (кирпичик) и бубен. Покажите малышу кубик, постучите им о пол. Передайте кубик малышу, предлагая ему повторить ваши действия.
Покажите брусок, выполняя эти же действия. В конце игры достаньте бубен и постучите по нему вначале кубиком, а потом брусочком.
Игра: «Где ты, носик?»
Цель: развитие восприятия отраженного, знание частей тела.
Ход: сядьте с малышом перед зеркалом. Показывайте малышу в зеркале его отражение, дотрагивайтесь до его носика, щечек, рта, ушек, читая стишок:
Носик, носик!
Где ты, носик?
Ротик, ротик!
Где ты, ротик?
Щечка, щечка!
Где ты, щечка?.. Г. Лагздынь.
Или:
Скажу тебе я между прочим,
Что мы похожи очень-очень:
Вот подбородок, вот мой ротик.
И у тебя такой же, котик!
А это носик и головка,
Давай повертим ими ловко.
На голове два уха, глаза,
Давай их всем покажем сразу. Д. Силберг.
Игра: «Деревянные ложки».
Цель: развитие умения извлекать звуки из игрушек и предметов.
Ход: возьмите две деревянные ложки. Посадите малыша напротив себя. Постучите ложками, привлекая внимание малыша. Отдайте ему одну ложку, побуждая его постукивать ею об пол:
Ай, туки, туки, туки,
Застучали ложки,
Застучали ложки:
Ток, ток, ток, ток,
Скоро деточке годок!
Научив малыша стучать ложкой об пол, внесите разнообразие в действие: пусть малыш стучит одной ложкой по бубну, по ведерку, по барабану, стучит ложкой по вашей ложке, а потом учится стучать ложкой о ложку. А.Ю.Разенкова. Стр.65.
Игра: «Музыкальная игрушка спряталась».
Цель: развитие умения находить невидимый источник звука в окружающем пространстве.
Ход: покажите малышу музыкальную игрушку; включив ее, дайте ребенку послушать мелодию, которую исполняет эта игрушка. Вновь включив мелодию, спрячьте на глазах малыша эту игрушку под коробку, но так, чтобы часть игрушки была видна. Попросите малыша найти игрушку, спросив:«Где птичка поет? Найди!»
В следующий раз спрячьте игрушку в коробку, полуприкрыв ее крышкой. Когда малыш научится находить наполовину спрятанную игрушку, только тогда побуждайте его искать полностью спрятанную на его глазах игрушку.
Ю. А. Разенкова. Стр.66.
Развитие речи.
Дидактические задачи.
Продолжать развивать способность понимать речь взрослого, вслушиваться в произносимые им звуки, слова.
Помогать устанавливать связь между предметом и словом его обозначающим.
Поощрять ребенка по слову взрослого взглядом оттискивать близкого человека, предметы, постоянно находящиеся в одном месте.
Продолжать развивать предпосылки активной речи, учить подражать новым
звукосочетаниям (да-да, ба-ба, и др.).
Развивать и поддерживать стремление детей взаимодействовать с взрослым в играх-развлечениях (прятки, идет коза рогатая, сорока-сорока); поддерживать положительное эмоциональное состояние в играх.
Активизировать речевые проявления (звуки, звукосочетания, лепет).
Игра- упражнение: Наша песенка простая».
Цель: стимулирование появления отдельных слогов лепета.
Ход: положите малыша к себе на грудь. Спойте ему песенку:
Утром я встаю.
Песенку пою,
Песенку простую, вот какую:
Ля-ля-ля-ля-ля,
Ля-ля-ля-ля-ля.
Спойте последнюю строчку несколько раз, потом сделайте паузу, побуждая малыша повторить последние слоги. Затем спойте песенку, изменив последнюю строку:
Утром я встаю.
Песенку пою,
Песенку простую, вот такую:
Да-да-да-да-да,
Да-да-да-да-да!
Меняйте последние строки песенки, вводя новые слоги: на-на-на, ма-ма-ма, та-та и др.
Игра: «Где часы?»
