Индивидуализация обучения и развитие способностей ребенка
Инна Ковальчук
Дифференциация и индивидуализация обучения как условие индивидуального развития младшего школьника
Дифференциация и индивидуализация обучения
как условие индивидуального развития младшего школьника
Мне приходится работать с классом, в котором находятся дети с разными способностями и внутренней готовностью к обучению. Ученики разные по темпераменту, по характеру, по способностям. У них разный жизненный опыт и уровень интеллекта. Многие школьники, обладая огромной энергией, стремлением к знаниям, не имеют того трудолюбия, усидчивости, внимания, которые так необходимы педагогу для организации учебного процесса.
Как построить урок, чтобы учение всем приносило радость понимания, пробуждало интерес к предмету? Ведь полноценный урок ориентирован на развитие интеллектуальных, творческих возможностей каждого учащегося, его индивидуальных особенностей, на всестороннее развитие личности, на активную роль в процессе обучения. Чтобы дать возможность проявить свою индивидуальность, фантазию, избавить от чувства страха и вселить в учащихся веру в свои силы, нужно учесть, что учение должно быть трудным, но посильным для каждого ученика. Этим требованиям и отвечает дифференцированное обучение как один из эффективных методов обучения, ведь это та динамичная система, которая сочетает классную, групповую и индивидуальную работу.
Поэтому организация дифференцированного обучения детей обеспечивает возможность понимания учебного материала каждым учеником.
Актуальность данного опыта заключается в том, что ученик становится субъектом обучения, идет активная познавательная деятельность учащихся при скрытом руководстве учителя; делается акцент на развитие мышления, воображения, осуществляется деятельностный подход в обучении, на уроке преобладает деловое сотрудничество, учение направлено на позитивные изменения в ребенке, на создание «ситуации успеха».
Индивидуализация и дифференциация обучения – работа сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учета результатов.Для себя я выделила 4 этапа работы над этой проблемой:
Iэтап: Диагностика индивидуальных особенностей учащихся.
IIэтап: Распределение учащихся по группам на основе полученных данных.
IIIэтап: Подбор дифференцированных заданий для выделенных групп детей.
IVэтап: Отслеживание динамики индивидуального развития
I этап работы по реализации дифференцированного и индивидуального подхода в обучении учащихся я начинаю с проведения различных диагностик.
В этом учебном году в 1-ом классе мною совместно с психологом школы была проведена диагностика готовности к школьному обучению, которая помогла мне выявить уровень развития внимания, памяти, мышления каждого первоклассника. Диагностика позволила определить, в каком состоянии у каждого маленького ученика произношение звуков, речь, тонкая моторика и координация движений рук, были выявлены особенности поведенческих реакций.
1. Выяснилось, что из 25 человек 8% учащихся имеют высокий уровень готовности к школьному обучению, 51% — средний уровень, у 21% — уровень ниже среднего и 20% учащихся — на низком уровне готовности к школьному обучению.
Как видно из диаграммы, примерно половина учащихся имеют ниже среднего и низкий уровень готовности к обучению в школе. Исходя из этого, была спланирована помощь учащимся, соответствующая характеру отставания.
Следующая диагностика:
2. Исследование типов темперамента (методом наблюдения)
показала, что 20% детей — это холерики. Холерики отличаются вспыльчивостью, неуравновешенностью, импульсивностью характера.
24% — сангвиники. Сангвиники – способны к быстрому переключению внимания и деятельности.
36% — флегматики. Флегматики – трудно приспосабливаются к новой обстановке и испытывают определенные трудности в общении. Замкнуты, медлительны.
20% — меланхолики. Меланхолики – неуверенны в себе, чрезмерно обидчивы, отличаются низкой работоспособностью и быстрой утомляемостью.
Следующий вид диагностики:
3. Исследование способов познания учащихся (методом наблюдения на перемене, при записи домашнего задания)
В классе 48% учащихся – аудиалы. Аудиалы воспринимают информацию на слух.
32% — визуалы. Визуалы воспринимают информацию зрительно.
20% детей – кинестеты. Кинестеты воспринимают информацию деятельностно.
Среди учащихся были выявлены леворукие дети – 2 человека, что составляет 8% от общего числа уч-ся. Это чаще всего подвижные, очень ранимые, тревожные, эмоциональные дети. Хуже привыкают к смене обстановки, в праворуком мире часто испытывают невроз. С ними была эффективна индивидуальная работа, когда нет жесткого регламента, строгого подчинения.
