Индивидуальная программа физического развития ребенка инвалида

Индивидуальная программа физического развития ребенка инвалида thumbnail

Индивидуальная программа развития ребенка-инвалида, ученика _ класса _________________________

Пояснительная записка

Дети – инвалиды традиционно одна из наиболее  уязвимых категорий детей.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья  и детьми – инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности, согласно Закону РФ  «Об образовании» эти дети обладают дополнительными образовательными правами, на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закреплёнными в ст.2,5,16, 29,31.

Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей – инвалидов на образование является одной из важнейших задач  нашей школы.

    Роль системы  образования для этой категории людей как наиболее продуктивный путь к социализации в обществе  существенно возрастает для каждого из детей – инвалидов и  детей с ограниченными возможностями здоровья. Образование решает задачи не только развития личности детей с ограниченными этой социальной группы, их реабилитации в условиях организованной общественной поддержки на пути к истинной интеграции.

Получение детьми данной категории полноценного образования способствует их социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и трудовой деятельности.  Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути.

 В современных условиях  учащиеся должны обладать не только высоким уровнем подготовки, но и набором определенных личностных качеств:

активностью,

самостоятельностью,

креативностью,

уверенностью в себе,

коммуникабельностью,

способностью быстро и успешно адаптироваться к новым условиям.

В период подросткового возраста происходит физическое и психическое развитие ребенка, формирование его личности, социализация и интеграция в общество. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы развития (ИПР). Индивидуальная программа развития направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.

Цель программы: Формирование благоприятных условий для социализации  детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья на доступное и качественное образование . Психологическая поддержка ребенка и его семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи программы: 

  • Обеспечение максимально полного охвата детей  — инвалидов, детей с ограниченными возможностями  здоровья качественным и доступным образованием в соответствии с их психофизическими возможностями в различных вариативных условиях: интегрированное, инклюзивное, дистанционное, надомное.
  • Формирование и дальнейшее развитие оказания социально – психолого – педагогической   помощи родителям и детям  из данной категории семей в реальных условиях их проживания;
  • Формирование активной педагогической  позиции родителей;
  • Активное привлечение включению в учебный процесс, во внеурочную досуговую занятость своих детей;
  • Привлечение внимания общественности к проблемам семей с детьми – инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • Формирование толерантного отношения в школе к детям – инвалидам,  детям с ограниченными возможностями здоровья;
  • Предупреждать родителей от наиболее распространённых ошибок в воспитании детей;
  • Повышение правовой, психолого – педагогической  грамотности родителей  детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • Расширение возможностей детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе, для самореализации и социализации детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • Оказание помощи педагогам в развитии навыков формирования психологического комфорта при взаимодействии с родителями, воспитывающих ребёнка – инвалида, ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и с детьми данной категории;
  • Повышение качества социальных услуг, предоставляемых семьям «группы риска»

Данная программа разработана в результате социального заказа родителей и составлена с целью комплексного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и комплексной помощи её родителям.

Предполагаемый результат:

— Совершенствование обучение детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.

— Создание условий для интеграции детей  данной категории  в общество.

—  Повышение авторитета родителей и их роли в воспитании,  образовании детей.

-Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка, семьи данной категории.

-Накопление педагогического опыта в работе с семьями, имеющими детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.

 -Оказание консультационной помощи.

-По итогам работы Программы  провести анкетирование и выяснить какую бы ещё  форму работы с семьёй, с детьми данной категории  могли бы предложить сами родители, дети  и оценить на сколько необходима помощь социально – психолого —  педагогической направленности семьям, детям  и на сколько она важна для них и полезна.

 — Увеличение доли числа  детей – инвалидов,  детей с ограниченными возможностями здоровья  вовлечённых в досуговую деятельность в системе дополнительного образования

—  Увеличение результативности  участия  детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе, в различных проектах по самореализации и социализации детей.  

Особенности реализации программы:

Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью обучающегося, повышенной утомляемостью и истощаемостью, стойким нарушением познавательной деятельности.

Обучение направлено на усвоение социального опыта с учетом недостатков психического и физического развития ребенка.

Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка-инвалида. Акцент в значительной степени смещен на семейную психологическую реабилитацию т. к. семья является ближайшим окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к ребенку, включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому индивидуальная программа развития направлена не только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.

