Индивидуальная динамика и перспективы развития каждого ребенка

Надежда Лебедева
Динамика достижений в образовательных областях

Мониторинг был проведён, опираясь на «Программу воспитания и обучения» под ред. М. А. Васильевой, B.В. Гербовой, Т. С. Комаровой, (средняя, старшая группы, и основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (подготовительная группа)

Мониторинг, то есть система оценки качества воспитательно – образовательного процесса позволяет отследить динамику развития каждого ребенка, оценить успешность усвоения принятой программы, определить направления работы педагогического коллектива детского сада. Поэтому проводится диагностика в начале и в конце учебного года по всем разделам программы. По каждому разделу определены критерии оценивания. Усвоение программного материала определяется трехбалльной системой оценивания.

Составляется сводная таблица (количественный и качественный анализ выполнения программных требований). Определяется средний балл по каждому разделу:

СРЕДНИЙ БАЛЛ = _А__

В + С

А – сумма итоговых баллов каждого ребенка

В – число детей

С – число критериев раздела

Критерии:

1,0- 1,5 – низкий уровень

1,6- 2,4 – средний уровень

2,5- 3 – высокий уровень

Анализ результатов мониторинга освоения детьми разделов программы по направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому показал достаточно хорошие результаты в освоении детьми образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Образовательная область «Здоровье» и «Безопасность»:

Комплексная диагностика формирования у детей начальных представлений о здоровом образе жизни и правилах безопасного поведения показала, что ребята проявляют интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения; получают удовольствие в ходе выполнения простейших умений и навыков гигиенической и двигательной культуры. Наблюдается положительный настрой на выполнение элементарных процессов самообслуживания; проявляется интерес к самопознанию.

Ребята старшего возраста научились переносить здоровьесберегающие знания в жизненную повседневную практику, например в сюжетно-ролевую игру или проблемную жизненную ситуацию; усвоили правила безопасного поведения в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.

В подготовительной к школе группе дети имеют полные, точные представления об источниках опасности и мерах предосторожности, понимают и аргументируют значимость их соблюдения.

Образовательная область «Физическая культура»:

Анализ результатов диагностики развития физических качеств и освоения основных движений у воспитанников показал положительную динамику.

Увеличились результаты по прыжкам в длину с места, по броскам набивного мяча, при метании мешочка вдаль, а так же возросли показатели челночного бега, координационных способностей и гибкости. В целом, в процессе систематической физкультурно-оздоровительной работы, дошкольники успешно овладели всеми основными движениями в соответствии с возрастными особенностями каждой группы.

Положительной динамике образовательной области «Физическая культура» способствовало:

— наличие квалифицированного, творческого воспитателя по физической культуре;

— систематическое проведение организованных форм работы: занятий, кружка с ЧБД, индивидуальной работы, спортивных досугов и развлечений.

Дети очень полюбили заниматься физкультурой, играть в различные спортивные игры, могут сами организовывать подвижные игры.

Образовательная область «Социализация»:

Работа по освоению образовательной области проводилась на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности в интересной игровой форме. Организация воспитателем жизненных и игровых ситуаций, обеспечивали детям освоение опыта поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым. Это организация сюжетно-ролевых игр, связанных с отражением семейных отношений, элементарного профессионального взаимодействия взрослых, режиссерские игры, в ходе которых дети осваивали способы ролевого поведения: называли свою роль и общались к сверстникам по именам игровых персонажей.

Динамике в образовательной области «Социализация» способствовало: — проведение кружка «Ручеек» экологической направленности, где дети вместе проводили опыты, наблюдали за природными объектами, находили те или иные ответы на вопросы, учились договариваться, согласовывать свои желания и интересы с партнёром;

— систематическая работа в группе: занятия, беседы, игры по формированию доброжелательных взаимоотношений;

— Коррекционная работа психолога;

— Психотренинг;

— Экскурсии по знакомству с достопримечательностями посёлка, чтение литературы, беседы.

Образовательная область «Труд»:

Во всех возрастных группах прослеживается положительная динамика в освоении детьми образовательной области «Труд». Наблюдается осознанное бережное отношение к предметному миру. Ярко выражен интерес к познанию трудовой деятельности взрослых. Повседневное поведение ребят говорит об их трудолюбии, бережливости и добросовестности.

