Индивидуальная программ и развития ребенка с уо

Индивидуальная программ и развития ребенка с уо thumbnail

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

  1. Индивидуальные сведения о ребёнке.

ФИО ребенка: И.И.И

Возраст ребенка на момент составления программы и дата рождения:

7 лет (01.01.08г.р.)

Место жительства: город,улица,дом

Мать: И.И.И.

Отец: нет

Год обучения: 1

Форма обучения: на дому

  1. Структура СИПР.

Содержание

Стр.

1. Индивидуальные сведения о ребёнке

1

2. Структура СИПР

1

3. Психолого-педагогическая характеристика на начало и на конец учебного года

2

4. Индивидуальный учебный план

3

5. Базовый учебные действия

4

6. Содержание образования:

4

6.1. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов

4

6.2. Внеурочная деятельность

12

7. Программа сотрудничества с семьей

13

8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

14

9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения

15

3.Психолого-педагогическая характеристика на начало учебного года

С 1 сентября 20.. года мальчик обучается на дому по адаптированной образовательной программе для детей с тяжелой степенью умственной отсталости, на основании коллегиального заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии от 01.01.20..г.

Семья формально полная, проживает в частном неблагоустроенном доме. Мама работает …. Отец – работает…. Младший брат детский сад не посещает. Члены семьи заботливо относятся к мальчику, заинтересованы в успешном развитии ребенка.

Имя (ребенка) передвигается самостоятельно, но крупная моторика не достаточно развита (не может поймать мяч, самостоятельно одеться). Наблюдается гиперсензитивность на громкие резкие звуки, крик (опускает голову, закрывает глаза, прикрывает уши руками).

Эмоциональное состояние мальчика не устойчивое. Наблюдаются перепады настроения, повышенная неконтролируемая двигательная активность. Мальчик часто болеет соматическими заболеваниями.

И… реагирует на имя, понимание обращённой речи ограниченное (ситуативное). Учебное поведение не сформировано. Активная речь не развита. Затрудняется выполнять простые речевые инструкции (повторяет сказанное учителем). Знает названия отдельных предметов окружающего мира, их изображения. Не умеет выполнять действия по подражанию и образцу.Соотнесение предмета с названием представляет трудность, при этом соотносит знакомые предметы одежды с картинками.

Навыки самообслуживания частично сформированы. И…. ест ложкой, пьет из кружки. Одевается и раздевается с частичной помощью взрослого, требуется помощь в определении передней/задней, лицевой/изнаночной сторон, застегивании молнии, верхнюю одежду самостоятельно одеть не может. В туалет ходит самостоятельно. Не умеет пользоваться туалетной бумагой.

Требуется контроль и постоянная помощь.

Приоритетные образовательные предметы:

1. Речь и альтернативная коммуникация.

2. Изобразительная деятельность.

3. Математические представления.

4.Индивидуальный учебный план.

Предметные области

Учебные предметы

Время проведения

занятий (индивидуально на дому)

Ф.И.О. учителя

кол-во

день недели

ФИЛОЛОГИЯ

Речь и альтернативная коммуникация

2

МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА

Математические представления

1

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Окружающий природный мир

1

Человек

1

ИСКУССТВО

Музыка и движение

1

Изобразительная деятельность

2

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Адаптивная физкультура

1

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

2

5. Базовые учебные действия

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

Формирование базовых учебных действий

— направленность взгляда:

  • на говорящего взрослого

  • на задание

— выполнение инструкций педагога:

  • «Возьми»

  • «Посмотри на меня»

  • «Покажи»

— использование по назначению учебных материалов

— выполнение действия

  • по подражанию

  • по образцу

  • по инструкции

— выполнение задания от начала до конца

Коррекция поведенческих проблем

— коррекция негативизма

— коррекция агрессии

6. Содержание образования

6.1. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация

Коммуникация

Установление контакта

— обращение по имени к собеседнику

— приветствие собеседника в ответ на его приветствие:

