Индивидуальная программа физического развития ребенка

                                                                                                           «УТВЕРЖДАЮ»                                                                                                                                                                                                                      

                                                                                                       Заведующая ДОУ №17                                                                                                                                                                                                                  

                                                                                                      __________ О.В.Чистякова

Индивидуальная программа развития физических качеств

 ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Разработала:

Инструктор по физической культуре

Белоусова Ю.А.

Волжск

2014

Пояснительная записка

Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Именно в этот период осуществляются наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно необходимыми двигательными умениями, гигиеническими навыками и т.д. Для этого необходима систематическая работа по формированию осознанного отношения детей к здоровью через физическое воспитание.

Развитие ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, социально-бытовых и морально-эстетических понятий и т.д.).

Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни. Для этого  необходимо  составить индивидуальную программу развития конкретного ребенка.

Индивидуальная программа развития физических качеств воспитанницы старшей группы Виктории С.

Психолого-педагогическая характеристика:

Виктория С, 12.05. 08 г.р.; Диагноз F 80.0,  посещает дошкольное учреждение с 02.08.06г.  Адаптация прошла удовлетворительно. Девочка замкнутая, на контакт идет не сразу. Физическое развитие соответствует нижней границе возрастной нормы. Общая и мелкая моторика недостаточно сформирована. Вика испытывает трудности в выполнении заданий на равновесие, ловкость и в  прыжках в длину и в высоту. Не проявляет эмоциональной радости в подвижных играх. Замыкается при выполнении упражнений с речевым сопровождением.

Цель программы: сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка; формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни, интереса к физической культуре.

Задачи:

  • развитие физических качеств -силы, гибкости, выносливости, координации;
  • накопление и обогащение двигательного опыта ребенка — овладение основными двигательными режимами (бег, ходьба, прыжки, метание, лазанье);
  • формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;
  • преодоление речевого дефекта.

Формы и методы проведения занятий предполагают закрепление двигательных умений и навыков, воспитание физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости), развитие координации движений, пространственной ориентации и укрепление физического и психического здоровья.
Программа составлена с учетом принципа интеграции образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Индивидуальные занятия проводятся 2 раза в неделю по 20 минут.

     1. Физическое развитие.

Группа здоровья -2. Обеспечить необходимые условия для защиты, сохранения и  укрепления здоровья ребенка. Наладить четкое выполнение режима дня. В процессе выполнения режимных моментов необходимо уделять внимание формированию санитарно-гигиенических навыков.  Посещение группы лечебной физкультуры.     Развитие общих двигательных способностей.  Развивать движения рук и совершенствовать   мелкую моторику: учить правильно действовать с предметами ( платочки, флажки, кегли, мячи разного диаметра, скакалка). Отрабатывать навыки правильного выполнения заданий в прыжках, лазании, равновесии, метании, гибкости.    

Делать ежедневно массаж рук и пальцев рук;  выполнять комплекс на коррекцию плоскостопия. 

 2. Социально-коммуникативное развитие.

 Стремиться устанавливать более прочные эмоциональные контакты ребенка со сверстниками и взрослыми, заражать эмоциями радости, удовольствия, удовлетворения и поддерживать состояние психологического комфорта, укреплять положительные эмоциональные связи; прививать различные формы общения .

Подвижные,  социально – развивающие игры.

Коррекция и развитие навыков самообслуживания и личной гигиены.

Личностное ориентирование: Я и коллектив.

     3. Познавательное развитие.

 Учить ребенка обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности, выделять игрушки, спортивный инвентарь  и действовать с ними, выделять предметы одежды и спортивной формы , обращать внимание на предметы в окружении, обращать внимание на животных и птиц. Обогащать представления ребенка об окружающей действительности. Учить ориентироваться в пространстве (право- лево) и относительно частей  своего тела. Учить различать и сортировать предметы по цвету и форме. Формировать навыки счета прямого и обратного, строевого расчета и построения.

4. Речевое развитие.

 Формировать активный словарь в соответствии с изучаемыми лексическими темами. Работать над введением в разговорную речь существительных, глаголов с использованием игр и различных бытовых ситуаций.  Выполнение поручений различной степени сложности.

Разучивание стихов, сопровождаемых жестами и движениями.

