Индивидуальная карта развития ребенка школьника
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
______________________________________________
(Ф.И.О. ребенка)
______________________________________________
(Дата рождения)
Прибыл из дошкольной образовательной организации: _____________________________________________________________________________
(наименование ДОО, город)
1 «___» класс: ________________________________________________________________
(год обучения, наименование общеобразовательной организации, город)
2 «___» класс: _________________________________________________________________
(год обучения, наименование общеобразовательной организации, город)
3 «___» класс: ________________________________________________________________
(год обучения, наименование общеобразовательной организации, город)
4 «___» класс: ________________________________________________________________
(год обучения, наименование общеобразовательной организации, город)
г. Сургут
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральный государственный образовательный стандарт (далее — ФГОС) направлен на обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; создание благоприятных условий развития и обучения детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; создание условий для формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273, ст.11, п.1).
Основной задачей дошкольного образования является формирование у детей предпосылок универсальных учебных действий (далее – УУД) на этапе завершения ими дошкольного образования (ФГОС ДО, п.4.7.). ФГОС начального общего образования нацелен на достижение учащимися личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД), предметных результатов обучения (ФГОС НОО, ст.1, п.6).
Для обеспечения преемственности в обучении, развитии и воспитании ребенка, соблюдения принципа индивидуализации образования разработана индивидуальная карта развития младшего школьника (далее – ИКР).
Нормативными основаниями разработки ИКР младшего школьника являются:
— Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273 (ст.11, ст.28, ст.42, ст.44, ст. 77, ст.79);
— приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.11.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (ФГОС НОО, ст.1 п.6, ст. 2 п.9-11).
Индивидуальная карта развития младшего школьника внедряется в общеобразовательных организациях, подведомственных департаменту образования Администрации города Сургута.
Индивидуальная карта развития младшего школьника – это необходимый инструмент для достижения эффективных результатов по своевременному выявлению особенностей в развитии ребенка и организации коррекционной и/или развивающей работы.
Внедрение индивидуальной карты развития для начальной школы с сохранением преемственности с ИКР дошкольника и в соответствии требованиям ФГОС начального общего образования позволит:
— обеспечить преемственность дошкольного, начального общего образования, основного общего образования;
— организовать взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам обучения, развития и воспитания ребенка;
— определить особенности развития, задатки и наклонности ребенка, уровень сформированности универсальных учебных действий;
— выявить затруднения в развитии ребенка, требующие психолого-педагогического сопровождения в освоении обучающимся основной образовательной программы начального общего образования, оказания помощи в развитии и социальной адаптации;
Индивидуальная карта развития младшего школьника оформляется на учащихся с момента поступления в общеобразовательную организацию. Хранится карта у классного руководителя.
В том случае, если у учащегося при поступлении в школу отсутствует индивидуальная карта развития младшего школьника, ИКР заводится и заполняется с момента поступления.
При выявлении затруднений в развитии ребенка анализируются причины их возникновения, при необходимости обеспечивается оказание психолого-педагогической помощи учащемуся.
По мере проведения диагностических процедур и заполнения карты необходимо своевременно информировать родителей учащихся о результатах, положительной динамике или возможных трудностях.
В случае, когда ребенок выбывает из школы в связи с переходом в другую образовательную организацию или по окончании обучения в 4 классе, родителям выдается выписка из индивидуальной карты развития.
Содержание и ведение индивидуальной карты развития
младшего школьника.
Индивидуальная карта младшего школьника содержит титульный лист и 5 разделов.
Титульный лист. На титульном листе указывается фамилия, имя, отчество ребенка, дата рождения; наименование дошкольной образовательной организации, которую посещал ребенок; класс, год обучения, наименование общеобразовательной организации.
Раздел 1. Мониторинг формирования универсальных учебных действий. Мониторинг позволяет определить уровень формирования личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД. Мониторинг разработан в соответствии с критериями ФГОС, с использованием опыта работы Воронежской области («Практика административной работы в школе» №7, 2014г.).
Таблица мониторинга заполняется при помощи «Диагностической карты формирования УУД» (приложение 1), в которой уровень формирования УУД определяется по критериям с использованием трехбалльной шкалы оценок (от 0 до 2 баллов). Сумма баллов позволяет определить уровень сформированности (высокий, средний, низкий) каждого из видов УУД.
Заполняет карту классный руководитель (при необходимости – коллегиально с педагогами) по результатам наблюдения за ребенком в учебной деятельности, в ситуациях общения, взаимодействия. Периодичность заполнения – 1 раз в год (в 4 четверти).
Раздел 2. Результаты муниципальных диагностических работ. В данный раздел вносится информация об обязательных комплексных диагностических работах, проводимых на муниципальном уровне (в соответствии с приказом департамента образования, по запросу МКУ «Информационно-методический центр»).