Родители – основные участники реабилитации. Задача родителей – помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, помочь в приготовлении домашних заданий ,подготовке к экзаменам в процессе школьного обучения и в перспективе к максимальной интеграции в обществе. Решение возложенных на родителей задач невозможно без специальных знаний об особенностях развития детей, специфике их воспитания и обучения, методах коррекционной работы. Консультацию об особенностях развития ребенка и помощь в проведении реабилитационных мероприятий, воспитании и обучении получают у учителя, школьного психолога, ведущих ребенка, в соответствии с рекомендациями ИПР.

Один раз в четверть необходимо проводить школьный психолого-педагогический консилиум с анализом результатов реализации данной программы.

Участники программы: родители, классный руководитель, педагог-психолог, учителя школы, ученики школы, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР.

План поэтапной реабилитации.

Наименование этапа

Цель этапа

Ответственные

Сроки исполнения

Форма отчетности

Социальное обследование семьи, установление проблемы

Сбор необходимых сведений о семье и ребенке

Классный руководитель

сентябрь

Карта социального обследования семьи

Разработка индивидуального плана реабилитации (ИПР)

Координация реабилитационных мероприятий

Специалисты согласно ИПР

сентябрь

Записи в журналах регистрации реабилитационных мероприятий

Корректировка ИПР

Пересмотр ИПР с учетом изменения возраста, здоровья, семейной ситуации

Команда специалистов и родителей

В течение учебного года

ИПР (новый вариант)

Индивидуальная программа реабилитации:

Компоненты реабилитационного воздействия

Задачи

Формы

Ответственный

Социальная реабилитация

Обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развития ребенка, и попытаться максимально раскрыть его потенциал для обучения.

1. Интеграция в совместную деятельность детей с ограниченными возможностями, и детей, не имеющих проблем со здоровьем.

Классный руководитель

Психолого-педагогическая реабилитация

Своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям информировать, обучать реабилитационным мероприятиям, корригировать семейные взаимоотношения.

а) психологическая поддержка и психологическое консультирование ребенка и взрослых членов семьи. Ознакомление их с основами психологических знаний, спецификой воспитания ребенка-инвалида (индивидуальные беседы, лекционная форма работы в режиме of-line консультации с помощью электронной почты);

б) решение семейных психологических проблем с участием, как взрослых членов семьи, так и ребенка-инвалида. Обучение рациональным способам самостоятельного решения внутрисемейных проблем.

педагог-психолог

Образовательная реабилитация

1) формировать основы целостной эстетической культуры через развитие его способностей и задатков;

2) развивать наблюдательность у ребенка, способность живо откликаться на события окружающей действительности;

3) вырабатывать осознанное отношения к учебе и к труду, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности;

  1.  Обучение учащегося с учетом его возможностей (согласно учебному плану)
  1. Психолого-педагогическая коррекция (согласно учебному плану)
  1. Элективные курсы (согласно учебному плану)
  1. Кружки, секции (согласно учебному плану)
  1. Для повышения мотивации к учению – дистанционный курс подготовки к ГИА по русскому языку.

учитель

педагог-психолог.

Учителя-предметники

учитель русского языка

Творческая реабилитация, формирование и становление ребенка как творческой личности.

Постигать механизмы творческого процесса.

Преодолевать одиночество.

Помочь развитию чувства ощущения равенства с окружающим миром.

Воспитывать социальный оптимизм в масштабах всей будущей жизни.

Посещение концертов, праздников, внеклассных мероприятий, литературных праздников в школе для оптимизации самочувствия ребёнка, отвлечению от сосредоточенности на заболевании, пробуждению интереса к самостоятельному чтению книг как к одному из способов познания мира.

Организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни. Включение в процесс реабилитации и адаптации не только ребенка, но и членов его ближайшего окружения.

Классный руководитель

Учителя-предметники, родители

Индивидуальный паспорт ребенка с ограниченными возможностями

ФИО ребенка ___________________________

Дата рождения ___________________________

Место учебы, класс МБОУ «Верх-Обская СОШ им. М. С. Евдокимова», 9 класс

Данные паспорта или свидетельства о рождении______________________________________________________________________________________________

№ пенсионного удостоверения_________________________

№ серии справки МСЭ, дата освидетельствования ______________________________________________________________________________________________________

Диагноз__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие кружки посещает_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Где участвовал, результаты________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какая помощь была оказана_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Директору

МБОУ «Верх-Обская СОШ им. М. С. Евдокимова»

_______________________________

_________________________________
отца ученика 9 класса ____________
инвалида      группы,
проживающего по адресу:

_______________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу разработать для моего сына ____________, ученика 9 класса, индивидуальную программу реабилитации с обязательным отражением в ней следующих рекомендаций, мероприятий:

1.Обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развития ребенка.

