Индивидуальная программа развития для ребенка
Галина Кущенко
Методические средства по созданию и реализации индивидуальных программ развития ребенка
Одним из условий эффективности обучения детей дошкольного возраста и их интеграции в общеобразовательную среду является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.
В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т. п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Педагоги МБДОУ «Д/с № 3 «Сказка» одним из решений в данной ситуации составили и реализуют индивидуальный образовательный маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.
На детей, требующих особого внимания специалистов и воспитателей составляем индивидуальные коррекционно- развивающие планы и программы работы, в тех направлениях, где ребёнок испытывает трудности.
Совместные комплексные коррекционно-развивающие занятия специалистов проводятся с детьми всех возрастов:
1. с 1 года до 5 лет – один раз в неделю;
2. с 5 лет до 7 лет – один раз в месяц (по итогам индивидуальных или подгрупповых занятий специалистов).
Занятия проводятся несколькими специалистами сразу, что позволяет добиваться более высоких результатов, осуществлять индивидуальный подход.
Создаётся группа от 3 до 5 детей, нуждающихся в комплексной помощи всех специалистов. Динамика развития ребёнка наблюдается в течение всего учебного года специалистами и воспитателями, анализируется на заседаниях ПМПк.
Профилактические мероприятия включают в себя проведение тренингов с детьми старшего возраста:
1.«Сказкотерапия». Цель: развитие познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер; развитие сенсомоторных и творческих способностей детей. Основная задача – развитие познавательных процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, установление причинно-следственных связей, способностей к рассмотрению одного явления с нескольких сторон, исследование объектов окружающего мира; знакомство с чувствами, осознание их назначения, важность чувства меры; формирование позитивных коммуникативных моделей, переживание опыта коллективного решения проблем и преодоление трудностей, опыт совместного творчества; развитие творческих возможностей личности с использованием различных видов деятельности.
1 «Учим общению».
Цель: развитие коммуникативных способностей детей. Воспитание доброжелательного и дружеского отношения к окружающим.
Задачи: помочь ребёнку научиться принимать себя, свои достоинства, видеть свою индивидуальность, а также принимать других, осознавая уникальность каждого. Развивать навыки совместной деятельности, умение договариваться. Развивать неречевые средства общения, закреплять эмоциональные состояния. Учить находить выход из ситуации.
Данные занятия-тренинги проводит педагог-психолог во второй половине дня один раз в неделю.
Работа с одарёнными детьми или с детьми с опережением в развитии строится по следующей схеме:
• выявление таких детей;
• обсуждение на ПМПк;
• собеседование с родителями, при необходимости рекомендации по посещению учреждений дополнительного образования (музыкальная, художественная школы, СДЮШ и др.);
• составление индивидуального плана работы с одарённым или опережающим развитие ребёнком по тому направлению, в котором выявлены способности ребёнка. Работа по плану. Занятия в кружках ДОУ.
Данная работа проводится воспитателями и специалистами ДОУ не один год и помогает развить способности воспитанников.
Совместная работа специалистов ДОУ строится по перспективному плану работы, который включает в себя работу с детьми, с педагогическим коллективом и родителями.
Для правильного построения работы с детьми, имеющими особенности в развитии, огромную роль играет подготовка педагогического коллектива. В этой работе большое внимание уделяется просвещению и консультированию по интересующим вопросам и проблемам, возникающим в процессе деятельности воспитателей. Тематика консультаций отражается в годовом плане учреждения и составляется с учётом интересов воспитателей, актуальных проблем и годовых задач ДОУ.
Для своевременного выявления проблем, возникающих в процессе деятельности, вопросов, интересующих воспитателей, психолого-педагогическая служба ДОУ регулярно проводит анкетирование. Оно может являться:
— одним из этапов подготовки к педсовету;
— завершающим этапом семинара-практикума и т. д.
Анкета для воспитателей
Цель: выявить трудности в работе воспитателей и организовать методическую работу так, чтобы помочь в решении проблемных ситуаций.
1. В чём заключаются ваши трудности?
а) в общении с детьми;
б) в общении с родителями;
в) в общении с коллегами;
г) в организации педагогического процесса;
д) другое…;
2. В планировании какого раздела работы с детьми вы затрудняетесь?
3. По какой причине возникают затруднения в планирование?
