Индивидуальная программа психолога развития ребенка с овз в доу

Индивидуальная программа психолога развития ребенка с овз в доу thumbnail

Благоприятные условия для развития познавательной деятельности и положительных личностных качеств у детей с ОВЗ создаются за счет реализации индивидуальных коррекционно-развивающих программ, предполагающих разные уровни усвоения материала.

При этом совместное воспитание детей с разными уровнями психического развития оказывает стимулирующее воздействие на детей с тяжелыми нарушениями, способствует их социальной адаптации, а у детей, не имеющих отклонений в пси­хическом развитии, формируются гуманные личностные качества и коммуникативные умения, полезные в дальнейшей жизни.

Психолого-педагогическая работа начинается с углубленной диагностики.

Индивидуальная диагностика психического развития.

На протяжении всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении осуществляется психолого-педагогическая диагностика его развития. В процессе диагностики выявляется актуальный уровень развития психических функций, способности к усвоению нового, оптимальный вариант дальнейшего обучения в школе.

Уровень развития психических функций выявляется для того, чтобы определить, какие функции развиваются наиболее успешно и какие — отстают в развитии. Это необходимо, чтобы максимально опираться на сохранные функции в процессе учебно-воспитательной работы и стимулировать развитие отстающих функций с помощью специальных приемов. В связи с этим важно обнаружить у каждого ребенка именно сохранные звенья, с помощью которого можно сформировать начальную коммуникацию, или, например, механическая память, с помощью которой ребенок может усвоить элементарные знания.

Целью этих занятий является максимальное развитие позна­вательных процессов, эмоционально-волевой и личностной сфер детей, т.е. всестороннее развитие личности ребенка.

Педагог-психолог при этом решает следующие задачи:

  • развитие сохранных сторон познавательной деятельности;
  • коррекция отклонений в психическом развитии;
  • формирование компенсаторных способов познания окружающей действительности;
  • формирование предпосылок учебной деятельности.

Основные направления в развитии познавательной деятельности на занятиях:

  •  развитие сенсомоторной сферы,
  • развитие речи, развитие мышления,
  • развитие внимания и памяти.

В процессе занятий должно проводиться формирование рациональных способов познания окружающего, целенаправленной деятельности, развитие мотивационного компонента, саморегуляции и самооценки.

На занятиях задания объединяются игровым или занимательным сюжетом, обеспечивающим целостность воспринимаемого материала.
Планирование работы осуществляется с учетом выявленныхв процессе обследования особенностей познавательной деятельности, развития эмоционально-волевой и личностной сферы детей.

Программа развития сенсомоторной сферы включает:

  •  развитие зрительного восприятия цветов: различение, на­зывание цветов, классификация по цвету, рядообразование по интенсивности цвета;
  •  развитие зрительного и осязательного восприятия форм: различение, называние, классификация, трансформация форм;
  •  развитие зрительного и осязательного восприятия величин: различение, называние, классификация, трансформация, сравнение по величине, рядообразование по величине;
  • развитие зрительного и осязательного восприятия фактуры предметов: различение, называние, классификация;
  • развитие зрительного и осязательного восприятия пространственных отношений: понимание, называние, ориентирование, трансформация;

Развитие памяти и внимания:

  • развитие слухового внимания и памяти;
  • развитие зрительного внимания и памяти;
  • следовое конструирование по образцу.

Развитие мышления:

  • Сравнение и установление тождества объектов;
  • развитие способности соотносить часть и целое;
  • классификация объектов по 2-м признакам.

 Развитие речи.

  • развитие речевого общения с окружающими;
  • увеличение пассивного и активного словарного запаса;
  • формирование связной речи.

Развитие эмоционально-личностной сферы:

  • умения выражать и понимать чувства окружающих людей;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • формирование эмоциональной устойчивости, произвольной регуляции деятельности;
  • формирование самооценки;
  • обучение навыкам саморасслабления.