  • жестом (помахать рукой из стороны в сторону)

  • словом «Привет»

Поддержание контакта

— выражение своих желаний («Дай»)

— выражение просьбы о помощи («Помоги»)

— выражение согласия:

  1. жестом (кивок головы)

  2. словом («Да»)

— выражение несогласия:

  1. жестом (покачать головой из стороны в сторону)

  2. словом («Нет»)

Завершение контакта

— прощание с собеседником:

  • жестом (помахать рукой)

  • словом («Пока»)

Развитие речи

Устная речь

Импрессивная речь

— понимание имен:

  • педагогов класса

  • учащихся класса

— понимание названий предметов по темам:

«Семья»

«Игрушки»

«Овощи»

«Фрукты»

«Одежда»

— понимание названий действий

— понимание простых нераспространенных предложений (Девочка сидит.Он спит и др.)

Экспрессивная речь

— употребление отдельных звуков (а, у и др.)

— употребление звукоподражаний животным

— употребление простых слов (дай и др.)

— называние своего имени

— употребление простых просьб («Олеся, дай» и др.)

Математические представления

Количественные представления

— нахождение одинаковых объектов:

  • предметов

  • изображений

— различение множеств

  • один

  • много

  • пусто

Пространственные представления

— составление упорядоченного ряда из однородных предметов

— составление предмета (изображения):

  • из 2-х частей

  • из 3-х частей

Представления о форме

— группировка предметов по форме

-различение предметов по форме

  • круг

  • квадрат

— соотнесение объемных форм с геометрическими фигурами

Представления о величине

— группировка предметов по величине

-различение предметов по величине

  • большой

  • маленький

Окружающий природный мир

Животный мир

— различение диких животных:

  • лиса

  • заяц

  • волк

  • медведь

— различение домашних животных:

  • корова

  • свинья

  • лошадь

  • кот

  • собака

Растительный мир

— различение отдельных фруктов:

  • яблоко

  • груша

  • банан

  • лимон

  • апельсин

— различение отдельных овощей:

  • помидор

  • огурец

  • капуста

  • морковь

  • картофель

  • лук

Человек

Самообслуживание

Прием пищи

— еда вилкой

Обращение с одеждой и обувью

Раздевание

— снятие отдельных предметов одежды:

  • свитер

  • футболка

— расстегивание:

  • молнии

  • кнопок

Одевание

— застегивание:

  • липучек

  • кнопок

  • пуговиц

  • молнии

— надевание предмета одежды:

  • шапка

  • свитер

  • футболка

Туалет

— сообщение о желании сходить в туалет

— пользование туалетной бумагой

Гигиена тела

Уход за полостью рта

— чистка зубов

— полоскание полости рта

— соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта:

  • открывание тюбика с зубной пастой

  • намачивание щетки

  • выдавливание зубной пасты на зубную щетку

  • чистка зубов

  • полоскание рта

  • мытье щетки

  • закрывание тюбика с зубной пастой

Уход за волосами

— расчесывание волос

Представление о себе

— различение частей тела:

  • рука

  • нога

  • туловище

  • живот

  • голова

  • шея

  • волосы

  • уши

различение частей лица:

  • нос

  • рот

  • глаза

  • брови

  • зубы

  • язык

Музыка и движение

— узнавание музыкальных инструментов по звучанию:

  • барабан

  • маракас

  • бубенцы

  • бубен

— различение тихого и громкого звучания музыки

Игра на музыкальных инструментах

— освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд:

  • барабан

  • маракас

  • бубенцы

  • бубен

— передача тихого и громкого звучания игрой на музыкальном инструменте:

  • барабан

  • маракас

  • бубенцы

  • бубен

— сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте:

  • барабан

  • маракас

  • бубенцы

  • бубен

Движение под музыку

— выполнение отдельных танцевальных движений под музыку:

  • топанье

  • хлопанье

  • покачивание с одной ноги на другую

  • прыганье

  • кружение

  • приседание

— выполнение под музыку действий с предметами (платок, кукла, погремушка)

— соблюдение последовательности простейших танцевальных движений

— ведение хоровода

Изобразительная деятельность

Рисование

Приемы работы с карандашом и кистью

— соблюдение последовательности действий при работе с красками:

  • опускание кисти в баночку с водой

  • снятие лишней воды с кисти

  • опускание ворса кисти в краску

  • снятие лишней краски о край баночки

  • рисование на листе бумаги

  • опускание кисти в воду и т.д.

