Индивидуальная программа для обучения и развития ребенка

Галина Кущенко
Методические средства по созданию и реализации индивидуальных программ развития ребенка

Одним из условий эффективности обучения детей дошкольного возраста и их интеграции в общеобразовательную среду является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.

В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т. п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Педагоги МБДОУ «Д/с № 3 «Сказка» одним из решений в данной ситуации составили и реализуют индивидуальный образовательный маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.

На детей, требующих особого внимания специалистов и воспитателей составляем индивидуальные коррекционно- развивающие планы и программы работы, в тех направлениях, где ребёнок испытывает трудности.

Совместные комплексные коррекционно-развивающие занятия специалистов проводятся с детьми всех возрастов:

1. с 1 года до 5 лет – один раз в неделю;

2. с 5 лет до 7 лет – один раз в месяц (по итогам индивидуальных или подгрупповых занятий специалистов).

Занятия проводятся несколькими специалистами сразу, что позволяет добиваться более высоких результатов, осуществлять индивидуальный подход.

Создаётся группа от 3 до 5 детей, нуждающихся в комплексной помощи всех специалистов. Динамика развития ребёнка наблюдается в течение всего учебного года специалистами и воспитателями, анализируется на заседаниях ПМПк.

Профилактические мероприятия включают в себя проведение тренингов с детьми старшего возраста:

1.«Сказкотерапия». Цель: развитие познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер; развитие сенсомоторных и творческих способностей детей. Основная задача – развитие познавательных процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, установление причинно-следственных связей, способностей к рассмотрению одного явления с нескольких сторон, исследование объектов окружающего мира; знакомство с чувствами, осознание их назначения, важность чувства меры; формирование позитивных коммуникативных моделей, переживание опыта коллективного решения проблем и преодоление трудностей, опыт совместного творчества; развитие творческих возможностей личности с использованием различных видов деятельности.

1 «Учим общению».

Цель: развитие коммуникативных способностей детей. Воспитание доброжелательного и дружеского отношения к окружающим.

Задачи: помочь ребёнку научиться принимать себя, свои достоинства, видеть свою индивидуальность, а также принимать других, осознавая уникальность каждого. Развивать навыки совместной деятельности, умение договариваться. Развивать неречевые средства общения, закреплять эмоциональные состояния. Учить находить выход из ситуации.

Данные занятия-тренинги проводит педагог-психолог во второй половине дня один раз в неделю.

Работа с одарёнными детьми или с детьми с опережением в развитии строится по следующей схеме:

• выявление таких детей;

• обсуждение на ПМПк;

• собеседование с родителями, при необходимости рекомендации по посещению учреждений дополнительного образования (музыкальная, художественная школы, СДЮШ и др.);

• составление индивидуального плана работы с одарённым или опережающим развитие ребёнком по тому направлению, в котором выявлены способности ребёнка. Работа по плану. Занятия в кружках ДОУ.

Данная работа проводится воспитателями и специалистами ДОУ не один год и помогает развить способности воспитанников.

Совместная работа специалистов ДОУ строится по перспективному плану работы, который включает в себя работу с детьми, с педагогическим коллективом и родителями.

Для правильного построения работы с детьми, имеющими особенности в развитии, огромную роль играет подготовка педагогического коллектива. В этой работе большое внимание уделяется просвещению и консультированию по интересующим вопросам и проблемам, возникающим в процессе деятельности воспитателей. Тематика консультаций отражается в годовом плане учреждения и составляется с учётом интересов воспитателей, актуальных проблем и годовых задач ДОУ.

Для своевременного выявления проблем, возникающих в процессе деятельности, вопросов, интересующих воспитателей, психолого-педагогическая служба ДОУ регулярно проводит анкетирование. Оно может являться:

— одним из этапов подготовки к педсовету;

— завершающим этапом семинара-практикума и т. д.

Анкета для воспитателей

Цель: выявить трудности в работе воспитателей и организовать методическую работу так, чтобы помочь в решении проблемных ситуаций.

1. В чём заключаются ваши трудности?

а) в общении с детьми;

б) в общении с родителями;

в) в общении с коллегами;

г) в организации педагогического процесса;

д) другое…;

2. В планировании какого раздела работы с детьми вы затрудняетесь?

