Индивидуальная карта развития ребенка с зпр в детском саду образец

Сопровождение – это не единовременная помощь, а  долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем.

 Индивидуальное сопровождение – это система, взаимосвязанных  по целям, времени, задачам и согласованных действий всех специалистов, направленных на оказание всесторонней помощи ребенку, его родителям, педагогам в выявлении проблем в его развитии, поиске их эффективного решения, а так же направлено на всестороннее развитие задатков, способностей ребенка.

      Осуществление индивидуального сопровождения ребенка в ДОУ.

1.              Собирается информация о ребенке, его родителях, условиях жизни и др.

Изучаются медицинские показания (проводят мед. работники). Берется на заметку:

Группа здоровья.

Изучают заключения специалистов о состоянии здоровья.

Выявляют, стоит ли ребенок на инвалидности.

На основании изучения документации выявляют детей  «группы риска» и доводят до сведения администрации, воспитателей той группы, куда идет ребенок.

Выявление условий семейного воспитания проводят воспитатели группы, психолог:

*Условия проживания.

*Вредные привычки родителей.

*Тип воспитания. Неблагополучные семьи берутся на заметку.

2.  Изучаются особенности ребенка в период адаптации к условиям детского сада. Это очень важный период, как для ребенка, так и для всех, кто с ним работает. Потому что, именно в это время важно выявить все проблемы, связанные с развитием ребенка.  Обращается внимание на:

·                  Коммуникативное  поведение.

·                  Эмоциональное поведение.

·                  Познавательную сферу.

·                  Игровую деятельность.

3.              Анализ полученной информации и  выбор индивидуального маршрута сопровождения.                                      Составляется индивидуальный план развития.

4.              Выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.

Работа воспитателей в группе, оздоровительные мероприятия, занятия с логопедом, психологом и другими специалистами в детском саду. 

5.              Анализ выполненных рекомендаций всеми участниками сопровождения (Что удалось? Что не получилось? Почему?). Выбор дальнейшего пути.

Все эти шаги условны, т.к. у каждого ребенка своя проблема, в решении которой используются адекватные пути. У всех участников   индивидуального сопровождения ребенка  в ДОУ присутствует заинтересованность  в судьбе ребенка, желание помочь. Активно привлекайте родителей в процесс  сопровождения, т.к.  именно родители в первую очередь должны быть осведомлены о проблеме ребенка.   Формируйте у родителей мнение на проблему ребенка.

В настоящее время современная система образования позволяет включить каждого ребёнка в образовательное пространство.  Сегодня по отношению к проблемным детям широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребёнка, под которыми понимаются особенности познавательной , мотивационной, эмоционально-волевой сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером дефекта развития, для удовлетворения которых в процессе воспитания и обучения требуются особые условия.

В эти условия входят:

определённые организационные формы обучения;

определённая система коррекционно-развивающего обучения (КРО);

содержание индивидуально-групповых коррекционных занятий;

индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут;

 Индивидуальный подход воспитания и обучения к каждому ребёнку с разными образовательными возможностями и потребностями  помогает создать условия для развития личности и основывается на знании индивидуальных особенностей дошкольника. Поэтому дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в индивидуальной коррекционно-развивающей программе.                                                                                                                               

Структура индивидуальной программы для конкретного ребёнка включает в себя:

диагностику;

индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут;

характеристику динамики развития ребёнка по разделам программы.

Материализацией индивидуальной программы сопровождения ребёнка с ЗПР является специальная индивидуальная карта сопровождения развития и обучения, в которой отражаются все этапы коррекционно-развивающего процесса применительно к конкретному ребёнку.

Построение индивидуального маршрута начинается с комплексной диагностики, которую проводят специалисты:  учитель – дефектолог, учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель  и педагог-психолог. Причём каждый специалист ставит свой собственный диагноз, иными словами, он ищет место приложения своего профессионального мастерства по отношению к каждому ребёнку. Одну из проблем специалист выделяет более чётко, другие в это время решаются в фоновом режиме, но постоянно их подразумевает, соизмеряя с ними свои действия и полученные результаты. Таким образом, постановка диагноза каждым специалистом – это видение индивидуальных характеристик каждого ребёнка, возможностей его развития и социальной интеграции в современное общество

Все этапы диагностики, отражаются в «индивидуальной карте развития ребёнка». Структура этой карты включает в себя следующее:

общие сведения о ребёнке.

анамнестические данные

 психолого-педагогическое обследование, которое включает:

внешний вид ребёнка (осанка, походка, координация движений, взгляд, мимика лица).

исследование движений и действий (состояние опорно-двигательного аппарата и оценка двигательных возможностей, подвижность и моторика пальцев , готовность руки к овладению письмом).

состояние познавательной деятельности (пространственные представления, временные представления, тактильный предметный гнозис, мышление (матрица фигур, классификация картинок «Что к чему?», «Почини коврик», счёт).