Рисование основных элементов

— рисование точек

— соединение точек

— рисование линий

  • вертикальных

  • горизонтальных

Предметное рисование

— рисование контура предмета:

  • по контурным линиям

  • по опорным точкам

Выполнение работы в контуре

— закрашивание внутри контура

Лепка

Подготовка материала к работе

— разминание материала

Деление на части

— отрывание куска материала от целого куска

— откручивание куска материала от целого куска

Придание формы

— катание шарика

— катание колбаски

— выдавливание формы формочками

Видоизменение формы

— сгибание колбаски в кольцо

Аппликация

Работа с бумагой

— сминание бумаги

— разрывание бумаги

Работа с клеем

— намазывание всей поверхности клеем

Работа с шилом

— выкалывание шилом по контуру

Составление аппликации

— сборка изображения объекта из нескольких деталей

Адаптивная физическая культура

Физическая подготовка

Построение и перестроение

— принятие основной стойки для построения и перестроения

— построение в колонну по одному

— размыкание на вытянутые руки в стороны

— ходьба в колонне по одному

— бег в колонне

Общеразвивающие упражнения

— вдох и выдох через рот

— вдох и выдох через нос

— сжимание и разжимание кистей рук

— одновременное сгибание в кулак пальцев на одной руке, разгибание на другой

— круговые движения кистью

— движения руками в разных направлениях в положении «стоя»

— круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам»

— наклоны головы вперед, назад, в стороны, повороты и круговые движения.

— наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук и в положении «руки на затылок», вверх, в стороны.

— наклоны туловища вперед, назад, в стороны

— ходьба с высоким подниманием колен вверх

— полуприсед

— поднимание на носках в положении «стоя»

— ходьба:

  • по доске, положенной на пол

  • ходьба по гимнастической скамейке

— прыжки на двух ногах:

  • на месте

  • с продвижением вперед

— стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке

— ходьба по кругу, взявшись за руки

— ходьба в умеренном темпе

— спокойный бег с правильной координацией движений

— ползание:

  • на четвереньках

  • на животе

— лазание по гимнастической стенке:

  • вверх

  • вниз

— броски мяча двумя руками:

  • вверх

  • о пол

— ловля мяча двумя руками

— передача в шеренге:

  • мяча

  • гимнастической палки

Санки

— передвижение санок за веревку

— сидение на санках с сохранением равновесия во время передвижения

— удержание равновесия при спуске санок с горы

— подъем после падения с санок

Спортивные и подвижные игры

— соблюдение правил игры «Выше ноги от земли»:

  • бег вокруг батута

  • запрыгивание на батут

— соблюдение правила игры «Жмурки», «Лиса и зайцы»: убегание от водящего

— соблюдение правил игры «Строим дом»:

  • соблюдение очередности при переносе модулей

  • составление «башни»

Велосипедная подготовка

— посадка на трехколесный велосипед

— управление велосипедом:

  • по прямой

  • поворот по большому радиусу

  • вращение педалей

6.2. Внеурочная деятельность.

