Индивидуальная программа психолога развития ребенка инвалида в доу
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА-ИНВАЛИДА
Пояснительная записка
Данная программа является адаптированной образовательной программой дошкольного образования для ребенка-инвалида с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Основная задача коррекционно-педагогической работы — создание условий для всестороннего развития ребенка-инвалида в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Индивидуальная программа коррекционного сопровождения раскрывает особенности осуществления дифференцированного обучения и воспитания ребёнка-инвалида (детский церебральный паралич) в зависимости от степени тяжести дефекта и индивидуальных особенностей. В случае невозможности комплексного усвоения отдельными воспитанниками программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтверждается в установленном порядке психолого-медико-педагогической комиссией или заключением реабилитационной.
Цель:
- стимулировать общее развитие ребенка;
- повысить уровень самостоятельности ребенка;
- развивать общую и мелкую моторику ребенка;
- обеспечивать психологическую и педагогическую поддержку родителям
Задачи:
- развитие познавательных способностей (внимания, памяти, мышления);
- формирование понятий размера, формы, цвета;
- формировать представления о частях собственного тела;
- формирование общения, развития речи: зрительно-слуховой, эмоциональный контакт со сверстниками.
- расширение объема понимания обращенной речи.
- использование в общении вербальных и невербальных средств: сосредоточение зрительно го и слухового внимания, общение с помощью предметных действий, использование жестов и звуков.
- развитие крупной и мелкой моторики;
- развитие конструктивных навыков;
- развитие игровой деятельности;
- формирование у ребенка интереса к игрушкам, предметам.
- формирование общения взрослого с ребенком, их сотрудничество;
- формирование адекватного поведения;
- формирование общения «взрослый-ребенок».
Принципы программы:
- полноценное проживание ребенком дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, в рамках которой ребенок активно выбирает содержание своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество организации с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- стимулирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Характеристика развития ребёнка
Психолого-педагогическое представление на ребенка
Ф.И.
Особенности моторики:
Особенности развития познавательной сферы:
— внимание –
— восприятие –
— память –
— мышление –
Личностные особенности
Уровень адаптивного поведения:
Развитие речи
Условия реализации программы:
1. Активное деятельностное погружение ребенка в социальный мир
- Необходимо придерживаться определённого стиля общения с ребёнком: стараться говорить высоким голосом, медленно, пользоваться простыми короткими предложениями и иногда повторять сказанное несколько раз.
- Для стимуляции речевого поведения инициируйте диалоговое общение. Внимательно слушайте, что произносит ребёнок, попросите его сказать ещё что-нибудь.
- При сложности речевого поведения у ребёнка использовать приёмы дополнительной коммуникации, например, жесты (как дополнение основных слов, обозначающих действие, регулирующих поведение). Кроме жестов можно использовать: картинки, рисунки, фотографии. Важно, чтобы приёмы дополнительной коммуникации использовались не только в детском саду, но и дома, в обыденной повседневной жизни ребёнка.
- Помощь в планировании. Можно составить календарь дел или расписание на день, где с помощью картинок, аппликаций или фотографий ребёнку будет предлагаться то или иное действие, которое он сможет выбрать и выполнить самостоятельно или с помощью взрослого.
- Обучение ребёнка (имеется в виду не только в процессе занятий, но и получение ребёнком самого разнообразного опыта в повседневной жизни) проводить с опорой на зрительные, тактильные ощущения. Обучение через речевые инструкции – самая слабая часть. При проблемах со зрением делать упор на тактильные ощущения, кинестетический канал восприятия. Можно подключать обоняние.
- Постепенно и поэтапно включать ребёнка в сюжетно-ролевую игру.
- Стараться сохранять постоянство окружающей ребёнка среды (время, место, повторение последовательных ритуалов).
