Индивидуальная программа по развитию внимания ребенка 5 лет

Индивидуальная программа по развитию внимания ребенка 5 лет thumbnail

Ирина Кузнецова
Программа по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста

Программа по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное образование позиционируется как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Дошкольное учреждение призвано создавать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществлять его подготовку к школе. Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания в старшем дошкольном возрасте. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат. Первоклассники чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости внимания. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.

У дошкольников, как правило, сила концентрации внимания еще мала, так же как переключение и распределение внимания, которые нужно формировать для успешного обучения в дальнейшем. Если вести речь развития внимания в зависимости от возраста, необходимо иметь в виду наличие индивидуальных различий, и притом очень существенных. У разных детей сам процесс развития внимания может идти различно, с учетом индивидуальности.Однако важно одно: свойства внимания можно и необходимо развивать. И важнейшее значение здесь обязательно будет принадлежать взрослому, с которым растет и формируется ребенок.

Данная программа разработана с целью развития произвольного внимания у детей.

Программа состоит из пяти блоков,каждый из которых имеет свою направленность:

1 Блок: развитие произвольности, наблюдательности, объема внимания.

2 Блок: развитие устойчивости внимания.

3 Блок: развитие концентрации внимания

4 Блок: снижение отвлекаемости внимания

5 Блок: как хорошо быть внимательным.

В результате у ребенка не только повысится уровень произвольности внимания, но осознанность и осмысление того, что своим вниманием можно управлять, что существуют определенные способы его контроля, что внимание должно быть устойчивым, что это достигается усилием воли или интересом к деятельности, что в процессе обучения необходимо концентрировать внимание на материале, знать способы повышения уровня концентрации. Ребенок начнет понимать, что не надо отвлекаться на посторонние предметы на уроке, узнает, как предотвратить отвлечение и т. д.

Содержание работы:

Блок 1. Развитие произвольности, наблюдательности и объема внимания

В результате исполнения предложенных упражнений у ребенка должно выработаться представление о том, что своим вниманием можно управлять, он должен знать способы контроля и уметь их исполнять.

Занятие А

Задание 1 Заметить порядок.

Играющим показывают в руке 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд убрать их, спросить о последовательности их расположения.

Дети выстраиваются в произвольном порядке. Водящий на 30-40 секунд поворачивается в их сторону, и отвернувшись перечисляет кто за кем стоит.

Задание 2 Заметить все

Положить в ряд 7-10 различных предметов и прикрыть их. Прикрыв их на 10 секунд закрыть и предложить ребенку перечислить все (последовательность, цвет и т. д.)

Задание 3 Хамелеон

Взрослый рассказывает детям кто такой хамелеон. Затем ведущий начинает спрашивать какого цвета хамелеон, когда он сидит в траве, на бревне, на черном камне, шахматной доске и т. д.

Блок 2. Развитие устойчивости внимания

Ребенок должен представлять о том, что внимание должно быть устойчивым, что это достигается усилием воли или интересом к деятельности и уметь это делать.

Занятие Б

Задание 1 «Шалтай-болтай»

Шалтай-болтай сидел на стене,

Шалтай-болтай свалился во сне.

Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются. На слова «свалился во сне» резко наклоняется вниз.

Задание 2 Слушай хлопки

Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети останавливаются и принимают позу «аиста». Если хлопнет 2 раза – позу «лягушки», а 3 раза – возобновляют ходьбу.

Задание 3 Расставь значки

Материал: бланки, на которых изображены 3-4 вида фигурок (треугольник, ромб, круг). Всего 5-10 рядов по 10 фигур в ряду. Фигуры в ряду расположены произвольно.

Демонстрационный материал: плакат с изображением образца, фигур, где в каждую фигуру вписан свой значок.

Детям предлагается расставить значки по образцу

Расставить значки в ромбах и подчеркнуть квадратики и т. д.

Занятие В День корректурной пробы

Задание 1 предлагаются бланки с изображением девочек

Варианты заданий:

Вычеркнуть девочек с черными бантиками

Вычеркнуть девочек с белыми бантиками и белыми волосами

Задание 2 с хрюшками и буренками проводятся аналогично

Занятие Г Школа разведчиков

Задание1 Кодирование слов

Детям предлагается набор букв, из которых они должны составить слова и закодировать их значками.