Название мероприятия

Планируемая деятельность ребенка в мероприятии

Участие ребенка в мероприятии

«1 сентября – День Знаний»

присутствие на торжественной линейке, классном часе

«День матери»

присутствие на мероприятии

«Неделя доброты»

присутствие на мероприятии

«Новый год»

участие в новогоднем празднике

Спортивный праздник, посвященный Дню защитника отечества

присутствие на мероприятии

Игра

сенсорные игры в шариковом бассейне

Торжественная линейка по окончанию учебного года

присутствие на мероприятии

Прогулки на улице

экскурсия в лес, парк

7. Программа сотрудничества с семьей

Задачи

Мероприятия

Отчет о проведении

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

  • индивидуальные консультации родителей со специалистами (по запросу родителей)

  • индивидуальные консультации родителей по темам: «Реализация СИПР в домашних условиях », «Кинестетическое развитие ребенка»

обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и со стороны учителя

  • участие родителей в разработке СИПР

  • присутствие родителей на уроках/занятиях;

  • консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы;

  • домашнее визитирование

организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения

  • информирование электронными средствами;

  • личные встречи, беседы;

организация участия родителей во внеурочных мероприятиях

  • привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий

8. Перечень необходимых технических средств и

дидактических материалов.

  • Игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек.

  • Гимнастические мячи разного диаметра, коврики.

  • Пена, тесто, пластилин, пальчиковые краски, крупы, природный материал (каштаны, желуди, шишки)

  • Подвесные качели.

  • Музыкальные игрушки, музыкальный центр, аудиозаписи, музыкальные инструменты

  • Набор предметов для группировки по цвету, форме и величине, вкладыши по форме и величине, геометрическое и цветовое домино, геометрическое лото, матрешка, пирамидка, счетный материал, разрезные картинки для составления изображения из 2-3 частей.

  • Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Грибы», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Профессии», «Музыкальные инструменты».

  • Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши треугольного сечения, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, шило, войлочный коврик, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки.

9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Условные обозначения

Уровни освоения (выполнения) действий / операций

1. Пассивное участие / соучастие.

— действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним).

+;-

_

2. Активное участие.

действие выполняется ребёнком:

со значительной помощью взрослого

зп

с частичной помощью взрослого

чп

— по последовательной инструкции (изображения или вербально)

пи

— по подражанию или по образцу

по

— самостоятельно с ошибками

со

самостоятельно

с

Сформированность представлений

1. Представление отсутствует

2. Не выявить наличие представлений

н

3. Представление на уровне:

использования по прямой подсказке

пп

— использование с косвенной подсказкой (изображение)

кп

самостоятельное использование

с

Подписи:

Учитель: Родители:

Источник

Московский институт образования.

Кафедра интегрированного обучения в общеобразовательных учреждениях.

Индивидуальная программа воспитания и развития ребенка с умственной отсталостью.

Иванова Елена, 4,5 года.

Составила

Учитель-логопед Токарева Ольга Вадимовна.

Индивидуальная программа воспитания и развития ребенка с умственной отсталостью.

Иванова Елена, 4,5 года

Девочка родилась от 4 беременности, 2 срочные роды. Ребенок желанный, воспитывается в полной семье. Воспитанием занимается мама. Папа не хочет замечать особенного развития дочки; умиляется, улыбается. Контакт со взрослым формальный, незнакомого человека не боится.

Характерны невербальные средства общения. Хотя, само общение затруднено. Лена отвлечена, внимание не удерживает. Простые предложения и просьбы не воспринимает. Выражая протест – мычит. Выразить пожелание не может.

Девочка двигательно расторможена, двигается по комнате быстро, хаотично, почти бегом, иногда натыкаясь на мебель. Общение экспрессивно-мимическое. Трудно поймать взгляд. Иногда по просьбе может протянуть взрослому игрушку. Негативно выражает протест.

Игровая деятельность не сформирована. Игрушки хватает и бросает. Любит телефон – громко говорит: «Алло!». Действует совместно со взрослым – может недолго постучать молоточком, прыгать, звонить погремушкой. Действие по образцу и речевой инструкции затруднены.