II этап работы по проблеме.На основании результатов обследования учащиеся были нами распределены в три группы:
1 группа обучающихся характеризуется слабой подготовленностью к школе, недостаточной сформированностью психических процессов или необходимых общеучебных умений. Они нуждаются в постоянном внимании со стороны учителя.
2 группа обучающихся характеризуется достаточной подготовленностью к школе, владением основным обязательным объемом знаний и умений. Этим учащимся требуется определенная помощь со стороны учителя при обобщении изученного.
3 группа обучающихся имеют высокую степень подготовки к школе, выраженную познавательную мотивацию, способность к творчеству при выполнении заданий.
Не рекомендую рассаживать детей по рядам в соответствии с выделенными группами, так как могут быть даны различные прозвища слабым ученикам, или возникнет недоброжелательное отношение к ним.
Важно соблюдать педагогический такт при распределении по группам.
Я зачитываю состав групп, даю им нейтральные названия и предупреждаю, что каждая группа (команда) будет получать свои задания на уроках.
Можно не объявлять в классе состав групп, а раздать учащимся символы, которые соответствуют названиям их групп.
Дифференцированные задания записываются на доске рядом с такими же символами.
III этап работы. Полученные результаты позволили мне планировать работу с учетом индивидуальных особенностей учеников.
• При изучении нового материала составляю опорные схемы при активном участии детей. Аудиалы, проговаривая правила, хорошо их запоминают. Схемы оформляю в разных цветах и на доске работаю мелом разного цвета. Это очень важно для визуалов. После того, как схема коллективно составлена, дети переписывают её в специальную тетрадь. Это помогает лучшему усвоению материала кинестетиками.
• Объясняя новый материал, стараюсь говорить выразительно, важные моменты выделяю интонацией. Прошу повторить детей. Это важно для аудиалов. Прочитаем это правило в учебнике, разберём его. “Как поняли?” (Для визуалов)
•Советую родителям детей-кинестетиков испробовать такую методику при изучении правил или стихов: проговаривать текст и одновременно наматывать нитки на клубок, а потом их разматывать.
• При работе с орфограммами выделяем их ручкой зелёного цвета.
• Ежедневно провожу “Минутку орфографического проговаривания”. Читаем слова так, как они пишутся.
• Детям-кинестетикам очень трудно сидеть без движения, поэтому я регулярно провожу физкультминутки.
• Ребенок-визуал, как правило, немногословен. Поэтому развитию речи нужно уделить особое внимание, так же как и коммуникабельности. Если малыш шалит, самое эффективное замечание – жест, например, пригрозить пальцем или укоризненно покачать головой. Аудиал отреагирует на устное замечание, а расшалившегося кинестетика можно успокоить, положив ему руку на плечо.
Формой внутриклассной дифференциации является дозирование помощи учителя ученикам, которое включает временное облегчение заданий (разбивка текста или упражнения на самостоятельные части — порции, задания с письменной инструкцией, я называю их маршрутными листами (например, с указанием последовательности действий, работы с подготовительными упражнениями (каждое подготовительное упражнение представляет собой этап выполнения основного, работы с наглядным подкреплением рисунком, чертежом.
Выполняя задание с дозированной помощью, ученик получает конверт с необходимыми инструктивными материалами, к которым он может обратиться, а может и не обратиться в процессе выполнения задания. В данном случае объем % дозированной помощи определяет сам ученик.
Хочу остановиться на некоторых методических приемах, которые использую при реализации дифференцированного подхода
Приемы опроса учащихся.
Очень часто на уроках формы опроса направлены на поиск пробелов и недостатков в знаниях учащихся. А ведь это должен быть поиск достоинств, знаний и умений. Главная задача в ходе опроса – поддержать, помочь, научить.
Прием 1. Опрос с поддержкой
Ученик, вызванный к доске, не может справиться с заданием.Обращаемся к классу с вопросом: Кто может выполнить это задание? Затем из числа желающих выбираем наиболее предпочтительного (того, кто находится в хороших отношениях с отвечающим, и предлагаем ему шепотом помочь товарищу и научить его так, чтобы тот мог сам выполнить задание.
Прием 2. Взаимоопрос.
Три ученика, подготовленные провести опрос тех, кто хотел бы ответить на «5”, на «4” и на «3”, садятся каждый на своем ряду и приглашают желающих. Если ученик записался в группу, где он быстро ответил на вопросы и получил «3”, он может мигрировать в группу более высокого качества и попытать счастья там.
Прием 3. Защитный лист.
Ученик нередко приходит на урок неподготовленным.
