Индивидуальная программа физического развития ребенка инвалида
Индивидуальная программа развития ребенка-инвалида, ученика _ класса _________________________
Пояснительная записка
Дети – инвалиды традиционно одна из наиболее уязвимых категорий детей.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности, согласно Закону РФ «Об образовании» эти дети обладают дополнительными образовательными правами, на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закреплёнными в ст.2,5,16, 29,31.
Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей – инвалидов на образование является одной из важнейших задач нашей школы.
Роль системы образования для этой категории людей как наиболее продуктивный путь к социализации в обществе существенно возрастает для каждого из детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Образование решает задачи не только развития личности детей с ограниченными этой социальной группы, их реабилитации в условиях организованной общественной поддержки на пути к истинной интеграции.
Получение детьми данной категории полноценного образования способствует их социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и трудовой деятельности. Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути.
В современных условиях учащиеся должны обладать не только высоким уровнем подготовки, но и набором определенных личностных качеств:
активностью,
самостоятельностью,
креативностью,
уверенностью в себе,
коммуникабельностью,
способностью быстро и успешно адаптироваться к новым условиям.
В период подросткового возраста происходит физическое и психическое развитие ребенка, формирование его личности, социализация и интеграция в общество. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы развития (ИПР). Индивидуальная программа развития направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.
Цель программы: Формирование благоприятных условий для социализации детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья на доступное и качественное образование . Психологическая поддержка ребенка и его семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы:
- Обеспечение максимально полного охвата детей — инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья качественным и доступным образованием в соответствии с их психофизическими возможностями в различных вариативных условиях: интегрированное, инклюзивное, дистанционное, надомное.
- Формирование и дальнейшее развитие оказания социально – психолого – педагогической помощи родителям и детям из данной категории семей в реальных условиях их проживания;
- Формирование активной педагогической позиции родителей;
- Активное привлечение включению в учебный процесс, во внеурочную досуговую занятость своих детей;
- Привлечение внимания общественности к проблемам семей с детьми – инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- Формирование толерантного отношения в школе к детям – инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья;
- Предупреждать родителей от наиболее распространённых ошибок в воспитании детей;
- Повышение правовой, психолого – педагогической грамотности родителей детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
- Расширение возможностей детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе, для самореализации и социализации детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- Оказание помощи педагогам в развитии навыков формирования психологического комфорта при взаимодействии с родителями, воспитывающих ребёнка – инвалида, ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и с детьми данной категории;
- Повышение качества социальных услуг, предоставляемых семьям «группы риска»
Данная программа разработана в результате социального заказа родителей и составлена с целью комплексного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и комплексной помощи её родителям.
Предполагаемый результат:
— Совершенствование обучение детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
— Создание условий для интеграции детей данной категории в общество.
— Повышение авторитета родителей и их роли в воспитании, образовании детей.
-Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка, семьи данной категории.
-Накопление педагогического опыта в работе с семьями, имеющими детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
-Оказание консультационной помощи.
-По итогам работы Программы провести анкетирование и выяснить какую бы ещё форму работы с семьёй, с детьми данной категории могли бы предложить сами родители, дети и оценить на сколько необходима помощь социально – психолого — педагогической направленности семьям, детям и на сколько она важна для них и полезна.
— Увеличение доли числа детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья вовлечённых в досуговую деятельность в системе дополнительного образования
— Увеличение результативности участия детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе, в различных проектах по самореализации и социализации детей.
Особенности реализации программы:
Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью обучающегося, повышенной утомляемостью и истощаемостью, стойким нарушением познавательной деятельности.
Обучение направлено на усвоение социального опыта с учетом недостатков психического и физического развития ребенка.
Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка-инвалида. Акцент в значительной степени смещен на семейную психологическую реабилитацию т. к. семья является ближайшим окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к ребенку, включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому индивидуальная программа развития направлена не только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.
