Индивидуальная программа развития для ребенка инвалида в детском саду
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад c.Кременки
ПРИНЯТА: УТВЕРЖДЕНА:
на заседании приказом заведующей МБДОУ
педагогического совета детский сад с.Кременки
Протокол №
______________Е.В.Макова
« »________ 201 г. №
Индивидуальная программа
адаптации
ребенка-инвалида
на 2016- 2017 учебный год
С.Кременки 2016г
Содержание:
1.Цели и задачи реализации индивидуальной программы реабилитации стр.3
2.Пояснительная записка. стр.4-5
3.Принципы индивидуальной программы адаптации стр.6
4.План мероприятий ДОУ,направленных на работу с детьми-инвалидами. стр.7
5. Индивидуальный план работы воспитателя в условиях ДОУ стр.8
6. Здоровьесберегающие педагогические технологии стр.9-10
7. Предполагаемые конечные результаты. стр.11
9.Материально-техническое обеспечение. стр.12
8.Список литературы стр. 13
Цель:
обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы МБДОУ детский сад с.Кременки.
Задачи:
1.Осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей ;
2.Обеспечить успешную социализацию детей с ограниченными
возможностями здоровья;
3. Организация и проведение комплекса адаптационных мероприятий;
4.Систематизировать работы по социальному и физическому направлению
детей-инвалидов;
5.Консультационная работа с родителями.
Пояснительная записка
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
ИПР на ступени дошкольного образования разработана для контингента детей-инвалидов , посещающих МБДОУ детский сад с.Кременки.
ИПР предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
ИПР— это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования , коррекцию недостатков в физическом развитии воспитанников и их социальную адаптацию .
Нормативно-правовой и документальной основой индивидуальной программы реабилитации с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами дошкольного образования являются:
— Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад с.Кременки
— Конституция Российской Федерации
— Конвенция ООН о правах ребенка
— «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049-13 (Постановление от 15 мая 2013 г.№ 26 об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13)
— Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. N 1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования»
— Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г. от №1014
-ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,
-ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О Социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
-Статья 2. Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
-ФЗ от 23.10.2003 г. № 132-ФЗ. «Реабилитация инвалидов».
-ФЗ от 08.08.2001г. № 123-ФЗ. «Обеспечение жизнедеятельности инвалидов»
-Федеральный закон от 03.05.2012 №46- ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
-Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы».
-Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 «О федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы».
— «Закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» .
— Приказа Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2008 № 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации».
Содержание ИПР определяют принципы:
Общими принципами формирования Индивидуальной программы адаптации являются индивидуальность, непрерывность, последовательность, преемственность, комплексность.
Настоящая программа разработана как документ, определяющий настоящие и будущие направления деятельности в решении важнейших задач, направленных на обеспечение устойчивого развития ДОУ и формирование условий для реализации социального, культурного и экономического потенциала детей-инвалидов, семей, имеющих детей- инвалидов.
Основой профилактики и коррекции является общее развитие ослабленного организма. Этому способствует комплекс оздоровительных мероприятий в режиме дня, который предусматривает разнообразные виды общеукрепляющих и специальных мероприятий: различные гимнастики, релаксация и др.
В рамках всех разделов физического воспитания в детском саду, ребенок, получает более низкую физическую нагрузку. Для этого педагоги при проведении физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр, спортивных упражнений уменьшают число повторений каждого упражнения.