В таблице указывается название диагностической работы, цель ее проведения, сроки проведения; количественные и качественные результаты учащегося.
Раздел заполняется классным руководителем.
Раздел 3. Выявление задатков и наклонностей учащегося.
Раздел разработан по материалам авторской карты О.Г. Волкова, профессора, автора проекта АСИ «Создание эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей в детском саду и школе»
Педагогом заполняется таблица с целью выявления выраженных склонностей ребенка (приложение 2). В столбце «наблюдения педагогов» знаком (+) отмечается мнение педагога о конкретных задатках ребенка в одном или нескольких направлениях деятельности, подтвержденных неоднократными лучшими результатами в сравнительном наблюдении действий ребенка с другими детьми равными или старше его по возрасту. Склонности ребенка к определенному направлению деятельности считаются выраженными, если у ребенка отмечены все или практически все задатки по данному направлению. Наиболее ярко выраженные склонности ребенка отмечаются знаком (+) в таблице результатов.
Далее педагог прописывает по годам обучения участие ребенка во внеурочной деятельности, дополнительном образовании, конкурсах, способствующих развитию преобладающих склонностей ребенка и их реализации.
Раздел заполняется классным руководителем 1 раз в год.
Раздел 4. Психолого-педагогическая диагностика (вариативная часть). В данный раздел могут быть внесены изменения, исходя из особенностей образовательной организации. Обязательной является информация о результатах адаптации к обучению в школе.
В пункты «Адаптация к обучению в школе», «Познавательная сфера» вносятся количественные показатели и уровень развития (В — высокий; С – средний (соответствует норме); НС — ниже среднего; Н- низкий); в пункты «Мотивационная сфера», «Эмоционально-волевая сфера», «Речевое развитие» — качественные показатели.
В колонке «Используемые методы диагностики» указываются название и автор диагностической методики.
Раздел заполняется классным руководителем, педагогом-психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом. Периодичность заполнения – 1 раз в год.
Данный раздел заполняет классный руководитель: в характеристике отражаются результаты формирования универсальных учебных действий, уровень усвоения основной общеобразовательной программы, психологические особенности развития, эмоциональное состояние в школе; отмечаются затруднения ребенка.
Содержание и ведение выписки из индивидуальной карты развития младшего школьника.
Выписка из ИКР заполняется и выдается родителям учащихся на момент выбытия из образовательной организации в связи с переходом в другую школу или по окончании 4 класса.
Титульный лист. На титульном листе указывается фамилия, имя, отчество ребенка, класс, наименование общеобразовательной организации.
Раздел 1. Сформированность универсальных учебных действий. В разделе графически отображаются данные о сформированности УУД на момент оформления выписки (по результатам мониторинга формирования УУД). Раздел заполняет классный руководитель.
Раздел II. Выявление задатков и наклонностей учащегося. Педагогом заполняется таблица, в которой отмечаются наиболее ярко выраженные склонности ребенка.
Далее педагог прописывает участие ребенка во внеурочной деятельности, дополнительном образовании, конкурсах, способствующих развитию преобладающих склонностей ребенка и их реализации.
Раздел заполняется классным руководителем.
Раздел III. Психолого-педагогическая диагностика (вариативная часть). В данный раздел могут быть внесены изменения, исходя из особенностей образовательной организации. Обязательной является информация о результатах адаптации к обучению в школе.
В пункт «Адаптация к обучению в школе» вносятся количественные показатели и уровень развития (В — высокий; С – средний (соответствует норме); НС — ниже среднего; Н — низкий).
В пункте «Познавательная сфера» указывается соответствует ли развитие возрастной норме, отмечаются особенности развития познавательной сферы.
В пункты «Мотивационная сфера», «Эмоционально-волевая сфера», «Речевое развитие» вносятся качественные показатели.
Раздел заполняется классным руководителем, педагогом-психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом.
- Рекомендации родителям. Раздел заполняется в случае выбытия учащегося из школы в 1-м , 2-м, 3-м классе. В разделе даются рекомендации педагогов, специалистов ППМС сопровождения по развитию, обучению и воспитанию ребенка. Классным руководителем отмечаются особенности усвоения программного материала, взаимоотношений с одноклассниками, педагогами. Специалисты ППМС сопровождения заполняют раздел исходя из данных диагностики, коррекционной работы с ребенком.
Если отсутствуют рекомендации педагога-психолога, учителя-логопеда, прописывается «Развитие соответствует возрастной норме». При отсутствии рекомендаций социального педагога – «Социальная ситуация благополучна. В поведении девиаций не проявляет».
Если в образовательной организации отсутствуют специалисты ППМС сопровождения – в соответствующих пунктах ставится прочерк.