Родители – основные участники реабилитации. Задача родителей – помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, помочь в приготовлении домашних заданий ,подготовке к экзаменам в процессе школьного обучения и в перспективе к максимальной интеграции в обществе. Решение возложенных на родителей задач невозможно без специальных знаний об особенностях развития детей, специфике их воспитания и обучения, методах коррекционной работы. Консультацию об особенностях развития ребенка и помощь в проведении реабилитационных мероприятий, воспитании и обучении получают у учителя, школьного психолога, ведущих ребенка, в соответствии с рекомендациями ИПР.
Один раз в четверть необходимо проводить школьный психолого-педагогический консилиум с анализом результатов реализации данной программы.
Участники программы: родители, классный руководитель, педагог-психолог, учителя школы, ученики школы, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР.
План поэтапной реабилитации.
Наименование этапа | Цель этапа | Ответственные | Сроки исполнения | Форма отчетности |
Социальное обследование семьи, установление проблемы | Сбор необходимых сведений о семье и ребенке | Классный руководитель | сентябрь | Карта социального обследования семьи |
Разработка индивидуального плана реабилитации (ИПР) | Координация реабилитационных мероприятий | Специалисты согласно ИПР | сентябрь | Записи в журналах регистрации реабилитационных мероприятий |
Корректировка ИПР | Пересмотр ИПР с учетом изменения возраста, здоровья, семейной ситуации | Команда специалистов и родителей | В течение учебного года | ИПР (новый вариант) |
Индивидуальная программа реабилитации:
Компоненты реабилитационного воздействия | Задачи | Формы | Ответственный |
Социальная реабилитация | Обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развития ребенка, и попытаться максимально раскрыть его потенциал для обучения. | 1. Интеграция в совместную деятельность детей с ограниченными возможностями, и детей, не имеющих проблем со здоровьем. | Классный руководитель |
Психолого-педагогическая реабилитация | Своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям информировать, обучать реабилитационным мероприятиям, корригировать семейные взаимоотношения. | а) психологическая поддержка и психологическое консультирование ребенка и взрослых членов семьи. Ознакомление их с основами психологических знаний, спецификой воспитания ребенка-инвалида (индивидуальные беседы, лекционная форма работы в режиме of-line консультации с помощью электронной почты); б) решение семейных психологических проблем с участием, как взрослых членов семьи, так и ребенка-инвалида. Обучение рациональным способам самостоятельного решения внутрисемейных проблем. | педагог-психолог |
Образовательная реабилитация | 1) формировать основы целостной эстетической культуры через развитие его способностей и задатков; 2) развивать наблюдательность у ребенка, способность живо откликаться на события окружающей действительности; 3) вырабатывать осознанное отношения к учебе и к труду, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности; |
| учитель педагог-психолог. Учителя-предметники учитель русского языка |
Творческая реабилитация, формирование и становление ребенка как творческой личности. | Постигать механизмы творческого процесса. Преодолевать одиночество. Помочь развитию чувства ощущения равенства с окружающим миром. Воспитывать социальный оптимизм в масштабах всей будущей жизни. | Посещение концертов, праздников, внеклассных мероприятий, литературных праздников в школе для оптимизации самочувствия ребёнка, отвлечению от сосредоточенности на заболевании, пробуждению интереса к самостоятельному чтению книг как к одному из способов познания мира. Организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни. Включение в процесс реабилитации и адаптации не только ребенка, но и членов его ближайшего окружения. | Классный руководитель Учителя-предметники, родители |
Индивидуальный паспорт ребенка с ограниченными возможностями
ФИО ребенка ___________________________
Дата рождения ___________________________
Место учебы, класс МБОУ «Верх-Обская СОШ им. М. С. Евдокимова», 9 класс
Данные паспорта или свидетельства о рождении______________________________________________________________________________________________
№ пенсионного удостоверения_________________________
№ серии справки МСЭ, дата освидетельствования ______________________________________________________________________________________________________
Диагноз__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие кружки посещает_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Где участвовал, результаты________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какая помощь была оказана_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Директору
МБОУ «Верх-Обская СОШ им. М. С. Евдокимова»
_______________________________
_________________________________
отца ученика 9 класса ____________
инвалида группы,
проживающего по адресу:
_______________________________
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу разработать для моего сына ____________, ученика 9 класса, индивидуальную программу реабилитации с обязательным отражением в ней следующих рекомендаций, мероприятий:
1.Обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развития ребенка.