2. Участие семьи воспитанника в образовательном процессе
Все усилия специалистов могут быть сведены на нет, если родители сами не будут включаться в процесс помощи ребёнку. Поэтому в своей работе специалисты ДОУ ориентируются, прежде всего, на семью. Такой подход включает:
- одновременную работу со всей семьёй (и с родителями, и с ребёнком);
- формирование детско-родительских отношений;
- встраивание развивающих и помогающих технологий в режим жизни семьи и ребёнка;
- привлечение семьи к активному участию в коррекционно-педагогической работе;
- реализацию родителями индивидуальной коррекционной программы развития ребёнка при консультативной поддержке специалистов.
3. Создание развивающего пространства
В работе эффективно используются пальчиковые, театрализованные игры, игры на сенсорное развитие, песочная терапия, арт-терапия и др.
- оборудование и игрушки для развития: ручных навыков; тактильного, зрительного и слухового восприятия; мышления, речи и языка;
- игрушки для поддержки социально-эмоционального развития;
- оборудование для игр с водой и сыпучими материалами;
- материалы для изобразительного творчества;
- фонотека, музыкальные игрушки;
- художественная литература для детей и родителей.
Реализация программы осуществляют педагог-психолог, воспитатель.
Содержание программы распределяется по шести разделам и 2 блокам (1 – работа с ребенком, 2 – работа с семьёй)
Основные этапы психолого-педагогической коррекции
— первый этап — адаптационный — установление контакта с ребенком, имеющим диагноз ДЦП с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его ведущих мотивов и потребностей.
— второй этап — усиление психологической активности ребенка. Формирование механизмов предметной и игровой деятельности как ведущих видов деятельности в дошкольном детстве, продуктивных видов деятельности (рисование, конструирования), ознакомление с окружающим, развития речи, формирование основ самообслуживания с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с ДЦП.
Социализация ребенка с ДЦП, как процесс формирования социальных контактов и правил поведения в обществе.
— третий этап – заключительный (отслеживание динамики развития), подведение годовых итогов, планирование дальнейшего коррекционно-развивающего маршрута для ребенка с ДЦП.
Достижение поставленной цели происходит путём реализации следующих этапов индивидуальной образовательной программы:
1. Начальный этап сбора информации о ребёнке. Данный этап включает в себя изучение анамнеза и сети социальных контактов семьи и ребёнка.
2. Диагностический этап — это изучение когнитивных и эмоционально-личностных особенностей ребёнка, определение зоны актуального и ближайшего развития. На этом этапе проводится психолого-педагогическое обследование ребёнка.
При составлении индивидуальной программы важны результаты наблюдения за поведенческими реакциями ребёнка, анализ истории его развития. Здесь важно учитывать, что ребёнок уже может делать, а чего ещё не умеет. Соответственно, чему новому его нужно научить в первую очередь, а что необходимо закреплять в течение дня в ходе режимных моментов в домашних условиях.
3. Основной, или ключевой, этап — улучшение психического состояния ребёнка, развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы. Это реализация программы в процессе развивающих занятий. Здесь необходимо разделить каждое новое умение на составляющие его действия. Всё новое нужно вводить постепенно, двигаться маленькими шагами, чтобы ребёнок был в состоянии это освоить. После того как ребёнок овладел одной из задач программы, нужно внести в неё изменения и дополнения с учётом практического опыта.
4. Аналитический этап — анализ результатов эффективности психолого-педагогической работы.
5. Заключительный этап включает в себя подведение итогов работы.
Перечень нормативных документов, на основании которых реализуется рабочая программа:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3«Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Программно – методическое обеспечение:
Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Программа Козырева Е.А., Шварцман О.А. «Психолого-педагогическое сопровождение развития дошкольников».
Екжанова. Е. А, Стребелева. Е.А. Коррекционно — развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.