Вырабатывать воздушную струю — дуть в свирель, дудочку, на воздушный шарик, на бабочку, на уточку (лодочку), плавающую по воде и т.д.;  Закреплять выполнение артикуляционных движениям губами и языком. Психогимнастики на развитие подвижности мимических мышц. Упражнения для формирования правильного произношения звуков, слогов, слов.

Прогноз: Учитывая, что воспитанница Виктория С., с ограниченными возможностями здоровья, успешность сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка  будет зависеть от грамотного педагогического подхода и   позитивного взаимодействие с Викторией. 

В конце каждого учебного года проводится мониторинг физической подготовленности дошкольников, содержание которого включает в себя нормативы, разработанные в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Действительно, уже к концу учебного года у Вики прекратились приступы плача при утреннем приходе в дошкольное учреждение, были налажены контакты со сверстниками и педагогами.

Вика  освоила примерную ориентировку во времени, в пространстве и относительно своего тела. Стала проявлять интерес к физкультурным занятиям, появилось эмоциональное оживление при проведении подвижных игр. К концу учебного года звукопроизношение значительно улучшилось, и девочка с большим желанием выполняла задания, в которых движения используются с речевым сопровождением. Физическое развитие воспитанницы соответствует возрастной норме. Повысилось качество выполнения обще развивающих упражнений. Задания в метании, прыжках, лазании и действии с предметами  выполняются качественно и грамотно.  

Литература:

  •   СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
  •   ФГОС ДО, утвержденный приказом от 17.10.2013г. N 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации;
  •   Примерная основная общеобразовательная программа развития и воспитания детей «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович;
  •   Программа «Физическая культура — дошкольникам» под редакцией Л.А.Глазыриной, В.А.Овсянкина;
  •   Авторская программа «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» под редакцией Н.Н.Ефименко;
  •   Программа «Физическая культура для малышей» под редакцией С.Л.Лайзане;
  •   Основная образовательная программа ДОУ.

Источник

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка

не усваивающего основную общеобразовательную программу дошкольного образования  по физическому развитию

Ф.И. ребенка

Возраст

4 года.

Психолого-педагогический портрет ребенка

Ребенок допускает ошибки в основных элементах сложных физических упражнениях. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесным инструкциям. Затруднения проявляются при удержании равновесия (возникает общее напряжение, покачивание туловища, балансирование и схождение с места). Наблюдается низкое качество выполнения движений, нарушение их порядка и количества. Нарушена координация.

 Допускает нарушение правил в подвижных и спортивных играх, чаще всего в силу недостаточной физической подготовленности. Снижен интерес к физическим упражнениям. Низкая двигательная активность, неохотно принимает участие в подвижных играх.

 Ребенок стеснительный, трудно объединяется в игру со сверстниками, безынициативен.

Группа сопровождения

Воспитатель.

Цель

Формирование у ребенка интереса к физической культуре, развивать основные физические качества

Задачи

-создать условия для полноценного физического и психического здоровья;

— воспитывать потребности в физическом совершенствовании;

-способствовать ориентации педагогического процесса на развитие физических индивидуальных способностей.

-привлекать к систематическим занятиям физическими упражнениями и активному участию в спортивных мероприятиях различных уровней.

Ожидаемые результаты

  •  Развиты двигательные умения и навыки.
  •  Развиты психофизические качества: быстрота, ловкость и др.

Общий срок реализации

9 месяцев

Периодичность занятий

  • Воспитатель: 2 раза в неделю

Сентябрь

Формы работы с воспитанником

Родители

  ОРУ с обручем.

Релаксация «Космос».

Упражнение для глаз «Лабиринт».

Упражнения для мышц туловища

Бег, выбрасывая прямые ноги вперёд, с остановкой по сигналу.

Бег змейкой, с поворотом кругом по сигналу.

Повороты на месте прыжком в разные стороны.

Консультация: «Особенности развития ребёнка 4-5 лет»

Октябрь

Формы работы с воспитанником

Родители

Ходьба с перешагиванием через набивные мячи.

Спрыгивание со скамейки на полусогнутые ноги

Метание мяча в горизонтальную цель правой и левой рукой с расстояния 2 м.

Упражнение «Раз, два, три, четыре пять…»

Упражнение «Сенсорная дорожка»

Беседа: «Знаете ли вы своего ребенка?»

