Индивидуальная программа для обучения и развития ребенка
Галина Кущенко
Методические средства по созданию и реализации индивидуальных программ развития ребенка
Одним из условий эффективности обучения детей дошкольного возраста и их интеграции в общеобразовательную среду является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.
В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т. п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Педагоги МБДОУ «Д/с № 3 «Сказка» одним из решений в данной ситуации составили и реализуют индивидуальный образовательный маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.
На детей, требующих особого внимания специалистов и воспитателей составляем индивидуальные коррекционно- развивающие планы и программы работы, в тех направлениях, где ребёнок испытывает трудности.
Совместные комплексные коррекционно-развивающие занятия специалистов проводятся с детьми всех возрастов:
1. с 1 года до 5 лет – один раз в неделю;
2. с 5 лет до 7 лет – один раз в месяц (по итогам индивидуальных или подгрупповых занятий специалистов).
Занятия проводятся несколькими специалистами сразу, что позволяет добиваться более высоких результатов, осуществлять индивидуальный подход.
Создаётся группа от 3 до 5 детей, нуждающихся в комплексной помощи всех специалистов. Динамика развития ребёнка наблюдается в течение всего учебного года специалистами и воспитателями, анализируется на заседаниях ПМПк.
Профилактические мероприятия включают в себя проведение тренингов с детьми старшего возраста:
1.«Сказкотерапия». Цель: развитие познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер; развитие сенсомоторных и творческих способностей детей. Основная задача – развитие познавательных процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, установление причинно-следственных связей, способностей к рассмотрению одного явления с нескольких сторон, исследование объектов окружающего мира; знакомство с чувствами, осознание их назначения, важность чувства меры; формирование позитивных коммуникативных моделей, переживание опыта коллективного решения проблем и преодоление трудностей, опыт совместного творчества; развитие творческих возможностей личности с использованием различных видов деятельности.
1 «Учим общению».
Цель: развитие коммуникативных способностей детей. Воспитание доброжелательного и дружеского отношения к окружающим.
Задачи: помочь ребёнку научиться принимать себя, свои достоинства, видеть свою индивидуальность, а также принимать других, осознавая уникальность каждого. Развивать навыки совместной деятельности, умение договариваться. Развивать неречевые средства общения, закреплять эмоциональные состояния. Учить находить выход из ситуации.
Данные занятия-тренинги проводит педагог-психолог во второй половине дня один раз в неделю.
Работа с одарёнными детьми или с детьми с опережением в развитии строится по следующей схеме:
• выявление таких детей;
• обсуждение на ПМПк;
• собеседование с родителями, при необходимости рекомендации по посещению учреждений дополнительного образования (музыкальная, художественная школы, СДЮШ и др.);
• составление индивидуального плана работы с одарённым или опережающим развитие ребёнком по тому направлению, в котором выявлены способности ребёнка. Работа по плану. Занятия в кружках ДОУ.
Данная работа проводится воспитателями и специалистами ДОУ не один год и помогает развить способности воспитанников.
Совместная работа специалистов ДОУ строится по перспективному плану работы, который включает в себя работу с детьми, с педагогическим коллективом и родителями.
Для правильного построения работы с детьми, имеющими особенности в развитии, огромную роль играет подготовка педагогического коллектива. В этой работе большое внимание уделяется просвещению и консультированию по интересующим вопросам и проблемам, возникающим в процессе деятельности воспитателей. Тематика консультаций отражается в годовом плане учреждения и составляется с учётом интересов воспитателей, актуальных проблем и годовых задач ДОУ.
Для своевременного выявления проблем, возникающих в процессе деятельности, вопросов, интересующих воспитателей, психолого-педагогическая служба ДОУ регулярно проводит анкетирование. Оно может являться:
— одним из этапов подготовки к педсовету;
— завершающим этапом семинара-практикума и т. д.
Анкета для воспитателей
Цель: выявить трудности в работе воспитателей и организовать методическую работу так, чтобы помочь в решении проблемных ситуаций.
1. В чём заключаются ваши трудности?
а) в общении с детьми;
б) в общении с родителями;
в) в общении с коллегами;
г) в организации педагогического процесса;
д) другое…;
2. В планировании какого раздела работы с детьми вы затрудняетесь?