3. По какой причине возникают затруднения в планирование?

а) из-за недостатка литературы по этому вопросу?

б) из-за недостатка имеющихся базовых знаний?

— по педагогике;

— по психологии;

— по другим наукам (указать каким) (раздел).

4. Каких пособий для эффективной работы с детьми Вам не хватает?

Укажите, какие именно пособия хотели бы Вы иметь?

5. Консультации по каким вопросам и темам хотели бы получить?

Работа с детьми, имеющими особенности в развитии, психолого-педагогической службой ДОУ строится с учётом личностных особенностей ребёнка и родителей, стиля семейного воспитания, а также личности педагога, это позволяет добиваться положительной динамики.

Психолого-педагогическая служба ДОУ осуществляет профилактическую, реабилитационную, коррекционно-развивающую, реабилитационную работу необходимую для полноценного развития детей с участием всех специалистов дошкольного учреждения и семье. Невозможно представить, что у педагога будет время заниматься развитием внимания, памяти, речи, координации слуха, чувства ритма по отдельности. На занятиях с детьми любого возраста используются те упражнения, где в комплексе содержится материал для развития способностей детей.

Разработанные конспекты совместных занятий специалистов ДОУ содержат элементы музыкально-ритмических упражнений, специально подобранные вокально-артикуляционные и дыхательные упражнения, способствующие коррекции движений, развитию дыхания и речи. При построении занятий соблюдаются основные требования:

— последовательность;

— повторяемость;

— доступность;

создание единых игровых ситуаций.

Содержание совместных коррекционно-развивающих занятий изменяется по мере поэтапного усложнения материала. Музыкальный материал используется как организующий момент. Он лежит в основе метода эмоциональной насыщенности.

Темп, ритм и высота музыки используется для упорядочения характера и темпа движений ребенка. Это очень важно для детей, имеющих особенности в развитии, т. к. они часто совершают характерные беспорядочные движения, испытывают беспокойство.

Обязательным направлением нашего сопровождения является работа с родителями. Первое знакомство с родителями происходит еще до поступления ребенка в детский сад на собрании «Клуба молодой семьи», где даются характеристики возрастных способностей детей, рекомендации по созданию домашней детской фонотеки, приобретению музыкальных игр, лото, звучащих игрушек и самодельных музыкальных инструментов.

В дальнейшем родители привлекаются к совместной работе, участвуют в музыкальных занятиях и праздничных развлечениях. С ними проводятся индивидуальные консультации и анкетирование. Родителям одаренных детей советуем посещать вокальные или танцевальные студии, музыкальную школу.

Практика совместной работы специалистов, воспитателей и родителей ДОУ доказала, что она имеет несколько положительных сторон:

позволяет грамотно применять нужные технологии, что повышает эффективность коррекционно-развивающей и индивидуальной работы;

повышается заинтересованность родителей, они становятся компетентны в эстетическом воспитании ребенка;

приближает результаты детей к возрастным показателям развития;

такая работа благотворно сказывается на развитии музыкальных способностей детей.

Индивидуальная коррекционно- развивающая программа, составленная педагогами ДОУ содержит задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.

Содержание каждой программы является предметом обсуждения специалистов ПМПк ДОУ, и воспитателей группы. При этом решаем следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие во время НОД с воспитателями группы, как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.

Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития.

Индивидуальная программа развития ребенка

На 200_ – 200_ учебный год

Фамилия, имя ребенка___

Дата рождения___ дата заполнения

ИПР (название)_или направление развития ___

Состояние здоровья___

___

Выписка из заключения ПМПК ___

Организационно-педагогические условия реализации ИПР:

• Образовательная программа ___

• Инновационные методы и средства ___

• Здоровьесберегающие технологии ___

• Формы контроля и учета достижений ребенка ___

Источник

Наталья Романова
Индивидуального рабочая программа воспитания, обучения и развития

1. Пояснительная записка

Актуальность разработки программы обучения и развития воспитанников, имеющих умственную отсталость, обусловлена следующими проблемами:

необходимость создания продуктивных условий педагогического процесса;

отсутствие утвержденной программы коррекционно- развивающего обучения детей с УО;

Системный подход в планировании развития и обучения детей, имеющих умственную отсталость, заключается в организации обучения путем создания системы взаимосвязанных понятий через игру и опирается на познавательные возможности воспитанников.