Цель: развитее умения находить взглядом предметы, игрушки, стоящие на одном и том же месте.
Ход: для игры подойдут большие настенные комнатные часы или будильник.
Возьмите малыша на руки, поднесите его к часам, обратите его внимание на маятник, покажите жестом его движение (будильник можно поднести к уху ребенка), приговаривая:
Ты послушай, посмотри,
Как идут часы мои.
Идут часы вот так:
Тик-так, тик-так, тик-так.
Где же, где же, где часы?
Вот они, часы мои!
Идут часы вот так:
Тик-так, тик-так, тик-так.
Посадите малыша так, чтобы ему были хорошо видны часы. Спросите его: «Где же, где же, где часы?». Сделайте паузу, побуждая ребенка посмотреть туда, где стоят часы. Продолжайте:
Вот они, часы мои,
Идут часы вот так:
Тик-так, тик-так, тик-так.
Привлекая внимание малыша к часам, укажите на них рукой. Спросите: «Где часы, тик-так?»
С. Н. Теплюк. «Ребенок от рождения до года». Стр.177-178.
Игра: «Песенка о рыбаке».
Цель: учить прислушиваться к слогам лепета и повторять их.
Ход: разместите малыша у себя на коленях. Спойте ему песенку.
Над рекой сидел рыбак, потерял один башмак.
Видно, солнце и река усыпили рыбака.
Да-да-да, да-да-да, да-да-да, да-да-да.
Ну-ка, ну-ка, вот так штука! Видно, солнце и река…,
Ну-ка, ну-ка, вот так штука! Усыпили рыбака!
Ла-ла-ла, ла-ла-ла, ла-ла-ла, ла-ла-ла.
Рыбка съела червяка, разбудила рыбака!
Дернул удочку рыбак: старый вытащил башмак!
Та-та-та, та-та-та, та-та-та, та-та-та.
Ну-ка, ну-ка, вот так штука! Старый вытащил башмак!
Ну-ка, ну-ка, вот так штука! Старый собственный башмак!
Да-да-да, да-да-да, да-да-да, да-да-да!
У малыша под подбородком есть подъязычная ямка. Большим пальцем руки в ритме двух последних строк каждого куплета слегка нажимайте на нее – язык ребенка будет приподниматься.
Игра: «Ай да мячик!»
Цель: учить понимать слова: мячик, дай, на, принеси, покати, кати. Выполнять движения по показу и слову.
Ход: показать ребенку мяч. Поиграть, ударяя им об пол. Обследуйте его рукой ребенка: круглый, гладкий. Спойте песенку:
Ай да мячик, ай да мячик!
Как легко, легко он скачет.
Прыг-скок, прыг-скок,
Покатился в уголок!
Покатите мячик в противоположную от малыша сторону так, чтобы он не потерял его из виду. Спросите: «Где мячик, бом-бом? Куда укатился? Принеси маме мячик, бом-бом!»
Сначала учите малыша приносить мячик, побуждая словом «Дай!», а затем катать его-«Кати!»
Чтобы разнообразить впечатление от игры, используйте разные по величине, фактуре и весу мячи.
Развитие движений.
Дидактические задачи.
Стимулировать дальнейшее развитие рук (манипуляции с предметами).
Продолжать стимулировать самостоятельное ползание. Стремиться к тому, чтобы малыш активно и подолгу ползал.
Поддерживать стремление ребенка самостоятельно присаживаться, затем садиться, вставать и опускаться, держась руками за опору.
Способствовать развитию умения переступать вдоль барьера, переходить от предмета к предмету.
Поддерживать попытки вползать на горку, пониматься на горку, держась за перила.
Упражнять в умении сохранять равновесие в разных положениях (сидя, стоя, переступая)
Развивать движение пальцев, прелагать брать маленькие мячи, перебирать крупные бусы, нанизанные на леску, большие пуговицы.
Игра- упражнение : «Догонялки».
Цель: стимулирование активного ползания в разных направлениях.