Пример: Шифр Р К А У З Б В О Н//1 2 3 4 5 6 7 8 9

Слова рак – 132, ура – 413

Задание 2 Школ шифровальщиков

Набор букв. Предлагается зашифровать слово из букв. Слово дается психологу.

Задание 3 Расшифруй и посчитай

На доске записывается набор букв — арифметические действия. Дети должны расшифровать пример и посчитать.

Блок 3. Развитие концентрации внимания

Ребенок должен представлять, что в процессе обучения необходимо концентрировать внимание на материале, знать способы повышения уровня концентрации и уметь это делать.

Занятие Д

Задание 1 Насос и мяч

Играют двое. Один – большой надувной мяч, другой надувает мяч насосом. «Мяч» стоит обмякнув всем телом. «Насос» начинает надувать «мяч», сопровождая движения рук со звуком «с». С каждой подачей воздуха «мяч» становится все больше. Когда мяч будет надут, товарищи выдергивают из него шланг насоса. Тело мяча вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Играющие меняются местами.

Задание 2 Зеркало

Выбирается водящий, остальные дети – зеркало. Водящий смотрит в зеркало, дети отражают все его движения.

Задание 3 На берегу моря

Дети представляют, что они на море, бросают в воду камушки, слышат крики чаек, а затем ложатся на берегу загорать.

Занятие Е Концентрация на теле

Задание 1 Пальцы

Следует переплести пальцы, оставить большие свободными. По команде «начали» дети вращают большие пальцы вокруг другого, сосредоточившись на этом движении. По команде «стоп» прекращают движения. 5-15 секунд.

Задание 2 Концентрация

Ребенок должен сосредоточиться на органах тела. Если мысли начнут переходить на другой объект нельзя резко одергивать себя и мягко возвращаться к цели концентрации.

Блок 4. Снижение отвлекаемости внимания

Ребенок должен представлять, что не надо отвлекаться на посторонние предметы на уроке, должен знать, как предотвратить отвлечение и уметь это делать.

Занятие Ж

Задание 1 Слушай и исполняй

Дети должна по команде ведущего исполнять действия. Например, повернуть голову направо, смотреть прямо, опустить голову вниз, прямо и т. д.

Задание 2 Птица, рыба, зверь

Ведущий говорит считалку «птица, рыба, зверь, птица…». Неожиданно останавливается на одном участнике. Тот должен назвать птицу, рыбу, зверя, в зависимости от того, на чем остановился ведущий.

Занятие З Сверхвнимание

Участники разбиваются на две группы «мешающий» и «внимательный». Внимательные должны изобразить, сыграть какую-то роль, вжиться в нее, стоять с открытыми глазами и не замечать то, что делают другие.

А мешающие организуют серию провокационных действий. Упражнение проводится в уже сложившихся группах.

Блок 5. Как хорошо быть внимательным

На данном этапе ребенок должен представлять, что надо быть внимательным и сосредоточенным на уроке, знает и умеет это делать.

Занятие И

Задание 1 Самый внимательный

Водящий в течении нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем отворачивается и начинает перечислять в каком порядке они стоят. Стоит вознаградить тех кто не ошибся, проигравшие поют им песню.

Задание 2 Камень, ножницы, бумага

Участники делятся на группы.На счет 3 каждый участник выкладывает на пальцах: камень-кулак, ножницы-2 пальца, бумага-ладонь. Причем кулак побеждает ножницы, ножницы – бумагу, бумага-камень.

Задание 3 Съедобное — не съедобное

Водящий называет предмет — бросает мяч. Если предмет съедобный, то ребенок ловит мяч, если нет, то отбрасывает.

Источник

Краткое описание документа:

Коррекционно-развивающая программа разработана и составлена на основании книги «Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет. Осипова А.А.,М.,2002).

Составитель программы: Астафьева Н.В.

Роль памяти и внимания в развитии ребенка определяющая. С помощью памяти ребенок усваивает новые знания об окружающем мире и самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки.

Память-это запоминание, сохранение информации с последующим воспроизведением человеком собственного опыта. Составляющими памяти являются процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания. В зависимости от цели деятельности памяти разделяют на произвольную и непроизвольную.

Вниманием называют сосредоточенность и направленность психической деятельности человека на определенный момент. Внимание может быть направлено как на объект внешнего мира, так и на собственные мысли и переживания.

