Игры способствующие речевому развитию ребенка
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Солнышко» города Алушты
Семинар
на тему:
«Игры, способствующие речевому развитию детей»
Цель: систематизирование и углубление знаний педагогов по теме: «Игры, способствующие речевому развитию детей».
План проведения
1. Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.
2. Условия успешного речевого развития.
3. Практическая часть
Слайд 3
Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности познания окружающего мира, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но речь ребенка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходима формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребенка. Гораздно успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.
Слайд 4
Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее. Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.
Слайд 5
Основные задачи речевого развития
Развитие звуковой культуры речи;
Формирование грамматического строя речи;
Обогащение словарного запаса; Развитие связной речи.
Речь ребенка формируется поэтапно и на каждом возрастном этапе решаются свои задачи речевого развития ребенка.
Слайд 6
При обследовании детей, поступающих в дошкольное учреждение, наблюдается различное речевое развитие. Условно их можно разделить на три группы:
1. Дети, у которых речь совсем отсутствует.
2. Дети, которые говорят отдельными словами.
3. Дети, которые говорят фразами, но их речь невнятная и с грамматическими ошибками.
Слайд 7
Необходимо научить малыша правильному дыханию и развивать его артикуляционный аппарат для того, чтобы ребёнок мог легко говорить длинными сложными предложениями. Артикуляцию очень хорошо развивают скороговорки.
Учите малыша считалкам. Повторение этих забавных стишков способствует развитию речи малыша. Загадывайте ребёнку загадки, разбирайте ответ вместе с ним. Когда ребёнок запомнит несколько загадок—загадывайте загадки друг другу. Они развивают воображение, наблюдательность и творческое мышление.
Поскольку при грамотном дыхании мы произносим все слова на выдохе, существует множество игр на тренировку именно этой фазы дыхания.
Дудочки и свистульки.
Выбирайте свистульки, которые нравятся ребёнку внешне, удобны для его рук и с негромким свистом. Дудочка усложняет задачу и одновременно с этим делает её более интересной и занимательной. Ведь дудочка, обладая мелодичным звучанием, позволяет получать разные звуки.
Слайд 8
Речевое развитие детей раннего возраста
Речевая деятельность ребенка в 2-3 года претерпевает наибольшие изменения. Именно в это время происходит ее становление, нарабатывается база, на основе которой впоследствии будет происходить развитие.
Развитие идет комплексно и затрагивает многие направления. Это и расширение словаря, и работа над звукопроизношением, и процесс выстраивания связной речи (монолог и диалог). Все этапы должны происходить под родительским наблюдением и с непосредственным участием взрослых.
Упражнения на развитие фонематического слуха ( Проводить занятия по развитию фонематического слуха нужно в знакомой ребенку обстановке и обязательно в игровой форме. Малыш должен понимать, что от него требуется, поэтому важно грамотное введение в игру – задать верные вопросы (короткие и максимально простые).
Покажи, откуда идет звук? Ребенок закрывает глаза и затем жестом руки показывает, откуда доносился звук.
Хлопни, как я. Повторяет количество хлопков за взрослым.
Хлопни, когда услышишь песенку водички (с-с-с). Малыш из набора звуков должен выбрать необходимый.
Упражнения и игры, которые помогут развивать речь у 2-3-летних малышей
В качестве упражнений и игр для развития речи у детей 2-3 лет используются:
звукоподражание (животным, транспорту и т.д.);
речевое сопровождение всех действий ребенка;
знакомство с изображениями на картинках и в жизни. Например, на картинке изображена кошка. «Как говорит кошка? Мяу» На прогулке встретили кошку. «Вспомни, как говорит кошка?» и т.д.
Пальчиковые игры для развития речи у детей 2-3 лет (К трем годам моторика рук у малыша развита слабо)
Основные пальчиковые упражнения:
коза (указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные в кулаке);
стол (одна рука в кулаке, вторая прямой ладонью кладется на кулак);
стул (одна рука в кулаке, прямая ладонь второй ставится сбоку от первой);
колечко (большой и указательный палец соединяются, образуя кольцо).
Слайд 9
Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников.
Ведущая линия развития речи детей 3-4 лет – это воспитание звуковой культуры речи, обучение правильному звукопроизношению, формирование грамматического строя речи.