3. По какой причине возникают затруднения в планирование?
а) из-за недостатка литературы по этому вопросу?
б) из-за недостатка имеющихся базовых знаний?
— по педагогике;
— по психологии;
— по другим наукам (указать каким) (раздел).
4. Каких пособий для эффективной работы с детьми Вам не хватает?
Укажите, какие именно пособия хотели бы Вы иметь?
5. Консультации по каким вопросам и темам хотели бы получить?
Работа с детьми, имеющими особенности в развитии, психолого-педагогической службой ДОУ строится с учётом личностных особенностей ребёнка и родителей, стиля семейного воспитания, а также личности педагога, это позволяет добиваться положительной динамики.
Психолого-педагогическая служба ДОУ осуществляет профилактическую, реабилитационную, коррекционно-развивающую, реабилитационную работу необходимую для полноценного развития детей с участием всех специалистов дошкольного учреждения и семье. Невозможно представить, что у педагога будет время заниматься развитием внимания, памяти, речи, координации слуха, чувства ритма по отдельности. На занятиях с детьми любого возраста используются те упражнения, где в комплексе содержится материал для развития способностей детей.
Разработанные конспекты совместных занятий специалистов ДОУ содержат элементы музыкально-ритмических упражнений, специально подобранные вокально-артикуляционные и дыхательные упражнения, способствующие коррекции движений, развитию дыхания и речи. При построении занятий соблюдаются основные требования:
— последовательность;
— повторяемость;
— доступность;
— создание единых игровых ситуаций.
Содержание совместных коррекционно-развивающих занятий изменяется по мере поэтапного усложнения материала. Музыкальный материал используется как организующий момент. Он лежит в основе метода эмоциональной насыщенности.
Темп, ритм и высота музыки используется для упорядочения характера и темпа движений ребенка. Это очень важно для детей, имеющих особенности в развитии, т. к. они часто совершают характерные беспорядочные движения, испытывают беспокойство.
Обязательным направлением нашего сопровождения является работа с родителями. Первое знакомство с родителями происходит еще до поступления ребенка в детский сад на собрании «Клуба молодой семьи», где даются характеристики возрастных способностей детей, рекомендации по созданию домашней детской фонотеки, приобретению музыкальных игр, лото, звучащих игрушек и самодельных музыкальных инструментов.
В дальнейшем родители привлекаются к совместной работе, участвуют в музыкальных занятиях и праздничных развлечениях. С ними проводятся индивидуальные консультации и анкетирование. Родителям одаренных детей советуем посещать вокальные или танцевальные студии, музыкальную школу.
Практика совместной работы специалистов, воспитателей и родителей ДОУ доказала, что она имеет несколько положительных сторон:
позволяет грамотно применять нужные технологии, что повышает эффективность коррекционно-развивающей и индивидуальной работы;
повышается заинтересованность родителей, они становятся компетентны в эстетическом воспитании ребенка;
приближает результаты детей к возрастным показателям развития;
такая работа благотворно сказывается на развитии музыкальных способностей детей.
Индивидуальная коррекционно- развивающая программа, составленная педагогами ДОУ содержит задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.
Содержание каждой программы является предметом обсуждения специалистов ПМПк ДОУ, и воспитателей группы. При этом решаем следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие во время НОД с воспитателями группы, как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.
Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития.
Индивидуальная программа развития ребенка
На 200_ – 200_ учебный год
Фамилия, имя ребенка___
Дата рождения___ дата заполнения
ИПР (название)_или направление развития ___
Состояние здоровья___
___
Выписка из заключения ПМПК ___
Организационно-педагогические условия реализации ИПР:
• Образовательная программа ___
• Инновационные методы и средства ___
• Здоровьесберегающие технологии ___
• Формы контроля и учета достижений ребенка ___
Источник
Наталья Романова
Индивидуального рабочая программа воспитания, обучения и развития
1. Пояснительная записка
Актуальность разработки программы обучения и развития воспитанников, имеющих умственную отсталость, обусловлена следующими проблемами:
необходимость создания продуктивных условий педагогического процесса;
отсутствие утвержденной программы коррекционно- развивающего обучения детей с УО;
Системный подход в планировании развития и обучения детей, имеющих умственную отсталость, заключается в организации обучения путем создания системы взаимосвязанных понятий через игру и опирается на познавательные возможности воспитанников.
