Имя его значение для развития ребенка

Имя его значение для развития ребенка thumbnail

В раннем возрасте ребенок хорошо усваивает свое имя. Имя человека одновременно представляет его индивидуальность другим и дарует ее самому ребенку. Имя отражает национальную принадлежность ребенка, выступает как мерило его социальной защищенности, является решающим фактором в приобретении индивидуальности. Оно отличает ребенка от других и одновременно указывает на его пол (обычно детям не нравятся имена, которые могут принадлежать как мальчикам, так и девочкам). Ребенок узнает свое имя прежде, чем фамилию, и пользуется именем в общении с другими. Имя индивидуализирует ребенка и одновременно идентифицирует его с определенной культурой.

«Как тебя зовут?» — один из первых вопросов к ребенку, когда взрослый или сверстник вступает в общение с ним.

Ребенок очень рано идентифицируется со своим именем и не представляет себя вне его. Можно сказать, что имя человека ложится в основу его личности. Ребенок отстаивает право на свое имя и протестует, если его называют другим именем.

2, 6, 10. Андрюша в озорном настроении. Поддразнивает братишку, заявляя, что он не Андрюша, а Кирюша.

Андрюша: Я — Кика!

Кирилл (протестует): Я — Кика! Ты — Дюка. Андрюша: Я — Кика, а ты — Дюка.

Кирилл ревет от возмущения. (Из дневника В.С.Мухиной.)

Идентификация с собственным именем выражается в особом интересе к людям, которые носят такое же имя, к героям литературных произведений. В этом случае ребенок острее переживает

215

события, происходящие с тезкой, заинтересованнее относится к его судьбе. Все, что имеет отношение к имени ребенка, приобретает для него особый, личностный смысл.

Важность имени для формирования личности ребенка нельзя переоценить. С имени ребенка начинается обращение к нему, поощрение («Петя хороший мальчик!») или порицание его за недозволенные действия. С имени собственного ребенок раннего возраста начинает свое общение с окружающими, когда овладевает речью настолько, что может выразить свои желания и высказать оценку своей персоне.

Самопознание. Притязание на признание и идентификация с именем теснейшим образом связаны с другими параметрами самопознания. Важнейшей особенностью развития самопознания является познание себя как субъекта действия. Ребенок раннего возраста непременно проходит период, когда он по многу раз совершает одно и то же действие, при этом неукоснительно контролируя это действие в стереотипном его исполнении и в небольших вариациях (классический пример: открывает и закрывает дверь, ящик в шкафу или толкает предмет с края стола, чтобы он упал, и др.). Именно в этих действиях ребенок начинает чувствовать свою волю, себя как источник изменения предметов и тем самым выделяет самого себя из окружающего мира1.

В раннем возрасте ребенок переживает качественное преобразование себя как субъекта, наконец осознающего себя в единстве и тождественности своего «Я».

Постепенно входя в предметный мир и в мир людей, ребенок пытается освоить эти миры, усваивая названия предметов и слова, раскрывающие функции этих предметов, а также человеческие роли и идентификации. Именно в этот период сензитивного развития речи и, следовательно, усвоения значений и смыслов, конструирующих социальные факторы развития, ребенок начинает заинтересованно соотносить свое имя с самим собой. Соотнесение имени и своего «Я» имеет достаточную временную протяженность.

Уже в год близнецы Кирюша и Андрюша реагировали именно каждый на свое имя: когда называлось имя «Кирюша», Кирюша радостно улыбался и пружинище приседал, когда называлось имя «Андрюша», Андрюша давал точно такую же реакцию.

Позже дети стали соотносить себя со своим отражением в зеркале, «сделав новое открытие».

1 Многочисленные факты, подтверждающие сказанное, можно найти в кн.: Селли Дж. Очерки по психологии детства. — М., 1904; Штерн В. Психология раннего детства до шести лет. — Петроград, 1915; Меннинская H.A. Дневник о развитии ребенка (от рождения до 8 лет). — М, 1948; Мухина В. С. Близнецы. — М., 1969; БожовинЛ.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. — М., 1995.

216

1, 9, 2. Андрюша сделал открытие. Смотрит в зеркало и радостно сообщает: «Вотин Я!» Затем указывает на себя пальцем: «Вотин Я!» Указывает на меня: «Мама вот!» Тянет меня за собой. Подводит к зеркалу: «Вот мама!» — указывает на отражение в зеркале. «Вот мама!» — указывает на меня. И снова указывает на отражение: «Вот мама!» И так много раз.