Образовательная область «Познание»:

Анализ работы по образовательной области «Познание» показал:

На сентябрь 2009 года дети показали низкий результат знаний по ознакомлению с окружающим. Особенно слабые знания о родной стране, космосе, профессиях.

Недостаточно высокий уровень развития конструктивных способностей детей. Это в первую очередь связанно с материально – технической базой детского сада (недостаточным количеством конструкторов). Следует запланировать пополнение методического материала наборами конструкторов.

В результате проведённой работы: наблюдения, занятия, беседы, чтение, экскурсии и т. д., на май 2012 года результаты значительно изменились.

Значительный скачок произошёл в овладении детьми математическими понятиями и представлениями. Дети хорошо разбираются в составе числа, решают задачи, примеры, любят играть в игры-головоломки, отгадывают ребусы, т. д. Немного отстаёт ориентировка во времени: путаются в последовательности названий месяцев года.

У ребят всех возрастных групп повысилась исследовательская активность. Показатели экологической воспитанности: экологические знания, познавательная деятельность, практическая деятельность (уход за растениями, отношение к знакомым объектам ближайшего окружения к концу года стали выше.

Образовательная область «Коммуникация»:

Во всех возрастных группах прослеживается положительная динамика. К концу года во всех группа количество ребят с высоким и средним уровнем развития коммуникативных способностей стало больше. Дети свободно владеют основными коммуникативными умениями, используют их адекватно ситуации, умеют пользоваться формами речевого этикета: умеют вступать в разговор со знакомыми и незнакомыми людьми, поддерживать и завершать общение (слышать и слушать, переспрашивать, возражать, оценивать и т. д.)

Но необходимо ещё обращать внимание на развитие связной речи, лексико-грамматических средств языка, интонационную выразительность речи. Уровень качества развития повысился благодаря проведению систематических как фронтальных, так и индивидуальных занятий, коррекционной работе с детьми учителя-логопеда, проведения бесед, игр, упражнений, экскурсий.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»:

Так же во всех группах прослеживается положительная динамика.

Дети среднего возраста к концу года улучшили свои познавательные умения: научились сосредоточенно слушать чтение и рассказывание взрослого, не отвлекаться, выслушивать произведение до конца; речевые умения: с удовольствием запоминают и воспроизводят стихи, активно участвуют в играх по литературным сюжетам, в хороводах, инсценировках.

Дети старшего возраста самостоятельно называют 5 любимых сказок. Проявляют активный интерес к слушанию, рассказыванию, охотно пересказывают сказки, сохраняя сюжет.

Образовательная область «Художественное творчество»:

В образовательной области «Художественное творчество» у детей тоже наблюдается динамика. Дети полюбили рисовать, заниматься аппликацией, особенно по нетрадиционным технологиям, стало больше работ сюжетных, с проявлением детского творчества, улучшилась моторика детей, изобразительные навыки и умения. Я считаю, что необходимо больше уделять внимания знакомству с творчеством художников и народно – прикладного искусства.

Образовательная область «Музыка»:

За прошедший учебный год наблюдается значительная динамика в развитии музыкальных способностей детей.

Увеличился процент детей, которые стали лучше понимать и воспринимать музыку. Дети стали лучше двигаться под музыку, научились чувствовать музыкальные фразы, их окончания, слышать и чувствовать ритм, ритмические рисунки, передавая их в движении и игре на музыкальных инструментах. Овладели певческими навыками, научились петь песни в разных жанрах и характерах: народные, патриотические, протяжные, вальсовые, эстрадные и др.

На основе анализа воспитательно — образовательной деятельности по музыкальному воспитанию, можно сделать вывод, что на положительную динамику развития у детей музыкальных способностей оказало:

— своевременное, регулярное планирование работы музыкального руководителя;

— систематическое проведение музыкальных развлечений и досугов.

В итоге, исследуя в течение трёх лет показатели результативности проделанной работы, на основании проведённых диагностик уровня развития детей, выявлена стабильно положительная динамика уровня усвоения программного материала в соответствии с возрастными особенностями каждой группы.

Результаты диагностирования детей подтвердили эффективность проделанной работы, а так же то, что программы, используемые в детском саду, способствуют всестороннему развитию личности ребенка

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного  вида «Сайзанак» с.Хайыраканский                                                муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва»

Результаты и динамика освоения образовательной программы воспитанниками в межаттестационный период (за 3 года)

        воспитателя        

Шарап Долааны Кир-ооловны

2017г

Результаты и динамика освоения образовательной программы воспитанниками в межаттестационный период (за 3 года)

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

  • Коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и  поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
  • Игровой деятельности;
  • Познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности;
  • Проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
  • Художественной деятельности;
  • Физического развития.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

  1. индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  2. оптимизации работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности с детьми создавались диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

Объектом мониторинга являются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка.

Предметом мониторингового исследования являются  навыки  и умения  ребенка.

Мониторинг детского развития за 2013-2014 уч.год. (1-я мл. группа «Хадынчыгаш» -конец года)

Анализ мониторинга детского развития показали, что у детей группы на высоком и среднем уровне развиты интегративные качества (результаты представлены в таблице)

                      (сравнительные)

Интегративные качества

высокий

средний

низкий

1

Физическое развитие

14

57

29

2

Любознательность, активность

12

53

35

3

Эмоциональность, отзывчивость

11

50

39

4

Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми

12

48

40

5

Способность решать своим поведением и планировать действия

13

45

42

6

Способность решать интеллектуальные и личностные задачи

12

44

40

7

Представления о себе, о семье, обществе, государстве

14

48

38

8

Овладение предпосылками учебной деятельности

13

46

41

9

Итоговый результат

13

49

38

Средний показатель – 13% (конец года)

Мониторинг детского развития за 2014 -2015 уч.год. (2-я мл. группа «Хадынчыгаш» -конец года)

Анализ мониторинга детского развития показали, что у детей группы на высоком и среднем уровне развиты интегративные качества (результаты представлены в таблице)

Интегративные качества

высокий

средний

низкий

1

Физическое развитие

18

58

24

2

Любознательность, активность

16

53

31

3

Эмоциональность, отзывчивость

16

56

28

4

Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми

18

58

24

5

Способность решать своим поведением и планировать действия

16

51

33

6

Способность решать интеллектуальные и личностные задачи

15

46

32

7

Представления о себе, о семье, обществе, государстве

16

50

34

8

Овладение предпосылками учебной деятельности

17

49

33

9

Итоговый результат

17

53

30

Средний показатель – 17% (конец года)

Мониторинг детского развития за 2015 -2016 уч.год. (средняя группа «Хадынчыгаш» -конец года) 

Анализ мониторинга детского развития показали, что у детей группы на высоком и среднем уровне развиты интегративные качества (результаты представлены в таблице)

Интегративные качества

высокий

средний

низкий

1

Физическое развитие

27

56

17

2

Любознательность, активность

25

56

19

3

Эмоциональность, отзывчивость

23

59

18

4

Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми

24

57

19

5

Способность решать своим поведением и планировать действия

23

58

19

6

Способность решать интеллектуальные и личностные задачи

21

59

19

7

Представления о себе, о семье, обществе, государстве

24

60

16

8

Овладение предпосылками учебной деятельности

23

59

15

9

Итоговый результат

24

58

18

Средний показатель – 24% (конец года)

Сводная таблица мониторинга детского развития за 3 года

2013-2014 учебный год

2014-2015 учебный год

2015-2016 учебный год

Высокий уровень (%)

Средний уровень (%)

Низкий уровень

(%)

Высокий уровень (%)

Средний уровень

(%)

Низкий уровень

(%)

Высокий уровень (%)

Средний уровень (%)

Низкий уровень

(%)

13

49

38

17

53

30

24

58

18

Общий показатель уровня освоения детского развития

62

70

82

Мониторинг образовательного процесса за 2013-2014 уч.год. (1-я мл. группа)

Анализ мониторинга образовательного процесса показали, что у детей группы на высоком и среднем уровне развиты необходимые навыки и умения по областям (результаты представлены в таблице).

№№

Образовательные области

высокий

средний

низкий

11

Здоровье

13        

52

35

22

Социализация

14

56

30

33

Труд

10

48

42

44

Безопасность

9

51

40

55

Познание

13

45

42

66

Коммуникация

10

48

42

77

Чтение художественной

литературы

14

46

40

88

Художественное творчество

12

53

35

99

Итоговый результат:

12

50

38

Средний показатель – 12% (конец года)

    

Мониторинг образовательного процесса за 2014-2015 уч.год. (2-я мл. группа) 

Анализ мониторинга образовательного процесса показали, что у детей группы на высоком и среднем уровне развиты необходимые навыки и умения по областям (результаты представлены в таблице).

Образовательные области

высокий

средний

низкий

1

Речевое развитие

21

54

25

2

Познавательное развитие

20

53

27

3

Художественно-эстетическое развитие

20

54

26

4

Физическое развитие

22

56

22

5

Социально-коммуникативное развитие

21

55

24

6

Итого:

21

54

25

Средний показатель – 21% (конец года)

Мониторинг образовательного процесса за 2015-2016 уч.год. (средняя группа)

Анализ мониторинга образовательного процесса показали, что у детей группы на высоком и среднем уровне развиты необходимые навыки и умения по областям (результаты представлены в таблице).

Образовательные области

высокий

средний

низкий

1

Речевое развитие

26

54

20

2

Познавательное развитие

28

50

22

3

Художественно-эстетическое развитие

25

54

21

4

Физическое развитие

29

47

24

5

Социально-коммуникативное развитие

30

57

13

6

Итого:

28

52

20

Средний показатель – 28%

Сводная таблица мониторинга образовательного процесса за 3 года

2013-2014 учебный год

2014-2015 учебный год

2015-2016 учебный год

Высокий уровень (%)

Средний уровень (%)

Низкий уровень

(%)

Высокий уровень (%)

Средний уровень

(%)

Низкий уровень

(%)

Высокий уровень (%)

Средний уровень (%)

Низкий уровень

(%)

12

50

38

21

54

25

28

52

20

Общий показатель уровня освоения образовательного процесса

62

75

80

Из приведенных  данных видно, что показатели знаний, умений и навыков детей в 2015-2016 учебном году повысилась на 18%, чем в 2013-2014 учебном году. Увеличилось количество детей с высоким уровнем знаний, умений и навыков, уменьшилось количество детей с низким уровнем знаний, умений и навыков.

В результате анализа полученных  данных промежуточного мониторинга формирования интегративных качеств у воспитанников за три года, можно сделать вывод о положительной динамике развития при освоении программы дошкольного образовательного учреждения на уровне (71,3%), и прослеживается снижение низких показателей сформированности  интегративных качеств воспитанников.

В результате анализа полученных данных промежуточного мониторинга  формирования образовательного процесса по образовательным  областям у воспитанников, можно сделать вывод о положительной динамике развития при освоении программы дошкольного образовательного учреждения на уровне (72,3%), и прослеживается снижение низких показателей сформированности  образовательного процесса по областям воспитанников.

Программа по разделу «Физическое развитие» усвоена детьми  группы  73 %. По итогам контрольных срезов  100% детей показали положительный результат усвоения программного материала по данному разделу (21,3%  детей показали высокий уровень усвоения программного материала, 52% — средний уровень, 27% -низкий уровень).

Анализируя результаты усвоения программного материала воспитанников по формированию КГН, было выявлено, что дети умеют быстро одеваться, устраняют непорядок в одежде с помощью взрослых. Однако у детей недостаточно сформированы начальные представления о значении утренней гимнастике, о соблюдении режима дня. Есть дети, которым необходимо, уделить внимание по закреплению навыков опрятности, формированию навыков личной гигиены, представлений о здоровом образе жизни.

Выводы: необходимо уделять внимание навыкам культурной еды, закрепить навыки культурного поведения за столом (не класть локти на стол, бесшумно пить и кушать, пережевывать пищу с закрытым ртом, правильно пользоваться столовыми приборами).

Программа по разделу «Социально-коммуникативное развитие» усвоена детьми данной группы  75,2%.

20,6% — детей показали высокий уровень усвоения программного материала.

Средний уровень имеют 54,5%, это дети, которые умеют оформлять игру, используя разнообразные материалы (атрибуты, подручный материал). Часто являются организаторами игры, способны принять игровую проблемную ситуацию, изменить собственное ролевое поведение проявляют уважительное отношение к сверстникам и взрослым. Активно участвуют в игре, но не соблюдают правила. Частично видят свои ошибки и исправляют их с помощью взрослого.

24% — низкий уровень имеют воспитанники, которые в дидактических играх не могут оценить свои возможности, не умеют оформлять свою игру, не всегда соблюдают правила игры, общаются только с взрослыми, действуют с предметами по показу или образцу. Планируем уделять больше внимания обогащению сюжета игр, закреплению умения вести ролевые диалоги, принимать игровые задачи, общаться со взрослыми и сверстниками.

Вывод: продолжать работу с детьми через дидактические игры, беседы, игровые ситуации, чтение книг с проблемными ситуациями вызвать интерес детей к данной теме через проектную деятельность.

Программа по разделу «Познавательное развитие» усвоена детьми  группы 70%. По итогам контрольных срезов 100% детей показали положительный результат усвоения программного материала по данному разделу (20%  детей показали высокий уровень усвоения программного материала, 50% — средний уровень, 30% — низкий уровень).          

Следует продолжать работу по сенсорному развитию в разных видах деятельности. Совершенствовать восприятие путем активного использования всех органов чувств. Обогащать чувственный опыт. Развивать познавательно-исследовательскую и конструктивную деятельность. Формировать элементарные математические представления. Учить считать до 5, пользуясь правильными приемами счета. Формировать представления о равенстве и неравенстве групп предметов на основе счета. Формировать умение уравнивать неравные группы двумя способами (добавляя и уменьшая). Развивать умение отсчитывать предметы из большого количества. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине, по двум одинаковым признакам. Развивать представления о геометрических фигурах, умение соотносить форму предмета с геометрическими фигурами. Развивать умение определять пространственные отношения. Познакомить с пространственными отношениями – далеко, близко. Расширять представления о частях суток. Создавать условия для расширения представлений об окружающем мире. Расширять представления о природе.

Вывод. Для формирования у детей познавательного интереса, развития наблюдательности, мыслительной деятельности использовать в своей работе элементы ТРИЗА, дидактические игры, экспериментирование, проектную деятельность привлекать родителей.

Программа по разделу «Речевое развитие» усвоена детьми  группы 71,3%. По итогам контрольных срезов 100% детей показали положительный результат усвоения программного материала по данному разделу (20%  детей показали высокий уровень усвоения программного материала, 52% — средний уровень, 28% — низкий).

Результаты мониторинга показали, что необходимо развивать свободное общение со взрослыми и детьми. Развивать все компоненты устной речи, практическое овладение нормами речи. Формировать умение согласовывать слова в предложении. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков. Продолжать работу над дикцией. Совершенствовать диалогическую речь.

Программа по разделу «Художественно-эстетическое развитие» усвоена детьми группы  73%. По итогам контрольных срезов 100% детей показали положительный результат усвоения программного материала по данному разделу (19%  детей показали высокий уровень усвоения программного материала, 54% — средний уровень, 27% — низкий уровень).

Большинство детей умеют рисовать и называть формы: округлые, прямоугольные (круг, овал, прямоугольник, квадрат). Проводить линии в разных направлениях. Освоили навыки рисования карандашом и кистью, аккуратно закрашивают, используют различные материалы. Следует продолжать формировать умение создавать декоративные композиции. Учить закрашивать рисунки кистью, карандашом, смешивать краски. Продолжать развивать интерес к лепке. Закреплять приемы аккуратной лепки, при лепки предметов нарушаются пропорции, нет четкости в передаче формы, непрочно скрепляются части. Развивать интерес к аппликации. Формировать умение правильно держать ножницы, упражнять в вырезании круглых форм. Развивать детское творчество. Приобщать к изобразительному искусству

Перспективы дальнейшей работы:

— внедрение современных технологий мониторинга для более точной оценки качеств образования.

— с целью обеспечения всестороннего развития воспитанников и формирования интегративных качеств и образовательного процесса по областям в свете новых более эффективное использование современных образовательных технологий и внедрение активных методов обучения и воспитания дошкольников.

Источник