а) из-за недостатка литературы по этому вопросу?
б) из-за недостатка имеющихся базовых знаний?
— по педагогике;
— по психологии;
— по другим наукам (указать каким) (раздел).
4. Каких пособий для эффективной работы с детьми Вам не хватает?
Укажите, какие именно пособия хотели бы Вы иметь?
5. Консультации по каким вопросам и темам хотели бы получить?
Работа с детьми, имеющими особенности в развитии, психолого-педагогической службой ДОУ строится с учётом личностных особенностей ребёнка и родителей, стиля семейного воспитания, а также личности педагога, это позволяет добиваться положительной динамики.
Психолого-педагогическая служба ДОУ осуществляет профилактическую, реабилитационную, коррекционно-развивающую, реабилитационную работу необходимую для полноценного развития детей с участием всех специалистов дошкольного учреждения и семье. Невозможно представить, что у педагога будет время заниматься развитием внимания, памяти, речи, координации слуха, чувства ритма по отдельности. На занятиях с детьми любого возраста используются те упражнения, где в комплексе содержится материал для развития способностей детей.
Разработанные конспекты совместных занятий специалистов ДОУ содержат элементы музыкально-ритмических упражнений, специально подобранные вокально-артикуляционные и дыхательные упражнения, способствующие коррекции движений, развитию дыхания и речи. При построении занятий соблюдаются основные требования:
— последовательность;
— повторяемость;
— доступность;
— создание единых игровых ситуаций.
Содержание совместных коррекционно-развивающих занятий изменяется по мере поэтапного усложнения материала. Музыкальный материал используется как организующий момент. Он лежит в основе метода эмоциональной насыщенности.
Темп, ритм и высота музыки используется для упорядочения характера и темпа движений ребенка. Это очень важно для детей, имеющих особенности в развитии, т. к. они часто совершают характерные беспорядочные движения, испытывают беспокойство.
Обязательным направлением нашего сопровождения является работа с родителями. Первое знакомство с родителями происходит еще до поступления ребенка в детский сад на собрании «Клуба молодой семьи», где даются характеристики возрастных способностей детей, рекомендации по созданию домашней детской фонотеки, приобретению музыкальных игр, лото, звучащих игрушек и самодельных музыкальных инструментов.
В дальнейшем родители привлекаются к совместной работе, участвуют в музыкальных занятиях и праздничных развлечениях. С ними проводятся индивидуальные консультации и анкетирование. Родителям одаренных детей советуем посещать вокальные или танцевальные студии, музыкальную школу.
Практика совместной работы специалистов, воспитателей и родителей ДОУ доказала, что она имеет несколько положительных сторон:
позволяет грамотно применять нужные технологии, что повышает эффективность коррекционно-развивающей и индивидуальной работы;
повышается заинтересованность родителей, они становятся компетентны в эстетическом воспитании ребенка;
приближает результаты детей к возрастным показателям развития;
такая работа благотворно сказывается на развитии музыкальных способностей детей.
Индивидуальная коррекционно- развивающая программа, составленная педагогами ДОУ содержит задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.
Содержание каждой программы является предметом обсуждения специалистов ПМПк ДОУ, и воспитателей группы. При этом решаем следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие во время НОД с воспитателями группы, как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.
Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития.
Индивидуальная программа развития ребенка
На 200_ – 200_ учебный год
Фамилия, имя ребенка___
Дата рождения___ дата заполнения
ИПР (название)_или направление развития ___
Состояние здоровья___
___
Выписка из заключения ПМПК ___
Организационно-педагогические условия реализации ИПР:
• Образовательная программа ___
• Инновационные методы и средства ___
• Здоровьесберегающие технологии ___
• Формы контроля и учета достижений ребенка ___
Источник
16
Индивидуальная программа развития
одарённого ребёнка
Составила педагог-психолог: Асташова О.В.
Индивидуальный маршрут развития одарённого ребёнка.
Индивидуальный образовательный маршрут — это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении учителями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
Цель: cформировать благоприятные условия обучения и создать психологическую комфортную обстановку в школе для успешного развития индивидуальности ребёнка.
Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;
закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Индивидуальные программы развития ребёнка планируются и реализуются на основе наблюдений педагога и психологической диагностики. При планировании и реализации программы выделяют следующие этапы: диагностика, консультативная работа с родителями и развивающая работа.