 Подготовка к овладению учебной деятельностью:

  • развитие мотивации к овладению чтением и письмом;
  •  индивидуальный подбор оптимальной позы для работы с книгой и с тетрадью;
  •  использование букв при проведении работ на развитие зрительного восприятия;
  •  обучение правильному удержанию карандаша, ручки или подбор индивидуального приема удержания;
  • формирование навыков пространственной ориентировки в книге и тетради;
  •  формирование направления письма (сверху вниз и слева направо) на примере написания в строчках палочек, кружков, т.п.;
  •  формирование зрительно-моторной координации при письме (размер изображаемого, соблюдение интерваловмежду изображениями и т.п.). Вспомогательные приемы:
  •  использование карандашей и ручек с отягощением;
  •  «пассивное» письмо: педагог пишет рукойребенка;
  • письмо в рамках, ограниченных трафаретом; обводка написанного;
  •  письмо в жирно очерченной рамке; обводка пунктирного изображения;
  •  письмо по опорным точкам.

В приложениях представлено распределение материала по возрастным группам. Разумеется, индивидуальная программа должна быть составлена, в первую очередь, с учетом актуального уровня развития ребенка. Мониторинг и анализ усвоения данной программы является основанием для корректировки программы.

Контингент воспитанников ДОУ для детей с ОВЗ разнообразен. Благоприятные условия для максимально возможного развития разных в психологическом отношении детей создаются за счет сочетания в образовательном процессе индивидуальных коррекционно-развивающих программ узконаправленных специалистов.

  • Приложение 1
  • Приложение 2
  • Приложение 3
  • Приложение 4

Источник

Лаврикова Светлана
Индивидуальная программа сопровождения ребенка с ОВЗ

Индивидуальная программа сопровождения ребенка с ОВЗ

Перспективный план реализации программы сопровождения

ребенка с ОВЗ

Цель: компенсация и коррекция недостатков в развитии, подготовка к обучению в школе.

Задачи:

— развитие познавательного интереса и познавательной активности;

— формирование социальных представлений («Я среди взрослых и сверстников», «Я среди детей»);

— развитие коммуникативного поведения;

— развитие словесной регуляции (в форме словесного отчета) поведения и деятельности;

— развитие коммуникативной функции речи (диалогической с использованием речевых и неречевых средств коммуникации, монологической — рассказ из собственного жизненного опыта, пересказ сказок, коротких рассказов);

— коррекция звукопроизношения и других речевых нарушений;

— развитие сенсорно-перцептивной способности (преимущественно в различных видах деятельности);

— формирование познавательной направленности на установление функциональных связей между объектами и явлениями («Что это?», «Что делает?», «Почему он такой?»);

— развитие способности к замещению, воображению (в игре, в рисовании, в речи);

— формирование пространственных, временных и количественных представлений;

— формирование эстетических предпочтений;

— формирование произвольных движений;

— формирование операционально-технической стороны деятельности (культурно-гигиенических, трудовых, конструктивных и графомоторных навыков, зрительно-двигательной координации, опережающих движений глаз и т. п.);

— формирование игровых навыков в процессе сюжетно-ролевых, театрализованных игр и игр с правилами;

— формирование готовности к обучению в школе.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Ведущий вид деятельности на занятиях: игра

Содержание работы:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ И ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ

— формирование познавательных установок «Что это такое?», «Что с ним можно делать?», «Зачем он нужен?», «Почему он такой?», (акцент делается на последней из них).

— знакомство с функциональными, пространственными и качественными признаками объектов.

— обучение анализу, сравнению, классификации, выполнение элементарных обобщений.

— создание партнерских отношений в игре, (социальная сфера «ребенок среди сверстников» становится предметом особого внимания педагогов).

— развитие интереса к собственной жизни во временном аспекте (что было? что будет? каким он будет? и т. д.).

— выполнение элементарных опытов, упражнений, практически ориентировочно-исследовательских действий с предметами, наблюдений, показа натуральных предметов и их моделей, показа видеоматериалов, кинофильмов, диафильмов, фотографий, иллюстраций, картин и картинок, которые сочетаются со словесными объяснениями, рассказом педагога или беседой, чтением художественной литературы.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

— проведение специальных занятий по физическому воспитанию.

— проведение лечебной физкультуры и массажа.

— проведение коррекционной гимнастики, утренней зарядки, подвижных игр.

— организация спортивного досуга, праздников и развлечений.