Мероприятия ДОУ, направленные на работу с детьми – инвалидами
№ п/п | Наименование мероприятий | Дата | Ответственный |
1. | Участие семей, имеющих детей- инвалидов, в работе круглых столов, семинаров. | По плану | Макова Е.В. |
2. | Консультация с родителями на тему: «Совместная деятельность детского сада и семьи по оздоровлению детей» | октябрь | Фельдшер ФАП |
3. | Проведение индивидуальных занятий по формированию коммуникативных навыков с детьми-инвалидами, испытывающими трудности в общении. | По плану | Судакова Е.С. |
4. | Консультация для педагогов«Формиро- вание навыков самоконтроля у детей с нарушениями развития». | октябрь | Макова Е.В |
5. | Участие детей-инвалидов в утренниках, праздниках, театрализованных представлениях, физкультурных праздниках, Днях здоровья, проводимых в детском саду | По плану | Судакова Е.С. |
6. | Консультация для педагогов «Эколого-оздоровительная работа с детьми — инвалидами». | февраль | Макова Е.В. |
7. | Проведение подвижных игр малой и средней подвижности. | В течение года | Судакова Е.С. |
8. | Консультация для родителей «Подвижные игры в коррекционной педагогике». | март | Судакова Е.С. |
9. | Родительское собрание. Тема: «Обучение и воспитание детей – инвалидов». | май | Макова Е.В. |
Индивидуальный план работы воспитателя в условиях ДОУ
№ п/п | содержание | Периодичность выполнения | Ответственные | Время |
1. | Определение оптимальной нагрузки на ребенка- инвалида, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей . | 1 раз в год, внесение дополнений по необходимости | Судакова Е.С. | В течение года |
2. | Использование приемов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы, игры -забавы. | Ежедневно несколько раз в день | Судакова Е.С. | В течение года |
4 3. | Дыхательная гимнастика в игровой форме. | 3 раза в день во время утренней зарядки, на прогулке, после сна | Судакова Е.С. | В течение года |
7. 4. | Ароматизация помещений (чесночные бусы). | В течение дня ежедневно | Судакова Е.С. Рубцова Н.В. | Октябрь-ноябрь |
8 5. | Воздушные ванны (облегченная одежда соответствующая сезону года). | Ежедневно | Судакова Е.С. | В течение года |
6. | Прогулки на воздухе | 2 раза в день | Судакова Е.С. | В течение года |
7. | Хождение босиком по траве | Ежедневно | Судакова Е.С. | Июль – август |
8. | Хождение босиком по массажным коврикам | Ежедневно после дневного сна | Судакова Е.С. | В течение года |
9. | Обширное умывание | Ежедневно после дневного сна | Судакова Е.С. | В течение года |
14. 10. | Игры с водой | Во время прогулки, во время занятий | Судакова Е.С. | Июнь-август |
15. 11. | Полоскание зева кипяченой теплой водой | После каждого приема пищи | Судакова Е.С. Рубцова Н.В. | В течение года |
Здоровьесберегающие педагогические технологии
Формы работы | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения | Ответственные | |||
Технологии сохранения и стимулирования здоровья | ||||||
Физкультурные минутки | Во время ОД 1,5-2 минуты во время ОД. | Комплексы физических упражнений с выходом из-за стола, могут включать дыхательную гимнастику. | Судакова Е.С. | |||
Динамические паузы (двигательные разрядки) | Во время занятий и между занятиями 2-5 минут по мере утомляемости ребёнка — инвалида | На занятиях в виде игр. Между занятиями в виде п/игр, танцевальных движений, физических упражнений, элементов релаксации. | Судакова Е.С. | |||
Подвижные и спортивные игры | Как часть физкультурного занятия, на прогулке; в группе- со средней степенью подвижности, ежедневно. | Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту ребёнка. Используются только элементы спортивных игр. | Судакова Е.С. | |||
Пальчиковая гимнастика | ежедневно | Проводится в любой отрезок времени. | Судакова Е.С. | |||
Упражнения после сна, массажные дорожки | После сна ежедневно | Комплексы физических упражнений в группе. | Судакова Е.С. | |||
Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки, | Рекомендуется использование наглядного материала, показ педагога | Судакова Е.С. | |||
Дыхательная гимнастика | В разных формах физкультурно-оздоровительной работы | Проветривание помещения | Судакова Е.С. | |||
Технологии обучения здоровому образу жизни | ||||||
Физкультурные занятия | Три раза в неделю: 2- в спортивном зале, 1- на улице | Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает детский сад. | Судакова Е.С. | |||
Утренняя гимнастика | Ежедневно, в музыкальном и зале. | Комплексы подбираются в соответствии с возрастными особенностями . | Судакова Е.С. | |||
Индивидуальная подготовка ребёнка – инвалида к физкультурным досугам и праздникам. | Один раз в квартал (праздник), один раз в месяц (досуг). | В соответствии с программой. | Судакова Е.С. | |||
Коррекционные технологии | ||||||
Элементы | Игры – занятия с использованием арттерапевтических техник. | Использование элементов арттерапии в режимных моментах (прогулка, занятия, игры). | Судакова Е.С. | |||
Психогимнастика | ежедневно | Проводится по методике Е.А. Алябьевой, М.И. Чистяковой. | Судакова Е.С. | |||
Элементы | 2 раза в неделю | Коррекция мотивационно-личностной сферы. | Судакова Е.С. | |||
Игровые упражнения в уголке сенсорики. | 1 раз в неделю | Игровые упражнения | Судакова Е.С. |
Предполагаемые конечные результаты:
Обеспечение оптимального двигательного режима и физического развития ребенка-инвалида.