1, 9, 7. Вот уже неделю дети с увлечением играют с зеркалом. «Вотин Я!» — указывают на изображение в зеркале. «Вотин Я!» — тычут себе в грудь. Уступая желанию ребят, перед зеркалом побывали все взрослые. Игрушки тоже были не забыты. Дети с многозначительным видом поочередно тычут пальцем то на предмет, то на его отражение. (Из дневника В.С.Мухиной.)

Осознание себя как отдельного субъекта, как уникального «Я» происходит через телесные чувствования, «образ» тела, визуальный образ своего отражения в зеркале, через переживание своего волеизъявления и свою способность выделять себя как источник своих воли, эмоций и воображения.

Возникновение стремления к самостоятельности. Общение взрослого с ребенком дает ему возможность начать осознавать себя как отдельного человека. Это происходит в период с двух с половиной до трех лет. Разумеется, это случается не в «один прекрасный момент», а постепенно.

Выделения своего «Я» можно наблюдать в раннем возрасте. Благодаря особенностям общения со взрослыми, малыш учится говорить о себе в третьем лице: «Дай Пете!»; «Петя хочет!» Однако очень скоро он открывает, что «Я» может относиться к нему самому. Здесь наступает тот момент в осознании себя самого, который определяет начало формирования самосознания: «Я» начинает употребляться для обозначения самого себя среди других. Осознание себя как «Я» может произойти раньше или позже. Здесь много зависит от того, как общаются с ребенком близкие.

Ребенок раннего возраста отношение к самому себе заимствует у взрослых. Поэтому он нередко беседует с собой, как с посторонним: уговаривает, ругает, благодарит. Слитность с другими людьми, которую испытывает ребенок, можно наблюдать именно в раннем возрасте. Однако эмоционально переживаемое отторжение от других, обособление, выражаемое подчас в агрессии, также можно наблюдать в раннем возрасте, когда уникальное «Я» начинает «прорастать» сквозь синкретичное восприятие мира предметов и человеческих отношений.

К концу третьего года и под влиянием возрастающей практической самостоятельности происходит осознание себя как источника разнообразных желаний и действий, отделенного от других людей. Внешне это понимание выражается в том, что ребенок начинает говорить о себе не в третьем, а в первом лице: «Яхочу», «Дай мне», «Возьми меня с собой». В общении со взрослыми он научается отделять себя от других людей.

217

Именно в общении с другими людьми ребенок начинает осознавать, что он обладает волей, которой может пользоваться. Он в потрясении чувствует себя источником воли. У него появляется стремление к волеизъявлению: он стремится к самостоятельности, к противопоставлению своих желаний желаниям взрослых. Он чувствует, что способен изменить мир предметов и человеческих отношений, он чувствует себя способным управлять своими действиями и своим воображением.

Задать вопрос юристу

Еще по теме Имя и его значение в раннем возрасте.:

  1. Глава VII Образование человека с наибольшей пользой происходит в раннем возрасте. Оно даже только в этом возрасте и может происходить.
  2. § 1. Развитие ребенка в раннем и преддошкольном возрасте
  3. Игрушка как средство развития общения ребенка в раннем возрасте
  4. ? 1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте и общение со взрослым
  5. Глава 16 Имя «Иисус», являясь совершенно неподходящим для Маркионова Христа, было предвещено в Писании как имя нашего Христа наречением Осии Навина Иисусом
  6. Юнгианство и его значение
  7. § 1. Рассмотрение дела по существу и его значение
  8. Смерть Августа. Его личность и историческое значение
  9. Глава1 Q ПРАВЛЕНИЕ АШОКИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
  10. 1. Институт омбудсмена, его роль и значение.
  11. 119. Основание такого различия и его значение.
  12. § 35. Жизнь Гассенди и его значение в истории философии
  13. 4.4. Современный подход к проблеме рациональности и его значение в биологии

Источник

Вероника Петанова
Значение собственного имени в «Я-концепции» ребенка 4–6 лет

Значение собственного имени в «Я- концепции» ребенка 4-6 лет

Дошкольный возраст, по Леонтьеву- это период первичного фактического формирования личности ребенка. Важную роль играет ведущая игровая деятельность, которая имеет коллективный характер. В игре ребенок формирует модель поведения, «самость», самооценку, собирает в единое целое Я — концепцию.

Я — концепция – представления ребенка о себе; познания и оценка самого себя через отдельные образы в различных ситуациях, идентификация себя среди социума.

