Индивидуальная программа по развитию памяти у ребенка
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА
«Развитие памяти и внимания у младших школьников»
для детей 7 — 9 лет
Автор: Крупенникова Н.А.
Педагог – психолог
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 8 им. Бусыгина М.И.»
Пояснительная записка.
В рамках ФГОС начального общего образования есть обязательное направление -коррекционно-развивающая работа. Одной из задач коррекционной работы является оптимизации отдельных психологических функций, обеспечивающих поведение и обучение.
Современная школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам. В период дошкольного детства формируются предпосылки учебной деятельности детей, происходит перестройка восприятия, внимания, мышления, памяти детей. Эти процессы из непроизвольных превращаются в произвольные.
Внимание — это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте; необходимое условие качественного выполнения любой деятельности. Оно выполняет функцию контроля и особенно необходимо при обучении, когда человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями.
Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.
Внимание и память в значительной мере определяют ход и результаты учебной работы. Психические процессы могут быть непроизвольными (непреднамеренными) и произвольными (преднамеренными). Непроизвольность не зависит от нашего желания, от нашей воли или намерений. Оно происходит, возникает как бы само по себе, без всяких усилий с нашей стороны.
Уровень развития внимания и памяти во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Обучаясь в школе, ему необходимо будет выполнять задания, требующие сосредоточения внимания волевым усилием и запоминания необходимой информации. Поэтому для учеников большое значение имеет развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно с развитием отдельных его свойств (объема, концентрации, переключения, устойчивости) и произвольной памяти, которая развивается по мере освоения ребёнком приёмов запоминания.
Таким образом, чтобы подготовить ребёнка к полноценной учебной деятельности, необходимо целенаправленно формировать у детей произвольность психических функций.
Основная цель реализации программы: развитие и коррекция внимания и памяти.
Задачи:
- Учебная: познакомить учащегося с понятиеми «внимание» и «память», его свойствами.
- Развивающая: развивать основные свойства внимания и памяти, произвольности.
- Воспитательная: укреплять и развивать волевые качества личности.
Участники программы – дети 7-9лет.
Форма организации -индивидуальная
Основные методы – упражнения, игры
Количество занятий -10, продолжительность занятий-30 минут.
Критерии и механизм отслеживания: Первичная диагностика, итоговая диагностика
( методики: “10 слов”, “10 предметов”, “Опосредованная память”, “Корректурная проба”, “Да и нет”, “Графический диктант”).
Прогнозируемый результат. У детей прошедших курс занятий по данной программе
— повышается концентрация, переключаемость, устойчивость внимания;
— увеличивается объем вербальной и зрительной памяти;
— формируются приёмы запоминания;
— повышается уровень развития смысловой памяти;
— формируется самостоятельность в выполнении заданий.
По результатам пройденного курса, ребенок будет иметь опыт наблюдения, внимательности, наблюдательности, ведения диалога, понимать и выполнять инструкцию, анализировать, сопоставлять сравнивать, делать выводы и главное применять в жизни.
Техники и технологии используемые в программе: диагностика, наблюдение, дидактические игры и упражнения.
