Индивидуальная карта развития ребенка с нарушениями слуха
Статья «Карта динамического развития обучающегося — ребенка с нарушением слуха, с ОВЗ» поможет педагогам, работающим с данной категорией детей, определить динамику общего развития, формирование знаний, социальных компетенций.
Карта динамического развития обучающегося с нарушением слуха с 1 по 4 классы
Карта динамического развития обучающегося по адаптированной образовательной программе начального образования для слабослышащих детей, с ОВЗ.
Данный документ для детей с 1 по 4 классы.
Скачать бесплатно, без регистрации:
Карта динамического развития обучающегося
Карта динамического развития ребенка с ОВЗ — что это и как применяется
Карта динамического развития ребенка с ОВЗ – документ, разрабатываемый образовательной организацией и предназначающийся для отслеживания динамики развития ребенка, анализа результативности применения психолого — педагогических условий обучения и воспитания ребенка с ОВЗ.
Карта развития дает возможность педагогу, специалисту фиксировать результаты коррекционной работы, прослеживать динамику развития как положительную, так и отрицательную. Выявленные изменения в развитии, их анализ позволят выстроить дальнейшую эффективную работу по коррекционному сопровождению обучающегося.
Индивидуальная карта развития применяется:
- Педагогом (учителем, воспитателем): с целью отслеживания результатов обучения и воспитания, социализации, для создания необходимых условий развития и их корректировки.
- Администрацией: для осуществления анализа качества образования, перспективного планирования коррекционной работы.
- Специалистами (психологом, логопедом, дефектологом, социальным педагогом): для получения сведений о результатах динамики развития ребенка, для построения (изменения) коррекционных мероприятий.
Осуществление коррекционного сопровождения учащегося ведется только с согласия его родителей (законных представителей).
Карта индивидуального маршрута развития ребенка
Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка в системе образования: интеллектуального, эмоционального, волевого, деятельностного, нравственно-духовного. Индивидуальный образовательный маршрут определяет программу конкретных действий обучающегося по реализации индивидуального учебного плана и индивидуальной образовательной программы. Обследование (диагностика) проводится для всех воспитанников с целью определения наиболее проблемных качеств, коррекция которых ляжет в основу составления или корректировки индивидуальной программы. Каждый воспитанник обследуется различными специалистами: врачом, психологом, логопедом, дефектологом, педагогом. В «Индивидуальном образовательном маршруте» записываются результаты обследования.
Цель диагностического этапа
Конечной целью диагностического этапа является разработка индивидуальной программы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения воспитанника школы-интерната, в которой указываются актуальные проблемы ребенка, цель, задачи, желаемые результаты развития обучающегося. Составление индивидуальной программы развития (психолого — педагогического и медико — социального сопровождения, адаптационной, профилактической или коррекционно — развивающей) помогает логопеду, педагогу — психологу, социальному педагогу и воспитателю эффективно реализовать программное содержание. Индивидуальная коррекционно — развивающая программа содержит такие задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.
Содержание каждой программы является предметом обсуждения специалистов, учителей и воспитателей. Оно осуществляется под руководством психолога, который, готовясь к консилиуму, составляет предварительный план работы с ребенком. При этом решаются вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда (сурдопедагога), психолога и других специалистов, а какие — на учебных занятиях и занятиях воспитателей группы; как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.
Выявление актуальных проблем ребенка, разработка путей поддержки и коррекции, разработка индивидуальной программы психолого — педагогического и медико — социального сопровождения осуществляется психолого – медико – педагогическом консилиумом.
Программа составляется на один учебный год, фиксируется в «Индивидуальной образовательной карте развития обучающегося» и утверждается на психолого – медико – педагогическом консилиуме.