Выделяют следующие аспекты «Я-концепции»:

-основная «Я-концепция», общие представления ребенка про свою личность;

-временное «Я», которое зависит от настроения, ситуации, переживаний;

-социальное «Я» — представления личности про мысли других людей;

-идеальное «Я». «Я» может быть реалистичным, завышенным, заниженным.

Я-концепция в возрасте 4-6 лет еще слабо структурирована и обладает в этот период пластичностью. Монополия родителей на общение с ребенком,самосознание которого только начинает пробуждаться,приводит к тому,что их установки становятся решающим фактором формирования основ его Я-концепции. Главный позитивный результат развития ребенка является достижение чувства независимости. Начиная с 4 лет у ребенка появляются первые представления о том, каким он может стать. Энергичной и настойчивой становится когнетивная деятельность ребенка, главной движущей слой которой является любознательность. Крайне важно, чтобы родители не подавляли познавательную активность ребенка.

С самого раннего детства (младенчество) ребенок идентифицирует себя с собственным именем. Позже имя включается им в «Я-образ» и используется как средство самоактуализации. Ребенок бурно реагирует на неточность произношения своего имени и добивается верного обращения.

Реакция ребенка на свое имя является показателем особенностей развития Я-концепции. Если ребенку нравится его имя,он обычно и сам себе нравится, и наоборот. Началом формирования Я-коцепции совпадает с моментом обнаружения того факта,что у ребенка есть имя. Изучением формирования Я-концепции занимались такие ученые как Р. Бернс, С. Крайг, С. Г. Якобсон и другие.

Р. Бернс выдвигает гипотезу о роли имени и именования в развитии Я-концепции. Самосознание ребенка основывается на отличении себя от других. Главным в создании «Я» как социального обьекта является его идентифицирование, а одним из способов этого служит именование.

Асоциируя себя с именем в следствии межличностного вербального и невербального общения со сверстниками и взрослыми ребенок проходит стадию самоосознавания и формируется аспект «Я и мое имя» .Ответственность родителей и педагогов заключается в том чтобы «сформировать «указатель» в самопроявлениях ребенка».т. е. называть имя ребенка требуется в сравнительной, ласкательной, порицающей форме. Так,обращение к ребенку «умница» создает соответствующий Я-образ,и ребенок будет стремиться поддерживать его истинность. С. Крайг предполагал, что представления человека о самом себе должны быть согласованными (не противоречащими друг другу,либо произойдет фрагментация личности,и человек будет страдать от смешения ролей.

Основным условием для успешного развития Я-концепции ребенка является,как подчеркивал К. Роджерс,удовлетворение его потребности в позитивном внимании.

В развитии Я-концепции дошкольника первичное осознание себя ребенкомстановится сложной и относительно устойчивой системой его самовосприятия : ребенок осознает особенности своего тела,свои физические возможности,идентифицирует себя с полом,воспринимает себя членом социальной группы.

Основными новообразованиями становятся проявления эмпатии и самоконтроля,которые в свою очередь определяют морально-нравственную ориентацию и поведение ребенка.

Источник

Выбор имени для новорожденного малыша

Легко ли сделать выбор имени для ребенка? Бывает по-разному. Некоторые родители дают имена своим будущим детям даже на этапе их планирования. Другие же не могут подобрать подходящий вариант и спорят даже в день регистрации младенца в органах ЗАГС. Как назвать малыша, чтобы имя ему подходило и украшало, а сам человек носил его с гордостью? Какие способы выбора имени наиболее популярны в настоящее время?

Когда нужно выбирать имя для своего ребенка?

Все зависит от желания родителей. Бывает так, что пара называет малыша заблаговременно, даже до его зачатия. Но чаще всего имя ребенку придумывают уже во время его вынашивания. Некоторые мамы и папы придумывают сразу два имени: одно для девочки, другое для мальчика.

В ряде случаев пара не озадачивается выбором имени, пока не узнает пол ребенка. Наиболее простой способ определения пола ~ по данным ультразвукового исследования. На первом скрининговом УЗИ (10-14 недель) пол определить сложно. Второе УЗИ проводится в 20-24 недели. Как правило, на таком сроке пол видно уже хорошо, но не всегда. Следующий срок, когда делают УЗИ третий раз: беременность после 30 недель (а именно, 30-34 недели). Тогда тоже можно увидеть и еще раз убедиться, кого ждет пара ~ сына или дочку.

Более четко определить пол плода можно при беременности и до 30 недель и, если беременность после 30 недель, проведя ультразвуковое исследование в формате 3D. Однако каждый родитель должен знать, что УЗИ проводится для того, чтобы оценить состояние плода и вид его предлежания, темпы развития малыша, правильность расположения плаценты. А вот определение пола ребенка не играет для врачей большого значения и не входит в их задачи. Поэтому озвучить пол плода врач может лишь по просьбе родителей.