Коррекционно-развивающая программа «Тропинка к себе» для детей дошкольного возраста 4-5 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Борякова, Н.Ю., Касицына, М. А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду // Методическое пособие- Москва, 2004.- С.89
Верещагина Н.В. «Особый ребенок» в детском саду // Практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работе с детьми с множественными нарушениями в развитии – Санкт Петербург, 2010. – С.156
Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата- М.,2001
Маркова, Л. С. Построения коррекционной среды для дошкольников с ДЦП // Методическое пособие-Москва,2005.-С.146
Мамаева, А.В. Проявление коммуникативных нарушений с церебральным параличом, сочетающимся с интеллектуальным и речевым недоразвитием // Методические рекомендации – Красноярск, 2010. – С.104
Смирнова, И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП.// Учебно-методическое пособие – СПб. Издательский центр «Детство ПРЕСС» 2003.-С.153
Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного / Под ред. Е.А. Стребелевой.- М., 1998
Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной.-М., 2003
Шипицина Л.М, Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учебное пособие. – М.., 2004
Взаимодействие с семьями воспитанников:
Форма участия родителей в реализации программы:
- Осуществление коррекционно – развивающего взаимодействия с ребёнком в домашних условиях в соответствии с рекомендациями специалистов.
- Создание дома необходимой коррекционно – развивающей среды.
- Обеспечение необходимого режима для ребёнка.
- Активное участие в корреционно – развивающих занятиях специалистов.
- Проведение необходимых диагностических и лечебно – профилактических мероприятий в учреждениях здравоохранения по рекомендациям специалистов.
Содержание помощи семьям воспитанника:
Индивидуальные формы помощи:
- Индивидуальная консультация о возрастных особенностях детей дошкольного возраста и об индивидуально-типологических особенностях ребёнка.
- Индивидуальная консультация о способах коррекционно-развивающего взаимодействия с ребёнком.
- Индивидуальные консультации по созданию дома коррекционно-развивающей среды для ребёнка.
План работы с семьей воспитанника:
Месяц проведения | Форма проведения/тематика | Ответственный специалист |
Декабрь | Диалог между специалистами МБДОУ и родителями «Сотрудничество детского сада и семьи в развитии «Особого ребенка» | Педагог-психолог Воспитатель |
Январь | Консультация «Психологические особенности детей ДЦП» | Педагог-психолог |
Февраль | Семинар-практикум «Коррекционно-развивающая работа по формированию мелкой моторики рук у детей с ДЦП» | Воспитатель |
Март | Мастер-класс «Познавательные игры для детей 5 лет» | Педагог-психолог |
Апрель | Мастер-класс «Домашняя изостудия: развитие художественных навыков и мелкой моторики ребенка с ДЦП» | Воспитатель |
Май | Диалог между специалистами МБДОУ и родителями «Итоги работы, перспективы на будущее…» | Педагог-психолог Воспитатель |
Источник
ксения мартынова
Программа индивидуального сопровождения ребенка инвалида по зрению
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Омска
«Детский сад»
Согласовано:
Председатель ПМПк
БДОУ г. Омска «Детский сад ___ Согласовано:
Законный представитель ребенка
___/___/ Утверждена:
Заведующий БДОУ г. Омска «Детский сад
___
Программа
Индивидуального сопровождения
ребенка с ОВЗ/ инвалидностью
Срок реализации: 2017- 2018учебный год
Ответственные за реализацию программы: педагог-психолог
г. Омск
Адресат данной программы:, дата рождения -.
Ребенок имеет статус ребенка- инвалида.
Выписка из ИПР: Воспитание и обучение по адаптированным образовательным программам дошкольного образования для детей с нарушением зрения. В психологической помощи, оказываемой в образовательной организации не нуждается.
Выписка из заключения ПМПК: Рекомендуется обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с нарушением зрения. Создание специальных условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации. Занятия с учителем-логопедом, психологом.
Рекомендации по психологическому сопровождению: занятия с педагогом-психологом
Рекомендации по логопедическому сопровождению: занятия с учителем-логопедом
Характеристика данного ребенка (актуальный уровень психического развития): Сформированы навыки опрятности, самообслуживания, частично сформированы навыки ориентировки в окружающем пространстве. В большей степени страдает сенсомоторная сфера, в меньшей – интеллектуально-речевая. Особенности психического развития: познавательная активность соответствует возрастной норме, слабость ориентировочной деятельности, мелкой моторики.