Ход: имитируя погоню, взрослый обращается к малышу: «Догоню, догоню, догоню, свою детку догоню!», побуждая его ползти быстрее и быстрее. Догнав малыша подбросьте его несколько раз вверх, а затем вновь повторите игру.
Игра-упражнение: «Садимся».
Цель: тренировка умения самостоятельно садиться и ложиться.
Ход: малыш лежит на спине. Потяните его за одну или две руки на себя, придерживая ножки ребенка в коленях. Добейтесь, чтобы малыш пытался садиться самостоятельно, когда вы его слегка подтягиваете на себя.
А затем, придерживая ножки малыша, научите его ложиться, опираясь на одну руку.
Игра-упражнение: «Равновесие»
Цель: тренировка умения сидеть, сохраняя равновесие.
Ход: сядьте на пол. Посадите малыша лицом к себе. Взяв его за руки, медленно покачивайте из стороны в сторону, побуждая его сохранять равновесие сидя.
Ехали мы, ехали
В город за орехами
По кочкам, по кочкам,
Да в ямку — бух!
Или: От города Шаталкино
До города Качалкино
Путь сложен и непрост.
От города Качалкино
До города Шаталкино
Идти пятнадцать верст. ( Д. Силберг).
Игра-упражнение: «У манежа».
Цель: тренировка вставания на колени и на ноги.
Ход: малыш находится в манеже в позе «на четвереньках» Покажите малышу куклу бибабо, продемонстрируйте, как она умеет танцевать. Поместите ее на перекладину спинки манежа, побуждая ребенка схватиться за перекладину и встать на колени, а затем, перенося тяжесть тела на другую сторону и, подтянувшись с помощью рук, встать на одну ногу, другую ногу подтянуть и поставить параллельно опорной.
Игра-упражнение: «Вот какая собачка»
Цель: тренировка умения переступать вдоль барьера
Ход: малыш стоит на ножках у манежа. Покажите ребенку, как собачка умеет лаять, бегать, появляться и исчезать. Поманите малыша, приглашая его взять игрушку. Когда малыш сделает первые шаги, отдайте ему собачку. Стимулируя первые шаги вдоль опоры, используйте любимые игрушки ребенка.
Игра-упражнение: «Встань, малыш, еще разок!»
Цель: тренировка умения переходить от предмета к предмету, придерживаясь за них руками.
Ход: поставьте малыша на ножки у опоры (манеж, диван). Позовите его: «Иди ко мне, иди, топ-топ!» Маните малыша к себе, приговаривая:
Встань, малыш, еще разок,
Сделай маленький шажок. Топ-топ!
Ходит мальчик наш с трудом,
Первый раз обходит дом. Топ-топ!
Покажите малышу, как придерживаясь за диван или манеж, переходить от предмета к предмету.
Действия с предметами.
Дидактические задачи.
По показу и слову взрослого выполнять действия: стучать погремушкой, катать мяч, вынимать из коробки и вкладывать в нее предметы.
Развивать действия с предметами в соответствии с их свойствами: резиновые игрушки сжимать, прислушиваться к их звучанию, мячи катать, мелкие предметы вынимать из миски, ведерка и вкладывать их обратно.
Развивать мелкую моторику рук, предлагая расстегивать кнопки, снимать кольца со стержня, открывать коробки.
Развивать движения пальцев, предлагая брать маленькие мячи, перебирать крупные бусы, нанизанные на леску, большие пуговицы. Организовывать игры: «Сорока-сорока», «Пальчик-пальчик» и др.
Игра: «Пальчик-пальчик»
Цель: укрепление мышцы руки и пальчиков.
Ход: поглаживайте и растирайте каждый пальчик малыша от кончика к ладони, приговаривая: Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
Игра: «Собери ягодки»
Цель: умение брать предметы пальчиками руки, перекладывать и опускать их.
Ход: Рассыпьте объемные «ягодки» из поролона и плоские из картона. Побуждайте ребенка достать их, переложить из руки в руку, ощупать, отдать взрослому. Побуждайте малыша объемные предметы брать горстью, а плоские — кончиками пальцев.
Игра с носовым платочком.
