Игры стишки для развития речи ребенка

Игры стишки для развития речи ребенка thumbnail

Зачастую родители считают, что задумываться о вопросах развития речи ребенка нет необходимости, если не проявляются очевидные дефекты произношения (ребенок шепелявит или вовсе не говорит). Однако многих проблем в будущем можно избежать, да и сформировать грамотную и четкую речь ребенка, если начать уделять внимание развитию речи как можно раньше на протяжении всего периода (и до года, и в год, и в два, и в три…).

Развитие речи – это вовсе не работа над отдельными нарушенными звуками или над расширением словарного запаса, как принято думать. Формирование речи зависит от деятельности очень многих областей головного мозга, поэтому работать надо по всем направлениям: развивать мелкую моторику, обогащать сенсорный опыт, работать над артикуляцией, дыханием, увеличивать словарный запас, да и много чего еще.

Я уже не раз писала об играх, которые способствуют развитию речи в 1-2 года. В этой статье хотелось бы собрать все вместе, а также опубликовать еще много полезных упражнений для артикуляционной и дыхательной гимнастики и не только.

Итак, игры и упражнения для развития речи:

1. Пальчиковые и жестовые игры

Учеными установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому просто необходимо способствовать активным действиям пальчиков и рук малыша. Замечательные помощники в этом деле – пальчиковые игры, о них я уже писала не раз, полный список интересных пальчиковых и жестовых игр, отсортированных по возрастам можно найти здесь:

ОТ 1 ГОДА

ОТ 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ

ОТ 1 ГОДА 6 МЕСЯЦЕВ

ОТ 1 ГОДА 9 МЕСЯЦЕВ

Помимо веселых стишков, очень полезно между делом разучивать вместе с малышом простые жесты, например:

  • На вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик — «1 годик»;
  • Грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;
  • Показываем «да», «нет» движением головы;
  • Показываем «спасибо» кивком головы;
  • На вопрос «Как у тебя дела?» показываем большой пальчик – «Во!» («Отлично!»)

Пальчиковые игры для детей 1-2 лет

  • Изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу);
  • Изображаем, как прыгает зайчик (руки перед грудью, кисти опущены, прыгаем);
  • Изображаем, как ходит лисичка (виляем попой);
  • Изображаем, как щелкает зубами волк (широко открываем и закрываем рот, щелкая зубами);
  • Изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как ходит утка (передвигаемся на корточках).
  • Ближе к двум годам начинаем разучивать новый ответ на вопрос «Сколько тебе годиков?» и тренируемся показывать одновременно указательный и средний пальцы – «2 годика». Эту же пальчиковую фигуру можно назвать «Зайчик»

2. Сенсорные игры на развитие мелкой моторики

Полный список игр на развитие мелкой моторики можно найти здесь:

ОТ 1 ГОДА — ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2, ЧАСТЬ 3, ЧАСТЬ 4

ОТ 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ

ОТ 1 ГОДА 6 МЕСЯЦЕВ

ОТ 1 ГОДА 9 МЕСЯЦЕВ

3. Артикуляционные упражнения

Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Тася научилась дуть в 1 год 3 месяца, в этом нам помогла свечка. Сразу, как освоились со свечкой, стало получаться и в трубу дуть, и мыльные пузыри раздувать. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:

  • Задувать свечку;

  • Дуть в дудочку;

  • Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;

  • Надувать мыльные пузыри;

  • Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;

  • Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.

Вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать (примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше):

  • «Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
  • «Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
  • «Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
  • «Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
  • «Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;
  • «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
  • «Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
  • «Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.
  • «Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.

4. Игра «Кто в домике живет»

На мой взгляд, игра замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша. Итак, заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу. Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка. Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.

5. Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов

Это мое любимое. Мы с Тасей эти стишки просто обожали, дочка изо всех сил старалась повторять за мной простые слова. Текст в стихах подобран так, что мотивирует ребенка к разговору. Даже если ребенок сначала не будет повторять за вами ничего, это не значит, что стихи бесполезные. Стоит периодически к ним возвращаться, и малыш обязательно начнет пытаться повторять простые слова и звукоподражания.

Как пойдем гулять? Топ-топ!
Как мы дверь закроем? Хлоп!
Кошка к нам с крылечка: Прыг!
Воробьишки: Чик-чирик!
Кошка рада птичкам: Мурр!
Воробьи взлетели: Фурр!
Дальше ножками: Топ-топ!
И теперь калиткой: Хлоп!
Как трава шумит? Ш-ш-ш!
Кто в траве шныряет? Мышь!
На цветке пчела: Жу-жу!
Ветер листьями: Шу-шу!
Речка струйками: Трень-брень!
Здравствуй, яркий летний день!

***

На лугу паслась корова: Му-у, му-у.
Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з.
Летний ветерок подул: Ф-ф-ф, ф-ф-ф.
Колокольчик зазвенел: Динь, динь, динь.
Стрекотал в траве кузнечик: Тр-р-р, тц-с-с.
Еж колючий пробегал: Пх-пх-пх.
Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль.
И сердитый жук жужжал: Ж-ж-ж, ж-ж-ж.

В книжке «Стихи-болтушки» (Ozon, Лабиринт, My-shop) можно найти много подобных стишков, правда в основном они чуть посложнее, чем эти два, но их чтение тоже очень благотворно скажется на развитии речи ребенка.