Содержание занятий
№ | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Занятие №1 «Первичная диагностика» | 1 | — | 1 |
2 | Занятие №2 Развитие и коррекция внимания, восприятия:»Найди отличия», «Летает — не летает» «Да и нет — не говорить”» Развитие и коррекция памяти: «Каскад слов», «Запомни картинки «, «Слушай всё запоминай — на вопросы отвечай» Работа в тетради: «Графический диктант» | 1 | — | 1 |
3 | Занятие №3 Развитие и коррекция внимания, восприятия:»Сравни картинки», “Съедобное — не съедобное” Развитие и коррекция памяти: «Запомни парочки» «Запомни и нарисуй», «Весёлые таблицы» Работа в тетради:»Графический диктант» | 1 | — | 1 |
4 | Занятие №4 Развитие и коррекция внимания, восприятия:»Птица — не птица», » Чего не стало» Развитие и коррекция памяти:»Пиктограммы», «Запомни и нарисуй», «Весёлые таблицы» Работа в тетради: «Графический диктант», «Корректурная проба» | 1 | — | 1 |
5 | Занятие №5 Развитие и коррекция внимания, восприятия:»Бывает- не бывает», «Цифровая таблица» Развитие и коррекция памяти: «Слушай всё запоминай, на вопросы отвечай», «Посмотри на картинку, а запомни слово» Работа в тетради:»Нарисуй по образцу” (по клеткам) | 1 | — | 1 |
6 | Занятие №6 Развитие и коррекция внимания, восприятия:»Топ- хлоп», «Не пропусти растение» Развитие и коррекция памяти:»Послушай внимательно и повтори», «Посмотри на картинку, а запомни слово» Работа в тетради: «Нарисуй по образцу” (по клеткам), «Расставь значки». | 1 | — | 1 |
7 | Занятие №7 Развитие и коррекция внимания, восприятия:»Разложи палочки также», «Да и нет — не говорить”» Развитие и коррекция памяти:»»Пересказ»», «Посмотри на картинку, а запомни слово» Работа в тетради: «Нарисуй по образцу” (по клеткам), «Корректурная проба» | 1 | — | 1 |
8 | Занятие №8 Развитие и коррекция внимания, восприятия:»Да и нет — не говорить”», «Не пропусти профессию» Развитие и коррекция памяти:»Послушай внимательно и повтори», «Посмотри на картинку, а запомни слово» Работа в тетради: «Нарисуй по образцу” (по клеткам), «Расставь значки» | 1 | — | 1 |
9 | Занятие №9 Развитие и коррекция внимания, восприятия:»Найди отличия», «Не пропусти животное» Развитие и коррекция памяти:»Пересказ», «Опосредованная память», «Выполни движение» Работа в тетради:»Нарисуй вторую половину» (по клеткам), «Расставь значки» | 1 | — | 1 |
10 | Занятие №10 «Итоговая диагностика» |
Список использованной литературы:
1. Архипова И. А. Подготовка ребенка к школе. — Екатеринбург, 2004.
2. Гаврина С. Е. , Кутявина Н, Л. и др. Развиваем внимание. — М. , 2003.
4. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. — СПб. , 2004
5. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. М., 2001.
6. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания.: программа для детей 5– 9 лет. – М.: ТЦ Сфера 2004 – 104 с.
7. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. — Екатеринбург, 2003.
8. Узорова О. В, Нефедова Е.А.350 упражнений для подготовки детей к школе.- М., 2003.
9.Фомина Л.В. Сенсорное развитие. Программа для детей в возрасте (4) 5-6 лет. М., 2001.
Приложение 1.
Игры и упражнения на развитие и коррекцию внимания.
Картинки «Найди отличие»
Дидактический материал: две картинки с похожими изображениями одного и того же предмета.
Задача ребенка найти, чем отличаются картинки друг от друга.
- «Не пропусти животное (растение, профессию)»
- Зачитывается список слов. Задача ребенка хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово,
- обозначающее, например, животное.
В другой раз можно предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем возможно объединение первого и второго задания. Упражнение развивает внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширяет кругозор и познавательную активность ребенка.
Вариант1
стол, книга, лошадь, стул, дверь, виноград, собака, ножницы, книга, туфли, карандаш, мяч, окно, кошка, сапоги, коза, стекло, дом, дорога, яблоко, дерево, ковер, лев, стена, крыша, арбуз, санки, снег, тигр, кровать, тетрадь, вилка, лед, елка, заяц, волк, галстук, лимон, медведь, дыня, чайник, тарелка, полка, масло, пальто, белка.
Вариаат2
МАШИНА, МЕДВЕДЬ ПУЛЕМЁТ, КЕНГУРУ, ПРЫГУН, ЧАЙНИК, ЛИСА ФОТОГРАФ, ЁЖ, КОШКА, МУЗЫКАНТ, ПИРОГ, ТИГР, АРТИСТ, СВЕЧА, ЛОСЬ, ОБЕЗЬЯНА, ГАЗЕТА, КОНТРОЛЁР, ШУТКА, РЫСЬ, СОЛНЦЕ, МЫШЬ, ГОЛОВА, БЕРЕГ, ЗЕБРА, РОЩА, СОБАКА, САМОВАР, ВОЛК, ПАЛЬТО, ПЕВЕЦ, ЕНОТ, БОБР, ЛОШАДЬ СЛОВАРЬ, ВОДОЛАЗ, ВАЛЬС, ОВЦА, ПУЛЕМЁТЧИК…
Вариант 3
ДОРОГА, БЕРЁЗА, САМОЛЁТ, ПШЕНИЦА, РОЗА, ЗМЕЯ, ДУБ, КУКЛА, ГРИБ, ШКОЛА, ШИПОВНИК, РОМАШКА, МАЛИНА, ТОПОЛЬ, МУРАВЕЙ, ГРАФИН, ГВОЗДИКА, ГВОЗДЬ, МУЗЕЙ, ТЕАТР, ИГРА, ИВА, ВОРОБЕЙ, ПАЛЬМА, ПАЛАТКА, КИНО, КЕНГУРУ, ОДУВАНЧИК, ГОРОД, СОБАКА, КРАПИВА, ВАСИЛЁК, КУВШИН, МОЛОКО, ТЮЛЬПАН, ТЫКВА, ТЕРЕМОК, ЛЕС, ЕЛЬ, СОСНА, ДОРОГА, КНИГА, ИСКУССТВО, МУЗЫКА, ОСИНА, БАЛЕТ, МИМОЗА…
Вариант4.