Индивидуальный образовательный маршрут учащегося 2 класса
Карта учета индивидуального развития обучающегося с ОВЗ
Одним из средств индивидуализации образовательного процесса детей с ОВЗ является индивидуальная карта развития обучающегося. С целью наблюдения за динамикой и выстраивания индивидуальных программ развития ребёнка с ОВЗ предполагается фиксировать результаты обследований в картах индивидуального развития. Индивидуальная карта учета динамики развития ребенка составляется на каждого обучающегося, воспитанника, имеющего заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), или ребенка группы риска. Карта отражает динамику развития в течение каждого учебного года. Ниже, перейдя по ссылкам, Вы можете посмотреть или скачать образец «Заполнение индивидуальных карт развития обучающегося»
Скачать бесплатно, без регистрации:
Индивидуальная образовательная карта развития обучающегося образец заполнения
Чистый бланк для заполнения»Индивидуальная карта психолого — педагогического сопровождения обучающегося»
Примерная схема характеристики учащегося для представления наПМПК
Источник
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
(ИОМ)
— все имена и адреса вымышленные
______Ивановой____________
(фамилия)
_______Алены Дмитриевны________
(имя, отчество воспитанника, обучающегося
на 2014-2015 учебный год
Цель программы: совершенствование слухового восприятия, речевого слуха, коррекция недостатков устной речи, предупреждение нарушений письменной речи,
Специфика нарушений у воспитанника (обучающегося): нейросенсорная тугоухость с нарушением произносительной стороны речи
Специфика образовательной программы для воспитанника (обучающегося): обучение в общеобразовательном классе, обязательные занятия с логопедом (восстановление произносительной стороны речи, совершенствование речевого слуха); психологом (формирование адекватной самооценки, формирование навыков общения)
Общие требования:
Требования к состоянию здоровья воспитанника (обучающегося):
Контроль за степенью снижения слуха, регулярное консультирование врача-отоларинголога, сурдолога, использование в процессе обучения звукоусиливающей аппаратуры
Достижение воспитанником (обучающимся) определенного уровня образованности:
Ребенок выполняет требования, заложенные в программе обучения для общеобразовательной школы, при анализе письменных работ учитываются особенности нарушения слуха, не учитываются нарушения письменной речи, обусловленные снижением остроты слуха.
Требования к уровню сформированности умений социального взаимодействия:
Обеспечение на уроках максимальной активности (речевой и познавательной) ;
Побуждение к самостоятельным высказываниям;
Установление связей между усваиваемым языковым материалом и различными видами деятельности детей, впечатлениями, получаемыми от окружающей жизни;
Организация различных форм учебного сотрудничества ребенка с обучающимися класса, учителем
Требования к уровню сформированности умений саморегуляции воспитанника:
Формирование всех видов самоконтроля за речевой деятельностью с использованием наглядных опор, специальной аппаратуры.
Формирование адекватной самооценки в процессе общеклассной деятельности (использование портфолио достижений), занятий с педагогом-психологом
Организационно-педагогические условия реализации
индивидуальной программы развития:
Образовательные технологии:
Технология личностно-ориентированного обучения и воспитания; технология дифференцированного (в том числе индивидуализированного) обучения и воспитания; технология эффективной речевой деятельности; технология диалогового обучения и воспитания; технологию рефлексивного обучения и воспитания.
Методы и средства:
Словесные методы с использованием специальных технических средств (слухо-речевой тренажер).
Использование диалогической и монологической форм речи.
Наглядные средства и наглядно-практические, наглядно-действенные приемы обучения (составление предложений по демонстрируемым действиям, ситуациям, картинам, выполнение поручений и приказаний и оформление устных и письменных отчетов о них, семантизация лексики, грамматических форм и конструкций с помощью рисунков, инсценировок, драматизации в сочетании со словесными пояснениями и т. п.).
Игровые приемы, инсценировки, чтение по ролям, рисование с последующим обсуждением выполненных рисунков.
Отбор материала, актуального, интересного и доступного для ребенка;
Использование разнообразных форм занятий и видов упражнений.
Процедура первоначального выбора индивидуальной программы развития:
Определение индивидуальной программы развития на основе данных ПМПК, психологического, логопедического обследования, результатов медицинской диагностики
Обоснование изменения содержания индивидуальной программы развития:
Не менялась
Формы аттестации, контроля и учета достижений воспитанника (обучающегося):
Текущий контроль, тематический контроль, обобщающий контроль:
Анализ письменных работ, обследование устной речи учителем-логопедом по итогам отчетного периода, обследование педагогом-психологом.
Карта индивидуального образовательного маршрута
1. Общие сведения о ребенке на момент его зачисления в образовательное учреждение.
Иванова Алена Дмитриевна, 2006 г.р., врожденная нейросенсорная тугоухость,нарушения произносительной стороны речи
2. Краткая характеристика состояния его здоровья и медицинские рекомендации педагогу об учете необходимых данных при организации обучения (подробные сведения о развитии ребенка до поступления в образовательное учреждение и состояния его здоровья должны отражаться в медицинской карте).
Ребенок способен воспринимать звучащую речь на основе слуха и при зрительном контроле с расстояния не более 6 м, нуждается в использовании индивидуальной звукоусиливающей аппаратуры; способен к чтению с губ; при формулировке инструкции необходим зрительный контакт с ребенком.
До момента поступления в школу посещал МБДОУ №…, индивидуально занимался с логопедом, были поставлены звуки [ш, ж, ч, щ, р, р’, л]
3. Результаты психолого-педагогической диагностики.
