Индивидуальная карта развития ребенка школьника

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

______________________________________________

(Ф.И.О. ребенка)

______________________________________________

(Дата рождения)

Прибыл из дошкольной образовательной организации: _____________________________________________________________________________

(наименование ДОО, город)

1 «___»  класс: ________________________________________________________________

(год обучения, наименование общеобразовательной организации, город)

2 «___» класс: _________________________________________________________________

(год обучения, наименование общеобразовательной организации, город)

3 «___»  класс: ________________________________________________________________

(год обучения, наименование общеобразовательной организации, город)

4 «___»  класс: ________________________________________________________________

(год обучения, наименование общеобразовательной организации, город)

г. Сургут

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Федеральный государственный образовательный стандарт (далее — ФГОС) направлен на обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; создание благоприятных условий развития и обучения детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; создание условий для формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273, ст.11, п.1).

Основной задачей дошкольного образования является формирование у детей предпосылок универсальных учебных действий (далее – УУД) на этапе завершения ими дошкольного образования (ФГОС ДО, п.4.7.). ФГОС начального общего образования нацелен на достижение учащимися личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД), предметных  результатов обучения (ФГОС НОО, ст.1, п.6).

Для обеспечения преемственности в обучении, развитии и воспитании ребенка, соблюдения принципа индивидуализации образования разработана индивидуальная карта развития младшего школьника (далее – ИКР).  

Нормативными основаниями разработки ИКР младшего школьника являются:

— Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273 (ст.11, ст.28, ст.42, ст.44, ст. 77, ст.79);

— приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.11.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (ФГОС НОО, ст.1 п.6, ст. 2 п.9-11).

Индивидуальная карта развития младшего школьника внедряется в общеобразовательных организациях, подведомственных департаменту образования Администрации города Сургута.

Индивидуальная карта развития младшего школьника – это необходимый инструмент для достижения эффективных результатов по своевременному выявлению особенностей в развитии ребенка и организации коррекционной и/или развивающей работы.

Внедрение индивидуальной карты развития для начальной школы с сохранением преемственности с ИКР дошкольника и в соответствии требованиям ФГОС начального общего образования позволит:

— обеспечить преемственность дошкольного, начального общего образования, основного общего образования;

— организовать взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам обучения, развития и воспитания ребенка;

— определить особенности развития, задатки и наклонности ребенка, уровень сформированности универсальных учебных действий;

— выявить затруднения в развитии ребенка, требующие психолого-педагогического сопровождения в освоении обучающимся основной образовательной программы начального общего образования, оказания помощи в развитии и социальной адаптации;

Индивидуальная карта развития младшего школьника оформляется на учащихся с момента поступления в общеобразовательную организацию. Хранится карта у классного руководителя.

В том случае, если у учащегося при поступлении в школу отсутствует индивидуальная карта развития младшего школьника, ИКР заводится и заполняется с момента поступления.

При выявлении затруднений в развитии ребенка анализируются причины их возникновения, при необходимости обеспечивается оказание психолого-педагогической помощи учащемуся.

По мере проведения диагностических процедур и заполнения карты необходимо своевременно информировать родителей учащихся о результатах, положительной динамике или возможных трудностях.

В случае, когда ребенок выбывает из школы в связи с переходом в другую образовательную организацию или по окончании обучения в 4 классе, родителям выдается  выписка из индивидуальной карты развития.

Содержание и ведение индивидуальной карты развития

младшего школьника.

Индивидуальная карта младшего школьника содержит титульный лист и 5 разделов.

Титульный лист. На титульном листе указывается фамилия, имя, отчество ребенка, дата рождения; наименование дошкольной образовательной организации, которую посещал ребенок; класс, год обучения, наименование общеобразовательной организации.

Раздел 1. Мониторинг формирования универсальных учебных действий. Мониторинг позволяет определить уровень формирования личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД. Мониторинг разработан в соответствии с критериями ФГОС, с использованием опыта работы Воронежской области («Практика административной работы в школе» №7, 2014г.).