ЛАМПА, ВОДИТЕЛЬ, НОЖНИЦЫ, МЕХАНИК, ЛИПА, ТОКАРЬ, СТАЛЕВАР, ЯБЛОКО, БОЛТУН, АРХИТЕКТОР, КАРАНДАШ, СТРОИТЕЛЬ, ГРОЗА, ОБРУЧ, СТОЛЯР, МЕЛЬНИЦА, ТКАЧ, ПОПУГАЙ, ПЕКАРЬ, ШАХТЁР, ЛИСТОК, ЭКСКУРСОВОД, УЧИТЕЛЬ, СЕНО, ТЕРПЕНИЕ, КОНДИТЕР, ОЧКИ, РЕКА, ПРОДАВЕЦ, ТЕТРАДЬ, ЗАКОН, ПАРИКМАХЕР, ЦВЕТОВОД, ФАНТАЗИЯ, ТРАКТОРИСТ…
«Летает — не летает»
- Зачитывается список слов. Задача ребенка хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово,
- обозначающее, летающий объект.
ОКНО, ЛЁД, ВОРОБЕЙ, РАМА, КНИГА, МУХА, ШУМ, ЛОМ, САМОЛЁТ, ДЯТЕЛ, ВОДА, САД, ВЕРТОЛЁТ, ПЕРО, ШЛЯПА, СТРЕКОЗА, ЛАСТОЧКА, КОРОВА, КОМАР, КОШКА, ПЧЕЛА, ПОЛ, РУКА, ЛИЦО, СТОЛ, РАКЕТА, СТУЛ, ШКАФ, БАБОЧКА ПОЛКА, ХЛЕБ, ОСА
«Съедобное – несъедобное»
Зачитывается список слов. Задача ребенка хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее съедобное.
Барабан, кубики, сосиска, тарелка, сыр, шляпа, телевизор, майка, динозавр, торт, ложка, диван, арбуз, кирпич, булка, творог, ложка, тарелка, банан, конфета, стол, салфетка, бутерброд, завтрак, йогурт.
«Да и нет, не говорить»
Задача ребенка отвечать на вопросы, исключая ответы «да» и «нет».
Вариант 1:
Ты сегодня завтракал?
Тебе нравится твоя прическа?
Ты сегодня не опоздал в детский сад?
Сколько тебе лет?
Ты любишь смотреть мультфильмы?
Ты хочешь идти в школу?
Ты любишь, когда тебе читают сказки?
Тебе нравится смотреть мультфильмы?
Ты любишь гулять?
Ты любишь играть?
Снег идет летом?
Солнце светит ночью?
Суп едят вилкой?
Цыплята умеют плавать?
Снегирь- это перелётная птица?
Скворечник – это домик для насекомых?
Ёлка зелёная?
Вариант2:
Берлога медведя на ветке?
Яблоки созревают зимой?
Листья желтеют осенью?
Воробей это птица?
У машины 4 колеса?
Лиса живет в логове?
Понедельник- это часть суток?
Стихи поют?
Пирамидка – это школьная принадлежность?
Ты любишь читать?
Луна квадратная?
В неделе 5 дней?
Стол – это электроприбор?
Апельсин синий?
Снег тает весной?
Ёж впадает в спячку?
«Топ-хлоп».
Ведущий произносит фразы-понятия — правильные и неправильные.