Краткая характеристика семьи и семейно-бытовых условий проживания ребенка. Ребенок воспитывается родителями, в полной семье. Созданы все необходимые условия для проживания и воспитания ребенка, жилищно-бытовые условия семьи – хорошие.
Индивидуальная программа сопровождения направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации. Обучение ребенка происходит в массовой группе детского сада.
Цель программы: создание системы комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (нарушение зрения) в развитии, обучении, воспитании, социальной адаптации.
Задачи определены с учетом этапов коррекционно-развивающей работы с ребенком и включенности участников психолого-педагогического сопровождения:
1. Создать единую психологически комфортную образовательную среду;
2. Преодоление негативных особенностей когнитивной, эмоционально-личностной сфер, через включение ребенка в успешную деятельность.
3. Повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности.
4. Развитие высших психических функций, формирование способов познавательной деятельности, развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка.
5. Развитие зрительного восприятия в единстве с развитием познавательной деятельности в целом.
6. Развитие самостоятельности и самоорганизации.
Направления работы в рамках реализации программы.
Данная Программа включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:
• диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление проблем в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья, подготовку рекомендаций по оказанию ему психолого-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
• коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в развитии личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения.
• консультативная работа обеспечивает непрерывность сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и семьи по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации.
• информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данного ребенка, со всеми участниками образовательного процесса их родителями, педагогическими работниками.
Данная программа реализуется посредством следующих методов и методик:
— Дискуссия, обсуждение, беседа;
— Наблюдение;
— Анкетирование, опрос;
— Консультирование;
— Методы групповой и индивидуальной работы;
-Тренинговые занятия с использованием здоровьесберегающих и инновационных технологий;
— Развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы.
Особенности реализации программы: Обучение ребенка затруднено в связи с нарушением зрительного анализатора, повышенной утомляемостью и истощаемостью, нарушением функционирования крупной и мелкой моторики, нарушением внимания и восприятия.
Организационно-педагогические условия реализации Программы индивидуального психологического сопровождения:
— Использование здоровьесберегающих технологий: динамических пауз, пальчиковой гимнастики, кинезиологических упражнений; релаксационные методы;
— Использование инновационных технологий, методов и средств: игровой терапии, музыкотерапии, арттерапии; игры с песком и водой
— Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных средств;
— Наличие контроля и учета достижений ребенка: входная диагностика (сентябрь 2017 г., итоговая диагностика (май 2018г., заседания ПМПк (установочное, итоговое).
Материально-технические и программно-методические условия реализации Программы: мебель для занятий (стол, стул, ПК, оргтехника, канцелярские принадлежности, психологические методики, дидактические материалы.
Кадровое обеспечение:
Таблица 1.
Нагрузка исполнителей в развитии ребенка в часах
1 Педагог-психолог
2 Учитель-логопед
3 Родители
Сопровождение семьи (ориентировочно в часах)
Режим занятий:
Психологическое сопровождение осуществляется с 18 сентября 2017г. по 15 мая 2018г., в течение 30 учебных недель. Периодичность занятий – 2 раза в неделю, длительностью 20 минут, в первой половине дня.
Логопедическое сопровождение___
___
___
___
Критерии оценки эффективности программы:
— повышение уровня теоретической и практической подготовки ребенка в соответствии с образовательной программой;
— повышение уровня произвольной регуляции эмоций;
— социализация ребенка с ОВЗ, повышение жизненной компетенции;
Прогнозируемый результат:
— Развитие функций общения, контроля своего поведения;
— развитие познавательной мотивации;
— развитие познавательных процессов;
— развитие самостоятельности и самоорганизации.
Циклограмма работы специалистов
Таблица 2.