Рекомендации:

«Физическая культура и оздоровление»

Ноябрь

Формы работы с воспитанником

Родители

Упражнение «Молодцы»

Дыхательное упражнение «Раз, два, три, четыре пять…»

Обычная ходьба в сочетании с ходьбой на носках по неровной (массажной) дорожке.

Бег противоходом.

Прыжки на правой и левой ноге между кеглями, поставленными в одну линию

Отбивание мяча о пол, продвигаясь вперед шагом.

 Беседа: «Значение физических упражнений»

Практическое занятие: Изготовление нестандартного оборудования для занятий физкультурой.

Декабрь

Формы работы с воспитанником

Родители

 Метание мешочков в вертикальную цель с расстояния3м.

Отбивание мяча правой и левой рукой в движении. Прыжки на правой и левой ноге через шнур. Перебрасывание мяча друг другу от груди двумя руками.

Ведение мяча попеременно правой и левой руками. Прыжки через короткую скакалку с продвижением вперёд.

Игра «Поменяй местами»

Рекомендации:

«Подвижные игры с родителями в выходной.»

Январь

Ребенок

Родители

Бросание мяча вверх и ловля мяча двумя руками. Бросание мяча с хлопком.  

Прыжки через скакалку с.  подскоком. Пролезание в обруч, не касаясь верхнего края обруча. Перебрасывание мяча друг другу снизу двумя руками.

Дыхательное упражнение «Дует ветер».

Бег с остановкой по звуковому сигналу. Игра «Пожарный на учении».

 Рекомендации:

«Совместные занятия спортом детей и родителей»

Буклет:

 «Зимние забавы»

Февраль

Ребенок

Родители

Ползание по гимнастической скамейке, хват рук за край скамейки.

Повороты на месте кругом.

Упражнения «Снеговик», «Метелица»

Дыхательная гимнастика «Сдуй снежинку».

 Игровое задание «Сложная эстафета».

Консультация:

 «Развитие физических качеств в играх и игровых упражнениях».

Игротека для родителей:

«Игры на свежем воздухе»

Март

Ребенок

Родители

Ходьба по наклонной доске боком приставным шагом, с приседанием на середине.

Прыжки на двух ногах вправо, влево через канат.

Ходьба по наклонной доске боком, приставным шагом, руки на поясе

Упражнение «Цапля»

Упражнение «Зеркало»

Практическое задание:   Составление альбомов о спортивных достижениях семьи

Апрель

Ребенок

Родители

Ритмические упражнения под музыку.

Боковой галоп, с поворотом по сигналу.

Игра «Разложи по цвету»

Массажные коврики.

Упражнение «Веселые ножки».

Перепрыгивание через бруски без паузы.

Игра «Догони меня»

Рекомендации:

«Физкульт-Ура».

Наглядная информация:

«Спортивный уголок дома»

Май

Ребенок

Родители

Забрасывание мячей в корзину двумя руками из-за головы.

Перешагивание через шнур (высота 40 см).

Прыжки в длину с места (расст 50 см).

Пальчиковая гимнастика «Птицы».

Упражнение «Угадай на ощупь».

Дыхательное упражнение «Вертолет».

Игра «Красный, желтый, зеленый»

Беседа: «Чему мы научились за год»

Консультация по результатам проделанной работы

Результат

Источник

Марина Ляпунова
Планирование индивидуального сопровождения детей с ОВЗ по образовательной области «Физическая культура»

Методическая разработка

«Планирование индивидуального сопровождения детей с ОВЗ

по образовательной области «Физическая культура»

Содержание современного дошкольного образования тесно связано с идеями индивидуализации и гуманизации.

В Конвенции о правах ребенка(1989 г., Конвенции ООН о правах инвалидов (2006г.)— закреплено право каждого ребенка на образование, независимо от состояния здоровья.

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273- ФЗ обеспечивает право каждого человека на образование, гуманистический характер образования, создание условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ, в том числе посредством организации инклюзивного образования.

В ФГОС ДО также одним из основных принципов является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. Основная его задача — обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка, независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). В Стандарте учитываются индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

Дошкольное образование детей с ОВЗ может быть организовано как совместно со здоровыми детьми, так и в отдельных группах и осуществляется по адаптированной программе с учетом психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Таким образом — индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ — актуальная проблема на современном этапе.

Индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ осуществляется путем разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута развития ребенка всеми специалистами ДОУ, включая инструктора по физической культуре.