Задача ребенка хлопать, если выражение верное, или топать, если выражение не правильное.
Примеры:
Летом всегда идет снег.
Картошку едят сырую.
Ворона — перелетная птица.
«Бывает – не бывает»
Ведущий называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч ловить не нужно.
Ситуации можно предложить разные:
- Папа ушел на работу.
- Поезд летает по небу.
- Кошка хочет есть.
- Человек вьет гнездо.
- Почтальон принес письмо.
- Зайчик пошел в школу.
- Яблоко соленое.
- Бегемот залез на дерево.
- Шапочка резиновая.
- Дом пошел гулять.
- Туфли стеклянные.
- На березе выросли шишки.
- Волк бродит по лесу.
- Волк сидит на дереве.
- В кастрюле варится чашка.
- Кошка гуляет по крыше.
«Чего не стало?»
Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, и т. п. в количестве 10-15 штук) раскладывают на столе. Ребёнку предлагают в течение 30 секунд рассмотреть и запомнить предметы; затем предметы закрываются ширмой и убирают 1-2 предмета. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов. Задача ребенка назвать каких предметов не стало.
«Птица — не птица».
Задача ребенка внимательно слушать текст и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, хлопнуть в ладоши
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Сойки и ужи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чайки, пеликаны,
Майки и орланы…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Цапли, соловьи,
Окуни и воробьи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Утки, гуси, совы,
Ласточки, коровы…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Палки и стрижи,
Бабочки, чижи,
Аисты, кукушки,
даже совы-сплюшки,
лебеди и утки —
и спасибо шутке
Упражнение «Разложи палочки также»
Ребенку даётся образец с узором из счётных палочек. Задача ребенка выложить узор по образцу.
- Упражнение «Цифровая таблица».
Ребенка показывают таблицу с набором цифр от 1 до 9, которые располагаются в произвольном порядке. Задача ребенка как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 9. Большинство детей выполняют это задание за 1,5-2 минуты и почти без ошибок. Можно задание усложнять в зависимости от возраста ребенка (больше чисел предлагать).
21 | 12 | 7 | 1 | 20 |
6 | 15 | 17 | 3 | 18 |
19 | 4 | 8 | 25 | 13 |
24 | 2 | 22 | 16 | 5 |
9 | 14 | 11 | 23 | 10 |
Источник
Ксения Страхова
Коррекционная программа по развитию памяти у старших дошкольников с ЗПР «Развиваем память»
Коррекционная программа по развитию памяти у старших дошкольников с ЗПР «Развиваем память»
Цель программы: коррекция и развитие памяти учащихся с задержкой психического развития.
Задачи программы:
• выявить уровень и особенности развития памяти учащихся, имеющих ЗПР;
• разработать комплекс упражнений по развитию и коррекции памяти учащихся подросткового возраста с ЗПР;
• определить эффективность разработанного комплекса упражнений, направленного на коррекцию.
Занятия проводятся в групповой форме, 2 раза в неделю по 30 минут.
Цель занятий: коррекция памяти
Задачи:
• Развитие памяти (зрительной, слуховой)
• Формирование приемов запоминания
• Тренировка памяти по средством разработанного комплекса дидактических игр.
• Развитие познавательной активности
В структуре занятий можно выделить следующие этапы:
1. Ритуалы приветствия-прощания
2. Основное содержание занятий представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных не только на решение задач данного коррекционно-развивающего комплекса., но и на формирование социальных навыков, динамическое развитие группы.
3. Рефлексия занятия
Приложение 1
1 занятие: Знакомство с группой.
Время: 30 минут.
Цель занятия: Знакомство с учащимися, создание позитивной атмосферы и доверительных отношений друг к другу.
Оборудование: стулья, повязка на глаза
Психолог: Здравствуйте! Я очень рада вас видеть. Сегодня я у вас проведу занятие, и мы с вами поиграем в интересные игры, в которых мы познакомимся поближе, вы узнаете много нового о друг друге.
Ритуал приветствия «Здороваемся необычно»
Психолог говорит : «Давайте попробуем испытать новые эмоции, а заодно и освоим нетрадиционные приветствия. Вы можете сами придумать их и показать всей группе. Для начала предлагаю несколько вариантов приветствия: тыльной стороной ладони, стопами ног, коленями, плечами, лбами и т. п.
1 Упражнение «Оригинальное знакомство».