Предлагаемая программа развития и обучения детей с УО, построена на общих принципах коррекционной педагогики.
Данная программа предназначена для индивидуальных коррекционно- развивающих занятий с детьми:
• Костиным Амилем
• Рыжовым Глебом.
Программа составлялась с учетом особенностей детей.
Общее речевое развитие:
Не понимают обращенной к ним речи. В экспрессивной речи произносят отдельные звуки, звукокомплексы. Пассивный словарь обиходно – бытовой.
• Малочисленная жестовая символика.
• Несформированность импрессивной стороны речи.
• Несформированность жестовой символики как основы для развития коммуникативной стороны речи.
• Понимание обращённой речи ограниченно и связано только с личным опытом.
• Негативное влияние дефекта на умственную деятельность и снижение познавательных возможностей.
Особенности эмоционально-волевой сферы
В контакт не вступают, не обращают внимание и не отвечают на инициативу взрослого, в ответ на попытку со стороны взрослого наладить контакт проявляют негативные эмоции (плачут, кричат) или остаются безучастными. Эмоциональный фон детей характеризуется повышенной возбудимостью, раздражительностью.
Особенности межличностного взаимодействия со взрослым.
• Значительные трудности продуктивного взаимодействия из-за того, что ребенок часто не принимает помощь.
• Высокая истощаемость и пресыщаемость деятельности, которая приводит к отказу от выполнения задания и заторможенности.
• Существенное снижение устойчивой работоспособности.
• Присутствие негативизма и отторжения помощи (отталкивает, злится, может перестать выполнять задание).
• Очень низкая мотивация общения и обучения.
Различные дефекты развития, психологические особенности, особенности межличностного взаимодействия воспитанников приводят к трудностям обучения в следствии:
• состояния здоровья;
• несформированности психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью;
• дискоординации взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Дети не показывают радость, когда приходят в детский сад, не радуются похвале (улыбке взрослого, одобрению и др., не реагируют на других детей, часто проявляют негативизм. Элементарные бытовые навыки, такие как: одевание, раздевание, прием пищи, пользование туалетом не сформированы, детям требуется большая помощь со стороны взрослого. Навыки социального поведения не сформированы.
На основании выше изложенного создана индивидуальная программа обучения.
Программа разработана на основе:
1)Примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
Васильевой,
2)«Программой дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева, Москва «Просвещение» 2003
3)Образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3-7 лет, автор Н. В. Нищева.
Цель программы — создание условий для формирования способности ребёнка к обучению, овладения им различными бытовыми и социальными навыками через возможность включения его в какую-либо деятельность.
Задачи программы:
• развитие сенсорно — перцептивных процессов и двигательных функций;
• развитие коммуникативных умений;
• развитие графических действий;
• активизация познавательной деятельности и речи.
Форма проводимой работы
Данная программа предполагает проведение занятий в индивидуальном режиме.
Длительность программы
Общая нагрузка составляет ююююююю часов в неделю (ююююю часа в год).
Способы взаимодействия
Данная программа предполагает тесное сотрудничество с родителями воспитанников.
2. Содержание программы
Содержание программы обусловлено целями и задачами коррекционно-развивающего обучения, состоянием психофизических характеристик воспитанников, «зоной актуального развития», а также резервом организма, его сохранных функций.
Темы занятий подобраны таким образом, чтобы охватывались все направления индивидуального развития воспитанников и носят комплексный воздействующий характер. Основными условиями и факторами обучения являются собственная деятельность обучающегося и сотрудничество с взрослым. Обучение имеет практическую направленность, предполагающую доступную деятельность (предметная, игровая и т. д., с помощью которой осуществляется познание окружающего мира, с одной стороны, и обеспечивается использование и закрепление умений, навыков, с другой, формируется социальный опыт ребенка.
Особенность организации коррекционного процесса предполагает включение на каждом занятии коррекционных упражнений на развитие мелкой, общей моторики, массаж пальцев рук с речевым комментарием или мимическим движением, обязательными физическими паузами, зрительной и дыхательной гимнастиками. Форма обучения предполагает отработку и закрепление приобретенных навыков и умений.