Данная программа направлена для развития, поддержки одарённого ребёнка. Реализация программы невозможна без помощи психолога и учителя, которые, работая в тесном контакте с семьей, могут помочь ребёнку.
1. Цель программы:создать необходимые условия для развития детской одарённости.
Задачи:
Развитие быстроты реакции.
Развитие коммуникативных навыков.
Привитие навыков этикета.
Развитие творческих способностей.
Воспитание трудолюбия.
Содействие формированию уверенности в себе.
Развитие способностей к учебным предметам.
Привитие навыков к физическим упражнениям.
2. Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 2017 – 2019 учебные годы, чтобы подготовить подростка к переходу в 10 класс и профориентации.
3. Участники программы:
Учащиеся 8 класса
Школьный психолог;
Учителя — педагоги школы;
Родительский комитет.
4. Ресурсы.
материальные: папки, файлы, бумага А 4, диски;
кадровые: психолог, учителя — предметники, школьный библиотекарь;
методические: книги, журналы, газеты, интернет — ресурсы.
5.Основные этапы реализации программы:
I этап: Информационно – аналитический.
II этап: Диагностический.
III этап: Коррекционно-развивающий.
IV этап: Саморазвитие.
I этап: Информационно – аналитический.
Цель этого этапа – выявление зоны ближайшего риска и благополучия.
На данном этапе, для сбора и анализа как можно большего объёма фактической информации, используются различные методы:
наблюдение
анкетирование (самого подростка, его родителей)
собеседование
изучение документации (личного дела, медицинской карты и т.д.)
Результаты наблюдения и анкетирования.
Захар очень спокойный человек. В области межличностных отношений проявляет сдержанность. В коллективе его ценят за эрудированность и умение отстаивать свою точку зрения, за готовность прийти на помощь одноклассникам.
По состоянию здоровья относится к основной группе, противопоказаний для участия в спортивных мероприятиях нет. Редко болеет простудными заболеваниями. Уроки физкультуры посещает.
Социально-бытовые условия жизни удовлетворительные. Семья проживает в благоустроенном доме.
«Характеристика учащегося»
Дата рождения: 5 апреля 2003 г
Место жительства: Белгородская область, Грайворонский район, село Гора-Подол, улица Братьев Краснокутских, дом 3.
Родители: Александр Николаевич (отец), Инна Михайловн (мать)
Другие члены семьи: Максим (Старший брат)
Состояние здоровья: основная группа
Дополнительное образование: второй год обучается в художественной школе.
Итоги прошлого учебного года: был отличником.
Особенности личности: жизнерадостный, трудолюбивый, оптимист, всегда начатое дело доводит до конца, мотивация к учению хорошая, самооценка адекватная.
II этап: Диагностический.
Цель – углубленное психолого-педагогическое изучение подростка, выявление его индивидуальных особенностей.
Задачи:
1. Провести диагностирование индивидуально – психологических способностей личности ученика (по В.Г.Максимову).
Приоритетные направления:
уровень логического и пространственного мышления;
уровень математического мышления и развитие вычислительных способностей;
уровень зрительной и слухоречевой памяти;
уровень словарного запаса;
уровень профессиональной склонности.
2. Провести диагностирование социального развития школьника.
Приоритетные направления:
уровень развития социальных качеств школьника;
ценностные ориентации.
По результатам работы составляется карта психологического развития ребенка.
