Индивидуальная динамика и перспективы развития каждого ребенка
Надежда Лебедева
Динамика достижений в образовательных областях
Мониторинг был проведён, опираясь на «Программу воспитания и обучения» под ред. М. А. Васильевой, B.В. Гербовой, Т. С. Комаровой, (средняя, старшая группы, и основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (подготовительная группа)
Мониторинг, то есть система оценки качества воспитательно – образовательного процесса позволяет отследить динамику развития каждого ребенка, оценить успешность усвоения принятой программы, определить направления работы педагогического коллектива детского сада. Поэтому проводится диагностика в начале и в конце учебного года по всем разделам программы. По каждому разделу определены критерии оценивания. Усвоение программного материала определяется трехбалльной системой оценивания.
Составляется сводная таблица (количественный и качественный анализ выполнения программных требований). Определяется средний балл по каждому разделу:
СРЕДНИЙ БАЛЛ = _А__
В + С
А – сумма итоговых баллов каждого ребенка
В – число детей
С – число критериев раздела
Критерии:
1,0- 1,5 – низкий уровень
1,6- 2,4 – средний уровень
2,5- 3 – высокий уровень
Анализ результатов мониторинга освоения детьми разделов программы по направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому показал достаточно хорошие результаты в освоении детьми образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Образовательная область «Здоровье» и «Безопасность»:
Комплексная диагностика формирования у детей начальных представлений о здоровом образе жизни и правилах безопасного поведения показала, что ребята проявляют интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения; получают удовольствие в ходе выполнения простейших умений и навыков гигиенической и двигательной культуры. Наблюдается положительный настрой на выполнение элементарных процессов самообслуживания; проявляется интерес к самопознанию.
Ребята старшего возраста научились переносить здоровьесберегающие знания в жизненную повседневную практику, например в сюжетно-ролевую игру или проблемную жизненную ситуацию; усвоили правила безопасного поведения в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.
В подготовительной к школе группе дети имеют полные, точные представления об источниках опасности и мерах предосторожности, понимают и аргументируют значимость их соблюдения.
Образовательная область «Физическая культура»:
Анализ результатов диагностики развития физических качеств и освоения основных движений у воспитанников показал положительную динамику.
Увеличились результаты по прыжкам в длину с места, по броскам набивного мяча, при метании мешочка вдаль, а так же возросли показатели челночного бега, координационных способностей и гибкости. В целом, в процессе систематической физкультурно-оздоровительной работы, дошкольники успешно овладели всеми основными движениями в соответствии с возрастными особенностями каждой группы.
Положительной динамике образовательной области «Физическая культура» способствовало:
— наличие квалифицированного, творческого воспитателя по физической культуре;
— систематическое проведение организованных форм работы: занятий, кружка с ЧБД, индивидуальной работы, спортивных досугов и развлечений.
Дети очень полюбили заниматься физкультурой, играть в различные спортивные игры, могут сами организовывать подвижные игры.
Образовательная область «Социализация»:
Работа по освоению образовательной области проводилась на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности в интересной игровой форме. Организация воспитателем жизненных и игровых ситуаций, обеспечивали детям освоение опыта поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым. Это организация сюжетно-ролевых игр, связанных с отражением семейных отношений, элементарного профессионального взаимодействия взрослых, режиссерские игры, в ходе которых дети осваивали способы ролевого поведения: называли свою роль и общались к сверстникам по именам игровых персонажей.
Динамике в образовательной области «Социализация» способствовало: — проведение кружка «Ручеек» экологической направленности, где дети вместе проводили опыты, наблюдали за природными объектами, находили те или иные ответы на вопросы, учились договариваться, согласовывать свои желания и интересы с партнёром;
— систематическая работа в группе: занятия, беседы, игры по формированию доброжелательных взаимоотношений;
— Коррекционная работа психолога;
— Психотренинг;
— Экскурсии по знакомству с достопримечательностями посёлка, чтение литературы, беседы.
Образовательная область «Труд»:
Во всех возрастных группах прослеживается положительная динамика в освоении детьми образовательной области «Труд». Наблюдается осознанное бережное отношение к предметному миру. Ярко выражен интерес к познанию трудовой деятельности взрослых. Повседневное поведение ребят говорит об их трудолюбии, бережливости и добросовестности.