У детей дошкольного возраста игра составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность. Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания и произвольной памяти. Развитие произвольной памяти имеет важное значение для подготовки ребёнка к школьному обучению. Сознательная цель – запомнить и припомнить, сосредоточить внимание. Сами условия игры требуют от участников сосредоточенности на предметах, включённых в игровую ситуацию. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением складываются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли. Количество слов, которые запоминает ребенок, выступая, например, в роли покупателя, которому надо купить в магазине определенные предметы, оказывается выше, чем количество слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого.Ребёнок запоминает то, что приобрело в его жизни, в его деятельности важное значение, что его заинтересовало, что вызвало у него сильное и яркое впечатление. При этом дети не ставят себе специальной цели запомнить что-либо. Предметы «запоминаются» как бы сами собой, в процессе игровой деятельности или участия в посильных видах труда.

Во всех играх развиваются — мышление, речь, память, воображение, воля; решаются вопросы совершенствования двигательных навыков, воспитываются нравственные качества. Занятия подвижными играми оказывают большое влияние на всестороннее развитие. Существует прямая связь между движением и умственным развитием. В результате чередования характера деятельности, смены умственной и физической работы, а также применения кратковременных физических нагрузок в быстро меняющейся ситуации, оказывается положительное влияние на протекание психических процессов. Таким образом, в процессе обучения подвижным играм у детей развиваются умственные способности, память в том числе. Чтобы успешно играть, ребенку необходимо запомнить правила подвижной игры. Многие игры содержат стихотворное сопровождение. Запомнить и припомнить стихи, также является необходимостью ребенка в игре. Многие игры заставляют ребенка запомнить свое место (домик), расположение водящего, персонажей. А также ребенку нужно запомнить способ передвижения. Все в подвижной игре очень интересно ребенку, достаточно быстро запоминается, долго сохраняется в памяти.

Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста, состоит из 20 занятий. Продолжительность каждого занятия -30 минут. Занятия проводятся в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала.

Цель программы: создание оптимальных условий у старших дошкольников для развития памяти, внимания, речи, навыков обучения и умения работать в команде . В основе предложенной программы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка.

Источник

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА

«Развитие памяти и внимания у младших школьников»

для детей 7 — 9 лет

 Автор: Крупенникова Н.А.

                                                                                                                           Педагог – психолог

                                                                                                              МБОУ «Средняя        общеобразовательная

школа № 8 им. Бусыгина М.И.»

Пояснительная записка.

        В рамках ФГОС начального общего образования есть обязательное направление -коррекционно-развивающая работа. Одной из задач коррекционной работы является оптимизации отдельных психологических функций, обеспечивающих поведение и обучение.

        Современная школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам. В период дошкольного детства формируются предпосылки учебной деятельности детей, происходит перестройка восприятия, внимания, мышления, памяти детей. Эти процессы из непроизвольных превращаются в произвольные.

Внимание — это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте; необходимое условие качественного выполнения любой деятельности. Оно выполняет функцию контроля и особенно необходимо при обучении, когда человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями.

Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира  и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Внимание и память в значительной мере определяют ход и результаты учебной работы. Психические процессы  могут быть непроизвольными (непреднамеренными) и произвольными (преднамеренными). Непроизвольность не зависит от нашего желания, от нашей воли или намерений. Оно происходит, возникает как бы само по себе, без всяких усилий с нашей стороны.

        Уровень развития внимания и памяти во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Обучаясь в школе, ему необходимо будет выполнять задания, требующие сосредоточения внимания волевым усилием и запоминания необходимой информации. Поэтому для  учеников большое значение имеет развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно с развитием отдельных его свойств (объема, концентрации, переключения, устойчивости) и произвольной памяти, которая развивается по мере освоения ребёнком приёмов запоминания.

        Таким образом, чтобы подготовить ребёнка к полноценной учебной деятельности, необходимо целенаправленно формировать у детей произвольность психических функций.

Основная цель реализации программы: развитие и коррекция внимания и памяти.

Задачи:

  1. Учебная: познакомить учащегося с понятиеми «внимание» и «память», его свойствами.
  2. Развивающая: развивать основные свойства внимания и памяти, произвольности.
  3. Воспитательная: укреплять и развивать волевые качества личности.

Участники программы – дети 7-9лет.

Форма организации -индивидуальная

Основные методы – упражнения, игры

Количество занятий -10, продолжительность занятий-30 минут.