Лена опрятная девочка. Навыки одевания, раздевания не сформированы. Пытается кушать сама. Кушает не аккуратно. Прожевывает пищу плохо. Навык умывания – не сформирован. Самостоятельно в туалет просится иногда. Родителям приходится все время напоминать и помогать.

Свое имя не называет, маму и папу глазами находит, но имена не называет.

Линии развития

Основные линии развития

ЗАР

ЗБР

Ниже ЗБР

Социальное

Представление о себе

+

Представление о других

+

Представление об окружающем мире

+

Физическое

Общая моторика

+

Мелкая моторика

+

Согласованность действий обеих рук

+

Познавательное

Внимание

+

Память

+

Восприятие

+

Мышление

+

Количественные представления

+

Ознакомление с окружающим миром

+

Развитие речи

+

Деятельность

Игровая

+

Продуктивные виды д-ти

+

Трудовое воспитание, самостоятельность в быту.

+

Индивидуальная программа:

1. Условия воспитания:

  1. Здоровье: — Рекомендуется выполнять четко режим дня. У Лены должно быть два разных набора игрушек и пособий. Первый — для свободных игр (3-4 игрушки), второй набор- для занятий, а затем убирается.

  2. В процессе режимных моментов взрослые выполняют массаж рук ребенка. Массаж проводится не сколько раз в день. Можно играть в пальчиковые игры.

  1. Навыки самообслуживания

и культурно-гигиенические навыки.

Учить Лену действовать самостоятельно в быту:

  1. Умываться; чистить зубы; пользоваться туалетом; учить расчесывать волосы.

  2. Учить пользоваться аккуратно ложкой, вилкой; вытирать рот, полоскать зубки после еды.

  3. Следить за чистотой своих рук, одежды, убирать за собой посуду, мыть ее и т.д.;

  4. Одеваться и раздеваться; надевать и снимать одежду и обувь; продолжать учить пользоваться молнией и «липучками», кнопками и пр.

  5. Приучать класть вещи на место, учить вешать одежду и ставить обувь в свой шкафчик;

  6. учить пользоваться пылесосом, телевизором, музыкальным центром.

  7. Учить соблюдать чистоту в комнате – вытирать пыль, поливать цветы, выбрасывать мусор, убирать игрушки на место.

  8. Приучать расправлять одеяло после сна, убирать пижаму в определенное место;

3. Социальное развитие.

Учить взаимодействовать с новым взрослым в новых условиях.

Закреплять невербальные и вербальные способы общения: показывать приветствие, прощание рукой, показать жестом –«это, так, дай, на»; называть– «привет, пока, на, дай, это, то».

Продолжать формировать представления о себе: называть и показывать части тела; узнавать себя на разных фотографиях, говорить «Это Я, …..». Учить говорить «моя», «мое» по отношению к своим вещам, игрушкам. Учить обращаться к другому человеку.

Закрепить представление о том, что она девочка. Учить узнавать пол другого человека.

Формировать представления о своей семье, выделять состав семьи с помощью фотографий.

Учить задавать простые вопросы: «Где тетя?», «Кто пришел?», «Где мама?», Почему?» и т.п.

Сделать альбом с фотографиями ребенка о его деятельности, где Лена играет, пишет, читает, рисует; и членов ее семьи.

Формировать представления у ребенка об окружающем предметном мире, учить узнавать и называть предметы и их изображение на картинке: Мебель, транспорт, животные и т.д.

Учить использовать по назначению предметы: кровать – чтобы спать, стул, чтобы сидеть, телевизор – чтобы смотреть и т.д.

Продолжать учить выполнять действия со взрослыми совместно, по подражанию с речевым сопровождением, по образцу, по речевой инструкции.

    1. Физическое развитие и физическое воспитание

  • развивать движения рук;

  • совершенствовать ручную и мелкую моторику (пальчиковая гимнастика, катать между ладонями палочки, шарики с неровной или шершавой поверхностью, шишки; собирать в ладошки пальчиками мелкие предметы, фасоль и др.);

— учить перешагивать через камешки, кочки, веревку, обруч и т.д.