Стихи-болтушки фото

6. Дыхательная гимнастика

(примерно с 1,5 лет)

  • Колесо лопнуло. Сначала сцепляем руки кругом перед собой, изображая колесо. Затем на выдохе начинаем медленно скрещивать руки (так чтобы правая рука легла на левое плечо и наоборот) и произносить «ш-ш-ш» — колесо сдувается.

  • Насос. Далее предлагаем ребенку накачать сдувшееся колесо. Руки сжимаем перед грудью в кулаки, как будто держим насос. Наклоняемся вперед и опускаем руки вниз, сопровождая свои действия звуком «с-с-с», повторяем несколько раз.
  • Громко-тихо. Произносим громко и тихо какой-нибудь звук. Например, сначала притворяемся большими медведями и говорим «Э-э-э», затем маленькими мишками и говорим то же самое, только тихо.
  • Дровосек. Сначала складываем руки вместе (как будто держим топор) и поднимаем их вверх. Затем резко опускаем их вниз, наклоняясь и произнося «ух». Повторяем несколько раз.
  • Волшебник. Сначала взмахиваем руками и задерживаем их наверху. Потом плавно опускаем, произнося слоги: «М-м-м-а», «М-м-м-о», «М-м-м-у», «М-м-м-ы».

7. Чтение книг

Во время чтения желательно постоянно использовать вопросы «Что это?», «Кто это?» (пусть  даже и придется первое время отвечать на них вам), вопросы активизируют мыслительную детальность малыша, побуждают его к разговору.

Ну а что лучше всего читать ребенку в этом возрасте, можно узнать здесь:

ПОДБОРКА КНИГ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ. СКАЗКИ И СТИХИ

РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ

8. Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевая игра – очень благодатная среда для развития речи. Во время игры у ребенка возникает естественная потребность что-то сказать: нужно как-то называть основных персонажей игры и их действия, выражать свои мысли и чувства.

Подробно о том, как играть в сюжетно-ролевые игры с ребенком 1-2 лет читайте здесь.

Игры и упражнения для развития речи у детей 1-2 лет

9. Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка

Я очень люблю методику Домана – не ту, в которой родители гонятся за результатом и кроме карточек ребенок больше ничего не видит, а ту ее версию, когда родители без фанатизма демонстрируют ребенку действительно интересную информацию. При таком подходе ребенок любит карточки и смотрит их с удовольствием. А еще он стремится повторять слова, услышанные во время просмотра!

Методика Домана

Во время наших с дочкой занятий я много раз замечала, что любимые карточки побуждают ее произносить все больше и больше новых слов. В возрасте около года, Таисия старалась хотя бы односложно, но повторить за мной название увиденной картинки, либо изобразить его (например, фырчала при виде ежика, или указывала на конкретный предмет). Чуть постарше она стала повторять уже все слова целиком. Ну а в 2 года, когда пришел черед изучать факты-предложения, она легко запоминала их и потом нам выдавала.

Про то, что просмотр карточек Домана расширяет пассивный словарь ребенка, думаю, и говорить даже не стоит.

10. Постоянно разговаривайте с ребенком!

Что бы вы ни делали, все ваши совместные действия с малышом должны сопровождаться обсуждением происходящего. В то же время многословить тоже не нужно. Разговор с ребенком должен быть неторопливым, с яркой интонацией и четким произношением слов. Необходимо называть точными словами все предметы, их признаки, качества и свойства (мягкий, пушистый, гладкий, шероховатый, блестящий и т.д.). Таким образом, вы создаете питательную речевую среду для развития ребенка.

Почаще сравнивайте предметы друг с другом (на моей кофте большие пуговицы, а на твоей – маленькие, этот дом высокий, а этот низкий). Объясняйте причинно-следственные связи и мотивацию тех или иных действий (моем руки – будем кушать, надеваем куртку – идем гулять, заиграла музыка – потанцуем) и подчеркивайте результативность этих действий (руки помыли – они стали чистыми, ребенок оделся – ему тепло).

Советую также почитать статью «Развитие речи до года». Абсолютно все рекомендации по ведению разговора с ребенком до года верны и в возрасте 1-2 лет.

Ну и под конец, хочу напомнить про одно очень полезное пособие — «Альбом по развитию речи для самых маленьких» (Ozon, My-shop). О нем я уже немного писала раньше здесь.

Батяева Альбом по развитию речи для самых маленьких

На этом буду закругляться. Желаю вам интересных занятий с малышом!

На новые статьи блога можно подписаться здесь: Инстаграм, Вконтакте, Facebook, Email.

