Индивидуальная программа раннего развития на ребенка
Индивидуальная программа развития
Е.А. Стребелева,
д.п.н., профессор
8.499-245-04-52
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ДАША, 2 г. 8 мес. (февраль, 2018г.)
- Условия воспитания:
- 1.Выполнение четкого режима дня.
- 2. Индивидуальные занятия с ребенком проводить регулярно в первой половине дня.
- 3.Создать предметно-игровую среду: набор игрушек и пособий: примерный набор: прозрачные пластмассовые бутылочки, музыкальные инструменты (колокольчик, бубен, металлофон, свирель, маракассы, музыкальный центр); пирамидки, мячи, шары (шершавые, мягкие, пластмассовые), воздушные шары, кубики, большой мяч; сыпучие материалы (чечевица, горох, фасоль).
1.Социально-коммуникативное развитие
- 1.1 Совершенствовать эмоциональную реакцию ребенка на ласковое обращение к нему знакомого взрослого. Установление эмоциональных контактов, «заражение эмоцией» и поддержание положительных эмоциональных связей.
- Формировать у ребенка положительный эмоциональный отклик на появление близких взрослых (педагога, воспитателя).
Дидактический материал:
- с
Формирование невербальных средств общения
- Специальные игры и упражнения:
- «Посмотри мне в глазки», «Поморгаем глазками», игра «Ку-ку», «Прятки», игра «Подуй, ветерок»). Игры — «Дай ручку», «Спрячем глазки», «Подуй на шарик», «Мыльные пузыри», «Хлопаем в ладоши» и др.. (Использовать совместные действия: ребенок сидит на коленях у взрослого, взрослый действует его руками).
- Обучать пониманию и воспроизведению пользоваться указательным пальцем , показывая на предметы и картинки (нажимать кнопки).
- Учить реагировать и откликаться на свое имя и называть себя по имени. Игры: «Покажи, где глазки, …ушки, …ротик, …носик, …ручки, …пальчик, …ножки» Игры на восприятие себя в зеркале: «Посмотри — угадай», «Посмотри — назови». Игры на узнавание себя — «Кто там», «Улыбнись, поклонись», «Помаши ручками», «Привет», «До свидания», «Найди себя на фотографии»). (Оформить альбом – «Наша Даша»).
- 1.2 Уточнить представление о себе: «Где глазки? – Вот они. Спрятали глазки. — Вот они снова смотрят. Где твои ручки? — Вот твои ручки. Покажи, как они хлопают. Где твои ножки? –Вот они! Покажи, как топают ножки.
- Где наша Даша? Где наша дочка? – Вот она! (перед зеркалом рука должна лежать на груди ребенка).
1.Социально-коммуникативное развитие
Задачи
- 1.3 Формировать подражание действиям взрослого.
- Продолжать формировать навык самостоятельности в быту: пользоваться туалетом, навык еды (есть ложкой, пить из чашки); навыки самообслуживания — умываться, вытирать руки полотенцем; навыки одевания — снимать колготки, трусы, надевать на себя — трусы, носки, шапку
2. Познавательное развитие
2.1. Сенсорное воспитание:
Развитие зрительной ориентировки на различные предметы и качество предметов: учить раскладывать предметы на 2 группы (матрешки- елочки); раскладывать предметы на 3 группы (матрешки, грибочки, елочки); учить накрывать коробки (кастрюли) крышками разных размеров: «Спрячь шарики»; прятать игрушки под полые кубики;
развитие ориентировки на форму :
учить различать кубик – шарик; шарик – «кати»; кубик – ставь, будем строить башню; раскладывать в одну коробку шарики, в другую кубики (здесь все шарики, а здесь кубики).
Развитие слухового восприятия : учить дифференцировать музыкальные инструменты («Угадай на чем играю? – колокольчик, свирель; металлофон – колокольчик и др.(выбор из 2-х)».
2.2 Ознакомление с окружающим
Учить ребенка обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности:
— учить ребенка сличать парные предметные изображения. (Например, «Дай такую»: цыпленок – домик; юла- машинка; собака- паровоз, выбор из 2-х, а позже из 3-х (собака- кошка- цыпленок; домик- цветок- паровоз) и др.