Перед каждым уроком, всегда в одном и том же месте, лежит «Лист защиты”, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато учитель, собирая эти листы, держит ситуацию под контролем.
Приемы оценивания.
От педагога в момент оценки результатов требуется эмоциональная уравновешенность, необходимая для объективной оценки, доброжелательность – в момент оглашения оценок любого уровня, умение учитывать возможности и реальные достижения каждого учащегося. Главное, чтобы оценка на уроке стала стимулом для дальнейшего приложения сил. Человеку нужен успех.
Прием 1. Оценка – не только отметка.
Оцениваем не только цифрой. Оцениваем словами, интонацией, жестом, мимикой.
Прием 2. Рейтинг.
Завершив работу, ученик сам ставит себе отметку (самооценка). За ту же работу отметку ставит и учитель. Задача учителя – приучить ученика к регулярному оцениванию своего труда.
Прием вводится на период согласования критериев отметки, а через некоторое время оценки ученика и учителя все чаще совпадают.
Прием 3. Кредит доверия.
В некоторых случаях ставим отметку в «кредит”. Спорная четвертная. Предмет волнений и надежд.Учитель: «По отметкам ты на «4” («5”) чуть-чуть не доработал. Но у меня создалось впечатление, что ты можешь и хочешь. Это так? Если да, то давай попробуем поставить тебе высокую оценку, а в следующей четверти станет ясно, насколько мы были правы”.
Прием 4. Система поощрений.
Достаточно хорошей отметкой могут быть: маленькая грамота; благодарственное письмо или диплом «За победу на уроке”, «За маленькое открытие”, «За помощь другу”; благодарственная запись в дневнике.
С какими трудностями в использовании технологии дифференцированного обучения я столкнулась? Не все учащиеся, особенно вначале, могли выбирать задания, соответствующие уровню их подготовки. Достижение более высокого уровня подготовки, необходимой для выполнения более сложного задания, становится целью каждого ученика.
Работа по данной технологии дает определенные позитивные результаты.
1) Благодаря дифференцированному подходу к обучению большинство учащихся стали ощущать себя более успешными и уверенными; возросла степень их психологического комфорта на уроках.
2) Значительно увеличился процент учащихся, которые с большим желанием выполняют задания 2-го и 3-го уровней.
3) Данная технология имеет важное воспитательное значение, поддерживает на должном уровне интерес к учению, формирует чувство самостоятельности и ответственности.
Динамику развития мы видим на диаграмме и в листах индивидуальных достижений учащихся: количество детей с высоким уровнем развития повысилось, а с низким уровнем значительно понизилось.
Таким образом, постоянный мониторинг успешности обучения, развития физиологических и интеллектуальных способностей учащихся позволяет мне грамотно планировать учебно-воспитательный процесс, своевременно корректировать его и снимать образовательные трудности у каждого отдельно взятого ученика и класса в целом. Мониторинг результативности использования технологии индивидуально-дифференцированного обучения в начальной школе свидетельствует о высокой эффективности технологии, т. к. она позволяет каждому ученику переходить в зону ближайшего развития.
Источник
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ
ОБУЧЕНИЯИ
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
УЧАЩИХСЯ
Рогачева
Т.В. учитель математики, методист ГБОУ
№103 Санкт-Петербурга
Кайсина
Н.А. методист, учитель математики ГБОУ
№103 Санкт-Петербурга
Родичева
А.Ф. директор ГБОУ №103 Санкт-Петербурга
В
современном мире остро стоит проблема
творческого развития личности. Каждая
цивилизованная страна заботится о
творческом потенциале общества.
Увеличивается внимание к развитию
творческих способностей ребенка,
предоставление ему возможности обнаружить
их.
Несмотря
на то, что проблема развития творческого
начала у учащихся исследуется давно,
много вопросов остается нерешенными.
Как и ранее, большинство учебного времени
отводится репродуктивной, нетворческой
деятельности, значительная часть заданий
в учебнике также имеет воспроизводственный
характер. Поэтому актуальным на сегодня
является использование на практике
технологии формирования творческой
личности.
Развивая
творческие способности учащихся,
необходимо придерживаться определенных
правил в организации обучения:
принцип
связи с практикой жизни;принцип
саморазвития;принцип
оптимального сочетания индивидуальной
и коллективной форм работы; форм
учебно-творческой деятельности;принцип
информативности;принцип
веры в силы и возможности.
Строя
свои уроки, педагог
должен:
1.
Предусматривать решение различных
творческих задач.