Предлагаемая программа развития и обучения детей с УО, построена на общих принципах коррекционной педагогики.

Данная программа предназначена для индивидуальных коррекционно- развивающих занятий с детьми:

• Костиным Амилем

• Рыжовым Глебом.

Программа составлялась с учетом особенностей детей.

Общее речевое развитие:

Не понимают обращенной к ним речи. В экспрессивной речи произносят отдельные звуки, звукокомплексы. Пассивный словарь обиходно – бытовой.

• Малочисленная жестовая символика.

• Несформированность импрессивной стороны речи.

• Несформированность жестовой символики как основы для развития коммуникативной стороны речи.

• Понимание обращённой речи ограниченно и связано только с личным опытом.

• Негативное влияние дефекта на умственную деятельность и снижение познавательных возможностей.

Особенности эмоционально-волевой сферы

В контакт не вступают, не обращают внимание и не отвечают на инициативу взрослого, в ответ на попытку со стороны взрослого наладить контакт проявляют негативные эмоции (плачут, кричат) или остаются безучастными. Эмоциональный фон детей характеризуется повышенной возбудимостью, раздражительностью.

Особенности межличностного взаимодействия со взрослым.

• Значительные трудности продуктивного взаимодействия из-за того, что ребенок часто не принимает помощь.

• Высокая истощаемость и пресыщаемость деятельности, которая приводит к отказу от выполнения задания и заторможенности.

• Существенное снижение устойчивой работоспособности.

• Присутствие негативизма и отторжения помощи (отталкивает, злится, может перестать выполнять задание).

• Очень низкая мотивация общения и обучения.

Различные дефекты развития, психологические особенности, особенности межличностного взаимодействия воспитанников приводят к трудностям обучения в следствии:

• состояния здоровья;

• несформированности психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью;

• дискоординации взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Дети не показывают радость, когда приходят в детский сад, не радуются похвале (улыбке взрослого, одобрению и др., не реагируют на других детей, часто проявляют негативизм. Элементарные бытовые навыки, такие как: одевание, раздевание, прием пищи, пользование туалетом не сформированы, детям требуется большая помощь со стороны взрослого. Навыки социального поведения не сформированы.

На основании выше изложенного создана индивидуальная программа обучения.

Программа разработана на основе:

1)Примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.

Васильевой,

2)«Программой дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева, Москва «Просвещение» 2003

3)Образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3-7 лет, автор Н. В. Нищева.

Цель программы — создание условий для формирования способности ребёнка к обучению, овладения им различными бытовыми и социальными навыками через возможность включения его в какую-либо деятельность.

Задачи программы:

развитие сенсорно — перцептивных процессов и двигательных функций;

развитие коммуникативных умений;

развитие графических действий;

• активизация познавательной деятельности и речи.

Форма проводимой работы

Данная программа предполагает проведение занятий в индивидуальном режиме.

Длительность программы

Общая нагрузка составляет ююююююю часов в неделю (ююююю часа в год).

Способы взаимодействия

Данная программа предполагает тесное сотрудничество с родителями воспитанников.

2. Содержание программы

Содержание программы обусловлено целями и задачами коррекционно-развивающего обучения, состоянием психофизических характеристик воспитанников, «зоной актуального развития», а также резервом организма, его сохранных функций.

Темы занятий подобраны таким образом, чтобы охватывались все направления индивидуального развития воспитанников и носят комплексный воздействующий характер. Основными условиями и факторами обучения являются собственная деятельность обучающегося и сотрудничество с взрослым. Обучение имеет практическую направленность, предполагающую доступную деятельность (предметная, игровая и т. д., с помощью которой осуществляется познание окружающего мира, с одной стороны, и обеспечивается использование и закрепление умений, навыков, с другой, формируется социальный опыт ребенка.

Особенность организации коррекционного процесса предполагает включение на каждом занятии коррекционных упражнений на развитие мелкой, общей моторики, массаж пальцев рук с речевым комментарием или мимическим движением, обязательными физическими паузами, зрительной и дыхательной гимнастиками. Форма обучения предполагает отработку и закрепление приобретенных навыков и умений.