Многие родители ходят сначала взглянуть на кроху, а затем уже придумать ему имя. Они считают, что, взглянув на младенца, имя подобрать им будет гораздо легче. По законодательству в родильном доме родители не обязаны называть малыша, так как это не идет ни в какие медицинские документы. Поэтому родственники могут подумать еще некоторое время, пока не пойдут регистрировать ребенка в ЗАГС, получать свидетельство о рождении и другие документы.

Как правильно выбрать имя по святцам?

Это древний способ подбора имени младенцу. Выбор имени по святцам для сына или дочери можно сделать легко, обратившись к церковному календарю. Считается, что при выборе церковного имени, ребенку будет указан путь для подражания того православного праведника, в честь которого назван малыш. Как правило, с выбором имени по святцам для мальчика проблем меньше: мужских имен в календаре очень много.

Например, как выбрать имя для мальчика, который родился 12 марта? Подойдут такие популярные имена, как Михаил, Петр, Тимофей, Николай. Есть и более редкие имена, которые подходят под эту дату: Нестор, Протерий.

Что делать, если в нужную дату не находится подходящего имени в церковном календаре? Рассмотрим, это на примере выбора имени по святцам для девочки. Например, малышка родилась 9 февраля. По календарю в этот день нет женского имени. Тогда нужно посмотреть, какие есть женские имена в ближайшие дни после 9 числа. Так, 10 февраля именины у Ольги. Многие отмечают, что выбрать имя по святцам для девочки сложно, потому что женских имен в календаре не так много.

Допускается сделать выбор имени по церковному календарю, которое стоит на 8 день после рождения младенца. В древности именно в этот день малыша нарекали именем. Как, например, сделать выбор имени для новорожденной девочки, которая родилась 21 апреля? В этот день в церковном календаре нет женских имен. А вот на 8 день (29 апреля) можно найти много женских имен: Марфа, Мария, Ника, Галина, Ирина, Тамара.

Есть еще способ, чтобы выбрать имя по святцам для девочки или мальчика, если не подходят два предыдущих способа. Нужно поискать подходящее имя на 40-й день от появления малыша на свет. В этот день по древней традиции в храм приносят младенца, чтобы его окрестить.

Источник

В раннем возрасте ребенок увлечен не только близкими людьми и внешним миром, но и собственной персоной, постоянно исследует себя. Еще в младенческом возрасте, имея некоторые представления о части своего тела, рассматривает пальчики на руках и ножках, смотрит на животик, половые органы, может правильно показать, где у нее нос, глаз, ухо и т. Однако представлений о своем телесный образ у ребенка еще нет, поскольку она не может обобщить результаты осязательных и зрительных впечатлений. Ощущение боли, когда ребенок сильно и неуклюже схватит часть своего тела или ударит наотмашь ручкой, мало научила ее.

Самопознанию ребенка способствует созерцания себя в зеркале. Она видит отражение в нем, узнает знакомые предметы. ей приходится иметь дело с двумя образами: образ в зеркале, который нельзя взять в руки, и доступен для рук образ реального предмета. Ребенок бьет рукой по стеклу, смотрит на игрушку, которая отображается, заглядывает за зеркало. Опять смотрит в зеркало и рассматривает реальную игрушку, которая лежит на реальной полу. Берет свою игрушку, и на этом исследование заканчивается. Ребенок еще не осознает, что в зеркале было ее отражение, поскольку еще не чувствует собственного образа.

Ребенок открывает себя в зеркале после 1,5, а иногда — после 2-х лет. Узнавание своего изображения в зеркале происходит с опозданием, если взрослые специально не учат ребенка воспринимать свое отражение.

Открывая себя в зеркале, малыш смотрит в глаза своему отражению. Его взгляд напряженный. Он направляет Его на разные части лица, задаваясь вопросом «кто это?». Осознание того, что именно он отражен в зеркале, что он смотрит на себя, поражает его. Только потом малыш начинает испытывать радость по поводу своего отражения.

Дети открывают свое отражение достаточно рано, так как взрослые постоянно побуждают увидеть и понять его в зеркале. До того как ребенок увидит себя в нем, она уже понимает рисунки в книжке как изображение реального предмета. У малыша появляются самые разнообразные игры, которые касаются понимания своего отражения в зеркале. Дети усваивают идентичность отображения и своей внешности. Когда в конце 3-го года жизни они смотрят в зеркало, то переживают новое недоразумение, новое беспокойство, что по-новому стремятся осознать его глубину. Ведь теперь они поднялись еще выше в умственном развитии. У детей возникают новые вопросы: «Если я здесь, то кто же там?». Постепенно вновь убеждаются, что все-таки в зеркале также они.