2.Своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям информировать, обучать реабилитационным мероприятиям, корригировать семейные взаимоотношения.

3. Формировать основы целостной эстетической культуры через развитие его способностей и задатков, развивать наблюдательность у ребенка, способность живо откликаться на события окружающей действительности, вырабатывать осознанное отношения к учебе и к труду, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности.

6.Постигать механизмы творческого процесса. Преодолевать одиночество. Помочь развитию чувства ощущения равенства с окружающим миром. Воспитывать социальный оптимизм в масштабах всей будущей жизни.

Дата____________                                        Подпись__________________

Источник

В мире нет ничего разрушительнее
Невыносимее, чем бездействие.
А. И. Герцен

В широком смысле слова Адаптация (от
средневекового лат . adaptatio — приспособление), в
биологии — совокупность морфофизиологических,
поведенческих, популяционных и др. особенностей
биологического вида, обеспечивающая возможность
специфического образа жизни в определенных
условиях внешней среды. Адаптацией называется и
сам процесс выработки приспособлений. В
физиологии и медицине обозначает также процесс
привыкания. Социальная адаптация есть процесс
взаимодействия личности с социальной средой.

Адаптивная физическая культура — это
социальный феномен, целью которого является
социализация людей с ограниченными
возможностями, а не только их лечение, по
средствам физических упражнений и физических
процедур. Содержание такой физкультуры
направлено на активизацию, поддержку и
восстановление жизненных сил, повышение
жизненных сил через удовольствие и
психологический комфорт. Это обеспечивается
полной свободой выбора форм, методов и средств
занятий.

В настоящее время, благодаря многочисленным
научным исследованиям в области лечебной
физической культуры (ЛФК), мы располагаем более
полным представлением о возможностях этого
замечательного метода. Во всём мире ЛФК является
неотъемлемой частью комплексного лечения
практически всех заболеваний.

Физические нагрузки, оказывая особое
стимулирующее воздействие на организм, могут
обеспечить его полноценную деятельность. И когда
об этом забывают, то природа жестоко мстит за
вмешательство в её законы.

Во время выполнения физических упражнений
значительно повышается уровень возбуждения
двигательных зон центральной нервной системы.
Возникающие в них очаги возбуждения
способствует угасанию тех механизмов, которые
являются причиной патологического процесса.
Иначе говоря, болезненный очаг как бы
блокируется, и нарушенные функции в результате
постепенно нормализуются.

Работа мышц способствует улучшению обменных
процессов, деятельности сердечно-сосудистой и
дыхательной систем, повышению защитных реакций.

Регулярные занятия физическими упражнениями в
комплексе с занятиями по плаванию помогут не
только избавиться от боли, но и способствовать
нормализации, казалось бы, уже необратимых
патологических процессов.

Лечебное плавание обеспечивает естественную
разгрузку позвоночника с одновременной
тренировкой мышц и является частью всего
лечебного комплекса.

Упражнения в воде оказывают
психотерапевтическое воздействие: облегчённые и
безболезненные движения улучшают самочувствие и
оказывают закаливающий эффект. Выполняя
разнообразные движения в воде можно переносить
более низкую температуру воды.

Однако, проявляя настойчивость, нельзя впадать
и в другую крайность-уверовав в могущество
движения, отказываться от всех других
рекомендаций врача. Не забывайте, физические
упражнения-это всего лишь часть, хотя и очень
важная, целого комплекса как профилактических,
так и лечебных мер. И как бы ни были они полезны,
принцип “чем больше-тем лучше” в данном случае
неприемлем.

Со временем комплексы, которые будут
предложены можно добавить и усложнить. Сделать
это вам помогут инструктора по физической
культуре и плаванию.

Данную адаптированную образовательную
программу можно использовать для составления
индивидуальной образовательной программы для
ребёнка-инвалида.