Цель: стимулировать умение брать игрушки, предметы двумя и тремя пальчиками и отпускать их.
Ход: вам понадобится пластмассовая банка с крышкой и носовой платок. В банке проделано небольшое отверстие. Спрячьте носовой платок в банке, а его краешек пропустите в отверстие крышки. Покажите малышу, как можно взять двумя или тремя пальчиками за кончик платка и потянуть его на себя, доставая из баночки. Поиграйте с платочком , накрывая себя, а потом ребенка. Повторите игру.
Игра: «Бросаем в ведерко»
Цель: стимулирование умения бросать игрушки и предметы.
Ход: вам понадобятся игрушки, издающие разные звуки и ведерко.
Поставьте ведерко так, чтобы ребенку, стоя в манеже было удобно бросать в него игрушки. Каждый раз, играя в игру, переставляйте ведерко, располагая его у разных сторон манежа. Это побудит малыша передвигаться, брать игрушки одной и другой рукой, перекладывать их из руки в руку.
Игра с машинкой.
Цель: подражание действиям взрослого с игрушками.
Ход: посадите ребенка лицом к себе. Подтолкните машинку по направлению к малышу, а потом – от него. Толкайте машинку туда и сюда, приговаривая:
Автомобиль по улице бежит,
Пыхтит, спешит, в рожок гудит.
Би-би-би, берегись, берегись,
Би-би-би, бе-ре-гись, посторонись!
Возьмите автомобиль в руки, покрутите его колесики, сказав: «Это машинка- би-би»
Помогите малышу научиться толкать игрушку, вначале вместе с вами, затем подражая вам.
Игра: «Сними колечко с пирамидки»
Цель: развитие различных действий с предметами.
Ход: покажите малышу пирамидку, медленно снимите первое колечко, побуждая малыша снять следующее. Снимайте колечки по очереди или вместе с малышом. Не забывайте говорить: «Сними колечко! Вот так! Молодец!» Чтобы поддержать интерес к игре поменяйте кольца.
Музыкально-эстетическое.
Приобщать к слушанию вокальной и инструментальной музыки.
Способствовать эмоционально- положительному отклику на веселую, быструю, грустную, спокойную,медленную мелодии, сыгранные на разных музыкальных инструментах (дудочка, губная гармошка, металлофон).
Формировать положительную реакцию на пение взрослого, звучание музыки.
Стимулировать подпевание звуков и подпевание слогов.
Способствовать проявлению активности при восприятии плясовых мелодий.
Продолжать выполнять с помощью взрослых следующие действия : хлопать в ладоши, притопывать.
Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством и детской
литературой.
Формировать интерес к народным, механическим и заводным игрушкам,
вызывать радостное настроение от игр с ними.
Репертуар:
«Ладушки», муз З.Левиной сл. Т.Мирадни.
«Погремушка» украинская народная мелодия обраб. М.Раульвергера.
«Из под дуба» русская народная мелодия.
«Русская песня» муз. Е. Тиличеевой.
«Петушок» русская народная мелодия обр. М.Красева.
«Ах, ты береза» русская народная мелодия.
Игры- развлечения: «Прятки», «Идет коза рогатая», «Сорока-сорока», «Поехали-поехали»,
«Догоню-догоню».
Литература:
Игры и упражнения для самых маленьких. Т. Стробыкина. Москва.
Айрис-Пресс 2004.
Ребенок от рождения до года. С.Н.Теплюк. Мозаика-Синтез Москва 2005.
Играем в памперсах. Н. Ильина. Москва. Айрис-Пресс 2003.
Игры с детьми младенческого возраста. Ю.А. Разенкова. Москва. Школьная Пресса 2005.
Играем с малышами. Г.Г.Григорьева. Москва Просвещение 2003.
Наш малыш от рождения до года. О.Жукова. Аст-Сова Москва 2005.
125 развивающих игр для детей до 1 года. Д.Сиберг. Попурри Минск 2003.
азвитие речи малыша. Е.Ляско. Москва. Айрис-Пресс 2004.