Искренне ваша, Яна Разначенко

играем с геометрическим лото

УЧИМ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ С МАЛЫШАМИ ОТ 1 ГОДА

Как уложить ребенка спать без слез

КАК УЛОЖИТЬ РЕБЕНКА СПАТЬ БЕЗ СЛЕЗ И СКАНДАЛОВ

Развивающие книги для детей 1-2 лет

РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ

Источник

Ðàçâèâàåì ðå÷ü ñ ðîæäåíèÿ

Ïîÿâëåíèå ðå÷è — îäèí èç ñàìûõ âàæíûõ ìîìåíòîâ êàê ðàçâèòèÿ èíòåëëåêòóàëüíûõ ñïîñîáíîñòåé ðåáåíêà, òàê è åãî âîñïèòàíèÿ, ôîðìèðîâàíèÿ êàê ëè÷íîñòè. Î÷åíü ïîëåçíî íà÷èíàòü ðàçâèâàòü ðå÷ü ñ ïåðâûõ äíåé æèçíè. Ýòî ñîâñåì íå ñëîæíî.
×òî áû ìû íè äåëàëè ñ ðåáåíêîì — êîðìèëè, êóïàëè, îäåâàëè, ïåëåíàëè, ãóëÿëè — íóæíî ïðîñòî ñ íèì ðàçãîâàðèâàòü. Êîíå÷íî, åñëè ìàëûø íå ñïèò. Ñëîâà âàæíî ïðîèçíîñèòü îò÷åòëèâî, ñïîêîéíî è ëàñêîâî. Ïðè ýòîì æåëàòåëüíî, ÷òîáû ðåáåíîê âèäåë ëèöî âçðîñëîãî, äâèæåíèÿ åãî ãóá. Òîãäà óæå ê 3 ìåñÿöàì ìàëûø íà÷èíàåò îòëè÷àòü ÷åëîâå÷åñêóþ ðå÷ü îò äðóãèõ çâóêîâ. Ïðèìåðíî â ýòîì æå âîçðàñòå ðåáåíîê ïûòàåòñÿ è ñàì ïîäðàæàòü ðàçãîâîðó âçðîñëûõ — íà÷èíàåò ãóëèòü, à ê 6 ìåñÿöàì — ïðîèçíîñèòü îòäåëüíûå ñëîãè. Óæå íà÷èíàåòñÿ íàñòîÿùåå îáùåíèå: ìàëåíüêèé ÷åëîâå÷åê, óñëûøàâ ãîëîñ ìàìû, ðàäóåòñÿ, óëûáàåòñÿ è ïûòàåòñÿ ÷òî-òî ëåïåòàòü â îòâåò. Ìîæíî è âçðîñëîìó ïîëåïåòàòü âìåñòå ñ ðåáåíêîì, ÷òîáû îí áûñòðåå íàó÷èëñÿ ïðàâèëüíî ïðîèçíîñèòü çâóêè è ñëîãè. À åù¸ ìîæíî ëþáûå ïðîñòûå ñëîãè ñðèôìîâàòü ñ êàêîé-íèáóäü îñìûñëåííîé ôðàçîé, è ïîëó÷èòñÿ ïîòåøêà. Íàïðèìåð:

Ìà-ìà-ìà, ìà-ìà-ìà,
Ìàøà êóøàåò ñàìà.

Ðà-ðà-ðà, Ðà-ðà-ðà,
Îäåâàòüñÿ íàì ïîðà.

Òà-òà-òà, òà-òà-òà,
Ðûæèé õâîñòèê ó êîòà.

Ïîòåøêè

 íåçàïàìÿòíûå âðåìåíà ïîÿâèëèñü â íàðîäå êîðîòåíüêèå ñòèøêè – ïåñòóøêè, ïîòåøêè, ïðèñêàçêè è ïðèáàóòêè, ïîìîãàþùèå âçðîñëûì îáùàòüñÿ ñ ìàëûøîì â äîñòóïíîé äëÿ íåãî ôîðìå.
 ýòèõ èñïûòàííûõ âåêàìè ìàëûõ æàíðàõ íàðîäíîãî òâîð÷åñòâà çàêëþ÷åíà âåëèêàÿ ñèëà ìàòåðèíñêîé ëþáâè è íåæíîñòè. Íàâåðíîå ïîýòîìó ïðîñòûå, íî òàêèå äîáðûå è ëàñêîâûå ñòèøêè íå ïîòåðÿëè ñâîåé àêòóàëüíîñòè è â íàøå âðåìÿ. Èõ ìîæíî íàçâàòü ïåðâûìè êëàññè÷åñêèìè ëèòåðàòóðíûìè ïðîèçâåäåíèÿìè, ñ êîòîðûìè çíàêîìèòñÿ ðåáåíîê.
Âðÿä ëè â Ðîññèè íàéäåòñÿ õîòÿ áû îäèí ÷åëîâåê, íå çíàþùèé íè îäíîé ïîòåøêè. «Ëàäóøêè», «Ñîðîêà-áåëîáîêà», «×èêè-÷èêè-÷èêàëî÷êè», «Ïåòóøîê, ïåòóøîê, çîëîòîé ãðåáåøîê» è ìíîãèå äðóãèå – ó âñåõ íà ñëóõó. Èõ ìîæíî ðàññêàçûâàòü ìàëûøó õîòü ñ ðîæäåíèÿ. Îïòèìàëüíûé æå âîçðàñò äëÿ òîãî, ÷òîáû íà÷èíàòü ïðèîáùàòü ðåáåíêà ê êîðîòåíüêèì ñòèøêàì è ïîòåøêàì, – ïðèìåðíî ïîëãîäà. Ëîãîïåäû, êñòàòè, î÷åíü ñîâåòóþò ïîòåøêè äëÿ ðàçâèòèÿ ðå÷è è ïðàâèëüíîãî ïðîèçíîøåíèÿ.