Цель: знакомство с тренером и друг с другом, развитие долговременной памяти в сочетании с моторной.
Участники встают в круг. Первый участник называет свое имя и показывает любое движение. Задача второго участника повторить имя и движение первого и назвать и показать свое имя и движение. Третий повторяет имя и движение первого и второго участников и называет свое имя и показывает движение…и так далее до последнего участника.
2 Упражнение «Клубочек»
Цель: знакомство, установление доверительного контакта с детьми, сплочение группы.
Дети садятся в круг. Ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой вопрос участнику игры (Например: «Хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься» и т. д.). Ребенок ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются.
3 Упражнение «Угадай, кто позвал».
Цель: развитие внимание, память, дружеское отношение к своим сверстникам, желание играть вместе.
Дети стоят в кругу. В середину круга приглашается один участник игры. Ему закрывают глаза. Другие участники по очереди называют имя, стоящего в кругу, после чего ведущему участнику необходимо угадать по голосу кто его позвал. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли отгадывающего.
Ритуал прощания: Дети вместе с психологом встают в круг и передают, как эстафету, рукопожатие. Психолог: «Я передаю вам дружбу, и она идет от меня к Кати, к Тани – к Сереже и т. д. И наконец снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть она нас не покидает».
2 занятие: «Наше внимание»
Время: 30 минут
Цель занятия: Воспитывать у детей наблюдательность, умение замечать незначительные, малозаметные изменения.
Оборудование: серия картинок с сюжетом, ленты разных цветов
Психолог: Здравствуйте! Сегодня мы снова поиграем с вами в интересные игры, в которых я научу вас быть наблюдательными, внимательными. В жизни нужно уметь замечать даже незначительные малозаметные изменения вокруг себя.
Ритуал приветствия «Здороваемся необычно»
1 упражнение «Встаньте те, у кого…»
Цель: разогрев группы, снижение напряженности, активизация внимания, наблюдательности и мыслительных процессов.
Дети сидят на стульях. Ведущий говорит: «Встаньте те, у кого:
Светлые волосы
Карие глаза
В одежде есть синий цвет
Пишет левой рукой
Любит танцевать
Вариант: «Похлопайте в ладоши те, кто сегодня грустный (любит смотреть мультики и т. п.)» Затем делают вывод, что у всех есть много общего.
2 упражнение «Делай, как я!»
Количество играющих: 1 6 человек.
Ведущий выполняет какие-либо движения, а остальные дети должны повторить их как можно точнее.
Это может быть кивание головой, покачивание бедрами, движения руками и т. д. Выполняйте каждое движение по 4-5 раз, прежде чем заменить его другим.
Ребенок, выполнявший движения наиболее точно, может занять место ведущего
2 Упражнение «Живое домино».
Цель: развитие внимание.
Ведущий повязывает до игры на руке каждого ребенка ленту. Цвет ленты разный: красный, желтый, зеленый, — он повторяется, чтобы дети могли находить одинаковый цвет и становится в пары.
Затем говорит:
— Дети, сейчас мы поиграем. Вы будете бегать по комнате, кто куда хочет. А когда я скажу, найди себе пару, вы будете искать того, у кого такая же лента.
Ритуал прощания: Дети вместе с психологом встают в круг и передают, как эстафету, рукопожатие. Психолог: «Я передаю вам дружбу, и она идет от меня к Кати, к Тани – к Сереже и т. д. И наконец снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть она нас не покидает».
3 занятие: «Наша память»
Время: 30 минут.
Цель занятия: активизировать речь детей; развивать память, сосредоточенность, выдержку, развитие таких мыслительных операции- узнавание и запоминание.
Оборудование: 7-10 разных предметов, карточки с изображением различных фруктов и овощей.
Ритуал приветствия «Здороваемся необычно»
Психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня цель нашего занятия, научиться запоминать и быть сосредоточенным. Так как это одни из важнейших качеств, чтобы хорошо учиться в школе. Все же хотят хорошо учиться?
1 упражнение «Узнай предмет»
Цель: развитие тактильной памяти.
Ребенку завязывают глаза и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10 предметов) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что малышу требуется выполнять две мыслительные операции – узнавание и запоминание.
2 Упражнение «Запомни все».
Цель: развитие памяти.
1. положить на парту в ряд 7-10 различных предметов и прикрыть их газетой. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребенку перечислить все.
2. приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8-10, спросить у ребенка, в какой последовательности они лежали.
3. переменить местами два каких-либо предмета, показать снова все предметы секунд на 10. Предложить ребенку сказать, какие предметы лежат не на своем месте.
4. не глядя больше на предметы, сказать. Какого цвета каждый из них.
3 Упражнение «Узнай на вкус».
Цель: развивать память вкусов, запахов…
Ведущая показывает карточки с различными фруктами и овощами, и предлагает каждому участнику рассказать об конкретном фрукте или овоще, какой он не вкус, запах и т. д.
Ритуал прощания: Дети вместе с психологом встают в круг и передают, как эстафету, рукопожатие. Психолог: «Я передаю вам дружбу, и она идет от меня к Кати, к Тани – к Сереже и т. д. И наконец снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть она нас не покидает».
Занятие 4: «Разноцветный мир»
Время: 30 минут
Цель занятия: развивать память и внимание школьников, учить внимательно слушать и быстро отвечать; закреплять названия цветов.
Оборудование: Карточки с картинкой для каждого ребенка
Ритуал приветствия «Здороваемся необычно»
Психолог: Здравствуйте ребята! Сегодня мы будем учиться внимательно слушать и быстро отвечать, так же мы будем вспоминать разные цвета, которые вы знаете.
1) «Кто назовет больше»
Цель: Вспомнить как можно больше название различных цветов и их оттенков. Настроить детей на начало занятия «Разноцветный мир»
Инструкция: «Назови как можно больше цветов и оттенков
2) Лето на даче
Цель: Развитие слуховой памяти и внимания. Развития мелкой моторики по средствам рисования.
Летние каникулы мы с сестренкой проводим на даче. У нас есть небольшой, но уютный домик за городом. Когда утром поднимается яркое оранжевое солнце, наш домик выглядит очень жизнерадостно. Папа покрасил стены синей краской, как вода в речке, в которой мы купаемся. На коричневой крыше находится черная труба, из которой идет дым, если в доме в прохладные дни топится печка. Но это бывает редко, летом солнышко нагревает дом так, что окна почти всегда открыты. Как отражение солнышка, около дома растет большущий подсолнух с желтыми лепестками и коричневойсерединкой, усыпанной семечками. Он машет нам большими зелеными листьями, когда на улице разыгрывается ветерок. Недавно мы помогали папе по хозяйству, он поручил нам покрасить новый забор в такой же цвет, как крыша нашего дома. Это у нас замечательно получилось, правда, и сами себя мы немного покрасили. Раскрась картинку в соответствии с описанием, и ты увидишь, как выглядит наша дача.
3) Дидактическая игра «Хамелеон»
Цель игры: развивать память и внимание дошкольников, учить внимательно слушать и быстро отвечать; закреплять названия цветов.
Игра предназначена для детей от 5-ти лет, играть могут сколько угодно человек, не менее двух. Игра проводится в виде соревнований.
Ход игры: Вначале игры необходимо рассказать детям, кто такой хамелеон. Объяснить, что это ящерица, меняющая свою окраску в зависимости от того места, где она находится, чтобы её не было заметно. Например, если хамелеон забрался на серый камень, то он станет серым, а если он сидит на жёлтом песке, то он станет жёлтым. Затем ведущий начинает задавать играющим вопросы, какого цвета станет хамелеон, если он будет сидеть: в зелёной траве, на коричневом бревне, на чёрном камне, на сером асфальте, на шахматной доске и т. д. Дети должны быстро отвечать, после чего анализируются правильные и неправильные ответы.
Ритуал прощания: Дети вместе с психологом встают в круг и передают, как эстафету, рукопожатие. Психолог: «Я передаю вам дружбу, и она идет от меня к Кати, к Тани – к Сереже и т. д. И наконец снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть она нас не покидает».
5 занятие: «Путешествие»
Время: 30 минут
Цель занятия: развить зрительную, слуховую память. Развить внимание. Создание положительной атмосферы.
Оборудование: Мешочек, спички, клад в виде игрушки
Психолог: Здравствуйте ребята, сегодня мы будем путешественниками, которые ищут клад. Вы знаете кто такие путешественники и поход? Мы будем играть в игры, которые развивают вашу память.
Ритуал приветствия «Здороваемся необычно»
1) «Я положил в мешок»
Психолог, начиная игру, говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту: «В саду у бабушки растут груши, сливы.» (порядок тот же).