Критерии и механизм отслеживания: Первичная диагностика, итоговая диагностика

( методики: “10 слов”, “10 предметов”, “Опосредованная память”, “Корректурная проба”, “Да и нет”, “Графический диктант”).

Прогнозируемый результат. У детей прошедших курс занятий по данной программе

— повышается концентрация, переключаемость, устойчивость внимания;

— увеличивается объем вербальной и зрительной памяти;

— формируются приёмы запоминания;

— повышается уровень развития смысловой памяти;

— формируется самостоятельность в выполнении заданий.

По результатам пройденного курса, ребенок будет иметь опыт  наблюдения, внимательности, наблюдательности, ведения диалога, понимать и выполнять инструкцию, анализировать, сопоставлять сравнивать, делать выводы и главное применять в жизни.

Техники и технологии используемые в программе:  диагностика, наблюдение, дидактические игры и упражнения.

Содержание занятий

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

Занятие №1

«Первичная диагностика»

1

1

2

Занятие №2

Развитие и коррекция внимания, восприятия:»Найди отличия», «Летает — не летает» «Да и нет — не говорить”»

Развитие и коррекция памяти:

«Каскад слов», «Запомни картинки «, «Слушай всё запоминай — на вопросы отвечай»

Работа в тетради: «Графический диктант»

1

1

3

Занятие №3

Развитие и коррекция внимания, восприятия:»Сравни картинки», “Съедобное — не съедобное”

Развитие и коррекция памяти:

«Запомни парочки» «Запомни и нарисуй», «Весёлые таблицы»

Работа в тетради:»Графический диктант»

1

1

4

Занятие №4

Развитие и коррекция внимания, восприятия:»Птица — не птица», » Чего не стало»

Развитие и коррекция памяти:»Пиктограммы», «Запомни и нарисуй», «Весёлые таблицы»

Работа в тетради:

«Графический диктант», «Корректурная проба»

1

1

5

Занятие №5

Развитие и коррекция внимания, восприятия:»Бывает- не бывает», «Цифровая таблица»

Развитие и коррекция памяти:

«Слушай всё запоминай, на вопросы отвечай», «Посмотри на картинку, а запомни слово»

Работа в тетради:»Нарисуй по образцу” (по клеткам)

1

1

6

Занятие №6

Развитие и коррекция внимания, восприятия:»Топ- хлоп», «Не пропусти растение»

Развитие и коррекция памяти:»Послушай внимательно и повтори», «Посмотри на картинку, а запомни слово»

Работа в тетради: «Нарисуй по образцу” (по клеткам), «Расставь значки».

1

1

7

Занятие №7

Развитие и коррекция внимания, восприятия:»Разложи палочки также», «Да и нет — не говорить”»

Развитие и коррекция памяти:»»Пересказ»», «Посмотри на картинку, а запомни слово»

Работа в тетради: «Нарисуй по образцу” (по клеткам), «Корректурная проба»

1

1

8

Занятие №8

Развитие и коррекция внимания, восприятия:»Да и нет — не говорить”», «Не пропусти профессию»

Развитие и коррекция памяти:»Послушай внимательно и повтори», «Посмотри на картинку, а запомни слово»

Работа в тетради: «Нарисуй по образцу” (по клеткам), «Расставь значки»

1

1

9

Занятие №9

Развитие и коррекция внимания, восприятия:»Найди отличия», «Не пропусти животное»

Развитие и коррекция памяти:»Пересказ», «Опосредованная память», «Выполни движение»

Работа в тетради:»Нарисуй вторую половину» (по клеткам), «Расставь значки»

1

1

10

Занятие №10

«Итоговая диагностика»

Список использованной литературы:

1. Архипова И. А. Подготовка ребенка к школе. — Екатеринбург, 2004.

2. Гаврина С. Е. , Кутявина Н, Л. и др. Развиваем внимание. — М. , 2003.

4. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. — СПб. , 2004

5. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. М., 2001.

 6. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания.: программа для детей 5– 9 лет. – М.: ТЦ Сфера 2004 – 104 с.

7. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. — Екатеринбург, 2003.

8. Узорова О. В, Нефедова Е.А.350 упражнений для подготовки детей к школе.- М., 2003.

9.Фомина Л.В. Сенсорное развитие. Программа для детей в возрасте (4) 5-6 лет. М., 2001.

Приложение 1.

 Игры и упражнения на развитие и коррекцию внимания.