— Длительность занятий и физические нагрузки строго индивидуальны и меняются в зависимости от особенностей психофизического состояния ребенка, метеоусловий, времени года и т. п.

ИГРА

Основное внимание обращается на совершенствование игровых действий ребенка с природными, строительными и бросовыми материалами.

— продолжение обучения ребенка сюжетно-ролевым играм

— уточнение и закрепление навыков сюжетно-ролевой игры

— использование сюжетно-ролевой игры в сочетании с сюжетно-дидактической.

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

— совершенствование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков,

— дальнейшее развитие навыков хозяйственно-бытового труда,

— труда в природе и ручного труда,

— активное вовлечение ребенка в посильный повседневный самообслуживающий и хозяйственно- бытовой труд.

КОНСТРУИРОВАНИЕ

— выполнения построек по собственному замыслу,

— совместное конструирование,

— создание графических моделей,

работа с простейшими схемами-планами,

— использование символических средств, предварительного планирования,

— усиление межпредметных связей.

— продолжение формирования у ребенка полных и устойчивых представлений об окружающей действительности, о пространственных свойствах объектов.

— совершенствование сенсорно-перцептивных способностей ребенка, его наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, функции речи, операционально-технических умений, системы «глаз — рука (руки)».

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

— формирования элементарных математических представлений

— расширение, уточнение и закрепление полученных ребенком математических представлений.

— активное использование и закрепление математических представлений на занятиях по конструированию, рисованию, лепке, аппликации и др.

— накопление чувственного и информативного опыта.

–проведение дидактических игр и разнообразных игровых упражнений с математическим содержанием: игр с водой, песком, различными сыпучими материалами, бумагой, предметами, плоскостными и объемными моделями, многофункциональным дидактическим оборудованием.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

— уделение большего внимания развитию самостоятельности ребенка в процессе деятельности, которая не только приносит ребенку удовольствие, удовлетворяет его потребности в активности, творчестве, но и приобретает социальную мотивацию (нарисовать открытку для мамы, сделать альбом для малышей и т. п.).

— создание условий для самостоятельных занятий ребенка изобразительной деятельностью в свободное время.

— поощрение даже слабых попыток ребенка к созданию изображений.

— помощь ребенку в определении содержания будущего рисунка, реализации задуманного.

— расширение тематики изобразительной деятельности ребенка и накопление им изобразительного опыта.

— способствование развитию общения между детьми, умению налаживать деловые отношения друг с другом, действовать сообща и добиваться общего результата.

— расширение и обогащение содержания детских работ.

— совершенствование умений ребенка передавать связное содержание изобразительными средствами.

— совместная деятельность педагога и ребенка, а также деятельность ребенка под руководством педагога.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

— совершенствование способности эмоционально, адекватно воспринимать музыку различного характера,

— дальнейшее развитие его слухового внимания, музыкального слуха (звуко-высотного, ритмического, динамического, тембрового,

— развитие умения участвовать в различных видах музыкальной деятельности (пении, танцах, музыкально-дидактических и хороводных играх, игре на детских музыкальных инструментах).

— организация работы по следующим направлениям: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах.

— осваивание навыков звукообразования, дыхания, дикции, чистоты интонирования, элементы ансамбля.

— развитие музыкально-ритмических движений, пантомимики, театрально-игровой деятельности.

— использование элементов музыкально-ритмических движений разными специалистами в процессе групповых и индивидуальных коррекционных занятий с детьми.

— обучение дошкольника играм с музыкальными игрушками и инструментами.

— применение музыкальных инструментов на других занятиях: во время рисования, конструирования, аппликации, игр, направленных на развитие координации движений и т. д.

Календарный план индивидуально ориентированной коррекционной работы с ребенком с ОВЗ

На основании диагностики (наблюдения) было выявлено недоразвитие словарного запаса и общей осведомленности, низкий уровень восприятия, нарушение памяти, недоразвитие пространственных отношений, недостаточный уровень логического мышления.

Занятие 1

Цель:

— содействовать развитию интеллектуальных способностей: активного словарного запаса и общей осведомленности.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Дидактическая игра «Знание названий предметов».