Таблица мониторинга заполняется при помощи «Диагностической карты формирования УУД» (приложение 1), в которой уровень формирования УУД определяется по критериям с использованием трехбалльной шкалы оценок (от 0 до 2 баллов). Сумма баллов позволяет определить уровень сформированности (высокий, средний, низкий) каждого из видов УУД.

Заполняет карту классный руководитель (при необходимости – коллегиально с педагогами) по результатам наблюдения за ребенком в учебной деятельности, в ситуациях общения, взаимодействия. Периодичность заполнения – 1 раз в год (в 4 четверти).

Раздел 2. Результаты муниципальных диагностических работ. В данный раздел вносится информация об обязательных комплексных диагностических работах, проводимых на муниципальном уровне (в соответствии с приказом департамента образования, по запросу МКУ «Информационно-методический центр»).

В таблице указывается название диагностической работы, цель ее проведения, сроки проведения; количественные и качественные результаты учащегося.

Раздел заполняется классным руководителем.

Раздел 3. Выявление задатков и наклонностей учащегося.

Раздел разработан по материалам авторской карты О.Г. Волкова, профессора, автора проекта АСИ «Создание эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей в детском саду и школе»

Педагогом заполняется таблица с целью выявления выраженных склонностей ребенка (приложение 2). В столбце «наблюдения педагогов» знаком (+) отмечается мнение педагога о конкретных задатках ребенка в одном или нескольких направлениях деятельности, подтвержденных неоднократными лучшими результатами в сравнительном наблюдении действий ребенка с другими детьми равными или старше его по возрасту. Склонности ребенка к определенному направлению деятельности считаются выраженными, если у ребенка отмечены все или практически все задатки по данному направлению. Наиболее ярко выраженные склонности ребенка отмечаются знаком (+) в таблице результатов.

Далее педагог прописывает по годам обучения участие ребенка во внеурочной деятельности, дополнительном образовании, конкурсах, способствующих развитию преобладающих склонностей ребенка и их реализации.

Раздел заполняется классным руководителем 1 раз в год.

Раздел 4. Психолого-педагогическая диагностика (вариативная часть). В данный раздел могут быть внесены изменения, исходя из особенностей образовательной организации. Обязательной является информация о результатах адаптации к обучению в школе.

В пункты «Адаптация к обучению в школе», «Познавательная сфера» вносятся количественные показатели и уровень развития (В — высокий; С – средний (соответствует норме); НС — ниже среднего; Н- низкий); в пункты  «Мотивационная сфера», «Эмоционально-волевая сфера», «Речевое развитие» — качественные показатели.

В колонке «Используемые методы диагностики» указываются название и автор диагностической методики.

Раздел заполняется классным руководителем, педагогом-психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом. Периодичность заполнения – 1 раз в год.

Данный раздел заполняет классный руководитель: в характеристике отражаются результаты формирования универсальных учебных действий, уровень усвоения основной общеобразовательной программы, психологические особенности развития, эмоциональное состояние в школе; отмечаются затруднения ребенка.

Содержание и ведение выписки из индивидуальной карты развития младшего школьника.

Выписка из ИКР заполняется и выдается родителям учащихся на момент выбытия из образовательной организации в связи с переходом в другую школу или по окончании 4 класса.

Титульный лист. На титульном листе указывается фамилия, имя, отчество ребенка, класс, наименование общеобразовательной организации.

Раздел 1. Сформированность универсальных учебных действий. В разделе графически отображаются данные о сформированности УУД на момент оформления выписки (по результатам мониторинга формирования УУД). Раздел заполняет классный руководитель.

Раздел II. Выявление задатков и наклонностей учащегося. Педагогом заполняется таблица, в которой отмечаются наиболее ярко выраженные склонности ребенка.

Далее педагог прописывает  участие ребенка во внеурочной деятельности, дополнительном образовании, конкурсах, способствующих развитию преобладающих склонностей ребенка и их реализации.

Раздел заполняется классным руководителем.