В этих играх неважно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребенок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие.
2) «Волшебные спички»
Упражнение на развитие зрительной памяти
Предложите ребенку в течение 10 секунд посмотреть на рис. 46, я, затем нарисовать то, что он запомнил.
Разложите на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т. д.). Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение
2 секунд, затем закройте эту фигуру и попросите ее повторить, сложить так же
Усложнить это упражнение можно, складывая эту фигуру из палочек разного цвета. Ребенок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.
Другой вариант: вы просите ребенка сосчитать палочки, из которых сделана фигура, и затем сложить фигуру из такого же количества палочек.
Это упражнение тренирует не только зрительную память, но и умение считать.
3)«Где спрятана игрушка?»
Цель: развить зрительную память и внимание ребенка.
Для организации и проведения игры необходимо склеить между собой три спичечных коробка.
Ход ишры: в один из коробков на глазах ребенка следует положить какую- нибудь маленькую игрушку или предмет (шарик, солдатика, ластик, пуговицу, колечко от пирамидки и др.) Затем коробки на некоторое время уберите. Попросите ребенкадостать спрятанную игрушку.
Игру можно несколько усложнить:
-убрать коробки на более длительное время;
-спрятать 2, а затем и 3 игрушки;
-заменить игрушки.
Ритуал прощания: Дети вместе с психологом встают в круг и передают, как эстафету, рукопожатие. Психолог: «Я передаю вам дружбу, и она идет от меня к Кати, к Тани – к Сереже и т. д. И наконец снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть она нас не покидает».
Занятие 6 «Моя память»
Время: 30 минут
Цель: развить непроизвольную образную память, развивать навык припоминания. Развить двигательную память.
Оборудование: Несколько ярких предметов.
Психолог: Здравствуйте, девочки и мальчики! Сегодня мы будем учиться запоминать предметы, а потом описывать их. Вспоминать предметы по их признаку. И будем играть в театр, где куклами будите вы, а я кукловодом.
Ритуал приветствия «Здороваемся необычно»
1) «Опиши игрушку!»
Ход игры: предложите ребенку в течение 1-2 минут посмотреть на незнакомую игрушку, а затем описать её. После этого игрушку следует убрать. Через 30 минут предложите ребенку по памяти описать игрушку, её свойства.
Эту игру можно проводить неоднократно, предлагая новые игрушки. Можно усложнить задание, предлагая не одну, а две игрушки.
2) Назови 5 предметов!
Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например, — 5 круглых предметов, или 5 красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время. Повторы не считаются!
3) «Делай, как я».
На первом этапе взрослый становится за спиной ребенка и проделывает несколько манипуляций с его телом – поднимает его руки, разводит их в стороны, поднимает ногу и так далее, а потом просит малыша повторить эти движения. На втором, более сложном этапе, взрослый сам делает несколько движений, а ребенок повторяет их, потом малыш совершает свои движения, а взрослый повторяет за ним.
Ритуал прощания: Дети вместе с психологом встают в круг и передают, как эстафету, рукопожатие. Психолог: «Я передаю вам дружбу, и она идет от меня к Кати, к Тани – к Сереже и т. д. И наконец снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть она нас не покидает».
7 Занятие: «Развитие нашей памяти»
Цель: развить произвольное внимания, объема внимания, пространственного восприятия, развитие умения копировать образец, развитие способности к анализу и синтезу, установления закономерностей пространственных соотношений, развитие способности к обобщению, умения дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов;
Ритуал приветствия «Здороваемся необычно»
1.«Запомни слова»
Ребенку называют слова и просят их воспроизвести (от 4 до 10 слов).
2. «Разрезные картинки»
3.«Что исчезло?»
На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.
Ритуал прощания
8 занятие: «Учимся запоминать»
Цель: развитие произвольного внимания, развитие слуховой памяти, развитие наглядно-образного мышления.
Ритуал приветствия «Здороваемся необычно»
1. «Запомни свою позу»
Психолог ставит каждого ребенка в свою позу в определенном месте в классе. Затем включает музыку, дети бегают, прыгают, но как только мызыка выключается дети должны встать на свои места, в свои позы.
2. «Найди одинаковые»
3. «Цепочка действий»
Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: «Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола.
Ритуал прощания
Источник