Закрепление представления об обобщающих словах | «Назови одним словом» |
Образование форм, род, падеж мн. Числа, существительных | «Чего не стало?», «Прятки» |
Подбор глаголов | «Кто, что умеет делать?», «Закончи предложение», «Добавь слово», «Кто назовет больше действий» |
Придумывание окончания рассказа, нового окончания знакомой сказки | «Расскажи про Олю и зайчика», «Козлята и зайчик» |
Игры – инсценировки с игрушками | По сказкам: «Заюшкина избушка», «Теремок» и т.д. |
Слайд 10
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ
Ведущая линия развития детей данного возраста – обогащение словарного запаса. Продолжается работа по воспитанию звуковой культуры речи (формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи и интонационными средствами выразительности). Дети знакомятся с новыми терминами «звук», «слово».
Слайд 11
Игры и упражнения по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста является развитие связной речи, усвоение фонетической стороны речи. Проводится работа по дальнейшему совершенствованию речевого слуха, закрепление навыков чёткой, правильной, выразительной речи. Дети дифференцируют, что такое звук, слово, предложение.
Слайд 12
Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники сокращает время обучения и одновременно решает следующие речевые задачи: обогащение словарного запаса, составление рассказов, пересказ худ. литературы, отгадывание и загадывание загадок, заучивание стихов.
Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста
Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Театрализованная деятельность – это не просто игра, а ещё и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащение словаря, а так же развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.
Слайд 13
Музыкальные занятия и развитие речи
Музыкальное воспитание в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Основополагающий принцип проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. Чёткое произношение ритмического текста и стихов под музыку развивает музыкальный слух, воображение, чувства слова. Каждое слово, слог, звук произносятся осмысленно, с искренним отношением.
Художественное творчество и развитие речи
Художественное творчество – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Дети учатся анализировать формы, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов.
Слайд 14
Пальчиковые игры как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский Словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, творческие способности, фантазию малыша. Это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.
Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за неё, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д.. Развивается диалогическая речь.
Слайд 15
Подвижные игры в речевом развитии
Во время игры педагог стремится к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Это достигается путем проговаривания вместе с педагогом потешек, стихотворений, словесного сопровождения подвижных игр.
Предметно развивающая среда в группе
«В пустых стенах ребенок не заговорит…» Е.И. Тихеева Насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, движении и в общении. Группы должны быть оснащены современным игровым оборудованием, которое включает наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность.
Спасибо за внимание!
Слайд 16
Практическая часть
Предложить разделиться на 2 команды, дать им названия; провести семинар в соревновательной форме между командами.
Слайд 17
Задание: Составить пословицы.
Язык, голова, болтает, отвечает, а. (Язык болтает, а голова отвечает).
Порознь, а, вместе, хорошо, петь, говорить. (Петь хорошо вместе, а говорить порознь).
Книга, не, манит, к, себе, а, пряник. (Книга не пряник, а к себе манит.)
Ум, без, крыльев, птица, без, как, книги. (Ум без книги, как птица без крыльев).
Всегда, пустой, нос, кверху, колос, дерет. (Пустой колос всегда нос кверху дерет).
Не, капусту, шинкуют, языком. (Языком капусту не шинкуют).
Бранятся, тешатся, только, милые. (Милые бранятся, только тешатся).
Слайд 18
“ В мире сказок”.
Задание: Нужно назвать героя сказки, который мог бы разместить в газете такое объявление. А заодно вспомнить, как называется литературное произведение и кто его автор.
Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машинку. (Старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке”).
Несу золотые яйца. (Курочка Ряба из русской народной сказки).
Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Доктор Айболит из сказки К. И. Чуковского).
Отмою все! (Мойдодыр из произведения К. И. Чуковского).
Слайд 19
«Составь слово из слогов и отгадай сказку» (в форме финвордов).
Задание : Команды получают карточки с заданием (разные) и выполняют его в течение 2 минут. Учитывается скорость работы и правильность. Ответы необходимо написать под каждым заданием. В наборе слогов зашифрованы русские народные сказки.