Карта индивидуального психологического развития ребенка
Здоровье: хорошее-5 баллов
Учеба: отличная-5 баллов
Поведение: примерное-5 баллов
Общественная активность: активный участник классного коллектива -5 балла
Отношение к учебе: хорошее-5 баллов
Логическое и пространственное мышление: -5 баллов
Зрительная и слухоречевая память: -4 балла
Словарный запас: богатый-5 баллов
Наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений: планы неопределенные -2 балла
Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности: отношение стабильно серьезное -5 баллов
Степень выраженности аморальных проявлений в семье: ведет здоровый образ жизни
Характер эмоциональных отношений в семье: отношения ровные, но без эмоциональной близости -4 балла
Сравнительный анализ результатов диагностики
Уровень сформированности
в 7 классе
Уровень сформированности в I полугодии 8класса
Забота о своей школе
В делах класса участвует
Участвует в делах класса, привлекает к этому других
Любознательность
Сформирована
Хорошо сформирована
Реализация своих интеллектуальных способностей
Хорошо учится, при поддержке и внимании родителей
Стремится к знаниям
Организованность в учении
На уроках очень внимателен и активен
Работу на уроке и домашнее задание выполняет систематически
Саморазвитие
Во внеурочной деятельности участвует
Участвует в конкурсах различного уровня
Трудолюбие
Старается
Старается, является примером для одноклассников
Самостоятельность
в труде
Трудится без наличия контроля
Трудится без контроля со стороны взрослых в школе, но родительская опека присутствует
Уважительное отношение к старшим
Уважает старших, не допускает грубость
Уважает старших
Дружелюбное отношение к сверстникам
Доброжелателен
Отзывчив к друзьям, является примером в учёбе
Самоподготовка
Средний уровень
Полностью сформирована
Самодисциплина
Сформирована не полностью, очень зависим от опеки мамы
Сформирована полностью
Соблюдение правил культуры
Нормы и правила поведения соблюдает в полной мере
Правила поведения соблюдает
Требовательность
к себе
Проявляет себя в хороших поступках
Стремиться проявить себя в хороших делах и поступках и показывает пример остальным учащимся
Выводы: Отношение к школе положительное, степень осознания общественной и личной значимости своей учебной деятельности достаточна. В школе Захар стремится в основном узнавать новое, проявлять свои умственные способности.
Имеет отличные способности по всем предметам. Учится только на «5». Может самостоятельно выделять главное, делать обобщения и выводы. Недостаточно хорошо осуществляет самоконтроль из-за постоянной опеки матери, но проявляет настойчивость в достижении поставленной цели. Стремится преодолевать трудности. Имеет отличные результаты в учебе. На уроках активен, всегда правильно и обстоятельно отвечает на заданные вопросы. Любит читать художественную и развивающую литературу.
Захар с удовольствием участвует в подготовке и проведении различных мероприятий.
Любое дело доводит до конца. Предпочитает мыслительную деятельность увеселительным мероприятиям.
Ребёнок интраверт. Быстро запоминает любой материал. Работает быстро, практически не допускает ошибок.
Самооценка адекватная. Интеллектуальное развитие – высокое. Высокий уровень учебной мотивации. По результатам социометрии занимает лидерскую позицию.
Положительно реагирует на похвалу и порицание.
У ребёнка выявлены признаки интеллектуальной одаренности.
III этап: Коррекционно-развивающий.
Цель данного этапа – разработка и реализация индивидуальной программы.
Индивидуальная программа развития ребёнка составлена на основе I и II этапов наблюдений, диагностических процедур и психолого-педагогических выводов.
На основе диагностических данных (с помощью классного руководителя и родителей) ребенком определяются те мероприятия и занятия, которые способствуют достижению поставленных ранее целей собственного развития на предстоящий период времени.
Включение подростка во внеклассные и внеурочные мероприятия происходит также самостоятельно, согласно интересам и желанию. Но где-то все же допускается ненавязчивое вмешательство классного руководителя, родителей и учителей-предметников.
Воспитанник, самостоятельно ставя перед собой цели, становятся объектом деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.
Учитывая диагностические данные и целевые установки самого ребенка, классный руководитель составляет индивидуальную программу развития ребенка.
Индивидуальная программа развития ребенка.
1. Проводить дополнительные занятия по таким предметам, как алгебра, русский язык, английский язык, история. Брать дополнительную литературу для углубленного изучения предметов.
2. Максимально использовать золотой ключик – интерес. Научиться соизмерять свои действия с результатом, который надо достигнуть теперь или в будущем. Заняться исследовательской работой, для участия в будущем в конкурсах .
Расширять мотивацию к большим успехам. Активно и результативно участвовать на олимпиадах, конкурсах, спартакиадах различного уровня.
Выявлять общественную значимость своей деятельности. Определиться в выборе профессии. Участвовать во внеклассных мероприятиях по профориентации. Посещать различные организации.
Осторожно направлять процесс развития способностей. Оказывать помощь, поддержку в достижении цели, настраивать на успех. Важна поддержка родителей!
Проводить совместные прогулки, совместные наблюдения и сопереживания и т.д., желательно с родителями.
Фиксировать результаты своей успешной деятельности в личном «Портфолио.
IV этап: Саморазвитие.