изучение представлений о ближайшем окружении, об окружающем мире, математические представления.

состояние игровой деятельности.

состояние продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)

состояние психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление)

состояние эмоционально-волевой сферы (контактность, волевые проявления, работоспособность, мотивы деятельности, продуктивность).

особенности речевой деятельности (звукопроизношение, фонематические восприятие, звуковой анализ, состояние звуковой структуры слова и лексики, грамматический строй и связная речь).

 Изучение каждого процесса происходит с помощью различных диагностических методик 

 Затем педагогами разрабатывается индивидуальная программа развития ребёнка (индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут).

В основе построения индивидуального образовательного маршрута стоит организация оптимальных для ребёнка условий обучения с целью развития его потенциала, формирования необходимых знаний, умений и навыков. Способ построения индивидуального маршрута характеризует особенности обучения и развития на протяжении определённого времени  (весь период воспитания и обучения в группе).

Мы определили принципы построения индивидуального образовательного маршрута. Это-

 Диагностика.

Индивидуальный подбор педагогических технологий.

Систематический контроль и корректировка.

Наблюдение.

Пошаговая фиксация.

Наметили цели работы по построению индивидуального коррекционно-развивающего маршрута для конкретного ребёнка:

 -повышение уровня общего развития ребёнка, восполнение пробелов предшествующего воспитания и обучения,

-индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных знаний, умений и навыков,

-социально-личностное развитие ребёнка и оказание ему необходимой коррекционно-педагогической помощи.

-коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности и речи,

-направленная подготовка к восприятию элементов учебного материала.

Вся коррекционная работа в ДОУ осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребёнка, когда содержание индивидуальной деятельности не  имеет формальный характер.  Исходя из принципов построения индивидуального коррекционно-развивающего маршрута, в соответствии с программами:  «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» (Е.А. Стребелева), « Подготовка к школе детей с ЗПР» (С.Г. Шевченко), в рамках каждой задачи педагоги  определяют собственные направления коррекционной работы индивидуально для каждого ребёнка:

сенсорное развитие, соответствующее возрасту: освоение эталонов – образцов цвета, формы, величины, эталонов звуков; накопление обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), материалов;

освоение предметно-практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств в предметах, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных);

освоение продуктивных видов деятельности (конструирование, лепка, аппликация, работа с природным материалом), способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию ребёнка;

накопление языковых представлений, развитие фонетико-фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте;

уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;

формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения;

развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту;

формирование соответствующих возрасту навыков игровой деятельности;

формирование элементов учебной деятельности;

формирование адекватных эмоционально — волевых проявлений и способов общения и взаимодействия.

Динамику коррекционно – развивающего процесса отражаем в листе контроля (лист обследования) динамики.  Лист контроля динамики развития заполняется на основе заключений специалистов учреждения по итогам обучения и воспитания в январе и мае. Структура данного документа включает характеристику динамики развития ребёнка по разделам: игровая деятельность, развитие речи, обучение грамоте, формирование элементарных математических представлений, самообслуживание,  физическое развитие, эмоционально – волевая сфера, продуктивные виды деятельности.

 Характеристика динамики развития ребёнка предполагает следующие виды: положительная динамика: высокий уровень; положительная динамика: выше среднего уровень; относительно – положительная динамика: средний уровень; незначительная динамика: низкий уровень; отрицательная динамика (невозможность ребёнка усвоить содержание того или иного раздела программ); волнообразная динамика; избирательная динамика. Динамика развития зависит от выраженности нарушения.  Основными показателями умственного развития ребёнка являются общие интеллектуальные умения: принятие задания, понимание условий этого задания, способы выполнения – пользуется ли ребёнок практической ориентировкой; обучаемость в процессе диагностического обследования; интерес к познавательным задачам, к продуктивным видам деятельности и отношение к результату своей деятельности.

Индивидуальная карта сопровождения развития и обучения является документом, фиксирующим проводимые специалистами ДОУ диагностико-коррекционно-развивающие мероприятия, их эффективность, характер индивидуальных изменений в обучении и психическом развитии дошкольника, данные готовности ребёнка к школе. 