Достижения положительных результатов в коррекционной и оздоровительной работе.
Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ и укрепление материально-технической базы.
Материально –техническое обеспечение.
Особое место при создании условий в ДОУ для детей-инвалидов отводится обогащению и специализации среды развития. С этой целью расширяется материально-техническая база ДОУ.
По программе «Дети-инвалиды», приобретается следующее лечебное, коррекционное и развивающее оборудование и пособия:
- – спортивный инвентарь;
- — коррекционные пособия и игры;
- — картотека методической и специальной литературы
Список использованной литературы:
1 Семья глазами психолога: Сборник методик. — М.,1995год.
2.Берёзин Ф.М., Мирошников Н.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности. — М.,1984год
3.Капустин Н.Л. Педагогические технологии адаптивной школы. М. 1999 год.
4. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / под. ред. Тонковой-Ямпольской Р.В. М., 1980
5.Педагогический контроль в процессе воспитания. Под ред. Степанова Е.Н. М. «Сфера». 2006 год.
6.Плинер Я.Г. и Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе.
«Педагогический
поиск». М. 2000 год.
7.Селевко Г.К. Современная, образовательная технологии. М. 1998 год.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. 1968 год.
9. Матвеева С.В., Херодинов Б.И. Здоровый ребёнок. Физическое воспитание и врачебный контроль. – СПб., 1999.
10. «Развивающая педагогика оздоровления» (дошкольный возраст) В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егоров.
11.Оздоровление детей в условиях детского сада/ под ред. Л.В.Кочетковой.
М.:ТЦ Сфера, 2005
Источник
ксения мартынова
Программа индивидуального сопровождения ребенка инвалида по зрению
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Омска
«Детский сад»
Согласовано:
Председатель ПМПк
БДОУ г. Омска «Детский сад ___ Согласовано:
Законный представитель ребенка
___/___/ Утверждена:
Заведующий БДОУ г. Омска «Детский сад
___
Программа
Индивидуального сопровождения
ребенка с ОВЗ/ инвалидностью
Срок реализации: 2017- 2018учебный год
Ответственные за реализацию программы: педагог-психолог
г. Омск
Адресат данной программы:, дата рождения -.
Ребенок имеет статус ребенка- инвалида.
Выписка из ИПР: Воспитание и обучение по адаптированным образовательным программам дошкольного образования для детей с нарушением зрения. В психологической помощи, оказываемой в образовательной организации не нуждается.
Выписка из заключения ПМПК: Рекомендуется обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с нарушением зрения. Создание специальных условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации. Занятия с учителем-логопедом, психологом.
Рекомендации по психологическому сопровождению: занятия с педагогом-психологом
Рекомендации по логопедическому сопровождению: занятия с учителем-логопедом
Характеристика данного ребенка (актуальный уровень психического развития): Сформированы навыки опрятности, самообслуживания, частично сформированы навыки ориентировки в окружающем пространстве. В большей степени страдает сенсомоторная сфера, в меньшей – интеллектуально-речевая. Особенности психического развития: познавательная активность соответствует возрастной норме, слабость ориентировочной деятельности, мелкой моторики.