Занятия с учетом многократного повторения того или иного материала, постепенного включения в контекст уже освоенных умений. По мере обучения содержание материала может быть увеличено или уменьшено в зависимости от психофизического состояния воспитанников. В этом случае программа подвергается корректировке.
Содержание программы обучения и воспитания включает следующие образовательные области:
1. Физическое развитие
2. Социально-коммуникативное развитие
3. Познавательное развитие
4. Речевое развитие
5. Художественно-эстетическое развитие
2.1. Режим подготовительной группе компенсирующей направленности
Прием и осмотр, игры 7.30-8.20
Утренняя гимнастика 8.20-8.30
Подготовка к завтраку, дежурство 8.30-8.35
Завтрак 8.35-8.55
Самостоятельная деятельность, игры 8.55-9.00
Занятия 9.00-11.00
Второй завтрак 10.10
Самостоятельная деятельность, игры до 11.00
Подготовка к прогулке 11.00-11.15
Прогулка 11.15-12.30
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду 12.30-12.45
Обед 12.45-13.10
Подготовка ко сну 13.10-13.15
Дневной сон 13.15-15.15
Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры. Игры, Чтение художественной литературы, самостоятельная деятельность, развлечения 15.15-15.40
Подготовка к полднику 15.40-15.45
Полдник 15.45-16.00
Занятия, совместная деятельность, игры, самостоятельная деятельность, развлечения 16.00-16.45
Подготовка к прогулке 16.45-17.00
Прогулка 17.00-18.00
Уход детей домой до 18.00
Продолжительность одного занятия 30 минут.
Условия реализации программы
Для эффективного проведения данной программы необходимо:
Набор игрушек
Канцелярские товары: цветные карандаши, краски: акварель, гуашь, кисти, бумага, пластилин, клей.
Наглядно-демонстрационный материал, аудиозаписи, мультимедийные презентации.
Структура занятия (тьютор дублирует занятия воспитателя)
Вводная часть (создание мотивации).
Основная часть.
Заключительная часть.
Итог всего занятия.
1 часть:
Условия воспитания:
1. Здоровье — поддерживать здоровье ребенка и выполнять четко режим дня. В процессе выполнения режимных моментов осуществлять принцип единства предъявляемых к ребёнку требований. Требовать от него социально-принятых норм поведения: слушать взрослого, смотреть в глаза при разговоре и т. п.
Требовать от детей аккуратного выполнения действий, связанных с самообслуживанием: мытьё рук перед едой, пользование салфеткой после еды и т. п.
2. часть:
Задачи, игры и приемы работы по основным линиям развития ребенка
1. Навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки.
Учить действовать самостоятельно в быту:
•в спальне (приучать расправлять одеяло после сна, складывать пижаму в определенное место);
•в ванной (умываться; пользоваться туалетом; учить расчесывать волосы; обращать внимание на действия по уходу за своим телом и одеждой);
•во время еды.
•одеваться и раздеваться; надевать и снимать предметы одежды (обуви); продолжать учить выполнять различные способы застегивания и расстегивания одежды, пользоваться молнией и «липучками», кнопками и пр.
•приучать класть вещи на место (учить вешать одежду и ставить обувь в свой шкафчик);
•продолжать формировать навыки опрятности и гигиены (следить за чистотой своих рук, одежды).
2. Социальное развитие.
Учить взаимодействовать с новым взрослым и сверстниками в новых условиях.
Закреплять невербальные (жестовые) и вербальные (речевые) способы общения: показывать приветствие (прощание) рукой, показать жестом –«это, так, дай, на»; называть словом – «привет, пока, на, дай, это, то».
Продолжать формировать представления о себе: называть и показывать части тела и лица, их функции («Что твои руки умеют делать?», «Чем ты смотришь?» и т. д.); дифференцировать имя и фамилию; узнавать себя на разных фотографиях, говорить «Это Я». Учить говорить «моя», «мое» по отношению к своим вещам, игрушкам. Учить обращаться к другому человеку на «ты» и «Вы», по имени. Показывать на себя рукой и говорить: «Это, я ….».
Закрепить представление о том, что они мальчики. Учить обозначать себя словом: «Я». Учить узнавать своих сверстников по полу на картинках и фотографиях.