— учить ходить на пятках, носочках.

  • учить ударять по мячу ногой из положения стоя, попадая в «ворота»;

  • учить прокатывать мяч по полу в «ворота».

  • учить подниматься и спускаться с лестницы, чередуя ноги;

  • чередовать хождение на пятках и носках

  • учить выполнять различные движения под музыку, ориентируясь на темп и ритм;

  • бросать мячи в цель двумя руками;

  • ловить мячи разного размера;

  • учить прыгать на одной, двух ногах;

5. Познавательное развитие:

Сенсорное воспитание и ознакомление с окружающим миром.

— Учить соотносить предметы по форме, по цвету; Например, аквариум – круг, книга – квадрат и т..д.

— учить различать плоскостные и объемные формы (круг и шар, квадрат и кубик и т.д.);

— учить выполнять группировку предметов: по форме, цвету, величине.

учить ориентироваться в пространстве, закрепить понятия право-лево. Н

-Находить предметы, ориентируясь на инструкцию. Например, найди мишку под стулом.

учить целостно воспринимать предметы и игрушки, состоящие из нескольких частей (3-5 частей);

— учить находить место предмета в ряду других , раскладывать по порядку несколько предметов.

— учить находить все предметы на «зашумленной» картинке.

Счетные операции:

— учить воспринимать 3 предмета, соотносить с количеством пальцев, выделять по слову заданное количество;

— учить использовать при счете приемы наложения и приложения,

— продолжать формировать понятия: «поровну, больше, меньше;

Формирование наглядно-образного мышления

и элементов логического мышления:

  • учить классифицировать (4-й лишний, разложи картинки – какая к какой подходит и т.д);

  • игры «съедобное – несъедобное», «плывет — не плывет».

  • Игры «что сначала, что потом».

Ознакомление с окружающим.

Продолжать формировать представления об окружающей действительности, обращать внимание на причинно-следственные связи, на изменения погоды и природные явления.

Развитие речи.

— повторять за взрослым слога (глухие – звонкие, твердые — мягкие.

-отхлопывать количество слогов в словах. (1- 2- сложные слова)

-прослушивать звуки живой, неживой природы, звуки животных и звуков речи (речка, ветер, корова, звонок и т.д.).

  • учить выражать свои желания фразой. «Мама, дай!» «Катя, на!», «Папа, иди», «идем спать»;

  • при произнесении фразы обращать внимание на окончания слов

  • обогащать словарный запас

  • учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными. «Моя кукла», «Мой мяч»

  • учить изменять существительные по падежам.

  • Распространять словарь признаков, действий.

  • учить совместно с взрослым с опорой на иллюстрации рассказывать сказки: «Колобок», «курочка Ряба», «Теремок» и т.д.

  • Учить задавать вопросы: Что это? Кто там? Где мама?

— Учить составлять простое предложение по картинке.

6. Продуктивные виды деятельности:

Рисование

  • Рисовать красками и кисточкой дождь, снег, листья и т.д. методом «примакивание».

  • Рисовать круглые предметы: «солнце», «Колобок» и т.п.

  • Рисовать фломастерами, карандашами,

  • Проводить линии прямые, волнистые, перекрещивать.

Аппликация

  • создавать сюжеты: «соберем букет», «колобок», «Снеговик».

  • Учить приклеивать разные формы, чередуя их .

  • Учить резать ножницами

Лепка

  • лепить предметы круглой формы

  • прямые движения палочка, столбик

  • Учить соединять части предмета, прижимая их друг другу.

Конструирование

  • учить выкладывать узоры по образцу, чередуя величину, цвет, форму.

— учить строить из палочек постройки по образцу и памяти;

7. Трудовое воспитание.

— продолжать формировать навыки опрятности и гигиены убирать посуду, мыть руки и рот, чистить зубы.

— учить использовать бытовые приборы , соблюдать чистоту в комнате, поддерживать порядок.

Источник