При проектировании индивидуального образовательного маршрута специалисты и педагоги дошкольного учреждения ориентируются на образовательные потребности, индивидуальные способности и возможности воспитанника. Маршрут создается с целью максимальной реализации образовательных и социальных потребностей детей и рассчитан на детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, и на детей с ограниченными возможностями здоровья. В индивидуальном образовательном маршруте определяется специфическое для данного ребенка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специфические психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы.

Универсального рецепта создания ИОМ для дошкольника в настоящий момент нет. Специалисты каждого детского сада разрабатывают свой вариант ИОМ, учитывая имеющиеся у них условия, контингент детей и т. д.

В нашем дошкольном учреждении присутствуют дети с ОВЗ и для них составляется ИОМ. Образовательная область «Физическая культура» обязательно в него включается. Инструктором по физической культуре разработан вариант ИОМ по ОО «Физическая культура».

Индивидуальный образовательной маршрут ребенка с ОВЗ

по образовательной обрасти «Физическая культура»

Ф. и. ребенка___

Дата рождения___Группа___

Группа здоровья___Физ. группа___

Статус___Срок реализации___

Специалист: инструктор по физической культуре.

Месяц Задачи Содержание работы Результат

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

При планировании ИОМ используется примерное планирование по разным возрастам.

Перспективный план ИОМ для детей

среднего возраста по физической культуре

Сентябрь, дата Закрепить умение:

— ходьба по скамейке, «достань платочек»

— прыжок в высоту (платочек выше поднятой руки на 15 см,

— метание вдаль правой и левой руками (3,5-6,5м,

— катание обруча между предметами (между предметами 40-50 см).

— ходьба по следам, из обруча в обруч.

— бросание мяча вдаль из-за головы, от груди, из разных положений (стоя, сидя).

— подлезание под дугами (3дуги на расстоянии 1,5м друг от друга).

— ходьба с перешагиванием через кирпичики.

— прыжки в длину с места до ориентира (20 см).

— подбрасывание и ловля мяча,

— отбивание мяча о пол и ловля его двумя руками.

— ходьба по верёвке боком.

— бросание мяча из-за головы и снизу и ловля его в парах (1,5 м).

— подлезание под шнур не касаясь пола руками (высота 40 см).

Октябрь, дата Закрепить умение:

— ходьба по верёвке прямо и боком.

— прыжки через верёвку (высота 5-10 см).

— катание мяча одной, двумя руками перед собой по полу.

— подлезание под верёвку, не касаясь пола руками.

— катание мяча между двумя линиями (15-20 см,

— перебрасывание из-за головы мяча по кругу,

— бросание мяча через сетку с расстояния 1,5 м

— ходьба по скамейке с перешагиванием через кубики, по верёвке боком.

— прыжки через лежащую на полу скакалку боком с продвижением вперёд.

— отбивание мяча рукой о пол 3-4 раза.

— бросание мяча через сетку с расстояния 1,5 м

— лазание по лестнице на высоту 2 м.

Ноябрь, дата Закрепить умение:

— ходьба по скамейке, по верёвке боком, с перешагиванием через кубики.

— спрыгивание с высоты, прыжки в высоту.

— лазание по лестнице на высоту 2 м.

— катание мяча друг другу из разных положений (стоя, сидя) на расстояние 1,5 м. ;

— скатывание мяча по наклонной доске с попаданием в предмет.

— перешагивание через предметы,

— ходьба по наклонной доске,

— спрыгивание с предметов.

Бросание мяча в баскетбольное кольцо от груди, из-за головы (1,5-2)м. Упражнение разведчики (ползание на животе)

Декабрь, дата Закрепить умение:

— ходьба по следам, по верёвке боком.

— прыжки в длину с места до ориентира (50 см).

— ползание по скамейке на животе.

— скатывание мяча по наклонной доске с попаданием в предмет,

— бросание мяча через сетку с расстояния 1,5 м

— перешагивание через кегли (между ними 70-80 см).

— прыжки через предметы (высота 5-10 см).

— бросание мяча двумя руками от груди через сетку.

— прокатывание мяча между предметами (между ними 40-50 см).

— прокатывание мяча головой вперёд на четвереньках, не отпускать его далеко вперёд, придерживая рукой.

Январь, дата Закрепить умение:

— ходьба по ребристой доске.

— прыжки на двух ногах через предметы, со скамейки (высота 20 см.)