Образовательная область «Познание»:
Анализ работы по образовательной области «Познание» показал:
На сентябрь 2009 года дети показали низкий результат знаний по ознакомлению с окружающим. Особенно слабые знания о родной стране, космосе, профессиях.
Недостаточно высокий уровень развития конструктивных способностей детей. Это в первую очередь связанно с материально – технической базой детского сада (недостаточным количеством конструкторов). Следует запланировать пополнение методического материала наборами конструкторов.
В результате проведённой работы: наблюдения, занятия, беседы, чтение, экскурсии и т. д., на май 2012 года результаты значительно изменились.
Значительный скачок произошёл в овладении детьми математическими понятиями и представлениями. Дети хорошо разбираются в составе числа, решают задачи, примеры, любят играть в игры-головоломки, отгадывают ребусы, т. д. Немного отстаёт ориентировка во времени: путаются в последовательности названий месяцев года.
У ребят всех возрастных групп повысилась исследовательская активность. Показатели экологической воспитанности: экологические знания, познавательная деятельность, практическая деятельность (уход за растениями, отношение к знакомым объектам ближайшего окружения к концу года стали выше.
Образовательная область «Коммуникация»:
Во всех возрастных группах прослеживается положительная динамика. К концу года во всех группа количество ребят с высоким и средним уровнем развития коммуникативных способностей стало больше. Дети свободно владеют основными коммуникативными умениями, используют их адекватно ситуации, умеют пользоваться формами речевого этикета: умеют вступать в разговор со знакомыми и незнакомыми людьми, поддерживать и завершать общение (слышать и слушать, переспрашивать, возражать, оценивать и т. д.)
Но необходимо ещё обращать внимание на развитие связной речи, лексико-грамматических средств языка, интонационную выразительность речи. Уровень качества развития повысился благодаря проведению систематических как фронтальных, так и индивидуальных занятий, коррекционной работе с детьми учителя-логопеда, проведения бесед, игр, упражнений, экскурсий.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»:
Так же во всех группах прослеживается положительная динамика.
Дети среднего возраста к концу года улучшили свои познавательные умения: научились сосредоточенно слушать чтение и рассказывание взрослого, не отвлекаться, выслушивать произведение до конца; речевые умения: с удовольствием запоминают и воспроизводят стихи, активно участвуют в играх по литературным сюжетам, в хороводах, инсценировках.
Дети старшего возраста самостоятельно называют 5 любимых сказок. Проявляют активный интерес к слушанию, рассказыванию, охотно пересказывают сказки, сохраняя сюжет.
Образовательная область «Художественное творчество»:
В образовательной области «Художественное творчество» у детей тоже наблюдается динамика. Дети полюбили рисовать, заниматься аппликацией, особенно по нетрадиционным технологиям, стало больше работ сюжетных, с проявлением детского творчества, улучшилась моторика детей, изобразительные навыки и умения. Я считаю, что необходимо больше уделять внимания знакомству с творчеством художников и народно – прикладного искусства.
Образовательная область «Музыка»:
За прошедший учебный год наблюдается значительная динамика в развитии музыкальных способностей детей.
Увеличился процент детей, которые стали лучше понимать и воспринимать музыку. Дети стали лучше двигаться под музыку, научились чувствовать музыкальные фразы, их окончания, слышать и чувствовать ритм, ритмические рисунки, передавая их в движении и игре на музыкальных инструментах. Овладели певческими навыками, научились петь песни в разных жанрах и характерах: народные, патриотические, протяжные, вальсовые, эстрадные и др.
На основе анализа воспитательно — образовательной деятельности по музыкальному воспитанию, можно сделать вывод, что на положительную динамику развития у детей музыкальных способностей оказало:
— своевременное, регулярное планирование работы музыкального руководителя;
— систематическое проведение музыкальных развлечений и досугов.
В итоге, исследуя в течение трёх лет показатели результативности проделанной работы, на основании проведённых диагностик уровня развития детей, выявлена стабильно положительная динамика уровня усвоения программного материала в соответствии с возрастными особенностями каждой группы.
Результаты диагностирования детей подтвердили эффективность проделанной работы, а так же то, что программы, используемые в детском саду, способствуют всестороннему развитию личности ребенка
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Сайзанак» с.Хайыраканский муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва»
Результаты и динамика освоения образовательной программы воспитанниками в межаттестационный период (за 3 года)
воспитателя
Шарап Долааны Кир-ооловны
2017г
Результаты и динамика освоения образовательной программы воспитанниками в межаттестационный период (за 3 года)
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
- Коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
- Игровой деятельности;
- Познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности;
- Проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
- Художественной деятельности;
- Физического развития.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности с детьми создавались диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Объектом мониторинга являются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка.