Занятия с учетом многократного повторения того или иного материала, постепенного включения в контекст уже освоенных умений. По мере обучения содержание материала может быть увеличено или уменьшено в зависимости от психофизического состояния воспитанников. В этом случае программа подвергается корректировке.

Содержание программы обучения и воспитания включает следующие образовательные области:

1. Физическое развитие

2. Социально-коммуникативное развитие

3. Познавательное развитие

4. Речевое развитие

5. Художественно-эстетическое развитие

2.1. Режим подготовительной группе компенсирующей направленности

Прием и осмотр, игры 7.30-8.20

Утренняя гимнастика 8.20-8.30

Подготовка к завтраку, дежурство 8.30-8.35

Завтрак 8.35-8.55

Самостоятельная деятельность, игры 8.55-9.00

Занятия 9.00-11.00

Второй завтрак 10.10

Самостоятельная деятельность, игры до 11.00

Подготовка к прогулке 11.00-11.15

Прогулка 11.15-12.30

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду 12.30-12.45

Обед 12.45-13.10

Подготовка ко сну 13.10-13.15

Дневной сон 13.15-15.15

Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры. Игры, Чтение художественной литературы, самостоятельная деятельность, развлечения 15.15-15.40

Подготовка к полднику 15.40-15.45

Полдник 15.45-16.00

Занятия, совместная деятельность, игры, самостоятельная деятельность, развлечения 16.00-16.45

Подготовка к прогулке 16.45-17.00

Прогулка 17.00-18.00

Уход детей домой до 18.00

Продолжительность одного занятия 30 минут.

Условия реализации программы

Для эффективного проведения данной программы необходимо:

Набор игрушек

Канцелярские товары: цветные карандаши, краски: акварель, гуашь, кисти, бумага, пластилин, клей.

Наглядно-демонстрационный материал, аудиозаписи, мультимедийные презентации.

Структура занятия (тьютор дублирует занятия воспитателя)

Вводная часть (создание мотивации).

Основная часть.

Заключительная часть.

Итог всего занятия.

1 часть:

Условия воспитания:

1. Здоровье — поддерживать здоровье ребенка и выполнять четко режим дня. В процессе выполнения режимных моментов осуществлять принцип единства предъявляемых к ребёнку требований. Требовать от него социально-принятых норм поведения: слушать взрослого, смотреть в глаза при разговоре и т. п.

Требовать от детей аккуратного выполнения действий, связанных с самообслуживанием: мытьё рук перед едой, пользование салфеткой после еды и т. п.

2. часть:

Задачи, игры и приемы работы по основным линиям развития ребенка

1. Навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки.

Учить действовать самостоятельно в быту:

•в спальне (приучать расправлять одеяло после сна, складывать пижаму в определенное место);

•в ванной (умываться; пользоваться туалетом; учить расчесывать волосы; обращать внимание на действия по уходу за своим телом и одеждой);

•во время еды.

•одеваться и раздеваться; надевать и снимать предметы одежды (обуви); продолжать учить выполнять различные способы застегивания и расстегивания одежды, пользоваться молнией и «липучками», кнопками и пр.

•приучать класть вещи на место (учить вешать одежду и ставить обувь в свой шкафчик);

•продолжать формировать навыки опрятности и гигиены (следить за чистотой своих рук, одежды).

2. Социальное развитие.

Учить взаимодействовать с новым взрослым и сверстниками в новых условиях.

Закреплять невербальные (жестовые) и вербальные (речевые) способы общения: показывать приветствие (прощание) рукой, показать жестом –«это, так, дай, на»; называть словом – «привет, пока, на, дай, это, то».

Продолжать формировать представления о себе: называть и показывать части тела и лица, их функции («Что твои руки умеют делать?», «Чем ты смотришь?» и т. д.); дифференцировать имя и фамилию; узнавать себя на разных фотографиях, говорить «Это Я». Учить говорить «моя», «мое» по отношению к своим вещам, игрушкам. Учить обращаться к другому человеку на «ты» и «Вы», по имени. Показывать на себя рукой и говорить: «Это, я ….».

Закрепить представление о том, что они мальчики. Учить обозначать себя словом: «Я». Учить узнавать своих сверстников по полу на картинках и фотографиях.