— отбивание мяча о пол правой и левой руками о пол (4-5 раз,

— метание в горизонтальную цель с расстояния 2-2,5 м правой и левой руками.

— ходьба на двух ногах по верёвке, приставляя пальцы одной ноги к пятке другой ноге.

— прыжки на двух ногах через обручи, со скамейки.

— катание мяча в парах из разных положений (стоя, сидя);

— перебрасывание мяча из-за головы друг другу по кругу (рас. 1,5 м).

— подлезание под верёвкой прямо и боком (высота 40-50 см).

Февраль, дата Закрепить умение:

— ходьба по скамейке, спрыгивание с неё.

— ходьба по верёвке боком.

— прыжки в длину с места до ориентира (50-60 см).

— подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками.

— прыжки в высоту до предмета.

— скатывание мяча по наклонной доске с попаданием в предмет.

— подлезание в обруч прямо и боком (обруч приподнят на 10 см).

— ходьба по ребристой доске,

— прыжки со скамейки.

— прокатывание мяча головой вперёд на четвереньках, не отпускать мяч далеко вперёд.

— ходьба по наклонной доске.

— отбивание мяча о пол и ловля его,

— перебрасывание мяча через препятствия с расстояния 2 м.

Март, дата Закрепить умение:

— ходьба по скамейке боком, по верёвке прямо.

— прыжки на двух ногах из обруча в обруч.

— прокатывание мяча между предметами (рас. между ними 40-50 см).

— пролезание в обруч прямо и боком (обруч поднят на10 см).

— лазание по лестнице на высоту 1,2-1,5 м.

— перешагивание через кегли (расстояние между кеглями 70 см).

— прыжки в длину (60 см).

— отбивание мяча о пол.

— ходьба и бег по наклонной доске.

— катание мяча в парах из разных положений,

— бросание и ловля мяча снизу, из-за головы в парах.

Апрель, дата Закрепить умение:

— равновесие: ходьба по канату прямо и боком приставным шагом.

— прыжки в длину с места до ориентира (расстояние от линии до ориентира 60 см).

— бросание мяча из-за головы с разных положений (сидя, стоя) в парах (расстояние между детьми 1,5 м); через сетку с расстояния 1,5 м (верхний край сетки над полом на высоте поднятой руки ребёнка).

— упражнение «Муравьи» (ползание по полу с опорой на предплечья и колени).

— ходьба по ребристой доске и по гимнастической скамейке с мешочком на голове (высота скамейки 20-25 см).

— прыжки через веревку боком, в длину с места до ориентира (расстояние от линии до ориентира 60 см).

— бросание мяча от груди, из-за головы в баскетбольное кольцо с расстояния 1,5-2 м (баскетбольное кольцо на высоте 1,5 м).

— пролезание прямо и боком в обруч (обруч приподнят над полом на высоту 10 см);

— лазание по гимнастической стенке.

Май, дата Закрепить умение:

— ходьба по ребристой доске; ходьба и бег по наклонной доске (высота поднятого края доски 35 см, ширина доски 15 см).

— прыжки через веревку боком с продвижением вперед.

— метание мешочков вдаль правой и левой руками от плеча в вертикальную цель с расстояния 1,5-2 м (высота мишени 1,5 м).

— упражнение «Жучок». Сидя на полу, руки в упоре сзади за спиной, ноги вместе, согнуты в коленях. Ползти, продвигаясь вперёд, сгибая и выпрямляя ноги.

— ходьба по скамейке через предметы (высота предметов 15-20 см).

— прыжки через короткую скакалку, в длину с места до ориентира (расстояние от линии до ориентира 60 — 70 см).

— подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками;

— отбивание о пол правой и левой руками и ловля после отскока;

— бросание от груди из разных положений (сидя, стоя) в парах (расстояние между детьми 1,5 м)

— бросание мяча от груди через сетку с расстояния 1,5 м

— ползание по полу с опорой на предплечья и колени.

Осуществление индивидуальной работы в рамках реализации ИОМ фиксируется в данной карте.

Карта учета индивидуальной работы с детьми

по ОО «Физическая культура»

инструктора по физкультуре___

Дата Ф. и. ребенка Содержание деятельности Отметки о результатах

В конце учебного года реализация ИОМ анализируется, после итоговой диагностики составляется справка по результатам обследования ребенка, намечаются пути его дальнейшего развития.

Источник