Формировать представления о своей семье, выделять состав семьи с помощью фотографий, определять свою позицию в семье («Я -сынок»). Учить задавать вопросы: «Как тебя зовут?», «Где тетя?», «Кто пришел?», «Где мама?», Почему?» и т. п.
(Оформить альбом с фотографиями ребенка о его деятельности, во время которой он играет, пишет, читает, рисует и фото членов его семьи).
Формировать представления у ребенка об окружающем предметном мире, продолжать учить выделять, называть и узнавать предметы и их изображение на картинке: это стол, стул, шкаф, кровать, также обозначать предметы обобщающим словом (например, мебель и т. д.). (Группы окружающих предметов – игрушки, посуда, мебель, транспорт, животные домашние и дикие, птицы, насекомые и т. д.).
Учить адекватно, использовать предметы окружения и знать их назначение: ручка, чтобы писать; стул, чтобы сидеть, книга, чтобы читать, игрушка, чтобы играть и т. д.
Формирование основных способов усвоения общественного опыта:
продолжать учить выполнять действия со взрослыми совместно, по подражанию с речевым сопровождением, по образцу (3-4 детали, по речевой инструкции.
3. Физическое развитие и физическое воспитание
• развитие общих движений:
• учить делать вдох через нос, а выдох — через рот;
• развивать движения рук (общие движения – взмахи руками в стороны, вверх, за спину, впереди груди, круговые движения);
• -совершенствовать ручную и мелкую моторику (пальчиковая гимнастика, катать между ладонями палочки, шарики с неровной или шершавой поверхностью и др.);
• учить ходить «гусиным шагом» (приподнимая высоко колени);
• учить перешагивать (перепрыгивать) через один, два предмета (кирпичики из конструктора, веревку, обруч и т. п.);
• учить ходить на пятках, мысочках, а также наружной стороне стопы;
• учить ударять по мячу ногой из положения, стоя, попадая в «ворота»;
• учить подниматься и спускаться с лестницы, попеременно поднимая ноги;
• чередовать ходьбу на пятках и носках (до 3-х кругов на каждый вид ходьбы);
• учить выполнять различные движения (бег, ходьба) под музыку, ориентируясь на музыкальное сопровождение;
• учить бросать мячи в цель двумя руками;
• учить ловить мячи разного размера;
• учить прыгать на двух ногах; прыгать на одной ноге, передвигаясь вперед.
•
4. Познавательное развитие:
Сенсорное воспитание:
Учить детей, выделять предмет из общего фона. Учить различать объемные формы (куб, шар). Учить подбирать крышки к коробочкам одинаковой величины, но разной формы. Знакомить детей со словами шар, кубик. Учить детей, проталкивать объемные геометрические формы в соответствующие прорези коробки. Учить складывать из 2-3 частей разрезную картинку. Учить детей, воспринимать (сличать) цвет: красный, желтый, зеленый, синий.
Пространство и время.
• формировать представления о временах года, частях суток.
• развитие навыков ориентировки на плоскости и в пространстве.
Ознакомление ребенка с окружающим миром проводить по следующим разделам:
• формирование восприятия формы (учить соотносить предметы по форме – телевизор, квадрат; зеркало – овал и т. д. ; по цвету; величине).
• учить находить предметы и игрушки, учитывая их расположение в комнате (найди машинку за стулом; положи мяч в корзину и т. д.)
• учить целостно, воспринимать предметы и игрушки, состоящие из нескольких частей (3-5 частей);
• учить находить в предметах окружающего мира известные формы (круг, треугольник, квадрат, овал, учить различать плоскостные и объемные формы (круг и шар, квадрат и кубик и т. д.);
• учить выполнять группировку предметов: по форме, цвету, величине (2 группы, затем 3 группы);
Формирование активной речи:
•делать артикуляционный массаж лица (пальцами, щетками);
•расширение понимания речи (Стимуляция у детей звукоподражания и общения с помощью аморфных слов-корней (машина – «би-би»). Стимуляция подражания «Сделай, как я»; звукового подражания «Как мячит корова?» и т. д. стимулировать формирование первых форм слов. Выражать свои потребности словами «дай пить», «бай-бай» и др. Формировать двусловные предложения).