2.Своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям информировать, обучать реабилитационным мероприятиям, корригировать семейные взаимоотношения.
3. Формировать основы целостной эстетической культуры через развитие его способностей и задатков, развивать наблюдательность у ребенка, способность живо откликаться на события окружающей действительности, вырабатывать осознанное отношения к учебе и к труду, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности.
6.Постигать механизмы творческого процесса. Преодолевать одиночество. Помочь развитию чувства ощущения равенства с окружающим миром. Воспитывать социальный оптимизм в масштабах всей будущей жизни.
Дата____________ Подпись__________________
Источник
В мире нет ничего разрушительнее
Невыносимее, чем бездействие.
А. И. Герцен
В широком смысле слова Адаптация (от
средневекового лат . adaptatio — приспособление), в
биологии — совокупность морфофизиологических,
поведенческих, популяционных и др. особенностей
биологического вида, обеспечивающая возможность
специфического образа жизни в определенных
условиях внешней среды. Адаптацией называется и
сам процесс выработки приспособлений. В
физиологии и медицине обозначает также процесс
привыкания. Социальная адаптация есть процесс
взаимодействия личности с социальной средой.
Адаптивная физическая культура — это
социальный феномен, целью которого является
социализация людей с ограниченными
возможностями, а не только их лечение, по
средствам физических упражнений и физических
процедур. Содержание такой физкультуры
направлено на активизацию, поддержку и
восстановление жизненных сил, повышение
жизненных сил через удовольствие и
психологический комфорт. Это обеспечивается
полной свободой выбора форм, методов и средств
занятий.
В настоящее время, благодаря многочисленным
научным исследованиям в области лечебной
физической культуры (ЛФК), мы располагаем более
полным представлением о возможностях этого
замечательного метода. Во всём мире ЛФК является
неотъемлемой частью комплексного лечения
практически всех заболеваний.
Физические нагрузки, оказывая особое
стимулирующее воздействие на организм, могут
обеспечить его полноценную деятельность. И когда
об этом забывают, то природа жестоко мстит за
вмешательство в её законы.
Во время выполнения физических упражнений
значительно повышается уровень возбуждения
двигательных зон центральной нервной системы.
Возникающие в них очаги возбуждения
способствует угасанию тех механизмов, которые
являются причиной патологического процесса.
Иначе говоря, болезненный очаг как бы
блокируется, и нарушенные функции в результате
постепенно нормализуются.
Работа мышц способствует улучшению обменных
процессов, деятельности сердечно-сосудистой и
дыхательной систем, повышению защитных реакций.
Регулярные занятия физическими упражнениями в
комплексе с занятиями по плаванию помогут не
только избавиться от боли, но и способствовать
нормализации, казалось бы, уже необратимых
патологических процессов.
Лечебное плавание обеспечивает естественную
разгрузку позвоночника с одновременной
тренировкой мышц и является частью всего
лечебного комплекса.
Упражнения в воде оказывают
психотерапевтическое воздействие: облегчённые и
безболезненные движения улучшают самочувствие и
оказывают закаливающий эффект. Выполняя
разнообразные движения в воде можно переносить
более низкую температуру воды.
Однако, проявляя настойчивость, нельзя впадать
и в другую крайность-уверовав в могущество
движения, отказываться от всех других
рекомендаций врача. Не забывайте, физические
упражнения-это всего лишь часть, хотя и очень
важная, целого комплекса как профилактических,
так и лечебных мер. И как бы ни были они полезны,
принцип “чем больше-тем лучше” в данном случае
неприемлем.
Со временем комплексы, которые будут
предложены можно добавить и усложнить. Сделать
это вам помогут инструктора по физической
культуре и плаванию.
Данную адаптированную образовательную
программу можно использовать для составления
индивидуальной образовательной программы для
ребёнка-инвалида.
Цель:получение ребёнком комплексной
помощи специалистов по физической культуре в
ДОУ, направленной на индивидуальное развитие и
успешной адаптации, реабилитации ребёнка в
обществе.
Задачи.
1. Создание комфортной среды на занятиях по
физической культуре для развития детей и
компенсация имеющихся недостатков.