учить ребенка выбирать среди других определенные игрушки по слову («Где машина? Где неваляшка?; Где зайка? Где мишка? Где юла? «Возьми паровоз. Возьми машинку»);
— учить выделять из нескольких предметов предметы одежды, а затем и посуды («Покажи, где твоя тарелка, ложка? Покажи, где твоя куртка?»)
2.3. Формирование предметно-игровых действий
Учить выполнять предметно-игровые действия с игрушками: «Кати-лови», «Уложи спать мишку», «Заинька, баиньки», «Машина поехала», «Машина би-би», «Ах, какой хороший» (обыгрывание мягкой игрушки), «Успокой лялю», «Споем деткам песенку», «Колыбельная для Ванечки», «Я люблю свою лошадку», «Баю-бай, засыпай».
Элементарные предметно-игровые манипуляции и действия с игрушками.
Задания: «Разбери пирамидку», «Собери матрешку», «Сложи кубики», «Построй башню», «Прокати шарик», «Надень колечко», «Налей водички», «Пусти рыбку в аквариум», «Опусти игрушки в сосуд», «Закрой коробочку», «Накрой кастрюлю крышкой», «Поставь грибочки на место», «Собери грибы», «Построй башенку».
Выполнять действия: опускать мелкие предметы в сосуд (фасоль в прозрачную бутылочку); пересыпать ложкой чечевицу (горох, фасоль) из одного сосуда в другой, опускать в бутылку фасоль.
2.4.Формирование ПРЕДМЕТНО- Орудийных действий
- Совершенствовать целенаправленные действия с предметами-орудиями и вспомогательными средствами
3. РАЗВИТИЕ РЕЧИ
- 3.1. Развитие понимания обращенной речи:
- — Учить выделять предметы, объекты в ближайшем окружении: Покажи, где окно? Где дверь? Покажи носик? Где твоя кроватка? Где твоя чашка? И др.
- Учить выполнять простую инструкцию: «Возьми машину», «Посади зайку в коляску», «Покатай матрешку в машинке» и т.д.
- Петь песенки: например, Серая кошечка; Уточка и т.д.; (Взрослый поет, а ребенок смотрит на лицо взрослого, на артикуляцию).
3. РАЗВИТИЕ РЕЧИ
- 3.2. Формирование активной речи:
- учить дуть на лицо, играть на дудочке, подражать действиям губами: па-па-па; ба-ба-ба; ма-ма-ма; да-да-да; действиям языка – делать щелчок; надувать щечки «Надуем шарики»; хлопать ручками по лицу взрослого – вот, вот, вот.
- дуть на бабочки «бабочки летят»; дуть на снежинки «снежинки летят»;
- активизировать звукоподражания: игры –«Кто в домике живет?» , «Кто в гости пришел? (прискакал)?» и т.д.;
- активизировать простую фразу: «Дай», «На», «Возьми», «Так», «Вот»;
- учить высказывать свои желания и потребности: «Хочу пить», «Хочу кушать», «Дай сок», «Хочу спать» и др.;
- обыгрывать эпизоды из сказок: «Колобок», «Теремок», «Кто сказал мяу» и др.
- 3.3. Логопедический массаж
4.Формирование ПРЕДПОСЫЛОК К ПРОДУКТИВНЫМ ВИДАМ ДЕТСКОЙ деятельности
Условия для интереса к рисованию
4.1.Формирование интереса к рисованию
- Рисует взрослый, а затем вместе с ребенком: Рисовать на бумаге фломастером различные линии: «Дождик-кап, кап», «Лучики от солнца», «Дорожки для колобка», «Веселые ладошки», «Радуга» и т.д. Давать возможность рисовать клубочки на доске, бумаге (мелом на доске, фломастером).
4.Формирование ПРЕДПОСЫЛОК К ПРОДУКТИВНЫМ ВИДАМ ДЕТСКОЙ деятельности
- 4.2. Формирование интереса к конструированию
- Строит взрослый, привлекая внимание ребенка к постройкам из различного строительного материала (мягкие формы, конструктор лего, деревянные наборы, и т.д.); дорожки, башенки, лесенки, гаражи, домики и т.д.
5. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Задачи:
- Совершенствовать навыки ходьбы:
- ходить по прямой дорожке, перешагивая через палочки,
- учить ходить по лесенке – вверх и вниз,
- учить ребенка удерживать мячи, шары в руке, бросать их в корзину, говорить: «Бах!»; вначале бросать вместе с ребенком, затем по показу действиям взрослого; учить бросать мяч целенаправленно другому человек и ловить его.
ВЫВОД: Индивидуальная программа
I часть:
общие рекомендации к созданию условий воспитания ребенка
III часть:
рекомендации
для родителей
II часть:
содержание
коррекционной работы
- СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №115» г. Курска
305047, г. Курск, ул. Заводская, 53 –а. Тел. (4712) 35-82-74
ИНН – 4630019311; ОКПО – 11095920; ОГРН – 1034637016545; КПП — 463201001
www.mdou115kursk@yandex.ru
Утверждено заведующим МБДОУ
«Центр развития ребёнка–
детский сад №115»
«____»_________20__ г.
___________________ В. А. Головачева
Учитель-логопед: Чернова Юлия Евгеньевна.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАННЕЙ ПОМОЩИ
И СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА И ЕГО СЕМЬИ
ФИО ребенка: Калинина Анна Сергеевна
Дата рождения:12.09.2016.
Программа составлена на материале:
Заключение специалиста: ЗРР
Заключение междисциплинарной команды специалистов:Несоответствие уровня психического и речевого развития ребенка принятым возрастным нормам.
Количество занятий по реализации программы: 10
Режим занятий: четверг, 15.00-16.30
Дата окончания занятий:23.01.2020
Цель программы:
- Активация у ребенка познавательной и речевой деятельности, направленной на ознакомление с окружающим миром.
- Научить родителей практическим навыкам взаимодействия с детьми.
Задачи программы:
- Выявить уровень актуального развития и «зоны ближайшего развития» ребенка;
- Определить пути коррекции нарушений в развитии ребенка;
- Подобрать приемы и методы для достижения целей программы;
- Провести комплекс коррекционно-развивающих занятий по формированию речевой и познавательной активности ребенка;
- Повысить уровень компетентности родителей в вопросах воспитания ребенка: обучение приемам игрового массажа кистей рук, формирование умений организации совместной игровой деятельности, адекватной уровню развития ребенка.
- Характеристика основных областей развития ребенка
- Физическое развитие, навыки гигиены и самообслуживания.
Физическое развитие соответствует паспортному возрасту, Внешний вид неопрятный. Общие двигательные и мелкомоторные навыки неловки, походка не изменена, пальцевый захват предметов неуверенный, ведущая рука правая.
Гигиенические навыки и навыки самообслуживания в стадии формирования.
- Эмоционально-волевая сфера.
Зрительный контакт – неустойчив, взаимодействие не активно. Не всегда реагирует на имя. Поведение и самостоятельная деятельность хаотичны. Резкие смены настроения, проявляются признаки агрессии к другим детям (со слов мамы).
Интерес к заданиям проявляет не всегда. Ранее изученные действия повторяет неуверенно, перенос полученных навыков неустойчивый.
- Познавательная деятельность.
Внимание неустойчиво, память непроизвольная, Проявляет интерес к заданиям игрового характера, но быстро переключается и утомляется, инструкции выполняет избирательно.
- Речевая деятельность и языковые средства.
Обращенную речь понимает. Самостоятельная речь представлена звукокомплексами, отдельными словами.
Заключение учителя-логопеда: ЗРР (Несоответствие уровня развития речи ребенка принятым возрастным нормам)
- Содержание программы, план занятий
Этапы реализации программы:
1 этап (подготовительный, консультативный) – изучение индивидуальных особенностей ребенка, системы его воспитания и социального окружения (наблюдение за ребенком, беседы с родителями), планирование коррекционной работы.
2 этап (коррекционный) — проведение индивидуальных занятий (10 занятий: 5 занятий по познавательному развитию, 5 занятий направленных на обогащение пассивного и активного словаря)
3 этап (итоговый, консультативный) – анализ результатов работы.