Ïîòåøêè íàéòè ìîæíî è â èíòåðíåòå, è â ìíîãî÷èñëåííûõ êíèæíûõ ñáîðíèêàõ. Íåäàâíî äàæå âûøëà êíèãà, ñîáðàâøàÿ â ñåáå îêîëî òûñÿ÷è ïîòåøåê! Îíà òàê è íàçûâàåòñÿ – «1000 ïîòåøåê» (èçäàòåëüñòâî «Ïðîô-Ïðåññ»).  ýòîì îãðîìíîì îêåàíå íàðîäíîãî è àâòîðñêîãî ïîýòè÷åñêîãî òâîð÷åñòâà åñòü ñòèøêè íà ëþáîé âêóñ è íà âñå ñëó÷àè æèçíè. Íàéòè íóæíóþ ïîòåøêó íåñëîæíî: âñå îíè ðàñïðåäåëåíû ïî òåìàì, ýòèõ òåì â êíèãå âñåãî 12: ïîòåøêè äëÿ ñàìûõ ìàëåíüêèõ, êóøàåì ñ ïîòåøêîé, ïðîñûïàåìñÿ ñ ïîòåøêîé, è ò.ä. È ê êàæäîìó ñòèøêó åñòü ñâîÿ èëëþñòðàöèÿ. Êàðòèíêè âñå î÷åíü ïðèÿòíûå – òðîãàòåëüíûå è ìèëûå. Ìíå êàæåòñÿ, ÷òî ýòà êíèãà –íàñòîÿùàÿ íàõîäêà äëÿ ðîäèòåëåé. Ïðàâäà, ïîëó÷èëàñü îíà äîâîëüíî ãðîìîçäêîé. È äëÿ òåõ, êòî íå ïîêëîííèê êðóïíûõ êíèæíûõ ôîðì, åñòü ìíîãî÷èñëåííûå òîíåíüêèå âàðèàíòû ýòîãî èçäàíèÿ.

Ïðèñêàêàëè çàé÷èêè:
— Ïðîñûïàéòåñü, ìàëü÷èêè.
Ïðèáåæàëè áåëî÷êè:
— Ïðîñûïàéòåñü, äåâî÷êè.
Ïðèïëûâàëè ê íàì åðøè:
— Ñ äîáðûì óòðîì, ìàëûøè!

Ïðîñòûå ñòèøêè îá èãðóøêàõ

Ïîñëå øåñòè ìåñÿöåâ äåòÿì ïîëåçíî ïîêàçûâàòü ïðåäìåòû, èãðóøêè, ìåáåëü è íàçûâàòü èõ. ×òîáû áûëî âåñåëåå, ìîæíî ðàññêàçûâàòü êîðîòåíüêèå ñòèøêè î òîé èãðóøêå (èëè ëþáîì ïðåäìåòå), êîòîðûé ìû ïîêàçûâàåì. Òîëüêî âàæíî ïîìíèòü, ÷òî ïðîâîäèòü çàíÿòèÿ ñ ìàëûøîì íàäî òîãäà, êîãäà îí âûñïàëñÿ è íå ãîëîäåí.
Ìàëûøè îòëè÷àþòñÿ îñîáåííîé ÷óòêîñòüþ ê ïîýòè÷åñêîé ôîðìå ðå÷è. Ïðîñòûå, êîðîòåíüêèå ñòèøêè ëåãêî çàïîìíèòü è ðàññêàçûâàòü ðåáåíêó êàê ìîæíî ÷àùå. È âñêîðå îí óæå áóäåò óçíàâàòü çíàêîìûå ñòðî÷êè.

Èãðàÿ ñ äåòüìè, ÿ ÷àñòî ñî÷èíÿëà äëÿ íèõ êàêèå-íèáóäü ïðîñòåíüêèå ñòèøêè. Òàê ïîÿâèëñÿ öèêë «Èãðóøêè». Âîò, íàïðèìåð, íåêîòîðûå èç ýòèõ ñòèõîâ.

Çàé÷èê

Ñåðûé çàé÷èê
Ñëîâíî ìÿ÷èê
Ïî ëåñíîé
Îïóøêå
Ñêà÷åò,
Îò ëèñè÷êè
È îò âîëêà
Óáåæèò
Çàé÷èøêà
Ëîâêî.

Ìèøêà

Ìèøêà ïî ëåñó èäåò,
Ìèøêà èùåò ñëàäêèé ìåä.
Åñëè ìèøêà ìåä íàéäåò,
 ãîñòè çàéêó ïîçîâåò.

Ëèñè÷êà

Ó ðûæåé ëèñè÷êè
 çóáàõ îêàçàòüñÿ
È ìûøêè, è ïòè÷êè,
È çàéêè áîÿòñÿ.

Ñîâà

Ó ãëàçàñòîé ñîâóøêè
Õèùíàÿ ãîëîâóøêà,
Ïåðûøêè ïóøèñòûå,
Íîæåíüêè êîãòèñòûå.

Ëîâèò ìûøåê è çàé÷àò
Íà îõîòå ïî íî÷àì.

Ñîáà÷êà

ß — âåñåëàÿ ñîáà÷êà,
Áóäåì ìû òîáîé äðóæèòü,
Åñëè òðóäíàÿ çàäà÷êà,
Ïîìîãó åå ðåøèòü!

Åñëè ñòàíåò î÷åíü ãðóñòíî —
Ïåñíþ ÿ òåáå ñïîþ,
À â æåëóäêå áóäåò ïóñòî —
Êîñòî÷êó îòäàì ñâîþ.

Êîòåíîê

Êòî òàì ïðÿ÷åòñÿ â êîðçèíêå?
Õâàòèò â ïðÿòî÷êè èãðàòü,
Íàäåâàé ñâîè áîòèíêè,
È ïîéäåì ñêîðåé ãóëÿòü!

Îâå÷êà

Øåðñòè ìíå äàëà îâå÷êà,
×òîáû âàðåæêè ñâÿçàòü.
 íèõ òåïëî, ïî÷òè êàê â ïå÷êå,
Ïîáåæèì â ñíåæêè èãðàòü!