Цель данного этапа – научить ребёнка самостоятельно добывать знания.
Задачи:
• развивать активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
• формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
• развивать рефлексивную и оценочную деятельность;
• воспитывать ребёнка, способного к сопереживанию;
• формировать культуру межличностных отношений.
Для составления конкретного плана Захару предложен вспомогательный материал:
Индивидуальный план развития
ученика 8 класса
Новосёлова Захара
1.Какие цели ты ставишь в этом учебном году?
А. Направленные на здоровый образ жизни: ежедневно делать зарядку; в течение года — участие в акциях против наркотиков, курения, принимать участие в школьных спортивных мероприятиях.
Б. Учебные: закончить 7-й класс без четверок, активнее принимать участие в предметных неделях
В. Дополнительное образование: кружок вязания, художественная школа
Г. Участие в конкурсах «Русский медвежонок», «Бульдог», «Кенгуру».
Что нужно тебе сделать, чтобы цель была достигнута? Чья помощь необходима?
Надо быть упорной, терпеливой. Нужна поддержка родителей, учителей, одноклассников
3.Проанализируй результаты полугодия. Сделай выводы. Наметь пути собственного самосовершенствования.
Учиться было легко. Мало свободного времени, хотелось бы активнее участвовать в классных мероприятиях. Надо составить новый график распорядка дня, чтобы больше времени было на самообразование, на чтение художественных и развивающих книг. Буду больше посещать библиотеку.
Программа индивидуального развития на 2017-2018 учебный год
Общественная работа
+
План работы актива класса на год
сентябрь
+
Хочу быть лидером
День милосердия. Поздравление ветеранов войны, учителей ветеранов
1 октября
+
Конкурс «Бульдог»
+
Празднование дня учителя. День самоуправления. Проводить уроки в 3 классе
3 октября
+
Участие в предметных неделях:
Математика
Русский язык
Литература
Английский язык
Физика
История
География
Биология
По плану школы
+ (2 место)
+ (1 место)
+ (1 место)
+(1место)
Конкурс «Русский медвежонок»
+
Праздник новогодней елки
28 декабря
+
Классный час: «Самооценка и взаимооценка, как способ познать себя и других»
январь
+
Участие в месячнике спортивно-оборонного движения:
январь-февраль
+
Игра – конкурс «Путешествие по стране Сообразим-Вообразим»
март
+
Конкурс «А ну-ка, парни!»
февраль
+
Конкурс «Кенгуру»
апрель
Познавательная викторина «Великая Отечественная война»
май
Игра «В стране Вежливых наук»
май
Здоровье
Профориентация
Механизм реализации программы.
Разработать с родителями план поддержки, мотиваций учебной деятельности Захара.
Согласовать с учителями-предметниками сроки дополнительных занятий, подобрать дополнительную развивающую литературу.
Согласовать с учителями-информатиками время и день работы за компьютером, обеспечить помощь в сборе и обработке информации.
Провести диагностическую работу для выявления способностей и склонностей.
На основе диагностики создать развивающую программу.
Проводить текущий анализ реализации программы.
Выявлять склонности к определенному виду деятельности, направлять ее учебную и внеклассную деятельность по этой специфике.
Проводить занятия по профессиональной ориентации. Готовить учащихся к выбору направления профильного обучения.
9. Провести анализ реализации программы, с целью корректировать некоторые направления деятельности Захара.
7. Планируемый результат.
Повышение результативности образовательного процесса;
повышение самооценки;
активное, результативное участие на предметных неделях;
активное, результативное участие на олимпиадах;
активное участие в конкурсах;
осознанный выбор направления профильного обучения
8.Риски реализации программы.
Ухудшение состояния здоровья
Недостаточная самореализация
Понижение активности
Переход в другую школу
Список использованной литературы
Лютова Е., Монина Г. Шпаргалка для взрослых. Спб.,
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 2000.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? М.,2000.
Степанов Е.Н. « Развитие индивидуальности в процессе воспитания». /Журнал «Классный руководитель», Москва, 2006./
Соловьева З.В. Педагогическая диагностика. Методические рекомендации
6.С.Н.Костромина «Справочник школьного психолога».
7.Юркевич В.С. «Одарённый ребёнок».
8.Хуторской А.В. «Развитие одарённости школьников: методика продуктивного обучения».
Источник