Основными средствами реализации предназначения образовательного учреждения являются:

·   Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, всестороннее развитие психических  и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

·  Реализация  специализированных (коррекционных) программ дошкольного образования: Программа  «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» под редакцией Е.А. Стребелевой,программа «Подготовка к школе детей с ЗПР» под редакцией С.Г. Шевченко, программа «Здоровье» (В.Г. Алямовская), технология М. Монтессори (сенсомоторика), а так же используются коррекционные методики, которые  не противоречат  основным     направлениям образовательной  работы по  вышеуказанным   программам,   совершенствуют содержание образования и  обеспечивают его программно-методическими материалами. Процессы воспитания и обучения  не противоречат друг другу, взаимодополняют и обогащают развитие ребенка. Реализуя каждый раздел программы, сохраняется общая тенденция преемственности в обучении и воспитании детей, непрерывности образования, обеспечивающих ребенку успешное продвижение вперед на каждом из последовательных возрастных этапов его  развития. Создается личностно-ориентированная образовательная среда, направленная на:                                                       

·  Обеспечение  конституционного права каждого ребенка на охрану жизни и  здоровья, получение гуманистического  образования, предусмотренного  Конституцией  РФ, Законом РФ «Об образовании»

·  Освоение дошкольниками обязательного минимума содержания дошкольного образования.

·  Использование современных  развивающих технологий, обеспечивающих качество образовательного процесса: проблемно-диалогическое обучение, игровые технологии обучения.

·  Предоставление  воспитанникам возможности реализовать себя в различных видах деятельности: игровой, учебной, коммуникативной, организаторской, трудовой в специально-организованных формах обучения и свободной деятельности, создание  личностно-ориентированной  образовательной  среды.

·  Организация комплексного подхода к ребенку со стороны всех    участников педагогического процесса.

·  Построение  воспитательно-образовательной  работы на основе психолого-медико-педагогической диагностики.

·  Обеспечение  благоприятного  психологического  климата, развитие совершенствование предметно — развивающей среды.

Таким образом, в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР   развивается мыслительная  деятельность, что способствует эффективному освоению детьми таких действий, как сравнение, обобщение, анализ, синтез.

В результате работы у детей повышается уровень познавательной и мыслительной деятельности, улучшается  память, внимание;  активизировался пассивный и активный словарь. Дети становятся общительными и организованными, что свидетельствует о правильно организованной коррекционно – развивающей деятельности.

Источник

«ПРИНЯТО»

На педагогическом совете

Протокол № 1 от «30» августа 2018 г.                

«УТВЕРЖДЕНО»  

Директор ГБОУ школа № 69

___________Е.А. Ткачев

Приказ №        от «     » сентября 2018 г.

Карта обследования ребенка с задержкой психического развития

младшего дошкольного возраста

Пояснительная записка

Данная карта обследования предназначена для обследования детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Карта предусматривает различный уровень сложности заданий в зависимости от возраста ребенка.

В процессе исследования учитель — дефектолог использует различные методы: изучение педагогической документации, наблюдение, беседа, совместная игровая деятельность с ребенком, игровые упражнения.

Для обследования используются предметы (различной величины, формы, цвета), игрушки, дидактические игры, картинки, пазлы, разрезные картинки, речевой материал.

Время обследования ребенка специалистом составляет не более 15-20 минут ежедневно.

Анализ полученных результатов обследования позволяет установить этиологию нарушений, уточнить симптоматику, а также механизмы нарушений психических функций.

Карта обследования позволяет:

 -определив проблемные стороны  в развитии дошкольника, разработать индивидуальный маршрут сопровождения ребенка в дошкольной организации;

-организовать дифференцированную и целенаправленную коррекционно- развивающую работу с каждым конкретным ребенком по его выравниванию, объединив усилия всех специалистов ДОУ;

-наладить более успешное педагогическое сотрудничество с родителями воспитанников.

Фамилия, имя ребенка____________________________________________________________
Дата рождения________________________________________________________________
Домашний адрес______________________________________________________________
__________________________________________________________________
Из какого д/с поступил_________________________________________________________
Дата поступления в группу______________________________________________________
Решение медико–педагогической комиссии от_____________________________________
ПРОТОКОЛ № _____________ ПРИНЯТ на срок___________________________________
                                     

Заключение  медико-педагогической комиссии

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата заполнения карты_____________________________________________________________
Дефектолог___________________________________________________________________
Заведующая спец д/с________________________________________________________________
Решением РМПК от________________________________________________________________

выпускается с_________________________________________________________________
Члены РМПК (фамилии логопедов, место работы)____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
                                                           

                                                                Анамнез
Сведения о родителях__________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

                                                             Речевой анамнез
Первые слова (с какого возраста)_________________________________________________

Первые фразы (с какого возраста) ________________________________________________
Прерывалось ли речевое развитие________________________________________________

ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

  1. ИССЛЕДОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  При наблюдении за игрой отметить:

  1. наличие интереса к игрушкам, игровые предпочтения _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Адекватен ли выбор игрушек (кукла-одежда, машина, кубики, кирпичики) __________________________________________________________________________
  3. Умение воспроизводить в игре ряд последовательных действий (покорми куклу, прокати машинку) _______________________________________________________________
  4.  Наличие волевых усилий (доводит ли игру до конца) ______________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Сопровождает ли игру речью _______________________________________________________________
  6.  Характер игровой деятельности ребенка ( манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры, сюжетно- ролевые игры) _______________________________________________________________