 ðóêàâè÷êàõ õîðîøî,
Íå çàìåðçíóò ðó÷êè,
Âîò óæå è ñíåã ïîøåë
Èç êîñìàòîé òó÷êè…

Õðþøêà

×òî çà òîëñòàÿ çâåðþøêà?
 — Áëåäíî-ðîçîâàÿ õðþøêà!
Õâîñòèê — ìàëåíüêèé êðþ÷îê,
Íîñèê — ìÿãêèé ïÿòà÷îê.

Ïîçâàëà ìåíÿ èãðàòü,
Áåãàòü, êóâûðêàòüñÿ,
Âìåñòå æåëóäè èñêàòü,
 ëóæèöàõ ïëåñêàòüñÿ!

Êóêëà Äàøà

Åñòü ó Ìàøè êóêëà Äàøà, —
Ìàøà Äàøó êîðìèò êàøåé.
Âå÷åðîì — êëàäåò â êðîâàòü:
 — Ïîçäíî, Äàøà, íàäî ñïàòü.

Óòðîì äî÷êó ïîäíèìàåò,
Îäåâàåò, óìûâàåò…
Êàøêó êóøàþò îïÿòü
È âäâîåì èäóò ãóëÿòü.

Íåâàëÿøêà

Íåâàëÿøêó ìû õîòåëè
Íà íî÷ü óëîæèòü â êðîâàòü…
Çðÿ ñòàðàëèñü. Âåäü íà äåëå
Íè çà ÷òî íå áóäåò ñïàòü!

Áåñïîëåçíî çàñòàâëÿòü, —
Âñå ðàâíî âñòàåò îïÿòü!

Äåä Ìîðîç

Ó ìåíÿ ñòîèò ïîä åëêîé
Äåäóøêà Ìîðîç,
Ïàäàþò åå èãîëêè
Íà êóðíîñûé íîñ.

 òåïëîé øóáå, ñ áîðîäîþ,
Ìîæåò, äåäó æàðêî?
À â ìåøêå — äëÿ íàñ ñ òîáîþ
Ó íåãî ïîäàðêè!

Ñíåãóðî÷êà

Åñòü âíó÷åíüêà ó Äåäóøêè —
Ñíåãóðî÷êà-êðàñà,
Ãëàçà — êàê ñèíå íåáóøêî,
Äî ïîÿñà êîñà.

Äîáðà êî âñåì è ëàñêîâà,
Ìèëà è õîðîøà,
Ïîòåøèò ïåñíåé, ñêàçêîþ,
Ñíåãóðî÷êà-äóøà!

Ðàçâèâàþùèå ñòèõè äëÿ äåòåé

Ïîñëå ãîäà ðåáåíîê âåñüìà áûñòðî íà÷èíàåò ïîíèìàòü ðå÷ü, à ê äâóì ãîäàì ìíîãèå ìàëûøè óæå è ñàìè ãîâîðÿò êîðîòêèìè ôðàçàìè. È ïàìÿòü ó äåòåé â ýòîì âîçðàñòå ïðåêðàñíàÿ. Îíè, äàæå íå ñîâñåì ïîíèìàÿ ñìûñë, ìîãóò çàïîìíèòü íàèçóñòü î÷åíü äëèííûå ñêàçêè (îñîáåííî — ïîýòè÷åñêèå), åñëè ÷àñòî èõ ñëûøàò. Ìàëûøàì ïîëåçíî ÷èòàòü è «ñòàðûå» òåêñòû, êîòîðûå îíè óæå õîðîøî óñâîèëè, è íîâûå, ÷òîáû ïðîäîëæàëîñü ðàçâèòèå ìûñëèòåëüíûõ è ðå÷åâûõ ñïîñîáíîñòåé. Ñëåäóþùèå ñòèõè áóäóò èíòåðåñíû äåòèøêàì è â 1,5 — 2 ãîäà, è â 5–6 ëåò. Òîëüêî âàæíî ïîìíèòü, ÷òî ðåáåíîê íå ñìîæåò (äà è íå ïîëåçíî åìó ýòî) ïàññèâíî ñëóøàòü. Îí õî÷åò èãðàòü, äâèãàòüñÿ, â àêòèâíîé èãðå ïîçíàâàòü îêðóæàþùèé ìèð — è òîíêîñòè ðîäíîãî ÿçûêà, è âñå, ÷òî ïðîèñõîäèò âîêðóã. Ïîýòîìó, ÷èòàÿ ñòèõè, íóæíî èãðàòü ñ ðåáåíêîì. Çäåñü — áîëüøîé ïðîñòîð äëÿ ðîäèòåëüñêîé ôàíòàçèè. Íàïðèìåð, ñòèøîê ïðî ëîïàòêó ìîæíî ðàññêàçûâàòü íà çèìíåé ïðîãóëêå, íàáèðàÿ ëîïàòêîé ñíåã è ïîäáðàñûâàÿ åãî ââåðõ, ñòèøîê ïðî ìÿ÷èê — èãðàÿ ìÿ÷èêîì, ïðî ëîøàäêó — ïîêàçûâàÿ, êàê ëîøàäêà ñêà÷åò è ò. ä.

Æåëàòåëüíî âûáèðàòü äëÿ ìàëûøåé êà÷åñòâåííûå ñòèõè: ñ ïðîñòûì, ÷åòêèì ñìûñëîì, áåç íåïîíÿòíûõ ñëîâ (èëè ôðàç) è áåç ñáîåâ â ðèòìå.