Кашечрохав («Хаврошечка»)
Боклоко («Колобок»)
Зоркомо («Морозко»)
Човокамйюд («Дюймовочка»)
Дыродйом («Мойдодыр»)
Гукаснероч («Снегурочка»)
Комерет («Теремок»)
Щеинакатар («Тараканище»)
Слайд 20
«Сказка ложь, да в ней намек»
3адание . Инсценировка
Сказка является мощным средством для речевого, познавательного художественно-эстетического развития ребенка. Сказка помогает детям понять, что такое добро и зло, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Дети легко узнают сказки по персонажам, отрывкам, иллюстрациям. Вам будет задание сложнее. Одной команде надо показать инсценировку какой-нибудь сказки при помощи невербальных средств общения (жестов, пантомимики, мимики); другой надо отгадать ее название. Потом команды меняются местами.
Такие задания развивают у детей творчество, воображение. Дети становятся более свободными, раскрепощенными.
Закончить нашу встречу мне хотелось бы следующими словами:
В. А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без того он – засушенный цветок.
Источник
Анна Лаптева
Семинар для педагогов «Игры, способствующие речевому развитию детей»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 25 г. Курганинска муниципального образования
Курганинский район
Семинар
на тему:
«Игры, способствующие речевому развитию детей»
Подготовила:
Лаптева А. А.
г. Курганинск,
2015г.
Слайд 2
Цель: систематизирование и углубление знаний педагогов по теме: «Игры, способствующие речевому развитию детей».
План проведения
1. Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.
2. Условия успешного речевого развития.
3. Практическая часть
1. Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.
Слайд 3
Речь – великая сила: она убеждает, обращает,принуждает.
Р. Эмерсон
Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.
Примерная структура занятия слайд 4
Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем таких, как:
— односложная, состоящая из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
— бедность речи. Недостаточный словарный запас;
— замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление не литературных слов и выражений;
— бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно;
— неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо)
— отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
— отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Слайд 5
2. Условия успешного речевого развития
В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:
— сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;
— сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой.
2. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:
— речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;
— в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
3. Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:
— следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);
— наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.
4. Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:
— сотрудники обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;
— помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;
— обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);
— знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.
5. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:
— учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;
— учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.
6. Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:
— поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;
— организуют диалоги между детьми и со взрослыми.
7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
8. Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:
— стимулируют детей комментировать свою речь;
— упражняют в умении планировать свою деятельность.
9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.
10. Сотрудники поощряют детское словотворчество.
Слайд 6
3. Практическая часть
«Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире».
В. А. Сухомлинский
Предложить разделиться на 2 команды, дать им названия; провести семинар в соревновательной форме между командами.
Слайд 7
«ПОКАЖИ-УЗНАЙ»
Жесты, поза движения.
«Отгадай, кто я, что я делаю»
— Сесть, как королева;
сесть как подсудимый на скамью,
сесть как провинившейся малыш;
пройтись, как артисты балета;
подбросить и поймать мяч;
пройтись как манекенщица;
развернуть и сложить газету;
наколоть дров;
пройтись как старый человек;
несколько раз перелить воду из одного стакана в другой
Слайд 8
Составьте пословицы и поговорки из набора слов:
Задание: Составить пословицы.
Язык, голова, болтает, отвечает, а. (Язык болтает, а голова отвечает).
Порознь, а, вместе, хорошо, петь, говорить. (Петь хорошо вместе, а говорить порознь).
Книга, не, манит, к, себе, а, пряник. (Книга не пряник, а к себе манит.)
Слайд 9
Ум, без, крыльев, птица, без, как, книги. (Ум без книги, как птица без крыльев).
Всегда, пустой, нос, кверху, колос, дерет. (Пустой колос всегда нос кверху дерет).
Не, капусту, шинкуют, языком. (Языком капусту не шинкуют).
Бранятся, тешатся, только, милые. (Милые бранятся, только тешатся).
Слайд 10
“ В мире сказок”.
Задание: Нужно назвать героя сказки, который мог бы разместить в газете такое объявление. А заодно вспомнить, как называется литературное произведение и кто его автор.
Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машинку. (Старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке”).
Несу золотые яйца. (Курочка Ряба из русской народной сказки).
Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Доктор Айболит из сказки К. И. Чуковского).
Отмою все! (Мойдодыр из произведения К. И. Чуковского).
Закончить нашу встречу мне хотелось бы следующими словами:
В. А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без того он – засушенный цветок.
Источник