     II. Исследование психических процессов

  1. Особенности внимания (устойчивое, неустойчивое) _________________________
  2. Состояние слухового внимания :

     а)  дифференциация звучащих игрушек _____________________________________________________________

     б) определение направления звучания игрушки _____________________________________________________________

     в)  дифференциация музыкальных инструментов (с 3-х лет) (барабан, дудочка) _______________________________________________________________________

1-е задание- при соотнесении с инструментом выполняет соответствующие действия (звучит барабан- шагать, дудочка- кружиться)________________________

 2-е задание- то же без зрительного соотнесения (инструменты за ширмой)________________________________________________________________

  1. Исследование зрительного восприятия

а) узнавание реальных предметов____________________________________________________

б) узнавание предметов на картинке_______________________________________________________

в) выделение основных деталей предметов (кукла- части тела, лица, рубашка- рукава, карман, пуговицы и т.п. _____________________________________________________________

г) Восприятие величины (не соотносит, соотносит, соотносит и обозначает словом) самый большой, самый маленький _____________________________________________________________

1- е задание- разобрать матрешку и поставить в ряд по величине_____________________________________________________

2- е задание- собрать матрешку_____________________________________________________

д) Восприятие цвета- ( не соотносит, соотносит, соотносит и обозначает словом)____________________________________________________________________________________________________________________

         е) Восприятие формы (с 3 лет) Различение геометрических форм — подобрать картинку к образу

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Исследование зрительно- пространственного  гнозиса и праксиса

а) ориентировка в пространстве (вверху- внизу, впереди-сзади)________________________________________________________

б) складывание разрезных картинок (из 2-3 частей) ____________________________________________________________

в)  кубики «горка» _____________________________________________________________

г) складывание фигур из палочек по образцу (2-4 палочки) (с 3- лет)__________________________________________________________

  1. Особенности памяти (какой игрушки не стало – из 3-х предметов) _______________________________________________________________________
  2. Особенности мышления

а) Наглядно действенное (достать мяч со шкафа, достать кубик из коробочки)_____________________________________________________________

б) способность к обобщению. Выбрать из множества картинку на  заданную тему (игрушки, посуда, одежда)__________________________________________

в) классификация предметов (с 3-х лет)  Положить картинку к соответствующей логической группе. Две группы картинок по темам «Одежда» и «Посуда» ( ребенку даны игрушки- платье, чашка) __________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Развитие  элементарных математических представлений (с 3- х лет)

а) один- много _____________________________________________________________

б) счет от 1 до 3 _____________________________________________________________

в) соотнесение заданного количества с количеством пальцев на руке

(1-3)___________________________________________________________________

г) выделение из множества по образцу , по показу и слову ( 1,2-х, предметов)_____________________________________________________________

д) больше- меньше, одинаково _____________________________________________________________

  1. Состояние ручной моторики ( нормальная моторика, нарушения моторики)

           а) какой руке отдает предпочтение ( правой, левой, одинаково пользуется обеими руками )______________________________________________________________

          б) сформированность навыков самообслуживания__________________________

в) сформированность навыков конструирования, лепки, рисования______________________________________________________________

3-4 года – расстегивание, застегивание пуговиц, умение держать карандаш, рисование горизонтальных и вертикальных  линий; рисование круга, тела человека, складывание крупной мозаики.

III. Состояние эмоционально- личностной сферы ребенка

  1. Коммуникативные особенности ребенка (легко вступает в контакт, инициативен, или пассивен в общении, общение неустойчивое, наблюдается избирательное общение, избирательный негативизм)_______________________________________
  1. Эмоциональный статус (преимущественное состояние эмоций — радостное, тревожное, аффективное и др.) _______________________________________________________
  2. Наличие познавательного интереса к окружающему _____________________________________________________________
  1. Сформированность целенаправленной деятельности___________________________________________________________
  1. Межличностные отношения_______________________________________________

а) со взрослыми____________________________________________________

б) со сверстниками_________________________________________________

в) адаптация в коллективе_________________________________________________

IV. Обследование речи

1)Пассивный словарь

      а) понимание конкретных существительных (показать по словесной инструкции дефектолога- предметы, части предметов части тела ит.п.)______________________________________________________________

       б) понимание обобщающих слов ( с 3-х лет) _______________________________________________________________

(выбрать предметы  или картинки по темам «игрушки», «посуда», «одежда»)

        в) понимание действий __________________________________________________________________

— покажи, где девочка спит, играет, рисует, ест и т.п. (на картинках)

— выполнить поручения по речевой инструкции (дай куклу, покорми куклу, посади куклу)

2) Исследование  лексики и грамматического строя экспрессивной речи

1. Общая характеристика речи (есть речь, или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь).__________________________________________

2. Активный словарь (существительные, глаголы, прилагательные)___________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение дефектолога по результатам обследования__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник