Индивидуальная карта развития ребенка имеющего отклонения в развитии

Развитии
ДОУ / школа №____ ______________округа / р-на
_______________возрастная группа (_____класс )
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Возраст ( лет, мес.) | Отмечаемое нару- шение развития |
Вторичные отклонения в развитии | Сопутствующие отклонения в развитии | Состояние здоровья ребенка | Группа здоровья |
Уровень физичес- кого развития | Cостоит на учете ________________ где | у кого | Помощь, оказываемаяребенку______________ лечебная | педагогическая |
IV. 3 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА сведений о ребенке,
Имеющем отклонения в развитии
Фамилия, имя ребенка__________________________
Возраст ( лет, мес. )__________Группа/ класс________
ДОУ №_______/ школа №_________ Поступил в ДОУ
/ школу/_______________________________________
Отмечаемое нарушение развития (нозологическая
форма)________________________________________ ___________________________________________________
Сопутствующие отклонения:
в физическом развитии__________________________ ___________________________________________________
в состоянии здоровья____________________________ ___________________________________________________
Ребенок состоит на учете ( у / в )__________________
(врача специального ____________________________________________________
профиля, в каком медицинском учреждении)
Форма организации учебной деятельности ребенка
(обычная, обучение в щадящем режиме, индивидуальное обучение на дому)___________________________________________________
___________________________________________________________
Степень участия ребенка в учебных (и внеучебных коллективных) занятиях________________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________
Рабочее место ребенка в классе / на учебных занятиях в ДОУ/___________________________________________________ ________________________________________________________
Его соответствие индивидуальным особенностям ребенка
( соответствует, не соответствует – указать почему)___________
_______________________________________________________
Помощь, оказываемая ребенку в усвоении учебной
(общеобразовательной) программы________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________
Организация дополнительных занятий (проводятся /
не проводятся )__________________________________________
кол-во в неделю, продолжительность (в мин.) _______________________________________________________
Их назначение (основные цели )____________________ _____________________________________________________
Организация занятий с ребенком дома______________ _____________________________________________________
Их основное содержание__________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________
Содержание и особенности индивидуального подхода
к ребенку :
на учебных занятиях______________________________ ______________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________
вне учебных занятий____________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________
Общие выводы :__________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________
Педагогические рекомендации______________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________
IV. 4 КАРТОЧКА УЧЕТА физического развития
Ребенка_________________ ____лет____мес.
( фамилия, имя )
посещающего___________группу / класс
ДОУ / школы №____ __________округа /р-на
________________________________________
I. Антропометрические показатели
Длина тела /см/_______ ________________
Масса тела /кг/_______ ________________
ОГК /во время паузы/_______ ___________
Среднегодовые показатели увеличения:
длины__________ и массы тела_____________
Показатели увеличения длины_______ и массы
тела__________ за последний год
II. Состояние опорно-двигательного аппарата
(О Д А): соответствует возрастной норме;
отмечаются отклонения в развитии ОДА ;
Источник
Заполнение карты индивидуального развития ребенка позволяет воспитателю следить за интеллектуальным и эмоциональным развитием своих воспитанников. Не все малыши любят ходить в детский сад. Среди инноваций, которые были в последние годы внедрены в отечественное воспитание, интерес представляет ФГОС ДО.
Специфика нового подхода
Этот стандарт дает воспитателю возможность по-новому подходить к своей профессиональной деятельности в ДОУ. Помогает ему в этом и специальная карта индивидуального развития ребенка. Дошкольника воспитатель совместно с психологом, логопедом, иными специалистами изучает на протяжении всего периода его нахождения в детском саду. Их интересует особенности развития, достижения, индивидуальные особенности малыша. Такая карта позволяет отмечать динамику, своевременно вносить корректировки в индивидуальную развивающую траекторию, созданную для каждого малыша его наставником.
Ориентация образовательного процесса на среднестатистического ребенка, здоровье которого не отклоняется от возрастных особенностей, не позволяет малышам, имеющим отклонения в развитии, полноценно ощущать себя в окружающем обществе, демонтировать свои творческие и интеллектуальные способности и возможности.
Основная задача
Карта индивидуального развития ребенка с ОВЗ позволяет решать такие проблемы, обеспечивает личностное-ориентированный подход к дошкольному образованию.
Педагог фиксирует малейшие положительные изменения в речи малыша, его движениях, взаимоотношениях со сверстниками, помогает ему решать появляющиеся вопросы.
Индивидуальная карта развития ребенка в ДОУ помогает воспитателю своевременно выявлять отклонения в развитии малышей, подбирать эффективные методики для решения вопросов.
Основная задача, которую ставит ФГОС перед воспитателем, — создание приемлемой обстановки для полной реализации каждого ребенка.
Индивидуальная карта развития ребенка по ФГОС способствует созданию педагогом оптимальных условий для формирования и социализации, эмоционального, общефизического, интеллектуального и творческого развития личности.
Психологические аспекты
В возрасте от 3 до 7 лет наблюдаются масштабные психические изменения личности ребенка, которые влияют на последующую социализацию. Осуществляется процесс развития непрерывно, поэтому для малыша дошкольного возраста важно участие в его жизни не только воспитателя, но и семьи.
В настоящее время во всех ДОУ ведется индивидуальная карта развития ребенка. Она позволяет родителям вносить некие изменения в деятельность воспитателя, а также дополнительно заниматься с малышом по тем вопросам, которые ему даются сложнее всего на занятиях в ДОУ.
Теоретические аспекты
Индивидуальная карта развития ребенка в детском саду — это тот документ, который содержит основную информацию о достижениях малыша, его успеваемости. Если у малыша есть психические отклонения, педагог обязательно отмечает их.
Существуют определенные правила, согласно которым она ведется. К примеру, в разделе «Физические изменения» информацию указывает инструктор по физической культуре, ведущий непосредственные занятия с малышами. Воспитатель ведет «маршрут» (ИОМ).
Структура
Индивидуальная карта развития ребенка является тем документом, где присутствуют следующие разделы:
общая информация;
психические и физические изменения;
интеллектуальные достижения;
успеваемость;
творческие способности;
индивидуальный образовательный маршрут;
готовность к школьной жизни.
Общие сведения
Индивидуальная карта развития ребенка предполагает указание данных о самом воспитаннике, его семье. Отмечается наименование образовательной организации, сроки обучения, группа, воспитатель, дополнительные занятия, посещаемые ребенком. Также в данном разделе отмечают интересы, увлечения, основные достижения малыша.
Ежегодно в этом разделе отмечают вес и рост ребенка, группу здоровья, присутствие (отсутствие) хронических и острых заболеваний. Когда малыш только поступает в ДОУ, индивидуальная карта развития ребенка в детском саду заполняется на него частично. Например, отмечается уровень адаптации к дошкольному учреждению. Если проводятся спортивные соревнования (прыжки, выносливость, бег, метание), инструктор учитывает не только скорость передвижения малыша, но и его поведение во время испытаний. К примеру, при сдаче бега на 30 метров указывается не только время забега, но и изменение дыхания, координация движений, концентрация внимания.
Диагностируемые параметры
К ним относятся психические процессы: память, внимательность, речь, мышление. Также отмечаются личностные качества: темперамент, самооценка. Индивидуальная карта развития ребенка, образец которой представлен в статье, включает вопросы, касающиеся лидерских качеств.
Среди достижений, характерных для воспитанников детских дошкольных учреждений, отмечают творческие способности. Помимо основных разделов воспитатель может включать и подразделы, позволяющие составлять подробную характеристику ребенка.
Пример составленной карты
Как должна выглядеть карта индивидуального развития ребенка? Образец заполнения предлагается ниже.
Петров Сережа, 5 лет. ДОУ «…», город …
Речевые навыки: имеет достаточный словарный запас, владеет связной разговорной речью, составляет рассказ по услышанной сказке.
Познавательные навыки: характерна любознательность, интерес к защите окружающей среды, логическое мышление.
Коммуникативные навыки: хорошие отношения со сверстниками, взрослыми людьми.
Творческие навыки: отлично владеет ножницами, аккуратно выполняет задания по ИСО, аппликациям.
Физическая активность: подвижность соответствует возрастным особенностям.
Карта индивидуального развития ребенка, образец заполнения которой предлагается выше, должна быть подписана воспитателем и иными специалистами. Обязательно проставляется дата заполнения разделов.