Краткая характеристика семьи и семейно-бытовых условий проживания ребенка. Ребенок воспитывается родителями, в полной семье. Созданы все необходимые условия для проживания и воспитания ребенка, жилищно-бытовые условия семьи – хорошие.
Индивидуальная программа сопровождения направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации. Обучение ребенка происходит в массовой группе детского сада.
Цель программы: создание системы комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (нарушение зрения) в развитии, обучении, воспитании, социальной адаптации.
Задачи определены с учетом этапов коррекционно-развивающей работы с ребенком и включенности участников психолого-педагогического сопровождения:
1. Создать единую психологически комфортную образовательную среду;
2. Преодоление негативных особенностей когнитивной, эмоционально-личностной сфер, через включение ребенка в успешную деятельность.
3. Повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности.
4. Развитие высших психических функций, формирование способов познавательной деятельности, развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка.
5. Развитие зрительного восприятия в единстве с развитием познавательной деятельности в целом.
6. Развитие самостоятельности и самоорганизации.
Направления работы в рамках реализации программы.
Данная Программа включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:
• диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление проблем в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья, подготовку рекомендаций по оказанию ему психолого-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
• коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в развитии личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения.
• консультативная работа обеспечивает непрерывность сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и семьи по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации.
• информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данного ребенка, со всеми участниками образовательного процесса их родителями, педагогическими работниками.
Данная программа реализуется посредством следующих методов и методик:
— Дискуссия, обсуждение, беседа;
— Наблюдение;
— Анкетирование, опрос;
— Консультирование;
— Методы групповой и индивидуальной работы;
-Тренинговые занятия с использованием здоровьесберегающих и инновационных технологий;
— Развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы.
Особенности реализации программы: Обучение ребенка затруднено в связи с нарушением зрительного анализатора, повышенной утомляемостью и истощаемостью, нарушением функционирования крупной и мелкой моторики, нарушением внимания и восприятия.
Организационно-педагогические условия реализации Программы индивидуального психологического сопровождения:
— Использование здоровьесберегающих технологий: динамических пауз, пальчиковой гимнастики, кинезиологических упражнений; релаксационные методы;
— Использование инновационных технологий, методов и средств: игровой терапии, музыкотерапии, арттерапии; игры с песком и водой
— Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных средств;
— Наличие контроля и учета достижений ребенка: входная диагностика (сентябрь 2017 г., итоговая диагностика (май 2018г., заседания ПМПк (установочное, итоговое).
Материально-технические и программно-методические условия реализации Программы: мебель для занятий (стол, стул, ПК, оргтехника, канцелярские принадлежности, психологические методики, дидактические материалы.
Кадровое обеспечение:
Таблица 1.
Нагрузка исполнителей в развитии ребенка в часах
1 Педагог-психолог
2 Учитель-логопед
3 Родители
Сопровождение семьи (ориентировочно в часах)
Режим занятий:
Психологическое сопровождение осуществляется с 18 сентября 2017г. по 15 мая 2018г., в течение 30 учебных недель. Периодичность занятий – 2 раза в неделю, длительностью 20 минут, в первой половине дня.
Логопедическое сопровождение___
___
___
___
Критерии оценки эффективности программы:
— повышение уровня теоретической и практической подготовки ребенка в соответствии с образовательной программой;
— повышение уровня произвольной регуляции эмоций;
— социализация ребенка с ОВЗ, повышение жизненной компетенции;
Прогнозируемый результат:
— Развитие функций общения, контроля своего поведения;
— развитие познавательной мотивации;
— развитие познавательных процессов;
— развитие самостоятельности и самоорганизации.
Циклограмма работы специалистов
Таблица 2.