Ëîïàòêà äëÿ ñíåãà

Ëåòîì íóæåí áûë ñîâî÷åê,
Ïîòîìó, ÷òî áûë ïåñî÷åê.
À òåïåðü çèìà, ðåáÿòêè,
Çíà÷èò, ìíå íóæíà ëîïàòêà!

Ñíåã ëîïàòêîé íàáèðàþ,
Õëîï! — È ââåðõ åãî áðîñàþ.
Íî âîçíèê îäèí âîïðîñ —
Ïî÷åìó â ñíåãó ìîé íîñ?

Áàáî÷êà è ãóñåíèöà

Ãóñåíè÷êå íðàâèòñÿ
Áàáî÷êà-êðàñàâèöà:
– Àõ, êàê õî÷åòñÿ ëåòàòü!
Ãäå áû êðûëûøêè äîñòàòü?

Ìÿ÷èêè

Ïðûã-ïðûã-ïðû㠖 ÷òî áûëî ñèë
Ìÿ÷èê ìàëåíüêèé ñïåøèë,
À çà íèì áîëüøîé áåæàë,
ÏÐÛà – è âìèã åãî äîãíàë.

Ìàòðåøêè

Õèòðûå èãðóøêè –
Ïðÿ÷óòñÿ äðóã â äðóæêå,
Îò áîëüøîé ìàòð¸øêè
Äî ìàòð¸øêè-êðîøêè.

Æåðåáåíîê

Æåðåáåíî÷åê ñ ëîøàäêîé
Âî äâîðå èãðàåò â ïðÿòêè:
Ïðèòàèëñÿ çà êàäóøêîé,
Íî òîð÷àò îòòóäà óøêè.

Ìàøèíà

Åñòü â èãðóøå÷íîé ìàøèíå
Ðóëü, êîëåñà è êàïîò,
Ìû çàïðàâèìñÿ áåíçèíîì
È îòïðàâèìñÿ âïåðåä.

Âîò óæå çà ñâåòîôîðîì
Âñå âíèìàòåëüíî ñëåäèì:
Åäåì — òîëüêî íà çåëåíûé!
À íà êðàñíûé ñâåò — ñòîèì!

À âîò ñòèõè, êîòîðûå ïîìîãóò ðåáåíêó íàó÷èòüñÿ èãðàòü ñ ìàòðåøêîé, ñîáèðàòü ïèðàìèäêó, çàïîìíèòü íàçâàíèÿ öâåòîâ. À ñ÷èòàëî÷êà ïîìîæåò âûó÷èòü íàçâàíèÿ ïàëü÷èêîâ.

Ìàòðåøêà

Ïîäàðèëè Ìàøå
Ìàòðåøêó — íåòó êðàøå!

Âñÿ òàêàÿ ëàäíàÿ:
ßðêàÿ, íàðÿäíàÿ.

Èíòåðåñíî ñ íåé èãðàòü,
Ìîæíî äàæå îòêðûâàòü.

Ïðèîòêðîé åå íåìíîæêî,
Òàì âíóòðè — åù¸ ìàòðåøêà!
Òîëüêî ÷óòü ïîìåíüøå ðîñòîì,
 îñòàëüíîì — äâîéíÿøêè ïðîñòî.

Ñòàëè òðåòüþ ìû èñêàòü,
Îêàçàëîñü öåëûõ ïÿòü!
Ïÿòü ìàòðåøåê — âñå â îäíîé
Ìîãóò ñïðÿòàòüñÿ ïîðîé.

Ïèðàìèäêà

Ñåìü öâåòîâ ó ïèðàìèäêè,
Ñîáåðåì âñ¸ áåç îøèáêè:

Âìåñòå ìû íà ñòåðæåíü äëèííûé,
Ïî ðàçìåðó óìåíüøàÿ,
ÔÈÎËÅÒÎÂÛÉ è ÑÈÍÈÉ,
ÃÎËÓÁÎÉ äèñê íàäåâàåì.

Âîò — ÇÅËÅÍÛÉ, ýòî — ÆÅËÒÛÉ,
Äà ÎÐÀÍÆÅÂÛÉ åùå.
ÊÐÀÑÍÛÉ — ñâåðõó! È ãîòîâà
Ïèðàìèäêà. Âîò è âñå!

Ïàëü÷èêè (ñ÷èòàëî÷êà)

Ðàç, äâà, òðè, ÷åòûðå, ïÿòü,
Áóäåì ïàëü÷èêè ñ÷èòàòü.

ÏÅÐÂÛÉ ïàëü÷èê íàø — ÁÎËÜØÎÉ,
ÓÊÀÇÀÒÅËÜÍÛÉ — ÂÒÎÐÎÉ.

ÑÐÅÄÍÈÉ ïàëü÷èê — ýòî ÒÐÅÒÈÉ,
Îí äëèííåå âñåõ, çàìåòèì!

Âîò ×ÅÒÂÅÐÒÛÉ — ÁÅÇÛÌßÍÍÛÉ,
Áûòü áåç èìåíè òàê ñòðàííî…

À ÌÈÇÈÍÅÖ — ïàëü÷èê ÏßÒÛÉ,
Ðîñòîì òîëüêî ìàëîâàòûé.

Ïÿòü — íà ïðàâîé, ïÿòü — íà ëåâîé,
Âìåñòå — äåñÿòü, ñëîæèì ñìåëî!

Îõ, óñòàëè ìû ñ÷èòàòü,
Íå ïîðà ëè íàì â êðîâàòü?

Ñïîêîéíîé íî÷è!

Åñëè ÷èòàòü èëè íàïåâàòü ïåðåä ñíîì îäíè è òå æå ñòèøêè, ïåòü êîëûáåëüíûå, òî ó ðåáåíêà ïîñòåïåííî ôîðìèðóåòñÿ ïîëåçíûé íàâûê — íàñòðàèâàòüñÿ íà ñîí, óñëûøàâ çíàêîìûå ñòðî÷êè. Ýòî, êîíå÷íî, êàñàåòñÿ íå òîëüêî ñíà, íî è äðóãèõ ìîìåíòîâ â ðåæèìå äíÿ ìàëûøà. Õî÷ó ïðåäëîæèòü íåñêîëüêî ñòèõîâ, êîòîðûå íå òîëüêî íàñòðàèâàþò íà ñîí, íî è ðàñøèðÿþò êðóãîçîð ðåáåíêà.

Êðîâàòü

Âîò òâîÿ êðîâàòü,
×òîáû ñëàäêî ñïàòü.
Ìÿãêàÿ ïåðèíêà, —
Îòäîõíåò ïóñòü ñïèíêà.

Âîò òåáå ïîäóøêè,
Ïîëîæè ïîä óøêè.
Âîò è îäåÿëî,
×òîá òåïëåå ñòàëî.

Ãëàçêè çàêðûâàé,
Áàþ-áàþ-áàé!

***
Çâ¸çäû âîäÿò õîðîâîä,
Íàøà äî÷êà ñïàòü èä¸ò.
Ìåñÿö, ìåñÿö, áàþ-áàé,
Êîëûáåëüêó ïîêà÷àé.
Êîëûáåëüêó ïîêà÷àé,
Ñïè, äî÷óðêà, çàñûïàé.

***
Äåòêè, äåòêè, ñïàòü ïîðà,
Âñå óñíóëè äî óòðà:
Çàñûïàåò â íîðêå ìûøêà,
À â áåðëîãå — áóðûé ìèøêà,
Ñïèò ïîä ëèñòèêîì æó÷îê,
Ïîä êóñòî÷êîì ñïèò âîë÷îê.
Ìàøà òîæå çàñûïàé,
Áàþ-áàþ, áàþ-áàé!

Ëóíà

Íà äâîðå óæå òåìíî…
Çàãëÿíóëà ê íàì â îêíî
Êðóãëîëèöàÿ ëóíà
Ñìîòðèò ëàñêîâî îíà,

Øåï÷åò òèõî òàê: «Ðåáÿòêè,
Ñïàòü ïîðà, âàñ æäóò êðîâàòêè,
Ñëàäêèå âñòðå÷àéòå ñíû
Èç íåâåäîìîé ñòðàíû».

Êòî êàê ãîâîðèò?

×òî ìàìû è ïàïû (à òàêæå áàáóøêè, äåäóøêè, äÿäè è ò¸òè) íå ìîãóò íèêàê çàïîìíèòü? Äîãàäàëèñü? Ýòè âçðîñëûå ëþäè íå ìîãóò ïî÷åìó-òî óñâîèòü, êàê ìÿóêàåò êîøêà, ëàåò ñîáà÷êà èëè ìû÷èò êîðîâêà. È ïîòîìó ïîñòîÿííî ïðèñòàþò ñ òàêèìè âîïðîñàìè ê ñâîèì ãîäîâàëûì êðîõàì. Ïîòîì, ïðàâäà, âñ¸ ðàâíî çàáûâàþò. È îïÿòü ñïðàøèâàþò îá ýòîì ó ìàëûøåé. Íó è ëàäíî, ïóñêàé ñïðàøèâàþò, ìàëûøàì òàêàÿ èãðà òîæå íðàâèòñÿ. È îíà î÷åíü ïîëåçíà äëÿ ðàçâèòèÿ ðå÷è. Âåäü ðåáåíîê ñíà÷àëà ó÷èòñÿ ïðàâèëüíî ïðîèçíîñèòü ñëîãè, à ïîòîì óæå ñëîâà. Õîðîøî åù¸ íàãëÿäíî ïîêàçûâàòü ðåáåíêó ñîîòâåòñòâóþùóþ èãðóøêó èëè êàðòèíêó.
 Èãðóøêó, êîíå÷íî, ëó÷øå, âåäü åå ìîæíî ïîäåðæàòü â ðóêàõ, ðàçãëÿäåòü ñî âñåõ ñòîðîí, èçîáðàçèòü, êàê äâèãàåòñÿ òî èëè èíîå æèâîòíîå, ðàçûãðàòü ìàëåíüêóþ ñöåíêó. Äëÿ ýòîãî âåñüìà ïîëåçíû ìîãóò áûòü íàáîðû ðàçíûõ èãðóøå÷íûõ çâåðþøåê. Òîëüêî äëÿ äåòåé äî òðåõ ëåò ñëåäóåò ïîêóïàòü íå ñëèøêîì ìåëêèå èãðóøêè, ÷òîáû ìàëûø íå ñìîã èõ ñëó÷àéíî ïðîãëîòèòü èëè ïîäàâèòüñÿ.
È òîãäà ìîæíî ðàçûãðàòü öåëóþ ñêàçêó î äîìàøíèõ æèâîòíûõ. Èëè íåáîëüøèå ñöåíêè èç èõ æèçíè. Íàïðèìåð, òàêèå:

Ùåíîê

Ó ùåíêà âåñåëûé íðàâ,
Ãîâîðèò îí:
— ÀÂ-ÀÂ-ÀÂ!
Ïîçäîðîâàéñÿ ñ ùåíêîì,
Îí â îòâåò âèëüí¸ò õâîñòîì.