Раздел III. Психолого-педагогическая диагностика (вариативная часть). В данный раздел могут быть внесены изменения, исходя из особенностей образовательной организации. Обязательной является информация о результатах адаптации к обучению в школе.

В пункт «Адаптация к обучению в школе» вносятся количественные показатели и уровень развития (В — высокий; С – средний (соответствует норме); НС — ниже среднего; Н — низкий).

В пункте «Познавательная сфера» указывается соответствует ли развитие возрастной норме, отмечаются особенности развития познавательной сферы.

В пункты «Мотивационная сфера», «Эмоционально-волевая сфера», «Речевое развитие» вносятся качественные показатели.

Раздел заполняется классным руководителем, педагогом-психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом.

  1. Рекомендации родителям. Раздел заполняется в случае выбытия учащегося из школы в 1-м , 2-м, 3-м классе. В разделе даются рекомендации педагогов, специалистов ППМС сопровождения по развитию, обучению и воспитанию ребенка. Классным руководителем отмечаются особенности усвоения программного материала, взаимоотношений с одноклассниками, педагогами. Специалисты ППМС сопровождения заполняют раздел исходя из данных диагностики, коррекционной работы с ребенком.

Если отсутствуют рекомендации педагога-психолога, учителя-логопеда, прописывается «Развитие соответствует возрастной норме». При отсутствии рекомендаций социального педагога – «Социальная ситуация благополучна. В поведении девиаций не проявляет».

Если в образовательной организации отсутствуют специалисты ППМС сопровождения – в соответствующих пунктах ставится прочерк.

    Раздел заполняется на выпускника начальной школы. Классный руководитель пишет характеристику на учащегося, в которой должны быть отражены результаты формирования универсальных учебных действий, уровень усвоения основной общеобразовательной программы, психологические особенности развития, эмоциональное состояние в школе; отмечаются затруднения ребенка. Текст характеристики должен быть доступен для понимания родителей.

    Источник

    КГУ СОШ №1 имени Н.Г.Чернышевского

    Индивидуальная карта

    развития учащегося

    _____________________________

    (фамилия, имя, отчество)

    hello_html_1dcc517c.jpg

    г. Семей

    * Возможность получения более полной информации

    о процессе развития личности ученика;

    * управляемость процесса развития;

    * индивидуальная траектория развития

    Содержание:

    1. Сведения социального характера ………………………………………………..3

    1. Протокол индивидуально-психологического обследования готовности к

    школьному обучению …………………………………………………………………4-5

    1. Психодиагностика (начальная школа) ………………………………………….6

    1. Психодиагностика ( средняя школа)……………………………………………..7

    1. Психодиагностика ( старшая школа)…………………………………………….8

    2. Анкета для родителей ……………………………………………………………..9

    3. Анкета «Взаимодействие с подростком»………………………………………..11

    4. Тест «Занимаетесь ли вы воспитанием своего ребенка?»…………………….12

    1. Ф.И.О. обучающегося ______________________________________________________

    2. Дата рождения ____________________________________________________________

    3. Адрес: ____________________________________________________________________

    4. № школы _________________________________________________________________

    5. Состав семьи ______________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    5.1 Ф.И.О. матери, год рождения, образование, место работы

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    5.2 Ф.И.О. отца, год рождения, образование, место работы

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    6. Пребывание школьника в детских учреждениях (отметить факты посещения ДОУ)_______________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    7. Особенности адаптации ребенка в ДОУ ______________________________________

    ____________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________

    8. Дата поступления в школу, возраст на момент поступления: ___________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________

    1 класс Уровень готовности к школьному обучению

    Протокол

    Индивидуально-психологического обследования готовности к школьному обучению

    Возраст дата ДУ

    Психологическая зрелость:

    Баллы

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    Количество баллов Уровень

    Мотивация:

    Интеллектуальная компетентность:

    Память: слуховая:

    зрительная:

    Восприятие: слуховое

    зрительное

    Внимание:

    Мышление: 1. 2. 3.