В
процессе решения творческих задач
учащиеся создают некий творческий
продукт, например – написание рассказов,
стихов, сказок, создание рисунков,
поделок, макетов. Уникальной лабораторией
разума является воображение и фантазия.
2.
Направлять учащихся на поисковые виды
работ.
Поиск
может удивить, заставить задуматься.
Практика
показывает, что более производительными,
прочными, осознанными становятся те
знания, которые ученик добывает сам.
Созданию условий для самостоятельного
получения знаний на уроках способствуют
проблемные ситуации. Перед учащимися
ставится определенная познавательная
задача, содержащая противоречие или
познавательный интерес. В поисках
ответов на вопросы появляется дискуссия
разных мнений, работа побуждает учащихся
к размышлению, поискам и выводам.
Открытия,
которые делают дети на уроках
незначительные, но они дают истинное
наслаждение. Чем больше создается для
учащихся ситуаций затруднения, которые
они могут преодолеть, тем чаще они
переживают радость открытия, тем
интенсивнее развивается у них интерес
к знаниям, науки, обучения. И творческие
способности детей растут.
3.
Создавать проблемные ситуации.
Проблемная
ситуация формирует мышление…
Как
один из приемов создания проблемных
ситуаций желательно широко использовать
«минутки рассуждения», что способствуют
развитию мышления как логического, так
и образного.
4.
Привлекать к работе на уроке всех
учащихся,
обеспечивать участие каждого из них в
групповых, парных и коллективных формах
работы.
Результативность
работы в коллективе зависит от деятельности
каждого…
5.
Использовать интерактивные методы
обучения, которые одновременно решают
три основные задачи:
познавательную;
коммуникативно-развивающую;
социально-ориентационную.
Нравятся
детям технологии «Микрофон», интервью,
«театр одного актера».
Работа
в парах дает возможность эффективно
обсудить поставленный вопрос.
Работа
в малых группах используется для решения
более сложных задач.
Учащиеся
выступают активными участниками учебного
процесса, что позволяет эффективнее
поглощать новую информацию через
«погружение» в общение.
Так,
построение предложения « Мне нравится»,
« Я так думаю» дает возможность выработать
у учащихся навыки связной речи, умение
спорить и аргументировать свое мнение.
6.
Особого значения придавать дидактическим
играм
и заданиям, которые развивают логическое
мышление, память, внимание. У детей
развиваются:
самостоятельность
в мышлении;творческие
задатки;смекалку
и изобретательность
Приведем
образцы практических заданий для
развития памяти, логического мышления,
внимания и творческих способностей
учащихся:
путешествия
по лабиринтам «Отыщи сказочных героев»,
«Помоги найти потерянные вещи»;«Собери
рассыпанные буквы, составь слова»;«Составь
из предложенных цифр четные или нечетные
числа»математический
марафон;математический
круг примеров (решить пример, раскрасить
соответственно предложенным условным
обозначениям цветами). Творческое
задание – придумать название орнамента,
который получил ученик;игра
«Лес – природы родной дом» (раскрасить
разными цветами зверей, птиц, насекомых);интересные
упражнения на выработку навыков
настойчивости и усидчивости (обвести
все буквы кружочком, а цифры квадратом;
раскрасить кружочки синим карандашом,
квадратики – зеленым, треугольники –
красным, ромбики – желтым; найти в
каждой строке два одинаковых цвета);«Загадочный
рисунок» – отгадать загадки и раскрасить
рисунок по схеме цветов.
7.
Использовать почти
на всех уроках наглядность,
диски с электронным конструктором
уроков, медиапрезентации, аудио и
видеозаписи.
Важным
условием для обучения является достаточное
разнообразие наглядности для фронтального
и индивидуального использования. Педагог
должен постоянно совершенствовать
оборудование и создавать собственное.
Это позволит сэкономить время, быстро
переключать внимание детей с одного
вида занятий на другой, приучает их к
самоконтролю. Например, можно подготовить
наборы раздаточного материала для
индивидуальной работы и в группах (чаще
всего в парах). Основой карты есть
рисунки, в которых представлены задания
для развития внимания, памяти, логического
мышления, моторики руки. Применение
таких карточек имеет стимулирующее
значение, ведь они привлекательны по
содержанию и разнообразные по значению.
8.
Использовать систему самопроверки и
самооценки.
Для
учащихся начальных классов – это
вербальное оценивание, но для мотивации
и поощрения желательно использовать
различные смайлики, печати, наклейки.