Сформированы мыслительные операции, слуховое и зрительное внимание сформирмированы, опосредованная логическая память сформирована, работоспособность устойчивая, мотивация эмоциональная, самооценка заниженная
4. Результаты педагогической диагностики (знания, умения, навыки за определенный период обучения).
На основании педагогической диагностики может быть сделан вывод о готовности ребенка к школьному обучению. Сформированы навыки счета в пределах 10, ребенок способен решать простые задачи с использованием предметов -заместителей, владеет математической терминологией, сформирован навык слогового чтения, способен вступать во взаимодействие со сверстниками, действовать по инструкции, владеет навыками самоконтроля
5. Психолого-педагогические рекомендации по организации индивидуального маршрута обучения ребенка (на полугодие предстоящего обучения), включающие в себя:
— необходимые для усвоения содержательные единицы: ребенок нуждается в совершенствовании произносительной стороны речи (устранение назализации, автоматизации звуков [ш, щ’, л], устранении нарушений голосоподачи, в развитии слухового восприятия, фонематического слуха)
— оптимальные для ребенка формы учебной деятельности: обучение в общеобразовательном классе, рабочее место ребенка – первая парта первого ряда, индивидуальные занятия с логопедом 3 раза в неделю для восполнения недостатков в развитии речевого слуха
— особенности взаимодействия и деятельности при дифференцированно-групповом обучении: задания предлагаются ребенку в устной и письменной форме, во время проверочных работ по русскому языку учитель находится рядом с ребенком для установления визуального контакта («чтение с губ»), контроль за постоянным использованием слухового аппарата в урочное время
— дополнительные сведения и примечания.
6. Записи текущих наблюдений за развитием и обучением ребенка.
7. Результаты коррекционно-развивающего обучения по итогам полугодия (года) – промежуточная диагностика.
По итогам первого полугодия: ребенок осваивает образовательную программу, поставлены звуки [л, ш, щ], имеются незначительные сложности при восприятии и различении слов с шипящими звуками, навыки слогового чтения сформированы, отмечаются специфические нарушения письма – замены букв, обозначающих шипящие звуки
По итогам второго полугодия: ребенок осваивает образовательную программу, звукопроизношение без особенностей, нарушенные звуки автоматизированы, ребенок владеет чтением целыми словами, специфические нарушения письма отсутствуют, сохраняется легкий назальный оттенок речи, имеются недостатки словоизменения, сложности восприятия на слух окончаний слов
8. Необходимые изменения в содержании и организации коррекционно-развивающей работы с ребенком (по итогам диагностики и наблюдений).
Ребенок нуждается в продолжении коррекционно-развивающей деятельности: устранение назализации речи, коррекция лексико-грамматической стороны речи с целью предупреждения орфографических ошибок на письме
9. Результаты психолого-педагогической диагностики по итогам обучения в начальной школе (готовность ребенка к обучению в основной школе).
10. Заключение о переводе ребенка в следующий класс.
Ребенок может быть переведен во 2 класс, может продолжить обучение в общеобразовательном классе
11. Заключение врача о состоянии здоровья ребенка по окончании начальной школы и рекомендации учителям основной школы по учету факторов здоровья.
12. Развернутые психолого-педагогические рекомендации по обучению и развитию ребенка на следующем этапе обучения.