    Цифры: Счет Геомет.фигуры Цвета

    Чтение:

    А Е Н О А И М А Л Г Б Ы А П А К Й Ь Ю Ч Л Ш А А П А И Я З К Н О С А Н М А М О А В Ы Б А А Е Н А И М А Л Г Б Ы А П А К Й Ь Ю Ч Л Ш А А В А Н Я К Е Ш

    Звукопроизношение ______________________Речь (устная)_______________________

    Графический диктант:

    Ведущая рука _________________Глаз ___________________Ухо___________________

    Заключение

    ____________________________________________________________________________

    Рекомендации: ______________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Начальная школа

    ( система оценки ) В – высокая,С –средняя, Н — низкая

    Параметры

    отслеживания

    Класс

    1

    2

    3

    4

    Особенности эмоционально-волевой сферы

    Тревожность

    Самооценка

    Мотивационные характеристики

    Учебная мотивация

    Особенности познавательной сферы

    Внимание

    Память

    зрительная

    слуховая

    Мышление

    Социально-психологические характеристики

    Социометрический

    статус

    Уровень воспитанности

    Результаты дополнительной диагностики:

    Рекомендации:

    1 класс

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    Средняя школа

    ( система оценки ) В – высокая,С –средняя, Н — низкая

    Параметры

    отслеживания

    Класс

    5

    6

    7

    8

    Особенности эмоционально-волевой сферы

    Тревожность

    Самооценка

    Мотивационные характеристики

    Учебная мотивация

    Социально-психологические характеристики

    Социометрический

    статус

    Уровень воспитанности

    Прогностическая таблица

    Результаты дополнительной диагностики:

    Рекомендации:

    5 класс

    6 класс

    7 класс

    8 класс

    Старшая школа

    ( система оценки ) В – высокая,С –средняя, Н — низкая

    Параметры

    отслеживания

    Класс

    9

    10

    11

    Особенности эмоционально-волевой сферы

    Темперамент

    Тревожность

    Самооценка

    Прогностическая

    таблица

    Мотивационные характеристики

    Учебная мотивация

    Социально-психологические характеристики

    Социометрический

    статус

    Уровень воспитанности

    Склонности и интересы

    ДДО

    Ч-Т

    Ч-П

    Ч-З

    Ч-Х

    Результаты дополнительной диагностики:

    Рекомендации:

    9 класс

    10 класс

    11класс

    Анкета для родителей первоклассников.

    Уважаемые родители! Для наиболее эффективной работы педагогического коллектива школы и психолога с вашим ребенком нам необходимо знать некоторые особенности его развития и жизни. Ваши ответы помогут подобрать для вашего ребенка методы обучения с учетом его особенностей и способностей.

    1. Фамилия, имя, отчество ребенка ____________________________________

    2. Число, месяц, год рождения ________________________________________

    3. Домашний адрес, телефон _________________________________________

    4. Кем заполняется телефон __________________________________________

    Мать

    Отец

    ФИО

    Возраст

    Профессия

    Род деятельности в настоящее время

    5. Кто еще живет вместе с ребенком или принимает участие в его жизни _____________________________________________________________________________

    6. Жилищно-бытовые условия:

    а) дом, квартира, комната; б) кв. метров на человека ________; в) у ребенка есть: отдельная комната, вместе с другими детьми, свой уголок, нет возможности выделить ребенку отдельное место для игр и занятий (подчеркнуть).

    7. Были ли осложнения во время беременности (подчеркнуть): да, нет, не помню.

    8. Какие роды по счету ___________.

    9. Роды (подчеркнуть) в срок: преждевременные, запоздалые.

    10. Раннее развитие (подчеркнуть) соответствовало возрасту: раннее, с задержкой.