Картинки «Найди отличие»

Дидактический материал: две картинки с похожими изображениями одного и того же предмета.

Задача ребенка найти, чем отличаются картинки друг от друга.

  1.  «Не пропусти животное (растение, профессию)»
  2. Зачитывается список слов. Задача ребенка хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово,
  3. обозначающее, например, животное.

В другой раз можно предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем  возможно объединение  первого и второго задания. Упражнение развивает внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширяет кругозор и познавательную активность ребенка.

Вариант1

стол, книга, лошадь, стул, дверь, виноград, собака, ножницы, книга, туфли, карандаш, мяч, окно, кошка, сапоги, коза, стекло, дом, дорога, яблоко, дерево, ковер, лев, стена, крыша, арбуз, санки, снег, тигр, кровать, тетрадь, вилка, лед, елка, заяц, волк, галстук, лимон, медведь, дыня, чайник, тарелка, полка, масло, пальто, белка.

Вариаат2

МАШИНА, МЕДВЕДЬ ПУЛЕМЁТ, КЕНГУРУ, ПРЫГУН, ЧАЙНИК, ЛИСА ФОТОГРАФ, ЁЖ, КОШКА, МУЗЫКАНТ, ПИРОГ, ТИГР, АРТИСТ, СВЕЧА, ЛОСЬ, ОБЕЗЬЯНА,  ГАЗЕТА, КОНТРОЛЁР, ШУТКА, РЫСЬ,  СОЛНЦЕ, МЫШЬ,  ГОЛОВА, БЕРЕГ, ЗЕБРА, РОЩА, СОБАКА, САМОВАР, ВОЛК, ПАЛЬТО, ПЕВЕЦ, ЕНОТ, БОБР, ЛОШАДЬ СЛОВАРЬ, ВОДОЛАЗ, ВАЛЬС,  ОВЦА, ПУЛЕМЁТЧИК…

Вариант 3

ДОРОГА, БЕРЁЗА, САМОЛЁТ, ПШЕНИЦА, РОЗА, ЗМЕЯ, ДУБ, КУКЛА, ГРИБ, ШКОЛА, ШИПОВНИК, РОМАШКА, МАЛИНА, ТОПОЛЬ, МУРАВЕЙ, ГРАФИН, ГВОЗДИКА, ГВОЗДЬ, МУЗЕЙ, ТЕАТР, ИГРА, ИВА, ВОРОБЕЙ, ПАЛЬМА, ПАЛАТКА, КИНО, КЕНГУРУ, ОДУВАНЧИК, ГОРОД, СОБАКА, КРАПИВА, ВАСИЛЁК, КУВШИН, МОЛОКО, ТЮЛЬПАН, ТЫКВА, ТЕРЕМОК, ЛЕС, ЕЛЬ, СОСНА, ДОРОГА, КНИГА, ИСКУССТВО,  МУЗЫКА, ОСИНА, БАЛЕТ,  МИМОЗА…

Вариант4.

ЛАМПА, ВОДИТЕЛЬ, НОЖНИЦЫ, МЕХАНИК, ЛИПА, ТОКАРЬ, СТАЛЕВАР, ЯБЛОКО, БОЛТУН, АРХИТЕКТОР, КАРАНДАШ, СТРОИТЕЛЬ, ГРОЗА, ОБРУЧ, СТОЛЯР, МЕЛЬНИЦА, ТКАЧ, ПОПУГАЙ, ПЕКАРЬ, ШАХТЁР, ЛИСТОК, ЭКСКУРСОВОД, УЧИТЕЛЬ, СЕНО, ТЕРПЕНИЕ, КОНДИТЕР, ОЧКИ, РЕКА, ПРОДАВЕЦ, ТЕТРАДЬ, ЗАКОН, ПАРИКМАХЕР, ЦВЕТОВОД, ФАНТАЗИЯ, ТРАКТОРИСТ…

 «Летает — не летает»

  1. Зачитывается список слов. Задача ребенка хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово,
  2. обозначающее, летающий  объект.