№
п/п Мероприятие
(форма работы) Частота в месяц Итого часов
ПП УЛ В неделю В месяц
1 Коррекционно-развивающие занятия с ребенком 20’ 20’ 8 2 8
2 Консультирование родителей (сопровождение процесса занятия) 20’ 20’ 2 1 раз в две недели 2
Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения
Таблица № 3.
Этап Содержание Сроки
Ответствен-ные
1этап
Диагнос-тический -диагностическое сопровождение ребенка и его семьи;
-установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка;
-психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития;
-определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик (составление социально — психологической карты семьи);
— установочное заседание ПМПк сентябрь 2017г. – октябрь 2017 г. Педагог-психолог,
учитель-логопед, воспитатель
2 этап
Реализа-ции програм-мы -реализация индивидуальной программы психологического сопровождения;
-оказание необходимой помощи родителям ребенка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсужде-ние);
-просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком;
— коррекционно-развивающие занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы;
-разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей;
ноябрь 2017г. -апрель 2018г. Педагог-психолог,
, учитель-логопед, воспитатель
3 этап
Анализа и коррек-ции -проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы;
-анализ эффективности процесса и результатов сопровождения;
— мониторинг удовлетворенности результатами работы за учебный год (ребенок, родители, педагоги).
— итоговое заседание ПМПк май 2018 г. Педагог-психолог,
учитель-логопед, воспитатель.
Содержательное планирование курса коррекционно-развивающих занятий
Таблица 4
№/
№ Сроки Коли- чество
заня-
тий Содержание
деятельности Примеры используемых методик и упражнений
1. Сентябрь 3 Психолого-педагогическое обследование познавательного развития ребенка 4-5 лет по методике Е. А. Стребелевой «Поиграй», «Коробка форм», «Собери и сложи матрешку», «Сложи разрезную картинку» и др
2. Октябрь 3 Диагностика особенностей личностного развития Наблюдение за игровой деятельностью
4. Ноябрь 8 Развитие зрительного восприятия.
Развивать умение сличать контурные, силуэтные, реальные изображения; описывать предметы и находить их по описанию; составлять целое из частей. «Угадай животных», «Найди цветок для бабочки» «У кого большой мяч», «Найди такой же», «Сравни картинки», «Фигурные таблицы», «Составь целое» «Чья тень», «Собери картинку»и др.
5. Декабрь 8 Развитие осязания и мелкой моторики «Чудесный мешочек»,
«Прищепки», «Бусы», «Шнуровки», «Крышки», игры с песком и водой, и др.
6. Январь 4 Развитие познавательных процессов (памяти, образного мышления, воображения, внимания) «Кого не стало», «Кто лишний», «Что я назвала», «Назови одним словом», и др.
7. Февраль 8 Развитие познавательных процессов (памяти, образного мышления, воображения, внимания)
8. Март 6 Развитие познавательных процессов и эмоционально-волевой регуляции поведения Настольные и роевые игры на расширение кругозора, игры с правилами на развитие самоконтроля. Игры с элементами психогимнастики.
9. Апрель 8 Развитие ориентировки в пространстве. Игры на ориентировку на своем теле, затем в пространстве
10. Май 4 Итоговая диагностика уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления) «Поиграй», «Коробка форм», «Собери и сложи матрешку», «Сложи разрезную картинку» и др
Содержательное планирование курса логопедического сопровождение
Таблица 6
№/
Сроки Коли- чество
заня-
тий Содержание
деятельности Примеры используемых методик и упражнений
Психолого-педагогическая коррекционно-развивающая работа с ребенком
Фамилия, имя: Литвинова Настя
месяц мероприятия дата выполнение
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
Педагог-психолог___
Воспитательно-образовательная коррекционная работа с ребенком
Фамилия, имя Литвинова Настя
месяц мероприятия дата выполнение
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
Март
Апрель
Май
Воспитатель___ группы №___ ___ (___)
Воспитатель___ группы №___ ___ (___)
Источник