Основные направления дальнейшей деятельности:
— обучение в общеобразовательном классе школы;
— индивидуальные логопедические занятия (3 раза в неделю) – восполнение недостатков в развитии лексико-грамматического строя речи
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
в структуре ИОМ на 2014-2015 учебный год
1. Ф.И.О. Иванова Алена Дмитриевна
2. Дата рождения 28.06.2006
3. Социальное положение ребенок воспитывается в полной семье, посещает общеобразовательную школу
4. Некоторые факты анамнеза болезни, жизни, обучения
врожденная нейросенсорная тугоухость 1 степени, ребенок пользуется слуховым аппаратом, воспитывался в обычном детском саду, получал индивидуальную логопедическую помощь
5. Место и время диагностики ПМПК _________________ района,
май 2014
6. Основной и сопутствующий диагнозы по годам:
Нейросенсорная тугоухость 1 степени, нарушение звукопроизносительной стороны речи
Краткая характеристика ребенка за адаптационный период в образовательном учреждении
ребенок усваивает образовательную программу, неохотно вступает во взаимодействие с одноклассниками, имеются сложности адаптации к новому коллективу, редко проявляет инициативу в процессе групповой или фронтальной деятельности, принимает помощь, нуждается в организации деятельности
7. Особенности развития психических процессов
Память слуховая, зрительная, кратковременная и долговременная, внимание слуховое и зрительное, зрительное восприятие в пределах возрастной нормы, мыслительные операции сформированы, мотивация эмоциональная, самооценка заниженная
8. Личностные особенности:
— отношение к окружающим
Не проявляет негативизма по отношению к окружающим, в целом доброжелательна, способна к эмпатии
— особенности общения (со сверстниками, взрослыми, незнакомыми людьми):
испытывает сложности при общении с мало знакомыми людьми, предпочитает играть одна, очень привязана к матери, в коллективной деятельности не проявляет инициативы, редко общается с помощью речи
— уровень сформированности социально-нравственных качеств личности:
характерна гуманистическая эмпатия, владеет своими эмоциями, редко бывает плаксива, не проявляет жестокости, безразличного отношения к сверстникам, готова прийти на помощь
9. Отношение к общетрудовой, учебной деятельности, характер мотивов:
Ответственна при выполнении заданий, стремится к достижению высоких результатов, упряма, доводит дело до конца, привлекают задания с игровым сюжетом, отмечается эмоциональная мотивация
10. Перечень умений и навыков
Сформированных:
ребенок владеет навыками счета, слоговым типом чтения, имеет достаточный уровень представлений об окружающем мире, хорошо ориентируется в пространстве, имеет хорошую координацию движений, словарный запас в пределах возрастной нормы
несформированных:
нарушения произношения звуков, трудности восприятия на слух слов, близких по звучанию, трудности восприятия оппозиционных звуков (шипящих, свистящих), трудности словоизменения, восприятия на слух окончаний слов, ошибки согласования
11. Рекомендуемые виды коррекции, первоочередные задачи, направления и определяющие условия
— в урочное время: ориентировочный период
совершенствование фонематического слуха, 2014-2015 уч.год
звукового анализа и синтеза, формирование
навыков письма и чтения
предупреждение нарушений письма и чтения
— во внеурочное время : ориентировочный период
логопедические занятия, индивидуально 3 раза в
неделю, развитие речевого слуха, совершенствование
навыка чтения по губам, коррекция
звукопроизносительной стороны речи
предупреждение нарушений письменной речи
2014-2015 уч. год
12. Ориентировочный прогноз: коррекция произносительной стороны речи (звукопроизношение, устранение нарушений голоса, развития слухового восприятия, предупреждение нарушений в развитии письменной речи)
13. Дата проведения контрольно-консультативного консилиума: ______________
Председатель ПМПконсилиума:_________________
Члены ПМПконсилиума_____________
Учитель класса:____________________
Воспитатель:______________________
Приложение:
Содержание коррекционно-развивающей деятельности
— индивидуальные занятия с учителем-логопедом школы (совершенствование произносительной стороны речи, развитие слухового восприятия, совершенствование речевого слуха)
Формирование речевого дыхания
5-6 занятий
1. Учить вдыхать через нос
2. Учить выдыхать через рот
3. Учить сознательно регулировать длину выдоха
4. Формировать умение говорить на выдохе.
1. Тренировать дыхательные мышцы
2. Формировать алгоритм речевого дыхания (вдох – задержка – выдох)
3. Развивать произвольное управление процессом дыхания
1. Способы дыхания
2. Выработка диафрагмального дыхания, способы самоконтроля:
— упражнения для формирования глубокого вдоха через нос
— выработка умения задерживать дыхание перед выдохом
— парциальный вдох
— двупарциальный вдох
— длительный выдох через рот
— двупарциальный выдох через рот
— трехпарциальный выдох через рот
— длительная пауза
— дыхательный алгоритм
— формирование выдоха со звуком
— упражнения для удлинения выдоха
Артикуляционные упражнения
3-4 занятия
1. Развивать подвижность речевого аппарата
2. Формировать правильный артикуляционный уклад звуков, имеющих неправильное звучание
1. Воспитывать произвольность поведения, волевых усилий
2. Развивать ощущения, идущие от органов речи
3. Формировать умение сознательно управлять органами артикуляции
1. Упражнения для мышц языка, губ, щек, нижней челюсти
2. Упражнения для мышц небной занавески
3. Упражнения для мимических мышц
Постановка и автоматизация звуков
[ч’,ш, щ’, л, о, у]
1.Добиваться правильного звучания изолированного звука
2.Формирование правильного динамического стереотипа, затормаживание ранее неправильно сформированного
1.Развитие мыслительных процессов, внимания, памяти
2.Формирование уверенности и самоконтроля.
1.Показ правильного артикуляционного уклада
2.Формирование правильного артикуляционного уклада
(по подражанию,
механическим путем, комбинированно)
Развитие фонематических процессов
22-24 занятия
1. Формировать фонематический анализ и синтез.