ОКНО, ЛЁД, ВОРОБЕЙ, РАМА, КНИГА, МУХА, ШУМ, ЛОМ, САМОЛЁТ, ДЯТЕЛ, ВОДА, САД,  ВЕРТОЛЁТ, ПЕРО, ШЛЯПА, СТРЕКОЗА, ЛАСТОЧКА,   КОРОВА, КОМАР,  КОШКА,  ПЧЕЛА, ПОЛ, РУКА, ЛИЦО, СТОЛ, РАКЕТА, СТУЛ, ШКАФ, БАБОЧКА ПОЛКА, ХЛЕБ, ОСА

 «Съедобное – несъедобное»

Зачитывается список слов. Задача ребенка хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее съедобное.

  Барабан, кубики, сосиска, тарелка, сыр, шляпа, телевизор, майка, динозавр, торт, ложка, диван, арбуз, кирпич, булка, творог, ложка, тарелка, банан, конфета, стол, салфетка, бутерброд, завтрак, йогурт.

 «Да и нет, не говорить»

Задача ребенка отвечать на вопросы, исключая ответы «да» и «нет».

Вариант 1:
Ты сегодня завтракал?

Тебе  нравится  твоя прическа?
Ты сегодня не опоздал в детский сад?

Сколько тебе лет?

Ты  любишь смотреть мультфильмы?

Ты хочешь идти в школу?

Ты любишь, когда тебе читают сказки?

Тебе нравится смотреть мультфильмы?

Ты любишь гулять?

Ты любишь играть?

Снег идет летом?

Солнце светит ночью?

Суп едят вилкой?

Цыплята умеют плавать?

Снегирь- это перелётная птица?

Скворечник – это домик для насекомых?

Ёлка зелёная?

Вариант2:

Берлога медведя на ветке?

Яблоки созревают зимой?

Листья желтеют осенью?

Воробей это птица?

У машины 4 колеса?

Лиса живет в логове?

Понедельник- это часть суток?

Стихи поют?

Пирамидка – это школьная принадлежность?

Ты любишь читать?

Луна квадратная?

В неделе 5 дней?

Стол – это электроприбор?

Апельсин синий?

Снег тает весной?

Ёж впадает в спячку?

«Топ-хлоп».
Ведущий произносит фразы-понятия — правильные и неправильные.
Задача ребенка  хлопать, если выражение верное, или  топать, если выражение  не правильное.
Примеры:

Летом всегда идет снег.

Картошку едят сырую.

Ворона — перелетная птица.

«Бывает – не бывает»

Ведущий называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч ловить не нужно.

Ситуации можно предложить разные:

  1. Папа ушел на работу.
  2. Поезд летает по небу.
  3. Кошка хочет есть.
  4. Человек вьет гнездо.
  5. Почтальон принес письмо.
  6. Зайчик пошел в школу.
  7. Яблоко соленое.
  8. Бегемот залез на дерево.
  9. Шапочка резиновая.
  10. Дом пошел гулять.
  11. Туфли стеклянные.
  12. На березе выросли шишки.
  13. Волк бродит по лесу.
  14. Волк сидит на дереве.
  15. В кастрюле варится чашка.
  16. Кошка гуляет по крыше.

«Чего не стало?»

Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот,  и т. п. в количестве 10-15 штук) раскладывают на столе. Ребёнку предлагают в течение 30 секунд  рассмотреть и запомнить предметы; затем предметы закрываются ширмой  и убирают 1-2 предмета. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов. Задача ребенка назвать каких предметов не стало.

«Птица — не птица».

Задача ребенка внимательно слушать текст и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, хлопнуть в ладоши

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Сойки и ужи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,

Чайки, пеликаны,
Майки и орланы…
Прилетели птицы: 

Голуби, синицы,
Цапли, соловьи,
Окуни и воробьи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Утки, гуси, совы,
Ласточки, коровы…
Прилетели птицы: 
Голуби, синицы,
Палки и стрижи,
Бабочки, чижи,
Аисты, кукушки,
даже совы-сплюшки,
лебеди и утки —
и спасибо шутке

Упражнение «Разложи палочки также»

Ребенку даётся образец с узором из счётных палочек. Задача ребенка выложить узор по образцу.

  1. Упражнение «Цифровая таблица».

Ребенка показывают таблицу с набором цифр от 1 до 9, которые располагаются в произвольном порядке. Задача ребенка  как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 9. Большинство детей   выполняют это задание за 1,5-2 минуты и почти без ошибок. Можно задание усложнять в зависимости от возраста ребенка (больше чисел предлагать).

21

12

7

1

20

6

15

17

3

18

19

4

8

25

13

24

2

22

16

5

9

14

11

23

10

    Источник