Образовательный маршрут
В карте учета индивидуальных особенностей дошкольника должен присутствовать подробный образовательный маршрут, а также рекомендации для последующего обучения и воспитания. Чтобы ИОМ получился грамотным, важно выделять конкретные промежутки времени, на протяжении которых он будет заполняться педагогом. К примеру, впервые такую карту педагог заполняет на малыша 3-4 лет, который первый раз пришел в ДОУ. Через определенный временной промежуток (1-2 месяца) воспитатель отмечает первые достижения малыша, выделяет его положительные и отрицательные качества. К примеру, дошкольник не любит делать аппликации (негативные параметры), легко составляет рассказ по услышанной сказке (положительные черты).
Чтобы карта индивидуального развития реализовывалась, давала желаемые результаты, важно отмечать на ней (2-3 раза в неделю) психологический, интеллектуальный, физический рост дошкольника. Также в карте отмечаются рекомендации для родителей, соблюдение которых способствует положительной динамике саморазвития ребенка.
Для фиксации изменений в коммуникативных навыках педагог ежедневно задает ребенку определенные вопросы: «Расскажи, как это называют», «Поясни, что за звуки ты услышал». В рамках работы с родителями своих воспитанников педагог предлагает варианты для закрепления пройденного материала в домашних условиях.
Значимость индивидуальных карт
Благодаря информации, указываемой в картах, возможно своевременное выявление и корректировка психического и эмоционального состояния малыша. Они позволяют воспитателям оказывать своевременно поддержку и помощь детям, прогнозировать психические заболевания, подбирать методики для адаптации дошкольников к урокам в начальной школе.
Лист динамики индивидуального роста малыша
Проявляется ИПС в следующих моментах:
форма, в которой малыш использует информацию (символы, образы, слова);
путь обработки сведений (ассоциативные связи, интуиция, логика);
скорость переработки;
условия и продолжительность качественной познавательной деятельности;
вариант и результативность управления познавательным процессом;
распределение репродуктивных и продуктивных вариантов познавательной деятельности;
способы и условия устранения неудач, достижения успеха;
факторы, которые влияют на мотивацию дошкольника
Индивидуализация ведется по трем направлениям:
учебная работа;
формы занятий;
время взаимодействия
Она необходима на протяжении всего занятия. Воспитатель подбирает оптимальные способы выявления творческих способностей каждого ребенка, вооружившись инновационными методиками воспитания и обучения.
Как может выглядеть карта выпускника детского сада?
Пример ниже.
Фамилия, имя.
Тип нервной системы: стабильный. Преобладает левое полушарие головного мозга.
Скорость деятельности: в начале дня энергичен, к концу дня темп работы снижается. Работоспособность ярче всего проявляется в первой половине суток (до обеда).
Основная репрезентативная система: кинестетическая, аудиальная. Отмечается средняя мотивация к процессу приобретения новых знаний, умений, навыков.
Способности: ярче всего проявляются математические способности. Способен выявлять связи между отдельными элементами, выстраивать логическую цепочку, находить правильный алгоритм решения конкретной задачи.
Коммуникативные навыки: не обладает лидерскими качествами, испытывает проблемы в общении со сверстниками.
Основные рекомендации: равномерное распределение учебных и физических нагрузок в течение дня для снижения тревожности, нервозности ребенка. Поддержка родителей, проведение свободного времени в кругу семьи, стимулирование любой инициативы, проявляемой малышом.
Составленная характеристика с указанием конкретных проблем данного малыша — это возможность избежать проблем при его поступлении в начальную школу. Именно поэтому в рамках новых ФГОС ведется тесное взаимодействие между воспитателями, детскими психологами, учителями начальных классов.
Подведем итоги
При составлении индивидуальной карты развития на ребенка его наставник пользуется определенной схемой:
- Детский психолог осуществляет предварительную диагностику познавательных и личностных качеств ребенка, поступающего в дошкольное образовательное учреждение, проводит встречи и беседы с малышами, их родителями, воспитателем. На базе полученной информации им составляется первичная карта по форме, утвержденной в ДОУ.
- Воспитатель совместно с детским психологом разрабатывают развивающий маршрут для дошкольника, доводят его до родителей (законных представителей).
- Если в процессе реализации ИОМ появляются трудности, воспитатель своевременно вносит изменения в индивидуальную карту дошкольника, меняет методы и приемы развития и воспитания.
Новые образовательные стандарты, введенные в систему дошкольного образования, способствовали индивидуализации развития каждого малыша, проведению ранней диагностики одаренности.
Источник