Предметом мониторингового исследования являются навыки и умения ребенка.
Мониторинг детского развития за 2013-2014 уч.год. (1-я мл. группа «Хадынчыгаш» -конец года)
Анализ мониторинга детского развития показали, что у детей группы на высоком и среднем уровне развиты интегративные качества (результаты представлены в таблице)
(сравнительные)
№ | Интегративные качества | высокий | средний | низкий |
1 | Физическое развитие | 14 | 57 | 29 |
2 | Любознательность, активность | 12 | 53 | 35 |
3 | Эмоциональность, отзывчивость | 11 | 50 | 39 |
4 | Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми | 12 | 48 | 40 |
5 | Способность решать своим поведением и планировать действия | 13 | 45 | 42 |
6 | Способность решать интеллектуальные и личностные задачи | 12 | 44 | 40 |
7 | Представления о себе, о семье, обществе, государстве | 14 | 48 | 38 |
8 | Овладение предпосылками учебной деятельности | 13 | 46 | 41 |
9 | Итоговый результат | 13 | 49 | 38 |
Средний показатель – 13% (конец года)
Мониторинг детского развития за 2014 -2015 уч.год. (2-я мл. группа «Хадынчыгаш» -конец года)
Анализ мониторинга детского развития показали, что у детей группы на высоком и среднем уровне развиты интегративные качества (результаты представлены в таблице)
№ | Интегративные качества | высокий | средний | низкий |
1 | Физическое развитие | 18 | 58 | 24 |
2 | Любознательность, активность | 16 | 53 | 31 |
3 | Эмоциональность, отзывчивость | 16 | 56 | 28 |
4 | Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми | 18 | 58 | 24 |
5 | Способность решать своим поведением и планировать действия | 16 | 51 | 33 |
6 | Способность решать интеллектуальные и личностные задачи | 15 | 46 | 32 |
7 | Представления о себе, о семье, обществе, государстве | 16 | 50 | 34 |
8 | Овладение предпосылками учебной деятельности | 17 | 49 | 33 |
9 | Итоговый результат | 17 | 53 | 30 |
Средний показатель – 17% (конец года)
Мониторинг детского развития за 2015 -2016 уч.год. (средняя группа «Хадынчыгаш» -конец года)
Анализ мониторинга детского развития показали, что у детей группы на высоком и среднем уровне развиты интегративные качества (результаты представлены в таблице)
№ | Интегративные качества | высокий | средний | низкий |
1 | Физическое развитие | 27 | 56 | 17 |
2 | Любознательность, активность | 25 | 56 | 19 |
3 | Эмоциональность, отзывчивость | 23 | 59 | 18 |
4 | Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми | 24 | 57 | 19 |
5 | Способность решать своим поведением и планировать действия | 23 | 58 | 19 |
6 | Способность решать интеллектуальные и личностные задачи | 21 | 59 | 19 |
7 | Представления о себе, о семье, обществе, государстве | 24 | 60 | 16 |
8 | Овладение предпосылками учебной деятельности | 23 | 59 | 15 |
9 | Итоговый результат | 24 | 58 | 18 |
Средний показатель – 24% (конец года)
Сводная таблица мониторинга детского развития за 3 года
2013-2014 учебный год | 2014-2015 учебный год | 2015-2016 учебный год | ||||||||
Высокий уровень (%) | Средний уровень (%) | Низкий уровень (%) | Высокий уровень (%) | Средний уровень (%) | Низкий уровень (%) | Высокий уровень (%) | Средний уровень (%) | Низкий уровень (%) | ||
13 | 49 | 38 | 17 | 53 | 30 | 24 | 58 | 18 | ||
Общий показатель уровня освоения детского развития | ||||||||||
62 | 70 | 82 |
Мониторинг образовательного процесса за 2013-2014 уч.год. (1-я мл. группа)
Анализ мониторинга образовательного процесса показали, что у детей группы на высоком и среднем уровне развиты необходимые навыки и умения по областям (результаты представлены в таблице).