Перед ребенкомраскладывается 9 картинок: яблоко, морковь, роза, груша, тюльпан, капуста, подсолнух, вишня, гвоздика. Потом просят назвать каждый предмет. При ответе, например, «Это цветок», просят уточнить, какой именно. Если ребенок называет предмет неверно, то педагог в конце задания должен исправить его ошибки.

2. Словесная игра «Угадай по описанию».

Педагог описывает предмет, находящийся в комнате, обращая внимание на его отличительные свойства и признаки. Ребенок угадывает. Затем ребенок загадывает свой предмет

Занятие 2

Цель:

— развивать такие свойства внимания, как направленность, распределение и переключение.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Словесная игра «Угадай по описанию».

Усложнение: загадывается предмет, не находящийся в комнате.

2. Дидактическая игра «Найди одинаковые предметы».

Ребенку раздаются картинки с пятью предметами, два из них одинаковые. Их и нужно отыскать.

3. Игра «Делай по заданию».

Педагог называет различные слова: стол, чашка, банан, змея, ручка и т. д. Ребенок должен, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Например, хлопнуть, когда встретится слово, обозначающее растение.

Занятие 3

Цель:

— развивать основные свойства внимания (сосредоточенность, устойчивость, переключение).

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Игра «Делай по заданию».

Другой список слов. Другое задание, например, когда названо животное, надо топнуть.

2. Дидактическая игра «Найди отличия».

Даются две одинаковые на первый взгляд картинки. Надо найти 10 различий между ними.

3. Настольная игра «Лабиринты».

Дается карточка с изображением лабиринта. Необходимо выполнить задание.

Занятие 4.

Цель:

— развивать распределение внимания, его объем, переключение.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Настольная игра «Лабиринты».

2. Игра «Делай по заданию».

Усложнение: объединяются два задания (растение – хлопнуть, животное – топнуть).

3. Дидактическая игра «Что изменилось?».

Ребенок должен внимательно посмотреть на ряд предметов на картинке, рассказать, что за предметы он видит, назвать каждый предмет.Затем ему предъявляется другая картинка с изображением тех же предметов плюс еще один и предлагается ответить на вопрос: «Что появилось?».Можно предъявлять картинки наоборот и спрашивать: «Чего не стало?».

4. Дидактическая игра «Что не дорисовано?».

Ребенку даются картинки и достаточное время (1-2 минуты) для того, чтобы ребенок смог найти недостающую деталь.

Занятие 5.

Цель:

— развивать зрительное и слуховое восприятие.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Дидактическая игра «Разложи по порядку».

Раздаются серии карточек с рисунками. Надо выложить их перед собой в заданной логической последовательности.

2. Задание в тетрадях «Дорисуй до образа».

В тетради или на отдельной карточке простым карандашом нарисованы контуры. Ребенок должен придумать, кто или что из этого может получиться и дорисовать.

3. Слушаем музыку.

Ребенок прослушивает запись музыкального отрывка (Чайковский П. И. «Времена года») и рассказывает о своих впечатлениях. Можно зарисовать.

Занятие 6.

Цель:

— развивать основные виды восприятия.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Приметы времен года.

Дошкольник рассказывает о приметах всех времен года. Зарисовывает в тетрадях приметы осени (ранней и поздней) – включена музыка.

2. Дидактическая игра «Зашиваем ковер».

У ребенка карточка-коврик с дырками и несколько «заплаток». Надо выбрать только те заплатки, которые могут закрыть дырки на ковре.

Занятие 7.

Цель:

— развивать двигательную, зрительную, словесно-логическую память.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Упражнение «Воспроизведи по памяти».

Последовательно показываются карточки с изображением геометрических фигур (время предъявления – 10 секунд). После демонстрации каждой карточки ребенок зарисовывают в тетрадь увиденные геометрические фигуры в том же порядке. Карточки предъявляются от простого к сложному.

2. Игра «Кто больше запомнит».

Педагог и ребенок садятся напротив друг друга. Первый называет любое слово. Следующий участник игры повторяет названное слово и произносит любое свое. Первый участник игры повторяет уже два предыдущих слова и добавляет свое и т. д. Победителем становится тот, кто сможет воспроизвести большее количество слов.