Ученики
основной школы учатся оценивать в баллах
(по 5-бальной системе ) свои работы и
работы своего соседа по парте, ищут
ошибки, помогают друг другу исправлять
эти ошибки.
9.
Широко использовать нестандартные
уроки, которые наиболее полно учитывают
возрастные особенности, интересы,
склонности, способности каждого ученика.
На таких уроках сочетаются элементы
традиционных уроков – восприятие нового
материала, усвоение, обобщение – но в
необычных формах. Мы в своей практике
используем интерактивные формы работы:
•
создание
собственных проектов (дети работают в
группах);
•
защита
этих проектов.
Широкое
использование нетрадиционных методик,
которые применяем на уроках, побуждает
учеников к самостоятельному труду, к
творческому мышлению, поиску. В центре
внимания учителя находится организация
учебной деятельности учащихся в
зависимости от содержания и готовности
детей. Именно это особенно влияет на
учебные результаты, творческое развитие
личности. Стоит проводить урок-игру,
урок-сказку, урок-экскурсию, уроки-фантазии
и мышления, урок-путешествие, урок-викторину,
урок-конференцию, урок с групповой
формой работы.
К
нестандартным урокам учитель готовится
заранее, выбирает самых активных,
инициативных, хорошо подготовленных
учащихся по теме (если это новая тема,
то избранные ученики прорабатывают
материал самостоятельно, при этом
учитель обязательно контролирует и
оказывает консультации); объясняет их
обязанности.
Во
время подготовки к нестандартным урокам
решаются педагогические задачи:
1)
Как лучше совместить методы и приемы
во время объяснения определенного
материала?
2)
Как дифференцировать самостоятельную
работу?
3)
Как изучить личность ученика?
4)
Как повлиять на безразличных детей?
5)
Как найти долговременные стимулы к
труду?
6)
Как лучше всего проверить домашнее
задание?
7)
Как преодолеть речевую неразвитость
учеников?
Этих
проблем очень много. Освоение на
творческом уровне новых методик требует
того, чтобы на уроках достичь взаимосвязи
учебного, развивающего и мотивационного
компонентов учебной деятельности,
утверждать гуманные взаимоотношения
в классе, активно использовать различные
формы сотрудничества с учениками. Для
этого в процессе подготовки и проведения
урока следует ориентироваться не только
на его содержание, но и обдумать, как
это сделать с наибольшей пользой для
развития творческой личности ребенка,
сохранения его эмоционального
благополучия, оптимизма, развития
позитивного отношения к обучению, умения
учиться.
Для
этого «аудитории» предлагаются образцы
вопросов для дискуссии, основные темы
для игры «Брейн-ринг» или урока-путешествия.
При этом учитель может подсказать
тактику поведения во время проведения
урока.
Нестандартные
уроки побуждают учащихся к самостоятельной
работы, развивают творческое мышление,
приучают к поиску, учат использовать
различные средства информации.
Для
таких уроков характерны:
•
коллективные
способы работы;
•
активизация
познавательной деятельности;
•
партнерский
стиль взаимодействия;
•
интерес
к учебному материалу;
•
значительная
творческая составляющая;
•
нестандартные
подходы оценивания.
10.
Проводить интегрированные уроки
Для
обеспечения оптимальных условий для
развития творческой личности школьника
необходима интеграция. Практика показала,
что методически правильное построение
и проведение интегрированных уроков
влияют на результативность процесса
обучения:
знания
приобретают качества системности;
усиливается
мировоззренческая направленность
познавательных процессов;
достигается
творческое развитие личности;
умения
становятся обобщенными.
Предлагаем
познакомиться с интегрированными
уроками, которые мы представляли для
ознакомления в СМИ:
https://pedsovet.su/load/136-1-0-42304
, https://pedsovet.su/load/136-1-0-30742
, https://www.zavuch.ru/methodlib/198/147456/
, на личном сайте
https://infourok.ru/user/rogacheva-tatyana-viktorovna
.
11.
Создавать ситуацию успеха.
Одной
из задач и одновременно важным фактором
успешности обучения является развитие
познавательного интереса, способностей,
склонностей и навыков учащихся в процессе
изучения учебных предметов.
Поэтому,
главная цель учителя: научить детей
учиться, привить интерес к знаниям,
стремление самостоятельно добывать
их. Успешным решением этих вопросов
является создание благоприятных условий
для познавательной деятельности
школьников, которые бы способствовали
формированию потребности личности в
получении знаний и развития познавательных
интересов учащихся.