2. Формирования у детей двигательных навыков,
улучшение координации движений, увеличение силы
и выносливости мышц.
3. Развитие и совершенствование
коммуникативных функций, эмоционально-волевой
регуляции и поведения.
4. Оказание консультативной и методической
помощи родителям.
Сроки реализации адаптированной
образовательной программы по физической
культуре.
Адаптированная образовательная программа в
области физического развития предусматривает
постепенное развитие двигательных навыков с
учётом состояния здоровья и возрастных периодов
развития детей.
При составлении адаптированной
образовательной программы в области физическое
развитие учитываются рекомендации специалистов.
Адаптированная образовательная программа
рассчитана на детей дошкольного возраста (3-7 лет).
Занятия проводятся на базе спортивного зала и
бассейна МБДОУ детского сада “Брусничка”, три
раза в неделю. Два занятия в спортивном зале, одно
в бассейне.
Продолжительность занятий:
— не более 15 минут-для детей второй младшей
группы (3-4 года),
— не более 20 минут-для детей средней группы (4-5
лет),
— не более 25-30 минут-для детей старшей и
подготовительной групп (5-7 лет).
Методы организации занятий: индивидуальный,
индивидуальный подход в групповом режиме.
Формы организации занятий: является система
определённых физических упражнений. Это
лечебная гимнастика, самостоятельные занятия по
рекомендации врача и специалистов по физической
культуре и плаванию, дозированная ходьба,
физические упражнения в воде и плавание.
Каждое занятие строится по определённому плану
и состоит из трёх частей: подготовительной,
основной, заключительной.
Структура проведения занятий в спортивном
зале.
Подготовительная часть предусматривает
подготовку к выполнению основных видов движения
и специальных упражнений, постепенно включает в
нагрузку. Длительность части 10-20% времени
занятия.
В основной части занятия применяются
специальные упражнения в чередовании с
общеукрепляющими. Длительность основной части
60-80% от всего времени занятия.
В заключительной части нагрузку постепенно
снижают. Физическую нагрузку контролируют и
регулируют, наблюдая за ответными реакциями
организма.
Структура проведения занятий в бассейне.
Подготовительная часть проводится на суше.
Включает несколько общеразвивающих упражнений
для разогревания, разминки и подводящих
упражнений.
Основная часть проводится на воде.
Выполняются упражнения по овладению
двигательными навыками в воде, повторяется
пройденное, игры на воде.
Заключительная часть-это произвольное
плавание (свободное плавание).
Мониторинг.
Система мониторинга достижения детьми-
инвалидами планируемых результатов освоения
основной образовательной программы дошкольного
образования призвана обеспечить комплексный
подход к оценке результатов освоения программы и
динамики развития детей.
Определение освоения основных видов движения
для оценки развития ребёнка- инвалида и его
функциональных возможностей. В результате
изучения возможностей детского организма
разработаны критерии по освоению ребёнком
-инвалидом основных видов движения и освоения
упражнений в воде.
Вторая младшая группа (3-4 года).
— умеет ходить сохраняя заданное направление;
— умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя
направление, в соответствии с указаниями
инструктора по ФК;
— сохраняет равновесие при ходьбе по
ограниченной плоскости, при перешагивании через
предметы;
— может ползать на четвереньках;
— может катать мяч в заданном направлении,
бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы;
метать предметы правой, левой рукой;
— плавание: вход и погружение в воду, попытки
плавать;
Средняя группа (4-5 лет).
— может метать предметы разными способами
правой и левой рукой;
— отбивает мяч об пол;
— может ловить мяч;
— ориентируется в пространстве, находит правую
и левую сторону;
— плавание: приседая, погружение в воду до
уровня подбородка, глаз; опускание в воду лица,
погружение в воду с головой; выполнение движений
ногами вверх и вниз, сидя в воде; попытки плавать
произвольным способом.
Старшая группа (5-6 лет).
— выполняет ходьбу и бег сохраняя правильную
осанку, направление и темп;
— умеет лазить по гимнастической стенке;
— может прыгать на мягкое покрытие, прыгать в
обозначенное место;
— умеет метать предметы правой и левой рукой в
вертикальную и горизонтальную цель;
— плавание: движения ногами вверх-вниз, сидя
в воде на мелком месте и лёжа, опираясь руками;
выполнение разнообразных движений руками в воде;
выполнение выдоха в воду; плавание произвольным
способом.