Цель:получение ребёнком комплексной
помощи специалистов по физической культуре в
ДОУ, направленной на индивидуальное развитие и
успешной адаптации, реабилитации ребёнка в
обществе.

Задачи.

1. Создание комфортной среды на занятиях по
физической культуре для развития детей и
компенсация имеющихся недостатков.

2. Формирования у детей двигательных навыков,
улучшение координации движений, увеличение силы
и выносливости мышц.

3. Развитие и совершенствование
коммуникативных функций, эмоционально-волевой
регуляции и поведения.

4. Оказание консультативной и методической
помощи родителям.

Сроки реализации адаптированной
образовательной программы по физической
культуре.

Адаптированная образовательная программа в
области физического развития предусматривает
постепенное развитие двигательных навыков с
учётом состояния здоровья и возрастных периодов
развития детей.

При составлении адаптированной
образовательной программы в области физическое
развитие учитываются рекомендации специалистов.

Адаптированная образовательная программа
рассчитана на детей дошкольного возраста (3-7 лет).

Занятия проводятся на базе спортивного зала и
бассейна МБДОУ детского сада “Брусничка”, три
раза в неделю. Два занятия в спортивном зале, одно
в бассейне.

Продолжительность занятий:

— не более 15 минут-для детей второй младшей
группы (3-4 года),

— не более 20 минут-для детей средней группы (4-5
лет),

— не более 25-30 минут-для детей старшей и
подготовительной групп (5-7 лет).

Методы организации занятий: индивидуальный,
индивидуальный подход в групповом режиме.

Формы организации занятий: является система
определённых физических упражнений. Это
лечебная гимнастика, самостоятельные занятия по
рекомендации врача и специалистов по физической
культуре и плаванию, дозированная ходьба,
физические упражнения в воде и плавание.

Каждое занятие строится по определённому плану
и состоит из трёх частей: подготовительной,
основной, заключительной.

Структура проведения занятий в спортивном
зале.

Подготовительная часть предусматривает
подготовку к выполнению основных видов движения
и специальных упражнений, постепенно включает в
нагрузку. Длительность части 10-20% времени
занятия.

В основной части занятия применяются
специальные упражнения в чередовании с
общеукрепляющими. Длительность основной части
60-80% от всего времени занятия.

В заключительной части нагрузку постепенно
снижают. Физическую нагрузку контролируют и
регулируют, наблюдая за ответными реакциями
организма.

Структура проведения занятий в бассейне.

Подготовительная часть проводится на суше.
Включает несколько общеразвивающих упражнений
для разогревания, разминки и подводящих
упражнений.

Основная часть проводится на воде.
Выполняются упражнения по овладению
двигательными навыками в воде, повторяется
пройденное, игры на воде.

Заключительная часть-это произвольное
плавание (свободное плавание).

Мониторинг.

Система мониторинга достижения детьми-
инвалидами планируемых результатов освоения
основной образовательной программы дошкольного
образования призвана обеспечить комплексный
подход к оценке результатов освоения программы и
динамики развития детей.

Определение освоения основных видов движения
для оценки развития ребёнка- инвалида и его
функциональных возможностей. В результате
изучения возможностей детского организма
разработаны критерии по освоению ребёнком
-инвалидом основных видов движения и освоения
упражнений в воде.

Вторая младшая группа (3-4 года).

— умеет ходить сохраняя заданное направление;

— умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя
направление, в соответствии с указаниями
инструктора по ФК;

— сохраняет равновесие при ходьбе по
ограниченной плоскости, при перешагивании через
предметы;

— может ползать на четвереньках;

— может катать мяч в заданном направлении,
бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы;
метать предметы правой, левой рукой;

плавание: вход и погружение в воду, попытки
плавать;

Средняя группа (4-5 лет).

— может метать предметы разными способами
правой и левой рукой;

— отбивает мяч об пол;

— может ловить мяч;

— ориентируется в пространстве, находит правую
и левую сторону;

плавание: приседая, погружение в воду до
уровня подбородка, глаз; опускание в воду лица,
погружение в воду с головой; выполнение движений
ногами вверх и вниз, сидя в воде; попытки плавать
произвольным способом.

Старшая группа (5-6 лет).