Êîòèê

— ÌßÓ-ÌßÓ, — áåëûé êîòèê
Ìîåò ëàïêîé ñâîé æèâîòèê,
Óøêè ìîåò, ñïèíêó,
Êàæäóþ øåðñòèíêó.

Êîøêà

— ÌßÓ-ÌßÓ, — ïðîñèò êîøêà, —
Ìîëî÷êà ìíå äàé íåìíîæêî.
È íà çàâòðàê, è â îáåä
Ìîëî÷êà ïîëåçíåé íåò.

Êîçà

Ãîâîðèò êîçà:
— ÌÅ-ÌÅ,
Ìîé ìàëûø, èäè êî ìíå!
Áîëüøå, ìèëûé, íå òåðÿéñÿ,
Ñ ìàìîé, ñ ïàïîé íå áîäàéñÿ.

Êîðîâà

— ÌÓ-ÌÓ-ÌÓ, — ìû÷èò êîðîâà, —
Êàê æèâåòå? Âñå çäîðîâû?
Íå õîòèòå ìîëî÷êà
Âû îòâåäàòü ñ óòðå÷êà?
È òåëåíêó ñâîåìó
Ìîëî÷êà ÿ äàì, ÌÓ-ÌÓ!

Ëîøàäêà

— ȖÃÎ-ÃÎ, — èãðàåò â ïðÿòêè:
Æåðåáåíî÷åê ñ ëîøàäêîé:
Ïðèòàèëñÿ çà êàäóøêîé,
Íî òîð÷àò îòòóäà óøêè.

Êóðî÷êà è ïåòóøîê

Êâîõ÷åò êóðèöà-õîõëàòêà:
— ÊÎ-ÊÎ-ÊÎ, ìîè öûïëÿòêè!
Âàì ïîðà òðàâó ùèïàòü,
×åðâÿ÷êîâ â çåìëå èñêàòü.

Ïåòóøîê:
                — ÊÓÊÀÐÅÊÓ!
Äåòêàì âñåì — ïî ÷åðâÿêó!

Óòî÷êà

— ÊÐß-ÊÐß-ÊÐß, ÊÐß-ÊÐß-ÊÐß,
Íå òåðÿéòå âðåìÿ çðÿ, —
Óòêà äåòêàì ãîâîðèò
È íà ïðóä èäòè âåëèò.

Ãóñü

— ÃÀ-ÃÀ-ÃÀ, — ãîãî÷åò ãóñü, —
Íèêîãî ÿ íå áîþñü!
Î÷åíü õðàáðûé ÿ ãóñàê —
Ïóñòü äðîæèò îò ñòðàõà âðàã.

Èíäþê

— ÁÀË-ÁÀË-ÁÀË, ÁÀËÄÛ-ÁÀËÄÀ! —
Ãîâîðèò èíäþê âñåãäà,
ßðêèì ïëàòüåì ùåãîëÿåò,
Ãðîçíî øåþ ðàçäóâàåò.

Îâå÷êà

 — ÁÅ-ÁÅ-ÁÅ, — ñïåøèò îâå÷êà
Èñêóïàòüñÿ óòðîì â ðå÷êå.
À çà íåé — ÿãíåíîê: 
                — ÁÅ-Å,
Ìàìà, ÿ áåãó ê òåáå-å.

Õðþøêà

 Õðþøêà  òîëñòàÿ èäåò,
 Ïîðîñÿòî÷åê çîâåò:
 – Íó, êîìó ÿ ãîâîðþ,
 Êóøàòü âñåì ïîðà,
                ÕÐÞ-ÕÐÞ!

Íà òåìó «Êòî êàê ãîâîðèò» åñòü åùå ñêàçî÷êà äëÿ ìàëûøåé «Äîìàøíèå æèâîòíûå» https://www.stihi.ru/2009/12/01/897

Õî÷åòñÿ åùå äîáàâèòü, ÷òî èãðû ñî âçðîñëûìè íóæíû ðåáåíêó íå òîëüêî äëÿ åãî èíòåëëåêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ, íî è äëÿ ñîçäàíèÿ ïîëîæèòåëüíîãî ýìîöèîíàëüíîãî òîíóñà, ïðàâèëüíîãî ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Èãðà ñî âçðîñëûìè ëþäüìè äëÿ äåòåé (íå òîëüêî ìàëûøåé, íî è øêîëüíèêîâ) âñåãäà — èñòî÷íèê îñîáîé ðàäîñòè. Òåì áîëåå, ÷òî ïðèìåðíî äî ïîëóòîðà ëåò ìàëûø ïðàêòè÷åñêè åùå íå óìååò èãðàòü ñàìîñòîÿòåëüíî èëè ñî ñâåðñòíèêàìè. Íî è ïîñëå äâóõ ëåò îí íóæäàåòñÿ â ïîñòîÿííîì îáùåíèè ñ ðîäíûìè, îñîáåííî — ñ ìàìîé è ïàïîé.

https://www.lgromova.ru/
 

Источник