Формировать представления о своей семье, выделять состав семьи с помощью фотографий, определять свою позицию в семье («Я -сынок»). Учить задавать вопросы: «Как тебя зовут?», «Где тетя?», «Кто пришел?», «Где мама?», Почему?» и т. п.

(Оформить альбом с фотографиями ребенка о его деятельности, во время которой он играет, пишет, читает, рисует и фото членов его семьи).

Формировать представления у ребенка об окружающем предметном мире, продолжать учить выделять, называть и узнавать предметы и их изображение на картинке: это стол, стул, шкаф, кровать, также обозначать предметы обобщающим словом (например, мебель и т. д.). (Группы окружающих предметов – игрушки, посуда, мебель, транспорт, животные домашние и дикие, птицы, насекомые и т. д.).

Учить адекватно, использовать предметы окружения и знать их назначение: ручка, чтобы писать; стул, чтобы сидеть, книга, чтобы читать, игрушка, чтобы играть и т. д.

Формирование основных способов усвоения общественного опыта:

продолжать учить выполнять действия со взрослыми совместно, по подражанию с речевым сопровождением, по образцу (3-4 детали, по речевой инструкции.

3. Физическое развитие и физическое воспитание

развитие общих движений:

• учить делать вдох через нос, а выдох — через рот;

развивать движения рук (общие движения – взмахи руками в стороны, вверх, за спину, впереди груди, круговые движения);

• -совершенствовать ручную и мелкую моторику (пальчиковая гимнастика, катать между ладонями палочки, шарики с неровной или шершавой поверхностью и др.);

• учить ходить «гусиным шагом» (приподнимая высоко колени);

• учить перешагивать (перепрыгивать) через один, два предмета (кирпичики из конструктора, веревку, обруч и т. п.);

• учить ходить на пятках, мысочках, а также наружной стороне стопы;

• учить ударять по мячу ногой из положения, стоя, попадая в «ворота»;

• учить подниматься и спускаться с лестницы, попеременно поднимая ноги;

• чередовать ходьбу на пятках и носках (до 3-х кругов на каждый вид ходьбы);

• учить выполнять различные движения (бег, ходьба) под музыку, ориентируясь на музыкальное сопровождение;

• учить бросать мячи в цель двумя руками;

• учить ловить мячи разного размера;

• учить прыгать на двух ногах; прыгать на одной ноге, передвигаясь вперед.

4. Познавательное развитие:

Сенсорное воспитание:

Учить детей, выделять предмет из общего фона. Учить различать объемные формы (куб, шар). Учить подбирать крышки к коробочкам одинаковой величины, но разной формы. Знакомить детей со словами шар, кубик. Учить детей, проталкивать объемные геометрические формы в соответствующие прорези коробки. Учить складывать из 2-3 частей разрезную картинку. Учить детей, воспринимать (сличать) цвет: красный, желтый, зеленый, синий.

Пространство и время.

• формировать представления о временах года, частях суток.

развитие навыков ориентировки на плоскости и в пространстве.

Ознакомление ребенка с окружающим миром проводить по следующим разделам:

• формирование восприятия формы (учить соотносить предметы по форме – телевизор, квадрат; зеркало – овал и т. д. ; по цвету; величине).

• учить находить предметы и игрушки, учитывая их расположение в комнате (найди машинку за стулом; положи мяч в корзину и т. д.)

• учить целостно, воспринимать предметы и игрушки, состоящие из нескольких частей (3-5 частей);

• учить находить в предметах окружающего мира известные формы (круг, треугольник, квадрат, овал, учить различать плоскостные и объемные формы (круг и шар, квадрат и кубик и т. д.);

• учить выполнять группировку предметов: по форме, цвету, величине (2 группы, затем 3 группы);

Формирование активной речи:

•делать артикуляционный массаж лица (пальцами, щетками);

•расширение понимания речи (Стимуляция у детей звукоподражания и общения с помощью аморфных слов-корней (машина – «би-би»). Стимуляция подражания «Сделай, как я»; звукового подражания «Как мячит корова?» и т. д. стимулировать формирование первых форм слов. Выражать свои потребности словами «дай пить», «бай-бай» и др. Формировать двусловные предложения).