Подготовительная группа (6-7 лет).
— старается выполнять правильно все виды
основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание,
лазанье);
— бросать предметы в цель из разных исходных
положений, попадать в вертикальную и
горизонтальную цель;
— плавание: выполнение вдоха, затем выдоха в
воду; погружение в воду с головой, открывание
глаз в воде; скольжение на груди, движение ногами
(вверх-вниз); плавание с кругом в руках;
разнообразные движения в воде; произвольное
плавание.
Выполнение упражнений детьми оценивалось по
трехбалльной шкале.
1 балл – ребенку требуется постоянная помощь
инструктора. Движения не точные, не
координированные. Тяжело переключается с одного
движения на другое. Активность ребенка низкая.
2 балла – ребенку требуется помощь инструктора
в исключительных случаях. Движения более точные,
более координированы. Движения ребенка активнее.
Активность ребёнка средняя.
3 балла – ребенку не требуется помощь
инструктора. Движения точные, координированы.
Переключаемость движений высокая. Ребенок
активен.
Ожидаемые конечные результаты реализации
программы:
— укрепить здоровье детей и развить
правильное отношение к здоровому образу жизни;
— сформировать нравственные ценности: доброты,
милосердия, отзывчивости, дружбы;
— сформировать у детей навыки самостоятельной
деятельности.
(Учебный план для детей второй младшей группы 3-4
года.
Тематическое планирование для детей второй
младшей группы.). Приложение
Список литературы:
Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Т. Л. Богина
“Обучение плаванию в детском саду”, М.
“Просвещение”, 1991
Е. К. Воронина “Программа обучения плаванию в
детском саду”, Санкт-Петербург “Детство-
Пресс”, 2003.
Т. А. Протченко, Ю. А. Семенова “Обучение
плаванию дошкольников и младших школьников”, М.
“Айрис Пресс”, 2003.
Н. Ж. Булгакова “Плавание”, М. “Физкультура и
спорт”, 1999.
Е. В. Харламов “Дыхательная гимнастика”, М.:
Ростов на дону – 2004.
И. В. Дорошенко “Учись плавать”, М. “Советский
спорт” — 1989 г.
Н. Г. Пищикова “Обучение плаванию детей
дошкольного возраста”, М. – 2008.
Н. Ж. Булгакова “Игры у воды, на воде, под
водой”, М.: “Физкультура и спорт” — 2000.
В. Велитченко “Как научиться плавать”, М.:
“ТЕРРА-СПОРТ” — 2000.
С. А. Лифшиц, Н. А. Шаульская “Праздник Нептуна”,
М.: “Творческий центр” — 2004.
В. В. Горбунов “Вода дарит здоровье”, М.:
“Советский спорт” — 1990.
С. В. Яблонская, С. А. Циклис “Физкультура и
плавание в детском саду”, М.: “Творческий центр”
— 2008.
Л. В. Мартынова, Т. Н. Попкова “Игры и
развлечения на воде”, М.: “Педагогическое
общество России” — 2006.
И. В. Сидорова “Как научить ребенка плавать”,
М.: “АЙРИС-ПРЕСС” — 2011.
В. Г. Алямовская “Как воспитывать здорового
ребенка”, М. – 2007.
Ю. О. Короб “Учимся плавать”, Киев – 1990.
С. Б. Шарманова “Морское царство”, УралГАФК –
1996.
Т. А. Тарасова “Контроль физического состояния
детей дошкольного возраста”, М. – 2006.
Л. П. Макаренко “Плавание”, М. – 1979.
Устинова Е. В. Детский Церебральный Паралич,
коррекционная работа с дошкольниками -М.:
“Книголюб”, 2008 г.
Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском
саду 3-4 года. Конспекты занятий. -М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 г.
Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском
саду. Система работы в средней группе. -М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 г.
Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском
саду. Система работы в старшей группе. -М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 г.
Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском
саду. Система работы в подготовительной к школе
группе. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 г.
Приложение
Источник