— выполняет ходьбу и бег сохраняя правильную
осанку, направление и темп;

— умеет лазить по гимнастической стенке;

— может прыгать на мягкое покрытие, прыгать в
обозначенное место;

— умеет метать предметы правой и левой рукой в
вертикальную и горизонтальную цель;

плавание: движения ногами вверх-вниз, сидя
в воде на мелком месте и лёжа, опираясь руками;
выполнение разнообразных движений руками в воде;
выполнение выдоха в воду; плавание произвольным
способом.

Подготовительная группа (6-7 лет).

— старается выполнять правильно все виды
основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание,
лазанье);

— бросать предметы в цель из разных исходных
положений, попадать в вертикальную и
горизонтальную цель;

плавание: выполнение вдоха, затем выдоха в
воду; погружение в воду с головой, открывание
глаз в воде; скольжение на груди, движение ногами
(вверх-вниз); плавание с кругом в руках;
разнообразные движения в воде; произвольное
плавание.

Выполнение упражнений детьми оценивалось по
трехбалльной шкале.

1 балл – ребенку требуется постоянная помощь
инструктора. Движения не точные, не
координированные. Тяжело переключается с одного
движения на другое. Активность ребенка низкая.

2 балла – ребенку требуется помощь инструктора
в исключительных случаях. Движения более точные,
более координированы. Движения ребенка активнее.
Активность ребёнка средняя.

3 балла – ребенку не требуется помощь
инструктора. Движения точные, координированы.
Переключаемость движений высокая. Ребенок
активен.

Ожидаемые конечные результаты реализации
программы:

— укрепить здоровье детей и развить
правильное отношение к здоровому образу жизни;

— сформировать нравственные ценности: доброты,
милосердия, отзывчивости, дружбы;

— сформировать у детей навыки самостоятельной
деятельности.

(Учебный план для детей второй младшей группы 3-4
года.

Тематическое планирование для детей второй
младшей группы.). Приложение 

Список литературы:

Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Т. Л. Богина
“Обучение плаванию в детском саду”, М.
“Просвещение”, 1991

Е. К. Воронина “Программа обучения плаванию в
детском саду”, Санкт-Петербург “Детство-
Пресс”, 2003.

Т. А. Протченко, Ю. А. Семенова “Обучение
плаванию дошкольников и младших школьников”, М.
“Айрис Пресс”, 2003.

Н. Ж. Булгакова “Плавание”, М. “Физкультура и
спорт”, 1999.

Е. В. Харламов “Дыхательная гимнастика”, М.:
Ростов на дону – 2004.

И. В. Дорошенко “Учись плавать”, М. “Советский
спорт” — 1989 г.

Н. Г. Пищикова “Обучение плаванию детей
дошкольного возраста”, М. – 2008.

Н. Ж. Булгакова “Игры у воды, на воде, под
водой”, М.: “Физкультура и спорт” — 2000.

В. Велитченко “Как научиться плавать”, М.:
“ТЕРРА-СПОРТ” — 2000.

С. А. Лифшиц, Н. А. Шаульская “Праздник Нептуна”,
М.: “Творческий центр” — 2004.

В. В. Горбунов “Вода дарит здоровье”, М.:
“Советский спорт” — 1990.

С. В. Яблонская, С. А. Циклис “Физкультура и
плавание в детском саду”, М.: “Творческий центр”
— 2008.

Л. В. Мартынова, Т. Н. Попкова “Игры и
развлечения на воде”, М.: “Педагогическое
общество России” — 2006.

И. В. Сидорова “Как научить ребенка плавать”,
М.: “АЙРИС-ПРЕСС” — 2011.

В. Г. Алямовская “Как воспитывать здорового
ребенка”, М. – 2007.

Ю. О. Короб “Учимся плавать”, Киев – 1990.

С. Б. Шарманова “Морское царство”, УралГАФК –
1996.

Т. А. Тарасова “Контроль физического состояния
детей дошкольного возраста”, М. – 2006.

Л. П. Макаренко “Плавание”, М. – 1979.

Устинова Е. В. Детский Церебральный Паралич,
коррекционная работа с дошкольниками -М.:
“Книголюб”, 2008 г.

Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском
саду 3-4 года. Конспекты занятий. -М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 г.

Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском
саду. Система работы в средней группе. -М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 г.

Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском
саду. Система работы в старшей группе. -М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 г.

Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском
саду. Система работы в подготовительной к школе
группе. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 г.

Приложение

Источник