Развитие мелкой моторики рук:

• пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением (пальчики поздоровались, колечки – Зайчики, надуваем воздушный шарик и т. д. ;

работа с мелким сыпучим материалом – чечевицей, фасолью, горохом, орехами (перекладывание крупы в различные емкости, выкладывать их по заданной линии и т. д.);

• учить работать на альбомном листе бумаги – определять середину, верх, низ, право, лево;

• формировать элементарные графические умения: рисовать геометрические формы и штриховать их;

• рисовать линии: дорожки слева направо; сверху вниз, прямые, ломаные, волнистые, прерывистые.

5. Продуктивные виды деятельности:

Рисование — рисовать зимние сюжеты: «Снег идет», «Огоньки зажглись», «Украсим снег», «Метель», «Дождик» (новогодний, «Снежинки».

Учить рисовать круглые предметы: «снежный ком», «снеговик», «шарики» для елки, «апельсины», «яблоки» и т. п.

Рисовать фломастерами, красками (приемы наращивания от центра, примакивания, легкого прикосновения кончиком кисти).

Проводить линии прямые, волнистые, перекрещивать.

Рисовать по подражанию.

Учить раскрашивать картинки разнообразно, используя не только основные цвета, но и оттенки.

Лепка

• лепить предметы круглой формы разной величины,

развивать кругообразные движения руки («Снеговик», «Снежный ком»,

• прямые движения («Палочка для снеговика», «Столбики»).

• учить соединять части предмета, прижимая их друг другу.

Аппликация — создавать зимние сюжеты: «Нарядим елочку», «Елочка», «Фонарики», «Флажки», «Снеговик», «Снежинки».

• учить приклеивать разные формы, чередовать их (бусы, треугольники, части домика и др.).

• продолжать учить резать ножницами: резать полоску на квадратики, делать надрезы по сторонам «салфетки», «снежинки».

Конструирование

• учить выкладывать узоры из геометрических форм по образцу (по чередованию с учетом форм, цвета, величины);

• учить строить из плоскостных палочек постройки по образцу и памяти;

воспитывать аккуратность, целеустремленность, усидчивость.

воспитывать аккуратность, целеустремленность, усидчивость.

• учить готовить и убирать рабочее место.

10. Трудовое воспитание.

• продолжать формировать навыки опрятности и гигиены (следить за чистотой своих рук, одежды, чистить обувь, стирать носовые платки, убирать за собой посуду, мыть ее и т. д.);

• учить использовать бытовые приборы для хозяйственных нужд семьи: пылесосом, микроволновой печью, чайником, телевизором, музыкальным центром, а также соблюдать чистоту в комнате – вытирать пыль тряпкой, поливать цветы, выбрасывать мусор, застилать свою постель и т. д.).

Основные средства и способы организации коррекционно-развивающей работы:

1. Артикуляционная гимнастика

(с элементами дыхательной): выполняется в течение дня 3-5 раз.

2. Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной гимнастикой 3-5 раз в день.

3. Мимическая гимнастика выполняется 3-5 раз в день

4. Корригирующая гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы: выполняется ежедневно после сна.

5. Вечерние индивидуальные занятия по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение. Работа проводится по тетради логопеда и дефектолога. Содержание данных занятий определено программой коррекционно- развивающей работы:

проговаривание слогов,

упражнения на развитие внимания, памяти, мышления;

самомассаж рук;

упражнения на развитие моторики

3 часть: работа с родителями.

осуществлять постоянное взаимодействие с родителями: консультирование, беседы, контроль за выполнением заданий специалистов;

осуществление принципа единства требований и подходов в процессе воспитания и образования ребёнка;

контроль за проведением медико-профилактических мероприятий (посещение ПНД).

4. Технологический аспект.

Посещение подготовительной группы компенсирующей направленности пять раз в неделю.

Индивидуально-коррекционные занятия – 3 раза в неделю по 25 минут.

Занятия с учителем-логопедом в подгруппе детей и индивидуально – 3 раза в неделю.

Занятия по развитию игровой деятельности, рисованию, лепке, физическому воспитанию – в подгрупповой форме с воспитателем.

Литература

1. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта». Москва «Просвещение» 2003

2. Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» /под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. – М., 2012.

3. «Примерной адаптированной программой коррекционно- развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет» Нищевой Н. В. /СПб., 2014.

Источник