Развитие мелкой моторики рук:
• пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением (пальчики поздоровались, колечки – Зайчики, надуваем воздушный шарик и т. д. ;
• работа с мелким сыпучим материалом – чечевицей, фасолью, горохом, орехами (перекладывание крупы в различные емкости, выкладывать их по заданной линии и т. д.);
• учить работать на альбомном листе бумаги – определять середину, верх, низ, право, лево;
• формировать элементарные графические умения: рисовать геометрические формы и штриховать их;
• рисовать линии: дорожки слева направо; сверху вниз, прямые, ломаные, волнистые, прерывистые.
5. Продуктивные виды деятельности:
Рисование — рисовать зимние сюжеты: «Снег идет», «Огоньки зажглись», «Украсим снег», «Метель», «Дождик» (новогодний, «Снежинки».
Учить рисовать круглые предметы: «снежный ком», «снеговик», «шарики» для елки, «апельсины», «яблоки» и т. п.
Рисовать фломастерами, красками (приемы наращивания от центра, примакивания, легкого прикосновения кончиком кисти).
Проводить линии прямые, волнистые, перекрещивать.
Рисовать по подражанию.
Учить раскрашивать картинки разнообразно, используя не только основные цвета, но и оттенки.
Лепка
• лепить предметы круглой формы разной величины,
• развивать кругообразные движения руки («Снеговик», «Снежный ком»,
• прямые движения («Палочка для снеговика», «Столбики»).
• учить соединять части предмета, прижимая их друг другу.
Аппликация — создавать зимние сюжеты: «Нарядим елочку», «Елочка», «Фонарики», «Флажки», «Снеговик», «Снежинки».
• учить приклеивать разные формы, чередовать их (бусы, треугольники, части домика и др.).
• продолжать учить резать ножницами: резать полоску на квадратики, делать надрезы по сторонам «салфетки», «снежинки».
Конструирование
• учить выкладывать узоры из геометрических форм по образцу (по чередованию с учетом форм, цвета, величины);
• учить строить из плоскостных палочек постройки по образцу и памяти;
• воспитывать аккуратность, целеустремленность, усидчивость.
• воспитывать аккуратность, целеустремленность, усидчивость.
• учить готовить и убирать рабочее место.
10. Трудовое воспитание.
• продолжать формировать навыки опрятности и гигиены (следить за чистотой своих рук, одежды, чистить обувь, стирать носовые платки, убирать за собой посуду, мыть ее и т. д.);
• учить использовать бытовые приборы для хозяйственных нужд семьи: пылесосом, микроволновой печью, чайником, телевизором, музыкальным центром, а также соблюдать чистоту в комнате – вытирать пыль тряпкой, поливать цветы, выбрасывать мусор, застилать свою постель и т. д.).
Основные средства и способы организации коррекционно-развивающей работы:
1. Артикуляционная гимнастика
(с элементами дыхательной): выполняется в течение дня 3-5 раз.
2. Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной гимнастикой 3-5 раз в день.
3. Мимическая гимнастика выполняется 3-5 раз в день
4. Корригирующая гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы: выполняется ежедневно после сна.
5. Вечерние индивидуальные занятия по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение. Работа проводится по тетради логопеда и дефектолога. Содержание данных занятий определено программой коррекционно- развивающей работы:
проговаривание слогов,
упражнения на развитие внимания, памяти, мышления;
самомассаж рук;
упражнения на развитие моторики
3 часть: работа с родителями.
осуществлять постоянное взаимодействие с родителями: консультирование, беседы, контроль за выполнением заданий специалистов;
осуществление принципа единства требований и подходов в процессе воспитания и образования ребёнка;
контроль за проведением медико-профилактических мероприятий (посещение ПНД).
4. Технологический аспект.
Посещение подготовительной группы компенсирующей направленности пять раз в неделю.
Индивидуально-коррекционные занятия – 3 раза в неделю по 25 минут.
Занятия с учителем-логопедом в подгруппе детей и индивидуально – 3 раза в неделю.
Занятия по развитию игровой деятельности, рисованию, лепке, физическому воспитанию – в подгрупповой форме с воспитателем.
Литература
1. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта». Москва «Просвещение» 2003
2. Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» /под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. – М., 2012.
3. «Примерной адаптированной программой коррекционно- развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет» Нищевой Н. В. /СПб., 2014.
Источник