№
п/п Мероприятие
(форма работы) Частота в месяц Итого часов
ПП УЛ В неделю В месяц
1 Коррекционно-развивающие занятия с ребенком 20’ 20’ 8 2 8
2 Консультирование родителей (сопровождение процесса занятия) 20’ 20’ 2 1 раз в две недели 2
Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения
Таблица № 3.
Этап Содержание Сроки
Ответствен-ные
1этап
Диагнос-тический -диагностическое сопровождение ребенка и его семьи;
-установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка;
-психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития;
-определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик (составление социально — психологической карты семьи);
— установочное заседание ПМПк сентябрь 2017г. – октябрь 2017 г. Педагог-психолог,
учитель-логопед, воспитатель
2 этап
Реализа-ции програм-мы -реализация индивидуальной программы психологического сопровождения;
-оказание необходимой помощи родителям ребенка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсужде-ние);
-просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком;
— коррекционно-развивающие занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы;
-разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей;
ноябрь 2017г. -апрель 2018г. Педагог-психолог,
, учитель-логопед, воспитатель
3 этап
Анализа и коррек-ции -проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы;
-анализ эффективности процесса и результатов сопровождения;
— мониторинг удовлетворенности результатами работы за учебный год (ребенок, родители, педагоги).
— итоговое заседание ПМПк май 2018 г. Педагог-психолог,
учитель-логопед, воспитатель.
Содержательное планирование курса коррекционно-развивающих занятий
Таблица 4
№/
№ Сроки Коли- чество
заня-
тий Содержание
деятельности Примеры используемых методик и упражнений
1. Сентябрь 3 Психолого-педагогическое обследование познавательного развития ребенка 4-5 лет по методике Е. А. Стребелевой «Поиграй», «Коробка форм», «Собери и сложи матрешку», «Сложи разрезную картинку» и др
2. Октябрь 3 Диагностика особенностей личностного развития Наблюдение за игровой деятельностью
4. Ноябрь 8 Развитие зрительного восприятия.
Развивать умение сличать контурные, силуэтные, реальные изображения; описывать предметы и находить их по описанию; составлять целое из частей. «Угадай животных», «Найди цветок для бабочки» «У кого большой мяч», «Найди такой же», «Сравни картинки», «Фигурные таблицы», «Составь целое» «Чья тень», «Собери картинку»и др.
5. Декабрь 8 Развитие осязания и мелкой моторики «Чудесный мешочек»,
«Прищепки», «Бусы», «Шнуровки», «Крышки», игры с песком и водой, и др.
6. Январь 4 Развитие познавательных процессов (памяти, образного мышления, воображения, внимания) «Кого не стало», «Кто лишний», «Что я назвала», «Назови одним словом», и др.
7. Февраль 8 Развитие познавательных процессов (памяти, образного мышления, воображения, внимания)
8. Март 6 Развитие познавательных процессов и эмоционально-волевой регуляции поведения Настольные и роевые игры на расширение кругозора, игры с правилами на развитие самоконтроля. Игры с элементами психогимнастики.
9. Апрель 8 Развитие ориентировки в пространстве. Игры на ориентировку на своем теле, затем в пространстве
10. Май 4 Итоговая диагностика уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления) «Поиграй», «Коробка форм», «Собери и сложи матрешку», «Сложи разрезную картинку» и др
Содержательное планирование курса логопедического сопровождение
Таблица 6
№/
Сроки Коли- чество
заня-
тий Содержание
деятельности Примеры используемых методик и упражнений
Психолого-педагогическая коррекционно-развивающая работа с ребенком
Фамилия, имя: Литвинова Настя
месяц мероприятия дата выполнение
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
Педагог-психолог___
Воспитательно-образовательная коррекционная работа с ребенком
Фамилия, имя Литвинова Настя
месяц мероприятия дата выполнение
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
Март
Апрель
Май
Воспитатель___ группы №___ ___ (___)
Воспитатель___ группы №___ ___ (___)
Источник