Раздел заполняется на выпускника начальной школы. Классный руководитель пишет характеристику на учащегося, в которой должны быть отражены результаты формирования универсальных учебных действий, уровень усвоения основной общеобразовательной программы, психологические особенности развития, эмоциональное состояние в школе; отмечаются затруднения ребенка. Текст характеристики должен быть доступен для понимания родителей.
Источник
КГУ СОШ №1 имени Н.Г.Чернышевского
Индивидуальная карта
развития учащегося
_____________________________
(фамилия, имя, отчество)
г. Семей
* Возможность получения более полной информации
о процессе развития личности ученика;
* управляемость процесса развития;
* индивидуальная траектория развития
Содержание:
Сведения социального характера ………………………………………………..3
Протокол индивидуально-психологического обследования готовности к
школьному обучению …………………………………………………………………4-5
Психодиагностика (начальная школа) ………………………………………….6
Психодиагностика ( средняя школа)……………………………………………..7
Психодиагностика ( старшая школа)…………………………………………….8
Анкета для родителей ……………………………………………………………..9
Анкета «Взаимодействие с подростком»………………………………………..11
Тест «Занимаетесь ли вы воспитанием своего ребенка?»…………………….12
1. Ф.И.О. обучающегося ______________________________________________________
2. Дата рождения ____________________________________________________________
3. Адрес: ____________________________________________________________________
4. № школы _________________________________________________________________
5. Состав семьи ______________________________________________________________
____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.1 Ф.И.О. матери, год рождения, образование, место работы
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.2 Ф.И.О. отца, год рождения, образование, место работы
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Пребывание школьника в детских учреждениях (отметить факты посещения ДОУ)_______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Особенности адаптации ребенка в ДОУ ______________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
8. Дата поступления в школу, возраст на момент поступления: ___________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
1 класс Уровень готовности к школьному обучению
Протокол
Индивидуально-психологического обследования готовности к школьному обучению
Возраст дата ДУ
Психологическая зрелость:
Баллы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Количество баллов Уровень
Мотивация:
Интеллектуальная компетентность:
Память: слуховая:
зрительная:
Восприятие: слуховое
зрительное
Внимание:
Мышление: 1. 2. 3.
Цифры: Счет Геомет.фигуры Цвета
Чтение:
А Е Н О А И М А Л Г Б Ы А П А К Й Ь Ю Ч Л Ш А А П А И Я З К Н О С А Н М А М О А В Ы Б А А Е Н А И М А Л Г Б Ы А П А К Й Ь Ю Ч Л Ш А А В А Н Я К Е Ш
Звукопроизношение ______________________Речь (устная)_______________________
Графический диктант:
Ведущая рука _________________Глаз ___________________Ухо___________________
Заключение
____________________________________________________________________________
Рекомендации: ______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Начальная школа
( система оценки ) В – высокая,С –средняя, Н — низкая
Параметры
отслеживания
Класс
1
2
3
4
Особенности эмоционально-волевой сферы
Тревожность
Самооценка
Мотивационные характеристики
Учебная мотивация
Особенности познавательной сферы
Внимание
Память
зрительная
слуховая
Мышление
Социально-психологические характеристики
Социометрический
статус
Уровень воспитанности
Результаты дополнительной диагностики:
Рекомендации:
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Средняя школа
( система оценки ) В – высокая,С –средняя, Н — низкая
Параметры
отслеживания
Класс
5
6
7
8
Особенности эмоционально-волевой сферы
Тревожность
Самооценка
Мотивационные характеристики
Учебная мотивация
Социально-психологические характеристики
Социометрический
статус
Уровень воспитанности
Прогностическая таблица
Результаты дополнительной диагностики:
Рекомендации:
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
Старшая школа
( система оценки ) В – высокая,С –средняя, Н — низкая
Параметры
отслеживания
Класс
9
10
11
Особенности эмоционально-волевой сферы
Темперамент
Тревожность
Самооценка
Прогностическая
таблица
Мотивационные характеристики
Учебная мотивация
Социально-психологические характеристики
Социометрический
статус
Уровень воспитанности
Склонности и интересы
ДДО
Ч-Т
Ч-П
Ч-З
Ч-Х
Результаты дополнительной диагностики:
Рекомендации:
9 класс
10 класс
11класс
Анкета для родителей первоклассников.
Уважаемые родители! Для наиболее эффективной работы педагогического коллектива школы и психолога с вашим ребенком нам необходимо знать некоторые особенности его развития и жизни. Ваши ответы помогут подобрать для вашего ребенка методы обучения с учетом его особенностей и способностей.