№№ | Образовательные области | высокий | средний | низкий |
11 | Здоровье | 13 | 52 | 35 |
22 | Социализация | 14 | 56 | 30 |
33 | Труд | 10 | 48 | 42 |
44 | Безопасность | 9 | 51 | 40 |
55 | Познание | 13 | 45 | 42 |
66 | Коммуникация | 10 | 48 | 42 |
77 | Чтение художественной литературы | 14 | 46 | 40 |
88 | Художественное творчество | 12 | 53 | 35 |
99 | Итоговый результат: | 12 | 50 | 38 |
Средний показатель – 12% (конец года)
Мониторинг образовательного процесса за 2014-2015 уч.год. (2-я мл. группа)
Анализ мониторинга образовательного процесса показали, что у детей группы на высоком и среднем уровне развиты необходимые навыки и умения по областям (результаты представлены в таблице).
№ | Образовательные области | высокий | средний | низкий |
1 | Речевое развитие | 21 | 54 | 25 |
2 | Познавательное развитие | 20 | 53 | 27 |
3 | Художественно-эстетическое развитие | 20 | 54 | 26 |
4 | Физическое развитие | 22 | 56 | 22 |
5 | Социально-коммуникативное развитие | 21 | 55 | 24 |
6 | Итого: | 21 | 54 | 25 |
Средний показатель – 21% (конец года)
Мониторинг образовательного процесса за 2015-2016 уч.год. (средняя группа)
Анализ мониторинга образовательного процесса показали, что у детей группы на высоком и среднем уровне развиты необходимые навыки и умения по областям (результаты представлены в таблице).
№ | Образовательные области | высокий | средний | низкий |
1 | Речевое развитие | 26 | 54 | 20 |
2 | Познавательное развитие | 28 | 50 | 22 |
3 | Художественно-эстетическое развитие | 25 | 54 | 21 |
4 | Физическое развитие | 29 | 47 | 24 |
5 | Социально-коммуникативное развитие | 30 | 57 | 13 |
6 | Итого: | 28 | 52 | 20 |
Средний показатель – 28%
Сводная таблица мониторинга образовательного процесса за 3 года
2013-2014 учебный год | 2014-2015 учебный год | 2015-2016 учебный год | ||||||||
Высокий уровень (%) | Средний уровень (%) | Низкий уровень (%) | Высокий уровень (%) | Средний уровень (%) | Низкий уровень (%) | Высокий уровень (%) | Средний уровень (%) | Низкий уровень (%) | ||
12 | 50 | 38 | 21 | 54 | 25 | 28 | 52 | 20 | ||
Общий показатель уровня освоения образовательного процесса | ||||||||||
62 | 75 | 80 |
Из приведенных данных видно, что показатели знаний, умений и навыков детей в 2015-2016 учебном году повысилась на 18%, чем в 2013-2014 учебном году. Увеличилось количество детей с высоким уровнем знаний, умений и навыков, уменьшилось количество детей с низким уровнем знаний, умений и навыков.
В результате анализа полученных данных промежуточного мониторинга формирования интегративных качеств у воспитанников за три года, можно сделать вывод о положительной динамике развития при освоении программы дошкольного образовательного учреждения на уровне (71,3%), и прослеживается снижение низких показателей сформированности интегративных качеств воспитанников.
В результате анализа полученных данных промежуточного мониторинга формирования образовательного процесса по образовательным областям у воспитанников, можно сделать вывод о положительной динамике развития при освоении программы дошкольного образовательного учреждения на уровне (72,3%), и прослеживается снижение низких показателей сформированности образовательного процесса по областям воспитанников.
Программа по разделу «Физическое развитие» усвоена детьми группы 73 %. По итогам контрольных срезов 100% детей показали положительный результат усвоения программного материала по данному разделу (21,3% детей показали высокий уровень усвоения программного материала, 52% — средний уровень, 27% -низкий уровень).
Анализируя результаты усвоения программного материала воспитанников по формированию КГН, было выявлено, что дети умеют быстро одеваться, устраняют непорядок в одежде с помощью взрослых. Однако у детей недостаточно сформированы начальные представления о значении утренней гимнастике, о соблюдении режима дня. Есть дети, которым необходимо, уделить внимание по закреплению навыков опрятности, формированию навыков личной гигиены, представлений о здоровом образе жизни.
Выводы: необходимо уделять внимание навыкам культурной еды, закрепить навыки культурного поведения за столом (не класть локти на стол, бесшумно пить и кушать, пережевывать пищу с закрытым ртом, правильно пользоваться столовыми приборами).
Программа по разделу «Социально-коммуникативное развитие» усвоена детьми данной группы 75,2%.