Именно
интерес в таком серьезном и ответственном
деле как обучение, способен вызвать
удивление, пробуждать мысль, создавать
положительный эмоциональный настрой
в процессе познания.
Учитель
использует различные методы и формы
работы для того, чтобы вызвать интерес
учащихся к определенной теме и
заинтересовать детей, а также методы
стимулирования и поощрения. Например,
за творческую самостоятельную работу,
которая требует обращения к различным
средствам информации (книги, журналы,
энциклопедии, интернет) можно поставить
оценку 5 баллов. Все оценки комментируются,
даются объяснения, какие были недостатки
и как выполнить работу лучше. Ученики
получают разные задания соответственно
своим склонностям и способностям (такая
работа проводится, начиная с 1 класса)
– составить стихотворение, загадку,
сказку, нарисовать иллюстрации, придумать
логические задачи, выполнить проект на
заданную тему. Дети могут работать
самостоятельно и в группах.
Особое
значение играют современные информационные
технологии, они оказывают помощь как
во время подготовки, так и в процессе
проведения урока. Важным и чрезвычайно
полезным средством организации
учебно-познавательной деятельности
учащихся является мультимедийная
презентация. Благодаря ей можно не
только продемонстрировать материал по
теме, которая изучается, но и развивать
внимание и логическое мышление. Уроки
становятся более интересными. Младшие
школьники, не говоря о старших, уже
готовы к работе с ИКТ. Они знают, что
такое компьютер, умеют им пользоваться,
у них отсутствует психологический
барьер: дети не боятся, что сломается
машина, не хватит знаний справиться с
ней. С удовольствием учащиеся готовят
различные сообщения, презентации.
Учитель объясняет, как создается
презентация, какие существуют правила
подготовки презентации, показывает
образцы презентаций. Вначале детям,
конечно, помогают родители, но они
довольно быстро начинают самостоятельно
делать презентации и их работы учитель
может использовать в качестве наглядности
на уроках.
12.
Использовать здоровьесберегающие
технологии.
Разрабатывая
план урока, особое внимание следует
уделять чередованию различных видов
деятельности, активному отдыху на
уроках. А в младшей школе проводить
физкультминутки помогают интерактивные
подвижные игрушки, которые приносят
сами дети. Очень нравятся детям музыкальные
физкультминутки, которые проводятся с
использованием средств ИКТ. Нужно
включать также упражнения для глаз, для
мышц туловища, нижних и верхних
конечностей. Очень нравятся детям
упражнения для пальчиков: «Пальчики
здороваются», «Пальчики борются»,
«Играем на фортепиано» и другие.
Для
профилактики искривления позвоночника
можно использовать во время письма
мешочки с песком. Эти мешочки (одинаковые
для всех учащихся) могут помочь сделать
родители учеников. Ребенок кладет
мешочек на голову во время письма или
чтения, когда она слишком наклоняется,
мешочек падает. Следовательно, без
напоминания учителя дети вынуждены
сидеть ровно. Как результат – у учащихся
сохраняется правильная осанка,
нормализуется зрение.
Как
тут не напомнить мудрые слова. А.
Сухомлинского, который неоднократно
подчеркивал: «Я не боюсь еще и еще раз
повторять: забота о здоровье учащихся
– это важнейший труд учителя. От
жизнерадостности, бодрости детей зависит
их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний,
вера в собственные силы».
Таким
образом создавая комфортные условия
для развития личности ученика, учитель
предоставляет ученику возможность
работать самостоятельно и творчески.
Как
результат проведенной работы можно
сделать вывод: возможности школьников
реализуются в различных видах, в том
числе в игре, учебе, общении, трудовой
деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Расскажи внуку, ООО « Редакция
образовательных изданий», № 9, 2011,
«Личностно-ориентированный подход к
организации деятельности с творчески
одаренными детьми». – С. 2-6.
2.
Развитие умственных способностей
учащихся. – Начальная школа, № 1, 2014. –
С. 5.
3.
Развитие творческой личности в условиях
построения современной школы» //
Расскажите внучку: газета для учителей,
методистов, детей дошкольного и младшего
школьного возраста. – К. : ООО «Редакция
образовательных изданий» – № 1, 2010. –
С. 3 – 8.
4.
Чекина А. Ю. Интегрированные уроки в
начальной школе: учебно-методическое
пособие / О. Ю. Чекина. – [2-е изд.] –
Харьков: Основа, 2008. – 192 с. – (Серия
«Педагогические инновации Мастерская»).
– ISBN 978-966-495-066-1.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Источник