Структура занятия:
- Приветствие;
- Повышение активности ребенка в процессе общения со взрослым
- Прощание
Цель занятий: формировнть доверительное отношение к педагогу; формировать познавательно-коммуникативные и игровые навыки, формировать навыки речевого общения.
Занятие 1.
Задачи:
— формировать доверительное отношение к педагогу;
— формировать правила поведения на занятии.
Занятие 2.
Задачи: формировать у ребенка восприятие величны предмета
Приветствие
Игра матрешка (игра на развитие восприятии величины предмета)
Динамическая пауза (Матрешка)
Игра «большой – маленькие» (на картинном материале).
Занятие 3.
Задачи: закреплять знания о величине предмета, учить основные цвета.
Приветствие.
Игра пирамидка
Дыхательная гимнастика
Динамическая пауза (Матрешка)
Игра «Радуга» (изучение цвета)
Занятие 4.
Задачи: продолжать учить основные цвета, развивать мелкую моторику, формировать представления о форме предмета.
Приветствие
Упражнение цветные гномики
Игра с шариками су-джок.
Динамическая пауза (гроза)
Игра цветные вкладыши.
Занятие 5.
Задачи: закрепление материала
Оборудование: Матрешка, пирамидка, картинный материал, цветные кубики, цветные деревянные гномики, форма с прорезями и цветные вкладыши.
Занятие 6
Задачи: учить названия животных и их детенышей, закреплять понятия большой, меньше, маленький.
Игра «Кто как голос подает»
Игра «Найди маму»
Самомассаж шариками и колечками Су-джок.
Упражнение большой – маленький (Пирамидка, матрешка)
Занятие 7.
Задачи:учить названия частей тела животных и человека, формировать понятия один, два, много.
Приветствие
Упражнение покажи часть тела (на кукле, на себе, на фигурках жиаотных)
Динамическая пауза (мы ногами топ-топ)
Игра «Один, два, много» (цветные камешки, кубики, крупные бусины)
Занятие 8.
Задачи:уточнять значение предлогов в, на, под, за, над, перед.
Приветствие
Игра с игрушечными животными «Найди местечко» (посади в машину, за…, на… и т. д.)
Динамическая пауза (мы ногами топ-топ)
Упражнение что (кто) где? (сюжетная картинка)
Занятие 9.
Задачи:формировать простейшие навыки речевого общения.
Упражнения на выполнение инструкций, озвучивание простых просьб (иди, дай, на и т. д.)
Динамическая пауза (мы ногами топ-топ)
«Кто что делает» (Новикова-Иванцова «от слова к фразе»)
Занятие 10.
Задачи:закрепление материала, ознакомление родителей с рекомендациями по дальнейшему развитию ребенка.
Приветствие
Оборудование:Настольная игра «Заплатки», игра «чей малыш», пирамидка, матрешка, цветные гномики, кубики-пазлы 4 части (животные).
- Работа с родителями
Рекомендуемая литература:
1. .Елагина М.Г. Почему ребенок не говорит / М.Г. Елагина // Дошкольное воспитание. — 1988. — № 4. — С. 44-53.
2. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. — Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. — 320с. — (Учимся играя)
3. Павлова JI.H. Раннее детство: развитие речи и мышления / Л.Н. Павлова. — М.: Мозаика-Синтез, 2000. — 163 с.
4. Венгер А.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М., 1989г.
5. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. Москва, 1994 г.
6. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. СПб., 1997г.
7. Смирнова Е., Гударева О. Современные дети: особенности игры и психического развития. Дошкольное воспитание №10;3 2004г.
- Ожидаемые результаты реализации Программы
По окончании данного курса ожидается, что ребенок:
- будет соблюдать адекватное поведение на занятиях,
- будет соблюдать ритуалы встречи и прощания,
- будет воспринимать устные инструкции и сообщения при общении;
- проявит интерес к совместным игровым действиям;
- научится производить выбор, сортировку предмета по заданному признаку;
- овладеет элементарными навыками речевого взаимодействия.
С программой ознакомлены:
«____»_______________20___г.
____________(_____________)
Источник