2. Развивать фонематические представления
3. Развивать мыслительную операцию: сравнение – улавливать разницу между правильным и искаженным произношением звуков
1. Подготовить речеслуховой анализатор к правильному восприятию звуков
2. Развивать слуховое внимание, сосредоточение, память
Дифференциация звуков
— неречевых
— дифференциация различных звуков:
— дифференциация сходных звуков по силе
— дифференциация звуков по высоте
— дифференциация скорости звуков
— речевых звуков
— дифференциация хорошо видимых звуков
— дифференциация плохо видимых и невидимых звуков (ж, ш, ч, щ, л, р, с, з, ц, т, д, н, н, й, к, г, х)
— дифференциация твердых и мягких звуков
— дифференциация звукосочетаний по силе
— дифференциация звуков по высоте
— дифференциация звуков по скорости
4.Развитие просодической стороны речи
10 занятий
1. Развивать выразительность речи
2. Учить передавать в речи:
— вопрос
— удивление
— восклицание
— эмоционально нейтральное высказывание
3. Учить изменять силу, высоту, громкость голоса.
1. Развивать слуховое восприятие
2. Развивать слуховое внимание
3. Развивать ощущения, идущие от органов речи
Работа по формированию голоса
— произношение гласных, согласных звуков
— произношение слогов
— произношение слов
— произношение предложений
— произношение текстов
5. Развитие лексико-грамматической стороны речи
10 занятий
1.Формировать представления о морф. составе слова на
практическом матер.
2.Упражнять в морф.
анализе и синтезе
слов.
3.Учить видеть рядность морфемных единиц в слове..
1.Совершенствовать
процессы анализа и
синтеза.
2.Развивать мыслительную активность и наблюдательность в работе со словом.
3.Упражнять кратковременную память, межанализаторные связи (состав слова, его знаковая модель) на основе графического, цветного изобр., проговаривания.
1.Найти родственные слова в предложениях.
2.Сравнить их значения , выделить приставку.
3.Записать эти слова в тетрадь, выделяя приставку цветной ручкой.
4.Образовать приставочные. глаголы, выделяя приставку красным цветом.
5.Придумать свои пары слов с приставочными
глаголами, сравнить значения слов.
6.Образовать слова с помощью суффиксов.
7. Записать каждую из диктуемых пословиц с
новой строки, определить. повторяющееся в них слово, выделить изменяющуюся часть.
8. Исправить ошибки в предложениях.
6 занятий
1.Предупреждать ошибочные словосочетания в речи уч-ся.
2.Усваивать сочетаемость слов, осознанно строить предложения.
3.Дифференцировать понятия «предложение» и «словосочетание».
4.Закрепить категории числа и рода.
1.Продолжать работу по формированию алгоритма уч. деятельности (целеполагания, работа в заданном темпе, удержание учебной задачи, самооценка)
2.Устанавливать логические связи.
3.Совершенствовать устойчивость внимания, способность к переключению.
1. Классификация окружающих предметов по родовому признаку
2.Подбор сущ-х к карт., обозначающей род
принадлежность.
3.Работа с карт: списать текст, вставив вместо точек местоимения он, она, оно (указать род).
4.Выписать из текста глагольные словосочетания ср., ж., м. рода
— индивидуальные занятия с педагогом-психологом школы (цикл занятий «Учусь общаться», коррекция самооценки, формирование положительной познавательной мотивации к обучению)
— педагогический (реализуется учителем начальных классов; применение индивидуального подхода к ребенку во время уроков, соблюдение организационно-педагогических, гигиенических условий для организации деятельности тугоухого ребенка)
Способы реализации маршрута
Специалист, Ф.И.О.
(все имена вымышленные)
1
Обучение в общеобразовательном классе, организация индивидуального подхода при выполнении заданий (сопровождение устного объясения зрительными опорами, индивидуальный поход при выполнении проверочных работ, соблюдений требований к организации рабочего места (1 парта, пере учителем), контроль за использованием ребенком специальной звукоусиливающей аппаратуры на уроке
В течение года
Учитель: Петрова О.В.
2
Коррекция эмоционально-волевой сферы, повышение самооценки, развитие навыков общения в среде взрослых и сверстников
Еженедельно 1 раз
Психолог: Сидорова Е.В.
3
Коррекция речевых нарушений (звукопроизносительной стороны, лексико-грамматического строя, речевого слуха)
Еженедельно 3 раза
Логопед: Кузнецова Е.А.
4
Выполнение рекомендаций специалистов и педагогов
Постоянно
Родители Иванова Ю.В., Иванов Д.Ю.
Источник