3. Игра «Двигательная память».

Взрослый в течение 15 секунд должен показывать танцевальные движения. Затем ребенок повторяет их как можно точнее.

Занятие 8.

Цель:

— развивать зрительную, долговременную и словесно-логическую память.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Словесная игра «Цвета».

Ведущий предлагает назвать пять предметов одного цвета. Если ребенок за одну минуту не сможет припомнить пять предметов названного цвета, выбывает из игры.

2. Игра «Рисуем по памяти узоры».

На листе бумаги нарисован узор. Ребенок две минуты смотрит на этот узор. После этого рисунок убирается, и дошкольник воспроизводит его по памяти в тетрадях.

3. Игра-соревнование «Слова».

Надо вспомнить как можно больше слов,относящихся к заданной теме: школа, математика, музыка, книга, искусство, зима, лето и т. д. На каждую тему дается 5-10 минут. На одном занятии дается 2-3 темы.

Занятие 9.

Цель:

— развивать основные виды памяти.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Воспроизведение рассказа.

Ребенку читается короткий текст. Затем он пересказывает текст.

2. Игра-соревнование «Чей предмет?».

Игра заключается в том, что на глазах у ребенка педагог кладет на стол по одному предмету. Ребенок смотрит и старается запомнить, в какой последовательности были положены предметы. Оцениваются ответы дошкольника. В роли водящего должен выступить и сам ребенок.

Занятие 10.

Цель:

— развивать восприятие пространственных соотношений.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Игра «Большой – маленький».

Ребенок рассматривает различные предметы, плоские фигуры, изображения на картинках и определяет, какие из них большие, какие маленькие.

То же – высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий, толстый – тонкий.

2. Игра «Сравни предмет».

Ребенку дается карточка с заданием,направленным на развитие понятий: больше, меньше, короче, длиннее, шире, уже, выше, ниже. Можно менять карточки и задания к ним.

3. Подвижная игра «Стань по заданию».

Дошкольник выполняет команды ведущего: встать слева от стола, стула и т. д., сзади, спереди и т. п. Педагог и ребенок все время меняются. Обучается и тот, кто выполняет команды и тот, кто подает их.

Занятие 11.

Цель:

— развивать восприятие пространственных отношений, умение ориентироваться на листе бумаги.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Игра «Большой – маленький».

Другие варианты.

2. Дидактическая игра «Составь картинку».

Ребенку дается цветная предметная картинка, разрезанная на 4-6 частей. Он должен узнать изображение и составить целую картинку.

Усложнение – использовать картинки с изображением 2-3 предметов, сюжетные картинки, пазлы.

3. Подвижная игра «Стань по заданию».

4. Дидактическая игра-рисование «Разноцветный коврик».

У ребенка белый альбомный лист бумаги и набор цветных карандашей, где обязательно есть красный, синий, зеленый и желтый.

Педагог диктует задание: «Нарисуй в центре листа большой желтый круг и закрась его. В правом верхнем углу – красный квадрат. В левом нижнем углу – желтый квадрат. По левой стороне – длинный синий прямоугольник. В правом нижнем углу – большой зеленый треугольник и закрась его. Под большим желтым кругом – маленький красный круг и закрась его. В верхнем левом углу – красный овал. Слева от красного квадрата – маленький зеленый треугольник. Слева от большого зеленого закрашенного треугольника – маленький красный квадрат».

Задания могут быть любые, но у педагога обязательно должен быть образец для проверки.

Занятие 12.

Цель:

— развивать логическое мышление.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Дидактическая игра «Классификация предметов».

Ребенку дается набор картинок с изображением цветов (3, овощей (3, фруктов (3). Нужно разложить их на три части и объяснить, почему именно так разложил.

Можно использовать и другие картинки – мебель, посуда, одежда, транспорт, дикие и домашние животные и т. д.

2. Дидактическое задание «История в картинках».

При первом проведении игры ребенку дается 3-4 картинки, а он должен разложить их так, чтобы получился связный рассказ.

3. Игра «Как это можно использовать?».

Задание: как можно использовать…карандаш (кирпич, бумагу и т. п.). За правильный ответ – фишка.

Источник