20,6% — детей показали высокий уровень усвоения программного материала.
Средний уровень имеют 54,5%, это дети, которые умеют оформлять игру, используя разнообразные материалы (атрибуты, подручный материал). Часто являются организаторами игры, способны принять игровую проблемную ситуацию, изменить собственное ролевое поведение проявляют уважительное отношение к сверстникам и взрослым. Активно участвуют в игре, но не соблюдают правила. Частично видят свои ошибки и исправляют их с помощью взрослого.
24% — низкий уровень имеют воспитанники, которые в дидактических играх не могут оценить свои возможности, не умеют оформлять свою игру, не всегда соблюдают правила игры, общаются только с взрослыми, действуют с предметами по показу или образцу. Планируем уделять больше внимания обогащению сюжета игр, закреплению умения вести ролевые диалоги, принимать игровые задачи, общаться со взрослыми и сверстниками.
Вывод: продолжать работу с детьми через дидактические игры, беседы, игровые ситуации, чтение книг с проблемными ситуациями вызвать интерес детей к данной теме через проектную деятельность.
Программа по разделу «Познавательное развитие» усвоена детьми группы 70%. По итогам контрольных срезов 100% детей показали положительный результат усвоения программного материала по данному разделу (20% детей показали высокий уровень усвоения программного материала, 50% — средний уровень, 30% — низкий уровень).
Следует продолжать работу по сенсорному развитию в разных видах деятельности. Совершенствовать восприятие путем активного использования всех органов чувств. Обогащать чувственный опыт. Развивать познавательно-исследовательскую и конструктивную деятельность. Формировать элементарные математические представления. Учить считать до 5, пользуясь правильными приемами счета. Формировать представления о равенстве и неравенстве групп предметов на основе счета. Формировать умение уравнивать неравные группы двумя способами (добавляя и уменьшая). Развивать умение отсчитывать предметы из большого количества. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине, по двум одинаковым признакам. Развивать представления о геометрических фигурах, умение соотносить форму предмета с геометрическими фигурами. Развивать умение определять пространственные отношения. Познакомить с пространственными отношениями – далеко, близко. Расширять представления о частях суток. Создавать условия для расширения представлений об окружающем мире. Расширять представления о природе.
Вывод. Для формирования у детей познавательного интереса, развития наблюдательности, мыслительной деятельности использовать в своей работе элементы ТРИЗА, дидактические игры, экспериментирование, проектную деятельность привлекать родителей.
Программа по разделу «Речевое развитие» усвоена детьми группы 71,3%. По итогам контрольных срезов 100% детей показали положительный результат усвоения программного материала по данному разделу (20% детей показали высокий уровень усвоения программного материала, 52% — средний уровень, 28% — низкий).
Результаты мониторинга показали, что необходимо развивать свободное общение со взрослыми и детьми. Развивать все компоненты устной речи, практическое овладение нормами речи. Формировать умение согласовывать слова в предложении. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков. Продолжать работу над дикцией. Совершенствовать диалогическую речь.
Программа по разделу «Художественно-эстетическое развитие» усвоена детьми группы 73%. По итогам контрольных срезов 100% детей показали положительный результат усвоения программного материала по данному разделу (19% детей показали высокий уровень усвоения программного материала, 54% — средний уровень, 27% — низкий уровень).
Большинство детей умеют рисовать и называть формы: округлые, прямоугольные (круг, овал, прямоугольник, квадрат). Проводить линии в разных направлениях. Освоили навыки рисования карандашом и кистью, аккуратно закрашивают, используют различные материалы. Следует продолжать формировать умение создавать декоративные композиции. Учить закрашивать рисунки кистью, карандашом, смешивать краски. Продолжать развивать интерес к лепке. Закреплять приемы аккуратной лепки, при лепки предметов нарушаются пропорции, нет четкости в передаче формы, непрочно скрепляются части. Развивать интерес к аппликации. Формировать умение правильно держать ножницы, упражнять в вырезании круглых форм. Развивать детское творчество. Приобщать к изобразительному искусству
Перспективы дальнейшей работы:
— внедрение современных технологий мониторинга для более точной оценки качеств образования.
— с целью обеспечения всестороннего развития воспитанников и формирования интегративных качеств и образовательного процесса по областям в свете новых более эффективное использование современных образовательных технологий и внедрение активных методов обучения и воспитания дошкольников.
Источник