    11. Речевое развитие: первые слова с ______ (возраст ребенка); сплошная речь с _______ лет;

    12. Обращались ли к невропатологу? Когда и по какой причине?______________________________________________________________в возрасте ___________________ в связи с __________________________________

    13. Наблюдались ли у других специалистов? (каких)________________________________________________________________

    14. Какие особенности раннего развития ребенка (до 3-х лет) Вы еще могли бы отметить? ___________________________________________________________________

    15. В какие игры любит играть Ваш ребенок? _____________________________________________________________________________

    16. Наблюдаете ли Вы какие-либо особенности общения ребенка с окружающими людьми (детьми, взрослыми)?_______________________________

    17. Как спит Ваш ребенок (отметьте все пункты, которые относятся к Вашему ребенку):

    крепко;

    легко засыпает;

    спит очень беспокойно;

    вскакивает во сне, разговаривает, стонет во сне;

    ходит во сне;

    Анкета

    «Взаимодействие с подростком»

    (диагностика микроклимата в семье глазами родителя)

    Инструкция: родителям предлагается заполнить бланк анкеты.

    1. Совместное времяпровождение:

    ежедневно

    по выходным дням

    редко

    почти никогда

    2. Совместная деятельность в семье:

    — вместе решает проблемы

    — вместе работаем

    — каждый занят в общем деле

    — каждый занят своими делами

    — вместе отдыхаем и проводим свободное время

    3. Характер отношений в семье:

    очень хорошие

    — не очень хорошие

    — плохие

    — конфликтные

    4. Наиболее часто используемые методы воспитания:

    — поощрение

    — убеждение

    — внушение

    — разъяснение

    — принуждение

    — жесткие требования

    — угроза

    — оскорбление

    — физическое наказание

    — унижение перед другими людьми

    5. Отношение к учебе ребенка:

    — считаю, что это его дело

    — радуюсь его успехам и переживаю вместе с ним неудачи

    — систематически оказываю помощь в подготовке домашних заданий

    — осуществляю контроль за учебой.

    Тест «Занимаетесь ли вы воспитанием своего ребенка?»

    Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы.

    1. Сколько учебных предметов было у вашего ребенка в прошлом году и сколько в нынешнем?

    а) назвал (а) число предметов точно;

    b) почти точно

    c) сильно ошибся (лась)

    2. Сколько родительских собраний вы посетили в этом году:

    а) все или пропустил (а) одно

    b) пропустил (а) два

    c) не посетил (а) ни одного по различным причинам

    3. Сколько преподавателей, работающих в классе, где учится ваш ребенок, вы знаете:

    а) всех

    b) некоторых

    c)только одного

    4. Сколько раз в этом году вы просматривали тетради и учебники своего ребенка:

    а) периодический

    b) один — два раза в четверть

    c) только в начале учебного года

    5. Если вы обнаружили, что ребенок испытывает трудности по каким-то предметам, и вы не способны ему помочь, что вы предпримите:

    а) обращусь за помощью к учителям или другим людям

    b) пойду в дирекцию школы

    c) заставлю ребенка серьезнее учить трудные для него предметы

    6. Как вы поступаете, когда к вам приходят друзья ребенка, чтобы позаниматься вместе:

    а) принимаю их и помогаю в занятиях, если нужно, создаю условия для занятий

    b) они мне очень мешают, но я их принимаю

    c) предпочитаю, чтобы мой ребенок занимался один

    Теперь подсчитайте, под каким пунктом чаще совпадают ваши ответы:

    а) 4 – 6 ответов. Вы не разделяете мнения о том, что ваш ребенок уже большой и может быть предоставлен самому себе. Вы прекрасно понимаете, что в любом возрасте на его пути встречаются много трудностей, и он нуждается в вашей помощи не только в учебе, и во всем остальном.

    b) 4 – 6 ответов. Вас волнуют вопросы учебы вашего ребенка. Однако неурядицы с учебой могут привести к дестабилизации во всей остальной деятельности ребенка.

    c) 4 – 6 ответов. Помните, что первый человек, кто должен прийти на помощь в вопросах учебы – это вы и остальные взрослые члены семьи. Постарайтесь все делать так, чтобы на все вопросы вы смогли бы чистосердечно дать ответы под буквой «а». Вы сможете этого достичь!

    Источник