Нередко дети начинают перед зеркалом делать гримасы, могут надевать на себя разнообразную одежду (папину шапку, перчатки, мамин шляпка и шарфик) и снова смотреть на себя в зеркало. Эти действия начинают новый этап самоидентификации — отождествление себя с собственным образом через отражение в зеркале. С помощью зеркала ребенок получает возможность формировать свое представление о себе настоящего (здесь и-сейчас).

Пониманию особенностей первых представлений ребенка о себе помогает анализ восприятия ею своих изображений в кино. Просматривая киноленту, где она снята, ребенок легко вспоминает ситуацию, участником которой была. 2-летние дети сразу узнают взрослого, свои игрушки. Однако собственное изображение воспринимается как образ другой, неизвестной им ребенка. В 2,5 года она уже узнает себя, и совсем не так, как взрослый. Взрослый видит себя в прошлой ситуации. У малыша это отражается значительно сложнее. Малыш понимает, что это он, но не вот этот, который можно потрогать, а какой-то другой. Происходит удвоение Я: будто существует он сам и другой он — в кино * 3 временем ребенок смотрит на свое изображение в кино и начинает взволнованно следить за всеми действиями, которые она выполняла в прошлом и настоящем это помнит, как свое прошлое. Итак, ребенок поднялась в своем развитии еще на ступеньку, помнит себя в момент съемки кино, и кинокадры по-настоящему напоминают об этом. С помощью кинокадров ребенок получает возможность вспоминать о себе в прошлом, радостно убеждаться в своей памяти и формировать представление о себе в период прошедшего года.

Ребенок интересуется всеми способами подтверждения своего Я: своими руками, ногами и тому подобное. Она соотносит свои действия и результаты этих действий: подняв большой палец ноги, смеется: «Мой пальчик пустует», что одухотворяет-либо части своего тела. Выделение и психическое одухотворения частей тела — один из способов познания себя. ее интересует даже собственная тень, с которой часто играет, следит за удлинением и сокращением. Исчезновение тени волнует ребенка, поскольку она расширяет представление малыша о себе. Это происходит только во время игры.

Итак, ребенок начинает знакомиться с собственным образом в конце 2-го года жизни. Касается это в первую очередь внешнего вида, затем — внутреннего мира. В это время она еще не узнает себя в зеркале, на фотографиях, фильмах, сосредоточивает внимание на изображениях других людей. Узнавание себя на фотографии и киноленте сложнее в этом возрасте, чем узнавание в зеркале. Радикальные изменения в этом происходят лишь с середины 3-го года жизни.

В раннем возрасте ребенок усваивает свое имя. 6-месячный младенец реагирует на свое и чужое имя по-разному. Оно является показателем индивидуальности ребенка, отличает ее от других. Одновременно и средством идентификации с другими людьми, подчеркиванием ее принадлежности к полу, семьи, национальности. Употребление ласковых форм имени демонстрирует малышу положительное отношение к нему. Ребенок познает свое имя раньше, чем фамилию, и пользуется им в общении с другими. Имя индивидуализирует ребенка и одновременно идентифицирует ее с определенной культурой, нацией, предком рода и т.

«Как тебя зовут?» — Один из первых вопросов к ребенку, когда взрослый или сверстник вступает в общение с ней. ее ответ вызывает восхищение («Ой! Какое у тебя красивое имя!») или насмешку или осуждение («Не слышал никогда такого имени», «Ты мальчик или девочка? У тебя имя, как у девочки!»). В таком случае ребенку приходится отстаивать право на свое имя, защищать его.

Ребенок очень рано идентифицируется со своим именем, не представляет себя вне его, радуется ему. Оно своеобразно монтируется в основу его личности. Ребенок отстаивает право на имя и протестует, когда называют другим именем. Идентификация с собственным именем проявляется в особом интересе к людям и литературных героев, которые имеют такое же имя. Все, что касается имени ребенка, приобретает для нее особого личностного смысла.

Важность имени для формирования личности ребенка нельзя переоценить. С имени начинается обращение к ней, похвала («Вика — хорошая девочка!») Или порицание за недозволенные действия. Из собственного имени ребенок раннего возраста начинает свое общение.

Источник