1. Фамилия, имя, отчество ребенка ____________________________________
2. Число, месяц, год рождения ________________________________________
3. Домашний адрес, телефон _________________________________________
4. Кем заполняется телефон __________________________________________
Мать
Отец
ФИО
Возраст
Профессия
Род деятельности в настоящее время
5. Кто еще живет вместе с ребенком или принимает участие в его жизни _____________________________________________________________________________
6. Жилищно-бытовые условия:
а) дом, квартира, комната; б) кв. метров на человека ________; в) у ребенка есть: отдельная комната, вместе с другими детьми, свой уголок, нет возможности выделить ребенку отдельное место для игр и занятий (подчеркнуть).
7. Были ли осложнения во время беременности (подчеркнуть): да, нет, не помню.
8. Какие роды по счету ___________.
9. Роды (подчеркнуть) в срок: преждевременные, запоздалые.
10. Раннее развитие (подчеркнуть) соответствовало возрасту: раннее, с задержкой.
11. Речевое развитие: первые слова с ______ (возраст ребенка); сплошная речь с _______ лет;
12. Обращались ли к невропатологу? Когда и по какой причине?______________________________________________________________в возрасте ___________________ в связи с __________________________________
13. Наблюдались ли у других специалистов? (каких)________________________________________________________________
14. Какие особенности раннего развития ребенка (до 3-х лет) Вы еще могли бы отметить? ___________________________________________________________________
15. В какие игры любит играть Ваш ребенок? _____________________________________________________________________________
16. Наблюдаете ли Вы какие-либо особенности общения ребенка с окружающими людьми (детьми, взрослыми)?_______________________________
17. Как спит Ваш ребенок (отметьте все пункты, которые относятся к Вашему ребенку):
крепко;
легко засыпает;
спит очень беспокойно;
вскакивает во сне, разговаривает, стонет во сне;
ходит во сне;
Анкета
«Взаимодействие с подростком»
(диагностика микроклимата в семье глазами родителя)
Инструкция: родителям предлагается заполнить бланк анкеты.
1. Совместное времяпровождение:
— ежедневно
— по выходным дням
— редко
— почти никогда
2. Совместная деятельность в семье:
— вместе решает проблемы
— вместе работаем
— каждый занят в общем деле
— каждый занят своими делами
— вместе отдыхаем и проводим свободное время
3. Характер отношений в семье:
— очень хорошие
— не очень хорошие
— плохие
— конфликтные
4. Наиболее часто используемые методы воспитания:
— поощрение
— убеждение
— внушение
— разъяснение
— принуждение
— жесткие требования
— угроза
— оскорбление
— физическое наказание
— унижение перед другими людьми
5. Отношение к учебе ребенка:
— считаю, что это его дело
— радуюсь его успехам и переживаю вместе с ним неудачи
— систематически оказываю помощь в подготовке домашних заданий
— осуществляю контроль за учебой.
Тест «Занимаетесь ли вы воспитанием своего ребенка?»
Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы.
1. Сколько учебных предметов было у вашего ребенка в прошлом году и сколько в нынешнем?
а) назвал (а) число предметов точно;
b) почти точно
c) сильно ошибся (лась)
2. Сколько родительских собраний вы посетили в этом году:
а) все или пропустил (а) одно
b) пропустил (а) два
c) не посетил (а) ни одного по различным причинам
3. Сколько преподавателей, работающих в классе, где учится ваш ребенок, вы знаете:
а) всех
b) некоторых
c)только одного
4. Сколько раз в этом году вы просматривали тетради и учебники своего ребенка:
а) периодический
b) один — два раза в четверть
c) только в начале учебного года
5. Если вы обнаружили, что ребенок испытывает трудности по каким-то предметам, и вы не способны ему помочь, что вы предпримите:
а) обращусь за помощью к учителям или другим людям
b) пойду в дирекцию школы
c) заставлю ребенка серьезнее учить трудные для него предметы
6. Как вы поступаете, когда к вам приходят друзья ребенка, чтобы позаниматься вместе:
а) принимаю их и помогаю в занятиях, если нужно, создаю условия для занятий
b) они мне очень мешают, но я их принимаю
c) предпочитаю, чтобы мой ребенок занимался один
Теперь подсчитайте, под каким пунктом чаще совпадают ваши ответы:
а) 4 – 6 ответов. Вы не разделяете мнения о том, что ваш ребенок уже большой и может быть предоставлен самому себе. Вы прекрасно понимаете, что в любом возрасте на его пути встречаются много трудностей, и он нуждается в вашей помощи не только в учебе, и во всем остальном.
b) 4 – 6 ответов. Вас волнуют вопросы учебы вашего ребенка. Однако неурядицы с учебой могут привести к дестабилизации во всей остальной деятельности ребенка.
c) 4 – 6 ответов. Помните, что первый человек, кто должен прийти на помощь в вопросах учебы – это вы и остальные взрослые члены семьи. Постарайтесь все делать так, чтобы на все вопросы вы смогли бы чистосердечно дать ответы под буквой «а». Вы сможете этого достичь!
Источник